Научная статья на тему 'Жанр «Объяснение» в речи амурских старожилов'

Жанр «Объяснение» в речи амурских старожилов Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
218
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
амурские говоры / диалектная коммуникация / речевой жанр / объяснение / традиционная речевая культура / языковая личность

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Лагута Нина Владимировна

В статье на материале русских говоров Приамурья рассматривается структурное и содержательное наполнение РЖ «Объяснение», выявляется специфика его функционирования в диалектной коммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанр «Объяснение» в речи амурских старожилов»

УДК 800.86/87; 801.1

ЖАНР «ОБЪЯСНЕНИЕ» В РЕЧИ АМУРСКИХ СТАРОЖИЛОВ

Лагута Нина Владимировна канд.филол.н.,

доцент кафедры русского языка Амурского государственного университета,

г.Благовещенск

E-mail: nlaguta@mail.ru

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: амурские говоры, диалектная коммуникация, речевой жанр, объяснение, традиционная речевая культура, языковая личность

АННОТАЦИЯ: В статье на материале русских говоров Приамурья рассматривается структурное и содержательное наполнение РЖ «Объяснение», выявляется специфика его функционирования в диалектной коммуникации.

Одним из актуальных аспектов исследования диалектной речи является анализ функционирования речевых жанров (далее - РЖ). По мнению М.М.Бахтина, «...даже в самой свободной и непринужденной беседе мы отливаем нашу речь по определенным жанровым формам» [1, с. 255], следовательно, вся речь говорящего может быть рассмотрена как реализация различных РЖ.

Выбор лингвистического анализа жанра «Объяснение» не случаен: объяснение неизвестных реалий информантом в работе собирателя диалекта играет огромную роль. С одной стороны, узнавание самих новых реалий и их истолкование - одна из первостепенных задач диалектолога, с другой - уклад деревенской жизни значительно отличается от городского, и потому для собирателя диалекта, который является жителем города, иногда трудно без толкования названия неизвестного предмета или явления понять, о чем ему сообщает носитель диалекта. Например:

И.К. (собиратель диалекта); А вот у вас в селе нет бань «по-чёрному»?

А.В.(носитель диалекта); Да-а одна ... ну, она э-э... и по-чёрному и по-белому теперь, всяко топится. По-чёрному., раньше были бани по-чёрному.

И.К.; Вы мылись в таких банях?

А.В.; А как же не мылась? Сама, строила сама, делала сама, топила. А кто же будет для этого же? А на западе, там у них таких бань нету, там всё по-чёрному. Там по-чёрному. Вот зdдорги сделанные.

И.К.; Зdдорги? А что такое зdдорги?

А.В.; Ну-у... стены вот выложенные из кирпича или из глины сбитые, а тут э-э... от сенокоски колесо-о сверьху лежит, а на колесо на ето-о - ка-амни такие вот э-э... кладутся, ну, как дикой камень - та... такие вот. Капу-усту задавля-ют этими камня-ами. Вот таки ка-амни ло-ожутся И вот, топишь, а впереде чугун стоит мазаной, вода греется. И вот она вытопится... ну, другой раз хорошо мыться, а кто не умеет, дак вымажется. Другой раз и вымажутся. Кто никогда не был, это то (Кизилова А.В., с. Черновка).

Как показывают наблюдения, РЖ «Объяснение» обычно включается в такие сложные (по классификации М.М.Бахтина [1]) РЖ, как «Воспоминание» и «Бытовой рассказ». Цель данных жанров - различные операции с информацией. Поэтому наиболее важным фактором является непосредственно передача информации, и в интересах говорящего подать ее так, чтобы удовлетворить потребности слушающего.

В основе разграничения информативных РЖ находятся цель высказывания, направленность действия на говорящего или слушающего, степень участия их в коммуникации [2]. Коммуникативная цель эксплицируется в РЖ с помощью разнообразных средств, которые и составляют своеобразие его формальной организации.

При описании модели жанра «Объяснение» мы будем придерживаться схемы анализа РЖ, предложенной Т.В.Шмелевой [3]. Она включает семь признаков: коммуникативная цель (намерение), образ автора, образ адресата, образ прошлого и будущего, диктумное содержание высказывания, тема речи и особенности языкового воплощения РЖ.

1. Коммуникативная цель РЖ «Объяснение» - возникновение у адресата понимания. Непонятное должно быть объяснено через более понятное - словами, которые знакомы большинству носителей языка: иначе говоря, нужно сделать непонятное понятным. Действие совершается в пользу слушающего, ему передаются опыт, знания говорящего. Например:

В доме стоит шифоньер, в нём четыре ящика засуваются. В него одёжу хорошу кладут, чисту.

Вытирались рушником. Ещё махры были. Это полотенце с бахромой. Сковородку брали чеплеёй. Варили харчи в горшках. Жидкие харчи - это хлебало. Харчи наливали черпачками.

Зимой из чушиного мяса делаю стрыгач. Его делают из сырого мяса.

Сами мололи муку. Первый сорт - это крупчатка, белая мука и лучшая. Мололи размол. Размол делается из разнобродней муки.

Дрожжи делали из высевков. Высевки - это отсев от муки. Их трут, затирают и сушат.

Катали хлеб, клали его на лист, лист в печку шурнут, золу разметут и туда хлеб. Буханки душистые были.

Делали затируху - похлёбку. Делали её из муки и крупы. Брали рис или пшено.

Квас делали из буряка. Его резали, клали в кадушку, ждали, когда закиснет, тогда и

пили.

Раньше девушки носили повязки, это ленты такие на голову.

На ногах носили козлйнки. Для них шкуру чинят и делают щиты.

Из овчинной шерсти делали катанки.

Зимой носили ватники, это такие штаны на вате.

В молодости собирались на вечёрку. На вечёрке песни пели, танцевали, играли. Соберёмся у тётки какой-нибудь, и там устраивали вечёрку.

Удочки разные были. Трёхпёрстка - на ней сразу три крючка было. Был бредень. Он десять метров в ширину и два метра в глубину. Ловили кету, горбушу в Амуре. Ночью рыбу ловили (о)строгой. Возьмёшь фонарь и ходишь, ловишь. Делали мордуши. Их из пров(о)лки плетут. В неё для приманки клали кесто. На глубину плавали в одноколенке с греблями. Это двухместная лодка с деревянными вёслами.

Выращивали огород. Сажали берлинку, это такой сорт картофеля. Корка на (н)ом грубая, корявая. Сажали скороспелку, она поспевала за сорок дней.

Выращивали лук батун, семейный, репчистый.

На огороде много сорной травы. Растёт мокрец, лебеда, бурячок. (Скрипченко И.Н., с.Черновка)

2. Образ автора. Инициатива в создании РЖ «Объяснение» во многом принадлежит

говорящему (в нашем случае носителю диалекта), для которого небезразличны такие характеристики слушающего как свой/чужой, старший/младший,

авторитетный/неавторитетный. Слушающий в ситуации беседы с диалектоносителем -городской житель, он чужой и, как правило, младший. Авторитетность/неавторитетность слушающего для диалектоносителя определяется конкретной ситуацией и личностными качествами собеседников. Говорящему важно, учитывая характеристики слушающего, как можно доступнее объяснить значение непонятных ему слов, рассказать о неизвестных предметах, действиях. Говорящий не уверен в успешности коммуникативного акта, так как слушающему может не хватать знания реальной ситуации, ведь он человек, принадлежащий к иному социуму. Форма «объяснить» не эксплицирует обязательно достигнутого понимания, то есть автор высказывания не может быть абсолютно уверен в том, что информация, которую он пытается объяснить, правильно и в полном объеме понята адресатом. Например:

Мама у меня шила. И я ряднушки всегда сама делала, никогда не покупала. Укрыться всегда было чем. Ряднушки из цветных лоскутьев делали. Сначала лоскутья на вертеле

сучишь, затем сшиваешь (Селенчук А.И., с.Черновка).

