Научная статья на тему 'Характеристика речевого жанра «Народные мемуары» в интернет-коммуникации: медийные параметры'

Характеристика речевого жанра «Народные мемуары» в интернет-коммуникации: медийные параметры Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
107
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВИРТУАЛЬНОЕ ЖАНРОВЕДЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИЯ / РЕЧЕВОЙ ЖАНР / ВИРТУАЛЬНЫЙ ЖАНР / МЕМУАРЫ / НАРОДНЫЕ МЕМУАРЫ / ЖАНРОВАЯ МОДЕЛЬ / МЕДИЙНЫЕ ПАРАМЕТРЫ / СЕТЕВАЯ ЛИТЕРАТУРА / VIRTUAL SCIENCE OF GENRE / INTERNET-COMMUNICATION / SPEECH GENRE / VIRTUAL GENRE / MEMOIRS / POPULAR MEMOIRS / GENRE MODEL / MEDIA PARAMETERS / NETWORK LITERATURE

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Кукуева Галина Васильевна, Минина Ольга Викторовна

В данной статье рассматриваются народные мемуары как речевой жанр эстетической сферы интернет-коммуникации. Мемуарный жанр является в достаточной степени востребованным и коммуникативно-привлекательным речевым жанром, служащим для самовыражения и речетворчества в виртуальном коммуникативном пространстве. Интернет-коммуникация, находясь в постоянной эволюции, способствует не только появлению новых жанровых форм, сложившихся непосредственно в интернет-среде, но и изменению уже существующих традиционных жанров. Народные мемуары как речевой жанр первоначально имели только бумажную фактуру, впоследствии перенесенную в виртуальную среду. Поэтому адаптированные к электронной форме особые свойства мемуаров определяют актуальность и перспективность изучения данного феномена. Характеризуются медийные параметры речевого жанра народных мемуаров по модели, предложенной Л.Ю. Шипициной, на примере текстов сайта сетевой литературы «Самидат» [http://samlib.ru]. Учитываются следующие признаки оформление жанра, синхронность/асинхронность, мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность, количество и эксплицированность коммуникантов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article deals with popular memoirs as speech genre in aesthetic sphere of the internet-communication. Memoirs’ genre is rather high demand and communicative-winning speech genre, which is used for self-expression and speech-creation in virtual communicative area. The internet-communication, which is in constant evolution, promotes both occurrence of new genre forms, existing in the internet area directly, and modification of present traditional genres. Popular memoirs as speech genre had paper texture first only, and it was extended to virtual sphere later. So adapted for e-form particular characteristics of memoirs determine urgency and prospectivity of learning this phenomenon. Media parameters of speech genre «popular memoirs» are characterized with L.U.Shipitsina’s model by the example of texts from the website of network literature «Самиздат» [http://samlib.ru]. These features of the model are described:design of the genre, synchronism/asynchronism, multimedia, hypertextuality, interactivity, quality and explicitamente of communicants.

Текст научной работы на тему «Характеристика речевого жанра «Народные мемуары» в интернет-коммуникации: медийные параметры»

ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВОГО ЖАНРА «НАРОДНЫЕ МЕМУАРЫ» В ИНТЕРНЕТ-КОММУНИКАЦИИ: МЕДИЙНЫЕ ПАРАМЕТРЫ

Г.В. Кукуева, О.В. Минина

Ключевые слова: виртуальное жанроведение, интернет-коммуникация, речевой жанр, виртуальный жанр, мемуары, народные мемуары, жанровая модель, медийные параметры, сетевая литература.

Keywords: virtual science of genre, internet-communication, speech genre, virtual genre, memoirs, popular memoirs, genre model, media parameters, network literature.

Невозможно не согласиться с мыслью, высказанной великим ученым М.М. Бахтиным, что в определенную эпоху развития языка «задают тон определенные речевые жанры, притом не только вторичные (литературные, публицистические, научные), но и первичные» [Бахтин, 1979, с. 243]. Так появление и развитие интернета как коммуникативной площадки, посредством которой может осуществляться общение, привело к формированию особой жанровой системы - виртуальной.

Более того, интернет-коммуникация, находясь в постоянной эволюции, способствует не только появлению новых жанровых форм, сложившихся непосредственно в интернет-среде, но и изменению уже существующих традиционных жанров.

