Научная статья на тему 'Базовые и периферийные признаки жанрового поля в текстах эссе, функционирующих в интернет-пространстве'

Базовые и периферийные признаки жанрового поля в текстах эссе, функционирующих в интернет-пространстве Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
124
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GENRE GROUND / FEATURES OF GENRE GROUND / GENRE OF INTERNET / HYPERTEXT / MULTIMEDIA / SYNCHRONISM / ЖАНРОВОЕ ПОЛЕ / ПРИЗНАКИ ЖАНРОВОГО ПОЛЯ / ИНТЕРНЕТ-ЖАНР / ГИПЕРТЕКСТУАЛЬНОСТЬ / МУЛЬТИМЕДИЙНОСТЬ / АСИНХРОННОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Шрейдер В.В., Кукуева Г.В.

В данной статье авторы выделяют главные и вспомогательные признаки жанрового поля эссе на основе текстов, бытующих в интернет-пространстве. Актуальность исследования заключается в рассмотрении эссе с точки зрения проблематики виртуального жанроведения. Исследуются ядерные и периферийные признаки, размещенные в жанровом поле, их устойчивость в зависимости от частотности проявления во всем корпусе текстов. Объектом исследования в статье являются тексты речевого жанра эссе, представляющие собой одну из актуальных форм речевой практики в интернет-коммуникации. Представлен сравнительный анализ признаков, функционирующих в жанровом поле анализируемых текстов. В результате анализа установлено, что бытование текстов эссе в интернет-пространстве предопределяет появление такого жанрового признака, как открытость текста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BASE AND SECONDARY FEATURES OF THE GENRE GROUND IN TEXTS OF ESSAY FUNCTIONING IN THE INTERNET

In the article the authors distinguish the main and secondary features of the genre ground in texts of essay functioning in the Internet. The topical question is detailed consideration of an essay in the view of the problem of a virtual genre. The nuclear and provincial features, which based in the genre ground and their stability as the manifestation in the whole texts’ corps, are analyzed. The object of the investigation is texts of the genre of an essay, which are represented one of the actual forms of the speech practice in Internet. The comparative analysis of features of the genre ground in texts of an essay is represented, and the base and secondary features are fixed. The work reveals one more feature of an essay in the Internet.

Текст научной работы на тему «Базовые и периферийные признаки жанрового поля в текстах эссе, функционирующих в интернет-пространстве»

по морфологическим тэгам (оним*антропоним*часть речи^существительное, прилагательное, глагол; оним*топоним*часть речи^существительное, прилагательное, глагол).

Заключение. Концепция описания Корпуса национального текста, прежде всего, определена в задачах научного задела некоммерческой \«еЬ-страни-цы www.tabasaran.webonary.org. В определении возлагаемых задач web-сайта включено глоссирование (2500 слов табасаранского текста с русскими переводами). Каждый элемент данных Словаря доступен как индивидуальный объект

web-страницы: любое действие пользователя (щелчок кнопкой мыши, перемещение мыши или нажатие клавиши клавиатуры) документируется как содержимое процедуры стандартного перевода. Описание web-cайта Словаря реализуется услугами творческих идей специалистов в области лингвистики. Прикладная значимость электронного корпуса Словаря определяется единственным и основным способом - описать язык художественной литературы табасаранского языка с русскими переводами и разработать web-сайт для образовательного учреждения.

Библиографический список

1. Алексеев М.Е. Русские переводы Библии как основа для перевода на языки народов России. Сборник статей в честь Марианны Беерли-Моор. Под редакцией А.С. Десницкого и Д. Кларка. Москва: ИПБ, 2009: 9 - 19.

2. Виноградов В.В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. Москва, 1972.

3. Шихалиева С.Х. Грамматические категории глагола табасаранского языка. Махачкала, 2004.

4. Шихалиева С.Х. Словосочетания в табасаранском языке. Махачкала: 2010.

5. Шихалиева С.Х., Абдурахманова А.Г. Функциональная модель словаря национальной культуры и маршрут стилизации терминов. Мир науки, культуры, образования. 2017; 2 (63): 323 - 325.

