Культура и текст №2, 2015(20) http: //www. ct. uni -altai. mi
ЛИНГВИСТИКА
Г.В. Кукуева1
Алтайский государственный педагогический университет О.В. Минина1 2
Алтайский государственный педагогический университет
РЕЧЕВОЙ ЖАНР «НАРОДНЫЕ МЕМУАРЫ» В ИНТЕРНЕТКОММУНИКАЦИИ (К ПОСТАНОВКЕ ПРОБЛЕМЫ)
В статье рассматриваются народные мемуары как речевой жанр эстетической сферы интернет-коммуникации. Виртуальный мемуарный жанр является в достаточной степени востребованным и коммуникативно-привлекательным речевым жанром, служащим для самовыражения и речетворчества. Принадлежность к электронному дискурсу, квалификация жанровой формы автором предопределяют ее модифицирование по сравнению с традиционным речевым жанром.
Ключевые слова: интернет-коммуникация, речевой жанр, интернет-жанр, мемуары, интернет-дискурс, виртуальное жанроведение.
G.V. Kukueva
Altai State Pedagogical University O.V. Minina
Altai State Pedagogical University
SPEECH GENRE “PEOPLE’S MEMOIRS” IN THE INTERNET-BASED COMMUNICATION (OUTLINING THE PROBLEM)
1 Галина Васильевна Кукуева, доктор филологических наук, профессор кафедры общего и русского языкознания Алтайского государственного педагогического университета (Барнаул)
2 Ольга Викторовна Минина, аспирант кафедры общего и русского языкознания Алтайского государственного педагогического университета (Барнаул)
103
Г.В. Кукуева, О.В. Минина
The article deals with people’s memoirs as speech genre in aesthetic sphere of the internet-communication. The virtual memoirs as a genre has become quite important and communicative-winning of speech genres, being used for the purpose of self-expression and speaking creativity. Its belonging to electronic discourse, as well as its being defined by an Internet writer, causes modification of memoir genre as compared to the traditional genre of memoires.
Key words: Internet-based communication, speesh genre, Internet genre, memoirs, Internet-discourse, virtual genre studies.
В последнее десятилетие в современной лингвистике бурными темпами возрастает интерес исследователей к изучению отдельных речевых жанров, функционирующих в интернет-пространстве (Т.В. Алтухова, Е.Н. Вавилова, О.И. Гордеева, В.М. Громова, Г.В. Кукуева, А.А. Плотникова и др.), что позволяет говорить о развитии в теории речевых жанров особого направления - виртуального жанроведения (Е.И. Горошко, Е.А. Жигалина, Л.А. Капанадзе, Л.Ф. Компанцева, Л.М. Макаров, Н.Б. Рогачева, А.А. Селютин, Л.Ю. Щипицина и др.).
Коммуникация в интернете стала «своеобразной жанропорождающей средой», которая способствует не только интенсивному развитию и появлению новых речевых жанров [Горошко, 2011, с. 225], но и модифицирует традиционные [Г.В. Кукуева, Л.Ф. Компаннцева]. Под модификацией / трансформацией жанра понимается изменение его классической жанровой природы, в результате которого исходный жанр становится «новым» жанровым образованием, имеющим свою специфику и соотносимым с традиционным.
Таким образом, виртуальное коммуникативное пространство, является причиной появления специфических интернет-жанров, требующих своей квалификации в системе жанровых форм.
Объектом исследования в данной статье являются мемуары, тексты которых опубликованы только в сети интернет (интернетмемуары).
Показателем функционирования мемуаров как типа текста в интернет-пространстве можно считать результаты запросов о данном жанре (слово «мемуары») в различных поисковых системах. По
104
Культура и текст №2, 2015(20) http: //www. ct. uni -altai. mi
состоянию на 21.10.2014: Яндекс (2 млн. ответов), Поиск@МаП.Ки (1 млн. результатов), Google (1 млн. 660 тыс. результатов), bing (561 тыс.
результатов). На данных ресурсах сосредоточена и аккумулирована разного рода информация о данном жанре. К примеру, результат запроса в системе Яндекс на 1 странице показывает ссылки как на ресурсы, содержащие собственно мемуары («Военная литература -[Военные мемуары]», «Memoirs - Русские мемуары», «Мемуары в сети», «Биографии и мемуары»), так и ссылки на информационные материалы о жанре: словари («Мемуары - Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона»), энциклопедии («Мемуары-Википедия», «Мемуары-традиция») и пр.
