о.в. КОЩЕЕВА (Саратов)
СТАНОВЛЕНИЕ РЕЧЕЖАНРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ: воЗРАСТнАя
динамика
Анализируются результаты исследования по выявлению основных закономерностей становления речежанровой компетенции индивида в онтогенезе. Рассматривается жанровое своеобразие речи детей и обозначается репертуар жанровых форм, свойственный определенному этапу развития языковой личности.
Ключевые слова:речежанровая компетенция, дискурс, речевой жанр, онтогенез.
Стремительное развитие антропоцентрического языкознания и появление в его структуре новых научных отраслей, объектом пристального и разностороннего внимания которых является человек в его способности к пониманию и порождению речи, в настоящее время приводят к перестройке, своеобразной трансформации традиционного облика лингвистической науки. Все решительнее и последовательнее вектор научных исследований смещается в область изучения коммуникативных проявлений языковой личности. Одной из центральных категорий новой научной парадигмы, способной объединить многочисленные направления неолингвистики, становится коммуникативная компетенция. Являясь междисциплинарным по своей сути, это понятие отражает достижения разных направлений языкознания, педагогики, психологии, философии и других наук.
В лингвистике понятие коммуникативной компетенции определяется как «умение строить эффективную речевую деятельность и эффективное речевое поведение, которое соответствует нормам социального взаимодействия, присущим конкретному этносу» [8, с. 304]. Одной из важнейших составляющих данного феномена является речежанровая компетенция, т.е. способность личности осуществлять эффективную коммуникацию в соответствии с нормами речевых жанров. Комплекс проблем онтогенеза речежанровой компетенции в настоящее время относится к числу неизученных пространств речеведения, что обусловливает важность и актуальность иссле-
дований, проводимых в данном направлении. Представленная работа посвящена выявлению основных закономерностей становления жанровой компетенции личности в процессе онтогенеза.
Известно, что протожанровая основа коммуникативной компетенции личности начинает формироваться еще в младенческом возрасте, что связано с накоплением в сознании ребенка стереотипов повторяющихся ситуаций взаимодействия с окружающей средой. В процессе онтогенеза ребенок постепенно познает нормы и правила речевого оформления этих взаимодействий. С расширением социального опыта обогащается и жанровый репертуар языковой личности. Наблюдения за речевым поведением детей в возрасте от трех до десяти лет показали, что становление речежанровой компетенции ребенка начинается с бессознательного овладения первичными, низшими по своей организации жанрами речи, составляющими основу бытового личностно ориентированного общения. крайне важно заметить, что на ранних этапах развития коммуникативной сферы дискурс ребенка состоит из нечетко оформленных, смешиваемых друг с другом жанров речи. Основу жанрового репертуара в раннем возрасте составляют вопросы, бытовые разговоры, просьбы, жалобы, ссоры, этикетные жанры, которые по своей форме больше тяготеют к одноактным речевым высказываниям. На их формирование непосредственное влияние оказывают ближайшее окружение и особенности семейного общения. С расширением социального опыта в речь ребенка приходят некоторые жанры статусноориентированного общения, начинается своеобразная подготовка к овладению нормами и правилами речевого поведения в обществе, появляются жанры вторичного, высшего порядка. Наряду с появлением новых жанров речи (анекдота, болтовни, беседы, разговора по телефону и др.) из репертуара языковой личности исчезают некоторые жанровые формы (например, рассказ-фантазия, жанры игрового общения).
В рамках одного и того же жанра в возрастной динамике наблюдаются закономерное усложнение, видоизменение структуры и способов оформления речи. Результаты проведенных исследований позволяют нам сделать выводы о том, что в раннем возрасте устный дискурс детей состоит из смешанного набора одноактных речевых высказываний или субжан-
© Кощеева О.В., 2011
ров, еще не достаточно четко дифференцирующихся по фатической и информативной целям. В процессе онтогенеза формируются собственно речевые жанры повседневной коммуникации. Для иллюстрации приведем примеры рассказов детей 4 и 10 лет:
Рома (4 года): - А мне сегодня мама куклу новую купила//
Взрослый: - Красивую?//
Рома: - Да// Она такая/ в розовом платье// еще и бантик/ коляска есть//Я ее спать укладываю// Баю-бай// Вот так (показывает)//
Взрослый: - А что она у тебя умеет делать?//
Рома: - Она плакать может// Кричит/ если ее не покормить//...