Народные мемуары как речевой жанр первоначально имели только бумажную фактуру, впоследствии перенесенную в виртуальную среду. Поэтому адаптированные к электронной форме особые свойства мемуаров определяют актуальность и перспективность изучения данного феномена.

Говоря о степени изученности виртуальных жанров, нельзя не отметить существующий на сегодняшний день целый спектр проблемных областей в теории жанроведения, среди которых исследователи называют терминологическую неустойчивость, соотношение и взаимодействие традиционных и виртуальных жанров, классификацию виртуальных жанров, их выявление и описание и др.

В настоящее время проблема описания жанров в интернет-коммуникации остается одной из самых актуальных, а у ряда лингвистов до сих пор нет единого мнения по данному вопросу.

Как правило, исследователи предлагают описывать жанры с учетом параметров, выделяемых в традиционном жанроведении [Шмелева, 2007], а также с учетом параметров организации интернет-коммуникации в целом [Горошко, 2011; Компанцева, 2008; Лутовино-ва, 2009; Шипицина, 2009 и др.].

На наш взгляд, особого внимания заслуживает комплексная жанровая модель, предложенная Л.Ю. Шипициной, включающая следующие параметры: 1) медийные (оформление жанра, синхрон-ность/асинхронность, мультимедийность, гипертекстуальность, интерактивность, количество и эксплицированность коммуникантов);

2) прагматические (цель, адресант, адресат, место, время);

3) структурно-семантические; 4) стилистико-языковые.

Л.Ю. Шипицина отмечает, что если прагматические, структурно-семантические, стилистико-языковые параметры достаточно часто становятся предметом лингвистических исследований на материале других жанров, то медийные параметры «являются новым, наименее разработанным исследовательским полем, особенно в условиях стремительного развития информационных технологий и связанных с ними форм коммуникации» [Шипицина, 2009, с. 26-27].

В рамках данной статьи остановимся на характеристике медийных параметров жанровой модели народных мемуаров, представленных на сайте сетевой литературы «Самиздат» (http://samlib.ru).

1. Оформление жанра.

В своем классическом варианте мемуары, как правило, создаются при помощи ручки на листе бумаги (в зависимости от объема это может быть отдельный лист, тетрадь или несколько общих тетрадей и пр.). Но будучи перенесенными в виртуальную среду, они приобретают статус электронного жанра коммуникации, характер функционирования которого принципиально отличается от классического варианта.

В виртуальной среде границы расположения текста определяются URL адресом, к примеру, для сайта «Самиздат» - http://samlib.ru, а вместо страницы печатного носителя функцию размещения текста перенимает экран монитора.

Таким образом, оформление речевого жанра народных мемуаров в интернет-среде задается визуальными характеристиками внешней структуры конкретного веб-ресурса и собственно текста.

Lib.ru: Журнал "Самиздат": Мемуары

ЖЧрна-i "Cmimjai": [Регистрация] [Найти! [Рейтинги! [Обсуждения! [Новинки! [Обзоры! [Помощь!

[Авторы! [Жанры] [Произведения! Отсортировано по: [рейтингу! [дате! [имсниЦчитатслям!

Страниц (57): 1 2 3 4 5 6 7 8 9 К) И ... 57 Жанровый раздел »>, Обсуждение жанра »>.

• Зюлёв Леоший Михайлович: Еарнсовки u uma ISk Оценка: 10.00*4 Сборник рассказов Комментарии

• Николаева Налсжла Адстюущхдна: ♦¡¡ИДГЮЬ Bcipt-ча С Нанжщи Даленкон п Анной )рле, или

Москва лнгерагурно-театральная 9к Оценка: 10.00*3 Очерк Коммешарин

Если увидеть знаковые московские места...

• Петровна Вика: До обеда в Риме 23k Оценка:9.77*6 Глава Комментарии

Результатом флирта на сайте знакомств становится путешествие в солнечную страну...

• Dikij: Весь') го I %'.':■ ЬУ« Мир (почт про любовь) 59k Оценка:9.63*5 Рассказ Комментарии

Нам так жалко свободы Мы с тобою одной и той же породы Да мы слишком похожи Значит, выберут нас на роли Совершенно случайных прохожих И я кричу - остановите пленку Это кино я уже смотрел Эй, режиссер заканчивай съемку А он смеетря в объектив как в прицел Все люди, как и сам...

• Мельникова Лилия: Тайны Русскою ocipoBa 30k Оценка:9.63*5 Рассказ Комментарии

f'uK мы иски hi клад, а нашли бутылку с запиской...

