ФИЛОЛОГИЯ И КУЛЬТУРА. PHILOLOGY AND CULTURE. 2015. №4(42)
УДК 821.512.145
ЖАНРОВО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ПУБЛИЦИСТИКИ А.ЕНИКИ 1960-1980-Х ГОДОВ
© Г.Р.Гайнуллина
Публицистика классика татарской литературы Амирхана Еники отражает острые проблемы татарского культурного и литературного процесса второй половины ХХ века. Объектом исследования становятся статьи из сборника «Хэтердэге тееннэр» («Узелки памяти») (1983). Выявлена специфика бытования жанра литературного портрета, воспоминаний в публицистике писателя, раскрывается индивидуальность А.Еники в рецензиях, очерках, интервью.
Ключевые слова: татарская литература, национальная культура, А.Еники, публицистика, литературный портрет, воспоминания, интервью.
Амирхан Еники - одна из центральных фигур татарского литературного процесса второй половины ХХ века. Литературное наследие писателя «никогда не станет обычным фактом истории. Его немногочисленные рассказы и повести, публицистические выступления, звучавшие диссонансом традиционному идейно-художественному содержанию татарской советской литературы, и сегодня увлекают читателя канонической красотой родного языка, изящностью стиля, искренностью чувств, правдивостью характеров и поразительной современностью, помогающей находить ответы на самые серьезные вопросы нашего непростого времени» [1].
Художественное наследие мастера психологической прозы изучено многими татарскими литературоведами. Как верно подметила Д.Ф.За-гидуллина, татарскую литературу второй половины ХХ века - литературу возврата к национальным истокам - можно назвать эпохой А.Еники [2: 18]. Национальная картина мира, предложенная в текстах писателя, воссоздается в татарской реалистической и романтической прозе конца ХХ - начала ХХ1 века [3: 134].
Первые статьи были написаны А.Еники для газеты «Кызыл Татарстан» («Красный Татарстан»), внештатным корреспондентом которой он был зачислен осенью 1929 года. В 1950-е гг. он работал в редакции журналов «Колхоз брига-дасы» («Колхозная бригада») и «Совет эдэбия-ты» («Советская литература»). Статьи, написанные в 1960-1980-е гг., вошли в сборник «Хэтердэге тееннэр» («Узелки памяти») (1983) [4]. В созданных в последние годы жизни произведениях «Соцгы китап» («Последняя книга») (1986), «Кояш баер алдыннан» («Перед закатом солнца») (1996) А.Еники подытоживает свой жизненный и творческий путь, анализирует события уходящего века, размышляет об истории и будущем татарского народа, всей страны.
Длительное время литературоведы не баловали публицистику писателя своим вниманием, ограничиваясь цитированием той или иной статьи [5]. Объектом нашего внимания стала публицистика А.Еники 1960-1980-х годов - периода возврата татарской литературы к национальным истокам. Одним из подступов к этой теме является статья А.Р.Мотигуллиной, посвященная анализу художественно-документальной прозы А.Еники [6].
А.Еники в сборнике «Узелки памяти» сгруппировал статьи в тематические группы: «Литература», «Искусство», «Воспоминания», «Из разного».
Анализ публицистики показывает, что чаще всего писатель обращался к жанру литературного портрета. При этом внимание А.Еники было сосредоточено на фактах биографии деятеля татарской культуры и на творческих проблемах. У писателя литературный портрет представлен в виде юбилейной статьи («Нэкый Исэнбэт» («Наки Исанбет») (1960) [4: 3-7], «Безнец Фатих» («Наш Фатих») (1968) [4: 21-23]), а также критико-биографического очерка («Безне ул ейрэтте» («Он нас выучил») (1962) [4: 7-9], «Шагыйрь ерак сэфэрдэн кайтты» («Поэт вернулся из дальних странствий») (1962) [4: 918], «Йолдыз кеби» («Рожденный быть звездой») (1968) [4: 19-21]). Это статьи, посвященные таким художникам слова, как Г.Ибрагимов, Н.Исанбет, С.Сунчелей, Ф.Хусни, Г.Тукай и др. Сущностью данных жанровых форм в публицистике А. Еники является сочетание двух начал: биографического и творческого.
Большое место в сборнике занимают собственно воспоминания писателя о таких деятелях татарской культуры, как Муса Джалиль, А.Файзи, Б.Бикбай, Х.Такташ, А.Кутуй, Х.Туфан, С.Агиш. При этом А.Еники не просто излагает воспоминания, а отбирает существен-
ное, характерное, стремится к обобщению, завершенности образа. Восхищает тонкость наблюдений, глубина проникновения в духовный мир изображенной личности. Автор воспоминаний испытывает гордость за свою национальную культуру, за деятелей культуры, которые верой и правдой служили народу.
