Научная статья на тему 'Однолинейный и многолинейный типы сюжета в башкирских романах и повестях 1950-1960-х годов'

Однолинейный и многолинейный типы сюжета в башкирских романах и повестях 1950-1960-х годов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
188
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЮЖЕТ / КОМПОЗИЦИЯ / ХРОНИКАЛЬНОСТЬ / ЭПИЧЕСКАЯ ШИРОТА / СИСТЕМА ОБРАЗОВ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гареева Г.Н.

В башкирских романах и повестях середины ХХ века применялись различные приемы и способы сюжетосложения и композиции. В 1950-1960-е годы наблюдается активное использование хроникальности как максимально емкого средства в освещении поступательного движения истории в целом, и истории характера и его духовного роста в частности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Однолинейный и многолинейный типы сюжета в башкирских романах и повестях 1950-1960-х годов»

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

людей, в пробуждении в них угасших чувств. Лирический герой М.Карима суров, как мужчины, ставшие опорой для страны в трудные годины, в то же самое время этот герой и нежен, словно влюбленный всей душой юноша. Он очень часто разделяет боль, переживания, утраты окружающих его людей. Но у поэта случаются и счастливые мгновения: "В доме поэта случилось знаменательное событие: старик забыл свою палку, на которую он опирался, когда шел сюда". Даруя людям праздник, душевную теплоту, внимание и участие, поэт сам остается всегда в объятии беспокойных дум и тревог. В стихотворении "Горы" поэт сравнивает горы с людьми - чем выше горы, тем тяжелее их судьба.

В поэтических произведениях М. Карима мысли и чувства человека неразделимы от родной природы. В стихотворении «Третий день идет снег» природа вместе с героем испытывает боль от полученных ран. В поэме "Черные воды" земля с возгласом: " Не уходите!" прилипает к сапогам отступающего солдата. Солнце в кровавом зените захлебывается - земля, вода, леса и горы воссоединены в единое целое, они выступают вечной силой - мерилом, испытывающим человека на человечность, на духовную прочность, на гражданственность. Поэт в своих стихах и поэмах восхищается красотой и могуществом природы, сотворившей человека на земле.

В таких стихах из любовной лирики, как "Вьются белые вьюги" , "Увидеть бы ташкентские утра" , "Давай уедем, родная, из этого города" , "Реки разговаривают ночью" , "Хорошо, что я не гармонист" , "Кто то выходит из одиночества, а я вхожу в одиночество" , "Смотрю на осеннюю реку Дим" передана целая гамма противоборствующих чувств, переживаний, воссоздан сложный, богатый духовный мир лирического героя, радость и печаль, тоска и надежда, горечь утрат и счастье тесно всплетены в них в одно естественное целое.

У М.Карима очень часто при изображении человеческой жизни, его поступков, поведения, наблюдается параллельное расположение многобразных явлений природы, различных психологических подтекстов, деталей, символики и др. для философского раскрытия сути бытия и вечности. Поэт всегда отдает предпочтение естественности, искренности, находит величие в этой простоте и восславляет ее. Список использованной литературы:

1. Ахмедьянов К.А. Композиция башкирских поэм. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1962. - 180 с.

2. Ахмедьянов К.А.Поэтическая образность (теоретические основы). - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1979. - 152 с.

3. Ахмедьянов К.А. Теория литературы. - Уфа: Китап, 2007. - 392 с.

4. Ахмедьянов К.А. Литературная критика. - Уфа: Китап, 2012.

5. Бикбаев Р.Т. Эволюция современной башкирской поэзии. - М.: Наука, 1991. - 140 с.

6. Хабиров А.Х. В стране поэзии. - Уфа: Китап, 2006. 178 с.

7. Хабиров А.Х. В пути: Поэтический обзор и творческие портреты. - Уфа: Китап, 2009. -190 с

8. Хусаинов Г.Б. Башкирское стихосложение. - Уфа: Гилем, 2003. - 480 с.

© Гареева Г.Н., 2018.

