УДК 81.23
Н.А. Лемяскина
РЕЧЕВЫЕ ЖАНРЫ В ЯЗЫКОВОМ СОЗНАНИИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В статье рассматриваются результаты исследования речевых жанров, наиболее часто используемых в устной речи младшими школьниками (с 1 по 4 класс), их тематика, возрастная специфика развития речевых жанров и их составляющие в языковом сознании ребенка.
Ключевые слова: речевые жанры, младший школьник, языковое сознание.
Nataliya A. Lemjaskina
SPEECH GENRES IN LANGUAGE CONSCIOUSNESS OF YOUNGER PUPILS
The article considers the results of the study of speech genres, most commonly used in the speech of younger pupils (1st to 4th class), their subjects, age-appropriate development of speech genres and their components in the linguistic consciousness of a child.
Key words: speech genres, the junior schoolchild, language consciousness.
рамках изучения языковой личности младшего школьника нами проведено исследование использования речевых жанров детьми данного возраста (с 1 по 4 класс). Исследование осуществлялось с помощью экспериментальных методов (метод включенного и скрытого наблюдения, коммуникативное интервьюирование, метод наводящих вопросов, метод опосредованного наблюдения; метод субъективных дефиниций; сопоставительно-описательный метод), позволяющих, на наш взгляд, достаточно полно осуществить описание речевых жанров в языковом сознании младшего школьника и раскрыть их возрастную динамику [Лемяскина 2004]. В результате исследования определены речевые жанры, наиболее активно употребляемые младшими школьниками в общении с окружающими.
Как известно, существует несколько различных классификаций речевых жанров [Вежбицкая 1997, Седов 2007, Шмелева 1997, Шмелев, Шмелева 1999]. Так, Т.В.Шмелева предлагает «анкету» речевых жанров, состоящую из семи пунктов: 1) «коммуникативной цели жанра»; 2) «концепции автора»; 3) «концепции адресата»; 4) «событийного содержания»; 5) «фактора коммуникативного прошлого»; 6) «фактора коммуникативного будущего» и 7) «языкового воплощения», А. Вежбицкая - методы элементарных смысловых единиц, Н.Д. Арутюнова выделяет: 1) информативный диалог; 2) перспективный диалог; 3) обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины (спор, дискуссия); 4) диалог, имеющий целью установление или регулирование межличностных отношений; 5) праздноречевые жанры.
Жанры речи присутствуют в сознании людей в виде фреймов. Фрейм включает в себя как обязательные компоненты: участники общения, содержание общения (тематика), средства реализации (стратегии и тактики), формы выражения (языковые средства) и соответствие их определенным нормам, так и дополнительные компоненты:
временная и пространственная протяженность, оценка.
При оценке речевых жанров младшего школьника мы исходим из классификации К.Ф. Седова и О.Б. Сиротининой, которые, вслед за М.М. Бахтиным, делят речевые жанры на первичные (нериторические), т.е. обслуживающие типические ситуации неофициального, непубличного, бытового по преимуществу поведения, и вторичные (риторические) жанры - способы оформления публичного, преимущественно «внепракти-ческого», социально значимого взаимодействия людей [Седов 2007].
Наиболее активно используемые младшими школьниками нериторические (первичные) речевые жанры: рассказ-история, болтовня, разговор по душам, риторические (вторичные) речевые жанры - комплимент, анекдот.
Рассмотрим полученные данные, касающиеся использования детьми нериторических речевых жанров.