Художественное у А.Еники неотделимо от публицистического. В 1975-1980 гг. его внимание было приковано к личности Салиха Сайда-шева - «первого профессионального композитора, основавшего татарское музыкальное искусство» [4: 75]. Еще в 1975 году после долгой работы писатель закончил и издал повесть «Воспоминания Гулендем». По единодушному признанию читателей всех поколений, это вершина творчества А.Еники. В статье «Бэхэт мэсьэлэсе» («Вопрос о счастье») (1980) он называет его «первым татарским профессиональным композитором», продолжившим славные традиции З.Яруллина, С.Габаши и др. [4: 76]. По его мнению, С.Сай-дашев был воспитан народной песней. А.Еники отмечает, что главное требование в национальном искусстве - народность [4: 77].
В публицистике писателя встречаются и традиционные публицистические жанры, такие как выступления, интервью, беседы. Очевидно стремление А.Еники выразить свою позицию по актуальным проблемам художественного творчества. Мысли, высказанные писателем в этих статьях, не утратили своей актуальности и сегодня.
Размышляя об истории создания своих произведений, А.Еники признается, что все его персонажи взяты из жизни, так как он всегда боялся фальши и искусственности [4: 220]. О требовательности писателя к себе и к своему труду свидетельствует следующее признание в статье «Эсернец теле турында» («О языке произведения»): «Вся сложность литературного творчества состоит в изложении мысли. Я говорю это по личному „горькому" опыту. <...> Я всегда думаю о том, как я изложил мысль. Очень часто забираю свою рукопись у редактора, так как не могу быть уверенным, что правильно использовал то или иное слово, словосочетание» [4: 18].
Осмысляя масштаб личности Г.Ибрагимова: А.Еники в статье «Безне ул ейрэтте» указывает на то, что стиль произведений учителя является для многих его собратьев по перу образцом для подражания [4: 9]. Он осознает всю важность «диалогического угла» в произведениях Г.Ибрагимова. Татарский писатель обращает внимание на проблему субъектной организации художественного произведения. В частности, автор статьи отмечает, что в произведениях классика татар-
ской литературы используются разные формы диалога, повествования [4: 8]. А.Еники уверен, что «голос автора непременно должен быть отличным от иных голосов в тексте» [4: 19].
«Мне не нравится то, как пытаются подражать мне в стиле. Каждый писатель должен найти свой естественный стиль изложения. К примеру, художественный стиль Льва Толстого, Чехова, Горького очень разный и мы это воспринимаем вполне естественно» [4: 19], - так защищает А.Еники свое право на творческую индивидуальность.
Татарский писатель был очень требователен и к своему творчеству, и к творчеству своих современников. Известно его выражение: «Творчество - дело совести». Так, в статье, посвященной А.Файзи, А.Еники секрет всенародной любви к писателю объясняет его требовательным отношением к своим творениям: «Обычно, после смерти художника говорим, как он любил свой народ, любил родину. Если вдуматься, как же иначе, ведь тебя взрастили народ и родина. Для того, чтобы громко заявить, что ты любишь народ, наверное, нужно быть нескромным человеком, пустословом, при этом иметь очень высокое мнение о себе. Нет, Файзи не был таким. Он очень сильно верил своему народу, уважал его прошлое, красиво представлял будущее. Он искренне любил татарскую литературу, национальное искусство, музыку» [4: 115]. Писатель гордится своим современником, тем, что ему посчастливилось быть знакомым с таким разносторонне талантливым человеком. Также с грустью отмечает, что таких истинных творцов в нашей литературе меньше, чем хотелось бы [4: 116].
А. Еники в статьях не раз высказывался о том, что современному языку не хватает изначально свежего слова, почерпнутого из глубин народной жизни. Он восхищался многообразием и эмоциональной насыщенностью народной речи. В интервью писателя дает о себе знать речь, идущая из глубин писательского сердца. Каждое интервью и статья превращаются в содержательный монолог по животрепещущим проблемам современности.
Особый пласт в сборнике составляют рецензии писателя на спектакли, в которых нашли отражение его взгляды на природу национального искусства. Многим из них свойственен критический пафос. Так, А.Еники считает спектакль «Синяя шаль» гордостью татарского народа [3: 53]. Выражает свое несогласие с современными интерпретациями произведения. Анализируя стилистический уровень постановки режиссером Ш.Сарымсаковым драмы К.Тинчурина «Синяя шаль», он отмечает, что порой «игра слов в дра-
Г.Р.ГАЙНУЛЛИНА
ме режет слух» [4: 50]. «В пьесе совершенно неуместен излишний натурализм. Искусство - это умение создавать тайну» [4: 51]. А.Еники считает, что выбор актеров режиссером Ш.Сарымса-ковым не передает стилистику К.Тинчурина. В статье «По реалиям жизни» писатель, анализируя постановку пьесы Р.Ишмуратовой «По дороге жизни», отмечает, что внутренние переживания персонажей неубедительны, психологической напряженности нельзя достигнуть при помощи стилистически однородных выражений [4: 47]. А. Еники раскритиковал и новую постановку музыкальной комедии К.Тинчурина «Казанское полотенце» за низкую профессиональную культуру, отсутствие стилистического единства в игре актеров [4: 55].