3. Образ адресата. Слушающий может провоцировать говорящего на создание РЖ «Воспоминание», преследуя свою цель, активно участвуя в коммуникации. Рассказ-объяснение, следовательно, может являться реакцией на реплику-стимул собеседника, интересующегося каким-либо явлением, предметом действительности, ему не известным.

- А косачи - это кто?

- А косачи это чё-орные. Краси-ивы... Красивые, гребешки красные, больши-ие такие, как... как ку-уры. Их в заре на берёзках тоже стаями, по полсо-отни штук, бо-ольше, где-то в одном месте усядутся, и вот их охотники и стреляют, и-и петлями ловят, и всяко. КуропатЫ беленькие, как курочки. А мясо вкусное из них, хорошее (Кизилова А.В., с. Черновка).

- А плов как варили?

- А плов варили: ри-ис, э-э... морковочка, курятина, мясо, пожалуйста. Мясо это-о отваришь, откинешь в эту жижку ри-ис, его не мешаешь, он так, сам по себе, так разложится, а тода-а морковку пережаришь, туды мясо ето (Кизилова А.В., с.Черновка).

4. Образ прошлого и будущего. Данный жанр преимущественно реактивный, представляющий ответ на прямо заданный вопрос: что это значит, что это такое и т.п. Но вопрос может быть и не задан, а лишь предполагаться говорящим, тогда «Объяснение» носит инициальный характер:

Дедушка был ходок. Ходоки - это те, кто собирался и шёл искать себе новые земли (Дашукова А.П., с. Черновка).

5. Событийное содержание. Повествование строится как толкование предыдущего понятия, явления. Причем высказывания РЖ «Объяснение» включают не только толкование, но и иллюстрацию объясняемого. Событийное содержание не включается в личную сферу говорящего.

Мы в детстве любили, кода мама борщ варила. Зимой борщ со свёклой варила, а весной еще щавель с курочками рвала в борщ. Курочки - это травка такая. Берёшь её, ешь, а она такая кисленькая (Пинтусова М.А., с.Черновка).

6. Языковое воплощение. Высказывания РЖ «Объяснение» представляют собой преимущественно метатексты, в которых присутствует предмет толкования и само толкование неизвестного. Толкование может быть представлено в виде высказывания с выраженным показателем - частицей это:

Хлеб мы когда-то сами пекли. Господи, как вспомнишь, что только не пекли, и так, и на религиозные праздники. На сороки, это в честь сорока мучеников, заводили дрожжевое тесто из вальсовки, это лучший сорт муки (Черногор А.А., с.Черновка)

Если необходимо дать объяснение процессу, в основном используются описательные конструкции с целевыми придаточными предложениями:

Из молока я варю творох, варенец. Чтобы сготовить варенец, нужно варить молоко в русской печи. Когда молоко скиснет, то это получается кисляк, или простокваша, и можно в тесто (Черногор А.А., с.Черновка).

Молоко ешшо перегоняли в масло, творог, сыр делали, варенец. Чтоб варенец получился, надо молоко прокипятить и сметаной заквасить (Пинтусова М.А., с.Черновка).

Кроме того, для РЖ «Объяснение» характерно частое употребление неопределенноличных конструкций. Например, рассказ о том, как происходило переселение:

А суда приезжали, расстраиваться начинали, огороды корчевали, деревья раскорчёвывали. Обкапа(е)шь дерево, подруба(е)шь его и вручную вытаскива(е)шь -тракторов-то не было (Пинтусова М.А., с.Черновка).

Рассказ-объяснение имеет характерную структуру: называется предмет, объясняется его название, описываются внешний вид, способ изготовления, назначение предмета. Самые распространенные схемы строения данного жанра следующие:

1) «X обладает свойством Y» (схема характеризации):

Курочки - это травка такая <...> она такая кисленькая;

2) «X приготовлен (состоит) из Y» (схема включения, состава):

Буркй - это материал, а в середине вата, и сверху материал, и их сострачивают;

3) «X производит характерные действия»:

Сводня - кто сводит, разводит;

4) «X вызывает реакцию у Y»:

Тошнотики - лепёшки, от тошнотиков тошнило.

Объясняя значение, говорящий оперирует величинами, известными слушающему: называя предмет/действие, старается привести производящие, однокоренные слова, синонимы, антонимы, что демонстрирует осознание им языковых отношений мотивированности, гиперо-гипонимических отношений, а также синонимии и антонимии. Например:

Раньше ещё делали затируху, это когда в яйце муку затирают. Я затируху и щас иногда делаю (Черногор А.А., с.Черновка).

За Николаевкой есть дорога, её называют царской. Рассказывали, что только царь мог по ней ездить (Хабарова Е.Ф., с.Черновка).

Пятистенок - это дом, к которому прирубали стену. Семья сначала малая, потом семья прибавлялась, и тогда стену прирубливали (Волков С.С., с.Черновка).

На моей усадьбе много построек. Есть стайка. В стайке живут и коровы, и птицы. На пустом месте делают пригон. В ясли сено бросают, корова оттуда сено таскает. А вон то дровенник, он для дров. Мужики дрова возят. Оне как двое или трое собираются и дрова возят (Волков С.С., с.Черновка).

Шишкари они, шишку рубят. Нарость на сосне шишка называется. В этой шишке смола есть (Волков С.С., с.Черновка).

Черновку назвали, потому что инженер Чернов командовал строительством железной дороги. Чужеумовка, потому что Чужеумов на перекрёстке постоялый двор держал (Хлыстов М. В., с.Черновка).

Засолка была. Чаны - это ямы с деревянными бочками. Двенадцать тонн были чаны. Корыто стояло, мыли огурцы. На засолочной работали, ложили специю и засолывали (Глазкова В.Н., с.Черновка).

Мы тоже хозяйство держим. У меня бараны есть, один бутыльник, я его сама из бутылки выкормила (Лебедева В.П., с. Разливное).

Как представляется, в любом высказывании, которое можно было бы отнести к РЖ «Объяснение», в качестве своеобразного, имплицитного метапоказателя будет выступать глагол объяснять. В диалектной речи он практически не употребляется, но в любом рассказе-толковании этот глагол всегда присутствует.

М.Я.Гловинская предлагает следующие схемы действия глагола объяснять:

Х объясняет У-у Р,

Х считает, что понимает Р;

У не понимает Р;

Х говорит У-у о Р то, что может сделать Р понятным для У-а;

Х говорит это, потому что хочет, чтобы У понимал Р [4, с.83].

где, в нашем случае, Х - носитель диалекта, У - собиратель диалекта, Р - новые реалии, которые вводит в свой рассказ носитель диалекта и которые непонятны собирателю диалекта. На основании тождествености ядерной семы («сделать непонятное понятным») в общую лексико-семантическую группу с глаголом объяснять - объяснить будут входить и следующие глаголы: пояснять, разъяснять, растолковывать, втолковывать. Все эти глаголы в разной степени интенсивности составляют сущность РЖ «Объяснение».

7. Тема речи. То или иное объяснение в речи носителей диалекта могут получить любые предметы или явления действительности. Однако необходимо отметить, что в диалектных текстах практически отсутствует объяснение абстрактных и нематериальных понятий, что, как представляется, имеет объективные причины: в зону осмысления чаще всего попадают объекты, находящиеся в обозримом, наблюдаемом, знакомом пространстве.

К основным текстовым темам рассказов-объяснений амурских старожилов относятся:

1. Объяснение назначения и внешнего вида предметов различной хозяйственной и производственной утвари.

2. Объяснение реалий животного и растительного мира родного края.

3. Объяснение (рецепты) приготовления праздничных и повседневных блюд.

4. Объяснения игр, обрядов, гаданий, примет, заговоров.

В настоящем выпуске альманаха подобраны рассказы-объяснения на названные темы, поскольку они наиболее часто присутствуют в воспоминаниях амурских старожилов о былом и в бытовых рассказах о неизвестных представителю городской культуры реалиях.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / сост. С.Г.Бочаров. 2-е изд. М.: Искусство, 1986.

