Я • 7universum.com
vEL UNIVERSUM:
/Yv\ ФИЛОЛОГИЯ И ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА РЕЧИ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Михайлова Екатерина Сергеевна
аспирант кафедры английской филологии Волгоградского государственного социально-педагогического университета,
РФ, г. Волгоград E-mail: Katycuk@rambler.ru
GENRES OF THE CHILDREN'S SPEECH AT YOUNGER SCHOOL AGE
Mikhailova Ekaterina
Postgraduate student of the Department of English Philology of Volgograd state socially pedagogical university,
Russia, Volgograd
АННОТАЦИЯ
В данной статье рассматривается языковая личность «ребенок» сквозь призму характерных для детей младшего школьного возраста жанров речи.
ABSTRACT
This article contains analysis of linguistic personality "child", through a prism characteristic for children of primary school age of genres of the speech.
Ключевые слова: языковая личность, ребенок младшего школьного возраста, жанры речи, беседа, рассказ, анекдот, записка, анкета, дневник.
Keywords: linguistic personality, the child of primary school age, genres of speech, conversation, a story, a joke, a note, a questionnaire, a diary.
Михайлова Е.С. Жанровая специфика речи детей младшего школьного возраста // Universum: Филология и искусствоведение : электрон. научн. журн. 2014. № 6 (8) . URL: http://7universum.com/ru/philology/archive/item/1398
Языковая личность «ребенок» представляет интерес для различных направлений лингвистики. В данное время онтогенез относится к числу малоизученных пространств речеведения, одним из направлений которого является онтопсихолингвистика, или лингвистика детской речи, всесторонне изучающая речевую деятельность ребенка на различных этапах онтогенетического развития, а также выявляющая особенности овладения детьми системой родного языка [4; 16; 18; 20; 21; 23].
Известно, что одним из основных этапов интенсивного развития ребенка является младший школьный возраст, поскольку в этом возрасте формируются физиологические, психологические (активно развивается произвольная форма памяти, мышления, воображения, формируется большой объём знаний и умений), социальные, личностные новообразования, а также совершенствуются умения согласовывать свои действия с участниками совместных игр, с опорой на общественные нормы поведения.
Ребёнок, как и любая языковая личность, живущая в обществе, входит во множество различных социальных групп, таких как семья, учебная группа, дружеская компания и т. д., где он выполняет определенную социальную роль, обладает неким статусом, который отражается как во внешнем поведении и в облике (одежде, речи), так во внутренней позиции, в ценностных ориентациях. Под социальной ролью мы понимаем модель поведения человека в зависимости от его статуса или позиции в обществе, в системе межличностных отношений с точки зрения принятых норм поведения. Также социальная роль определяется как нормативно регулируемое на основе общепринятых ценностей поведение. Важными критериями роли являются ролевое поведение, действие в роли, коммуникация, согласие. Усваивая социальные роли, ребёнок усваивает социальные стандарты поведения, учится оценивать себя со стороны и осуществлять самоконтроль. Но поскольку в реальной жизни человек включён во многие виды деятельности и отношения, исполняет разные роли, требования к которым могут быть противоречивыми, возникает необходимость в механизме, позволяющем человеку сохранить
целостность своего «Я». Выделяют шесть видов социального взаимодействия ребёнка 7—11 лет: семейно-родственное, демографическое, нормативно-правовое, образовательное, экономическое, политическое [7]. Каждая из перечисленных сфер содержит набор ролей, характерных для детей младшего школьного возраста. У каждого вида роли свой тип реализации социальных отношений. Каждая роль требует особой манеры поведения.
Таким образом, мы видим, что ребенок должен овладевать умением осуществлять общение в его различных регистрах для оптимального достижения цели, в чем, по мнению В.И. Карасика, заключается коммуникативная компетенция. Предполагается, что под понятием «регистр» подразумеваются жанры [10].
Одним из исследователей жанров детской речи является О.В. Кощеева, которая, наблюдая за речевым поведением детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста, выяснила, что «становление речежанровой компетенции ребенка начинается с бессознательного овладения первичными, низшими по своей организации жанрами речи, составляющими основу бытового личностно—ориентированного общения» [13, с. 279]. Автор отмечает, что дискурс ребенка на ранних этапах развития коммуникативной сферы состоит из «нечетко оформленных, смешиваемых друг с другом жанров речи» [13, с. 279]. По мнению О.В. Кощеевой, особенностью речежанрового портрета младшего школьника является множество факторов, и самым значимым представляется переход на новую ступень социального развития: во-первых, это появление новых речевых жанров, говорящих о более высоком уровне социального развития личности и расширении его контактов с обществом; во-вторых, изменение уже используемых на более ранних этапах развития речевых жанров, отображающих общий процесс развития ребенка. В связи с этим происходит появление новых жанров речи, например: анекдот, болтовня, беседа, разговор по телефону и др., и исчезают некоторые жанровые формы, такие как рассказ-фантазия, жанры игрового общения. О.В. Кощеева отмечает, что происходит усложнение и видоизменение структуры жанра
и способов его оформления. В младшем школьном возрасте в сознании ребенка происходит более четкое формирование дифференциации жанров. В речи ребенка особую роль начинают играть жанры высшего, вторичного порядка.
