_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
русскому языку) // МАПРЯЛ, Международный симпозиум. Актуальные проблемы преподавания русского языка в странах Азии, Африки, Среднего и Ближнего Востока. Тезисы докладов. - М, 1972. - С. 24.
5. Русско-китайский фразеологический словарь. Ä/X: 1981.
6. Тер-Минасова С. Г. Язык и межкультурная коммуникация: Учеб. пособие для студентов, аспирантов и соискателей по спец. «Лингвистика», «Межкультурная коммуникация». - М.: Слово, 2000. - 624 с.
7. Дин Синь, Ли Гуйфэнь 1994: ГШ, [J], ШВ: тШ^ЯШШЩл^Ш, 1994.
8. Лю Ён Хун 2002: ШЖШЙВД^Ш [M], 2002.
9. ЙШШЙ. ШШХШ^Й» , S^mtt, 1978.
10. ЭДЯ. ШШ^], 1978.
11. т$хтш. «шшШШМ» , ^м: мшът, 1983.
12. ЩЩ^. ШШ$ШШё»Т№, 1964.
13. imm ^а. ^ШШ^М, 2013.
14. ШШ. «Ф^ШШАШ» , ^Ж: ФШАНЙ^Мй, 2007.
15. !ШЖШ. ШШШША^Й» , Ф^ЗД, 2002.
© Ван Синьцзюй, 2016
УДК 821.512.141.09
Гареева Гульфира Нигаматовна
Д.ф.н., профессор БашГУ, г. Уфа, РФ E-mail: [email protected]
ПСИХОЛОГИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАТЕГОРИЯ ЛИТЕРАТУРЫ (НА МАТЕРИАЛЕ БАШКИРСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ НАЧАЛА ХХ ВЕКА)
Аннотация
В послереволюционный период во всей советской литературе, в том числе и в башкирской , психологически глубокое раскрытие внутреннего мира персонажей не входило в задачи писателей, действительность отображалась однобоко, контрастный план превратился в главный повествовательный прием в литературе. В сложном, противоречивом понимании психологизма сыграли свою роль как объективные, так и субъективные факторы. Причины углубления психологизма в прозе в конце 50-х- в начале 60-х годов объясняются пристальным вниманием к отдельной личности, к нравственным исканиям человека, к его внутреннему миру, к отражению через него общественных, социальных явлений жизни.
Ключевые слова
Творческий метод, психологизм, психоанализ, внутренний мир, психологическое раскрытие, духовная эволюция, нравственные искания, характер героя, поток сознания, психологические параллелизмы
В башкирской литературе начала двадцатых годов ХХ века большое место занимало отражение новых веяний эпохи, социальных преобразований, радостное восприятие революционного настоящего, утверждение нового, обличение устаревшего, критика прошлого. Широко развернутая в этот период борьба
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
против невежества и безграмотности привела к тому, что было написано много произведений агитационного характера, призывающих к просвещению. Методы просветительского и критического реализма, характерные для творчества М. Акмуллы, М. Уметбаева, М. Гафури, Ш. Бабича в башкирской литературе дореволюционного периода, послужили своеобразной основой на начальном этапе формирования нового творческого метода. Укрепление реалистического стиля, в первую очередь, ясно проявилось в произведениях М. Гафури, Д. Юлтыя, С. Кудаша, Т. Янаби, Г. Гумера, Б. Ишемгула, посвященных теме свободного труда. Метод социалистического реализма возник на почве традиций критического реализма в новых социально-исторических условиях, обогатился новыми чертами.
Литературоведы едины во мнении, что социалистический реализм - это совершенно новый метод, который возник, сформировался и пропитался социалистической идеологией в условиях возникновения и укрепления социалистического общества. В новый период писатели взяли себе главной целью отражение прошлой жизни народа с точки зрения большевистской идеологии, яркое и выпуклое изображение самоотверженности, преданности положительных героев революционным идеям, готовность к борьбе за социальную справедливость человека нового времени. Новизна литературы проявилась в концепции нового человека новой эпохи, установлении новых отношений между обществом и личностью. Классовый принцип вытеснил гуманистический, основанный на любви к человеку, и стал главной чертой всей советской литературы.
В башкирской литературе классовый принцип стал также основополагающим, хотя с древнейших времен национальное духовное наследие было насквозь пропитано гуманистическими идеями. В фольклорных произведениях башкир ярко выражались основные черты национального характера: доброта, чуткость, человечность, стремление к прекрасному. Надо отметить, что башкирский эпос несколько отличается от эпосов других народов, например, от знаменитого киргизского "Манаса", тем, что в нем меньше воин, кровопролитий, смертей, больше человеколюбия, слитности с природой, с истоками жизни. Еще, в упомянутом выше эпосе "Урал-батыр", отразилась яркая черта психологии народа: готовность к самопожертвованию ради счастья других, ради жизни на земле. Народный герой Урал-батыр отказал себе в живительной воде и, умирая, окропил ею родную землю. И тем самым, отказываясь от личного бессмертия, герой обессмертил свою землю, свой народ.
