УДК 82-94:004.738.5 Б01: 10.17223/19996195/35/4
ЖАНРООБРАЗУЮЩИЕ ДОМИНАНТЫ РЕЧЕВОГО ЖАНРА «НАРОДНЫЕ МЕМУАРЫ» В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ
О.В. Минина, Г.В. Кукуева
Аннотация. Рассматриваются народные мемуары как речевой жанр интернет-коммуникации. Мемуары являются востребованным и коммуникативно-привлекательным речевым жанром, служащим для самовыражения и речетворчества в виртуальном коммуникативном пространстве. Они находят свою реализацию на сайтах различной функциональной направленности - сетевой литературы, литературного творчества, социальных сетей и др. Такая распространенность дает основания рассматривать данную повествовательную форму в качестве интернет-жанра, требующего своей квалификации в общей виртуальной жанровой системе. Несмотря на то что для изучения жанрового аспекта нового коммуникативного пространства в теории речевых жанров сформировалось целое направление - виртуальное жанроведение, интернет-жанр мемуаров до сих пор не подвергался специальному лингвистическому изучению. Интернет-коммуникация, находясь в постоянной эволюции, способствует не только появлению новых жанровых форм, сложившихся непосредственно в интернет-среде, но и изменению уже существующих традиционных жанров. Народные мемуары как речевой жанр первоначально имели только бумажную фактуру, впоследствии перенесенную в виртуальную среду. Поэтому адаптированные к электронной форме особые свойства мемуаров определяют актуальность и перспективность изучения данного феномена. Проводится сопоставительный анализ жанрооб-разующих доминант интернет-жанра мемуаров с его «бумажным» прототипом, что в результате позволяет сформировать первичное представление об объекте исследования. Рассматриваются следующие характерные особенности: субъективность, документальность, ретроспектив-ность, временная дистанция, номинированность адресата, возрастные особенности автора, адресованность на примере текстов сайта сетевой литературы «Самиздат» [http://samlib.ru]. Доказывается, что интернет-жанр народных мемуаров является модификацией традиционного речевого жанра.
Ключевые слова: интернет-коммуникация; виртуальное жанроведение; интернет-жанр; речевой жанр; мемуары; сетевая литература.
Введение
С каждым днем все больше речевых практик переходит в сеть Интернет, что способствует интенсивному развитию и появлению новых жанровых форм, сложившихся непосредственно в электронной среде. Более того, учитывая новые возможности и технические параметры организации интернет-коммуникации, изменяются «канонические» (по терминологии А.А. Селютина) речевые жанры [1-3 и др.].
Для изучения жанрового аспекта нового коммуникативного пространства в теории речевых жанров сформировалось целое направление - виртуальное жанроведение [4-7 и др.], одной из задач которого является изучение «способности приспособления или мутации традиционных бумажных жанров к интернет-среде с постоянно увеличивающимися возможностями новых гипермедиа» [4. С. 227].
В Интернете мемуары находят свою реализацию на сайтах различной функциональной направленности - сетевой литературы (Про-за.ру [http://www.proza.ru], «Самиздат» [http://samlib.ru] и др.), литературного творчества («Творчество для всех» [http://www.my-works.org], «Клубочек» [http://www.clubochek.ru], «Литературное кафе» [http://alt-poetry.ucoz.ru] и др.), социальных сетей («ВКонтакте» [https://vk.com/], «Одноклассники» [https://odnoklassniki.ru]), на форумах (форум электронной библиотеки «Альдебаран» [http://forum.alde-baran.ru], «Litportal» [http://www.litportal.ru], «Литсовет» [http://www.litsovet.ru] и др.), в блогах («BlogLitnetwork» [http://bloglit.ru] и др.) и др. Такая распространенность дает основания рассматривать данную повествовательную форму в качестве интернет-жанра, требующего своей квалификации в общей виртуальной жанровой системе.
Цель настоящей статьи - описать характерологические особенности речевого народного жанра мемуаров, которые в наибольшей мере отражают его жанровую сущность, с учетом погруженности в новое коммуникативное пространство.
Исследование строится на предположении о том, что традиционный речевой жанр народных мемуаров, попадая в электронную среду, подвергается модификации. Вследствие этого интернет-жанр сохраняет некоторые черты своего прототипа, приобретая в то же время набор собственных специфических характеристик.
