Научная статья на тему 'Жанровая специфика, принципы и закономерности циклической связи сонетов'

Жанровая специфика, принципы и закономерности циклической связи сонетов Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
392
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОНЕТ / ЦИКЛ / ГАРМОНИЯ / ЗОЛОТОЕ СЕЧЕНИЕ / ИНВАРИАНТ / ЖАНР / СТРОФА

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Останкович Анатолий Вячеславович

В статье автор в контексте теоретико-литературной проблемы возникновения и функционирования циклических образований в русской поэзии анализирует жанровую природу сонетных циклов, выдвигает и обосновывает их классификацию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Останкович Анатолий Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жанровая специфика, принципы и закономерности циклической связи сонетов»

И

ЖАНРОВАЯ СПЕЦИФИКА, ПРИНЦИПЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ ЦИКЛИЧЕСКОЙ СВЯЗИ СОНЕТОВ

А.В. Останкович

GENRE SPECIFICS, PRINCIPLES AND REGULARITIES OF CYCLE LINK IN SONNETS

Ostankovich A.V.

The author of the article analyzes the genre nature of sonnet cycles In the context of theoretical-literary problem of originating and functioning of cycle units in the Russian poetry; puts forward and substantiates their classification.

В статье автор в контексте теоретиколитературной проблемы возникновения и функционирования циклических образований в русской поэзии анализирует жанровую природу сонетных циклов, выдвигает и обосновывает их классификацию.

Ключевые слова: сонет, цикл, гармония, золотое сечение, инвариант, жанр, строфа.

УДК 82-1/-9

В сонете Всеволода Рождественского 1920 г. прямо и косвенно цитируются стихи Пушкина, Фета, несколько произведений И.Ф. Анненского: сонеты «Июль», «Бронзовый поэт», «Второй фортепьянный сонет», «Из участковых монологов», а также стихотворение «Я на дне» из «Трилистника в парке»:

Тяжелым куполом покрыт наш душный храм, И льется золото с расплавленной эмали,

А барки на Неве в четыре ряда стали,

И взор бежит вослед струящимся доскам.

О Муза! У руля высокого, кто там?

Двух созерцателей почтить стихом нельзя ли? Они за поплавком следили и устали Блаженство праздности примешивать к словам.

Одна, - качая взор по ситцу влаги яркой, Совсем как девушка, что в Царскосельском парке Поникла на скале с отбитым черепком,

Другой - классический являет вид поэта И, лежа на спине, пьет обожженным ртом Из чашки голубой пылающее лето (1, с.652).

К творчеству и личности Анненского восходит сонет Рождественского «Царское Село», его же сонет «О, задержи коня, тюльпан Шираза» диалогически соотносим со стихотворением Анненского «Другому» и творческой полемикой между Анненским и Вячеславом Ивановым (2, с.58-69). Ситуация диалогической ориентации сонетов на тексты другого автора - явление типичное в истории русской поэзии. Так, сонеты Фета «Мадонна», «Сикстинской Мадонне» явно

соотносимы с «Мадоной» пушкинской; сонетный замок, 13-14 стихи, фетовского сонета «К памятнику Пушкина»: «... Кто плюет на алтарь, где твой огонь горел, / Толкать дерзая твой незыблемый треножник!», -восходит к заключительным стихам сонета Пушкина «Поэту». Образование лирического интер- и макротеккста через цитацию, конечно же, не является исключительной прерогативой сонетных циклов. Но ориентация сонета на образование циклически ориентированного времени-пространства имеет некоторые черты, отличающие его от других жанровых и строфических форм поэзии.

Г армония сонета основывается на пропорции золотого деления. Как непрерывен и рекуррентен ее числовой ряд, как многообразны и системны арифметические связи между предшествующими и последующими числами, между числителями и знаменателями дробей Фибоначчи, так и сонеты: каждый новый напоминает его создателю уже существующие, принадлежащие собственному или чужому перу (3). Культурно-эстетический диалог в случае сонета становится неизбежным и определяется нами как его жанровый признак. При исследовании сонетного творчества любого поэта всегда можно обнаружить либо наличие авторских сонетных циклов, либо более или менее тесное единство сонетов, которое ощутимо проявляется в ключевых инвариантах: тематике, устойчивых мотивных слово-образах, композиционно-образной структуре оформления поэтической мысли, стилистическом единстве.