Мемуары как продукт народной культуры в интернет-среде находят свою реализацию на различных сайтах. Поскольку полем изучения речевого жанра мемуаров служит жанровое пространство интернета, в качестве одного из основных и репрезентативных источников нами выбран сервер современной сетевой литературы «Самиздат» (http://samlib.ru). Другие источники (сайты социальных сетей, литературного творчества, электронных дневников и др.) выступают как дополнительные при отборе материала.
«Самиздат» при библиотеке Максима Мошкова «предназначен для создания авторских литературных разделов» rhttp://samlib.rul. в которых размещаются произведения, не имеющие аналога в бумажных изданиях.
Продемонстрируем на примере вышеназванного сайта степень востребованности сетевой литературы и, в частности, жанра мемуаров в интернет-коммуникации. По данным рейтинга Mail.ru (http://top.mail.ru/visits?id=77427) за предыдущий день (Прим. все статистические данные в статье приводятся по состоянию на 21.10.2014) аудитория сайта составила почти 173 тыс. посетителей, которые просмотрели более 1 млн. страниц.
105
Г.В. Кукуева, О.В. Минина
Общая информация Позиция а рейтинге Репутация еайга
R&aHim&rE*
Алииного.
Лог посещений Топ заголовков Топ страниц Топ ссыпок Топ запросов
Поминутная динамика Визиты в МИНУТУ Посетители в минуту Новые посетители
Посещаемость
Глубинашхимлиа Аудитория сайта Дней в неделю Шеи в месяц Сессий на посетителя Просмотров на сессию Длительность сессии
Динамика визитов | Lib.Ru: Журнал "Самиздат"
[к] [Т] 22 октября, среда [7j Щ день неделя месяц
Цата Посетители 0 Новые О Ядре О Хосты О
22 оьггября 83.025 0 0 84,456
21 октября 172,969 53,316 109,296 180,071
20 икяСрм 175,016 53,784 106,861 161,654
19 октября 160.988 51,814 108,073 168,887
18 октября 147,549 43.276 106,034 156,753
17 октября 165,394 46,873 юе.ээа 172,179
16 октября 166,580 50,363 108,579 172,883
15 октября 167,300 49.780 108,664 168,702
14 октября 157,575 47.755 Ю8,563 154,957
м октября 17D.415 51,539 1D8.3D8 173,210
12 октября 157,201 48,420 107,387 166,056
11 октября 154.639 44 495 106,982 164,603
10 октября 167,106 46,901 107,197 175,032
Э октября 169,329 51,366 Ю7,536 176,430
8 октября 173,357 51,567 107,447 182,006
7 октября 169,789 51 471 107,419 179,022
Показать больше
Рис. 1. Скриншот раздела Lib.ru: Журнал «Самиздат» в рейтинге Mail.ru
По данным еще одного независимого счетчика - openstat (http://rating.openstat.ru/site/136813) сайт «Самиздат» занимает лидирующие позиции в тематическом рейтинге среди литературных журналов.
Список произведений на сервере построен по принципу жанровой принадлежности, которую определяет сам автор при размещении публикации. Все тексты собраны в две группы - «жанры» и «формы», внутри которых они располагаются не по количеству их представленности, а согласно тематическому рейтингу пользователей. Мемуары (опубликовано 11139 текстов) обозначены как жанр и располагаются на четвертой позиции, в ряду таких ведущих жанров, как проза (148249), поэзия (379641) и лирика (115988).
На основе количественных показателей представляется возможным сделать несколько выводов:
106
Культура и текст №2, 2015(20) http: //www. ct. uni -altai. mi
1) сетевая литература на современном этапе является одной из актуальных форм речевой практики;
2) широкая включенность речевого жанра мемуаров в виртуальное пространство демонстрирует коммуникативную привлекательность жанра как формы самовыражения и
речетворчества.
Речевой жанр мемуаров, попадая в виртуальную среду, приобретает статус электронного жанра коммуникации, субстрат которого служит отправной точкой для дальнейшей модификации: «субстратная составляющая, находящаяся в сфере формы, участвует в жанровой организации <...> электронный носитель накладывает свои ограничения и специфицирует содержательные и прочие аспекты» [Лебедева, 2011, с. 50].
Первым признаком модификации исходного жанра является отсутствие единообразия в его жанровом определении - повесть, статья, репортаж, фотоочерк, очерк, эссе, записки и др.
Традиционно мемуары определяются через понятие
«воспоминания». Приведем несколько общепризнанных словарных дефиниций. Мемуары - «(от франц. memoire - память, воспоминание) - вид эпической словесности: хроникальное и фактографическое повествование от лица автора, в котором отражены подлинные события, некогда реально происходившие, а теперь вспоминаемые» [Словарь литературоведческих терминов,
http://literary_criticism.academic.ru]; «(фр. memoires - воспоминания) автобиографические записки; воспоминания о событиях и лицах прошлого, прямо или косвенно причастных к жизни автора» [Словарь иностранных слов русского языка,
http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_fwords].
