_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_
УДК 821.512.141.09
Гареева Гульфира Нигаматовна
д.филол.наук. профессор БашГУ, г.Уфа, РФ E-mail: [email protected]
ИДЕЙНО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ БАШКИРСКОЙ ПОЭЗИИ НАЧАЛА ХХ ВЕКА
Аннотация
В башкирской поэзии 1920-х годов появились новые темы, мотивы, связанные с мирным строительством, свободным созидательным трудом советского народа. Тема труда, направленного к революционному переустройству мира, содержала в себе этические и эстетические нормы новой литературы. Для произведений Мажита Гафури была характерна тема производственного труда, рабочего класса, его отношений с крестьянством, а для стихов Сайфи Кудаша, а также Гарифа Гумера, Тухфата Янаби, Булата Ишемгула и др. - поэтизация новых веяний в деревне, крестьянского труда и его коллективных форм.
Ключевые слова
поэтизация, тема свободного труда, эстетика, романтика, жанр, стиль,
публицистический пафос
В первую половину 20-х годов поэзия оставалась ведущим жанром башкирской советской литературы. Это было связано, в основном, с богатейшими традициями устно-поэтического творчества, а также свойством самого поэтического рода, способного живо, оперативно отображать насыщенную героическими и драматическими событиями жизнь нового общества.
Поэзия начала 20-х годов отражала грандиозный процесс восстановления народного хозяйства, служила своеобразным зеркалом времени. В ней появились новые темы, мотивы, связанные с мирным строительством, свободным созидательным трудом советского народа.. Для произведений Народного поэта Башкортостана Мажита Гафури была характерна тема производственного труда, рабочего класса, его отношений с крестьянством (например, «Серп и молот»), а для стихов Народного поэта Башкортостана Сайфи Кудаша («Вместе», «Идемте!», а также Гарифа Гумера («Хлеборобу», «Плугарю и плугу»), Тухфата Янаби («Утро труда»), Булата Ишемгула («Трудолюбивой девушке», «Песня плугаря») - поэтизация новых веяний в деревне, крестьянского труда и его коллективных форм. Поэтическое изображение картин труда усиливало жизненно достоверные, реалистические черты башкирской поэзии, прямое обращение к трудовому народу укрепляло ее агитационно-публицистический пафос. Песенная поэтика во многом определила характерные черты индивидуального стиля вышеназванных поэтов. В произведениях С.Кудаша, Т.Янаби, Г.Гумера, посвященных полевым работам крестьянина, традиционные лирические картины весеннего посева, осенней жатвы, образы жаворонка, цветка, колоса, наполнились новым содержанием. Таким образом, с утверждением эстетики труда по-новому осмысливалась и пейзажная лирика [1, с.63-65].
Новаторские черты башкирской реалистической поэзии в первой половине 20-х годов четко проявились в постепенном расширении идейно-тематического диапазона, в создании лирического и эпического образа советского человека, в разработке новых морально-этических проблем, в жанрово-стилистических сдвигах и эволюции образности [3, с. 62-66]. Мажит Гафури в стихотворениях «Молодым силам», «Последние дни ветхой истории», «Кто они?», «Мужчине», «Вырванные страницы» и др. героя-строителя новой жизни, прошедшего сквозь огни и воды, наделяет нравственными и физическими силами
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «СИМВОЛ НАУКИ» №02-2/2017 ISSN 2410-700Х_
сказочных батыров. Широко применяя антитезу, ставшую характерным поэтическим средством этих лет, поэт противопоставляет старому миру и уходящим с арены его старым представителям молодых героев, смело и решительно прокладывающих дороги к светлой жизни. Новые темы и мотивы, пронизанные идеями патриотизма и интернационализма, составляли основной пафос поэзии М.Гафури. Это привело к расцвету в его лирике одических и маршевых форм. Поэт, разрабатывая новые темы и мотивы на реалистической основе, опирается и на лучшие традиции дореволюционной демократической литературы. Он умело подчиняет традиционные образы и формы новому содержанию, в то же время незаметно трансформируя их отдельные элементы. Новая по идейно-тематическому содержанию и во многом по форме, поэзия М.Гафури свидетельствовала о становлении в башкирской поэзии мощного реалистического стиля [2, с. 269-284]. Таким образом, к середине 20-х годов, башкирские поэты, увлекавшиеся космической поэзией, повернули от абстрактности к конкретности, от романтической риторики к реалистическому изображению нового, в борьбе с абстрактно-романтической поэзией четко выявились основные черты реалистического направления национальной поэзии.
Наряду с реалистической поэзией в творчестве Даута Юлтыя, Б.Ишемгула, Г.Амантая, Г.Хайри и ряда других молодых поэтов постепенно складывался романтический стиль, пронизанный патетикой созидания. Революционное содержание, публицистический пафос внесли много нового в поэтику и ритмико-интонационную основу башкирской поэзии, применялись различные риторические фигуры, стилистические средства, более разнообразной становится строфическая и ритмическая система стиха. Д.Юлтый, например, успешно трансформировал формы кубаира, Т.Янаби открыл новые ритмико-стилистические возможности песенной формы.
Башкирской поэзии второй половины двадцатых годов характерно дальнейшее укрепление принципов реалистического отображения действительности. Стихи и поэмы, вошедшие в книги М.Гафури «Теперь легко, а прежде было трудно (1927), «Ночная смена» (1930), Д.Юлтыя «Герой борьбы» (1928), С.Кудаша «В ожидании весны» (1930), Т.Янаби «Тронутые струны» ((1930), Г.Амантая «Песни борьбы» (1928) и др., характеризуются углубленным освещением строительства новой жизни и становления новых общественных отношений, разнообразием новых жанров и форм, подчиненных более рельефному изображению нового героя, совершенствованием языка. В связи с индустриализацией и коллективизацией страны в поэзию пришли новые темы и мотивы, образы и коллизии.
В лучших стихах С.Кудаша из книг «На прополке» (1927), «Герой борьбы», «В ожидании весны» наблюдается реалистическое отражение глубоких перемен в жизни деревни, победоносной борьбы нового. В его лирике агитационный пафос перерастает в страстную публицистичность, описательность - в поэтические обобщения явлений, поэзии С.Кудаша присущи реалистическая основа, стилистическая простота и ясность. Обращение к живым событиям времени, изображение социальных типов усиливают эпические черты поэзии С.Кудаша, определяют дальнейший рост жанра поэмы в его творчестве («Батыр», «Засыпанные следы» и др.) [4, с. 56-76].
В романтическом и реалистическом течении башкирской поэзии двадцатых годов наметились и общие черты, свидетельствующие о взаимодействии этих течений. В романтическом стиле ярче обозначились реалистические оттенки, а реалистический стиль, в свою очередь, приобрел романтическую окрашенность.
Список использованной литературы
1. История башкирской литературы в 6 т. - Т.3. - Уфа: Башкирское книжное издателство, 1990. - С.63-65.
2. Рамазанов Г.З. Творчество Мажита Гафури. - Уфа: Башкнигоиздат, 1965. - С. 269-284.
3. Хусаинов Г.Б. Пути развития башкиркой советской поэзии. - Уфа: Башкнигоиздат, 1968. - С. 62-66.
4. Хусаинов Г.Б. Творчество Сайфи Кудаша. - Уфа: Башкнигоиздат, 1959. - С. 56-76.
© Гареева Г.Н., 2017