УДК 81'23
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕЧЕЖАНРОВОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ПРОЦЕССЕ ОНТОГЕНЕЗА
Бондаренко А.О.
Статья посвящена психолингвистичеким аспектам исследования речевых жанров, проблеме становление речевой компетенции в онтогенезе, а также формированию речежанрового мышления при овладении иностранным языком. Ключевые слова: психолингвистика, речежанровое мышление, речежанровая компетенция, языковая личность, онтогенез.
SPECIFICITY OF THE DEVELOPMENT OF GENRE COMPETENCE IN THE PROCESS OF ONTOGENESIS
Bondarenko A.O.
The article is devoted to psycholinguistical aspects of studying speech genres, the problem of formation of speech competence in ontogeny and formation of genre speech thinking in the mastering of a foreign language. Keywords: genre speech thinking, genre speech competence, language personality, ontogeny.
В настоящее время изучение жанров речи стало одним из значимых и перспективных исследовательских направлений. Жанры речи стали предметом изучения не только в генристике, но в том числе в психолингвистике. Причина тому -универсальная природа речевых жанров, они -связующая нить, благодаря которой «далекая» от человека языковая система находит свое применение в реальности [2, с. 109]. Большой интерес для психолингвистики представляет проблема речежанровой компетенции и процесс ее становления в ходе индивидуального развития личности. Ее разработкой и изучением в своих трудах занимались Н.Д. Арутюнова, А. Вежбицка, И.Н. Горелов, В.В. Дементьев, К.Ф. Седов, Т.В. Шмелева и многие другие.
В науке давно известно, что процесс речепорождения не имеет единой модели, коммуникативная деятельность каждого отдельного индивида невероятно разнообразна, поэтому разные ситуации общения, стили и речевые жанры по-разному формируют мысль в речи. Жанры речи не являются искусственно созданным условием коммуникации, они живут в языковом сознании человека в форме сложившихся схем, фреймов. Любой процесс речевой деятельности начинается с появления мотива и далее переходит на стадию коммуникативного намерения. Уже изначально в процессе становления дискурса говорящий распознает социально-коммуникативную ситуацию (разговор по душам, беседу, конфликт, светское общение) и целевую установку общения. По мнению психолингвистов И.Н. Горелова и К.Ф. Седова, на этой стадии у коммуниканта зарождается хотя и призрачная, но цель высказывания [2, с. 213]. Таким образом, на самых ранних этапах формирования речи существует направленность на определенный речевой жанр. Можно говорить о том, что речемышление
имеет жанровую сущность, она определяет модель порождения речи, смысловой характер высказывания и много другое. Речежанровый компонент коммуникации обуславливает особенности смыслового восприятия речи.
В работах как отечественных, так и зарубежных лингвистов отмечается, что смысловое восприятие является глубоким процессом мышления, состоящим из множественного кодирования, сложных трансформаций внешних языковых кодов во внутренний код. А внутренний код, в свою очередь, образовывает содержание текста, и как результат - его понимание [7, с. 46]. С момента начала коммуникации включается единый психологический процесс понимания речи, в котором говорящий не только отправляет речевое сообщение слушающему, но и воспринимает ответную мыслительную деятельность, осознает намерения и интенции речи. Жанровая сущность дискурсивного мышления помогает постичь смысл высказывания. Успешность общения обусловливается как языковой компетенцией, так и социально-психологической, речежанровой
компетенцией сторон общения. Знание речежанровых норм и правил общения, понимание жанровых установок коммуникантов увеличивает его эффективность и существенно снижает риск возникновения коммуникативного недопонимания и конфликта [4, с. 19]. По мнению К.Ф. Седова, степень «вплетения» жанровых норм в сознание личности повышает уровень его речежанровой компетенции и преобразует характер речемышления [8, с. 86].
Являясь неотъемлемой частью языкового сознания индивида, речевые жанры, их выбор и выбор жанровых стратегий в процессе общения - это индивидуальное проявление личности,
демонстрирующее его сложную сущность. Именно языковая личность становится ключевым звеном в
паре «индивид - речевые жанры» и должна составлять основу для изучения жанров речи и моделей речежанрового поведения [1, с.16]. Речежанровая компетенция - это способность построить продуктивное общение согласно речежанровым нормам; это составляющий элемент общей компетенции общения. По степени развитости речежанровой компетенции можно дать речевой портрет индивида, определить его принадлежность к той или иной социальной группе. Что же касается психолингвистической сущности речевых жанров, жанрового мышления и речежанровой компетенции личности, то здесь встает вопрос о том, как происходит становление жанровой компетенции в процессе индивидуального развития личности. Таким образом, можно отметить существование прямой связи между генристикой и одной из областей психолингвистики - онтолингвистикой. Предметом изучения этой науки является процесс становления речи в онтогенезе. Поскольку онтолингвистика исследует процесс развития способностей к выстраиванию дискурса, объектом ее изучения становится детский дискурс.