УДК 821.512.141

Г. Н. Гареева

д.ф.н., профессор, Башкирский государственный университет, г.Уфа

gareevagulfíra@mail. ги

ОДНОЛИНЕЙНЫЙ И МНОГОЛИНЕЙНЫЙ ТИПЫ СЮЖЕТА В БАШКИРСКИХ РОМАНАХ И

ПОВЕСТЯХ 1950-1960-Х ГОДОВ

Аннотация

В башкирских романах и повестях середины ХХ века применялись различные приемы и способы

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

сюжетосложения и композиции. В 1950-1960-е годы наблюдается активное использование хроникальности как максимально емкого средства в освещении поступательного движения истории в целом, и истории характера и его духовного роста в частности.

Ключевые слова

сюжет, композиция, хроникальность, эпическая широта, система образов

В 50-х г.г. в романах С.Агиша «Фундамент», А.Вали «Первые шаги» стремление через судьбу одного героя отобразить жизнь и борьбу всего народа было важным композиционным и сюжетообразующим началом. Необходимо отметить, что еще в повестях и романах М.Гафури «Ступени жизни», А.Тагирова «Первые шаги», «Комсомол», «Солдаты», Д.Юлтыя «Кровь» и др., написанных в 20-30-х г.г. ХХ в., наблюдается активное использование хроникальности как максимально емкого средства в освещении поступательного движения истории в целом, и истории характера и его духовного роста в частности.

Если в романах 30-х годов на первый план выдвигался драматизм быстро сменяющихся событий, то в романах 50-х г.г. изображался длительный процесс формирования человека нового общества, таких как Салих, Булат, эволюция характера героя давала толчок движению сюжета. В этих романах события систематизируются в пространственно-временной хронологии, связанной с поступью истории и развитием характера главного героя.

Для романов и повестей 60-х г.г., ставящих задачу отразить эволюцию характера человека в новой общественно-духовной атмосфере, тип хронологического сюжета также был очень удобен. В повестях Ф.Исангулова «Фания», «Моя лебедушка», «Воспоминания», С.Кулибая «Разные тропинки», З.Биишевой «Где ты, Гульниса?», Н.Мусина «Дорога моей деревни» и др., в связи с усилением внимания к гуманистическим проблемам, признанием важности удовлетворения потребностей личности, интересов каждого человека широко использовалась форма повествования от первого лица, активизировалось сюжетосложение по типу хроники личности. Сюжетная линия романа А.Бикчентаева «Я не сулю тебе рая» удачно построена как последовательное освещение в хроникальном плане истории развития характера, внутренней эволюции главного героя Аюдарова.

Башкирские писатели постепенно, преодолевая трудности, перешли от однолинейного хроникального сюжета к многолинейному сюжетосложению, научились мастерски изображать многостороннюю действительность в крупных эпических произведениях во всей ее сложности и противоречивости. Пространственно-временное расширение границ хронологии сюжета происходит уже в первых романах И.Насыри «Кудей» (1936), А.Тагирова «Красногвардейцы» (1935), «Красноармейцы» (1937). В этих романах стремление к эпической широте привело к изображению в одном произведении многочисленных разноплановых личностей, групп, пестрых по своему социальному и классовому составу.

А.Бикчентаев и Б.Бикбай в романах «Дорога Карасяя» (1956), «Когда разливается Акселян» (1958) сумели подчинить многолинейное сюжетное развитие выпуклому показу разрешения центральной проблемы. Многоплановые романы А.Вали «Майский дождь» (1958), «Цветок шиповника» (1962) в многолинейном сюжетном развитии освещают события, происходящие одновременно в нескольких колхозах, в них задействованы многочисленные персонажи. Во второй части дилогии система образов еще более расширяется, в сюжетных линиях, связанных с образами главных героев, освещаются те или иные актуальные вопросы времени. Показывается борьба Азаматова, Абызбаевой и др. против неправедной деятельности Акназарова, Афлятунова, это столкновение в развитии многопланового сюжета обретает общественное и нравственное звучание.

