УДК 82-1/-9
СОНЕТНЫЙ ЦИКЛ: К ПРОБЛЕМЕ ЖАНРА
© 2015
Н.В. Коноплюк, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Как литературное явление сонетный цикл генетически связан с циклом лирическим, который основан на содержательных, композиционных и стилевых признаках и является содержательно-конструктивным единством. Его целостность имеет двустороннюю природу: целостность самого цикла как самостоятельного произведения и целостность отдельных произведений в его составе. Есть все основания отнести его к особым жанровым образованиям, которые могут нести в себе начала различных (лирических и эпических) жанров, но не сводится к какому-либо одному из них. К числу эпических характеристик цикла относятся лирический сюжет, композиционная оформленность, повествовательные линии, система персонажей, обособление автора от лирического героя. Лирические характеристики цикла - это относительная самостоятельность стихотворений и лирический характер повествования. Сосуществование в цикле лирических и эпических черт дает основание для отнесения цикла к лиро-эпическим произведениям. В силу своих жанровых особенностей сонет имеет особую склонность к образованию циклов, среди которых выделяются типы циклов с выраженными эпическими чертами, и типы циклов с преобладающим лирическим началом. Среди сонетных циклов выделяются циклические образования с различной степенью единства входящих в них произведений, крайними формами которых можно назвать связанные и свободные циклы.
Ключевые слова: лирический цикл, сонетный цикл, сонет, жанр, жанровое образование, лирика, лирический сюжет, контекст, композиция, поэма, поэтический сборник, «венок сонетов», связанный цикл, свободный цикл.
В силу своей специфики многие из жанров литературы на настоящий момент не имеют достаточно четкой, устоявшейся дефиниции, что вызывает разногласия в их определении и классификации. В настоящей статье сделана попытка систематизировать признаки такого литературного явления, как лирический цикл, а также продемонстрировать его родство с циклом сонетным, чья жанровая природа на настоящий момент представляется достаточно малоисследованной.
Сонетный цикл появился практически в то же самое время, что и сам сонет. Первые попытки организовать отдельные сонеты в целостные образования мы находим уже в творчестве Данте (сонеты составляют неотъемлемую часть его «Новой жизни») и Петрарки («Канцонье-ре»). В английской поэзии, например, традиция различения сонета и сонетного цикла как двух самостоятельных жанров начинается с творчества Д. Мильтона. Однако, несмотря на то, что современное литературоведение дает более или менее точное определение сонета, существует немного исследований, посвященных теоретическому осмыслению специфики сонетного цикла как литературного явления, и мало кто из авторов пытался сформулировать дефиницию цикла сонетов.
При изучении сонетного цикла необходимо учитывать его лирическую основу, так как сонет - жанр лирической поэзии, а потому сонетный цикл - это цикл, объединяющий ряд лирических произведений одного жанра, то есть, лирический цикл. Генетическая связь сонетного цикла с лирикой подтверждается и тем фактом, что в своей ранней форме сонетный цикл представлял собой объединение сонетов с другими лирическими жанрами (например, с песнями). Следовательно, сонетному циклу как частному случаю цикла лирического должны быть присущи основные характеристики последнего.
Среди множества попыток дать формулировку понятию «лирический цикл», введенному в отечественное литературоведение еще В. Брюсовым, прослеживается тенденция рассматривать лирический (или художественный, литературный) цикл как единство объединенных по некоторому признаку или признакам художественных произведений. В данной формулировке как в математической формуле, первая часть - единство - представляет собой некоторую константу, то есть постоянно упоминаемую черту, тогда как вторая - признаки объединения - является переменной, зависящей от индивидуальной точки зрения автора определения. Чаще всего указывается не один, а несколько признаков, лежащих в основе объединения произведений, которые можно представить в виде нескольких групп: содержательные (единство персонажей, образов, тем, мотивов и т. д.), жанровые (объедине-
ние произведений одного или нескольких жанров), композиционные (определенная конструктивная организация отдельных произведений и/или всего цикла) и авторские признаки (авторское объединение произведений в цикл) [1, с. 618; 2; 3, с. 456; 4, с. 58; 5, с. 5].