Так, дети в своей устной речи достаточно часто используют рассказы-истории (1 класс - 89% детей, 2 класс - 92%, 3 класс
- 91%, 4 класс - 85%). Тематика рассказов-историй младших школьников следующая: домашние животные (1 класс - 44%, 2 класс
- 41%, 3 класс -53%, 4 класс - 33%); летний отдых (1 класс - 27%, 2 класс - 27%, 3 класс -29%, 4 класс - 39%); увлечения, развлечения, игры (1 класс - 33%, 2 класс - 25%, 3 класс
- 17%, 4 класс - 16%); о себе, своей семье. (1 класс - 18%, 2 класс - 24%, 3 класс - 15%, 4 класс - 7%); «страшные истории» (1 класс
- 14%, 2 класс - 17%, 3 класс- 9%, 4 класс -25%); телепередачи, фильмы, мультфильмы (1 класс - 8%, 2 класс - 11%, 3 класс - 15%, 4 класс - 16%); школа (1 класс - 7%, 2 класс
- 8%, 3 класс - 18%, 4 класс - 8%).
Как показывает исследование, тематика рассказов-историй младших школьников определяется ведущей деятельностью и коммуникативными потребностями детей, а также отражает специфическую, детскую картину мира, отмеченную антропоморфизмом, преобладанием игрового над объективно-реалистическим, где героями
являются сказочные персонажи, герои популярных мультфильмов, животные. Следует отметить, что учащиеся 4 класса предпочитают рассказы-истории о летнем отдыхе (39%), детям становится интересен мир человеческих взаимоотношений, жизнь окружающих и своя собственная. Однако самой любимой темой с 1 по 4 класс остается тема домашних животных.
Ядром жанра рассказа-истории в языковом сознании учащихся с 1 по 4 класс является составляющая «текст небольшого объема». К 4 классу исчезает отождествление рассказа со сказкой, появляется более глубокое понимание этого речевого жанра с многочисленными пояснениями: функция рассказа, название, объем, настроение, тематика рассказа. С 1 по 4 класс значительно уменьшается количество детей, у которых отсутствует представление о рассказе (1 класс
- 16%, 4 класс - 6%). Можно утверждать, что в языковом сознании учащихся 4 класса речевой жанр рассказа сформирован.
Достаточно широко младшими школьниками используется такой нериторический жанр, как болтовня (1 класс - 94% респондентов, 2 класс - 97%, 3 класс - 91%, 4 класс
- 95%). Дети болтают с мамой и папой, с друзьями, чаще всего это происходит дома, несколько реже в школе и на улице. Тематика болтовни: школа и школьные дела (1 класс -18%, 2 класс - 25%, 3 класс - 18%, 4 класс
- 29%); домашние животные (1 класс - 13%, 2 класс - 6%, 3 класс - 20%, 4 класс - 14%); игры, увлечения (1 класс - 21%, 2 класс -12%, 3 класс - 14%, 4 класс - 11%). Не обнаружено различий в степени длительности болтовни у учащихся 1 и 4 класса. Главное здесь, насколько заинтересован в разговоре собеседник. Интересно, что в процессе болтовни в силу комфортности самой ситуации дети редко допускают речевые ошибки. В языковом сознании младших школьников, исследуемом нами через анализ дефиниций респондентов различных возрастных групп, ведущей составляющей болтовни является «бессодержательные разговоры, пустословие», которая от 1 к 4 классу занимает все большее место в языковом сознании ребенка
(1 класс - 15%, 4 класс - 57%). Жанр болтовни представлен в языковом сознании детей в основном отрицательной оценкой, доля которой значительно увеличивается к 4 классу (1 класс - 6%, 4 класс - 57%). Дети дают, например, такие определения: разговор никому не нужный; болтовня - это плохо. Одна из составляющих болтовни - «беседа», занимающая главные позиции в 1 классе, к 4 классу не столь популярна среди младших школьников (1 класс - 67%, 4 класс - 36%). К 4 классу в сознании детей появляются представления о том, какое количество человек участвует в болтовне, в каком темпе должно идти общение. Отождествление болтовни с «разговором на уроке» возрастает к 3 классу (33%), но значительно снижается к 4 классу (5%): болтовня - это то, чем дети занимаются на уроке вместо того, чтобы писать. Таким образом, в языковом сознании большинства младших школьников существуют достаточно четкие и развернутые (с кем, о чем, в каком темпе) представления о жанре болтовни, как правило, с отрицательной оценкой. Представление о болтовне как об интересном общении присутствует в языковом сознании у незначительной части опрашиваемых детей.