Исследование речевых жанров активно развивается в последние годы. В современной лингвистике исследуются различные аспекты речевых жанров: текстовые, психолингвистические, стилистические; культурологические [1; 3; 5; 8; 9; 12; 14; 15; 17; 18]. Несмотря на значительное число работ, посвященных проблеме построения классификации речевых жанров, в лингвистике нет единого мнения относительно типологии жанров речи. С одной стороны, разграничение речевых жанров основывается на каком-либо одном признаке речи, с другой стороны, выделяются частные критерии, свойственные отдельным типам жанров, которые не могут претендовать на всеобщий характер.
Целью данной статьи является рассмотрение жанров, характерных для речи детей младшего школьного возраста. Исследование речевых жанров проводилось посредством эмпирических методов, в частности, при подготовке данного материала применялся описательный и сопоставительный методы. Анализируя речь младших школьников, мы выделили следующие жанры речи: беседа, рассказ, рассказ-фантазия, детский анекдот, записка, дневник и анкета. Учитывались следующие критерии выделения перечисленных жанров: участники коммуникации, коммуникативная цель, тип событийного содержания, формальная организация, а также частотность употребления в речи младших школьников [22].
Беседа — это один из самых частотных жанров речевого общения (60 %), в котором, происходит:
а) обмен мнениями по различным вопросам;
б) обмен сведениями об индивидуальных интересах каждого из участников — для установления типа отношений;
в) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями (фатическое общение).
Разные виды беседы характеризуются соответствующими видами диалогической модальности. Выделяют следующие типы беседы. Первый тип — это беседа, обмен мнениями по разным вопросам, выражение точки зрения с опорой на социокультурные стереотипы, ценностные ориентиры и общечеловеческие абсолютные истины. Данный вид беседы называется аксиологической. Второй тип беседы предполагает похвалу, одобрение, комплимент и т. д. Третий вид беседы — это бытовое общение [3]. Для этого типа бесед характерна эмоциональная модальность. Приведем пример аксиологической беседы двух детей 10 и 11 лет:
А: Привет, ты математику сделал?
В: Да, а ты?
А: А я делаю, да только ничего не получается. Ты как делал?
В: Ну, я сначала нарисовал таблицу и внес в нее все данные, а потом составил выражение и решил его.
А: Ты решал выражением? А мне кажется, что лучше по действиям — так проще.
В: Может и проще, просто помнишь, Л.Л.(имя классного руководителя) говорила о рациональном решении. Ну, вот я и подумал, что так делать надо. Как мы видим из данного отрывка, дети обсуждают способы решения задачи. Высказывают свое мнение, отстаивая и аргументируя свой ответ.
Далее рассмотрим пример беседы-похвалы.
А: Мам, представляешь, я по русскому пятерку получил!
М: Молодец, можешь, когда постараешься!
В данном фрагменте мы можем наблюдать восклицательную интонацию, характерную для похвалы.
Пример бытовой беседы.
А: Привет, что делаешь?
В: Играю.
А: А во что?
В: В «Средиземье».
А: Это про че?
В: Ты что, не знаешь, ну там, эти, как их, гоблины, эльфы защищают Хельмову падь вместе срохиримами. Ты че, фильм не смотрел?
А: Не, я такое не люблю.
В: Ну и зря, это крутяк!
Анализируя данный отрывок общения двух детей, мы четко видим легкость и непринужденность разговора, которая свойственна бытовой беседе. В данном случае мы наблюдаем ситуацию, в которой один ребенок является инициатором начала беседы.
Следующий жанр детской речи — это рассказ, по частотности находится на второй позиции (13 %). Как отмечают Л.К. Граудина и Е.Н. Ширяева, в данном жанре может реализоваться как кооперативная, так и некооперативная стратегия. По целям общения различают следующие виды разговора:
а) информативный разговор;
б) предписывающий разговор (просьбы, приказы, требования, советы, рекомендации, убеждения в чем-либо);
в) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений (конфликты, ссоры, упреки, обвинения).
