Научная статья на тему 'Жанрово-стилевые особенности башкирской поэзии двадцатых годов ХХ века'

Жанрово-стилевые особенности башкирской поэзии двадцатых годов ХХ века Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
106
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОЭЗИЯ / POETRY / ЖАНР / GENRE / СТИЛЬ / STYLE / ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ / LYRICAL HERO / ЭСТЕТИКА ТРУДА / LABOR AESTHETICS

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гареева Г.Н.

Башкирская поэзия 20-х годов ХХ века отражала грандиозный процесс восстановления народного хозяйства, служила своеобразным зеркалом времени.. Тема труда, направленного к революционному переустройству мира, содержала в себе этические и эстетические нормы новой литературы. Поэтическое изображение картин труда усиливало реалистические черты башкирской поэзии, прямое обращение к трудовому народу укрепляло ее агитационно-публицистический пафос. Песенная поэтика во многом определила характерные черты индивидуального стиля поэтов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GENRE-STYLISTIC PECULIARITIES OF THE BASHKIR POETRY OF THE TWENTIES OF THE TWENTIETH CENTURY

Bashkir poetry of the 20s of the twentieth century reflected the grand process of recovery of the economy, served as a kind of mirror of the time. The theme of labor directed to the revolutionary reconstruction of the world, containing the ethical and aesthetic norms of the new literature. The poetic image of labor intensified paintings realistic features of the Bashkir poetry, direct appeal to the working people strengthened its propaganda and journalistic pathos. Singing poetics was largely determined by the characteristics of individual style of poets.

Текст научной работы на тему «Жанрово-стилевые особенности башкирской поэзии двадцатых годов ХХ века»

Составление жесткой модели верстки требует высокой квалификации, большого опыта, хорошей ориентации в политической обстановке. Именно отбор, монтаж и подача новостей создают информационную политику радиостанции.

Тем не менее, наличие такого разнообразия вёрстки новостных выпусков на локальных и федеральных радиостанциях позволяет слушателю выбрать наиболее интересный и оптимальный для него вариант.

Выпуски новостей должны отражать панораму событий и давать информационную картину дня. С другой стороны, новости должны быть интересны, актуальны и полезны для целевой аудитории. Отсюда и вытекают принципы: важность события, полезность для целевого слушателя и соответствие тематическому единству. И здесь на первый план выходит хорошее знание своего целевого слушателя и его потребности. Одна и та же новость для одной группы слушателя может иметь огромное значение, а для другой не иметь никакой актуальности. В этой связи актуально изучение реакции слушателей на предлагаемую в выпусках новостей информацию [2, С. 37].

Таким образом, мы можем сказать, что наиболее важным принципом построения информационных сообщений на радио является знание интересов и потребностей своей целевой аудитории. Аудитории должны предлагаться самые важные, значимые, интересные новости. Правильно построенные выпуски новостей помогают слушателю быть в курсе всех событий и представить реальную информационную картину дня.

Список литературы / References

1. Радиожурналистика: учебник/ под ред. А.А. Шереля. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 2005. - С. 54.

2. Смирнов В. В. Жанры радиожурналистики. - М., 2002. - С. 37.

Список литературы на английском языке / References in English References

1. Radiozhurnalistika: uchebnik [Radio journalism: the textbook] / edit. by A.A. Sherel. - M.: Moscow University Press, 2005. - P. 54. [In Russian]

2. Smirnov V.V. Zhanry radiozhurnalistiki [Genres of radio journalism] - M., 2002. - P. 37. [In Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.046 Гареева Г.Н.

Доктор филологических наук, профессор, Башкирский государственный университет ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ ХХ ВЕКА

Аннотация

Башкирская поэзия 20-х годов ХХ века отражала грандиозный процесс восстановления народного хозяйства, служила своеобразным зеркалом времени.. Тема труда, направленного к революционному переустройству мира, содержала в себе этические и эстетические нормы новой литературы. Поэтическое изображение картин труда усиливало реалистические черты башкирской поэзии, прямое обращение к трудовому народу укрепляло ее агитационно-публицистический пафос. Песенная поэтика во многом определила характерные черты индивидуального стиля поэтов.

Ключевые слова: поэзия, жанр, стиль, лирический герой, эстетика труда.

Gareeva G.N.

PhD in Philology, Professor, Bashkir State University GENRE-STYLISTIC PECULIARITIES OF THE BASHKIR POETRY OF THE TWENTIES

OF THE TWENTIETH CENTURY

Abstract

Bashkir poetry of the 20s of the twentieth century reflected the grand process of recovery of the economy, served as a kind of mirror of the time. The theme of labor directed to the revolutionary reconstruction of the world, containing the ethical and aesthetic norms of the new literature. The poetic image of labor intensified paintings realistic features of the Bashkir poetry, direct appeal to the working people strengthened its propaganda and journalistic pathos. Singing poetics was largely determined by the characteristics of individual style ofpoets.