В качестве основного источника для наблюдения нами выбран сайт сетевой литературы «Самиздат» (http://samlib.ru), так как на нем среди всех ресурсов опубликовано абсолютное большинство интернет-мемуаров - 11 139 текстов (по состоянию на 21 октября 2014 г.). Располагаются они на четвертой позиции, в ряду таких ведущих жанров, как проза (148 249), поэзия (379 641) и лирика (115 988). «Самиздат» при библиотеке Максима Мошкова «предназначен для создания авторских литературных разделов» [8], в которых размещаются произведения, не имеющие аналога в бумажных изданиях. Понятие «сетевая литература», или «сетература», было введено представителями средств массовой информации для обозначения совокупности произведений, основной средой существования которых является сеть Интернет. На сегодняшний день этот термин активно употребляется исследователями, в том числе в лингвистических работах по изучению особенностей нового коммуникативного
пространства [3, 9 и др.]. Все примеры в статье приводятся с сохранением авторской орфографии и пунктуации.
Исследование и результаты
Прежде чем охарактеризовать народные интернет-мемуары как особый жанр представим их прототип, бытующий в традиционной среде, который позволит на основе сопоставительного анализа с ним квалифицировать их как жанровую разновидность классического речевого жанра народных мемуаров.
Как правило, мемуары понимаются и определяются через слово «воспоминания». Словарь иностранных слов русского языка трактует мемуары как «(фр. memoires - воспоминания) автобиографические записки; воспоминания о событиях и лицах прошлого, прямо или косвенно причастных к жизни автора» [10]. В понимании А.Г. Тартаковского мемуары - это «повествование о прошлом, основанное на личном опыте и собственной памяти автора» [11. С. 22-23].
В качестве характерных особенностей народного жанра мемуаров исследователи называют субъективность, документальность, ретро-спективность, интимность, номинированность адресата, непосредственное письменное воплощение замысла автора, возрастные психологические особенности (чаще всего это люди в возрасте), социальный, семейный статус как показатели культурного, семейного опыта, приобретенного в процессе жизни [12].
Субъективность повествования является «первейшим из отличительных видовых признаков мемуаров, в силу чего на передний план выступает сам автор» [11. С. 26]. Авторское / личностное начало как неотъемлемая черта, свойственная речевому жанру народных мемуаров, сохраняется при переносе его в виртуальное пространство. Действительно, центральной категорией в интернет-мемуарах является авторское «я», независимо от того, прямо автор в тексте заявляет о самом себе и дает собственную оценку описываемому или «стоит» за реконструируемыми событиями. Повествование, как правило, ведется от первого лица, а автор-субъект обозначается местоимением «я».
Обратимся к ретроспективности как существенному жанрооб-разующему признаку, который присущ не только традиционному речевому жанру, но и народным мемуарам, бытующим в интернет-пространстве. Мемуары всегда создаются «после описываемого в них события и всегда обращены в прошлое» [Там же. С. 29].
Большинство авторов жанр, который они опубликовали на сайте «Самиздат» как «мемуары», определяют как «воспоминания». Приведем несколько примеров:
«В моем понимании мемуары - это воспоминания. Художественное произведения, основанное на реальных событиях, участником которых является автор» (из личной переписки с автором А. Чайкой, [email protected]);
«Мемуары - это записанные в той или иной форме воспоминания» (из личной переписки с автором О. Аболиной, [email protected]);
«Мемуары в моем понимании - это воспоминания о реальных людях и событиях в моей жизни и жизни людей, которых я знал» (из личной переписки с автором О. Филипенко, [email protected]).
Основу представленных определений интернет-мемуаров составляет именно ретроспективность как их базовое свойство. Оно выражается в особом направлении взгляда мемуариста по ходу повествования - от настоящего в прошлое, так как для любого воспоминания свойственны мысленная траектория возвращения к действительно прошедшим событиям жизни и выстраивание их заново в определенный временной ряд.