В послереволюционный период во всей советской литературе, в том числе и в башкирской литературе, принцип классовости понимался в очень узком плане; герои, занимающие позицию «за» и «против» советской власти, показывались схематично, в черно-белых красках. Психологически глубокое раскрытие внутреннего мира персонажей вовсе не входило в задачи писателей, действительность отображалась однобоко, контрастный план превратился в главный повествовательный прием в литературе. Если в произведениях средневековья в основе подобного деления на противоположности лежала борьба между добром и злом, то в произведениях, созданных в годы революции, эта дифференциация была связана с большевистской идеологией.
Таким образом, в первые годы становления советской литературы проблема психологизма, как и проблема соотношения реализма и романтизма, также очень остро стояла на повестке дня. В сложном, противоречивом понимании психологизма сыграли свою роль как объективные, так и субъективные факторы. Постановка перед литературой вышеупомянутой просвещенческой задачи, обусловленной общественно-эстетической потребностью времени, полностью снимала наличие психологизма в произведениях. Кроме того, пролеткультовцы апсихологизм считали достоянием советской литературы, провозглашали его чертой художественного новаторства. Лефовцы строго требовали изгнания психологизма из произведений. [1, 58]. «Здоровый психологизм - это чистейший нонсенс. Всякий, психологизм есть ухождение в себя, в план "внутренних переживаний". Буржуазная литература, обезволивавшая читателя, усердно этим занималась. Классу строителей такая установка не по пути», - утверждал Н.Чужак, обвиняя писателей в индивидуализме, в частом применении психологического анализа [2, 2].
В 20-е годы ХХ века вместе с попытками передать новое содержание при помощи традиционных форм и языковых средств, литераторы интенсивно искали новые приемы художественности. Между
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_
традиционным романтизмом и набиравшим обороты реалистическим направлением возникли резкие противоречия. Это было напрямую связано с творческим методом и проблемами стиля новой литературы. Укреплению реалистического стиля в литературе в 20-е годы особенно сильно помешал абстрактный романтизм. В этом и проявилась острая идейно-эстетическая борьба на пути установления нового творческого метода. «В получившем в 20-е годы интенсивное развитие жанре нэсэр, в котором плодотворно работали С.Кудаш, Ш.Фидаи, Б.Ишемгулов, Д.Юлтый, Т.Янаби, И.Насыри, А.Карнай, выражались бурные романтические чувства, иногда чрезмерные, абстрактные, пространные излияния взволнованной души романтического героя. Но хотя нэсэры основывались на эмоциях, составляющих один из аспектов нашего исследования, в этом жанре находили место лишь неконкретизированные чувства, "чувства без образов» [3, 29].
Попытка вложить новое содержание в традиционные приемы фольклора и восточной литературы, отразить новое содержание в старой форме также оказалась безуспешной, эти устаревшие приемы, формы были не в состоянии осветить реальные явления революционной действительности, воссоздать полнокровные жизненные образы. В двадцатых-тридцатых годах часто вспыхивали споры о взаимоотношениях между реализмом и романтизмом, особенно в 30-х годах прозвучало много критики против романтизма. Активизировалось мнение о том, что романтизму не место в литературе нового времени. Д. Юлтый, А. Карнай в своих критических статьях подчеркивали и всем своим творчеством доказывали, что в советской литературе есть место революционному романтизму, что башкирская литература, веками впитывавшая в себя традиции восточного романтизма, способна и в настоящее время служить эстетическим потребностям читателя [4].
В конце 50-х-в начале 60-х годов наблюдались изменения в композиционном, сюжетном, стилевом строе повествования, происходил процесс субъективизации прозы, проникновения лирического начала. Причины углубления психологизма в прозе, как было не раз уже отмечено в литературоведении, объясняются пристальным вниманием к отдельной личности, к нравственным исканиям человека, к его внутреннему миру, к отражению через него общественных, социальных явлений жизни. Чтобы глубже заглянуть в тайники души персонажа, отобразить действительность в субъективном восприятии, писатели обращались к форме повествования событий от лица героя, при которой открывается широкая возможность для самовыражения, самонаблюдения. Процесс субъективизации приемов психологического анализа в связи с углублением исповедального начала ярко проявился в произведениях З.Биишевой, Н. Мусина, Ф.Исянгулова. Роман А.Бикчентаева "Я не сулю тебе рая" также характеризуется стремлением воссоздать характер изнутри.