Очевидно, однако, что ни один отдельно взятый признак не может лежать в основе столь специфического единства, как цикл. На наш взгляд, цикл является, прежде всего, содержательно-конструктивным единством с лирическим сюжетом, включающим содержательные (персонажи, мотивы, темы) и композиционные (принцип организации произведений, соответствующий замыслу автора) признаки. Е.Г. Эткинд рассматривает лирический сюжет более широко, как контекст с содержательной и конструктивной нагрузкой [6, с. 237]. Важен контекст и по мнению М.Н. Дарвина: «под лирическим циклом, на наш взгляд, в общем виде следует понимать определенный сознательно организованный стихотворный контекст, состоящий из некоторого ряда самостоятельных произведений и характеризующийся специфической художественной целостностью» [7, с. 18].
В свою очередь, говоря об особенностях композиции цикла и даже о «лирическом сюжете», Л.Е. Ляпина [8, с. 165] в то же время настаивает на самостоятельности стихотворений, его составляющих. Приоритет целого над частью утверждали также А. Блок, А. Белый, В. Брюсов. Однако само понятие «композиция» подразумевает, во-первых, определенным образом организованную систему и, во-вторых, контекст, как особое условие функционирования этой системы. Таким образом, самостоятельность отдельных стихотворений относительна, поскольку благодаря композиционному контексту стихотворения приобретают дополнительные смыслы, теряющиеся при их восприятии вне цикла. Аналогичную точку зрения высказывал и М.М. Бахтин, утверждавший, что произведение в цикле двухмерно: автономно, с одной стороны, и часть целого, с другой [9, с. 216]. С другой стороны, если полностью отрицать самостоятельность отдельных произведений, то в этом случае мы будем иметь дело не с циклом, а произведением крупной формы. Как отмечает Г.Н. Баранова, целостность лирического цикла не идентична целостности отдельного произведения, для него условием существования является наличие законченных произведений как составляющих его «деталей» [10, с. 178].
Соответственно, лирический цикл можно определить как замкнутое содержательно-конструктивное единство относительно самостоятельных лирических произведений, имеющее ряд признаков. К числу последних отнесем:
1) композиционные признаки - авторская структура и озаглавленность; относительная устойчивость состава (И.В. Фоменко); относительная самостоятельность входящих в лирический цикл стихотворений, одновременно функционирующих и как стихотворный контекст;
2) содержательные признаки - «центростремитель-ность композиции лирического цикла»; лирические приемы сцепления стихотворений и принцип изображения» [11, с. 165];
3) стилевые признаки - единство метра и способов метафоризации (И.В. Фоменко).
Большинство исследователей считает, что лирический цикл относится к жанровым образованиям [2; 8; 12; 13; 14; 15], что вполне согласуется со спецификой литературного процесса Х1Х-ХХ веков, когда эта художественная форма стала приобретать все большую популярность и заняла место «между тематической подборкой стихотворений и лирической бессюжетной поэмой» [2, с. 399]. Основаниями для отнесения лирического цикла к особым жанровым образованиям можно считать следующие признаки:
1) набор специфических формальных признаков, закрепленных за данным литературным явлением (В.А. Сапогов);
2) наличие «устойчивых преемственных связей» (Л.Е. Ляпина);
3) наличие сложной системы цикловедческих типологий (Л.Е. Ляпина);
4) наличие особой содержательной специфики лирического цикла, которую Л.Е. Ляпина называет «тексто-во-контекстной природой», выражающейся в изменении статуса элементов цикла, превращающихся «в элементы нового содержательного единства», так, что цикл одновременно выступает и как текст, и как контекст [11, с. 25].