Как правило, между событиями и их описанием в мемуарах лежит временной промежуток, который может быть незначительным, а может достигать нескольких десятилетней: «Автор этой книжки - мой дедушка Андрей Тихонович Камынин. Он умер в декабре 2007 года в возрасте 88 лет. Воспоминания о молодости он написал, когда ему было уже за восемьдесят» (аннотация к тексту автора А.Т. Камынина «Исповедь для внуков»). Даже в процессе написания мемуарист может делать перерывы и спустя определенное время возвращаться к их созданию снова. Как отмечает Е.Ф. Дмитриева, «со временем из памяти многое исчезает, стирается; что казалось значительным, может оказаться мелким, несущественным, что считалось в молодости привлекательным - может вызвать впоследствии отрицательное отношение» [12. С. 15]. Это объективный факт, так как взрослый автор не может смотреть на мир глазами юного героя своих мемуаров.
Временная дистанция в народных мемуарах, погруженных в новую коммуникативную среду, сжимается, что обусловлено особенностями поведения автора-мемуариста в сети, целью которого является личностное самовыражение, стремление быть услышанным «здесь и сейчас». Автор интернет-мемуаров чаще приступает к их написанию через короткий промежуток времени (3-5 лет, 1 год, несколько месяцев, дней), а в некоторых случаях спустя всего один день после описываемого события. Такая особенность народных мемуарах, как наличие длительного временного промежутка, перестает быть базовой в интернет-коммуникации для этого жанра.
Автор текста народных интернет-мемуаров, как и в классическом варианте жанра, возвращаясь в прошлое, старается не выходить за пределы собственной жизни и стремится к объективности, исторической
точности. Установка на достоверность и непосредственность отражения впечатлений жизни являются обязательной:
«Мне кажется, что если описанное в мемуарах не соответствует действительности, то это уже не мемуары, а фантастическое произведение» (из личной переписки с автором А. Чайкой, [email protected]);
«Мемуары в моем понимании - с максимальной точностью описание пережитого автором, которое будет интересно читателям, не прошедшим через жизненные сложности своих предшественников в этой жизни. И, передача опыта, который вообще ИНДИВИДУАЛЕН» (из личной переписки с автором [email protected]);
«Мемуары это более-менее подробные, детальные, последовательные личные воспоминания, претендующие на достоверность -либо о каком-то периоде жизни, либо о конкретном событии или человеке» (из личной переписки с автором В. Гурболиковым, [email protected]).
Документальность, лежащая в основе жанра мемуаров, является причиной выбора средств изображения, подхода к материалу и принципов отбора, что «позволяет мемуаристу выразить свое отношение к изображаемым лицам и событиям, помогает воссоздать прошлое таким, каким видит его мемуарист и каким хочет, чтобы увидело его потомство» [13. С. 159].
Документальность в народных мемуарах создается топонимической и профессиональной лексикой, антропонимами, упоминанием дат, чисел и другими средствами. Проиллюстрируем на примере: «Моя родина - деревня Ольшов (Хотимский район, Могилёвская область). Она находится в трех километрах от когда-то условной (при СССР), а теперь настоящей границы с Брянской и Смоленской областями» <... > «Хотимск наполовину был сожжен за время войны. Город находился под властью немцев с 15 июля 1941 года по 26 сентября 1943 года» <... > «Отец: Володенко Иван Федосович. Родился в 1890 году. Крестьянин. После окончания первой мировой войны вернулся фактически инвалидом по зрению» <... > «Мать: Володенко Ксенья Устиновна. Девичья фамилия - Алексеенко. Родилась в 1895 году в семье крестян с хорошим достатком. Семью матери при "раскулачивании " отправили в Сибирь, где-то в район Нижнеудинска» (автор А.И. Володенко, текст «Воспоминания»).
Документальная сторона текста в приведенном отрывке обозначена употреблением топонимов «Ольшов (Хотимский район, Могилёвская область», «Хотимск», «Сибирь», «район Нижнеудинска». Более того, автор вводит по ходу повествования топонимическое уточнение « Она находится в трех километрах от когда-то условной (при СССР), а теперь настоящей границы с Брянской и Смоленской областями» для
того, чтобы читатель мог условно представить территориальное расположение этой деревни, так как многие люди просто не знают о ее существовании. Автор вводит в свой текст имена реально существующих людей (отца, матери) «Иван Федосович Володенко», «Ксенья Устинов-на», «Алексеенко», включает в текст конкретные даты - «с 15 июля 1941 года по 26 сентября 1943 года», «в 1890 году», «в 1895 году», обозначает социальное положение своих родителей - «крестьянин», «в семье крестян с хорошим достатком».