С начальных этапов развития ребенок «впитывает» в себя определенную систему жанровых норм, овладевает ее формами и применяет их в практической деятельности. Проведенные исследования показывают, что интонация, вокальная канва речи оформляют коммуникативную ситуацию. Поэтому ребенком понимается жанр как единство тональности, темпа, тембра, ритма, громкости голоса, его эмоциональной окрашенности, и только потом начинает выделять в нем важные части [6, с. 51]. Определенно можно утверждать, что жанровое мышление предшествует словесному этапу речевого развития индивида, но систему речевых жанров младенцев составляют протосубжанры
неинформативного общения.
Общение в семье - одна из основополагающих ступеней в формировании коммуникативной жанровой компетенции. Семья -это уникальный микросоциум, поэтому она обладает индивидуальными жанровыми схемами,
оформляющими повседневные ситуации, т.е. имеет свой исключительный речевой портрет.
Еще одним фактором, влияющим на развитие жанровой компетенции, является игровая деятельность. К.Ф. Седов считает, что игра - это особого рода тренировка, где отрабатываются коммуникативные жанровые нормы [8, с. 175]. Сюжетно-ролевая игра наиболее способствует развитию и улучшению коммуникации. В процессе сюжетно-ролевой игры ребенок может примерить на себя различные статусы и роли, осознать социальные отношения в окружающем мире.
Двухлетний-трехлетний ребенок усваивает принципы речевого поведения в социуме. Субжанры приветствия, прощания и благодарности входят в обиход. Он обладает довольно большим и разнообразным типовым набором сценариев социального общения людей, так называемыми жанровыми фреймами. Ребенок накапливает их механически, инстинктивно в ходе общения с ограниченным кругом лиц, семьей. Такое общение можно охарактеризовать неофициальной личностно-нацеленной направленностью. Оно реализуется в виде диалога и использует простые обыденные речевые жанры (вопросы, бытовые разговоры, просьбы, жалобы, ссоры, этикетные жанры и др.). Стоит заметить, что разговор осуществляется в произвольной форме, отсутствует регулированная схема общения. В этом возрасте ребенок разделяет фатические и информативные жанры и овладевает рассказом, одним из первых информативных жанров [5, с. 102-110].
На примере жанра рассказа наиболее заметно движение в развитии жанровой компетенции детей дошкольного возраста. Рассказ относится к жанрам разговорной речи и имеет сообщительную монологическую направленность. В раннем возрасте рассказ представляет собой речевые высказывания из одного акта и имеет форму диалога. Общая цель рассказа - поделиться информацией, но на ранних этапах речевого развития ребенку сложно выполнить эту задачу без помощи направляющих вопросов со стороны взрослого. Ребенок способен рассказать о предметах и моментах случившихся в жизни. Рассказ-фантазия - особый вид рассказа, проявляющийся в игре и характерный для старших детей 4-5 лет. С развитием ребенка рассказ становится более складным, логичным и цельным, переходит от диалога к монологу.
В возрасте 5-6 лет увеличение социального взаимодействия детей ведет к росту жанрового разнообразия. В этом случае, можно говорить о выучиваемых жанрах бытовой и личностно-ориентированной коммуникации. Конечно, процесс «обучения» новым речевым жанрам не может происходить без коммуникативных неудач, ребенок учится не только переживать их, но и подвергает анализу, опробывает на практике различные речевые тактики, в дальнейшем применимые в схожих обстоятельствах.
Расширяя и увеличивая количество социальных коммуникаций, ребенок дошкольного возраста активно развивает жанровое мышление. С развитием мышления, памяти, фантазии, мировосприятия происходит овладение новыми жанрами. Помимо привычного общения в семье, круг коммуникантов и коммуникативных ситуаций расширяется, в сознании ребенка углубляется
понимание различий между фатической и информативной речью. Школьное обучение способствует овладению риторическими жанрами, повышению уровня языкового контроля и обдуманности высказываний. И в возрасте 7-8 лет можно говорить о четком понимании и разделении официальных и неофициальных, публичных и непубличных, персональных и институциональных жанров.
В речи подростков усматривается символическая образность, окружающая
действительность моделируется исключительно при помощи средств языка. В жанрах информативного дискурса увеличивается роль нарративных (аналитических) стратегий разворачивания замысла в текст [8, с. 154]. Таким образом, в процессе формирования языковой личности новый тип дискурсивного поведения замещает ранее усвоенный, расширяются возможности речи.
