_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_
ФИЛОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 821.512.141.09
Гареева Гульфира Нигаматовна
д.филол.наук. профессор БашГУ, г.Уфа, РФ E-mail: [email protected]
БАШКИРСКАЯ ДРАМАТУРГИЯ 1920-х ГОДОВ: ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ОСОБЕННОСТИ
Аннотация
В драматургии двадцатых годов ХХ века наметились основные стилевые направления, связанные с историко-революционной, этнографическо-бытовой и современной тематикой.
Ключевые слова
стилевые направления, конфликт, действие, абстрактность, романтизм, фольклорные мотивы
В драматургии 1920-х годов наметились основные стилевые направления, связанные с историко-революционной, этнографическо-бытовой и современной тематикой. Драмы М.Бурангулова «Ашкадар», «Буранбай», «Ялан Еркей», «Шаура», «Башкирская свадьба», созданные по мотивам народных легенд, наполненные песней и музыкой, отличающиеся драматизмом событий, изобилующие этнографическими картинами с огромным успехом шли на сценах профессиональных и самодеятельных театров и имели большую популярность среди зрителей [2,116-120].
В драмах «Гюльхабира» Х.Ибрагимова, «Ынйыкай и Юлдыкай» Х.Габитова доминировал фольклорно-этнографический элемент, действительность изображалась в абстрактно-романтическом плане.
В драме Х.Габитова «Ынйыкай и Юлдыкай» бедняк Юлдыкай и дочь богача Карамурзы Ынйыкай любят друг друга, но богач Туйгун убеждает Карамурзу выдать дочь за него. Накануне свадьбы Ынйыкай и Юлдыкай убегают. Устремившийся в погоню Туйгун находит смерть от руки Юлдыкая. Своего будущего тестя Карамурзу Юлдыкай запирает в темницу, а добро и имущество богачей раздает бедным. Юлдыкай и Ынйыкай играют веселую свадьбу. Таким образом, финальная сцена драмы об истории любви двух молодых людей, преодолевших все трудности на пути к личному счастью, заканчивается благополучно.
В пьесе Х.Ибрагимова «Башмачки» (1921), заложившей основу национальной музыкальной комедии, реалистически воплощаются социальные явления, умело синтезируются фольклорные и литературные традиции. В комедии в острых комических ситуациях, связанных с исчезновением башмачков дочери скряги Карим-бая Сарвар, автор ставит своей целью обнажать фальшивость и моральную гнилость эксплуататорского общества, показать продажность служителей правопорядка. Живость и индивидуальность языка персонажей, динамичность диалогов, музыка и песни, органически слившиеся с художественной тканью пьесы, способствовали ее сценическому успеху.
Драмы Д.Юлтыя «Карагул» и «Салават» на историческую тематику были созвучны революционно-освободительной борьбе народа и героическому духу новой эпохи. В драме «Карагул» изображены общественные отношения эпохи кантонного режима в Башкортостане конца ХУШ - начала Х1Х веков, воспроизведен антагонистический конфликт между башкирской беднотой, русскими крепостными, с одной стороны, и их угнетателями - колонизаторами и кантонными правителями - с другой. Вся произведение пронизано пафосом героической борьбы против угнетателей.
Представителями эксплуататорского класса в пьесе являются помещик Иван Иванович, кантонный начальник Ишмурза. К ним примыкает холуй и прислужник власть имущих Апкаляй. Им противостоят
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_
народные герои, организаторы крестьянского движения Карагул, Кадырша, Суюндук, Василий. Главный герой драмы Карагул представлен умным, волевым вожаком повстанцев, отважным, энергичным человеком. Он ненавидит грабителей и притеснителей народа, особенно кантонного начальника Ишмурзу и Апкаляя. Карагул собирает вокруг себя башкирскую бедноту, русских крепостных во главе с Василием. В образах Василия, Наташи, Кузьмы, а также Карагула, кадырши, Суюндука, Даут Юлтый показывает дружбу и единение русских крепостных и башкирской бедноты в борьбе за свои общие классовые интересы. «В атмосфере 20-х годов новое и правильное художественное объяснение истории взаимоотношений двух народов, русского и башкирского, вскрытие социально-классового смысла борьбы в прошлом имело не только идейно-художественное, но и огромное общественно-политическое значение» [1, 29].
Трагизм пьесы коренится в исторической обреченности крестьянских восстаний в данную эпоху, в гибели Карагула, убитого продажным Апкаляем. И тем не менее, произведение проникнуто духом оптимизма, ибо народ в нем выступает как сила, способная на большие деяния.
Остродраматические события определили сюжетную динамику драмы, а антагонистический конфликт способствовал более рельефному отображению социальных типов. К 15-летию Башкирского государственного театра драмы (1935) драма «Карагул» была сыграна более 300 раз и по праву вошла в ряд классических произведений башкирского театра и драматургии [4, с. 76-98].
Драмы А.Тагирова «Алатау», М.Гафури «Красная звезда» были удачными попытками эпического изображения сложных исторических процессов, противоречий революционного времени. В них более четко вырисовываются реальные черты времени и социальная сущность изображаемого.
Драма А.Тагирова «Алатау» (1923) была признана одной из лучших драм на современную тематику на конкурсе, объявленном в 1923 году Народным комиссариатом просвещения Татарстана. В этом произведении , заложившем основы социально-политической драмы, поднимающем крупные проблемы эпохи, были отражены важные этапы пролетарской революции и переходного периода, довольно полно воссоздан образ героя эпохи, коммуниста. Драма восстанавливает социально-историческую обстановку в Башкортостане накануне Октябрьской революции, воспроизводит идейно-политическую борьбу большевиков против эсеров. Тревожные и решающие этапы гражданской войны, годы перехода к мирному строительству. На этом историческом фоне показана революционная деятельность коммунистов - рабочих и представителей передовой интеллигенции Кадергула, Трофима, Зухры, их борьбы против контрреволюции.
В первых двух актах драмы М.Гафури «Красная звезда» (1925), действия героев связаны с событиями гражданской войны, в последующих двух - с борьбой за строительство новой жизни. Сцены смертельной схватки двух миров очень динамичны. В целом, убедительно воссоздав в образах бедняков Салиха и Шихапа, середняка Садри, кулака Имая и старосты Сулеймана социальные типы времени, драматург сумел отразить и характерные черты новых людей - коммуниста Газиза, председателя сельсовета Лукмана, молодого крестьянина Шамси. [3, с. 364-369].
Во второй половине 20-х годов на повестку дня была поставлена актуальная задача, заключающаяся в обеспечении театра новым репертуаром, удовлетворяющим требования времени. Наиболее значительными драматургическими произведениями на современные темы были драмы А.Тагирова «Утренние лучи», «Сквозь битвы по новому пути», «Баймак», Д.Юлтыя «На мельнице», отражающие борьбу за социализм, за индустриализацию страны и коллективизацию сельского хозяйства.
Список использованной литературы 1. Баимов Р.Н. Судьба жанра. - Уфа: Башкирское книжное издателство, 1984. - С. 29.
2. История башкирской литературы в 6 томах. - Т.3. - Уфа; Башкирское книжное издательство. - С. 116-120.
3. Рамазанов Г.З. Творчество Мажита Гафури. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1965. - С. 364-369.
4. Хусаинов Г.Б. Даут Юлтый. Жизнь и творчество. - Уфа: Башкнигоиздат, 1963. - С. 76-98.
© Гареева Г.Н., 2017