Возрастные особенности автора многие исследователи причисляют к конституирующим признакам жанра мемуаров. Так, по мнению А.В. Антюхова [14], мемуаристом является обычно человек пожилой, рассказывающий о том, что видел, знал и пережил, погружаясь в прошлое, но оценивая его с позиции настоящего.
Автор народных интернет-мемуаров «помолодел», что обусловлено спецификой общения в новом коммуникативном пространстве. Самыми активными пользователями Интернета являются люди молодого поколения, легко совмещающие реальный и виртуальный миры, демонстрируя свою жизнь «напоказ». Они свободно владеют не только компьютерами, но и всеми возможными современными гаджетами -смартфонами, айфонами, айпадами и т.п. Мемуары пишут «обычно в старости, рассказывая о великих событиях, какие автору довелось пережить, о знакомствах с замечательными людьми и о старых достопамятных временах. В своих рассказах я употребил это слово в ироническом смысле, поскольку был не стар, со знаменитостями не встречался, и сам не знаменитость. Но мне довелось увидеть то, что многим тогда еще не случилось увидеть, меня тогда часто просили рассказать про мою жизнь за границей, вот я и написал мемуары» (из личной переписки с автором Leonid Sverdlov, l [email protected]).
В процессе исследования становления и эволюции мемуаров обнаруживается, что всплеск числа мемуарных произведений в истории литературы приходится, как правило, после грандиозных эпохальных событий, произошедших в истории нашей страны, мире, участником или свидетелем которых довелось быть автору.
Народные мемуары от литературных в этом аспекте отличаются лишь тем, что в них повествование и отношение к этим событиям преломляются через обыденную жизнь простого человека. Семейно-бытовое, повседневное становится главным для автора.
В интернет-мемуарах находят отражение, к примеру, такие значимые темы, как Великая Отечественная война (Котлов А.Л. «Это рассказал нам наш учитель труда...», Примаченко П.А. «История 17 арт. дивизии прорыва Р.В.Г.К», Булеков Н.П. «Так дышала война. Воспоминания ветерана 81-ой стрелковой дивизии (сентябрь 1940 - июль 1946 гг.)», Мазуров Л.В. «Военрук, год 1943» и др.), Чеченская война
(Псевдоним-Аркан Влад «Воспоминание русского из Грозного», Максимов В.В. «То, что скрывает тьма», Миронов В.Н. «Капище (Чечня-96) ч. 1», Алалыкин Д.С. «11.12.1994 - День "Д" для Чечни» и др.), война в Афганистане (Тумаха&ЬаЬтк «Наш десантный батальон», Известный Константин «Из "Афганского" блокнота», Капитонов Роман «Эхо войны», Афанасьев И.М. «Солянка по-афгански» и др.), эпоха «лихие 90-е» (Ивакин А.Г. «Мои девяностые» и др.) и др. В большинстве случаев в основу повествования интернет-мемуаров положена иная содержательная канва. Как правило, это незначительное, рядовое событие или случай из жизни автора, «достойный», по его мнению, репрезентации (Л. Руви «Как мы ходили на Баха», Д. Ольховицкая «Рабочий день Мэри Сью», В. Петровна «До обеда в Риме», Безбах Л.С. «Морская прогулка», Летучий Голландец «Рыбалка на Вуоксе», Hitech Алекс «Как я участвовал в конкурсе плакатов», А. В. Воронков «Прогулка» и др.).
Важным признаком мемуарного текста является его адресован-ность. А.Г. Тартаковский при исследовании эволюции литературных мемуаров пришел к выводу, что изначально этот жанр был рукописным. Мемуары никогда не предназначались для широкой публики и не были рассчитаны на массового читателя: «Мемуары пишутся для детей, семьи, потомков и какое-либо иное назначение мемуаристики решительно исключается - таковы изначальные ее функции, таково исходное состояние, с которого начинается его эволюция» [15. С. 220]. Переход от рукописи к тиражированию ознаменовал их общественную значимость, так как с того момента, когда «мемуары начинают предназначаться для современного читателя и широко публиковаться в разных изданиях, они перестают быть индивидуально-частным делом их автора и, превращаясь из "вещи в себе" в "вещь для всех", обретают характер подлинно общественного явления культуры» [Там же. С. 17].