Keywords: 3oetry, genre, style, lyrical hero, labor aesthetics.

В двадцатые годы ХХ века башкирская литература стремилась освещать наиболее важные, типические явления новой жизни в их эволюционном развитии, показывать лучшие черты нового, советского человека, отображая прошлое, освещать его через призму современности, с высоты социалистических идеалов. В эти годы наблюдается также заметный рост литературного мастерства.

В первую половину 20-х годов поэзия оставалась ведущим жанром башкирской советской литературы. Это было связано, в основном, с богатейшими традициями устно-поэтического творчества, а также свойством самого поэтического рода, способного живо, оперативно отображать насыщенную героическими и драматическими событиями жизнь нового общества.

Поэзия начала 20-х годов отражала грандиозный процесс восстановления народного хозяйства, служила своеобразным зеркалом времени. В ней появились новые темы, мотивы, связанные с мирным строительством, свободным созидательным трудом советского народа. Тема труда, направленного к революционному переустройству мира, содержала в себе этические и эстетические нормы новой литературы. Для произведений Народного поэта Башкортостана Мажита Гафури была характерна тема производственного труда, рабочего класса, его отношений с крестьянством (например, «Серп и молот»), а для стихов Народного поэта Башкортостана Сайфи Кудаша («Вместе», «Идемте!», а также Гарифа Гумера («Хлеборобу», «Плугарю и плугу»), Тухфата Янаби («Утро труда»), Булата Ишемгула («Трудолюбивой девушке», «Песня плугаря») - поэтизация новых веяний в деревне, крестьянского труда и

его коллективных форм. Песенная поэтика во многом определила характерные черты индивидуального стиля вышеназванных поэтов. В произведениях С.Кудаша, Т.Янаби, Г.Гумера, посвященных полевым работам крестьянина, традиционные лирические картины весеннего посева, осенней жатвы, образы жаворонка, цветка, колоса, наполнились новым содержанием. Таким образом, с утверждением эстетики труда по -новому осмысливалась и пейзажная лирика [2, C. 63-65].

В двадцатые годы начинается широкой привлечение женщин к общественной деятельности, развертывается работа по ликвидации безграмотности среди женщин. В стихах М.Гафури, Д.Юлтыя, Б.Ишемгулова, Т.Янаби, С.Кудаша, Г.Гумера тема эмансипации женщин, мотивы демократического просветительства превратились в актуальную проблематику нового героя и новых отношений между советскими людьми, связанная с темой труда, освобождения женщины проблематика определила важные идейно-эстетические качества башкирской поэзии.

К середине 20-х годов, башкирские поэты, увлекавшиеся космической поэзией, повернули от абстрактности к конкретности, от романтической риторики к реалистическому изображению нового, в борьбе с абстрактно -романтической поэзией четко выявились основные черты реалистического направления национальной поэзии. Новаторские черты башкирской реалистической поэзии в первой половине 20-х годов четко проявились в постепенном расширении идейно-тематического диапазона, в создании лирического и эпического образа советского человека, в разработке новых морально-этических проблем, в жанрово-стилистических сдвигах и эволюции образности [4, C. 62-66]. Мажит Гафури в стихотворениях «Молодым силам», «Последние дни ветхой истории», «Кто они?», «Мужчине», «Вырванные страницы» и др. героя-строителя новой жизни, прошедшего сквозь огни и воды, наделяет нравственными и физическими силами сказочных батыров. Широко Новые темы и мотивы, пронизанные идеями патриотизма и интернационализма, составляли основной пафос поэзии М.Гафури. Это привело к расцвету в его лирике одических и маршевых форм. Новая по идейно-тематическому содержанию и во многом по форме, поэзия М.Гафури свидетельствовала о становлении в башкирской поэзии мощного реалистического стиля [3, C. 269-284].

Наряду с реалистической поэзией в творчестве Даута Юлтыя, Б.Ишемгула, Г.Амантая, Г.Хайри и ряда других молодых поэтов постепенно складывался романтический стиль, пронизанный патетикой созидания. Революционное содержание, публицистический пафос внесли много нового в поэтику и ритмико-интонационную основу башкирской поэзии, применялись различные риторические фигуры, стилистические средства, более разнообразной становится строфическая и ритмическая система стиха. Д.Юлтый, например, успешно трансформировал формы кубаира, Т.Янаби открыл новые ритмико-стилистические возможности песенной формы.

