Научная статья на тему 'Интернет-жанр или коммуникативная практика? (к вопросу о терминологическом определении текстов, функционирующих в виртуальном пространстве)'

Интернет-жанр или коммуникативная практика? (к вопросу о терминологическом определении текстов, функционирующих в виртуальном пространстве) Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
264
54
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / INTERNET COMMUNICATION / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / SPEECH GENRE / КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАКТИКА / COMMUNICATIVE PRACTICE / ОБРАЗ АВТОРА / IMAGE OF THE AUTHOR / САМОПРЕЗЕНТАЦИЯ / SELF-PRESENTATION

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кукуева Галина Васильевна

Статья написана в русле проблем современного виртуального жанроведения. В работе актуализирована проблема определения статуса текстов, функционирующих в интернет пространстве; предпринята попытка описания данных текстов как интернет-жанров с присущим им корпусом базовых признаков. Для анализа текстов в работе использована модель описания речевого жанра Т.В. Шмелевой. Материалом для анализа послужили тексты, представленные на сайте журнала «Самиздат», как одной из авторитетных платформ для репрезентации произведений современных авторов. В работе установлено, что интернет-жанр это один из возможных продуктов коммуникативной практики пишущего. Как и любой речевой жанр, он не может состояться без коммуникативной цели и авторской установки. Одним из ведущих способов воплощения данных параметров выступает профайл автора, организующий не только композицию страницы, на которой представлен текст, но и способы самопрезентации пишущего, дающие ему возможность свободного виртуального общения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET GENRE OR THE COMMUNICATIVE PRACTICE? (ON THE TERMINOLOGICAL DETERMINATION OF THE TEXTS FUNCTIONING IN THE INTERNET)

The article is written within the scope of the modern virtual genres studies. The author discusses the problem of the determination of the texts functioning conditions in the Internet and makes an attempt to describe the texts as Internet genres with the proper case of their basic features. The model of the description of the speech genre by T. Shmeleva is used for the texts’ analysis. The texts from the site “Samizdat” as one of the competent platforms for the representation of the modern authors’ compositions served as the material for the analysis. It was found that Internet genre is one of the possible products of the communicative practice of the writer. As any speech genre it cannot stand without the communicative purpose and the author’s orientation. One of the principal way of the objectification of these options is the author’s profile which organizes not only the composition of the page where the text is presented, but the ways of self-presentation of the writer which gives him the opportunity for free virtual communication.

Текст научной работы на тему «Интернет-жанр или коммуникативная практика? (к вопросу о терминологическом определении текстов, функционирующих в виртуальном пространстве)»

Экология языка и коммуникативная практика. 2018. № 1. С. 44-50

Интернет-жанр или коммуникативная практика? (к вопросу о терминологическом определении

текстов, функционирующих в виртуальном пространстве)

Г.В. Кукуева

УДК 82(470-571)-1/-9

DOI 10.17516/2311-3499-005

ИНТЕРНЕТ-ЖАНР ИЛИ КОММУНИКАТИВНАЯ ПРАКТИКА?

(К ВОПРОСУ О ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОМ ОПРЕДЕЛЕНИИ ТЕКСТОВ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В ВИРТУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ)

Г.В. Кукуева

Статья написана в русле проблем современного виртуального жанроведения. В работе актуализирована проблема определения статуса текстов, функционирующих в интернет пространстве; предпринята попытка описания данных текстов как интернет-жанров с присущим им корпусом базовых признаков. Для анализа текстов в работе использована модель описания речевого жанра Т.В. Шмелевой. Материалом для анализа послужили тексты, представленные на сайте журнала «Самиздат», как одной из авторитетных платформ для репрезентации произведений современных авторов. В работе установлено, что интернет-жанр -это один из возможных продуктов коммуникативной практики пишущего. Как и любой речевой жанр, он не может состояться без коммуникативной цели и авторской установки. Одним из ведущих способов воплощения данных параметров выступает профайл автора, организующий не только композицию страницы, на которой представлен текст, но и способы самопрезентации пишущего, дающие ему возможность свободного виртуального общения.