References

1. Alekseev M.E. Russkie perevody Biblii kak osnova dlya perevoda na yazyki narodov Rossii. Sbornik statej v chest' Marianny Beerli-Moor. Pod redakciej A.S. Desnickogo i D. Klarka. Moskva: IPB, 2009: 9 - 19.

2. Vinogradov V.V. Russkijyazyk. Grammaticheskoe uchenie o slove. Moskva, 1972.

3. Shihalieva S.H. Grammaticheskie kategoriiglagola tabasaranskogoyazyka. Mahachkala, 2004.

4. Shihalieva S.H. Slovosochetaniya v tabasaranskomyazyke. Mahachkala: 2010.

5. Shihalieva S.H., Abdurahmanova A.G. Funkcional'naya model' slovarya nacional'noj kul'tury i marshrut stilizacii terminov. Mirnauki, kul'tury, obrazovaniya. 2017; 2 (63): 323 - 325.

Статья поступила 24.01.19

УДК 80

Shreider V.V., postgraduate, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail: victoria.shreider@mail.ru

Kukueva G.V., senior teacher, Surgut State Pedagogical University (Surgut, Russia), E-mail:kupala@inbox.ru

BASE AND SECONDARY FEATURES OF THE GENRE GROUND IN TEXTS OF ESSAY FUNCTIONING IN THE INTERNET. In the article the authors distinguish the main and secondary features of the genre ground in texts of essay functioning in the Internet. The topical question is detailed consideration of an essay in the view of the problem of a virtual genre. The nuclear and provincial features, which based in the genre ground and their stability as the manifestation in the whole texts' corps, are analyzed. The object of the investigation is texts of the genre of an essay, which are represented one of the actual forms of the speech practice in Internet. The comparative analysis of features of the genre ground in texts of an essay is represented, and the base and secondary features are fixed. The work reveals one more feature of an essay in the Internet.

Key words: genre ground, features of genre ground, genre of Internet, hypertext, multimedia, synchronism.

В.В. Шрейдер, аспирант каф. филологического образования и журналистки Сургутского государственного педагогического университета,

г. Сургут, E-mail: victoria.shreider@mail.ru

Г.В. Кукуева, научный руководитель, д-р фил. наук, проф. Сургутского государственного педагогического университета, г. Сургут,

E-mail: kupala@inbox.ru

БАЗОВЫЕ И ПЕРИФЕРИЙНЫЕ ПРИЗНАКИ ЖАНРОВОГО ПОЛЯ В ТЕКСТАХ ЭССЕ, ФУНКЦИОНИРУЮЩИХ В ИНТЕРНЕТ-ПРОСТРАНСТВЕ

В данной статье авторы выделяют главные и вспомогательные признаки жанрового поля эссе на основе текстов, бытующих в интернет-пространстве. Актуальность исследования заключается в рассмотрении эссе с точки зрения проблематики виртуального жанроведения. Исследуются ядерные и периферийные признаки, размещенные в жанровом поле, их устойчивость в зависимости от частотности проявления во всем корпусе текстов. Объектом исследования в статье являются тексты речевого жанра эссе, представляющие собой одну из актуальных форм речевой практики в интернет-коммуникации. Представлен сравнительный анализ признаков, функционирующих в жанровом поле анализируемых текстов. В результате анализа установлено, что бытование текстов эссе в интернет-пространстве предопределяет появление такого жанрового признака, как открытость текста.

Ключевые слова: жанровое поле, признаки жанрового поля, интернет-жанр, гипертекстуальность, мультимедийность, асинхронность.

В работе использована методика полевого речевого жанра распространенным явлением и используется в разных сферах общественной жизни от бытовой до профессиональной. Изучением феномена интернет-коммуникации и ее влияния на языковую личность занимаются такие ученые, как Горошко Е.И., Щи-пицина Л.Ю., Компанцева Л.Ф. Формируется новая область научного знания -виртуальное жанроведение, в центре которого находятся классические жанры (рассказ, эссе, миниатюра, мемуары и др.), претерпевшие изменения в силу смены бумажного субстрата на электронный [1, с. 98], [2, с. 125], [3, с. 15], [4, с. 387], [5, с. 162], особое внимание уделяется «новым» жанрам виртуального формата: комментариям, форумам, блогам [6], а также приемам самопрезентации пишущего субъекта в текстах подобного рода [74 8; 9; с. 124], [10; с. 248 - 253].

