Научная статья на тему 'Сюжетные типы в башкирской прозе'

Сюжетные типы в башкирской прозе Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
228
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПОЗИЦИЯ / ХРОНИКАЛЬНЫЙ СЮЖЕТ / МНОГОЛИНЕЙНОЕ СЮЖЕТОСЛОЖЕНИЕ / ПРОСТРАНСТВЕННО-ВРЕМЕННАЯ ХРОНОЛОГИЯ / ЯЩИЧНЫЙ ПРИЕМ КОМПОЗИЦИИ / РЕТРОСПЕКТИВНЫЙ ПРИЕМ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Гареева Гульфира Нигаматовна

В прозаических произведениях башкирских писателей первой половины ХХ века наблюдается активное использование хроникальности как максимально емкого средства в освещении поступательного движения истории в целом, и истории характера и его духовного роста в частности. В них события систематизируются в пространственно-временной хронологии, связанной с поступью истории и развитием характера главного героя. Башкирские писатели постепенно перешли от однолинейного хроникального сюжета к многолинейному сюжетосложению, научились мастерски изображать многостороннюю действительность в крупных эпических произведениях во всей ее сложности и противоречивости. Построение композиции больших эпических форм с помощью ящичного приема эффективно продолжается и обогащается в современной башкирской прозе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сюжетные типы в башкирской прозе»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X

убедиться в необходимости перестройки основ жизни, хотя А.Вахитов утверждает, что роман "Кровь" выделяется глубоким проникновением во внутренний мир героев» [5, 50]. В произведениях рост сознания Вахита и Булата, постижение ими основ социальной несправедливости, в основном, показывается через их внешние поступки и дела. Видимо, тут сказалось отсутствие опыта в применении писателями психоанализа в раскрытии образа нового человека, большевика. Рассказ героев о событиях, очевидцами или участниками которых они были, преимущественно носит описательный характер, фиксируются лишь конечные результаты эмоциональных процессов, вызванные конкретными социальными обстоятельствами, общением с большевиками. Но, несмотря на недостатки, М.Гафури и Д.Юлтый внесли определенный вклад в разработку темы современности, концепции героя, в освоении возможностей повествования от первого лица. Список использованной литературы:

1. Проблемы психологизма в советской литературе. - Л.: Наука, 1970. - С.58.

2. Чужак Н. Гармоническая психопатия // Читатель и писатель, 1927. 24 дек. - С.2.

3. Вахитов А.Когда раздвигаются горизонты. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 19 79. - С.29

4. Юлтый Д. Современная башкирская литература и ее творческие пути: Литературно-критические статьи. - Уфа: Башкнига, 1929. - 36с.; Карнай А. Наша проза: Статья // Коммуна, 1932, 21 апреля.

5. Вахитов А. Башкирский советский роман. - М.: Наука,1978. - С.50.

© Гареева Г.Н., 2016

УДК 821.512.141.09

Гареева Гульфира Нигаматовна

Д.ф.н., профессор БашГУ, г. Уфа, РФ E-mail: gareevagulfira@mail.ru

СЮЖЕТНЫЕ ТИПЫ В БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ Аннотация

В прозаических произведениях башкирских писателей первой половины ХХ века наблюдается активное использование хроникальности как максимально емкого средства в освещении поступательного движения истории в целом, и истории характера и его духовного роста в частности. В них события систематизируются в пространственно-временной хронологии, связанной с поступью истории и развитием характера главного героя. Башкирские писатели постепенно перешли от однолинейного хроникального сюжета к многолинейному сюжетосложению, научились мастерски изображать многостороннюю действительность в крупных эпических произведениях во всей ее сложности и противоречивости. Построение композиции больших эпических форм с помощью ящичного приема эффективно продолжается и обогащается в современной башкирской прозе.