Аня (10 лет): - Сегодня в школе у нас брали интервью для выпускного диска// Меня поставили вместе с Юлей и Наташей//Я сначала не хотела/ но всем быстрее надо было нас расспросить / вот и сразу по два-три человека сажали за парту// Нас спрашивали, чем мы увлекаемся/ что любим в школе/ с кем дружим// Юлька, как всегда, тараторила больше всех и слова вставить не давала// Не знаю/ что там получится//.
Динамика становления указанного речевого жанра состоит в переходе от диалогической формы дискурса к монологической, в развитии умения последовательного и целостного построения рассказа, использовании не только репрезентативной, но и нарративной, аналитической стратегии передачи информации. Серьезный прогресс в расширении и обогащении жанрового репертуара языковой личности в детском возрасте связан с началом школьного обучения. В этот период происходит формирование четкой дифференциации жанров на фа-тические и информативные, с одной стороны, персональные и институциональные - с другой. Жанровый багаж ребенка на данном этапе развития состоит не только из первичных жанров бытового общения, но и жанров высшего, вторичного порядка. В обиходной речи младших школьников появляются жанры болтовни, беседы, анекдота, спора, разговора по душам и др. Принципиально новыми образованиями коммуникативной сферы детей указанного возраста становятся такие институциональные жанры речевого общения, как ответ на уроке, доклад, объяснение и т.д. Повышается роль непрямой, косвенной коммуникации, что находит отраже-
ние в самых различных жанрах повседневного общения (просьбах, угрозах, беседах и т.д.).
Становление некоторых речевых жанров в онтогенезе наглядно иллюстрирует рост коммуникативной компетенции ребенка. Приведем примеры бытового разговора и ссоры детей на разных этапах онтогенетического развития. Бытовой разговор двух мальчиков в возрасте 4,5 лет:
A.: - Это у тебя новая машинка, что ли?//
B.: - Да// Папа вчера привез// У нее видишь, какой кузов огромный// Ух!// И двери даже открываются// Смотри// У тебя меньше машина/ да?//
А.: - Ну и что// Она зато заводится// И вообще у меня дома полно машин есть//.
Бытовой разговор двух девочек 9 - 10 лет:
A.: - Лена/какое у тебя красивое платье// И ты в нем какая красивая// Ой// А цветочек какой!//
B.: - Да// Мы с мамой долго его выбирали// Вы когда уезжаете к бабушке?//
A.: - Да как папа приедет/ сразу поедем// Наверное, через неделю//. Ты слышала/ как сегодня Ира вопила / что я ей на ногу специально наступила?//Я нечаянно/ а она всем рассказывает, что специально//
B.: - Она всегда так делает// Она вообще стала вредная совсем//Я с ней не дружу//
А.: - А вон посмотри, какие тут цветы посадили// Прикольные// Пойдем/ посмотрим//.
Краткий анализ приведенных примеров позволяет сделать выводы о том, что по сравнению с детьми дошкольного возраста бытовой разговор младших школьников уже может приобретать черты болтовни, т.е. легкого, поверхностного и непринужденного общения. К девятилетнему возрасту дети способны использовать в своей речи жанры комплимента, сплетни. По нашему мнению, особое внимание следует уделить жанрам отрицательной фатической направленности, поскольку в повседневной коммуникации детей различного возраста они очень распространены. В рамках обозначенного направления необходимо отметить, что повышение коммуникативной компетенции детей непосредственно связано с формированием у них умения выстраивать межличностное взаимодействие в кооперативном русле. Действительно, по сравнению с дошкольным возрастом частотность употребления речевого жанра ссоры и прямых инструментальных форм выражения агрессии
у школьников значительно снижается. При возникновении конфликтов дети старшего возраста уже способны обосновывать и отстаивать свою позицию (что характерно для жанра спора). Однако, как показали наблюдения, дети младшего школьного возраста именно в ссорах, как ни в каких других речевых жанрах, с легкостью возвращаются к способам речевого оформления конфликтов, характерных для более ранних этапов онтогенеза. Таким образом, результаты проведенных нами исследований позволили сделать следующие выводы об особенностях и закономерностях становления речежанровой компетенции в онтогенезе.