С другой стороны, отметим, что поэты, обращаясь к жанрово-строфической форме сонета, часто сознательно пытаются преодолеть установленные традицией правила, и поэтому канонизированные традицией законы постоянно ощущаются как реализованные или нарушенные в каждом новом произведении. История сонета сопровождалась эволюцией эстетических представлений о нем, которые в значительной мере определили жизнь жанра. Говоря об этом, будет уместно иметь в виду одно из положений концепции жанра М. М. Бахтина: «В жанре всегда сохраняются неумирающие элементы

архаики. Правда, сохраняются в нем только благодаря настоящему ее обновлению, так сказать осовремениванию. Жанр всегда и тот и не тот, всегда и нов и стар одновременно. Жанр живет настоящим, но всегда помнит свое прошлое, свое начало. Жанр -представитель творческой памяти в процессе литературного развития. Именно поэтому жанр и способен обеспечить единство и непрерывность этого развития» (4, с. 141-142). К сонету теоретические выводы М. М. Бахтина особенно применимы: в жанровой ипостаси он на протяжении почти восьми столетий диалектически взаимодействует со своей строфической природой. Факторами его успешной жизни стали и отличные от других стиховых форм жанрообразующие признаки, и узнаваемость, которая неизбежно вызывает обращение к образцам прошлого. Последнее жанровое свойство объективно располагает к образованию сонетами тематических циклических единств, при разной степени близости составляющих их произведений. В силу жанровой специфики сонетные циклы имеют индивидуальные жанрообразующие признаки.

Литературоведческая наука отмечала тягу к циклизации в русской поэзии XIX-XX вв. Сонет не остался в стороне от этого процесса: своеобразная сюжетность, стремление к эпическому охвату действительности характеризуют сонетные циклические образования: Евангельские сонеты («Рождество», «Пасхальный первый», «Пасхальный второй», «Магдалина у гроба господня», «Вознесение») В. Кюхельбекера; семь «Сонетов» В. Бенедиктова; «Титании» (посвящение перевода комедии «Сон в летнюю ночь» Шекспира) А. Григорьева; цикл П. Бутурлина, посвященный языческим богам древних славян; «Золотые завесы», «Материнство», «Венок сонетов» Вяч. Иванова; венок сонетов «Светоч мысли» В. Брюсова; «Элладу» М. Лохвицкой; фрагменты из незаконченной сонетной поэмы «Дон Жуан» К. Бальмонта и др. Организующим и объединяющим началом в них является философски или эмоционально оформленная поэтическая мысль. Ей подчинен отбор содержательного материала, составляющего ли-

рический сюжет. Так, В. Брюсов в венке «Светоч мысли» организует поэтический материал вокруг идеи гуманистического развития земной цивилизации, выделяет положительные идеи эпох, обеспечивающие поступательное развитие человечества.

Определение жанровой специфики сонетных циклов требует анализа сложившегося общенаучного и литературоведческого понимания цикла, которое активно разрабатывается наукой последних десятилетий. Итак: «Цикл (от греческого кукІ08 - круг) -1) совокупность явлений, процессов, составляющих кругооборот в течение известного промежутка времени (например, годовой цикл); 2) группа наук, дисциплин (например, исторический цикл); 3) законченный ряд каких-либо произведений, лекций, концертов и т. п.; 4) ряд художественных произведений, объединяемых общностью действующих лиц, тематики (цикл новелл) или объединенных самим автором по жанровому, тематическому, эмоциональному признаку (цикл в поэзии). Наиболее развита, сближаясь с лирической бессюжетной поэмой, форма лирического цикла в поэзии ХХ века («Снежная маска» А.А. Блока) (5, с. 618). Наиболее близка поэзии музыка, в ее теории содержание понятия «цикл» следующее: «Крупные музыкальные произведения, состоящие из нескольких самостоятельных, неодинаковых по характеру и складу частей, объединенных общим художественным замыслом, образуют группу циклических форм. Таковы: сонатная циклическая форма, сюита. Определенные части их пишутся в различных музыкальных формах - сложных, простых, полифонических» (6, с.166). Важнейшие средства создания музыкального цикла такие же, как и в поэзии - разного рода повторы: тематические, фразовые, тональные, мотив-ные, которые могут быть идентичными и вариативными.