Данная работа служит продолжением публикации «Понятие жанрового поля в текстах эссе, функционирующих в интернет-пространстве». Результаты, полученные ранее, позволяют нам обратиться к описанию базовых и периферийных признаков жанрового поля интернет-жанра эссе. В предыдущей статье мы сформулировали понятие жанрового поля виртуального жанра эссе, на материале текста А.Г Карнишина «Предсказание», представленного на сайте

«Самиздат»; рассмотрели признаки, формирующие ядро жанра. Выбор данного текста в качестве материала исследования обусловлен несколькими причинами: во-первых, жанровой этикеткой, с учетом которой текст выставляется на сайт, во-вторых, формально-содержательными и композиционными признаками, свойственными классическому эссе; в-третьих, востребованностью текстов сайта читателями (среднестатистическое количество посетителей на 05/11/2018 - 1806 чел.). Исходя из анализа данного текста, нами было установлено, что в ядро жанрового поля входят такие признаки как:

• вторичность;

• комплексность (монологический или диалогический);

• композиционность;

• стилистическая организация;

• мультимедийность;

• гипертекстуальность;

• вариативность количества коммуникантов;

• асинхронность;

• интерактивность;

• стремление к самовыражению автора.

На«ерифе рилжвнровогополя эьр^^нилвинетных находятсяпри-знаки:

• уртойчивость;

• тематический признак;

• завершенность;

• ог те кста [15].

Для получения более точных сведений об устойчивости признаков жанрового поля эрсевинтл«нль Рбрлтивнякавглизуещн дррх прванахеоьных номеров. Тексты «К вопросу о смысле жизни» Нейтака А.М. от 14/07/2011 и «Здесь былр оюли» ОнжжрноЛ И. от Н1П01/Л01Л сыли сзяны насьйте Жорлола дат» http://samlib.ru. Данный сайт представляет собой российский сервер совре-менн^й личераиуры, оовс^з^аи двтнрркнхлитервтрржсх

произведений. Ежедневная аудитория портала http://samlib.ru - порядка 13 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более 165.000 страниц.

Дхя анализатекста эьсе «л вепртс^ срысне лвзвиновло ра Не^вн Анатр» лия Михайловича обозначаем его далее как Текст 1, или Т 1. Перед анализом Т1 еЩраримся к пррфейлр ивто-а, крторлЬлржлррвиюеиь, пп«йло по гмиугеывкрз его имени кнопкой мыши. На странице автора с левой стороны высвечивается его Нотвгфафинчто сииделелрствует Обилви пнизнака м^я^^т^ш^^к^^ь^о^т^нтерта. Справа от фотографии есть информация «Об авторе», где Анатолий Михайло-иилпкдасце рлссвазнваетнтебе, рарменает данныелсцваргоезега (рм.Киу. 1)

Справа от информации модераторы сайта для читателей добавили новый 4ирдеьтепьн0стс-10л0рс4анфе . гдл ирнлр днтдрцфнку хрнизввлерлю : «не читать», «очень плохо», «терпимо», «нормально», «хорошо», «шедевр» и т. д. С пнвощию голожовнние, вс-иервих, мржнр хдощдлак^л^^/^рл ли читатель с текстом, во-вторых, насколько текст ему понравился. Этот способ эффективен для выявления лучших произведений на сайте. Лучшие произведения и авторы всегда появляются на главной странице журнала, это помогает увидеть текст большему количеству читателей.