В отличие от беседы, которая может быть «праздноречевым» жанром, характерной чертой разговора является целенаправленность [6]. Данный жанр является одним из ключевых в связи с переходом ребенка на новую ступень социального развития. В возрасте 10—11 лет ребенок довольно связанно и последовательно передает ход событий, правда, как правило, рассказ далек от совершенства. При этом ребенок зачастую использует мимику, жесты, междометья и т. д.
Представляем фрагмент рассказа ребенка 4-го класса: «Ну, два брата пошли, куда-то они пошли. Увидели на камне (отрицательный взмах головой), начали отдыхать и увидели на камне бумагу, младший брат прочитал, рассказал старшему, старший брат не поверил, а младший — поверил и пошел в этот лес, потом переплыл через реку. Прям перед ним была медведица
с медвежатами, также было сказано в листке, что нужно подняться на гору и там увидишь дом, а в этом доме твое счастье, э-э-э, он поднялся в гору с этими двумя медвежатами, вошел в дом, и там его встретили люди и сделали его королем. Он правил пять лет, а через пять лет на него напал другой, как сказать, король-царевич и выгнал его из царства, тогда младший брат пошел путешествовать и пришел к своему старшему брату. Он сказал, старший брат, что я жил не богато, но спокойно, а младший брат ответил... Ой, я не помню, что ответил младший. Ну, короче, и все».
Еще одним жанром, заслуживающим, на наш взгляд, внимания является рассказ-фантазия, его частотность составила 8 %. Данный жанр больше присущ детям старшего дошкольного возраста, но и у детей младшего школьного возраста он достаточно распространен. Приведенный далее отрывок принадлежит ребенку 11 лет.
«... и что же нам делать? Эти роботы нас окружают!
— Стоп, стоп, если это Парционские роботы, то они предназначены для льда. Это так?
— И если они предназначены для льда, холода и снега, то значит, они не предназначены к тепловым условиям. Парционники привыкли к вечному льду, снегу. Тепло для них, что попадание звездным минометом.
— Бах! Это пробьет их до костей! Бах!
— Это особо повлияет на роботов! Ой! (что-то упало из рук ребенка). Отлично! Двойная... Пщ!
— Бах! Бдыщ!
—Док, ты видишь его оружие?
— Нет!
— Он хорошо вооружен! У него очень прочная броня, чтобы выдержать звездный удар.
— Я думаю, что они не выдержат небольшого подарка под названием «Солнечная искра»! Бабах, Бдыщ! Пиф-пиф! Ой-ой, не то!»
Анализируя приведенный отрывок, мы видим, что это рассказ-фантазия на космическую тему, про роботов с какой-то очень далекой и холодной планеты, которые боятся тепла и тем более «Солнечной искры». В данном рассказе ребенок выступает в различных игровых ролях. Он и некий Док, и его спутник, который бесстрашно сражается с парционскими роботами. Анализируя речь ребенка в этом отрывке, мы обращаем внимание на краткость речевых фраз, например: «Он хорошо вооружен!» или «Это пробьет их до костей!», а также большое количество звукоподражательных слов: «Бабах, Бдыщ! Пиф-пиф!», которые наряду с незаконченностью фраз говорят о большом эмоциональном подъеме ребенка.
Одним из жанров, обладающих большой эмоциональностью, является анекдот (7 %). Детский анекдот — это короткий рассказ, принадлежащий юмористическому дискурс, главными героями которого выступают популярные герои сказок, мультфильмов или герои школьного фольклора, такие как Вовочка и Мариванна. Например:
Пришли три медведя из леса домой, зашли в избушку:
— Кто съел мою кашу? — пропищал сынок-медвежонок.
— Кто съел мою кашу? — прорычала мама-медведица.
— Какая каша? — заревел медведь — Телевизор украли!
В данном анекдоте главными героями являются персонажи русской народной сказки, которые в соответствии с развитием событий задают вопросы, но анекдотичность данного текста в том, что папа-медведь обращает внимание не на кашу или стульчик, а на похищение телевизора, что показывает разные ценностные приоритеты: для папы-медведя это потеря телевизора, а для сына и мамы-медведицы — еда.
Пришел Пятачок в магазин и спрашивает:
— У вас подушки из чего сделаны?
Ему отвечают:
— Из пуха...
Пятачок грустно вздыхает и говорит:
— Эх, бедный Винни.
В представленном выше анекдоте главным героем является Пятачок, литературный герой произведения А. Милна «Вини Пух и все-все-все». Комичность ситуации состоит в игре слов: пух (наименование традиционного материала для наполнения подушек) и Пух (фамилия Винни).