Ключевые слова

Композиция, хроникальный сюжет, многолинейное сюжетосложение, пространственно-временная хронология, ящичный прием композиции, ретроспективный прием

С сюжета и композиции начинается целостное восприятие изображаемого, потому умению их строить писатели уделяют огромное внимание. В повестях и романах башкирской прозы 20-30-х г.г. ХХ в. ( М.Гафури «Ступени жизни», А.Тагирова «Первые шаги», «Комсомол», «Солдаты», Д.Юлтыя «Кровь» и др.) наблюдается активное использование хроникальности как максимально емкого средства в освещении поступательного движения истории в целом, и истории характера и его духовного роста в частности.. В 50-х г.г. в романах С.Агиша «Фундамент», А.Вали «Первые шаги» стремление через судьбу одного героя

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

отобразить жизнь и борьбу всего народа было важным композиционным и сюжетообразующим началом. Если в романах 30-х годов на первый план выдвигался драматизм быстро сменяющихся событий, то в романах 50-х г.г. изображался длительный процесс формирования человека нового общества, таких как Салих, Булат, эволюция характера героя давала толчок движению сюжета. В этих романах события систематизируются в пространственно-временной хронологии, связанной с поступью истории и развитием характера главного героя. Для романов и повестей 60-х г.г., ставящих задачу отразить эволюцию характера человека в новой общественно-духовной атмосфере, тип хронологического сюжета также был очень удобен. В повестях Ф.Исангулова «Фания», «Моя лебедушка», «Воспоминания», С.Кулибая «Разные тропинки», З.Биишевой «Где ты, Гульниса?», Н.Мусина «Дорога моей деревни» и др., в связи с усилением внимания к гуманистическим проблемам, признанием важности удовлетворения потребностей личности, интересов каждого человека широко использовалась форма повествования от первого лица, активизировалось сюжетосложение по типу хроники личности. Сюжетная линия романа А.Бикчентаева «Я не сулю тебе рая» удачно построена как последовательное освещение в хроникальном плане истории развития характера, внутренней эволюции главного героя Аюдарова [1, с. 390].

Башкирские писатели постепенно, преодолевая трудности, перешли от однолинейного хроникального сюжета к многолинейному сюжетосложению, научились мастерски изображать многостороннюю действительность в крупных эпических произведениях во всей ее сложности и противоречивости. Пространственно-временное расширение границ хронологии сюжета происходит уже в первых романах И.Насыри «Кудей» (1936), А.Тагирова «Красногвардейцы» (1935), «Красноармейцы» (1937). В этих романах стремление к эпической широте привело к изображению в одном произведении многочисленных разноплановых личностей, групп, пестрых по своему социальному и классовому составу. А.Бикчентаев и Б.Бикбай в романах «Дорога Карасяя» (1956), «Когда разливается Акселян» (1958) сумели подчинить многолинейное сюжетное развитие выпуклому показу разрешения центральной проблемы. Многоплановые романы А.Вали «Майский дождь» (1958), «Цветок шиповника» (1962) в многолинейном сюжетном развитии освещают события, происходящие одновременно в нескольких колхозах, в них задействованы многочисленные персонажи. Во второй части дилогии система образов еще более расширяется, в сюжетных линиях, связанных с образами главных героев, освещаются те или иные актуальные вопросы времени. Показывается борьба Азаматова, Абызбаевой и др. против неправедной деятельности Акназарова, Афлятунова, это столкновение в развитии многопланового сюжета обретает общественное и нравственное звучание.

В романах Д.Исламова «Щедрая земля», Я.Валиева «Орлы не покидают гнезд», Х.Гиляжева «Солдаты без погон», Г.Ибрагимова «Подснежник», «Новолуние» напряженная драматическая борьба за экономический подъем деревни в 60-х годах изображена в многолинейном типе сюжета. В романе Я.Валиева многие сюжетные линии связаны с главным героем Юламановым, отдельные сюжеты про механизатора Загита, свинарку Кояш, председателя колхоза Габдельхакимова, плотника Абсаликова, секретаря райкома Янова, бригадира Батыева, старика Заминдара отражают многогранность образов современников, помогают полнее раскрыть характер и деятельность главного героя [2, с. 228]. В этих романах в целях показа явлений жизни в историческом развитии, в диалектической связи прошлого и настоящего повествование о действительности 60-х г.г., колхозном строительстве, о крестьянском труде окаймлены раздумьями о будущем, лирическими отступлениями и ретроспекциями, претендующими на философские обобщения. Аллегорические, мифологические образы, легенды и другие фольклорные материалы введены в сюжет романов о современности с целью расширения эпического размаха произведений.