В научной литературе в качестве основных жанрообразующих признаков мемуаров выделяются следующие: ретроспекция (А.Г. Тартаковский, И.Д. Фрайман), повествование от первого лица и документальность (Л.М. Бондарева, А.Г. Тартаковский, З.Р. Сутаева), концептуальность (А.А. Галич), особый хронотоп (А.В. Антюхов, А.А. Галич).
107
Г.В. Кукуева, О.В. Минина
Речевой жанр, определенный автором при публикации как мемуары, при переносе в интернет-пространство утрачивает устойчивость номинации жанровой формы, что наблюдается:
1) в заглавии:
«Дневник некроманки» (автор Лина Эйр);
«Письмо кумиру» (автор Косарева Н.Г.);
«Деникин. Очерки русской смуты» (автор Клуб историков);
«Анкеты героев» (автор Ведьмы)
«Фотосессия» (автор Кравцова А.);
«Интервью с рэбэ Масоном» (автор Попович Алёша);
«Объявление» (автор Бубела О.Н.);
«Эскизы нового рассказа» (автор Храмцев Д.В.);
«Как солить помидоры (рецепт бабушки Пелагеи)» (автор Журавлёва Л).
Заголовок как структурный элемент мемуаров, расположенный перед текстом, на сайте «Самиздат» имеет более сложную структуру, нежели в классическом варианте, что, безусловно, определено характером среды коммуникации и оформлением самого ресурса. Он включает в себя набор гиперссылок, которые связывают текст с другими разделами сайта и авторскими страницами - 1) комментарии, 2) профайл автора, 3) дата размещения, изменения, статистика, 4) жанр/форма, 5) иллюстрации/приложения (если есть), 6) оценка читателя - и аннотацию.
Показательно соотношение заголовка текста с полем «жанр/форма» и с аннотацией, так как и в этом случае наблюдается отсутствие единообразия в наименовании, к примеру:
Название текста «Свадебный Отчет (два взгляда на одно событие)» (автор Рысенок Дэн, Фрэо)
Поле «жанр/форма» (Очерк:Мемуары:Юмор)
Аннотация: «Это не рассказ. Это пересказ реальных событий произошедших со мной а так же с моей, ныне уже женой. Даже две версии, поскольку каждый из нас имел свой собственный взгляд на произошедшее. Но мы старались написать так, что бы читалось весело и все кому интересно получили хотя бы частичку того хорошего настроения что было тогда у нас.)».
108
Культура и текст №2, 2015(20) http: //www. ct. uni -altai. mi
2) в аннотации:
«Как бы мемуары» (Аннотация автора Зарецкого А.И. к тексту «Из записок старого театрала»);
«Я фигею! Очередное сумбурненькое «мненько», после очередных диалогов. Пополню и поправлю как выйду из ступора» (Аннотация автора Мерзская Бука к тексту «Что за писатели пошли?»);
«Отчет о посещении «Парка птиц» в деревне «Воробьи» Калужской области. Лето 2007 года» (Аннотация автора Саенко А.В. к тексту «Парк птиц»: Калужская область, деревня «Воробьи»);
«Бред, который остался без объяснения» (Аннотация автора Найка к тексту «Белые стихи психопата»);
«Смешные рассказики о работе психиатра в провинциальном израильском городе» (Аннотация автора Райсбаума М.Ю. к тексту «Репортажи из психсарая»);
3) в комментариях:
Надежда (arlnadi@mail) 2014/01/07 11:20 [ответить! « <...'> Меня зовут Надя Пилипцева, я тоже упомянута в Вашей статье. Мы только сейчас случайно нашли ее в Интернете и были приятно удивлены. Только позвольте кое-что уточнить. Я никогда не работала в торговле. Лида никогда не была директором магазина, а Света медсестрой. А дети наши далеко несостоятельные, а самые обычные. <...'> Но все равно-спасибо за стаью, за то, что Вы всех помните. С Рождеством Вас! Будьте здоровы!» (Комментарий к тексту Мосяковой Т.Д. «Память годам не стереть»).
Светлана Марыкина (svetik marikina@ mail.ru) 2014/04/03 02:26 [ответить! «Здравствуйте, Татьяна! И нашей семье очень приятно прочитать ваш рассказ <... '> Спасибо, Вы со своей историей вошли в историю нашего рода, семьи... копируем и сохраняем» (Комментарий к тексту Мосяковой Т.Д. «Память годам не стереть»).