2. Эмер Ю.А. Отглагольное имя в информативных речевых жанрах // Проблемы лексикографии, мотивологии, дериватологии. Томск, 1998.

3. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов, 1997.

4. Гловинская М.Я. Русские речевые акты со значением ментального воздействия / Логический анализ языка. Ментальные действия. М.: Наука, 199З.

РАССКАЗЫ-ОБЪЯСНЕНИЯ

1. Объяснение предметов хозяйственной и производственной утвари

«Сковородником сковороду подхватываешь»

Тихонова Клавдия Ивановна, 1928 г.р. с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Беседовала Попович Р., 2000 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Горшки в русскую печку раньше ухватом ставили. Сковородником сковороду подхватываешь. Карасей раньше в русской печке сваришь, это такая вкуснятина получалась! Золу из печки клюкой выгребали.

Мы раньше вышивали. Руки вытирали рушником. Это вышитое полотенце. Скатёрка у меня вышитая была. Гладью вышивали, крестом тоже. Вязали наволочники, скатёрки, салфетки разные. Рушлак - это вышитое полотенце, которое вешают над иконой.

Я всё время била масло в маслобойке. У нас был сделан туесок из берёзы. Из неё был сделан тот, в котором бьёшь масло. Всё плелось из бересты. Квашня тоже деревянная была. Тесто в деревянной посуде лучше поднимается.

«Без чепилы ни блина не спечёшь»

Черногор Антонина Андреевна, 1938 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовала Попович Р., 2000 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Всё готовили у русской печи, у чугунках. Их доставали ухватом, его также называют рогачём. Ещё была чепила, она для сковороды. Без чепилы ни блина не спечёшь. А тогда у печки наваришь на целый день

«Прутики - это иголки такие длинные»

Пинтусова Мария Алексеевна, 1926 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Мельникова О., Зайцева Д., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Мама у нас хлеб сама пекла, крутёлкой муку молола и пекла. Крутёлка - это таких два круглых колеса каменных. Одно лежит неподвижно, а другое крутить надо, и мука получается. Её потом просеивать надо было. А ешшо муку в ступе толкли. Токо это дольше и труднее, крутёлкой прошше.

Я раньше пряла, а шшас не пряду. А мама всю жисть пряла, у её прялка была. Две палки ставятся, снизу станок круглый на четырёх ножках. Ес(т)ь ешшо шпуля такая на железном мостике. Отсуда скубёшь и на шпулю наматываешь, а потом можно в моток смотать. А потом из этой пряжи носки да рукавички вязали. Чем вязали? Ну, рукавички да

носки прутиками вязали, а кружева да салфетки - крючком. Прутики - это иголки такие длинные. Ешшо я вышивала и крестом, и гладью. На сорочках вышивала, на рушниках. Это полотенца. Вышивала на кайме. Она как марля, на ей вышивать удобней. Ешшо постилки шили из кружочков ткани, ими кровати заправляли.

Печка была, как стена. Там вот такое отверстие, туды дрова кладутся, запаливаются, а дым вверх идёт и из трубы валит. Так вот, казанкй в это отверстие ставили, и в ём готовили. Казанки - это чугунки. А дрова во дворе в скирды складают, это поленницы такие, там дрова ровно складают, чтоб не разваливались. Ешшо навес делают, чтоб дож(д)ь дрова не посмочил.

Я в молодости на ферме работала, коров доила. Коров в стойлах держали, соломы туды ложили, чтоб теплее было, но всё равно холодно было, коровы мёрзли, и у меня руки замерзали, я ведь вручную доила, машин доильных тода ешшо не было. А телят отдельно держали, их сразу телятнице отдавали, она за ими и смотрела. Чем коров зимой кормили? Так, сеном, лушпайчиной какой, если есть, то и комбикормом. Комбикорм запарют, туды -лушпайки, да в лоханку нальют, чтоб корова ела. Лоханка - это такая, как бочечка, круглая, токо низкая. Лоханки у нас бондари делали: клёпку обставляли, обручами потом соединяли и в конце уже дно делали. А ешшо они бочки да водянки делали. Тоже клёпку обставляли, обручами крепили и дно вставляли. В водянки воду заливали и крышкой закрывали, чтоб туды ничего не падало.

Сено для коров с лета заготовляли. Косили на покосе, сушили, потом граблями согребали, вилами в копны складали, а копны потом стягивали и в стога складали. А чтоб их стянуть, шёсть длинный брали, под стог подталкивали, веревку перекидывали и ташшили. А косили сено литовками, косами то есть.

«Подгазетница - это полотенце такое...»

Ноншакова Раиса Сидоровна, 1924 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Мельникова О., Зайцева Д., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Я раньше много вышивала и салфетки, и сорочки, и подгазетницы. Подгазетница - это полотенце такое, пополам складывают и на стенку вешают, газеты туда складывают. Вышивала я по канве, она как марля, только покрупнее. Её к материалу пришиваешь и по рисунку вышиваешь, клеточки на рисунке на бумаге считаешь, а потом столь же клеточек на канве крестиком вышиваешь. Канва потом по ниточке выдёргивается, а рисунок остаётся. Я и просто гладью вышивала, и кружева вязала раньше. Тода мода была на кружева. И скатёрки крючочком вязала. Кода скатёрку вяжешь, сначала срединку вязать надо, а потом по рисунку: или целиком скатёрка, или кружочки отдельно вяжутся, а потом их соединяешь. Под кружева, ко(г)да вяжешь, подкладку подкладываешь, чтоб рисунок был лучше виден. И её лучше надо брать однотонную и тёмную, тода рисунок хорошо видать. Я как-то и на заказ кружева вязала. Помню, как-то женщина на работе мене заказала за хорошую цену кружево связать. Я то(г)да купила нитки тридцатого нумера, рисунок посложнее и покрасивше выбрала, целый месяц вязала, зато красиво получилось, аж жалко отдавать было <...> У меня и подруги многие и вышивали, и вязали. Одна так и в старости вышивала, до последу занималась, до самого последу. А я уже не занимаюсь: и глаза плохо видят, и руки не такие проворные, да я и пяльцы-то кому-то отдала.

«А ещё в матрасовку шишек хмелёвых набивали.»

Смолкина Елена Кузьминична, 1941 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Мельникова О., Зайцева Д.,2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Раньше матрасы соломенные были. Матрасовку соломой набьёшь, пару раз поспишь и новый можно набивать. А щас матрасов разве накупишься, а они все посбиваются - спать невозможно. А ещё в матрасовку шишек хмелёвых набивали, а от них такой обалденный

запах. Спишь на них как убитый. И врачи рекомендуют для тех, у кого бессонница. На полатях спали. Ставили козлы таки невысоки, прибивали доски сверху, вот на таких и спали.

«Это филёнка, филёнкой обшивают.»

Горев Алексей Макарович, 1918 г.р., п. Юхта Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Архипова Н.Г., Оглезнева Е.А., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Это филёнка, филёнкой обшивают. Это тоже облицовка, это в помещении. Дом простой, пятистенный. А пятистенный, знаешь, он разгороженный посредине, значит, этого. Так четыре стены, а посредине делается ешшо стена. И вот называется пятистенная. Прочнее стоит, и разделёны комнаты там. Ну, а окон скоко, кому скоко заблагорассудится, и стоко и делают. Обычно по зданию, как здание позволяет. Если большое здание, значит, больше окон; мало - значит, меньше окон <...>.

Вальцовка, ну, вальцовка - это вот уже проходит соответствующую. вальцы, и вот она проходит через эти вальцы и называется - вальцовка.

Сеяли лён, этот лён ткали, рубахи шили, штаны, юбки. Ткань из льна называлась холстина, из холстины холст ткали. Потом его подкрашивали. Ольха растёт, вот эту кору брали, варили её, потом эту холстину замачивали, а эту воду кипятили, и получался уже другого сорта, уже крашеная.