Ключевые слова и фразы: интернет-коммуникация; речевой жанр; коммуникативная практика; образ автора; самопрезентация.

INTERNET GENRE OR THE COMMUNICATIVE PRACTICE?

(ON THE TERMINOLOGICAL DETERMINATION OF THE TEXTS FUNCTIONING IN

THE INTERNET)

G.V. Kukuyeva

The article is written within the scope of the modern virtual genres studies. The author discusses the problem of the determination of the texts functioning conditions in the Internet and makes an attempt to describe the texts as Internet genres with the proper case of their basic features. The model of the description of the speech genre by T. Shmeleva is used for the texts' analysis. The texts from the site "Samizdat" as one of the competent platforms for the representation of the modern authors' compositions served as the material for the analysis. It was found that Internet genre is one of the possible products of the communicative practice of the writer. As any speech genre it cannot stand without the communicative purpose and the author's orientation. One of the principal way of the objectification of these options is the author's profile which organizes not only the composition of the page where the text is presented, but the ways of self-presentation of the writer which gives him the opportunity for free virtual communication.

Keywords and phrases: Internet communication; speech genre; communicative practice; image of the author; self-presentation.

Введение. Интернет давно превратился в масштабное коммуникативное пространство и стал неотъемлемой частью жизни современного человека. Н.Г. Асмус в своей работе справедливо отмечает, что «стремительно ворвавшись в нашу жизнь, компьютер кардинально изменил не только характер общения с информацией, но и наши представления о коммуникации» [Асмус 2005: 16]. В современном языкознании интерес к изучению интернет-коммуникации неуклонно

44

Экология языка и коммуникативная практика. 2018. № 1. С. 44-50

Интернет-жанр или коммуникативная практика? (к вопросу о терминологическом определении

текстов, функционирующих в виртуальном пространстве)

Г.В. Кукуева

растет. Увеличивается количество лингвистических исследований, посвященных изучению общения в интернете, по различным направлениям. Общение в интернете изучается в следующих аспектах: коммуникационном (О.В. Дедова, Е.С. Клочкова), медиалингвистическом (С.Г. Батманова, Е.В. Какорина, А.А. Калмыков, Т.Б. Карпова, Л.А. Коханова), лингвостилистическом (Л.Р. Дускаева, Л.Ю. Иванов, Г.В. Кукуева, А.Б. Кутузов, О.В. Протопопова), дискурсивном (А.Г. Аврамова, Е.Н. Галичкина, В.М. Громова, П.Е. Кондрашов, О.В. Лутовинова) и жанроведческом (Е.И. Горошко, Е.А. Жигалина, Л.А. Капанадзе, Л.Ф. Компанцева, М.Л. Макаров, Л.Ю. Щипицина). Однако описание новой коммуникационной среды только начинается, и это объясняет отсутствие в научной литературе единообразия при выборе учеными терминологии для обозначения базовых понятий исследовательской области, квалификации текстов, функционирующих в виртуальном пространстве, выделении корпуса их жанрообразующих признаков, а также методики анализа подобных текстов.

Цель статьи: ответить на вопрос, являются ли тексты, функционирующие в сети Интернет, речевыми жанрами или же они представляют собой лишь образцы речевой практики самодеятельных авторов. Для ответа на этот вопрос обратимся к анализу ключевой категории текста любого формата - к «образу автора».

Материалом для исследования явились тексты (эссе, мемуары, миниатюры), опубликованные на сайте «Самиздат» (http://samlib.ru) как одной из профессиональных сетей, объединяющих творческих личностей. Интерес к текстам подобного рода неслучаен, т.к. они представляют собой «тип текстов, наилучшим образом приспособленных к сетевому существованию в силу своего формата и формально-содержательной организации» [Кукуева 2015: 29].