Чебурашка спрашивает у Крокодила Гены:
— Гена, а почему у тебя один ботинок черный, а другой зеленый?
А Крокодил Гена ему отвечает:
— Ты знаешь, Чебурашка, я пошел домой, чтобы их поменять, а дома тоже один черный, а другой зеленый...
Анализируя представленный анекдот, мы видим, что главными героями являются герои всем известного мультфильма «Крокодил Гена». В данном случае представлена комедия ситуации. Крокодил обул на одну ногу ботинок одного цвета, а на другую — ботинок другого цвета; когда он захотел переобуться, то, придя домой, вполне оправданно нашел такую же пару обуви. Как мы видим, здесь показана рассеянность главного героя, его невнимательность. Ведь достаточно часто дети в жизни сами попадают в ситуацию Крокодила Гены.
У Вовочки мама спрашивает:
— Вовочка, а где твой дневник?
Вовочка ей отвечает:
— А я дневник Славику отдал.
Мама спрашивает:
— И зачем Славику твой дневник?
Вовочка говорит:
— А он хотел родителей напугать.
В представленном анекдоте главным героем является участник школьного фольклора — Вовочка. Это собирательный персонаж, обладающий хорошим чувством юмора, смекалкой, который умеет точно формулировать свои высказывания, но в то же время этот ребенок не очень хорошо себя ведет,
учится. Как и в приведенном выше анекдоте, друг Вовочки взял его дневник с целью показать своим родителям, что есть дети, которые учатся хуже него.
В связи с тем, что у ребенка в возрасте 6—7 лет появляются новые коммуникативные умения и навыки (такие как монологическая и диалогическая речь, умение выражать свои мысли письменно), в его обиходе появляются и новые жанры, такие как записка, дневник, анкета. Рассмотрим их подробнее.
Записка в большой степени формируется общим миром чувства-мысли адресанта и адресата (5 %). Содержание записки обычно кратко. Например: «Вера любит Женю». Ответ: «Дурак». Даная записка была написана другим мальчиком (не Женей), которому тоже нравится Вера, и была послана с целью узнать, правда ли Вере нравится Женя. Ответ скорее косвенный, но пишущий им довольствуется, чтобы понять, что у него тоже есть шанс быть замеченным и, следовательно, узнать, нравится ли он девочке Вере или нет.
Следующим жанром является дневник (3 %). Как правило, все записи, делаемые детьми в дневнике, являются самоанализом всего происходящего с ними. В своих дневниках дети как бы ведут разговор сами с собой. Например:
Сегодня отвратительный день. Я ходила в художку. Надо было сдавать рисунок, а я его забыла дорисовать. Пришлось соврать, что забыла дома. А еще сегодня у Ольки было такое же платье, которое я хотела, чтобы мне купили, а мне мама его не купила, потому что у меня и так шкаф не закрывается.
Как мы видим, в данном случае девочка забыла сделать домашнюю работу по рисунку и сказала неправду. Но не это было для нее в этот день «отвратительным», а то, что у другой девочки платье, такое как она хотела, но ей было отказано в покупке по причине и без того обширного гардероба. Данная запись наглядно иллюстрирует ценностные приоритеты этого ребенка. Совершенно очевидно, что если для ребенка дошкольного возраста хорошее поведение, правдивость, исполнительность являются ценностными приоритетами, то для младшего школьника, в связи с переориентацией ценностных доминант, на первое место по значимости выходят наличие определенных материальных ценностей, а правильное поведение отходит на второй план.
Следующий анализируемый нами жанр — это анкета (2 %). В основном анкеты — это увлечение девочек. Есть несколько вариантов анкет. Первый вариант представляет собой изготовленную типографским способом анкету с готовыми вопросами, также на страницах таких анкет приведены короткие сведения о гаданиях, тайнах имени, толковании снов. Второй вариант создается самими детьми. Владелица анкеты, как правило, составляет свои вопросы, которые больше волнуют, например: «Кто тебе больше всего нравится из нашего класса?» или « Кто самый/ая красивый/ая?» и т. д.; на первой странице своей анкеты владелица, как правило, отвечает сама на свои вопросы в качестве образца. Нужно отметить, что ответы в большинстве своем не искренни и являются лишь частично правдивыми. В анкете, созданной своими руками, мы можем найти странички для «секретиков» или «подарочков», а также пожелания хозяйке анкеты. Приведем пример: «Желаю тебе, чтобы ты училась на одни пятерки, чтобы тебя любили мальчики и чтобы все твои желания исполнялись». Как мы видим, ценностные приоритеты автора этих строк заключаются в хорошей учебе, популярности у противоположного пола и исполнении желаний. Хотелось бы отметить, что иногда подобные анкеты заполняют и мальчики, но данный жанр письменной речи не характерен для лиц мужского пола. Следовательно, для таких проанализированных письменных жанров речи, как дневник и анкета, характерна гендерная специфика, тогда как для жанра записки гендер не является релевантным признаком.