5нтшг ш j^ai

Рис. 1 Скриншот стартовой страницы сайта «Самиздат»

Так, пространство стартовой веб-страницы сайта «Самиздат» делится на несколько частей, где собственно текст народных мемуаров занимает основное и центральное место. Верхняя и правая часть страницы представляет собой навигационное меню из гиперссылок, выступающих в роли неких указателей, облегчающих ориентацию в тексте и связывающих его с другими разделами сайта и авторскими страница-

При оформлении собственно текста народных мемуаров используется традиционный набор паралингвистических средств - сегментация, цвет, шрифт, подчеркивания, зачеркивания, выделения и др. «Даже форма и величина букв, длина и расположение строк и т.п. - все это может нести определенную информацию для читателей» [Норманн, 2003, с. 39].

В рассматриваемом материале визуальный вид текста в большинстве случаев определяет дизайн сайта - серый фон, шрифт обычный (Be6)+Times New Roman, 12 пт, 10 пт, цвет букв синий и черный.

2. Синхронность / асинхронность.

Согласно этой характеристике речевой жанр мемуаров является асинхронным жанром, то есть не требует присутствия читателя в момент размещения текста. Однако не исключена возможность синхронизации коммуникации. Если адресат находится в сети, то прочитав текст, он может сразу сформулировать свое мнение и отправить его в виде комментария (высказывания). Как показывает анализ, в некото-

ЖЛНРЫ:

Проза(1544941 П<чмя (390293) Лирика(119283) Мемуары (11347) История(16963) Детская (15405) Детектив (9493) Приключения (22416) Фантастика (71787) Фштещ (99906) Киберпанк(3712) Публицистика(26617) События(7520) Лиюбюр (8843) Критика(10690) Философия(35974) Рсли1ия(9705) Эзотерика(11591) Окк\лыи '.ч (1655)

рых случаях коммуникативный акт читателя с мемуарным текстом характеризуется высокой скоростью ответной реакции, тем не менее, полного слияния синхронной и асинхронной форм в представленных текстах не происходит, например:

159. Ванюковъ Андрей (апдуап56(а)таЛ. ги) 2013/10/0510:08 [ответить/

160. Рыжкова Светлана 2013/10/0510:10 [ответить/

161. Ванюковъ Андрей (апдуап56(а)таЛ. ги) 2013/10/0510:14 [ответить/

162. Рыжкова Светлана 2013/10/05 10:24 [ответить/

163. Ванюковъ Андрей (апдуап56(а)таЛ. ги) 2013/10/0510:34 [ответить/

164. Егорыч (е%опс}14(а)\>ап(1ех. ги) 2013/10/05 10:39 [ответить/

165. Ванюковъ Андрей (апдуап56(а)таЛ. ги) 2013/10/05 10:45 [ответить / (комментарии к тексту «Записки вершителя», автор Ванюковъ Андрей, http://samlib.ni/comment'м\'м'ап]11ком'_а/гар18Ымчг8кие1]а2?РАОЕ=2).

3. Мультимедийность.

В большинстве случаев внешний вид мемуарного текста подчинен графическому оформлению сайта, однако может задаваться автором самостоятельно. В таких случаях наблюдается изменение фона, цвета и стиля шрифтов, текст зачастую сопровождают иллюстрации и изображения -личные фото самого разнообразного содержания, рекламные баннеры, «аватарки», смайлики и пр. Например, оформление авторских страниц http://samlib.ni/w/wirsawija_ijw/, http://samlib.ni/b/below_ojw/,

1Шр://затНЬ.п1/к/кмапЬ'/Ш1'к1з1ьз11Ш1, http://samlib.ni/l/lena_kalugina/,

http://samlib.ni/t/timohowa_ejw/, http://samUb.ni/ffom

На наш взгляд, данная особенность обусловлена спецификой виртуального общения, целью которого является личностное самовыражение, стремление быть услышанным «здесь и сейчас», желание найти единомышленника, собеседника и особенностями «поведения» автора в его условиях, который «через систему речевого жанра самопрезенти-рует себя в виртуальном дискурсе» [Компанцева, 2007, с. 174].

Таким образом, среда функционирования жанра, безусловно, определяет креолизованность мемуарного текста, где «вербальные и текстовые элементы образуют одно визуальное, структурное, смысловое и функциональное целое, нацеленное на комплексное прагматическое воздействие на адресата» [Анисимова, 2003, с. 17].