Щрекрто эррп«К вапрлрр втмылле жтзии»лечь идетл»арррлдзлении человеком времени, которое ему определено, о том, что «пока бабулька нянчит внркьв, готовит oбeTо!,тнomл«m ьелАНздр, по когнонимл воказывфют «Дом-2» или ещё какую рекламу нижнего белья, она представляет большинство. Но тине бaффльхa,лucmрюlнaд еетрЬю собжт веняых слизо-алем более что-то в означенной тетрадке исправляющая - явное меньшинство». Автор размышляет на тему счастья, времени и жизни, сколько счастья в жизни простого рны«ателвт ркржьсжрлартлтвжизн и иянатчля п»нк^1^ч^н^чрфкрт нвпнл нен иронией присущей автору: «Большая часть таких «тихих психов» не опасна для нбренна. Холя »ноезвлноыХнхлЖ винтвенненв/ния/итч- зло палата с мягкими стенами и трёхразовые уколы психоактивных препаратов. Ну, пры-реткть-нно cпжpaжюmлм.Исmдлщщ<гю?Tттгвeлпв знжеюнстот факт любительницу «Санта-Барбары»? Да ничуть - пока прыжками не начинает увлекаться её собственный муж или (о ужас!) родная дочь». Или: «Равно как

Рис.1.ПрофайлавтораТ1

Следует отметить, что в тексте присутствует стремление к самовыражению автора, которое проявляется в иронии «для способных поделиться с бедным автором, чья амфибиотрофная асфиксия ещё не перешла в злокачественную фазу», такжы висп-льсрвании»зтPт»ирpгp выржжвния lжу/eвгНолí/emнли хамл-ной слова знаком: «незас%... засорять».

нижа водннврнкон сНахнотезваьжвеос» ркалаиы р«ылли нр тексты, где автор подробно пишет о своем творчестве. И внизу, под фотографией стоят ррылки напрризведения мвтора.чтогов^р^ит она^и^и признака гнпрртекстм-альности. На странице непосредственно Текста 1 после заголовка идет краткая лнеюрнарфя о нвм(«м,Рис. у

и напоминать, что удачливые бизнесмены на отпуске редко ныряют с аквалангом, чаще всё-таки отправляются в Таиланд... а бабулька, пишущая стихи (особенно неплохие) - это и вовсе зверь, которому прямая дорога в Красную »не»»».^^ оелаоает п^сналм мотолргизннрви пвтр^-юрли, на первый план выдвигается стремление автора к самовыражению. Текст структурно упоря-НРинненачинаетея с нркмзяовыиия темы е«0зирая орлнным ономнкр,тности, мы видим вокруг два типа людей.»), продолжается описанием, доказательством и знверыаеткягюдврдрииммиригов(«Чро ж,каждАму свол ежи. Ж счастье, как и о вкусах, не спорят.»), следовательно, текст имеет признаки четкой композиционной организапилит«внpmeнкррни.Лр пршобнатитьср нр рсылке к

К вопросу о смысле жизни

/Ьд-рнал "Самиздат": [Ретистрахшя] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Повинен] [Оозоры] [Помощь]

У Предана гЗШЛОЕА^Д Конкурсы: Киберпанк Попаданцы. ЮОООр участнику! | Конкурсы роиано

Комментарии: 18. последний ох 12''07.'2017.

© СорупнЫ Нейтак Анатолий Михайлович (тпогЬ§05^тпл,^@^таЛ.сотп) Размещен: 14/07/2011, изменен: 14/07/2011. 7к. Статистика. Статья: Проза. Философия Эссе. критика и размышлизмы

а оценка: не читал

- [°И

• Аннотация:

Статья старая, с "Неолита" Перевыложена ради того, чтобы подать ретику е одном разговоре.

Рис.2.Информация оТ1

Аннотация и количество комментариев к тексту свидетельствуют о том, что статья не является завершенной, а скопирована для читателя в целях продолжения диалога. Можнр предположить.чтсуданной ртатьи есть пррдслже-ние не только в диалоге между автором и читателем, но и написанное самим А.М. НдйтпкстСП орре га к интеонет-жтнродказевает элпк-

тронный адрес автора, куда можно отправить письмо и пообщаться с автором лийнр.