Исследование. Теоретическое осмысление и практическое описание отдельных речевых форм новой коммуникативной среды (Т.В. Алтухова, Е.А. Баженова, Е.Н. Вавилова, Е.И. Галичкина, О.И. Гордеева, Е.И. Горошко, Л.Ф. Компанцева, К.В. Овчарова, А.А. Плотникова, А.А. Селютин, Л.Ю. Щипицина) не снимает актуальности вопроса о природе и статусе текстов, бытующих в сетевом пространстве интернета. Исследователь, занимающийся изучением текстов виртуального пространства, зачастую сталкивается с неоднозначностью терминов, обозначающих, по сути, одно явление. Так, в работах лингвистов и жанроведов успешно используются следующие сочетания - «интернет-жанр» (Е.И. Горошко, Е.А. Жигалина), «виртуальный жанр» (Е.И. Горошко, Л.Ф. Компанцева, О.В. Лутовинова), «электронный жанр» (Е.Н. Вавилова, Л.А. Капанадзе), «цифровой жанр» (Л.Ю. Щипицина), «сетевой жанр» (Г.Н. Трофимова), «дигитальный жанр» (Р.К. Потапова) и др. Более того, как отмечает Л.Ю. Щипицина, «существуют предложения вместо категории «жанр», уже достаточно прочно вошедшего в научный лингвистический оборот, использовать другой термин - «коммуникативная практика», «коммуникационный режим», «форма коммуникации», «формат» [Щипицина 2009: 11-12].

При всей терминологической неустойчивости в определении статуса текстов, выставленных на сайтах, представляется возможным охарактеризовать их в качестве нового речевого явления -интернет-жанров.

Обоснуем нашу позицию. «Коммуникативная практика» - широкое понятие, включающее в себя опривыченные социальные действия, основанные на коллективном опыте и нацеленные на поддержание и развитие коммуникации. Эвристический и методический потенциал этого понятия заключается в следующем: коммуникативная практика является системообразующей для формирования сетевых Интернет-сообществ. «Коллективный характер практики означает то, что она регламентируется определенными правилами, также доступными для анализа и наблюдения за их выполнением; орудием осуществления коммуникативной практики в Интернет-сообществах является язык, который облекается в определенную жанрово-стилистическую форму» [Сергодеев 2014: 136]. Следовательно, письменные жанры, бытующие в виртуальном пространстве, являются одним из возможных продуктов коммуникативной практики.

Экология языка и коммуникативная практика. 2018. № 1. С. 44-50

Интернет-жанр или коммуникативная практика? (к вопросу о терминологическом определении

текстов, функционирующих в виртуальном пространстве)

Г.В. Кукуева

В понимании жанра вообще сошлемся на концепцию М.М. Бахтина, согласно которой речевой жанр определяется как «отстоявшаяся типологически устойчивая форма целого высказывания, устойчивый тип построения целого, кодифицированная форма действия» [Бахтин 1979: 180]. По мнению ученого, ключевыми признаками речевых жанров являются: наличие субъекта речи (автора, которому принадлежит речевой жанр), диалогичность, целенаправленность, целостность и смысловая завершенность. Несмотря на изменение субстрата -с бумажного на электронный - речевые жанры в виртульном пространстве сохранили данные признаки. Так, например, Л.Ю. Щипицина считает, что «речевой интернет-жанр - это устойчивый тип текста, форма, которую принимают конкретные проявления речевой деятельности в сфере компьютерно-опосредованной коммуникации» [Щипицина 2009: 20]. Другое дело, что пространство интернета задает свои условия для формирования указанных признаков, а также способствует появлению у речевого жанра новых примет.

Мы определяем интернет-жанр как электронную форму диалогически выстроенного целостного высказывания, имеющего своего первичного автора. Данный жанр характеризуется соответствующей ему жанровой этикеткой, или жанровой матрицей построения текста. Функционирование речевого жанра в виртуальном пространстве наделяет его дополнительными признаками: гипертекстуальностью, мультимедийностью, интерактивностью, (а)синхронностью коммуникации, вариативностью количества и эксплицированностью коммуникантов.