В башкирской прозе 60-70-х г.г. стремление к развитию многолинейного сюжета, построению многоплановой композиции было свойственно и историко-революционным трилогиям З.Биишевой «К свету», Ф.Исангулова «Колос ржи», пенталогии Я.Хамматова «Золото собирается по крупицам», дилогии Н.Мусина «Вечный лес». В романах 70-90-х г.г., где тесно переплелись прошлое и современность, продолжается развитие опыта многолинейного сюжетостроения. В романе Б.Рафикова «Седой ковыль», хотя и поднимаются проблемы современности, изображается энергичная деятельность современников, в

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

композиции много места отводится памятникам устного народного творчества, показывающим глубокую связь прошлого и настоящего, в результате чего образуется многоплановое повествование. В романах А.Хакима «Ураган» (1990), М.Хайдарова «Пришел навсегда» (1994) в многолинейном типе сюжетосложения с эпическим размахом освещаются трагические явления в истории развития страны в послереволюционный период, годы застоя и сегодняшние дни. В этих романах кроме главной сюжетной линии, прослеживающей историческую хронику, многочисленные вспомогательные линии раскрывают поступки, отношения, духовный мир представителей различных слоев народа, бытовавшую социально-нравственную атмосферу, духовную жизнь общества. В романе Т.Гариповой «Буренушка» (2004) также выстроен многолинейный сюжет с многочисленными героями. Многоплановый, многогеройный, масштабный, богатый ретроспективами, повествующий о важных исторических событиях в жизни народа на протяжении ХХ в., роман раскрывает пагубное воздействие революции на судьбы отдельных людей, бесценность утраты для всего народа духовных традиций. События начинаются с центральной части композиции - деревни Тирекле, объединяющей судьбы героев, отражающей жизнь народа, и ширятся до Уфы, Москвы и Петербурга.

Показательно, что со временем башкирские прозаики достигли большого успеха в создании эпически масштабных произведений, овладели мастерством многолинейного сюжетосложения, сумели емко и содержательно отобразить в многоплановой композиции историю развития характера, философски оценивать жизнь.

Композиция романов Г.Хайри «Поворот» (1928), Х.Гиляжева «Солдаты без погон» (1965), И.Абдуллина «Иду по Млечному пути» (1983), повестей М.Карима «Долгое-долгое детство» (1976), А.Хакима «Перелетные птицы» (1974), «Хромая волчица» (1988), З.Галимова «Старшина» (1987) построена путем использования ящичного приема, берущего начало в фольклоре и классической литературе Востока. «Поворот» состоит из отдельных частей: рассказов, хикайатов, новелл, документальной повести - у каждой из которых есть свой сюжет, свой герой. Они представляют широкую панораму жизни, плавно связывая сюжеты с главной идеей романа, с главным героем Шамси. Подобная композиция успешно используется и в романе «Солдаты без погон». В отдельных рассказах-новеллах раскрываются яркие судьбы многих героев -Сахипъямал, взвалившей на себя всю тяжелую работу, председателя колхоза Магиры, духовно-нравственно окрепшей, созревшей как личность, как руководитель в период тяжких военных испытаний, Ямги, превозмогшего личную и семейную трагедию, сумевшего вернуться к полноценной действенной жизни, Фатхи, пережившего душевную драму из-за полученных фронтовых увечий, районного уполномоченного Хабибуллина, который стремился точно выполнить указания сверху и своевременно отрапортовать, бюрократа Хабирова.

Построение композиции больших эпических форм с помощью ящичного приема эффективно продолжается и обогащается в современной башкирской прозе. Истории десятков личностей в «Долгом-долгом детстве», рассказанные в отдельных новеллах, объединяет в одно целое герой повести Кендек, который является центром философской оценки событий и поступков окружающих людей. Если рассказчик Г.Гумера «Городок на волнах» (1954) является только свидетелем описываемых событий, то Кендек у М.Карима анализирует жизнь, оценивает происходящее, формируется как личность, духовно развивается, выступает активным двигателем событий.