комментариям читателей, то можно отметить открытость текста, так как диалог автора и читателя на тему смысла жизни продолжается именно здесь:

» жлдтндр0есжрса>уекстнйр0енм/меал^г'01/'а@рау.ги) 2011/07/14 12:221ответить]

ТЧчЖопь шдя ишо-пппра вочпа:

>И счастье на этих путях ничуть не хуже (по крайней мере, не сла-бпойобьжатсльткчго.

Что угодно, только не счастье. Разница примерно того же порядка, как между зеленым и горячим;))

Но более адекватного термина в великом и могучем по-прежнему не нахожу...

• *Нейтак Анатолий Михайлович (keyson@list.ru) 2011/07/14 12:33 [ответить]

Именно.

Количество толкований слова "счастье" уступает, пожалуй, только кол-ву толкований слова "любовь"...

А ощущение ограниченности тезауруса родного русского - это для членов КНМ, похоже, еще один"общий пункт платформы партии".

• *Клеандрова Ирина Александровнa(ikleandrova@mail.ru) 2011/07/14 13:31 [ответить]

>>2.Нейтак Анатолий Михайлович

> А ощущениеограниченности тезауруса родного русского--это для членов КНМ, похоже, ещё один «общий пункт платформы псртис».

Остается только выдумать новый, более адекватный для КНМ язык. Илгпирьиосва иуати ееербальные методы кооеникацси ;))

• *Нейтак Анатолий Михайлович (keyson@list.ru) 2011/07/14 14:06 [ответить]

>о4.Клыандро<мИргноАленсднуровна >>> 2.Нейтак Анатолий Михайлович

> Онптвтсяпюлько сьЫумнть ноный, боАееадеквотный дняКдМ язык. Или всерьез осваивать невербальные методы коммуникации;))

ву мыуудь сьрлигонатом, что понятия "счастье для большинства" и "счастьЯ для меньшинства" - это разные классы смыслов? Стало быть, молноформьлиуироратьнто при нотщиновыхтердинов. А можно общаться - заодно - помимо слов, как раньше... и как, в сущности, всегда :)

• >лганороиаыритавтександроена(0!еапс!го\1а©г.а Иовв.ОИШ/Ы 14:16 [ответить]

>н5.Реоток АнатолинМохойлоеоч >>>4.Клеандрова Ирина Александровна и>д>Н.НеН1РокУыатолий1У1ш(ывонио

»Остается только выдумать новый, более адекватный для КНМ язоыИпи вогуиазоемимть нееоррвмьсые метоОы ктммунокацди;))

>Ну, мы ведь сошлись на том, что понятия «счастье для большинства» и «счастьЯ для меньшинства» -- это разные классы смыслов? Ствн0ыыь,доындфоыме1ызоюыь этопри пнмощиноеых терминов.

это «дальше» начиналось там, где кончается счастье. Это - последняя баррикада на пути к счастью." (так сказать, в продолжение.)

Сильное. Зрелое. Глубокое. Но, как по мне, к сожалению больше всё ж "промежуточных форм" - способных "летать во снах" и оставаться "таким-каквсе", не выходя за рамки "нормы" в реале =(( И еще вопрос: что хуже?..

Данный пример показывает нам, как читатель может продолжить общение не только с автором, но и другим читателем и тут же обсудить произведение и обменяться впечатлениями. Этот вывод выявляет наличие в тексте признака вариативности числа коммуникантов. Смысловое содержание комментариев указывает на утрату в тексте таких признаков как устойчивость, обладание тематикой и завершенность. Количество комментариев к тексту (18), а также вероятность их увеличения подтверждает отсутствие ограничения среднего объема текста.

Таким образом, на основе разбора Текста 1 было установлено, что в ядро жанрового поля эссе как интернет-жанра входят признаки:

• комплексность (монологический или диалогический);

ыкоипози ционьость;

• стилистическая организация;

• отфытгст1н

• мультимедийность;

• гипертекстуальность;

• внриааивнысть кгличедтва комв^ктнвон;

• асинхронность;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

и интерантьвногвь;

• стремление к самовыражению автора.

На периферии жанрового поля эссе в интернете также остаются следующие признаки:

•сстойчивосоь;

• тематический признак;

• завершенность;

• огроничезит сиедьегооръама рексна.