1. Жанровый слой сознания является первичной структурой, на основе которой происходит формирование способности к речевому взаимодействию ребенка с окружающими людьми.
2. Становление речежанровой компетенции ребенка происходит в направлении расширения и обогащения репертуара жанровых форм повседневной коммуникации, что находится в прямой зависимости от социального опыта языковой личности. Появление новых жанров речи (анекдота, болтовни, беседы, разговора по телефону и др.) может сопровождаться одновременным исчезновением некоторых жанровых форм из репертуара языковой личности (например, рассказ-фантазия, жанры игрового общения).
3. На ранних этапах онтогенетического развития основу жанрового сознания языковой личности составляют первичные жанры личностно ориентированного бытового общения. Постепенно в речевой обиход ребенка входят жанры вторичного, риторического порядка. Происходит своеобразное видоизменение способов и форм речевого оформления ситуаций социального взаимодействия с окружающими людьми (на основе жанра похвалы формируется жанр комплимента, ссора приобретает черты спора, бытовой разговор перерастает в беседу, болтовню, сплетню и т.д.). При этом связь с первичными формами жанрового оформления ситуаций социального взаимодействия не утрачивается.
4. Повышение речежанровой компетенции в онтогенезе связано с постепенной дифференциацией коммуникативного пространства на жанры информативной и фатической направленности, персонального и институционального дискурса.
5. Дискурс ребенка изначально состоит из смешанного набора одноактных речевых высказываний или субжанров, на основе которых со временем формируются собственно речевые жанры повседневной коммуникации.
6. Речежанровая и общая коммуникативная компетенции ребенка являются исключительно динамичным и индивидуальным показателем. В речи детей одного возраста и в сходных условиях социального развития могут наблюдаться значительные различия как в объеме жанрового репертуара повседневной коммуникации, так и в способах его речевого оформления.
Вышеперечисленные положения подтверждают актуальность и обширные перспективы исследований в области основных закономерностей становления речежанровой компетенции в онтогенезе.
Литература
1. Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М. : Лабиринт, 2007.
2. Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека. М.: Яз. рус. культуры, 1999.
3. Бахтин М.М. Проблема речевых жанров // Собр. соч. : в 7 т. М. : Рус. словари, 1996. Т. 5.
С. 159 - 206.
4. Вежбицка А. Речевые жанры // Жанры речи. Саратов : Колледж, 1997. Вып. 1. С. 99 - 111.
5. Дементьев В.В. Фатические речевые жанры // Вопр. языкознания. 1999. № 1. С. 37 - 55.
6. Дементьев В.В., Седов К.Ф. Теория речевых жанров: социопрагматический аспект // Stylistika VIII.Opole, 1998. S. 53 - 87.
7. Седов к.Ф. Жанр и коммуникативная компетенция // Хорошая речь. Саратов, 2001. С. 107 -118.
8. Седов К.Ф. Онтопсихолингвистика: становление коммуникативной компетенции человека. М. : Лабиринт, 2008.
9. Шмелева Т.В. Речевой жанр: опыт общефилологического осмысления // Collegium. Киев, 1995. № 1. С. 57 - 71.
Formation of speech and genre competence: age dynamics
There are analysed the research results of revealing the main regularities of individual speech and genre competence formation in the ontogenesis. There is considered the genre originality of children’s speech and shown the genre forms peculiar to a particular stage of language personality development.
Key words: speech and genre competence, discourse, speech genre, ontogenesis.