Башкирской поэзии второй половины двадцатых годов характерно дальнейшее укрепление принципов реалистического отображения действительности. Стихи и поэмы, вошедшие в книги М.Гафури «Теперь легко, а прежде было трудно (1927), «Ночная смена» (1930), Д.Юлтыя «Герой борьбы» (1928), С.Кудаша «В ожидании весны» (1930), Т.Янаби «Тронутые струны» ((1930), Г.Амантая «Песни борьбы» (1928) и др., характеризуются углубленным освещением строительства новой жизни и становления новых общественных отношений, разнообразием новых жанров и форм, подчиненных более рельефному изображению нового героя, совершенствованием языка.

В лучших стихах С.Кудаша из книг «На прополке» (1927), «Герой борьбы», «В ожидании весны» наблюдается реалистическое отражение глубоких перемен в жизни деревни, победоносной борьбы нового. Обращение к живым событиям времени, изображение социальных типов усиливают эпические черты поэзии С.Кудаша, определяют дальнейший рост жанра поэмы в его творчестве («Батыр», «Засыпанные следы» и др.) [5, C. 56-76].

В романтическом и реалистическом течении башкирской поэзии двадцатых годов наметились и общие черты, свидетельствующие о взаимодействии этих течений. Доминантой стиля Д.Юлтыя, например, оставалась романтика, насыщенная «чудом новой жизни», «ритмами борьбы строек», «проникнутая решимостью осуществить все мечты», «превратить весь мир в цветущий сад», «заставить и небо, и землю преклоняться перед человеком» [1, C. 195-196].

Поступательный характер развития действительности, большие события, связанные с реконструкцией промышленности и новыми веяниями в жизни крестьянства накануне коллективизации, дали толчок для углубления литературы в социально-историческую сущность явлений и общественных отношений. Становление эпических качеств поэзии, их синтез с элементами лирики четко прослеживаются в жанре поэмы второй половины 20-х годов. В поэмах «Батыр», «В ожидании весны», «Куколь» С.Кудаш изображает жизнь и настроения крестьян накануне коллективизации, умело концентрируя сложные переплетения событий и отношений людей вокруг основного конфликта. Характеры раскрываются приемами психологического анализа и народнопоэтическими средствами: афористическими изречениями, разговорно-повествовательной манерой народных сказов. Поэме Т.Янаби «Извилистые пути» (1927) было характерно автобиографичность, фабульность, бытоописательность. В традиционной повествовательной манере развивались также поэмы Б.Валида «Дитя гор», «Бильсан Сулей» (1929). Таким образом, башкирская поэзия двадцатых годов ХХ века закрепила в процессе сложной идейно-эстетической борьбы свои реалистические принципы отражения действительности, показала образ нового героя, обогатилась новыми темами и интонациями, формами и жанрами.

Список литературы / References

1. Д.Юлтый. Избранные произведения в 2 т. - Т.1. - Уфа: Башкнигоиздат, 1957. - С.195-196.

2. История башкирской литературы в 6 т. - Т.3. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1990. - С.63-65.

3. Рамазанов Г.З. Творчество Мажита Гафури. - Уфа: Башкнигоиздат, 1965. - С. 269-284.

4. Хусаинов Г.Б. Пути развития башкиркой советской поэзии. - Уфа: Башкнигоиздат, 1968. - С. 62-66.

5. Хусаинов Г.Б. Творчество Сайфи Кудаша. - Уфа: Башкнигоиздат, 1959. - С. 56-76.

Список литературы на английском языке / References in English

1. D.Jultyj. Izbrannye proizvedenija v 2 t. [Selected works in 2 volumes] - V.1. - Ufa: Bashknigoizdat, 1957. - P.195-196. [in Bashkir]

2. Istorija bashkirskoj literatury v 6 t [History of the Bashkir prose in 6 volumes] - V.3. - Ufa: Bashkirskoe knizhnoe izdatelstvo [Bashkir publishing house], 1990. - P.63-65. [in Bashkir]

3. Ramazanov G.Z. Tvorchestvo Mazhita Gafuri [Creation of Mazhit Gafuri] - Ufa: Bashknigoizdat, 1965. - P. 269-284. [in Bashkir]

4. Husainov G.B. Puti razvitija bashkirkoj sovetskoj pojezii [Way of development of soviet Bashkir poetry] - Ufa: Bashknigoizdat, 1968. - P. 62-66. [in Bashkir]

5. Husainov G.B. Tvorchestvo Sajfi Kudasha [Creation of Saifi Kudash] - Ufa: Bashknigoizdat, 1959. - P. 56-76. [in Bashkir]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2017.57.045 Гареева Г.Н.