Рыбу ловили на закидушку. Это четыре-пять крючков на бечёвке. И вот забрасывашь её, а здесь в берег втыкашь колышек, привязывашь, вот она и называется закидушка.

«А у мужиков - кужулянки, они их по праздникам на вечёрку одевали»

Репешко Лидия Николаевна, 1918 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Записала Мальцева Е., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Раньше не шили польта, а были курмушки. А у мужиков - кужулянки, они их по праздникам на вечёрку одевали. Придуть хлопцы на вечёрку, а тут девки в курмушках. На голове картузы носили, кто - кужух, кто - фуражку. Шаровары какие-то хлопцы оденуть и идуть, на чёрта похожие. Сорочки, подштанники, всё своё, домотканное было. Лён гребнем вычёсывали. Выбеливають полотно, на снегу положуть полотны, а лён тоненький-тоненький, от снега он мягкий делается. В ступню его закладываешь и колотишь, он беленький-беленький становится. Скатёрки, наволочки холщовые. Рушничков понавяжуть, на весь дом понавешають. Юбок понашьють холщовых, а по низу вышивка. Идёть девка в такой юбке, сама юбка чёрная, а та, с вышивкой, наполовину из-под неё, красивая такая. Лапти сами мужики плели, а бабы - чулки вышиванные. Ботинки сами шили, но очень трудно было ботинок дожидать. Шкуры мочили в бочках, она мягкая становится. Закладываешь шкуру в крутилку и коня по кругу ворочаешь, мяли её.

«В маслобойке - кругляк. »

Колесникова Вера Ивановна, 1921 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Хакимова Л., Федотова М., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

У нас раньше молоко было, масло и сметану с маслобойке взбивали. В маслобойке -кругляк, маленькая чаша с дыркой, в которой палка, через эту дырку молоко отходит, пахта называется.

2. Объяснение реалий животного и растительного мира родного края

«Волвянки - это, поди, волнушки»

Пинтусова Мария Алексеевна, 1926 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Мельникова О., Зайцева Д., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Да, у нас здеся красиво. Грыбов много, ягод, голубица ес(т)ь, земляника. И грыбы всяки разны: и рыжики, и волвянки, ешшо сухой груз(д)ь ес(т)ь. Волвянки - такие маленькие, жёлтенькие грыбочки. А сухой груз(д)ь такой же, как и обычный, токо у простого груз(д)я шляпка влажная такая, склизкая, а у сухого - сухая, а по виду они одинаковые. Волвянки -это, поди, волнушки. А может, и волнушки. Ещё у нас опята растут; проскочки - это маслята. А проскочки, потому что их как поешь, так понос нападает. Ещё у нас синявки растут, сыроежки по-другому, лисички, оленьи рожки, грыбы такие без шляпок, а как кустик, с многими отросточками. Грыбов у нас много, и ягоды много. В речке рыбы много: ленок, карась, харюсь, налим. Харюсь - это такая рыбёшка, сантиметров пятнадцать -двадцать, не больше.

«.Краснопёрка, у неё плавники красные.»

Горев Алексей Макарович, 1918 г.р., п. Юхта Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Архипова Н.Г., Оглезнева Е.А., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

В Пёре щука ловится, краснопёрка, у неё плавники красные, вот она называлась краснопёрка. Налим, сом, касатка. Ко(г)да её на удочке вытягивашь, так она пишшит. Она большая не бывает, кости у неё острые. Гальян, пескарь, ерши, вьюны. Они похожи на змей. Где принято их кушать, так и кушают, а где не принято, дак и не употребляли.

На Дальнем Востоке вот эта вот голубица, смородина, малина, крыжовник, облепиха, жимолость вот растёт. Сейчас первые ягоды жимолости, брусника. Здесь нет черники, а на западе черника наподобе вот этой вот голубицы, значит, она такая плоская. Здесь она какая-то продолговатая (голубица), а черника совершенно другая, она очень вкусная.

«Улик - домик, где живут пчёлы»

Колесникова Валентина Андреевна, 1936 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовала Зенкова О., 2001 г .

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Улик - домик, где живут пчёлы. Мой мужик много их разводит, уже улик двадцать пять набралось. А с пчёлами надо ласково обращаться, они ведь не любят резкости. А эта доска с дырочками в бочке, чтобы они, значит, пчёлки, пили. Она вот сядет на дырочку и напьётся. Обычно мы каждый сезон собираем с пчёл по нескольку канистров мёда. А зимой пчёлы живут у нас на веранде. Едят они в это время мёд.

«Марь - это болотистое место, сыроватое»

Тюмин Аркадий Иванович, 1918 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Мельникова О., Зайцева Д., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Да, места у нас ничего, красивые. Голубика у нас есть, где марь хорошая, так её много растёт. Марь - это болотистое место, сыроватое. И грибы у нас есть: маслята, рыжики, красноголовки, подберёзовики по-другому, боровики ещё, волнушки, грузди.

Что-то в этом году власогрызок много. Это жуки такие большие с длинными усиками. Мы их в детстве грызиками называли, а здесь их стригунами называют. Мы ими в детстве девчонок пугали: поднесёшь резко к лицу грызика, а девчонка визжит. Что-то грызиков раньше видно не было, а тут налетели.

«Тополёвики здесь растут»

Тюмина Надежда Петровна, 1921 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Мельникова О., Зайцева Д., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Тополёвики здесь растут. Это грибы такие, вроде груздей, но не грузди, сверху корка у них тёмная.

«Гусятник - это трава такая, ковром по земле стелется»

Смолкина Елена Кузьминична, 1941 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Мельникова О., Зайцева Д.,2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Чёбрик - травка, маленькая такая, по земле стелется, с фиолетовыми цветочками. Его запаришь, и от простуды пить хорошее средство. А зверобой от девяноста девяти болезней помогает. Брусничный лист является общеукрепляющим, свежие ранки заживляет. Липовый цвет от простуды тоже служит. А это - часики: так покружишь, и они приблизительно время показывают. Мы ими так в детстве время смотрели - баловались.

У нас с дедом раньше хозяйство большое было. А щас только куры и гуси. Я их на улицу перед двором выпущу, они в земле копаются, гуси гусятник щиплют. Гусятник - это трава такая, ковром по земле стелется. У него листики, как ёлочка, только кругленькая. Да вот он!

3. Объяснение приготовления праздничных и повседневных блюд

«Ещё были шаньки, или ватрушки»

Черногор Антонина Андреевна, 1938 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовала Попович Р., 2000 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Хлеб мы когда-то сами пекли. Господи, как вспомнишь, что только не пекли! И так, и на религиозные праздники! На сороки - это в честь сорока мучеников - заводили дрожжевое тесто из вальсовки, это лучший сорт муки. Просеешь на сито, чтоб густое было. На Пасху пекли куличи, блины. Блины толстые, а блинчики тоненькие. Можно и с вареньем из голубицы, ревень. Также пекли тарочки, они круглые, с начинкой. Начинку делали из черёмухи. Ягоду мелят, перемалывают и кладут в тарочки. Ещё были шаньки, или ватрушки. Шаньки - это уральское название, их делали с творогом.

В войну делали тошнотики. Не дай бог вам такое попробовать! Делали их из гнилой картошки, потому-то и называли тошнотики.

«Ну, суп с галушками делали»

Пинтусова Мария Алексеевна, 1926 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Мельникова О., Зайцева Д., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Да какие блюда? Картошка да молоко - вот и все блюда. Ну, суп с галушками делали. Тесто замешивашь, а потом кусками просто берёшь и в суп кидашь. Мама ешшо гамулы жарила, это лепёшки такие. Чтоб их пожарить, надо сначала муку обжарить, потом её в

ступу сыпешь, но не всю, затем картошку отваренную, а потом остальную муку сверху. Потом всё это кулаком берёшь из ступы, лепёшку делаешь и жаришь. Вкусно получается!