Конечно же, определенный опыт башкирских писателей в применении данной формы повествования имелся и до появления этого произведения. В рассказах Т.Янаби, написанных в 20-е годы, в повестях М.Гафури "Черноликие", "Ступени жизни" (1931), в романе Д.Юлтыя "Кровь" (1931) и других повествование ведется от первого лица. В "Черноликих" позиция рассказчика второстепенна, Гали рассказывает не о себе, а о трагической судьбе Галимы, "одной из миллионов жертв старой жизни". Последовательно, поэтапно показывается душевная болезнь, психологический регресс в сознании героини, изгибы течения её внутренней жизни. Отводится место и эмоциональным выплескам души Гали, его переживаниям, связанным с происходящими событиями. Психологический анализ в произведении непосредственно служит социальным целям, способствует более действенной передаче трагедии юной, красивой, трудолюбивой девушки. В повести "Ступени жизни" М.Гафури и в романе "Кровь" Д.Юлтыя повествование ведется уже от имени главного героя, непосредственного участника событий, что позволяет достаточно полно и глубоко раскрыть его внутренний мир. В этих произведениях попытка анализа духовной эволюции современника предреволюционных и революционных лет связана со стремлением писателей показать процесс пробуждения классового, политического сознания представителей угнетенных и одурманенных религиозными догмами крестьянских масс. Но, к сожалению, приход героев к революции достаточно полно, мотивированно не показывается, не раскрывается сложный, противоречивый процесс преодоления старых предубеждений, внутренняя борьба мыслей и чувств, перед тем как принимать революционные идеи,
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X
убедиться в необходимости перестройки основ жизни, хотя А.Вахитов утверждает, что роман "Кровь" выделяется глубоким проникновением во внутренний мир героев» [5, 50]. В произведениях рост сознания Вахита и Булата, постижение ими основ социальной несправедливости, в основном, показывается через их внешние поступки и дела. Видимо, тут сказалось отсутствие опыта в применении писателями психоанализа в раскрытии образа нового человека, большевика. Рассказ героев о событиях, очевидцами или участниками которых они были, преимущественно носит описательный характер, фиксируются лишь конечные результаты эмоциональных процессов, вызванные конкретными социальными обстоятельствами, общением с большевиками. Но, несмотря на недостатки, М.Гафури и Д.Юлтый внесли определенный вклад в разработку темы современности, концепции героя, в освоении возможностей повествования от первого лица. Список использованной литературы:
1. Проблемы психологизма в советской литературе. - Л.: Наука, 1970. - С.58.
2. Чужак Н. Гармоническая психопатия // Читатель и писатель, 1927. 24 дек. - С.2.
3. Вахитов А.Когда раздвигаются горизонты. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 19 79. - С.29
4. Юлтый Д. Современная башкирская литература и ее творческие пути: Литературно-критические статьи. - Уфа: Башкнига, 1929. - 36с.; Карнай А. Наша проза: Статья // Коммуна, 1932, 21 апреля.
5. Вахитов А. Башкирский советский роман. - М.: Наука,1978. - С.50.
© Гареева Г.Н., 2016
УДК 821.512.141.09
Гареева Гульфира Нигаматовна
Д.ф.н., профессор БашГУ, г. Уфа, РФ E-mail: [email protected]
СЮЖЕТНЫЕ ТИПЫ В БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ Аннотация
В прозаических произведениях башкирских писателей первой половины ХХ века наблюдается активное использование хроникальности как максимально емкого средства в освещении поступательного движения истории в целом, и истории характера и его духовного роста в частности. В них события систематизируются в пространственно-временной хронологии, связанной с поступью истории и развитием характера главного героя. Башкирские писатели постепенно перешли от однолинейного хроникального сюжета к многолинейному сюжетосложению, научились мастерски изображать многостороннюю действительность в крупных эпических произведениях во всей ее сложности и противоречивости. Построение композиции больших эпических форм с помощью ящичного приема эффективно продолжается и обогащается в современной башкирской прозе.
Ключевые слова
Композиция, хроникальный сюжет, многолинейное сюжетосложение, пространственно-временная хронология, ящичный прием композиции, ретроспективный прием
С сюжета и композиции начинается целостное восприятие изображаемого, потому умению их строить писатели уделяют огромное внимание. В повестях и романах башкирской прозы 20-30-х г.г. ХХ в. ( М.Гафури «Ступени жизни», А.Тагирова «Первые шаги», «Комсомол», «Солдаты», Д.Юлтыя «Кровь» и др.) наблюдается активное использование хроникальности как максимально емкого средства в освещении поступательного движения истории в целом, и истории характера и его духовного роста в частности.. В 50-х г.г. в романах С.Агиша «Фундамент», А.Вали «Первые шаги» стремление через судьбу одного героя