Важно также отметить, что если в формировании информативного жанрового мышления можно выявить общие для всех тенденции развития, то, говоря о фатических жанрах, языковая личность овладевает ими по-разному в зависимости от социальной обстановки ее развития. Так, каждая личность создает свой собственный уникальный речевой портрет. Говоря о риторических жанрах, требующих от языковой личности подготовленности речи, риторичности, оценочности и осознания стратегий и тактик, мы подразумеваем риторическую грамотность индивида, языковую компетенцию и культуру общения, стремление совершенствовать свои речевые навыки.
Отдельный интерес в изучении психолингвистических аспектов речевых жанров представляет речежанровое мышление при овладении иностранным языком. В современной системе образования ребенок очень рано сталкивается с иностранным языком, обычно в школе или даже еще раньше, поэтому в процессе овладения неродным языком важно погружение в коммуникативную ситуацию, приближенную к естественному процессу овладения языком. Как отмечает В.Л. Скалкин, коммуникативная ситуация - это фундамент вербальной коммуникации, протекающей в реальных условиях [9, с. 165].
Исследование Н.Ю. Смирновой, посвященное формированию жанрового мышления в условиях искусственного билингвизма, позволило установить, что при овладении иностранным языком языковая личность отталкивается от выработанной в родном языке концепции жанрового мышления. Учитывая тот факт, что обучающийся начинает знакомство с иностранным языком с изучения этикетных правил и норм, то вначале он осваивает вторичные фатические жанры, в частности, светскую беседу. Т.е. процесс
формирования жанрового мышления на неродном языке идет сверху вниз, от более сложных вторичных жанров к первичным бытовым. Процесс овладения первичными фатическими жанрами начинается при более глубоком изучении иностранного языка. Необходимо отметить, что умение использовать различные речевые тактики, способствующие успешной коммуникации, показывают степень сформированности речежанрового мышления на втором (иностранном языке), умение порождать и воспринимать иностранный дискурс [10, с. 277-283]. Таким образом, можно сделать вывод, что, усваивая жанровые стереотипы иностранного языка, языковая личность переходит от простой нериторической фатики и этикетных субжанров к сложным информативным и риторическим жанрам.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, процесс овладения речевыми жанрами и становления речежанровой компетенции начинается с первых этапов развития языковой личности. Степень овладения жанрами варьируется в зависимости от возраста коммуникантов. С увеличением социальных контактов объем жанрового репертуара увеличивается, в речи детей начинают использоваться как первичные, так и вторичные жанры речи. А возможность разделять фатические и информативные, персональные и институциональные
коммуникативные жанры говорит об уровне сформированности коммуникативной компетенции. Что касается, процесса формирования речежанрового мышления в условиях искусственного билингвизма, то в этом случае можно наблюдать обратную тенденцию овладения вначале высшим уровнем языкового пространства, т.е. вторичными жанрами речи, а затем и бытовым уровнем повседневной коммуникации как показателем высшего уровня овладения иностранным языком.
Языкознание
Список литературы
1. Глухов В.П. Основы психолингвистики: учеб. пособие для студентов педвузов. - М.: ACT: Астрель, 2005. - 351 с.
2. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. Учебное пособие. Третье, переработанное и дополненное издание. - М.: Лабиринт, 2001. - 304 с.
3. Дементьев В.В. Изучение речевых жанров: обзор работ в современной русистике // Вопросы языкознания. - 1997. - № 1. - С.109-121.
4. Жинкин Н.И. Речь как проводник информации. - М.: Наука, 1982. - 159 с.
5. Кощеева О.В. Становление речежанровой компетенции в онтогенезе (на материале речевых жанров «рассказ», «бытовой разговор», «ссора») / О.В. Кощеева // Филологические этюды: Сб. науч. ст. молодых ученых: в 3 ч. - Саратов, 2011. - Вып.14. - Ч. III. - С. 102-110.
6. Ли Н.М. Взаимодействие матери и ребенка. Интонационный аспект (возраст 1.3 - 1.8) // Психолингвистика и проблемы и проблемы детской речи. - Череповец, 2000. - С.50-52.
7. Новиков А.И. Семантика текста и ее формализация. - М.: Наука, 1983. - 215с.
8. Седов К.Ф. Психолингвистический аспект изучения речевых жанров // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. - М.: Лабиринт, 2007. - С. 124-137.
9. Скалкин В.Л. Основы обучения устной иноязычной речи. - М.: Русский язык, 1981. - 248 с.
10. Смирнова М.Ю. Формирование жанрового мышления в условиях искусственного билингвизма // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. - 2009. - №2. - С. 277-283.
Об авторе
Бондаренко Алина Олеговна - аспирантка 2 курса кафедры теории языка и переводоведения Брянского государственного университета имени академика И.Г. Петровского, [email protected]