Народные мемуары в своем классическом варианте, как правило, создаются в единственном экземпляре при помощи ручки на листе бумаги (в зависимости от объема это может быть отдельный лист, тетрадь или несколько общих тетрадей и пр.). Потенциальными читателями выступают дети, внуки, коллектив родственников автора, поэтому часто мемуарист вписывает слова посвящения на первой странице текста: «для своих потомков», «детям моим...», «памяти родным и друзьям», «на память детям» и др.
Виртуальный народный жанр от традиционного отличается принципиально публичной природой. Осознанно или нет, но любой автор, который обращается к интернет-публикации, хочет быть прочитанным и рассчитывает на отклик читателей. Одним из механизмов реализации адресной направленности в представленных текстах сетевых мемуаров является экспликация адресата посредством обращений, повелительных интенций, вставных и вводных конструкций, риториче-
ских восклицаний, вопросов и проч. Ответная коммуникация адресата выражается в виде высказываний (комментариев) к тексту: «Ежедневные заметки о жизни в Сеуле. Авантюризм? Да. Приключения? Найду! Друзья? Постараюсь. Достопримечательности? Только самое интересное. Быт и нравы? Разумеется! Отношения между людьми? Куда ж без них. Присоединяйтесь! Часовой пояс: Мск. Пока живем по центральному времени. Вопросы в комменты. Отвечать буду в тексте, чтоб любопытствующим потом не искать» (Аннотация к тексту Таллахаси Фосс «Корея каждый день»).
Можно констатировать, что первичный жанр народных мемуаров, попадая в виртуальное пространство, перенимает видообразующий признак вторичного (литературного) жанра - ориентация на массового читателя. Отличие состоит в том, что литературный жанр, прежде чем «увидеть свет» подвергается редакторской правке. Народные мемуары рождаются непосредственно и публикуются на сайте «Самиздат» без посредников. Оставляя основу текста в первозданном виде, автор текста все же не лишен возможности вносить свои коррективы. Операции по изменению текста отображаются соответствующей строкой в заголовочном комплексе каждого текста, например:
«Размещен: 05/11/2006, изменен: 19/10/2008. 32к. Статистика.» (информация к тексту автора Силаева А. «Бреславский и я»);
«Размещен: 31/01/2013, изменен: 18/08/2013. 569к. Статистика.» (информация к тексту автора Антонова М.А. «Жизнь в Советском Союзе была...»).
В существующей научной и справочной литературе по изучению мемуаров в качестве основополагающего указан и грамматический признак - множественное число (мемуары / воспоминания). В интернет-коммуникации этот признак в некоторых случаях утрачивается, например:
«Мемуар о поездке в замок Оцберг. Есть немного ненормативной лексики - из песни слово не выкинешь» (аннотация к тексту Свердлова С. «Как тебя звать»);
« Для меня мемуар - это жизнеописание того, что с тобой, с твоим окружением случалось в жизни» (из личной переписки с автором [email protected]).
Заключение
Учитывая вышеизложенное, можно сделать вывод, что у жанра народных мемуаров, с одной стороны, сохраняются и остаются значимыми такие прототипические признаки, как субъективность, документальность, ретроспективность, и в том случае, если он публикуется в интернет-среде. С другой стороны, погружаясь в новое коммуникативное пространство, мемуарный интернет-жанр приобретает свой набор
специфических характеристик, образующих его жанровую сущность -сжатая временная дистанция между действительно прошедшим событием и написанием текста, в основу повествования, как правило, положено рядовое событие или случай из жизни автора, возрастные особенности (автор, как правило, молодого возраста), выраженная номиниро-ванность адресата, ориентация на массового читателя, грамматический признак (множественное число) теряет свое постоянство.
Таким образом, определение характерологических особенностей интернет-жанра народных мемуаров на основе сопоставительного анализа с особенностями «бумажного» прототипа позволяет сформировать первичное представление об объекте исследования, которое необходимо конкретизировать по параметрам жанрового описания - прагматическим, стилистико-языковым, структурно-семантическим, а также с учетом параметров организации интернет-коммуникации в целом.
Литература
1. Кукуева Г.В., Минина О.В. Речевой жанр «народные мемуары» в интернет-коммуникации (к постановке проблемы) // Культура и текст. 2015. № 2. С. 103-111.
2. Кукуева Г. В. Лингвопрагматическая модель речевого жанра эссе в интернет-коммуникации // Филология и человек. 2015. № 3. С. 29-37.