Таким образом, квалификация текстов, бытующих в интернете, дает возможность рассмотреть их на основе модели описания речевого жанра, предложенной Т.В. Шмелевой. Данная модель включает следующие параметры жанровой организации: коммуникативную цель, образ автора, образ адресата, образ прошлого, образ будущего, диктумное (событийное) содержание, языковое воплощение [Шмелева 1997: 83-89]. Доминантными параметрами, обеспечивающими организацию и функционирование речевого жанра, по мнению исследователя, являются коммуникативная цель и образ автора. Коммуникативная цель, как отмечает Т.В. Шмелева, заключает в себе целевую направленность речевого жанра (информация, приказ, оценка). Образ автора в теории исследователя интерпретируется «как информация об авторе как об участнике общения, информация, которая "заложена" в типовой проект речевого жанра, обеспечивая ему успешное осуществление» [Шмелева 1997: 87]. Актуализация данных параметров в интернет-жанре, как нам кажется, обусловлена помимо всего прочего его интерактивностью и гипертекстуальностью, а также желанием говорящего или пишущего превратиться из фактора речекоммуникативного пространства в его центр, «воплощением посредством образа автора в текстах таких эндемичных русских коммуникативных категорий, как непринужденное общение, разговор по душам» [Стернин 2002: 87].

Тексты, представленные на сайте «Самиздат», распределены по рубрикам в соответствии с их жанровой этикеткой, например, «эссе», «мемуары», «миниатюры» и т.д.

Коммуникативная цель пишущего в интернет-жанре связана с его желанием самопрезентации с помощью текста. Отметим, что при определении понятия «самопрезентация» мы опираемся в работе на точку зрения отечественных исследователей [Жичкина, Белинская 2004; Лутовинова 2013; Сальникова 2010] и зарубежных [Яе1ё 1994; Оогиу 2003]. Самопрезентация - это формирование персонального образа пишущего как активного субъекта в виртуальном пространстве с целью выражения эмоциональных и когнитивных составляющих своего «Я».

Авторами текстов на сайте «Самиздат» являются «самодеятельные авторы» (термин используемый критиками сетевой литературы), гендерные и биографические характеристики которых зачастую скрыты. Однако, несмотря на это, пишущий осознанно конструирует свой виртуальный образ с помощью интерактивных средств: ника, личной почты для контакта с публикой, профайла, содержащего сведения об авторе, аннотаций, комментариев и т.д. Виртуальный ник представляет собой либо своеобразное прозвище «Брат №>, «Жерелье»,

Экология языка и коммуникативная практика. 2018. № 1. С. 44-50

Интернет-жанр или коммуникативная практика? (к вопросу о терминологическом определении

текстов, функционирующих в виртуальном пространстве)

Г.В. Кукуева

разговорный вариант имени «Таляка», «Егорыч», поэтическое название «Искра от Костра», междометие «Упссс» и др.