Таким образом, имеются веские основания для того, чтобы считать цикл самостоятельным художественным произведением, состоящим из отдельных - и тоже самостоятельных - произведений, и объединяющим их «на основе тех же принципов, по которым строится обычное лирическое произведение» [11, с. 12]. И.В. Фоменко противопоставляет цикл поэме и поэтическому сборнику, поскольку в нем есть «возможность, не выходя за границы лирики, воплотить целостное мировосприятие, систему взглядов в системе стихотворений» [12, с. 130]. А М.Н. Дарвин утверждает, что хотя в цикле и могут присутствовать различные жанровые начала, например, «поэмное» или «романное», но в нем не может быть достигнута «чистота» какого-то только одного жанра» [13, с. 229]. Уникальность цикла как литературного явления заключается, по его мнению, в наличии «готовых деталей» (отдельных стихотворений) как условия существования цикла [7, с. 13]. «Целостность лирического цикла возникает не за счет ликвидации целостности отдельных входящих в него самостоятельных произведений (в этом случае происходит превращение цикла в большую жанровую форму), а при условии ее сохранения» [13, с. 229]. Особое значение не соответствия цикла «сумме содержаний» отдельных стихотворений отмечается и рядом других исследователей [6; 12; 16].
В свете всего вышесказанного, лирический цикл должен рассматриваться как комплексное образование, в основе которого лежит внутреннее взаимодействие лирических и эпических характеристик. К числу последних можно отнести лирический сюжет, подчиненность частей единому субъективно-эмоциональному началу, композиционную оформленность, более-менее оформленные повествовательные линии и система персонажей, отделение автора от лирического героя. Фабула и сюжет в лирическом цикле в силу родовых особенностей носят условный характер. Очевидно, что вышеуказанные черты не являются обязательными, они более типичны для сонетного цикла, тогда как в чисто лирическом цикле
они обычно менее выражены.
К лирическим признакам цикле можно отнести относительную самостоятельность стихотворений, его составляющих и лирический характер повествования, под которым обычно подразумевается доминирование статических мотивов над фабульными, или схематизация последних. На первый план выдвигаются не причинно-следственные связи, а сознание лирического героя, которое также фрагментизируется. В отличие от эпических, лирические черты являются обязательными для лирического цикла, поэтому, на наш взгляд, его нужно рассматривать не как эпическое, а как лиро-эпическое произведение, к основным характеристикам которого Л.И. Тимофеев относит следующие:
1) независимый повествователь, «восприятие которого окрашивает изображения» героев;
2) эмоциональный способ характеристики героев (через речь и т. д.);
3) два плана изображения: объективное (поступки, события) и субъективное (эмоциональные оценки автора и героев) [17, с. 221-226].
Очевидно, что степень выраженности лирических или эпических черт в различных циклах может значительно варьироваться, поэтому проблема родовой принадлежности каждого произведения должна решаться индивидуально.
Как разновидность цикла лирического, сонетный цикл должен обладать и основными характеристиками последнего. Во-первых, многие сонетные объединения оформляются самим автором, т. е. являются авторскими, что предопределяет их достаточно жесткую композицию и устойчивый состав. Во-вторых, сонетный цикл объединяет сонеты, подчиненные одной теме. При этом внутри основного лирического сюжета обычно развиваются несколько подтем. В то же время, благодаря фрагментарности лирического принципа изображения, отдельные сонеты не трансформируются в строфы произведения крупной формы, оставаясь относительно независимыми произведениями. И, наконец, единство содержания сонетного цикла определяет и его стилевое единство.
А.В. Останкович классифицирует сонетные циклические образования «по степени спаянности составляющих их художественных текстов»: 1) различные варианты «венка сонетов»; 2) авторские циклы; 3) циклы, включающие сонеты и другие строфические образования; 4) сонетные циклы с чертами поэмы или романа; 5) жанрово-тематические сонетные единства нескольких авторских циклов; 6) «циклические единства, возникшие на основе интертекстуального диалога сонетов разных авторов» [18, с. 21]. Последние, пятая и шестая группы циклических образований не относятся к авторским циклам в традиционном понимании этого слова, однако, как утверждает исследователь, содержательная открытость жанра сонета позволяет говорить о его способности образовывать «жанрово-тематические единства новых уровней» [18].