Сфинкский 2009/09/29 03:10 [ответить! «Очень понравились эти ретроспективные философские размышления. У вас получилось нарисовать образ самого себя. Это очень трудно сделать. <... > Как будто щёлкнул фотиком... раз! У меня, например, не получается остановить «своё мгновение». Я о себе не пишу (за исключением, наверно, одного-двух-трёх рассказов. Зато пишу по картинкам (это
109
Г.В. Кукуева, О.В. Минина
заметно :)). А вы в этом рассказе «вышли из себя» (Комментарий к тексту Сотникова О. «Я пришел в этот мир, чтобы жить»).
Можно констатировать, что речевой жанр мемуаров, попадая в электронную среду, теряет устойчивость при квалификации жанровой формы его создателем и предопределяет ее модифицирование по сравнению с классическим вариантом.
Данный феномен обусловлен не только средой функционирования исследуемого материала, но и особенностями «поведения» самого автора в этой среде, который «через систему речевого жанра самопрезентирует себя в виртуальном дискурсе» [Компанцева: 2007, с.174].
Автор в пространстве электронной коммуникации - это лицо, склонное к личностному самовыражению, целью которого является желание найти единомышленника / собеседника, стремление быть услышанным «здесь и сейчас», возможность реализации качеств личности, переживания эмоций, по тем или иным причинам фрустрированных в обычной жизни. Поэтому автором публикаций мемуаров в сети является непрофессиональный писатель, зачастую не способный четко объяснить цель создания текста в этом жанре и для которого подобная практика письма не является обязательной:
«Ностальгия. Почти...» (Аннотация автора С. Варсонофьева к тексту «Бабушкино варенье»);
«Шуткиради...» (Аннотация автора Н.А. Николаевой к тексту «Секретные фото-мемуары»);
« <... > Для меня это и юмор и мемуары - хоть на мгновение я это прочувствовала, но постебаться над собою то же иногда надо» (Аннотация автора А. Кореневой к тексту «Любимые изречения отовсюду»).
Выбирая подобную форму для реализации собственных интенций, в жанровом сознании автора, бесспорно, существуют мемуары как классический речевой жанр, но будучи перенесенным в виртуальную среду он становится более свободным, как по своему смысловому наполнению, так и в ортологическом отношении, что вызвано «ощущением полной свободы в Интернете: каждый человек может стать автором, претворяя в жизнь свои представления о том, как должен строиться и лингвистически оформляться конкретный текст» [Шипицина: 2009, с. 9].
110
Культура и текст №2, 2015(20) http: //www. ct. uni -altai. mi
Таким образом, интернет-коммуникация формирует новый мемуарный тип текста, требующий своей дальнейшей квалификации в системе жанровых форм.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Горошко, Е.И. Виртуальное жанроведение: становление теоретической парадигмы / Е.И. Горошко, Е.А. Землякова // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». Том 24(63) №1. Часть 1. - 2011. - С. 225 - 237.
Жанры естественной письменной речи: студенческие
граффити, маргинальные страницы тетрадей, частная записка / Н.Б. Лебедева [и др.]. - М.: URSS: КРАСАНД, 2011. - 252 с.
Журнал «Самиздат» [Электронный ресурс]. - URL: http://samlib.ru.
Компанцева, Л.Ф. Интернет-коммуникация: когнитивно-
прагматический и лингвокультурологический аспекты / Л.Ф. Компанцева. - Луганск: Знание, 2007. - 444 с.
Кукуева, Г.В. Эссе как речевой жанр эстетической сферы интернет-коммуникации / Г.В. Кукуева // Новый университет. Серия: Актуальные проблемы гуманитарных и общественных наук. - 2014. -№1 (34). - URL: http://www.universityiournal.ru/guman 14 1.htm.
Словарь иностранных слов русского языка // Академик [Электронный ресурс]. - URL :
http://dic.academic.ru/contents.nsf/dic_fwords. - (Дата обращения 11.09.2014).
Словарь литературоведческих терминов // Академик [Электронный ресурс]. - URL: http://literary_criticism.academic.ru. -(Дата обращения 11.09.2014).
Сухотерина, Т.П. Жанры естественной письменной речи: народные мемуары: монография / Т.П. Сухотерина, Н.Б. Лебедева, Н.Г. Воронова, Е.Ф. Дмитриева, О.С. Панкрашова. - Барнаул: АлтГПА. -2012. - 550 с.
Шипицина, Л.Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации / Л.Ю. Шипицина. - Архангельск: Поморский университет, 2009. - 238 с.
111