Остановимся подробнее на анализе профайла автора как ключевого элемента визитной карточки пишущего субъекта. Активность посещения страницы читателями и частотность комментирования во многом зависят от того, насколько полно представлен данный структурный элемент виртуальной личности автора: рисунки, фотографии, «аватар», «информация о себе», «статус» - это способы привлечения на страницу читательской публики. В представлении данной страницы проявляется номинативная способность пишущего и реализуется намеченная им линия речевого поведения, а также основные черты виртуального образа, который мы ожидаем увидеть в текстах. Так, например, центральное место в профайле автора «Власов Сергей, Чижова Маргарита» (Самиздат. URL: http://samlib.ru/c/chizhowa_margarita_wladimirowna/ (дата обращения - 11.01.2018)) занимает обращение к читателю: Уважаемые читатели, благодарим за проявленный интерес к нашему творчеству! Пожалуйста, если вам понравится - расскажите о нас друзьям, напишите комментарий или поставьте 'лайк'. Это займет всего минуту, но, поверьте, ваша поддержка очень важна! Для тех, кто хочет оказать проекту добровольную финансовую помощь - номер счета 4276 6300 1565 4273. Спасибо за внимание и приятного чтения! (Власов Сергей, Чижова Маргарита). Далее авторами дается ссылка на произведения, с которых рекомендуется начать знакомство с проектом «Империя зверей». Корректная и уважительная форма общения с читателем выстраивает образ автора-интеллигента. Приглашением к диалогу являются предложения с императивом расскажите о нас друзьям, напишите комментарий или поставьте 'лайк'. Профайл автора, называющего себя «Мудрость Богатого бездельника», содержит резюме, которое формирует некий таинственный, лирический образ пишущего: Смеющийся мистик последних времён. От вечности - времени - пугало он (Испугано -время. Бежит - чуть дыша...) им - вечная смотрит - на время - душа (Самиздат. URL: http://samHb.ru/rn/mudrostx_b_b/ (дата обращения - 11.01.2018)). Автор дает описательную характеристику своему образу: смеющийся мистик последних времен, таинственный лирический настрой пересекается с названиями эссе, предлагаемыми для чтения.

Автор, скрывающийся под виртуальным ником «Егорыч» (Самиздат. URL: http://samlib.ru/e/egorych/ (дата обращения - 11.01.2018)), для самопрезентации пользуется страницей «визитка», где в стихотворной форме рассказывает о себе как реальной и виртуальной личностях. Дополняет визитку комментарием, раскрывающим некоторые моменты его биографии и тонкости характера: Такой вот я на самом деле добродушный и милый отставник. С чудинкой, но не без ехидцы, однако... Что ж делать, коли таким уродился? Прошу любить и не жаловаться! Первый стишок из двух, что ниже расположены, это о реальном человеке, а второй - о его виртуальной ипостаси - Егорыче. Часть авторов для самопрезентации в виртуальном пространстве прибегают к аллюзиям и реминисценциям. Вот как пишет о себе Цодикова Ада (Самиздат.Ц^: http://samlib.ru/c/codikowa_a/ (дата обращения - 11.01.2018): Об авторе: А он, мятежный, просит бури! Как-будто в бурях есть покой. Цитируя довольно известное для публики сайта стихотворение М.Ю. Лермонтова, автор задает определенный эмоциональный настрой восприятия произведений.

Наиболее частотной формой самопрезентации образа автора в профайле является автобиография. Причем часть пишущих предпочитает рассказать о себе правду или почти правду. Другая половина пищущих выбирает вариант сознательного конструирования мифологического образа. Рассмотрим два примера. Земляной Андрей Борисович (Самиздат.ИКЬ: samlib.ru/z/zemljanoj_a_b/postap.shtml/ (дата обращения - 11.01.2018): Родился в замечательном и невероятно красивом городе Донецке на Украине. Работал в разных городах на разных местах. Был телохранителем, зав. лабом криминалистики, преподавал ОБЖ и компьютерную графику, был монтажником-высотником, работал в коммерции и на государство. Живу в Казани. Люблю музыку (особенно из кинофильмов). Много читаю, в основном аналитику и фантастику.

Экология языка и коммуникативная практика. 2018. № 1. С. 44-50

Интернет-жанр или коммуникативная практика? (к вопросу о терминологическом определении

текстов, функционирующих в виртуальном пространстве)

Г.В. Кукуева

Интересуюсь всем, что мне интересно. Раньше активно занимался спортом, в основном рукопашным боем. Очень люблю путешествовать. «Информация о себе» настраивает читателя на искреннее и доверительное общение как с автором, так и с его текстами. Экспериментирование с собственной идентичностью и выстраивание виртуального мифа о себе представлено в профайле автора, именующего себя «Pashco» (Самиздат.ЦКЪ: http://samlib.ru/k/kuryshew_pawel_gennadxewich/ (дата обращения - 11.01.2018)). В конструировании своего образа пишущий предстает перед читателем как человек, не лишенный чувства юмора: Перепробовал кучу специальностей: художник-дизайнер, трехмерщик, аниматор, руководитель рекламного отдела, дворник, собаковод, разгонятель облаков, ковырятель в носу, Младший Подаватель Левого Носка - и ни в одной не нашел своего призвания. Мифологизация дает возможность свободы самопрезентации, игры с публикой.