Роман И.Абдуллина «Иду по Млечному пути» (1983) состоит из тридцати одной новеллы и рассказывает о героической борьбе и гибели советского разведчика Нура Фатихова в оккупированном фашистами городе Киеве. Роман начинается с написанной в лирическом стиле с романтически пафосным вступлением новеллы «Разговор с духом Фатихова», являющейся ключом к следующим новеллам. В сюжетной линии используются и краткие сведения, и разнообразные факты, и документы. Повествующие о борьбе Фатихова во вражеском тылу и подполье части - «новеллы про героизм и смерть» характеризуются суровой реалистичностью. Василь Желедка, Вера Макаровна, Мария Куница, Федор Кушнир, Рая Буяненко, Василий Светлин - их героическая жизнь и борьба освещаются в отдельных новеллах с неожиданными поворотами, полными опасностей. В романе «Солнце все не заходит» (1996) применен тот же ящичный прием композиции, где рассказывается об одиннадцати мужественных солдатах, отдавших жизнь за свободу

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №5/2016 ISSN 2410-700X_

Родины. Вступительная часть и эпилог окаймляют, организуют воедино отдельные части произведения вокруг центральной идеи и главного героя. Во всех этих романах образ повествователя придает внутреннюю целостность отдельным самостоятельным историям, объединяет различные события и характеры воедино, выступает проблематическим центром, организующим художественную мысль произведения. Как видим, башкирские литераторы успешно используют ящичный прием композиции для изображения событий из различных эпох, для воссоздания многогранных характеров.

Композиция повестей и романов, отображающих глубинную связь прошлого и настоящего, освещающих судьбы прошедших жестокие испытания войны современников старшего поколения очень часто основываются на ретроспективе. Ретроспективный прием, позволяющий связать события разных временных пластов, был присущ, в первую очередь, большим эпическим формам, написанным в 70-е г.г. Популярность ретроспективного приема в башкирской прозе некоторым образом связана и с традициями тюркской литературы. Но в отличие от произведений прошлых периодов, где прием смешения разных временных структур выполнял лишь формальную функцию, в современных текстах он приобретает большое смысловое содержание. Через освещение прошлого писатели ищут пути разрешения проблем сегодняшнего дня. В повестях и романах А.Хакима «Млечный путь», «Радуга», «Скачки», «Листопад», Р.Баимова «День расплаты», «Запоздавшая мелодия», Ш.Биккула «Мы еще поживем», А.Багуманова «Что за день», Т.Кильмухаметова «Жизнь одна», Т.Гиниятуллина «Погреб», С.Шарипова «Дубовый столб» и др. отбираются и психологически глубоко изображаются только те воспоминания, способные более ярко осветить философские проблемы современности. Нарушение хронологической последовательности повествования преследует только одну цель - придать глубину сюжетной линии, объемнее выразить важные картины.

Список использованной литературы:

1. История башкирской литературы в 6-ти томах. - Т. 5. - С. 390.

2. Вахитов А.Х. Жанр и стиль в башкирской прозе. - Уфа: Башкирское книжное издательство, 1982. - С. 228.

© Гареева Г.Н., 2016

УДК 821.512.141.09

Гареева Гульфира Нигаматовна

Д.ф.н., профессор БашГУ, г. Уфа, РФ E-mail: gareevagulfira@mail.ru

ПРИНЦИПЫ ОТРАЖЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ДЕЙСТВИТЕЛЬНОСТИ В БАШКИРСКОЙ ПРОЗЕ

Аннотация

В романах и повестях видных башкирских писателей Я.Хамматова, С.Поварисова, Р.Байбулатова, Ф.Асянова, И.Абдуллина, И.Гиззатуллина, Ш.Биккула, А.Хакимова, А.Аминева и др. показано отражение войны на характерах, человеческой и гражданской стойкости целого поколения героев. В романах Г.Ибрагимова, Г.Хусаинова, Н.Мусина, посвященных сложным героико-драматическим событиям прошлых веков, реальные образы исторических личностей воссозданы на основе документальных фактов, архивных материалов.

Ключевые слова

Панорамное отражение войны, исторические личности, социально-психологический портрет поколения, героико-драматические события, документы, архивные материалы, исторические факты

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.