Применимо к литературоведению энциклопедические статьи дают противоречивое понимание цикла: с одной стороны, он воспринимается как линейная, то есть не замкнутая и способная к развитию через количественное приращение система, а с другой, цикл представляется завершенным и

замкнутым единством, воплощающим идею круга.

Е. Г. Эткинд понимает лирический цикл как группу отдельных стихотворений, «замкнутых и завершенных, объединенных в композиционное целое, образующее нечто вроде лирической сюиты или лирического романа» (7, с.58), или как «группу лирических вещей, связанных единством переживания и общими героями. Каждое из стихотворений цикла может существовать и само по себе, но цикл - это более обширный контекст; он обогащает отдельное стихотворение, придает ему новые смыслы, дополнительные, иногда существенные оттенки» (8, с. 237). Отдельное стихотворение выступает в цикле как часть большей структуры, но «. содержание такого цикла не складывается из арифметической «суммы содержаний» стихотворений, его составляющих. Не менее важными для понимания идейнохудожественного своеобразия оказываются и те дополнительные смыслы, которые определяются взаимодействием непосредственно воплощенного в отдельных стихотворениях» (9, с. 38). Н.Н. Старыгина, обобщая опыта изучения цикла, считает, что в его теории много дискуссионного, и само это понятие осмысливается далеко не однозначно: «Одни связывают с циклом «формообразование (А. А. Жук), другие считают его «своеобразным синтетическим жанром» (К.Н. Григорян) или жанром в «широком смысле» (Г.А. Абдуллина). Для третьих это «сложное жанровое объединение» (Г. М. Фридлендер). По мнению С. Е. Шаталова, цикл выступает как «наджанровое объединение», а Г. И. Соболевская, например, видит в цикле «художественную лабораторию по созданию крупных литературных форм»

(10).

Наибольшее распространение в теории получило понимание цикла как «жанрового образования». Концепция давно, подробно и разносторонне разработана в трудах Ю. В. Лебедева «Становление эпоса в русской литературе 1840-1860-х годов: проблемы циклизации», И.В. Фоменко «О поэтике лирического цикла», Ю.Б. Орлицкого «Стих и проза в русской литературе». Эта же точка зре-

ния доминирует в работах о Пушкине Н.Я. Берковского и о Гоголе А.С. Янушкевича

(11). Циклы в прозе и поэзии, хронологическая последовательность их возникновения в русской литературе, специфика и формы развития, наконец, популярность натолкнули Ю. Б. Орлицкого на мысль о цикле как о своеобразном мостике между двумя родами литературы, эпосом и лирикой: «Циклизация лирики, как нам представляется, - одна из конкретных форм влияния эпоса на лирику, прозы - на стих. Поэт-лирик не имеет возможности в рамках одного стихотворения охватить эпический объем явлений действительности, из соединения которых складывается определенного рода подобие, «конспект» большой прозаической формы. Причем это, разумеется, не самоцель - речь идет не о попытке лирики «дотянуться» до повести или романа, а об объективной необходимости создать стихотворный эквивалент эпической прозаической форме» (12, с. 108). Далее исследователь прямо утверждает мысль о влиянии прозы на стих: «. цикл, вне всякого сомнения, складывается как определенная жанровая форма и структурное образование в результате влияния прозы на стих» (там же, с. 108). Хотя прозаические циклы как жанровые образования гораздо раньше поэтических получили эстетическое осмысление в литературоведении, думается, что позиция неоднозначна в части, утверждающей прямое влияние одной формы художественной речи на другую. Возможно, на определенных этапах развития стиховая культура стремится к разрешению собственных жанровых задач. Так, Е. М. Крадожен считает, что «развитие лирического цикла идет параллельно с разрушением жанра поэмы. Бурное развитие циклизации в лирике привело к рождению двух особых форм в лирике: и книги стихов и лирического цикла» (13, с.25). Примерно то же направление эволюции, но в системе эпических жанров середины девятнадцатого века, отмечает Ю.М. Лотман: «В этом цикле Толстого («Севастопольские рассказы». -Прим. А.О.) в пределах творчества одного писателя проявилась общая тенденция развития жанров в литературе XIX века: эво-

люция от очерка к рассказу, от рассказа к повести (или циклу рассказов и очерков) и затем - от повестей или цикла - к роману, которая привела к расцвету жанра романа в 50-60-е годы» (14, с. 125). Кроме того, всплеск популярности циклических образований в нашей поэзии хронологически совпадает с расширением ее тематической сферы и задач, утверждением новых школ и направлений, усилением тонических тенденций и, в конечном итоге, с реакцией на бурно изменяющуюся действительность.