3. Плотникова А.А. Лирическая миниатюра в интернет-коммуникации: лингвопрагма-
тический и метаязыковой аспект жанра : автореф. дис. ... канд. филол. наук. Томск, 2012. 25 с.
4. Горошко Е.И., Землякова Е.А. Виртуальное жанроведение: становление теоретиче-
ской парадигмы // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». 2011. Т. 24, № 1 (ч. 1). С. 225-237.
5. Компанцева Л.Ф. От классического языкознания - к интернет-лингвистике // Studia
Linguistica. 2010. Вып. 4. С. 24-30.
6. Щипицина Л.Ю. Компьютерно опосредованная коммуникация: Лингвистический
аспект анализа. М. : Красанд, 2010. 296 с.
7. Кукуева Г.В. Современный литературный текст в интернет-пространстве (межжан-
ровые взаимодействия) // Русский язык: исторические судьбы и современность : V Междунар. конгресс исследователей русского языка (Москва, МГУ им. М.В. Ломоносова, филол. фак-т, 18-21 марта 2014 г.) : тр. и материалы / сост.: М.Л. Ремне-ва, А.А. Поликарпов. М., 2014. С. 382-383.
8. Lib.ru: Журнал «Самиздат» // Lib.ru: Библиотека Максима Мошкова. [Б. м.], 1994-
2016. URL: http://samlib.ru (дата обращения: 15.06.2016).
9. Кукуева Г.В. Сетевая литература как одна из актуальных форм речевой практики (на
материале интернет-жанров эссе и мемуаров) // Paradigmata poznani. 2015. № 2. С. 76-79.
10. Словарь иностранных слов русского языка // Академик. Словари и энциклопедии на Академике. [Б. м.], 2000-2014. URL: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_fwords (дата обращения: 15.06.2016).
11. Тартаковский А.Г. 1812 год и русская мемуаристика. М. : [б. и.], 1980. 310 с.
12. Сухотерина Т.П., Лебедева Н.Б., Воронова Н.Г., Дмитриева Е.Ф., Панкратова О. С. Жанры естественной письменной речи: народные мемуары. Барнаул : Изд-во АлтГПА, 2012. 550 с.
13. Елизаветина Г. «Последняя грань в области романа...» (русская мемуаристика как предмет литературоведческого исследования) // Вопросы литературы. 1982. № 10. С. 147-171.
14. Антюхов А.В. Русская мемуарно-автобиографическая литература XVIII в. (Генезис. Жанрово-видовое многообразие. Поэтика) : автореф. дис. ... д-ра филол. наук. М., 2001. 28 с.
15. Тартаковский А.Г. Русская мемуаристика XVIII - I половины XIX в. М. : Наука, 1991. 288 с.
Поступила в редакцию 29 июня 2016 г.
Сведения об авторах:
Минина Ольга Викторовна - аспирант кафедры общего и русского языкознания филологического факультета Алтайского государственного педагогического университета (Барнаул, Россия). E-mail: [email protected].
Кукуева Галина Васильевна - доцент, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и русского языкознания Алтайского государственного педагогического университета (Барнаул, Россия). E-mail: [email protected].
THE GENRE DOMINANTS OF THE SPEECH GENRE "FOLK MEMOIRS" IN THE INTERNET-COMMUNICATION
Minina O.V., Postgraduate Student, Department of General and Russian Linguistics, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia). E-mail: [email protected] Kukuyeva G.V., Doctor of Sciences (Philology), professor, Department of General and Russian Linguistics, Altai State Pedagogical University (Barnaul, Russia). E-mail: [email protected].
DOI 10.17223/19996195/35/4
Abstract. The article deals with the folk memoir as the speech genre in the internet communication. The internet-genre of memoir is not still learnt by linguists. Comparative analysis of the genre dominants is realized with its "paper" prototype, in result it provides to form primary conception about the matter of research. These characteristic features are examined - subjectivity, hardness, retrospectivity, temporal distance, nomination of addressee, age-related particular gualities of author, address based on the texts from the website of network literature [http://samlib.ru]. It is proved that the internet-genre of the folk memoirs is the modification of the traditional speech genre.
Keywords: internet-communication; virtual science of genre; internet-genre; speech genre; memoirs; network literature.