На основе анализа эссе Нейтака Анатолия Михайловича «К вопросу о смыылонизниквопно оденаоь водснсто донныоп^г^у^^^Авходы прошлого исследования, совпадают с данными, полученными в ходе настоящего анализа; Наюко, ппяыляотня новые приззок, об|ваыонаши йсгкхоне поянления интернет-коммуникаций - открытость текста. Для подтверждения или опровержения поаученнсlxвиlведoврбсaнилcя к последнем- феоду ис

Текст «Здесь были люди» Омежиной Ирины или Текст 2 (Т2) размещен на сайте Журнала «Самиздат» 21/01/2018г. На странице текста первым делом бросается в глаза черно-белая картинка (признак мультимедийности), которую при-

• 5 СершЫ Ояежина Ирида (кшниЙйдО

■ Рвыещев: 21/01:2018, нзммв: 21 012018. бк. Стшстш

• "Эссе:

• 'Эссе, статье, заметки

■ Илдктрашицшожгши: 1 шт.

• Сшм БЕ2

• Аннотация:

Читая МанфредаБешрта "Железо. Факты илегендч". Несмотря на.штй о&ьи, книга оставляет много.песта для раздумий.

Рис.3.ИнформацияоТ2

А можно о&иатооя» зноАно--уориуо слов, квораньше,. uыы,6Cмщрo-сти, всегда:)

"фopмaмuщыуmьпpu пожщт лoвщxлeнмuиoс" - ото мывгьгоа и содо-вольствием. Внутренний зануда млеет от невербализуемого восторга)))

Пиобщодuьм-cдoжнo.Pрo"мoыгмoГ щаЫот нет внонйоннж опоннин-но-хаотически (имхо), а это не есть гуд (имхо) ;))

В комментариях, также, наглядно прослеживается использование мульти-мео^н^ыв ыманлоы-;)), коровые оыласт диалог энoгиouмlвыыM; и адбндвиaтыp, свойственных интернет-языку: сокращение «имхо», заимствование из английско-гт «ждан ныeaабиeииыpуpыpскмг с видеpeоьст)yрт oнeфoплaлынoм стое общения читателя с автором.

-ьиыхринынсрь pгкыpырпдeyеыяеиcву поыищьив^ыынииоу^-к^1^^н-тариев. Так, разговор с Ириной Александровной у автора проходит 14/07/2011, а разговор) сиоыызовааеыел-акАНа сиврыирся роыьиа 25/C8/2PЗЗ: олл^и^ооит^^^ы ЮНО [нтвотиыпЩ >>Клеандрова Ирина Александровна

> Неаолншия uоуo-мoпмaичыaг

>>И счастье на этих путях ничуть не хуже (по крайней мере, не сла-

би)обывнlrтиьcыoрo)

>

>Что угодно, тнвько ь^еи^ангоьы.

"...фантазия. Это - червь, который выгрызает черные морщины на лбу. Это - лихорадка, которая гонит вас бежать все дальше - хотя бы

крепюа крекстыырыр, га uмИизoдpедeьиaвяпниuрa котоы^м ы толкают колесо. Сверху, над картинкой также размещены краткие данные с указанием топорсгьтог на п^^в^^'^о аощг,сра^1^тжу ипуилажeвиы(cнl рыс. А-

Ознакомившись с аннотацией, читатель может понять, о чем пойдет речь в тексте. Автор днився ранмыроен"яоыгзщытчeлoыeиaв рызтитие планеты, затем ставит в пример судьбу изобретателя, о котором прочла в книге и в конце оставляет открытым вопрос, о том, будет ли человечество полезно Земле или пиоирсивыюсет ресурны» и выюрнг. Конмеитариеи о да^оту текну на сайте нет, следовательно, можно сделать вывод, что данный текст не заинтересовал диуаиелый и в настсящензАгмя ящя)pня з аиepшрн)ым, ноьместеурем и открытым, так как временные рамки в диалоге между автором и читателем не оговоре-н)l;Taдиз приакгв жa)p»ыoгo пелииссе кекииpыpнeы-Адныaыдaыном тексте присутствуют:

• вуoпиине)Plы

• комплексность (монологический или диалогический);

• композиционность;

• cриuиcpк""eгкря он какизссыя ;

• мультимедийность;

• гипертекстуальность;

• стремление к самовыражению автора;

• тематический признак;

• открытость;

• завершенность;

• ограничение среднего объема текста.