Следующий достаточно распространенный нериторический речевой жанр в среде младших школьников - «разговор по душам» (1 класс - 80%, 2 класс - 78%,
3 класс - 76%, 4 класс - 74%). По душам -искренне, чистосердечно, откровенно, без утайки [ТСРЯ 2000]. В большинстве случаев такой разговор у детей происходит дома в кругу семьи, чаще всего перед сном (1 класс - 49% детей, 2 класс - 56%, 3 класс - 60%,
4 класс - 59%), главным собеседником при этом является мама. Ребенок делится своими переживаниями, радостями, огорчениями, успехами, неудачами. Можно выделить следующие тематические группы жанра разговора по душам, характерные для младших школьников: школьные дела, отношения с друзьями, семейные проблемы.
К 4 классу свои переживания ребенок начинает доверять лучшему другу. Некоторые дети могут откровенно разговаривать
с малознакомым взрослым (наблюдателем), если тот вызывает их расположение. При таком разговоре дети нередко делают паузы, количество которых зависит от степени трудности самого разговора. По объему «разговоры по душам» у детей 1-4 классов небольшие, в среднем 30-40 слов.
Рассмотрим результаты исследования, которые показывают особенности использования младшими школьниками риторических жанров (комплимент, анекдот).
Достаточно часто младшие школьники используют такой речевой жанр, как комплимент (1 класс - 56%, 2 класс - 70%, 3 класс
- 69%, 4 класс - 76%). Исследователи определяют комплимент как «одобрительный фатический речевой акт, направленный на формирование положительной эмоциональной реакции собеседника, отличающийся субъективностью оценки, наличием небольшого преувеличения достоинств собеседника и повышенной эмоциональностью» [Серебрякова 2002].
Исследование показывает, что большинство детей говорит комплименты маме и друзьям, несколько реже - папе, бабушке и сестре. В речи детей преобладают личные, прямые, краткие комплименты. Комплименты, направленные в настоящее, составляют 95%, 30% - комплименты риторического восклицания (Мама, ты неотразима; ты такой стильный!), реже встречаются комплименты-сравнения (Какие красивые у вас глаза, словно бриллианты!), комплименты с междометиями (ого, какая у тебя машина, это джип?), с прилагательными и наречиями в сравнительной и превосходной степени (бабуль, ты так вкусно готовишь, лучше, чем мама), с обобщающими словами (мама, ты всегда такая добрая).
Комплименты внешнему виду наиболее частотны в речи младших школьников (1 класс - 28%, 4 класс - 36%): Мамочка, ты у меня самая красивая! Незначительно увеличивается число комплиментов, характеризующих одежду (1 класс - 16%, 4 класс
- 18%): Ух ты, какие у тебя кроссовки! Крайне редко младшие школьники употребляют комплименты отдельным элементам
внешности (1 класс - 9%, 4 класс - 10%); Галина Петровна, у Вас такие красивые волосы!, а также комплименты, оценивающие определенные способности (1 класс - 7%, 4 класс - 6%): Ты так хорошо танцуешь!, Ты такой хороший футболист!, Ты такой борец хороший!