Коноплю сушили, толкли и из конопляной муки готовили. Мак с молоком мешали, хлеб туды макали и ели. А щас ни конопли нету: всю наркоманы повырвали, и мак больше не сеют.

Из картошки еще деруны да бабку делали. На деруны картошку тёрли да жарили. А чтоб бабку сделать, надо картошку натереть да крахмал смыть, потом её в чугун ложишь, жиром заправляешь, и она там тушится. Вкусно! За уши не оттащишь! А мы в войну из картошки тошнотики делали. Это типа драников, только драники из свежей картошки делают, а тошнотики из мёрзлой картошки, которую весной по полям собирали. Её мяли и жарили.

А мы в войну чай из тыквы заваривали, пластами её режешь, сушишь на солнце, затем можно и в печи подсушить, а потом чай из её заваривали. Ешшо из тыквы повидлы делали: или её так чищену(ю) сваришь, или в печи спечёшь, а потом токо так наяриваешь.

4. Объяснение игр, обрядов, гаданий, примет, заговоров

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

«Мы на блюдце гадали»

Черногор Антонина Андреевна, 1938 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовала Попович Р., 2000 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

В молодости мы с девчатами собирались и шли на тырло. Вы сейчас говорите - на танцы. На Новый год мы с подружками собирались у кого-нибудь дома и гадали. Мы на блюдце гадали. Вызывали духа и спрашивали про себя. Я спрашивала, кто мой муж будет.

«Ещё гадали по-всякому, на блюдце, на бумаге»

Тихонова Клавдия Ивановна с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовала Попович Р., 2000 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

В молодости мы ходили колындовали, пели песни, плясали. Ещё гадали по-всякому, на блюдце, на бумаге. Это всё со свечкой делается в темноте. На блюдце ворожили. Ещё гадали по дровам. В темноте заходишь в сарай, берёшь охапку дров и считаешь. Если чётное число

- то в этом году выйдешь замуж, а если нечётное - то сидеть тебе ещё в девках. Самое страшное гадание - с двумя свечами и зеркалом. Надо остаться в полночь в бане одной и смотреть в зеркало. Кого там увидишь - за того и выйдешь замуж. Вобще я так не ворожила, потому что разные плохие истории про это рассказывали. Мы были молодые, и нам было страшно. Зато ворожили по-другому. Идёшь по воду в колодец в двенадцать часов, приносишь и наливаешь в блюдце. Блюдце должно быть чистым, без всяких цветов. Смотришь в зеркало на кольцо и загадываешь любимого. В кольце должен появиться мужчина. Я увидела военного в кубанке. Потом я его встретила на Новый год. Он пришёл обедать в столовую. Через несколько дней мы с ним познакомились.

На берегу реки качели были, и там было тырло. Танцевали краковяк, яблочко. Вобще, в игры разные играли. Ну, парами становишься, а кому нет пары - тот и есть лишний. Ну и называется игра «Третий лишний».

«В детстве мы в волчочки играли»

Пинтусова Мария Алексеевна, 1926 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Мельникова О., Зайцева Д., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Паску мы красиво отмечали, пекли паски, яйца красили, гуся готовили. Каталися у нас. Забиваешь кол, надеваешь колесо, привязываешь санки к этому колесу и катаешься. На

Масленку блины пекли. Вообще красиво было! А щас ничего такого нет. Сани были здоровые. На сопку их тянешь всем гуртом, а потом оттуда кто как может и катилися.

В дестве мы в волчочки играли. Там две палочки нужны, одну кладут на землю, другую

- на её и бьют, потом бегут за ей и ловят. Мы еще в перягонки играли: все убегают, а один догоняет, кого догонит - тот и вадя.

«Ласточки низко летают - к дождю»

Смолкина Елена Кузьминична, 1941 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Мельникова О., Зайцева Д.,2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Примет я мало знаю. Ласточки низко летают - к дождю. Если что-нибудь забыл, нужно вернуться, посмотреть в зеркало, три раза сказать: «Чур меня! Чур меня! Чур меня!» или плюнуть три раза через левое плечо. Чтобы дождь пошёл, ганки поливают. Ганками называют ступеньки крыльца.

А у нас в деревне знахарь был - Святин. Перед смертью он сказал: «Приходите ко мне на могилку, дождь просите, и дождь пойдёт». Я пару раз ходила, просила, и дождь был. А ещё примета есть: если собака вверх воет - к пожару, вниз - к покойнику. Левая рука к деньгам чешется, а правая чешется к тому, что здороваться с кем-то будешь. Левый глаз чешется на удачу, правый - всплакнуть. Если чёрная кошка перешла дорогу, надо закрыть глаза, взяться за пуговку, три раза сказать: «Чур меня! Чур меня! Чур меня!» и пройти то место, где пробежала кошка.

В детстве в игры мало играли. Я ж в интернате жила. Ну, играли в «Двое, третий лишний». Это когда в круг становятся несколько групп по два человека, затем двое игроков начинают бегать вокруг стоящих. Один убегает - другой догоняет. Когда убегающий устаёт, он становится впереди одной из групп, а стоящий в этой группе позади начинает убегать от догоняющего. Если догоняющий догоняет, то он становится убегающим, а убегающий -догоняющим. Ещё играли в «Угадай, кто». Один становится спиной ко всем, один из играющих ударяет его по спине. Стоящий спиной ко всем разворачивается - в это время все кричат: «Я! Я! Я!». А он должен угадать, кто его ударил по спине. Больше чё-то я игор не помню.

«Лечить от порчи корову так»

Волобуева Любовь Даниловна, 1927 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовала Туякова А., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Рожок удержит ведро - то вёдренный месяц буде. Если не удержится - то дождливый месяц. Ой, дождик будет - с гнилого края ветер подул, хмарь на небе.

Лечить от порчи корову так: навоз с трёх дворов, двенадцать новых иголок. Утром подоить корову, до солнышка, всё на сковороду и оставить на печке. И ведьма прибежать должна!

«Могу болезнь заговаривать»

Демидов Николай Павлович, 1937 г.р., с. Чембары Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовала Мальцева Е., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2006 г.

Могу болесь заговаривать. Огники могу заговаривать. Если соскочил на лице, сорвал его, а он по всему лицу пошёл. И вот плювать на огонь не(ль)зя. А надо так: три лучинки зажигаешь и соединяешь их концами, а в это время воду кипячёную брызговаешь на лицо и приговариваешь: «Антон-огонь, возьми свой огонь». И так три раза. От испуга могу

заговаривать. Берёшь три уголька горячих, опускаешь в воду и говоришь. тебя как зовут? Вот и говоришь: «Лена, не бойсь! Лена, не бойсь! Лена, не бойсь!». И так три раза тоже. И воду брызговать на тело. Всё это делать надо перед закатом солнца. Ещё голову могу лечить. Голову правлю, ко(г)да в больнице говорят, что сотрясение мозгов, тошнота открывается. Вот, значит, измеряю верёвкой и отмечаю виски и переносицу, а потом смотрю, чтобы сходилися. Если не сходятся, то, значит, сдвиг. Вот виски должны совпадать, и переносица с затылком. А не совпадают хоть вот настолько, начинаю править, крутить, вертеть туда-сюда, чтобы на место встало. Вот так и правлю. А люди теперь, где встретят, «спасибо» говорят.

РЕЧЕВОЙ ЖАНР «ВОСПОМИНАНИЕ»

В РЕЧИ АМУРСКИХ СТАРОЖИЛОВ

В настоящем выпуске альманаха продолжается публикация рассказов-воспоминаний амурских старожилов (см. «Слово. Фольклорно-диалектологический альманах». Вып. 2. 2005 г.). В первую очередь, это связано с тем, что РЖ «Воспоминание», выступающий в качестве вербализации прошлого опыта, является неотъемлемой частью речи диалектоносителей. Кроме того, по объективным причинам тексты именно этого жанра преобладают в собранном в ходе работы диалектологических экспедиций материале. В рассказах-воспоминаниях отражены темы жизни и судьбы человека, военной службы, крестьянского быта и труда, праздников и обрядов.