4. Гипертекстуальность.

Гипертекстовая организация составляет основу построения виртуального жанра народных мемуаров.

На главной странице гиперссылки интегрированы во все структурные элементы сайта. Основное меню («шапка сайта»), сохраняющееся при переходе в другой экран, включает следующий набор пунктов

- [Регистрация] [Найти] [Рейтинги] [Обсуждения] [Новинки] [Обзоры] [Помощь]. Кроме того, в левой части стартовой страницы также имеется весьма обширный набор «внетекстовых» элементов, к примеру

- «жанры», «всего в журнале», «см. также», «формы» и др.

Такой состав навигационных указателей демонстрирует все возможности сайта «Самиздат» как сетевого ресурса в целом.

С точки зрения гипертекстовой организации собственно текста народных мемуаров он представляет собой преимущественно линейный текст. Гипертекстуальные связи представлены в основном только в заголовочном комплексе каждого текста:

• Комментарии: 13. последний от 10 04 2015

• О Copyright Биссронко София (ms.sophia201 1 <fiimail.ru)

• Размещен: 15/12/2012, изменен: 15/12/2012. 20k. Статистика

• Рассказ: Мемуары

Оценка: 9.18*5 Ваша оценка: не читал ■ ОК

• Аннотация:

Немного о моей жизни. О зрении, школе, матери и учебе.

Рис. 2. Скриншот страницы текста автора С. Борисенко «Школа, мама и окулист»

Заголовок как структурный элемент имеет более сложную структуру, нежели в классическом варианте, что, безусловно, определено характером среды коммуникации и оформлением самого ресурса. Он включает в себя набор гиперссылок - 1) комментарии, 2) профайл автора, 3) дата размещения, изменения, статистика, 4) жанр / форма, 5) иллюстрации / приложения (если есть), 6) оценка читателя - и аннотацию.

Порядок чтения мемуарного текста не является четко заданным (читатель может сначала познакомиться со списком всех произведений выбранного автора, статистикой, прочитать комментарии или аннотацию к тексту, а потом сам текст или наоборот).

Таким образом, гипертекстуальные связи позволяют читателю выстраивать «свой маршрут» освоения жанрового пространства.

Показательно, что в рассматриваемом материале в большинстве случаев все гиперссылки являются внутренними, то есть ведущими к другим страницам этого же сайта. Данное доминирование в целом можно объяснить стремлением автора удержать внимание читателя в пространстве «своего» текста.

5. Интерактивность.

Интерактивность как взаимная активность участников коммуникативного процесса на сайте «Самиздат» представлена довольно широ-

К разным видам данного параметра относятся возможность связаться с программистом сайта, поиск, регистрация, голосование, оценивание и др. Наибольший интерес, конечно же, представляет сервис, позволяющий читателям комментировать любой текст, публикуемый на этом веб-ресурсе.

Виртуальный жанр народных мемуаров от традиционного отличается принципиально публичной природой. Осознанно или нет, но любой автор, который обращается к интернет-публикации, хочет быть прочитанным и рассчитывает на отклик читателей:

«Пишите вопросы в коментах. Ответы буду выкладывать по мере поступления и возможности» (автор Голд Джон, аннотация к тексту «Вопрос=>ответ к автору»);

«Оценивайте, комментируйте)) (автор Москалева Алина Эдуардовна, аннотация к тексту «Любовь, любовь, любовь..»);

«Предельно откровенная исповедь автора, превратившегося из успешного и перспективного "мажора", воспитанного в благополучной семье, в последнего алкаша. Друзья, большая просьба: пишите, пожалуйста, комментарии. Если кому-то поможет мой горький опыт, то уже жизнь не зря прожил. Пишите» (автор Скрытный Алексей Юрьевич, аннотация к тексту «Исповедь алкоголика»).

Ответная коммуникация адресата выражается в виде высказываний (комментариев) к тексту. Интеграция цитат из одного комментария в другой позволяет напрямую выстраивать открытый виртуальный диалог не только автора и читателя, но и читателей между собой. Более того, коммуниканты могут обсуждать не только данный текст, но и другие темы, которые вызвали интерес у аудитории: 69. Майк Китовский ($ат-$}1(д)\>ап(1ех.ги) 2007/01/31 07:25 [ответить/

> > 68.Севастьянов Виктор Александрович » > 64.ЫЩ

>>Последний рассказ из серии «я просто сидел и написал» -«Ноль».