References
1. Kukueva G.V., Minina O.V. (2015) Rechevoj zhanr «narodnye memuary» v internet-kommunikacii (k postanovke problemy) [Speech genre "popular memoir" in the Internet communications (to the main topic)]. // Kul'tura i tekst - Culture and text. 2. pp. 103-111.
2. Kukueva G.V. (2015) Lingvopragmaticheskaja model' rechevogo zhanra jesse v internet-
kommunikacii [Linguistic and Pragmatic Pattern of an Essay Speech Genre in the Internet Communication]. // Filologija i chelovek - Philology and human. 3. pp. 29-37.
3. Plotnikova A.A. (2012) Liricheskaja miniatjura v internet-kommunikacii: lingvopragmat-
icheskij i metajazykovoj aspekt zhanra [Lyrical miniatures in the Internet communication: linguopragmatic and metalinguistic aspect of the genre]. Abstract of Doctoral Diss. Tomsk.
4. Goroshko E.I., Zemljakova E.A. (2011) Virtual'noe zhanrovedenie: stanovlenie teoretich-
eskoj paradigmy [Virtual science of the genre: the formation of a theoretical paradigm]. // Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Serija «Filologija. Social'nye kommunikacii» - Scientific notes of V.I. Vernadsky's Taurida National University. Series "Philology. Social Communication". Vol. 24. 1. pp. 225-237.
5. Kompanceva L.F. (2010) Ot klassicheskogo jazykoznanija - k internet-lingvistike [From
classical linguistics - to the Internet linguistics]. // Studia Lingüistica - Linguistics studio. 4. pp.24-30.
6. Shhipicina L.Ju. (2010) Komp'juterno oposredovannaja kommunikacija: Lingvisticheskij aspekt analiza [Computer-Mediated Communication: Linguistic aspect of the analysis]. Moscow: Krasand.
7. Kukueva G.V. (2014) Sovremennyj literaturnyj tekst v internet-prostranstve (mezhzhanrovye vzaimodejstvija) [Modern literary text in the Internet space (cross-genre interaction)]. // Russkij jazyk: istoricheskie sud'by i sovremennost' - Russian Language: its Historical Destiny and Present State. The 5th International Congress of Russian language researches. Moscow. 18-21 March 2014. / eds. Remneva M.L., Polikarpov A.A. Moscow: Lomonosov Moscow State University, Faculty of Philology. pp. 382-383.
8. Anon. (2016) Lib.ru: Zhurnal «Samizdat» ["Samizdat" Magazine]. [Online]. Available
from: http://samlib.ru [Accessed: 15.06.2016].
9. Kukueva G.V. (2015) Setevaja literatura kak odna iz aktual'nyh form rechevoj praktiki (na
materiale internet-zhanrov jesse i memuarov) [Network literature as one of the important speech practice forms (on the web material genres of essays and memoirs)]. Paradigmata poznání - Knowledge paradigm. 2. pp. 76-79.
10. Anon. (2016) Slovar' inostrannyh slov russkogo jazyka [Dictionary of Foreign Words (Russian)]. [Online]. Available from: http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_fwords [Accessed: 15.06.2016].
11. Tartakovskij A.G. (1980) 1812 god i russkaja memuaristika [1812 and Russian memoirs]. Moscow.
12. Suhoterina T.P., Lebedeva N.B., Voronova N.G., Dmitrieva E.F., Pankrashova O.S. (2012) Zhanry estestvennojpis'mennoj rechi: narodnye memuary [Genres of nature writing: folk memoirs]. Barnaul: Izdatel'stvo AltGPA.
13. Elizavetina G. (1982) «Poslednjaja gran' v oblasti romana...» (russkaja memuaristika kak predmet literaturovedcheskogo issledovanija) ["The last edge in the novel ..." (Russian memoirs as a subject of literary studies)]. Voprosy literatury - Questions of literature. 10. pp. 147-171.
14. Antjuhov A.V. (2001) Russkaja memuarno-avtobiograficheskaja literatura XVIII v. (Ge-nezis. Zhanrovo-vidovoe mnogoobrazie. Pojetika) [Russian memoirs and autobiographical literature of the XVIII century. (Genesis. Genre-species diversity. Poetics)]. Abstract of Doctoral Diss. Moscow.
15. Tartakovskij A.G. (1991) Russkaja memuaristika XVIII - I poloviny XIX v. [Russian memoirs XVIII - I half of XIX century]. Moscow: Nauka.
Received 29 June 2016