Резюмируем. Возраст 6—7 лет характеризуется новообразованиями разного рода — физиологическими, психологическими, социальными, личностными. Речевое поведение претерпевает качественные и количественные изменения: складываются новые жанры речи в связи с переходом ребенка на новую ступень социального развития. В речевых высказываниях детей младшего школьного возраста повышается роль непрямой, косвенной коммуникации, что находит отражение в различных жанрах повседневного общения (просьбах, беседах,
рассказах и др.), кроме того, с появлением такого умения, как письмо, появляются
жанры письменной речи (анкета, записка, дневник).
Список литературы:
1. Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов). — М., 2003. — 124 с.
2. Арутюнова Н.Д. Жанры общения // Человеческий фактор в языке. Коммуникация, модальность, дейксис. — М., 1992. — С. 136—168.
3. Борисова И.Н. Русский разговорный диалог. Структура и динамика. — Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2001. — 408 с.
4. Брунер Дж. Психология познания. — М., 1977.
5. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи: Сборник научных статей. — Саратов, 1997. — Вып. 1. — С. 99—112.
6. Граудина Л.К., Ширяев Е.Н. Культура русской речи и эффективность общения. Монография. — М.: Наука, 1996. — 441 с.
7. Гриценко А.В. Социальные роли детей младшего школьного возраста / «IV Всероссийские Макаренковские студенческие педагогические чтения. Екатеринбург. 2007 / [Электронный ресурс]. — Режим доступа: URL: http://makarenko-museum.ru/news/Ekat/2007/Ekat_2007_35.htm (дата обращения: 24.04.2013).
8. Гурьева Н.Ю. Психолингвистические аспекты выбора формулы саморепрезентации в тексте делового письма // Естественная письменная русская речь: исследовательский и образовательный аспекты. Часть II: Теория и практика современной письменной речи: Материалы конференции. — Барнаул, 2003. — С. 39—48.
9. Карасик В.И. Типы жанровой компетенции // Языковая личность: жанр и речевая деятельность. — Волгоград, 1998. — С. 41—42.
10. Карасик В.И. Языковые ключи: монография / Карасик В.И.; Науч.-исслед. лаб. «Аксиологическая лингвистика». — М.: Гнозис, 2009. — 406 с.
11. Кожина М.Н. Некоторые аспекты изучения речевых жанров в нехудожественных текстах // Стереотипность и творчество в тексте. — Пермь, 1999. — С. 22—40.
12. Кожина М.Н. Речевой жанр и речевой акт // Жанры речи: Сборник научных статей. — Саратов, 1999. — Вып. 2. — С. 52—61.
13. Кощеева О.В. Становление речежанровой компетенции в онтогенезе (на материале речевых жанров «рассказ», «бытовой разговор», «ссора») // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых: в 3 ч. — Саратов, 2011. — Вып. 14. — Ч. III. — С. 102—110.
14. Матвеева Т.В. К лингвистической теории жанра // Collegium. — 1995. — № 1—2. — С. 65—71.
15. Орлова Н.В. Жанры разговорной речи и их «стилистическая обработка»: к вопросу о соотношении стиля и жанра // Жанры речи: Сборник научных статей. — Саратов, 1997. — Вып. 1. — С. 51—56.
16. Плотникова С.В. Развитие лексикона ребенка. — М.: ФЛИНТА: Наука, 2011. — 224 с.
17. Салимовский В.А. Есть ли у жанроведения границы в пределах коммуникативной лингвистики? // Жанры речи: Сборник научных статей. — Саратов, 2002. — Вып. 3. — С. 52—56.
18. Седов К.Ф. Речевой онтогенез как предмет междисциплинарного изучения // Онтогенез речевой деятельности: Норма и патология. Монографический сборник. — М.: Изд-во «Прометей» МИГУ, 2005.
19. Харченко В.К., Озерова Е.Г Сложные слова в детской речи. Монография. — Белгород: Изд-во Белгородского гос. ун-та, 1999. — 159 с.
20. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. — М.: Владос, 2000.
21. Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики (на материале онтогенеза речи). — М.: Наука, 1990.
22. Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи: Сборник научных статей. — Саратов, 1997. — Вып. 2. — С. 88—98.
23. Юрьева Н.М. Речевой онтогенез в теории и эксперименте: дис. ... д-ра филол. наук. — М., 2006.