В свою очередь, И.Ю. Ковальчук отмечает, что среди лирических циклов выделяют связанные (или интегра-тивные) с авторской структурированностью и оформ-ленностью и свободные (или суммативные), сложившиеся благодаря внутренней содержательной близости произведений [19, с. 56]. В диссертации М.Н. Дарвина они имеют более традиционные названия - авторские и неавторские [20, с. 11].
Сонет, как, пожалуй, ни один из жанров лирической поэзии, имеет тенденцию к образованию циклических объединений. Эта особенность сонетной формы, несомненно, лежит и в основе необычайной популярности авторских циклов сонетов, представляющих собой, по мнению Д. Фуллера, «ряд вариаций на какую-либо тему или ситуацию» [21]. Однако подобное представление о сонетном цикле отнюдь не исчерпывает всей сути явления. Более полно представлены содержательные вари-
анты сонетных циклов в классификации Х. Петерсона, учитывающего и долгую историю, и сложность этого явления. На его взгляд это:
1) история, рассказанная поэтапно в форме строф-сонетов (например, «Дом жизни» Д.Г. Россетти);
2) поэтический комментарий к истории, рассказанной косвенно или в форме намеков («Сонеты» У Шекспира);
3) вариации одной темы («Священные сонеты» Д. Донна);
4) эмоционально окрашенное описание природы или истории («Река Даддон» У Вордсворта) [22, с. 36].
Эти содержательные типы естественным образом распадаются на две группы. В первую можно объединить типы 1 и 2, как типы с явно выраженными эпическими чертами, а ко второй группе отнесем типы 3 и 4, в которых лирическое начало преобладает над эпическим, выраженным в достаточно слабой форме.
Попытки тематической классификации сонетных циклов без привлечения данных серьезного исторического анализа не может отражать всего разнообразия тематик, что, в сущности, не является предметом нашего исследования, поэтому по данному вопросу ограничимся несколькими замечаниями. В целом для сонетного цикла характерно постепенное расширение круга тем, используемых авторами. Первой и наиболее популярной в течение долгого времени (можно даже сказать, рассматриваемой как единственно сонетной) была любовная тематика. Это отнюдь не означает, что содержание всех стихотворений цикла ограничивалось только одной темой. Напротив, существовал целый ряд традиционных тематических вкраплений, тем-спутников, сопровождающих развитие основной темы. Однако их функция на данном этапе была именно сопровождающей, вспомогательной. В дальнейшем к списку тем, допускаемых к обращению в сонетных циклах, прибавились религиозная, гражданская, пейзажная и некоторые другие. В ХХ веке какие-либо границы между «сонетными» и «несонетными» темами были стерты окончательно, поэтому тематическое разнообразие этого периода сложно поддается классификации.
В заключение следует остановиться на специфике объема сонетных циклов. Отличительной чертой этого вида циклов можно считать существование так называемых минициклов, состоящих из 2-3 сонетов (например, «Любовь» А. Теннисона, включающий 3 сонета, или «Лондон, 1802» У Вордсворта - 2 сонета). Другая крайность - циклы, включающие сто и более сонетов («Кан-цоньере» Ф. Петрарки - более 300 сонетов, «Сонеты» У Шекспира - 154).
Подводя итог вышесказанному, сделаем попытку сформулировать определение феномена авторского сонетного цикла, которое будет иметь следующий вид: устойчивое единство относительно самостоятельных сонетов, авторски оформленное на основе общей темы, сквозной композиции, более или менее оформленного лирического сюжета и общности стилистических приемов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. ред.
А.М.Прохоров. - М.: Сов. энциклопедия, 1991. Т. 2.
1991. 768 с.
2. Сапогов, В.А. Цикл // Краткая литературная энцикло-
педия / Гл. ред. А.А. Сурков. В 9 т. Т. 8. М., 1975. С.
398-399.
3. Словарь литературоведческих терминов / Под ред.
Л.И. Тимофеев и С.В. Тураева. М.: «Просвещение»,
1974. 509 с.
4. Эткинд, Е. Демократия, опоясанная бурей // Блок и му-
зыка. Л.-М., 1972. С.58-84.
5. Фоменко, И.В. Поэтика лирического цикла: автореф.
дис. ... докт. филол. наук. М., 1990. 31 с.
