_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 821.512.141.09
Гареева Гульфира Нигаматовна
д.филол.наук. профессор БашГУ, г.Уфа, РФ Е-mail: [email protected]
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ БАШКИРСКОЙ ПРОЗЫ 1920-х ГОДОВ
Аннотация
Стремление писателей творчески решать темы, выдвинутые новой эпохой, искать и использовать новые выразительные средства привело к расширению жанрово-стилевых возможностей башкирской прозы. Тематика многих рассказов 1920-х годов была обращена к прошлому, писатели переосмысливали с высоты социалистических идеалов прошлое и настоящее, стремились оттенять преимущество нового общественного строя. Повести и рассказы второй половины двадцатых годов уже характеризуются психологической остротой, углублением социального содержания, упрочением принципов реалистического отображения действительности.
Ключевые слова
социальные противоречия, принципы реалистического отображения жизни, герой, характер
В 1920-егоды принцип историзма в художественном творчестве, конкретно-историческое изучение действительности, понимание основных закономерностей ее развития, объективное изображение истории народа, его прошлого и настоящего стали первостепенной задачей писателей. Тематика многих рассказов М.Гафури, Д.Юлтыя, А.Тагирова, Б.Мирзанова, Г.Давлетшина была обращена к прошлому, писатели переосмысливали с высоты социалистических идеалов прошлое и настоящее, стремились оттенять преимущество нового общественного строя [1, с.35].
В рассказах Д.Юлтыя «Философия Тимеркая», Т.Янаби «Первое знакомство» критикуются ущемляющие человеческое достоинство стороны старого общества посредством своеобразного сюжета, весомых, емких деталей и остротой речи. М.Гафури в рассказах о тяжелой жизни детей в прошлом «Батрак», «Когда мы были маленькими», «Прежде было тяжело, теперь легко» широко применил прием контраста.
Губай Давлетшин в рассказах «Скудная жизнь», «Гость» с подчеркнуто нравоучительной позиции раскрывает и объясняет причины нерадивости и бесхозяйственности крестьян башкирской деревни долины Тук-Сорана.
Стремление писателей творчески решать темы, выдвинутые новой эпохой, искать и использовать новые выразительные средства привело к расширению жанрово-стилевых возможностей башкирской прозы. Повести и рассказы М.Гафури, А.Тагирова, Д.Юлтыя, Г.Давлетшина, И.Насыри, Г.Хайри второй половины двадцатых годов уже характеризуются психологической остротой, углублением социального содержания, упрочением принципов реалистического отображения действительности.
В повести «Черноликие» М.Гафури на широком эпическом полотне глубоко реалистически, в достоверных психологических картинах показал трагическую судьбу башкирской женщины, придавленную жестокими канонами полуфеодального общества и шариата [3, с. 110]. Принципы реалистического отображения действительности были успешно развиты и в творчестве Д.Юлтыя. В повести «Алима, или свадьба старика Мырдаша» писатель воссоздал образ башкирской девушки-учительницы, оказавшейся, как и Галима из «Черноликих», жертвой религиозных фанатиков, обреченной на унижение социально несправедливым миром, но спасшейся от позора благодаря своей природной смекалке, уму. Писатель в острых драматических ситуациях, психологически глубоко изобразил
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_
социальные типы людей, испытывающих на себе жестокий гнет эксплуататорского общества.
В повести «На золотых приисках поэта» Мажит Гафури большое внимание уделяет повествованию о конкретных событиях и явлениях, показывающих на появление людей с активной натурой, на то, что отрицание прошлого порождается борцовским характером, социальной активностью простых тружеников, старателей.
В повестях А.Тагирова «Первые дни», «На развалинах бурной реки», «Фабрика зерна», «Комсомол» воссоздан образ нового человека, большевика, борца за социальную справедливость, в широком эпическом плане показаны значительные социально-исторические события периода Октябрьской революции и гражданской войны. Центральный герой этих повестей выступает в роли очевидца или участника происходящих событий.
В повести «Зильский» Губай Давлетшин поднял насущные проблемы времени, показал классовую борьбу в деревне, мастерски воссоздал типические социальные характеры бедняка Уметбая, коварного богача Эткула, пляшущего под дудку богачей председателя сельсовета Зильского, коммуниста Юлдыбаева. Автор дает выпуклые, полнокровные портреты персонажей, часто применяет то сатирические, то лирические приемы повествования. На этой основе рождается многоплановое эпическое повествование, которое в дальнейшем послужило образцом для многогранного отражения социального облика башкирской деревни двадцатых годов.
В повестях «Гульдар», «В вагоне», «Наступление» Имая Насыри, посвященных историческим событиям гражданской войны, отчетливо проявилась свойственная писателю романтическая манера письма. В них воссозданы героические характеры борцов за новую жизнь, отражена динамичность событий, изображены неожиданные повороты в судьбах героев. В повестях «Кооператоры» и «Женщина» Гайнан Хайри сумел воссоздать психологически достоверный характер нового человека. В повести «Кооператоры» показан процесс формирования личности комсомольцев Шакира, Мингали, Зухры, получающих духовную закалку в борьбе за советскую кооперацию. В повести «Женщина» воссоздан образ передовой башкирской женщины, общественной деятельницы.
Роман Гайнана Хайри «Поворот» (1925-1928) в хроникальном ракурсе освещает решающие для судеб миллионов людей социально-исторические явления, эпическое полотно охватывает большой исторический период, связанный с вступлением башкирского народа на путь строительства нового социалистического общества. Роман состоит из отдельных частей: рассказов, хикайатов, новелл, эпистолярных записей, литературных клише, документальной повести, объединенных основной идеей романа. У каждой из них есть свой сюжет, свой герой [2, с. 84].
Вводный рассказ «Афтах» всему роману придает героико-романтический дух, намекает о рождении «железных людей». В нем повествуется о судьбе Афтаха, убежавшего с металлургического завода, предварительно убив управляющего, грозившегося облить огненным шлаком всех злодеев, играющих судьбами рабочих, в финале погибшего в перестрелке со стражниками, выступает своеобразной авансценой предстоящих кровопролитных картин классовой борьбы, придает всему роману героико-романтический дух. Данный рассказ, документальная повесть «Трагедия Мавлютова», эпистолярная запись «Поражение после победы», литературное клише «Первые подарки» и др. - эти новеллы представляют широкую панораму жизни, плавно связывая сюжеты с главной идеей романа, с главным героем Шамси. В целом, каждый новый раздел-рассказ придает развитию событий новый толчок, вводит новых персонажи и новые проблемы.
Список использованной литературы
1. Баимов Р.Н. Судьба жанра. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. - С. 35.
2. Вахитов А.Х. Жанр и стиль в башкирской прозе. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. - С. 84.
3. История башкирской прозы в 6-ти томах. - Т.3. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1990. - С. 110.
© Гареева Г.Н., 2017