«Судьба у меня печальная, очень печальная»

Пичуева Наталья Ильинична, 1940 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовала Попович Р., 2000 г.

Обработала Лагута Н.В., 2005 г.

А зачем вам свою жизнь рассказывать. Судьба у меня печальная, очень печальная. Никому такого не пожелаю. Замуж я вышла в деревне Белоногово, и с тех пор пошли мои несчастья. Для свадьбы мы зарезали корову. В тот же день свекровка умерла. На следующий день померла золовка. Померла в муках. А мужик мой заболел. В больницу поздно увезли, там он и умер. Его (а)натомировали. Оказалось, у коровы была сибирская язва. К этому времени я себя стала плохо чувствовать, и меня положили в больницу. В это время я была беременна. Врачи говорили мне не рожать. Они хотели сделать аборт, говорили, что я ненадёжная. Я долго лежала в больнице и потом выздоровела. И потом я поехала в Мазановский район. Там встретила второго мужа. Прожила я с ним шестнадцать лет, и он умер. С другим сошлась. Но смерть пришла, и третий мой мужик умер. С ним я прожила девятнадцать лет.

Я самая последняя была в семье. С родителями я жила в Серышевском районе. Маму и тяту называла «на вы». Мы раньше «выкались», а теперь все «тыкают». Мы раньше о таком и подумать не могли. Однажды я играла с батей в карты. Походила к нему, а он и говорит мне: «Брешешь!», а я - «Сам ты брешешь!». Даже не знаю, как это у меня вырвалось! Моей маме сразу плохо стало, и она упала в обморок. Я к ней сразу подбежала, заплакала, просила прощения, обещала, что никогда «на ты» не скажу. Вот как раньшо было!

«Там, в Манчжурии, встретили войну»

Редькин Василий Григорьевич, 1924 г.р., с. Чембары Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Назарова Т., Хорош Н., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2005 г.

Родители крес(т)ьяне, переехали с Белоруссии, Половский район. Переехали в Михайловку. Получили участок, абсолютно необработанный. А нас шестеро детей было. Значить, был колхоз в Михайловке. Колхоз имени Мухина. Мухин - это был первый председатель облисполкома. Закончил я четыре класса. До школы было двадцать два километра. Ко(г)да закончил, были одни пятёрки. Потом я штурвальным на комбайне работал. В тридцать девятом пошёл на курсы механизации Бурейского района. Как закончил,

работал комбайнёром на МТС. Это машинно-тракторная станция. В сорок втором году в августе нас призвали в армию. Потом отпустили, хлеба убирать. А четвёртого октября вторично забрали. В сорок втором году дивизию на фронт: мы гарнизон охраняли. Служил я в авиации в Хароли. Это райцентр. С девками служил, тягал орудия, в артиллерии служил. Отправили на фронт нас в Монголию. Получили лошадей, до Улан-Уде неделю добирались. Потом в роту. Здесь, значит, пробивали тайгу, город Мулйн. Это в Манжури(и). Там, в Манжури(и) встретили войну. Враги постоянно понужали, стреляли по нам. Ко(г)да поехали дальше, с нами было восемь раненых. Леса непроходимые! Брали МударьЯн (Муданьдзян -?). У нас была трёхсота стрелковая дивиз(и)я. На станции Яблочная похоронили товарищей. Потом попали в окружение. Погрузили нас, и в Харбин. Четыре месяца там служили. Возили трофей, провизию. <...> На свадьбе участвовал. Майор - его пригласили, и меня тоже. Родители выдавали две дочери и одно застолье. Народа много было. Закуски много. Картофель тушёна, разнообразные блюда. Там (в) Харбине у русских традиция есть: если невеста нечестна, то пьют вино, а если честна, то всё пьют. Но пьяных нет. Были и на китайской свадьбе. Там за невестой несут ящик разукрашенный, а жениха впереди несут. Их посыпают зерном. Они заходят в зал, навроде сцены. Мужчина чё-то читал, они покланются. Все гости платят деньги, чтобы попасть на свадьбу. Спиртного совсем никакого. В январе уехали в Приморский край и служили. Получили студебеккеры в Харбине. Учили четыре месяца меня на трактора(х).

В марте, седьмого, уволился. Приехал в деревню. В пясят девятом выехал из-за того, что нет школы. Школа далёка. Жену зовут Клавдия Фёдоровна. Познакомился с ней в сорок седьмом году, тринацатого августа. Я работал комбайнёром, а у нас не было прав. Решили организовать курсы шоферов. Я возглавлял. Поехали сдавать экзамены в Уссурийск. Трое не сдали, сдали в третий раз кое-как. Их потом на ковёр, к начальству. В пя(тьде)сят девятом году в Черновку приехал, двадцать четвёртого марта. Дом наш был, где сосняк. Ко(г)да сюда переехал, был бригадиром. Здесь в деревне была тыща триста гектаров. Хозяйство расширялось, построили клуб, медпункт, магазин, контору. В шесят четвёртом повышал квалификацию в сельхозинституте. В то время было четыреста трицать токо дойных коров и полторы тыщи голов крупного рогатого скота. Был я награждён за показатели орденом Ленина.

Я в молодости гармонист был, на вечёрках играл. Девки танцевали, аж песок кверху. Играл «Синенький скромный платочек», «Крутится - вертится шар голубой», «На позиции девушка». Танцевали танго, вальсы, фокстроты. На баяне редко кто играл. Он сложней. Гармонь кругом была. Модна была. На балалайке, на мандолине играл. Мандолина кругла така и двенадцать струн.

«Я много где работала»

Ноншакова Раиса Сидоровна, 1924 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Мельникова О., Зайцева Д., 2000 г.

Обработала Лагута Н.В., 2005 г.

Нас в семье четверо девчат было. Две сестры поумерли, и родители обои поумерли. Мать в детстве в Воронежской области жила. Её оттудова привезли, ко(г)да ей токо двенадцать было. То(г)да многие сюда ехали, добирались где пешком, где пароходом, где как. Жили мы в селе, тридцать километров от Серышева. Потом там в двадцать девятом году наводнение было. Уехали оттудова. Все семьи позабрали. Там ещё пароход ходил, собирал людей да скот. Ко(г)да сюда приехали, отец устроился на дорогу работать. Тут то(г)да одна путь была. Стали вторую строить. Село у нас весёлое было, молодёжи много было. Бывало, раньше молодёжь на речку идут, а щас все повымерли, нету никуда ни поехать, ни пойти.

Я много где работала. В войну два годы на комбайне работала, специально на курсы комбайнёров ходила. После войны в трубном работала, на «Амурстале», да в «Промстрое». А потом, после операции, - семнадцать лет в клубе, с клуба на пенсию пошла. Теперь вот в огороде ковыряюсь.

Я в войну не токо на комбайне работала, ещё и на тракторах ездила. А трактора старые были, ломались часто - чинить нечем было, запчастей не было. Это щас запчастЯ

есть. Вот как могли, так и выкручивались. А куда деваться, сеять-то надоть. А мальчишек всех на фронт забрали, вот девчонки в поле и работали. И в холод, и в слякоть работали. Нам ведь как говорили: «Не пойдёте - судить будем». В войну хлеб давали по триста грамм на иждивенца, муку делали из сои с пшеницей. Сои, конечно, в муку больше ложили, оттого она совсем чёрная была. Ещё в войну налоги платили - колхозный и военный. Облигаты (облигации) подписывали.

Не, свадеб раньше не было, так сходились. Семьёй посидят и всё. Это щас машину перестревают да выкуп от жениха за невесту просят. А раньше всё по-простому было. Мы с мужем ко(г)да сходились, тоже просто семьёй посидели. Правда, ещё со стороны мужа какая-то мелкая родня была, но немного.