6. Эткинд, Е. Материя стиха. СПб.: Гуманит. союз, 1998.
506 с.
7. Дарвин, М.Н. Проблема цикла в изучении лирики. Учеб. пособие. Кемерово. КемГУ, 1983. 103 [1] с.
8. Ляпина, Л.Е. Проблема целостности лирического цик-
ла // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977. C.164-166.
9. Дарвин, М.Н. Понятие лирического цикла в научном творчестве М.М. Бахтина / Новый филологический вестник. 2005. № 1. С. 214-218.
10. Баранова, Г.Н. Проблема жанровой номинации: от лирического цикла к лирической книге («Книга любви» Н.П. Огарева) / Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 124. С. 177-182.
11. Ляпина, Л.Е. Циклизация в русской литературе XIX века. СПб.: НИИ химии СПбГУ, 1999. 279 с.
12. Фоменко, И.В. О принципах композиции лирических циклов // Известия АН СССР. Сер. литературы и языка. Т. 45. № 2. 1986. C.130-137.
13. Дарвин, М. Цикл // Литературная учеба. 1985 № 2. C. 227-230.
14. Никулин, Д.В. «Путевой» цикл как структурообразующий элемент книги Ю. Левитанского «Письма Катерине, или Прогулка с Фаустом» / Новый филологический вестник. № 4 (11). 2009. С. 93-100.
15. Орлицкий, Ю.Б. Стих и проза в русской литературе. Очерки истории и теории. Воронеж: Изд-во ВГУ, 1991.
16. Белый, А. < Послесловия в сборники "Стихотворения, 1923" > Вместо предисловия // ~ Стихотворения и поэмы. М.-Л.: Сов. писатель, 1966. С. 550.
17. Тимофеев, Л.И. Теория стиха. М.: Гослитиздат, 1939. 232 с.
18. Останкович, А.В. Гармоническая структура русского классического сонета XVIII - первой половины XX века. Авторефрат дис... доктора филолог. наук. - М.: Российский университет дружбы народов (РУДН), 2009.
19. Ковальчук, И.Ю. Сонетный цикл в поэзии дальневосточной эмиграции: принципы лирической циклизации / Ученые заметки ТОГУ 2010. Т. 1. № 2. С. 55-59.
20. Дарвин, М.Н. Циклизация в лирике. Исторические пути и художественные формы: автореф. дис. . докт. филол. наук. Екатеринбург, 1996. 43 с.
21. Fuller, J. (1972) The Sonnet. [London] Methuen & Co.
22. Going, William T. (1976) Scanty Plot of Ground: Studies in the Victorian Sonnet. The Hague: Mouton.
В.Д. Кузьмина
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СТУДЕНТАМИ...
SONNET SEQUENCE: PROBLEM OF THE GENRE
© 2015
N.V. Konoplyuk, candidate of philological sciences, assistant professor of Chair "Theory and Methodology of Teaching Foreign Languages and Cultures"
Togliatti State University, Togliatti (Russia)
Abstract. As a literary phenomenon, sonnet sequence is genetically connected with a lyric cycle that is based on subject-matter, composition and style features and can be described as a subject and construction unity. Its integrity is of double nature, i.e. as the integrity of the cycle itself as a complete work and the integrity of the separate works comprising it. There are grounds for grouping it with specific genre entities which can have features of various genres (both lyric and epic), but cannot be reduced to any one of them. Among the epic features, there is lyric plot, composition, narrative lines and character system, narrator separated from the lyrical hero. The lyric features are relative independence of the poems and lyric type of narration. Coexistence of lyric and epic features within a cycle gives grounds to describe it as a lyric-epic work. Because of its genre peculiarities sonnet is particularly prone to cycle formation. There are types of sonnet sequences with marked epic or lyric properties. Among sonnet sequences, there are cycle entities with various degrees of unity of the poems comprising them, the polar forms of which are bound and free cycles.
Keywords: lyric cycle, sonnet sequence, sonnet, genre, genre formation, lyrics, lyric plot, context, composition, long poem, book of poems, sonnet wreath, bound cycle, free cycle.