Доктор филологических наук, профессор, Башкирский государственный университет ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЫ ДВАДЦАТЫХ ГОДОВ ХХ ВЕКА

Аннотация

В двадцатые годы ХХ века во всей башкирской литературе принцип историзма в художественном творчестве, понимание основных закономерностей ее развития, объективное изображение истории народа, его прошлого и настоящего стали первостепенной задачей. Тематика многих рассказов М.Гафури, Д.Юлтыя, А.Тагирова, Б.Мирзанова, Г.Давлетшина была обращена к прошлому, писатели стремились оттенять преимущество нового общественного строя. Повести и рассказы М.Гафури, А.Тагирова, Д.Юлтыя, Г.Давлетшина, И.Насыри, Г.Хайри второй половины двадцатых годов уже характеризуются упрочением принципов реалистического отображения действительности.

Ключевые слова: стиль, характер, герой, действительность, документальность, выразительные средства.

Gareeva G.N.

PhD in Philology, Professor, Bashkir State University FEATURES OF DEVELOPMENT OF BASHKIR PROSE OF THE TWENTIES OF THE TWENTIETH

CENTURY

Abstract

In the twenties of the twentieth century in the whole of the Bashkir literature principle of historicism in art, understanding the basic laws of its development, an objective image of the history of the people, its past and present have become a priority. The subjects of many stories M. Gafuri, D.Yultyya, A.Tagirova, B.Mirzanova, G.Davletshina facing the past, writers sought shade advantage of the new social order. Novels and short stories M. Gafuri, A. Tagirova, D. Yultyya, G.Davletshina, I.Nasyri, G.Hayri the second half of the twenties already characterized by the consolidation of the principles of realistic representation of reality.

Keywords: style, character, character, reality, documentary, expressive means.

Впервой половине 1920-х годов в башкирской прозе художественное освоение действительности сопровождалось значительными трудностями, в силу недостаточности творческого опыта писатели сумели воплотить лишь отдельные грани процесса становления нового мира. Грандиозные события, резкие социальные противоречия, вызревание новых отношений в человеческом общежитии отображались в абстрактно-риторическом, натуралистическом плане, в резких противопоставлениях.

Принцип историзма в художественном творчестве, конкретно-историческое изучение действительности, понимание основных закономерностей ее развития, объективное изображение истории народа, его прошлого и настоящего стали первостепенной задачей писателей. Тематика многих рассказов М.Гафури, Д.Юлтыя, А.Тагирова, Б.Мирзанова, Г.Давлетшина была обращена к прошлому, писатели переосмысливали с высоты социалистических идеалов прошлое и настоящее, стремились оттенять преимущество нового общественного строя [1, C. 35].

М.Гафури в рассказах о тяжелой жизни детей в прошлом «Батрак», «Когда мы были маленькими», «Прежде было тяжело, теперь легко» широко применил прием контраста. В рассказах Д.Юлтыя «Философия Тимеркая», Т.Янаби «Первое знакомство» критикуются ущемляющие человеческое достоинство стороны старого общества посредством своеобразного сюжета, весомых, емких деталей и остротой речи.

Стремление писателей творчески решать темы, выдвинутые новой эпохой, искать и использовать новые выразительные средства привело к расширению жанрово-стилевых возможностей башкирской прозы. Повести и рассказы М.Гафури, А.Тагирова, Д.Юлтыя, Г.Давлетшина, И.Насыри, Г.Хайри второй половины двадцатых годов уже характеризуются психологической остротой, углублением социального содержания, упрочением принципов реалистического отображения действительности.

В повести «Черноликие» М.Гафури на широком эпическом полотне глубоко реалистически, в достоверных психологических картинах показал трагическую судьбу башкирской женщины, придавленную жестокими канонами полуфеодального общества и шариата [3, C. 110]. Принципы реалистического отображения действительности были успешно развиты и в творчестве Д.Юлтыя. В повести «Алима, или свадьба старика Мырдаша» писатель воссоздал образ башкирской девушки-учительницы, оказавшейся как и Галима из «Черноликих» жертвой религиозных фанатиков, обреченной на унижение социально несправедливым миром, но спасшейся от позора благодаря своей природной смекалке, уму.

Если в повести «Черноликие» Мажит Гафури через судьбу «одной из миллионов жертв старой жизни» Галимы ставит целью вызвать чувство гнева и ненависти на прошлое, протест против бесчеловечных канонов, жестоких отношений в капиталистическом обществе, то в повести «На золотых приисках поэта» писатель больше внимания уделяет повествованию о конкретных событиях и явлениях, показывающих на появление людей с активной натурой,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.