«Работы много было»

Шишкина Евдокия Кузьминична, 1914 г.р., с. Москвитино Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовала Мальцева Е., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2005 г.

Родилась в Воронеже в тыща девятьсот четырнацатом году. Родители тоже с Воронежской области, село Никольское. В тыща девятьсот трицать девятом году по переселению приехала в колхоз имени Жданова. Приехали, в нижнем посёлке дали квартиру. Овощи выращивали. Папа на тракторе работал. В сорок первом году война началась, мужиков забрали, а я с ребёнком. Выращивали все овощи и гарбузы. На мельницу на быках ездили, зерно возили в колхоз. Работы много было. Война была. Нагрузишься десять мешков на быков, и везёшь, и едешь в Рождественку на мельницу, а там - очередь. Пока дождёшься своей очереди, смелешь, и ночью - обратно. А быки шли в темноте. Никто не управлял, а они не сбивались с дороги. В деревне всего два мужика: один - безрукий, другой - так. какой-то. Всё на женщинах. Детей в детсад увезёшь и работаешь до ночи. Даже детей забрать некогда. Садик в две смены работал, а мы работаем до двенацати ночи. Спасибо, соседка добрая - корову загоне, подое(т) и принесёть молоко. А с утра опять встаёшь до солнца на работу, выезжаешь и до двенацати ночи опять на пасе. После войны мой мужик вернулся. А чё он? Негодный. Его контузивало, четыре ранения. С военкомата позвонили, вся деревня встречала. Он вернулся со Свободного, с госпиталя. Резали быка, вся деревня гуляла. У него очень много было наград. Пять лет прожил и умер. Но про войну ничё не рассказывал. Про Сталинград говорил, что, когда Волга текла, вода красная была. И лично сам Сталин за оборону Сталинграда наградил медалью. Потом он и в Германии был.

После войны колхоз был. Зерно мололи для яслей, для бригады. Снопы вязали. Всё вручную, всё на трудодни. Жизнь была тяжёлая. Совхоз затем появился. Сначала назывался «Овоще-молочный Свободненский совхоз». Затем назвали в честь Москвитина Москвитинским.

«Тут жених прибежал, ревет, как бык.»

Василец Наталья Ивановна, 1937 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл. Беседовали Хакимова Л., Федотова М., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2005 г.

Семья большая была, тринадцать детей. Два умерло. Держали две коровы, молоко пили. Ели лебеду, щавель, тыкву. Мама сварит ведро, мы бегим, подружки со мной, едим.

Замуж рано вышла. Свою первую любовь встретила, когда пошла работать на ферму. Свадьба была, но обвенчального платья не было. После свадьбы уехали жить в Белогорск. Но потом нас переманули из Белогорска сюда. Свёкр обещал дом построить. Жили трудно, у нас уже было двое деток.

Сватали меня два друга. Принесли булку хлеба: если согласна - то надо было разрезать. Они долго меня уговаривали. Доуговаривались. Я разрезала хлеб. Друг его аж (в)верьхь подпрыгнул.

Свадьба была в писят шестом году. Женщины на ферме уговаривали не уходить. Я у них самая дольшая была. Девки цветов на венок собрали, лентов туда вплели, а я прихожу и говорю, что... не пойду замуж.

Тут жених прибежал, ревёт, как бык, и говорит, что пойдёт повешается. Я пожалела его, согласилася. Ведь я уже с ним год ходила. Сначала сидели у невесты, потом пошли к жениху, а дождь влупил! Мы под дождём к жениху шли через речку три километра. Зашли в клуб. Нам заказали вальс. Мы токо вдвоём танцевали. Тама моих много поклонников было. У меня вообще всегда много ухажёров было. А я токо с ими дружила. Если мне тода сечашний ум, я бы не так сделала.

На следущий день пошли за моей постелью.

Тут спать идти, а мы видим, что кто-то на нашей кровати завалился. Это сестра моя напилась, да и уснула на нашей кровати. А потом, видать, очухалась, так и сиганула от нас.

Забрали наутро с дома постель. У жениха спрашивали, девушка была его невеста или нет? Если да - то брали первую попавшуюся курицу, отрывали ей голову, садили на кол, привязывали красную ленточку, и шли по деревне.

Через две недели поехали в Белогорск. Там жили два года. Потом муж подхватил чёрный грипп. Проболел две недели, его знобило, бредил. Забрала его скорая. Меня ругали, что поздно вызвала, а вина-то не моя была. Он больной с работы приехал. Он шофёром работал. Машина сломалась, а зима была. Пока ремонтировал - застудился. Он когда приехал, у него уже температура была. Я скорую вызвала, она токо к обеду приехала. Мне врач сказал, что он ещё пять лет проживёт. Как в воду глядели. Он, и правда, месяц до пяти не дожил. Работать после болезни не смог, часто лежал в больнице. Вот последний раз третьего декабря отвезли, а шестнадцатого он уже умер. Я на койке лежала - тут заходит жена лесника. Сроду не ходила, а тут пришла. А я знала, что у неё телефон есть, и сразу поняла, что она с плохой вестью пришла. И правда, сказала, что мой помер. Через три года познакомилась с чембаровским, он разошедший был. Ходил ко мне два месяца, потом в экспедицию уехал. У него ничего не было, так как приехал с Камчатки. Пока он был в экспедиции, я ему всё купила. Одна беда у него была - выпивал он. Но когда со мной сошёлся, пить меньше стал. Прожили мы с ним тринадцать лет. Жили неплохо. А я всю последнюю зиму в больнице пролежала, болела сильно. Пока меня не было, он сильно запил. Я с больницы приехала домой, а он выпивший. Я говорю ему: «Зачем ты пьёшь?». Он плачет: «Прости меня!». А я от боли плачу. На следующее утро мне в больницу. Он мене не стал провожать, говорит: «Не пойду! Не могу смотреть, как ты уходишь!» И смотрит на мене как-то странно: взгляд какой-то долгий, грустный. И не стал он меня в больницу провожать.

Прожил он без меня неделю. Умер, и никто не знал, что он умер. Соседи не заметили даже, не поинтересовались, почему у него свет горит. Так он ажно четверо суток пролежал. Мне в больнице две недели не говорили, что он умер. Но похоронили его хорошо. На похоронах много родственников ихних было, с мужниной стороны. Все его вещи пораздала, чтоб ничего не напоминало. А то как увижу его вещь - плачу, остановиться не могу.

«Вот и весь замуж!»

Новикова Валентина Емельяновна, 1931 г.р., с. Черновка, Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Мельникова О., Зайцева Д., 2000 г.

Обработала Лагута Н.В., 2005 г.

Всяко приходилось, трудно бывало: и жили бедно, и горя много пережили, а жизнь всё равно продолжается!

В войну всё приходилось исть. Пиканы ели. Растение такое, растёт в виде дудочки. Стержень очистишь, растолчёшь и ешь.

Да каки свадьбы? Никаких свадеб не было. Дружила я с одним парнем. Ему было двадцать два года. Он с моим дедом теперешним был в одной компании. Этот парень мне изменил. А дед мой хорошо умел играть на гармошке. И вот танцую я однажды в клубе, а он, значит, подходит и говорит: «Пойдёшь за меня замуж?» А я тому своему парню, чтоб назло

сделать, и сказала: «Пойду!» На следующий день он пришёл со своим другом и с матерью, поговорил с моими родителями. Чувствую - отступать-то поздно! Так мы с моим дедом и зарегистрировались. Вот и весь замуж! Ко(г)да из сельсовета шли, смотрю, а он прихрамывает! До этого вроде не хромал, а тут, думаю: что случилось?! Оказалось, что у него каблук был сломан.

Мы раньше много пели. И песни пели, и частушки. Магнитофонов то(г)да не было, так мы сами себе дискотеки устраивали. Только танцы то(г)да не дискотеками называли, а тырло. Соберёмся всей молодёжью на тырло - всем весело! Молодые - все весёлые!