Попытаемся определить жанровые признаки, позволяющие считать некоторую группу лирических произведений циклом. Они делятся на два разряда. Первый характеризует цикл как статическую систему, среди определяющих признаков которой -структурно-содержательная завершенность отдельного произведения и всего многосоставного целого: это «группы стихотворений, озаглавленные автором и при перепечатках сохраняющие. свой состав и внутреннее расположение» (15, с. 37). Выделим набор отличительных признаков лирического цикла такого рода: 1) заданная автором композиция на этапах замысла и его воплощения; 2) самостоятельность входящих в лирический цикл стихотворений; 3) одно-центренность, центростремительность композиции; 4) лирический характер связи стихотворений; 5) доминирующие лирические принципы изображения.

Восприятие цикла как единства, выделенного и композиционно определенным образом скомпонованного самим автором, позволяет строго обособить «жанровое объединение», но оставляет за его рамками многие и многие стиховые единства. А. Белый справедливо считал, что «каждое стихотворение преломляется всем рядом смежно-лежащих; и весь ряд слагается в целое, не открываемое в каждом стихотворении, взятом порознь» (16, с.550). Поэт так комментировал свой отбор стихов для сборника 1923 года: «Приступая к выбору из своих стихотворений тех, которые попали в эту книгу, я руководствовался не голосом самокритики, а воспоминанием о лейтмотивах, звучащих мне в ряде лет и диктовавших те

или иные отрывки. Иные из них (часть менее совершенных) значили для меня более, нежели другие (технически совершенные); и это биографическое значение для меня отдельных стихотворений и сделал я критерием выбора. Кроме того: я расположил высказанные отрывки в отдельные циклы, выражающие крупные линии, слагающие лик моей Музы» (там же, с.553). Воспоминание ценно для нас иллюстрацией авторского подхода при компоновке отдельных стихотворений в более или менее тесные циклические единства. Оно как пример из поэтической практики убеждает, что цикл не обязательно формируется на этапе творческого замысла или в процессе творчества, он может возникнуть и во время издательской работы поэта, когда единство определяют «воспоминания лейтмотивов», рефлексия по поводу биографического и творческого прошлого, то есть субъективное сознание автора в настоящем. При учете данных обстоятельств цикл представляется не замкнутой, а открытой художественной системой, способной к развитию и расширительному взаимодействию. Ее составляющие характеризуются: 1) общностью тематики, композиционно-образных признаков, эмоциональных оттенков в чувствах автора и героев, динамикой развития образов, мотивов; 2) признаки этого рода реализуются интертекстуально через систему заданных композиционно-образных инвариантных центров, их групп, сочетаний повторяющихся образов, созидающих тематическое единство, содержание которого во многом определяется характером межтекстовых связей.

В основе нашего понимания природы и жанрообразующих свойств сонетного цикла лежит данный разряд признаков, что объясняется следующими причинами. Законы золотого деления и каноническая традиция созидают сонет как гармонически совершенное, а значит, завершенное, но композиционно-образно открытое целое, что одновременно является и причиной, обусловливающей самодостаточность отдельного сонета, и основой его дальнейшего развития в других (кроме венка сонетов, где намеренное и упорядоченное повторение стихов

продиктовано заранее заданной конструкцией). Сонет противоречит другому сонету как индивидуальное индивидуальному, но противоречие существует и ощущается на фоне единства формы, которая, в свою очередь, определяя магистральные пути развития поэтического содержания, узоры гармонической организации, приводит индивидуальное к единству с общим, к их целостности на уровне жанрового сознания.

Обращенность к сонету как к жанру конкретизирует отношения и взаимосвязь понятий «творческий замысел» и «сонетный цикл». Не столько воля и замысел поэта, сколько их сочетание с формальносодержательной жанровой традицией находятся в основе сонетных жанровотематических образований, которые с разной степенью полноты реализуют идею цикла. В европейской истории сонет также с самого начала проявил строфический потенциал в образовании циклов и поэм: «II can-zoniere» Петрарки, «Sonnets pour Helene» Ронсара, сонетные циклы Шекспира и др.