В языковом сознании младших школьников речевой жанр комплимента выражен составляющими: «приятные слова», «ласковые, добрые, красивые слова», «хорошие слова». Как показывают результаты исследования, практически без существенных изменений с 1 по 4 класс представлены составляющие комплимента «приятные слова» (1 класс - 21%, 2 класс - 20%, 3 класс - 18%, 4 класс - 23%). Составляющая «ласковые, добрые, красивые слова» (1 класс - 6%, 2 класс
- 37%, 3 класс - 19%, 4 класс - 12%) изменяется с 1 по 4 класс: доля этой составляющей значительно увеличивается уже ко 2 классу, но идет на спад к 4 классу. Младшие школьники часто отождествляют комплимент с похвалой (1 класс - 12%, 2 класс - 5%, 3 класс
- 14%, 4 класс - 20%). Хотя ко 2 классу отмечается значительное уменьшение доли таких ассоциаций, к 4 классу снова наблюдается их рост. В языковом сознании младших школьников значительно уменьшается доля «отсутствие представлений о комплименте»: 1 класс - 32%, 4 класс - 8%. Языковая личность почти сформирована, ребенок вписан в школьный и семейный «социумы», а намечающаяся динамика (и в целом стратегия) овладения жанром комплимента, как показало сопоставительное исследование, приближается к взрослым аналогам.
Среди младших школьников популярным является также речевой жанр анекдота. Исследователи определяют анекдот как «короткий устный смешной рассказ о вымышленном событии с неожиданной остроумной концовкой, в котором действуют постоянные персонажи, известные всем носителям русского языка» [Шмелева, Шмелев 2002: 20].
Как отмечают взрослые, подтверждают ответы респондентов-детей, наконец, как показывают зафиксированные нами наблюдения, младшие школьники любят рассказы-
вать окружающим анекдоты (1 класс - 44 %, 2 класс - 55 %, 3 класс - 68 %, 4 класс - 56 %). В основном рассказывают с целью самопрезентации, установления и поддержания контакта и инициативы в разговоре, а также для разрядки напряженного или негативного состояния партнера. Рассказывание анекдота -это представление, в котором интонация, мимика и жесты играют весьма часто ведущую роль [Шмелева, Шмелев 2002: 24].
Младшие школьники рассказывают анекдоты, стремясь привлечь к себе как можно больше внимания. Рассказывают эмоционально, широко используя невербальные средства: мимику и жесты, стараются заинтересовать слушателя. Анекдоты рассказывают преимущественно друзьям (1 класс -32 %, 2 класс - 55 %, 3 класс - 37 %, 4 класс - 65 %), из взрослых - маме (1 класс - 30 %, 2 класс - 48 %, 3 класс - 33 %, 4 класс -26 %). К 3-4 классу, как показало проведенное нами исследование состава анекдотов, возрастает доля использования анекдотов по ассоциативному принципу.
Пример.
Разговор трех детей на скамейке. Дети 3-4 класса.
Света: Что-то скучно стало. Андрей, расскажи что-нибудь смешное.
Андрей: Рассказать анекдот? Играют Крокодил Гена и Чебурашка в шахматы, Гена говорит: «Чебурашка, не ходи на дискотеку, а то оглохнешь». «Спасибо, я уже обедал».
Вова: О, я тоже знаю про Чебурашку и Гену. Приходит Чебурашка к Гене, а Гена спрашивает Чебурашку: «Откуда у тебя синяк под глазом?» Мне пинка хотели дать, а я увернулся. (2009).
Наиболее часто младшие школьники рассказывают анекдоты о Вовочке, Ежике, Зайце и Волке, Медведе, Вороне, Чебурашке и Крокодиле Гене. Довольно часто младшими школьниками рассказываются анекдоты про Винни-Пуха и Пятачка, Колобка, Русалку и Буратино. Несколько реже рассказывают анекдоты о человеческих взаимоотношениях (мужа и жены, родителей и детей);
анекдоты о людях разных национальностей (немце, русском и американце), а также анекдоты о новых русских.
Исследование показывает, что у младших школьников встречаются так называемые анекдоты «с бородой», которые еще их родители рассказывали (Выходит Колобок из бани и говорит: «Ой, голову забыл помыть»), но есть новые, современные анекдоты, характеризующие эпоху развития новых технологий: На уроке русского языка учительница спрашивает ученика: «Назови мне приставки». «Сега», «Денди», «Сони плэйстейшн» (Вова Т. 2009).