«Чё у тебя есть? Девка? Вот и свадьба!»

Кизилова Анна Васильевна, 1917 г.р., с. Черновка Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Белуха Н., Кузнецова И., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2005 г.

Хорошего ничего не видала, жизнь трудная была-ка. Замуж не по люб(в)и вышла. Раньше пень брали за им, человек был, вот и брали его. Он меня с сйротами, детями брал, тридцать лет работал бригадиром. Меня звали няней, его - браткой. Раньше весело было: вот пойдём носить пшеницу, идёшь в стан с песнями.

На Алтае свадьбы богаты были. Праздновали неделю: три дни - у жениха, а три - у невесты. Много блюд готовили, пироги стряпали, петухи, тарочки. Невест, бывало-ка, проигрывали. Так сидят, играют. Чё у тебя есть? Девка? Вот и свадьба! Бывало, жених и невеста друг друга в глаза не видали. Свата звали тысясный. Он и вёл свадьбу. Дружок с дружкой следили за молодыми. Раньше невеста приданое себе делала: набожники, полотенца, наволочки крестом вышивала. Раньше наряды хорошие были, кружева вязали. Рабята говорили: кто первый поймает барана - тот первым женится! Ро(д)ства было много в деревне: человек ста (сто). Бывало, наряжали быка на свадьбе, коров воровали. Невесты рядются, их загораживают: жених выкупает место. Вечёрки: собирают подружек, плачут, приговаривают, вышивают. Невеста одевает фату, потом её окручивают.

Чужой отец - плохо, отчим есть отчим. А родный батько хоть какой, но родный. Некоторых невест бегом воровали. Приглашали прокатиться и увозили в церковь. Потом к родителям приходили прощаться. Мать сразу не прощает, опять ездят - в ноги кланяться, прощать. На Масленку больше женилися. Блины печёшь, шутили: трубу закрывали, а дым в хату валйт. На телегах катали закутанных в одеяла людей. Сын у мене. Говорила, чтоб не женился до армии-то. женился, детёнок родился. Из армии пришёл с девкой-ка. Так я денег-то дала на поезд, да уехали оне. Вот сюды-то и приехали, я за ими сюды. Есть замужество плохое, есть хорошее. На всю жись головушку завязыват.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Игры были разны. «Разлука»: стоим по паре, один бегает, ударяет, бегаем друг за дружкой. «Брошка»: прячут брошь - ты ищешь. На Новый год ворожили. Кидали валенки: у кого далече улетит - тот далече уедет. В бане на суженого гадали. Как-то хлопцы подслушали, чё мы в бане собираемся, спрятались. Как напугают! Мы друг дружку-то чуть не п(е)редавили-ка! На Масленку костры жгли, прыгали, катались на санях, блины пекли. На Иван Купала снарядются в русалок, обливались. На Кречение в прорубях купались, посевали ходили. На Рожесво ходили, стараемся пораньше. На Новый год сядем, где-ка соберёмся. Раньше стоко не пили, как теперичи. Чекушку на шестерых брали. Блюды хорошие делали. На Троицу веночки плели из берёзы. На Паску святили куличй в церкви.

Роды у нас бабки-самоуки принимали. Врач-то был. Я рожала когда, она приехала и говорит: «Я на картину схожу, потом рожать будешь». Ушла. У меня-то воды отошли. Муж поехал за ей, бабкой, привёз. Ребёночек неправильно шёл - она мне всё поправила. Мы ей руку перевязали и на печь положили, бу(д)то мамка моя. Врач спрашивает: «Кто тебе пупок завязал?» Я - ей: «Мамка. Вот руку обожгла, лежит». Роды раньше в трёх банях принимали: в одной - рожали, второй - ребёночка мыли, в третьей - руки мыли с бабкой друг дружке, а мыло и полотенце у её оставалося. Ребёнок крупненький родился. В больницу мы не ездили.

«Раньше, знаешь, за килограмм пшеницы давали срок»

Горев Алексей Макарович, 1918 г.р.,

п. Юхта Свободненского р-на Амурской обл.

Беседовали Архипова Н.Г., Оглезнева Е.А., 2001 г.

Обработала Лагута Н.В., 2005 г.

Я как попал сюда? Проблема далёкая. Призвали в армию в тридцать шестом году. Прослужил здесь эту армию, потом остался сверхсрочно, вот сверхсрочно служил. И так вот с тридцать шестого года и живу на Дальнем Востоке. И жену привёз сюда.

Ну, дак понравилось - не понравилось, нужно жить. Потом дети пошли, куда уже ехать. А вот уже жил я и в Хабаровске, и жил во Владивостоке, жил в Еврейской автономной области, в общем, военных гоняли в разные стороны. В Благовещенске жил, а потом в сороковом году приехал сюды, в Юхту. Вот и с сорокового года живу в Юхте.

Юхта была здоровая! Тут были лагеря, заключённые были, жили. Ну и вот тут лагерь большой был, производство большое. В войну, значит, лыжи выпускали для фронта. С фронта, значит, шли вагоны с этим, с обмундированием со старым, починяли его, стирали, в общем, пуговки пришивали. Всё постирают, и опять на фронт отправляли. Прачечны(е) были большие. Заключенные работали. Раньше, знаешь, за килограмм пшеницы давали срок. Вот и были они, сидели. А потом эти лагеря стали сокращаться, много людей на фронт забрали с этих с лагерей, потом поосвободилися, и стало меньше и меньше. С разных мест они были привёзены.

А по истории не знаю, как, в честь чего она называлася, эта Юхта. И люди ничего не знают, то же самое, истории этой Юхты. Вот станция, была раньше станция тут, Юхта, то же самое.

Родители считай что верующие были. В каждой деревне был свой престольный праздник. Вот они и собирались в такой-то деревне в такой-то праздник. Рождество или Пасха. Масленица вот эта вот. В общем, по етим, по деревням разные праздники были.

Военная служба на Западе и здесь отличалася. Раньше ж были сильны морозы здесь, на Дальнем Востоке. Вот зимой смотришь, воробей вылетит и замерзал, падал. А потом вот этих сорок не было здеся. И понятия не имели о сороке вот этой вот длиннохвостой. А сейчас же они, сороки, появилися.

Учился я в Нижнем Новгороде. Там деревня, в деревне Борис-Глеб школа была сельска, там и учился. А работали у себя в хозяйстве. Колхозов не было, потом колхозы появилися, вошли в колхоз. Принудили войти всевозможными штрафами, вплоть до того, что, ага, ты подходяше живёшь, значит, наложали налог чересчур. Ну вот, мучайся, мучайся человек, плати, плати налоги, потом пойдёт в колхоз. В колхоз пойдёт, всё хозяйство сдавали. Трудна работа, тяжёло в колхозе.

Собиралися люди с гармошкой. И вот, песняка как затянут. Пели старинные песни, советских песен и нету, и не пели. «Ой, мороз, мороз» - хорошая песня, коллективная. Подбираются люди вместе и поют. Были раньше музыканты, организовывали кружки всевозможные, собирали кружки. Раньше с соседями собирались, а сейчас нет. Нет таких соседей, все попомёрли, так что люди стали необщительны. Раньше были патефоны, пластинки крутили. Танцы под музыку: играл баян и гармошки. Танцевальную музыку играли, а потом танцевали. Краковяк танцевали. Один протанцует, другого вызывает, тот начинает танцевать переплясы эти.

В войну люди жили ж голодные: хлеба ж получали по сто грамм, по двести. Собирали вот эту вот картошку, потом эти делали, тошнотики. Чугунные печки были. И вот, её (картошку) размешают, на печку ложат, она жарится, и вот называется тошнотики. Из лебеды борщ варили, крапива вот же, из её борщи тоже варили. Щавель был, такой дикий щавель, из его то же самое, борща варили.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.