Итак, подведем некоторые итоги. Сайт «Самиздат» можно квалифицировать как один из примеров четко организованной коммуникативной практики творческих личностей. Результатом практики являются целостные интернет-жанры, сгруппированные в соответствии с жанровой этикеткой. Несмотря на модифицирование модели речевого жанра в силу оказываемого на него влияния признаков интернет-коммуникации, коммуникативная цель и категория автора являются определяющими параметрами при формировании интернет-жанра. Активность проявления авторского лика в интернет-жанре доказывает, что автор сохраняет свой доминантный статус в тексте, именно его смысловая позиция организует все интерактивные блоки страницы, на которой расположен текст. Как показал анализ профайла, самопрезентация пишущего в виртуальном жанре чаще реализуется либо через открытую форму общения с публикой, либо через игровую, что и в том, и в другом случае вызвано повышенным желанием конструировать собственный виртуальный образ, дающий свободу коммуницирования.

Литература

Асмус Н.Г. Лингвистические особенности виртуального коммуникативного пространства: дис. ... канд. филол. наук. Челябинск, 2005. 265 с.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Искусство, 1979. 424 с.

Горошко Е.И., Землякова Е.А. Виртуальное жанроведение: становление теоретической парадигмы // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Сер. Филология. Социальные коммуникации. 2011. Т. 24. № 1. Ч. 1. С. 225-237.

Жичкина А.Е., Белинская Е.П. Стратегии самопрезентации в Интернете и их связь с реальной идентичностью [Электронный ресурс]. URL: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy (дата обращения: 11. 01. 2018).

Кукуева Г.В. Лингвопрагматическая модель речевого жанра эссе в Интернет-коммуникации // Филология и человек. 2015. № 3. С. 29-37.

Лутовинова О.В. Языковая личность в виртуальном дискурсе: автореф. дис. ... д-ра филол. наук. Волгоград, 2013. 42 с.

Сальникова Н.И. Типы самопрезентации в Интернет-дискурсе, обусловленные фактором канала коммуникации (на материале франкоязычных сайтов) // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. Серия Филология. 2010. № 4. С. 123-131.

Сергодеев В.А. Коммуникативные практики в сетевых интернет-сообществах // Вестник Адыгейского государственного университета. 2014. Серия 1. С. 133-138.

Стернин И.А. О национальном коммуникативном сознании // Лингвистический вестник. Ижевск, 2002. Вып. 4. C. 87-94.

Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Жанры речи. Саратов: Колледж, 1997. Вып.1. С. 88-98.

Щипицина Л.Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации. Архангельск: Поморский университет, 2009. 238 с.

Экология языка и коммуникативная практика. 2018. № 1. С. 44-50

Интернет-жанр или коммуникативная практика? (к вопросу о терминологическом определении

текстов, функционирующих в виртуальном пространстве)

Г.В. Кукуева

Gorny Е. The Virtual Self: Self-Presentation and Self-Knowledge on the Internet. 2003, May. Available at: http: //www.zhurnal.ru/staff/gorny/english/self/index.html (accessed 11.01.2018).

Reid E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities // A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of Melbourne. January 1994. Available at: //www.lastplace.com/page210.htm (accessed 11.01.2018).

References

Asmus N.G. Lingvisticheskie osobennosti virtual'nogo kommunikativnogo prostranstva [Linguistic features of the virtual communicative space]. Philology Cand. Diss. CHelyabinsk, 2005. 265 p.

Bahtin M.M. EHstetika slovesnogo tvorchestva [Aesthetics of verbal creativity]. Moscow: Iskusstvo Publ., 1979. 424p.