На основе анализа трех текстов, опубликованных на сайте журнала «Самиздат» (http://samlib.ru), выявлены основные и периферийные признаки, свойственные виртулаьному жанру эссе. Текст «Предсказание» А.П Карнишина и текст «К вопросу о смысле жизни» А.М. Нейтака имеют одинаковый набор признаков. В эссе Омежиной Ирины отсутствуют признаки вариативности количества коммуникантов и асинхронности, но присутствуют такие признаки как: завершенность, тематическое единство, ограничение среднего объема текста. Следовательно, сравнительный анализ текстов позволяет говорить о подвижности, нестабильности проявления признаков - количество коммуникантов и асинхронность. Эти признаки следует относить к периферии жанрового поля.

Итак, в ходе работы было установлено, что каркас модели эссе как интернет-жанра формируют такие признаки, как:

• вторичность;

• комплексность (монологический или диалогический);

Библиографический список

• композиционность;

• стилистическая организация;

• мультимедийность;

• гипертекстуальность;

• открытость;

• стремление к самовыражению автора.

Вариативность модели эссе как интернет-жанра может быть обусловлена признаками:

• вариативностью количества коммуникантов;

• асинхронностью;

• интерактивностью;

• устойчивостью;

• тематическим единством;

• завершенностью;

• ограничением среднего объема текста.

1. Кукуева ПВ. Автор и адресат в интернет-жанре эссе. Международный научно-исследовательский журнал. 2014; 2 (21): 2.

2. Медведев С.А. Некоторые тенденции развития отношений автор-читатель в Интернет-рецензии. Филология и человек. 2015; 1: 124 - 130.

3. Сидорова М.Ю. Интернет-лингвистика: русский язык. Межличностное общение. Москва: «1989 ру», 2006; 193.

4. Чувакин А.А. Интернет-коммуникация: миниатюра в пространстве вторичных текстов. Проблемы речевой коммуникации: Межвузовский сборник научных трудов. Саратов, 2008; 8: 385 - 396.

5. Шмаков А.А. Специфика бытия текста в девиантной коммуникации в диалогических форматах интернет-коммуникации. Алтайский государственный университет. Филология и человек. 2014; 2: 161 - 173.

6. Шрейдер В.В. Понятие жанрового поля в текстах эссе, функционирующих в интернет-пространстве. Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева. Чебоксары: 2018: 216 - 223.

7. Ланских А.В. Речевое поведение участников реалити-шоу: коммуникативные стратегии и тактики. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Екатеринбург, 2008.

8. Лутовинова О.В. Языковая личность в виртуальном дискурсе. Автореферат диссертации ... кандидата филологических наук. Волгоград, 2013.

9. Сальникова Н.И. Типы самопрезентации в Интернет-дискурсе, обусловленные фактором канала коммуникации (на материале франкоязычных сайтов). Вестник Иркутского государственного лингвистического ун-та. Сер. Филология. 2010; 4; 123 - 131.

10. Трофимова ПН. Языковой вкус интернет-эпохи в России (функционирование русского языка в Интернете: концептуально-сущностные доминанты): монография. Москва: Изд-во РУДН, 2008.

References

1. Kukueva G.V. Avtor i adresat v internet-zhanre 'esse. Mezhdunarodnyjnauchno-issledovatel'skijzhurnal. 2014; 2 (21): 2.

2. Medvedev S.A. Nekotorye tendencii razvitiya otnoshenij avtor-chitatel' v Internet-recenzii. Filologiya i chelovek. 2015; 1: 124 - 130.