Сонетные циклические образования могут быть ступенчато классифицированы по степени спаянности составляющих их художественных текстов:

1.«Венки сонетов» и «короны сонетов», «венки венков» и «короны корон», «диадемы сонетов».

2. Авторские циклы сонетов, определенные замыслом или издательской волей поэта.

3. Сонеты, соединяющиеся в определенном автором циклическом диалоге с другими строфическими образованиями.

4. Сонетные циклы, восходящие к традициям лирической поэмы и романа.

5. Жанрово-тематические сонетные единства, образующиеся слиянием нескольких авторских циклов или отдельных сонетов, изначально не задумывавшихся как цикл.

6. Циклические единства, возникшие на основе интертекстуального единства сонетов разных авторов.

Внутритекстовые отношения в гармонически едином сонете основаны на рекуррентных отношениях, также и отдельный

сонет потенциально способен формально и содержательно соотнестись с другими, художественным приращением составляя циклическое целое. Так, в творчестве Анненского авторские циклы «фортепьянных» и «мучительных» сонетов можно считать вполне оформленными и завершенными, но они же, вариационно повторяя устойчивые для сонетов поэта образы, мотивы, составляют с другими сонетами жанрово-тематические единства новых уровней. Таким образом, с точки зрения цикла сонет обладает еще одним исключительным качеством: он циклически поливалентен, то есть обладает способностью вхождения в разные циклические единства. Обладая исключительно высоким циклическим потенциалом, сонет по тем или иным параметрам может примыкать сразу к нескольким уровням циклических образований. Так, «Мучительный сонет» Анненского являет собой структурно-содержательную часть цикла «Трилистника призрачного» со стансами «Nox vitae» («Ночь жизни»), «Квадратными окошками» (третий уровень), составляет целое с тремя «мучительными» сонетами (второй уровень), входит в жанрово-тематическую группу, произведения которой обращены к проблемам творчества (пятый уровень), наконец, тематически, эмоционально, антиномичностью, заданной архитектоникой и композицией сонета, через цитацию сближается с сонетами других авторов (шестой уровень). Первый и второй «фортепьянные» сонеты Анненского, составляя единый мини-цикл второго уровня, входят в жанрово-тематическую циклическую группу, посвященную проблемам творческого самосознания (пятый уровень). Во всех изданиях его стихов, включая прижизненное, а также в сонетных антологиях, они разделены другими стихотворениями. Раздел как бы подчеркивает их отдельность и несвязанность, между тем они представляют единое композиционно-образное художественное целое.

Анализ характера межтекстовых отношений в сонетных циклах позволяет скорректировать представление о сонете как о формально-эстетическом единстве, совмещающем жанровую и строфическую приро-

ду. Обладая мощным потенциалом к самоорганизации, он может функционировать и как жанр, и как твердая строфическая форма. Сохраняя способность к бесконечному не линейному содержательному развитию, как жанр он обладает композиционнообразной завершенностью. Этой открытостью в соответствии со своей диалектической сутью сонет демонстрирует готовность к вхождению в более или менее сложные циклические единства. В циклах, будучи структурной единицей более крупного художественного образования, он имеет возможность, в зависимости от содержания авторского замысла и жанровых установок, реализовать себя в той или иной своей ипостаси. Авторским замыслом и исполнением могут также определяться совмещение и взаимодействие лирических принципов изображения с эпическими. Если в поэтическом повествовании преобладает стремление к выражению завершенного в логике своего развития явления, а событийное начало реализуется в качестве фонового, то в сонетах-частях доминирует жанровая составляющая. При этом произведение в составе цикла сохраняет относительную автономность как структурно завершенное целое, в котором тема заявлена и содержательно разрешена. В подобных случаях сонетные циклы не являются линейными образованиями. Внешне они развиваются в направлении количественного наращения сонетов-частей, но, внутренне оставаясь в рамках циклической идеи круга, каждый из них вариативно выражает инвариантную авторскую мысль, сформированную в рамках замысла. Если же доминирует установка на воспроизведение средствами сонета событийной канвы изображаемого явления в плоскости линейного конечного времени, то чаще всего сонет функционирует в роли твердой строфы, содержательное назначение которой состоит в ритмико-строфической организации повествования. Строфическое использование сонета определяется, в первую очередь, наличием эпического элементов в замысле поэта. В этом случае сонет как сюжетно-