Goroshko E.I., Zemlyakova E.A. Virtual'noe zhanrovedenie: stanovlenie teoreticheskoj paradigmy [Virtual genre studies: theoretical paradigms]. Uchenye zapiski Tavricheskogo nacional'nogo universiteta im. V.I. Vernadskogo. Seriya Filologiya. Social'nye kommunikacii [Scientific notes of Taurida national University. V.I. Vernadsky. Ser. Philology. Social communication]. 2011. Vol. 24. No 1. CH. 1, Pp. 225-237.

Zichkina A.E, Belinskaya Ye.P. Strategii samoprezentacii v Internet i ih svyaz' s real'noj identichnost'yu [Strategies of self-presentation on the Internet and their connection with real identity] Available at: http://flogiston.ru/articles/netpsy/strategy (accessed: 11.01.2018).

Kukuyeva G.V. Lingvopragmaticheskaya model' rechevogo zhanra ehsse v Internet-kommunikacii [A linguopragmatic model of speech genre of the essay in Internet communication]. Filologiya i chelovek. 2015. No. 3. Pp. 29-37.

Lutovinova O.V. YAzykovaya lichnost' v virtual'nom diskurse [The language personality in a virtual discourse]. Philology Dr. Diss. Volgograd, 2013. 42 p.

Salnikova N.I. Tipy samoprezentatsii v internet-diskurse, obuslovlennye faktorom kanala kommunikatsii (na materiale frankoyazychnykh saytov) [Types of self-presentation in online discourse dependent on the factor of communication channel (based on French-speaking sites)]. Vestnik Irkutskogo gosudarstvennogo lingvisticheskogo universiteta. Seriya Filologiya [Science Journal of Irkutsk State University. Linguistic university. Series Philology]. 2010. No. 4. Pp. 123-131.

Sergodeev V.A. Kommunikativnye praktiki v setevyh internet-soobshchestvah [Communicative practices in networked online communities]. Vestnik Adygejskogo gosudarstvennogo universiteta. [Science Journal of Adyghe state University. Linguistics]. Ser. 1. 2014. Pp. 133-138.

Sternin I.A. O nacional'nom kommunikativnom soznanii [About national communication consciousness]. Lingvisticheskij vestnik [Bulletin of the Linguistic]. Izhevsk, 2002. Vol. 4. Pp. 87-94.

SHmeleva T.V. Model' rechevogo zhanra [Model of the speech genre]. ZHanry rechi. Saratov: Kolledzh Publ., 1997. Vol. 1. Pp. 88-98.

Shchipitsina L.Yu. ZHanry komp'yuterno-oposredovannoj kommunikacii [Genres of computermediated communication]. Arhangel'sk: Pomorskij universitet Publ., 2009. 238 p.

Reid E. Cultural Formations in Text-Based Virtual Realities. A thesis submitted in fulfillment of the requirements for the degree of Master of Arts. Cultural Studies Program. Department of English. University of Melbourne. 1994. Available at:www.lastplace.com/page210.htm (accessed 11.01.2018).

Gorny Е. The Virtual Self: Self-presentation and self-knowledge on the Internet. London, Goldsmiths College, Univ. of London, 2003. Available at: self/index.html (accessed 11.01.2018).

Экология языка и коммуникативная практика. 2018. № 1. С. 44-50

Интернет-жанр или коммуникативная практика? (к вопросу о терминологическом определении

текстов, функционирующих в виртуальном пространстве)

Г.В. Кукуева

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Кукуева Галина Васильевна, доктор филологических наук, профессор. Сургутский государственный педагогический университет. 628410, Россия, Тюменская обл., ХМАО-Югра, Сургут, 50 лет ВЛКСМ 10/2 E-mail: [email protected]

ABOUT THE AUTHORS:

Kukueva Galina Vasilyevna, Doctor of Philology, Professor. Surgut state pedagogical university, Surgut Federal University. 10/2 50 years of the Komsomol Str., Surgut, 628410, Russia E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.