От 1 к 4 классу тематика анекдотов меняется. Для учащихся 1 класса характерны анекдоты о Вовочке и школе (33 %), для учащихся 2 класса (35 %) и 3 класса (26 %) типичны анекдоты о героях мультфильмов, в 4 классе преобладают анекдоты о животных (29 %). Следует отметить, что к 4 классу в речи детей снижается количество использования детьми анекдотов о Вовочке и школе, а также анекдотов о сказочных персонажах, но увеличивается, по сравнению с 1 классом число анекдотов о человеческих взаимоотношениях.
Рассказывая анекдоты, дети 1 - 4 классов довольно редко делают паузы и повторяют одни и те же слова. Многие дети рассказывают их на «одном дыхании», как стихотворение. Проведенное исследование показывает, что анекдоты учащихся 1
- 4 классов не всегда имеют четкую композицию, часто логически непоследовательны. может отсутствовать зачин или основная часть, но обязательно есть концовка.
Исследование жанра анекдота у учащихся 1 - 4 классов показывает, что в языковом сознании младших школьников есть достаточно четкие представления об анекдоте. Основной составляющей анекдота в языковом сознании младших школьников является «небольшой забавный, смешной рассказ». Как показывают результаты исследования, с 1 по 4 класс доля этой составляющей возрастает (1 класс - 49 %, 2 класс - 85 %, 3 класс
- 87 %, 4 класс - 79 %). К 4 классу млад-
шие школьники определяют главную функцию анекдота: чтобы другие люди смеялись; чтобы кого-то повеселить; для поднятия настроения, лучше осознают особенности этого речевого жанра (какие анекдоты, о ком или о чем, для кого, как передается, откуда взят), нет детей, у которых отсутствует представление о речевом жанре анекдота. Младший школьник стремится овладеть этим речевым жанром, чтобы эффективно общаться и чувствовать себя комфортно и безопасно, находясь в роли знатока смешных историй. Анекдоты воспитывают внимательное отношение к слову, развивают воображение, тяга к анекдоту во многом показывает тягу детей к феномену языковой игры. Здесь же интел-
лектуальный вызов: раньше других уловить ключевое слово в анекдоте.
Следует отметить, что исследование речевого жанра анекдота, так же как и других жанров, необходимо для выявления лингвистического механизма развития речевых жанров в языковом сознании младшего школьника от 1 к 4 классу, что показывает особенности развития языкового сознания младшего школьника. Исследование показывает, что развитие речевых жанров в языковом сознании младшего школьника идет от практической реализации в речи к постепенному осознанию их и включению в типовую структуру речевого жанра (фрейм).
Литература
Арутюнова Н.Д. Язык и мир человека / Н.Д. Арутюнова. - М.: Языки русской культуры, 1999. - 896 с.
Вежбицкая А. Речевые жанры / А. Вежбицкая // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 99-111.
Лемяскина Н.А. Развитие языковой личности и коммуникативного сознания младшего школьника. / Н.А. Лемяскина. - Воронеж, Изд-во ВГУ, 2004. - 330 с.
Седов К.Ф. Человек в жанровом пространстве повседневной коммуникации // К.Ф.Седов // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. - М.: Лабиринт, 2007. - С 7-38.
Серебрякова Р.В. Национальная специфика речевых актов комплимента и похвалы в русской и английской коммуникативных культурах: дис. ... канд. филол. наук / Р.В. Серебрякова. - Воронеж. - 2002. - 202 с.
Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова - М., 2000.
Шмелев А.Д. Рассказывание анекдота как жанр современной русской речи: проблемы вариативности / А.Д. Шмелев, Е.Я. Шмелева // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1999. - Вып.2. - С.133-146.
Шмелева Е.А. Русский анекдот: Текст и речевой жанр / Е.А. Шмелева, А.Д. Шмелев. - М.: Языки славянской культуры, 2002. - 144 с.
Шмелева Т.В. Модель речевого жанра / Т.В. Шмелева // Жанры речи. - Саратов: Колледж, 1997. - С. 88-98.