>Непонятно - это как? Не было дела?

Это, наверное, так, чтобы отвлечься от работы над романами или от сессии. Для души :) Только вот романы надо писать с таким же настроением. А то Дикий воспринимает это, как каторгу :))

> >РБ С Китовским спорить не вижу пользы.

А я разве спорю? От споров никакой пользы, одни разочарования ;)

> А еще читаю Лукьяненко и слушаю умную музыку (как у Цоя). Помогает писАть!

>И жить тоже, а как у Цоя это какую?-))))))))))))

Как у Цоя — это группа Кино и все, что с ней связано %))) А вообще, насколько я знаю, Дикий вроде не поклонник русского рока. Жаль :( Много хороших песен пропускаешь.

(комментарий к тексту «Весь Этот %?:Л>@ Мир (почти про любовь)» автора 01ку).

6. Количество и жсплицированность коммуникантов.

По количеству участников виртуальный речевой жанр мемуаров относится к массовой коммуникации - 1 :п.

В представленных текстах коммуниканты могут выступать как эксплицированный тип, так и выступать анонимно.

Эксплицированность обусловлена возможностью создания своего профиля при регистрации на сайте, при которой участник может указать личные данные о себе - ФИО, место жительства, где родился, год рождения, электронный адрес, а также загрузить личное фото на свою страницу и заявить о своих увлечениях, хобби, привычках в рубрике «Об авторе»:

«Родилась в Находке, что в Приморском крае. Детство прошло в трех городах — Находка (которую я почти не помню), Хабаровск (помню плохо) и Артем. Среднее образование получала аж тринадцать лет подряд из-за специальной программы. После окончания этих мучений провела семь лет в попытке получить высшее образование. Попытка оказалась более-менее удачной и наградила меня дипломом по специальности "Прикладная математика ".

Люблю животных, особенно кошек. Спокойно отношусь к змеям, ящерицам, паукам и прочей нестандартной живности. Мечтаю жить в частном доме.

Замужем, детей нет. Дома живут четыре кота и кошка.

В настоящее время работаю преподавателем математики в ВУЗе и занимаюсь частной практикой — подготавливаю школьников к ЕГЭ и ГИА. Почти все хобби остались только в памяти из-за плохого здоровья. Люблю альпинизм и фигурное катание. Когда-то получила красно-черный пояс по таэквондо. В настоящее время осталось писательство, вязание на спицах и вышивка крестиком. Когда-то профессионально занималась астрологией» (автор Борисенко София, http://samlib.rU/h/hagal_s/about.shtml).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом система регистрации отличается предельной простотой и не требует в обязательном порядке представлять подобного рода информацию. В результате в таких случаях речевой жанр характеризуется не эксплицированностью или частичной эксплицированностью коммуникантов. Они могут выступать под ником (2Жг/, Я.К, Рыжая

Девочка, Че Ася Ася, Лепешка К. Б-Б., Некто Брехунов, Домовой, Земляк, Крысолов, Плюс Один, Сивая кобыла, Мерзская Бука, Наблюдающий), вместо личного фото загружать «аватарки» или фото известных людей и др.

Таким образом, характеристика медийных параметров жанровой модели мемуаров в интернет-коммуникации показывает их тесную взаимосвязь с другими параметрами (прагматическими, структурными, языковыми), которые в целом определяют его специфику и модификацию по сравнению с традиционным речевым жанром.

Литература

Анисимова Е.Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на примере креолизованных текстов). М., 2003.

Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

Горошко Е.И. Виртуальное жанроведение: становление теоретической парадигмы // Ученые записки Таврического национального университета им. В.И. Вернадского. Серия «Филология. Социальные коммуникации». 2011. Т. 24(63) № 1. Ч. 1.

Журнал «Самиздат». [Электронный ресурс]. URL: http://samlib.ru

Компанцева Л.Ф. Интернет-коммуникация: когнитивно-прагматический и лингвокультурологический аспекты. Луганск, 2007.

Лутовинова О.В. Лингвокультурологические характеристики виртуального дискурса. Волгоград, 2009.

Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2003.

Сухотерина Т.П. Жанры естественной письменной речи: народные мемуары. Барнаул, 2012.

ШипицинаЛ.Ю. Жанры компьютерно-опосредованной коммуникации. Архангельск, 2009.

Шмелева Т.В. Модель речевого жанра // Антология речевых жанров: повседневная коммуникация. М., 2007.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.