УДК 811.111
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ СТУДЕНТАМИ ЗНАНИЙ ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ В СОВРЕМЕННОМ ЯЗЫКОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ
© 2015
В.Д. Кузьмина, доцент кафедры «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» Тольяттинский государственный университет, Тольятти (Россия)
Аннотация. Современному студенту необходимо знать иностранный язык. Владея иностранным языком, у студента развиваются мыслительные и познавательные процессы, у него расширяется запас средств общения, расширяется способ выражения своих мыслей, потребностей и интересов. Читая познавательную и интересную информацию, которая привлекла внимание, студент расширяет свой лексический запас по английскому языку. Владение иностранным языком в век массовой коммуникации и информатизации приобретает особое значение для студента для формирования его объективного отношения к действительности. Понимая, что происходит вокруг, он правильно отнесется к происходящему. Расширяя и обогащая себя знаниями, студент получает также удовлетворение от возможности прочитать и понять тексты на иностранном языке. Однако отсутствие постоянной иноязычной среды создает определенные трудности для практического применения студентами полученных знаний по иностранному языку и формирования их иноязычной речевой деятельности. Перед преподавателем стоит задача научить студентов мыслить и обсуждать на иностранном языке актуальные современные проблемы.
Ключевые слова: иностранный язык, общение, интерес, информация, удовлетворение, тексты, знания, трудности, практическое применение, современные проблемы.
В современных условиях, в современном языковом пространстве на развитие личности студента воздействуют социально-политические, психологические, экономические и образовательные факторы. Поэтому при такой ситуации иностранный язык становится действительно востребованным в практической деятельности студента, повышается и значимость знания иностранного языка. Появляется необходимость иметь в своем запасе общеупотребительные английские слова и выражения, что может помочь студенту на научных конференциях и деловых встречах. Таким образом, современная мировая языковая обстановка такова, что студенту необходимо знать иностранный язык.
При введении и развитии многоуровневого высшего образования целью обучения студентов является формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Одним из важных вопросов стоит вопрос использования иноязычных навыков работы с информацией в реальных условиях [1]. Студенту надо воспользоваться изученным иностранным языком и суметь применить его на практике. Сейчас на английском языке много повседневных газет и журналов, и, зная английский язык, преподаватели, студенты, и даже школьники могут почитать их online в аэропорту, ожидая самолет и выезжая за границу. Интересно почитать "Short Stories" из "Country-Extra magazine". "Short stories that will make you laugh; make you cry and, most of all that celebrate all of the best parts of living life in the country" [2]. Это расширяет пассивный, вернее реальный, и потенциальный словарь школьников и студентов. Используя свою языковую догадку, студенту легко догадаться о значении слова или словосочета-
ния. Уже в аэропорту он находится в определенной среде, которая расширяет его личностный языковой статус.
Зная английский, студент может понять объявления, которые требуют определенного отношения к происходящему. Вот, например: Dear Passengers! You can buy tickets at web site. When buying an air ticket please make sure your name is spelt correctly in Latin script [3]. Грамотному студенту будет понятно, что свой авиабилет он может приобрести на сайте, а также следует обратить внимание на правильность написания фамилии латинским шрифтом. Применение полученных знаний по иностранному языку и сформированных произносительных, лексических и грамматических навыков для извлечения информации из текста как законченного целого, помогает студенту решать практические задачи. В аэропорту, в случае необходимости, студент может обратиться в справочно-информационный центр, найдя его по окну "Information and inquiry office" [3], где может узнать расписание рейсов авиакомпании, забронировать билет, заказать номер в гостинице и приобрести туристический пакет в любую страну мира. Но для этого он должен знать английскую лексику. (To book a ticket or a hotel room, to buy a package tour to any country, or to get information on the flights of other air companies you can in the information office.)
Конечно, отсутствие постоянной иноязычной среды создает определенные трудности для формирования иноязычной речевой деятельности студента. Однако владея иностранным языком, у студента развиваются мыслительные и познавательные процессы, у него расширяется запас средств общения, расширяется способ выражения своих мыслей, потребностей и интересов. Он