В публицистике 1960-1980-х гг. А.Еники выступает как критик и литературовед. На первый план у него всегда выходит проблема художника и его творчества, а именно тема служения национальному искусству. Среди статей преобладает литературный портрет, который представлен в виде юбилейной статьи и критико-биографического очерка. В воспоминаниях наблюдается стремление А.Еники посмотреть на индивидуальную судьбу художника с общечеловеческих позиций. Среди статей встречаются и
традиционные публицистические жанры, такие как выступления, интервью, беседы. Все они представляют собой взволнованный монолог художника, озабоченного судьбами национальной культуры.
1. Оалихов Р. Три измерения Амирхана Еники // Время и деньги. - 2004. - 18 февраля.
2. Заhидуллина Д.Ф. ХХ гасырньщ икенче яртысы татар эдэбиятын ейрэну мэсъэлэсе / Эмирхан Еники hэм ХХ йез татар эдэбияты. - Казан: РИЦ «Школа», 2009. - Б. 13 - 18.
3. Гайнуллина Г.Р. Национальная картина мира в автобиографическом произведении А.Еники «Страницы прошлого» // Филология и культура. Philogy and culture. - 2015. - №1 (39). - С. 132 - 135.
4. Еники Э. Хэтердэге тееннэр: Мэкалэлэр, очерклар 11эм истэлеклэр. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1983. -234 б.
5. Закирзянов А.М. Основные направления развития современного татарского литературоведения (кон. XX - нач. XXI в.). - Казань: Ихлас, 2011. - 320 с.
6. Мотигуллина А.Р. Художественно-документальные жанры А.Еники // Филологические науки. Вопросы теории и практики. - 2014. - №6 (36). -Часть II. - С. 157 - 160.
DISTINCTIVE FEATURES OF A.ENIKI'S GENRE AND TOPICS: JOURNAL PUBLICATIONS IN THE 1960s AND 1980s
G.R.Gajnullina
Journal publications of Amirkhan Eniki, a classic of Tatar literature, reflect acute issues of Tatar cultural and literary processes of the late twentieth century. The object of this study is the articles from the collection "XaTepgare TeeHH9p " ("Fixed in the Memory") (1983). The article identifies distinctive features of the genre of a literary portrait and the author's memoirs in his journal publications and reveals A.Eniki's personality, which is reflected in his reviews, essays, and interviews.
Key words: Tatar literature, national culture, Eniki A., journalism, literary portraits, memoirs, interviews.
1. Calixov R. Tri izmereniya Amirxana Eniki // Vremya i den'gi. - 2004. - 18 fevralya. (in Russian)
2. Zahidullina D.F. XX gasyrnyH ikenche yartysy tatar 9d9biyatyn ejrany mas"alase / Omirxan Eniki ham XX jez tatar adabiyaty. - Kazan: RIC «Shkola», 2009. - B. 13 - 18. (in Tatar)
3. Gajnullina G.R. Nacional'naya kartina mira v avto-biograficheskom proizvedenii A.Eniki «Stranicy proshlogo» // Filologiya i kul'tura. Philogy and culture. - 2015. - №1 (39). - S. 132 - 135. (in Russian)
4. Eniki d. Xaterdage teennar: Makalalar, ocherklar ham istaleklar. - Kazan: Tat.kit.nashr., 1983. - 234 b. (in Tatar)
5. Zakirzyanov A.M. Osnovnye napravleniya razvitiya sovremennogo tatarskogo literaturovedeniya (kon. XX - nach. XXI v.). - Kazan': Ixlas, 2011. - 320 s. (in Russian)
6. Motigullina A.R. Xudozhestvenno-dokumental'nye zhanry A.Eniki // Filologicheskie nauki. Voprosy te-orii i praktiki. - 2014. - №6 (36). - Chast' II. - S. 157 - 160. (in Russian)
Гайнуллина Гульфия Расыловна - кандидат филологических наук, доцент кафедры татарской литературы Института филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого Казанского федерального университета.
420008, Россия, Казань, ул. Кремлевская, 18. E-mail: tgilazov@bk.ru
Gajnullina Gul'fija Rasilevna - PhD in Philology, Associate Professor, Department of Татаг Literature, Institute of Philology and Intercultural Communication named after Leo Tolstoy, Kazan Federal University.
18 Kremlyovskaya Str., Kazan, 420008, Russia E-mail: tgilazov@bk.ru
Поступила в редакцию 15.11.2015