композиционная часть произведения должен представлять собою некий этап в развитии

общей темы. Строфы становятся сюжетными звеньями, без любого из которых изложенная история теряет в смысле. При этом отдельные сонеты-строфы с точки зрения целого не самодостаточны: сюжетные связи с соседними строфами подчеркивают их сюжетно-образную незавершенность и содержательную открытость, сохраняя, однако, завершенность структурную.

Первый, второй, третий, четвертый уровни сонетных единств - циклы в общепринятом понимании, так как их возникновение, заглавия, состав, композиция определены автором. Цикличность жанровотематических групп и сонетов разных авторов обусловлена содержательной открытостью жанрово-строфической формы, в которой находит совершенную реализацию общегармонический закон золотого сечения. Поэмы и романы в сонетах отражают совмещение циклической идеи жанровострофической формы с ее способностью к жанровому синтезу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Федотов О.И. Сонет серебряного века. Русский сонет конца 19 — начала 20 века. — М. , 1990. — С. 652.

2. Корецкая И.В. Вячеслав Иванов и Иннокентий Анненский // Контекст. Литературнокритические исследования. — М.: Наука, 1989. — С. 58 — 69.

3. Останкович А.В. Гармония сонета. — М., Московский государственный областной университет, 2005.

4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. — М.: Искусство 1979. — С. 141—142.

5. Большой энциклопедический словарь:В 2 т. — М.: Советская энциклопедия, 1991. — Т. 2. — С. 618.

6. Энциклопедический музыкальный словарь. — М.: Изд. БСЭ, 1959. — С. 166.

7. Эткинд Е.Г. Демократия, опоясанная бурей //Блок и музыка. — Л.; М: Советский композитор, 1972. — С. 58.

8. Эткинд Е.Г. Материя стиха. — Париж, 1998. — С. 237.

9. Фоменко И.В. О поэтике лирического цикла. - Калининград: КГУ, 1984. - С. 38.

10. Старыгина Н.Н. Проблемы циклизации произведений в русской литературе 1850-1860-х годов. Методические рекомендации для студентов. - Йошкар-Ола, 1987. - С. 5.

11. Лебедев Ю.В. Становление эпоса в русской литературе 1840 - 1860-х годов. Проблемы циклизации: Дис. д-ра филол. наук. - Л.: ЛГУ, 1979; Фоменко И. В. О принципах композиции лирических циклов // Известия АН СССР. Серия литературы и языка. - Т. 45. -N 2. - 1986. - С. 130-137; Орлицкий Ю. Б. Стих и проза в русской литературе. Очерки истории и теории. - Воронеж, 1991; Берковский Н. Я. О «Повестях Белкина» (Пушкин 80-х годов и вопросы народности и реализма) // О русском реализме 19 века и вопросах народности литературы. — М.; Л., 1960; Янушкевич А. С. Проблема прозаического цикла в творчестве Н. В. Гоголя // Проблемы метода и жанра. — Томск, 1977. — Вып. 4. - С. 26-33.

12. Орлицкий Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. Очерки истории и теории. - Воронеж, 1991. - С. 108.

13. Там же. - С. 108.

14. Крадожен Е.М. Повтор в структуре поэтического цикла: Дис. канд. Филол. наук. - М.: МПГУ, 1987. - С. 25.

15. Лотман Л.М. Реализм в русской литературе 60-х годов XIX века (истоки и эстетическое своеобразие). - Л.: Наука, 1974. - С. 125.

16. Гаркави А. М. Композиция стихотворных циклов Н. А. Некрасова //Жанр и композиция литературных произведений: Межвузовский сборник. Вып. 5. - Калининград, 1980. - С. 37.

17. Белый А. Стихотворения и поэмы / Библиотека поэта. Большая серия. - М.; Л., 1966. -С. 550, 553.

Об авторе

Останкович Анатолий Вячеславович, кандидат филологических наук, доцент, доцент кафедры истории русской и зарубежной литературы Ставропольского государственного университета.

081 [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.