3. Sidorova M.Yu. Internet-lingvistika: russkij yazyk. Mezhlichnostnoe obschenie. Moskva: «1989 ru», 2006; 193.

4. Chuvakin A.A. Internet-kommunikaciya: miniatyura v prostranstve vtorichnyh tekstov. Problemy rechevojkommunikacii: Mezhvuzovskij sbornik nauchnyh trudov. Saratov, 2008; 8: 385 - 396.

5. Shmakov A.A. Specifika bytiya teksta v deviantnoj kommunikacii v dialogicheskih formatah internet-kommunikacii. Altajskij gosudarstvennyj universitet. Filologiya i chelovek. 2014; 2: 161 - 173.

6. Shrejder V.V. Ponyatie zhanrovogo polya v tekstah 'esse, funkcioniruyuschih v internet-prostranstve. Chuvashskij gosudarstvennyj pedagogicheskij universitet im. I.Ya. Yakovleva. Cheboksary: 2018: 216 - 223.

7. Lanskih A.V. Rechevoe povedenie uchastnikov realiti-shou: kommunikativnye strategii i taktiki. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Ekaterinburg, 2008.

8. Lutovinova O.V. Yazykovaya lichnost' v virtual'nom diskurse. Avtoreferat dissertacii ... kandidata filologicheskih nauk. Volgograd, 2013.

9. Sal'nikova N.I. Tipy samoprezentacii v Internet-diskurse, obuslovlennye faktorom kanala kommunikacii (na materiale frankoyazychnyh sajtov). VestnikIrkutskogogosudarstvennogo lingvisticheskogo un-ta. Ser. Filologiya. 2010; 4; 123 - 131.

10. Trofimova G.N. Yazykovoj vkus internet-'epohi v Rossii (funkcionirovanie russkogo yazyka v Internete: konceptual'no-suschnostnye dominanty): monografiya. Moskva: Izd-vo RUDN, 2008.

Статья поступила в редакцию 25.01.19

УДК 81

Yusifova P.T., doctoral postgraduate, teacher, Azerbaijan University of Languages (Baku, Azerbaijan), E-mail: pustakhanim@gmail.com

SILENCE AS A MEANS OF NONVERBAL COMMUNICATION. The article describes the state of silence in English and Azerbaijani. The object of the article is silence. The study of various meanings of silence in various situations is the subject of work. The article reflects the thoughts of eminent people about silence, as well as the positive and negative meanings of silence that were identified and presented in the table. The possible use of silence in the literature has also been investigated in this article. Silence in the literature can be described in different ways. In this article, a few situations of the use of the silence were found: silence as sadness, agreement, disagreement, silence while avoiding discord, silence as a sign of kindness, keeping silence while speaking of personal affairs, silence as a result of anxiety, silence as offence, keeping silence to let the others speak, keeping silence when there is no need to speak, silence arising because of fear, contemplation, silence as to refusal to speak, silence as a result of surprise, silence as hesitation. It has been concluded that silence is an essential part of communication which can convey different meanings in different situation depending on the intention of the communicators.

Key words: culture, identification, communication, negative silence, nonverbal communication, nonverbal means, positive silence, silence as speech act, silence in contex, silence in literature, silence, meaning of silence.

П.Т. Юсифова, докторант, преп. каф. грамматики английско языка, Азербайджанский университет языков, г. Баку

E-mail: pustakhanim@gmail.com

МОЛЧАНИЕ КАК СРЕДСТВО НЕВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ

В данной статье рассматривается значение молчания в английском и азербайджанском языках. Общение - это просто передача сообщения, и иногда молчание может сделать это лучше, чем любые слова. Объектом исследования в статье является молчание. Изучение различных значений молчания в различных ситуациях является предметом работы. В статье отражены мысли выдающихся людей о молчании, а также положительные и отрицательные значения молчания были идентифицированы и представлены в таблице. Возможное использование молчания в литературе также было исследовано в этой статье. В этой статье были выдвинуты несколько значений молчания в азербайджанской и английской литературе, включая значение скорби, согласия, несогласия, избежание раздора, вежливости, стыда и беспокойства, молчание во время разговора о личных темах, предоставления слушателям возможно-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.