В романах Д.Исламова «Щедрая земля», Я.Валиева «Орлы не покидают гнезд», Х.Гиляжева «Солдаты без погон», Г.Ибрагимова «Подснежник», «Новолуние» напряженная драматическая борьба за экономический подъем деревни в 60-х годах изображена в многолинейном типе сюжета. В романе Я.Валиева многие сюжетные линии связаны с главным героем Юламановым, отдельные сюжеты про механизатора Загита, свинарку Кояш, председателя колхоза Габдельхакимова, плотника Абсаликова, секретаря райкома Янова, бригадира Батыева, старика Заминдара отражают многогранность образов современников, помогают полнее раскрыть характер и деятельность главного героя. В этих романах в целях

СИМВОЛ НАУКИ ISSN 2410-700X № 8 / 2018.

показа явлений жизни в историческом развитии, в диалектической связи прошлого и настоящего повествование о действительности 60-х г.г., колхозном строительстве, о крестьянском труде окаймлены раздумьями о будущем, лирическими отступлениями и ретроспекциями, претендующими на философские обобщения. Аллегорические, мифологические образы, легенды и другие фольклорные материалы введены в сюжет романов о современности с целью расширения эпического размаха произведений.

Список использованной литературы:

1. Ахмедьянов К.А. Теория литературы. - Уфа: Китап, 2003. - 392 с.

2. Баимов Р.Н. Судьба жанра. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. - 320 с.

3. Вахитов А.Х. Жанри и стиль в башкирской прозе. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1984. - 348 с.

4. Хусаинов Г.Б. Теория литературы. - Уфа: Китап, 2010. - 382 с.

© Гареева Г.Н., 2018

УДК 821.512.141

Г. Н. Гареева

д.ф.н., профессор, Башкирский государственный университет, г.Уфа

gareevagulfíra@mail. ги

ЭВОЛЮЦИЯ ГЕРОЕВ В БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ Аннотация

По сравнению с произведениями предыдущих периодов, в башкирской прозе второй половины ХХ в. в освещении концепции героя отчетливо прослеживается эволюция. Это, прежде всего, выражается в расширении географического пространства, где действуют персонажи, в подъеме интеллектуального уровня современника, в образе его мышления в масштабах всей вселенной, в его деятельности на международном уровне, в его выходе на мировую арену.

Ключевые слова: эволюция, герой, повесть, роман, литературный тип.

Необходимо отметить, что если в башкирской прозе 20-50-х г.г. ХХ века герои действовали в пределах места своего проживания - села, города, республики, то начиная с 60-х г.г., в связи с изменением социально-общественных условий, эти границы расширились. С одной стороны, повести и романы, посвященные теме Великой Отечественной войны, дали мощный толчок этому - события, жизненные явления оценивались солдатом, прошедшим полмира и дошедшим до Берлина, освобождавшим всю Европу от фашизма. Колесникова, Байгужу из романа И.Абдуллина «Прощай, Рим», повествующего о борьбе против фашизма в Италии, немецкую девушку Зильду-Загиду из романа Н.Мусина «Избранная судьба» можно назвать первыми героями, проникнутыми интернациональным духом, достигшими культурно-интеллектуальной высоты, действующими в широкой географической плоскости.

Впоследствии галерею таких типов героев пополнили образы Т.Гиниятуллина. Образы немцев из повести «Туннель» были очень высоко оценены немецкими литературоведами. Это одно из доказательств признания мастерства нашей литературы, созданных нашими писателями образов мирового уровня. В романе «Альфира» Р.Камала оценка социально-общественных процессов 20-х г.г. с позиции побывавшего во время империалистической войны 1914 г. в плену в Пруссии Кутлуяра, сравнение героем образа жизни в Европе с положением дел в молодой советской стране показывает и уровень образованности героя, и расширяет географические границы его жизнедеятельности.

В 60-е г.г. в связи с активизацией темы научно-технического прогресса, освоения космоса в литературе создаются образы героев, путешествующих в космических широтах, входящих в контакт с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.