Научная статья на тему 'ЖАНР ПСАЛМА В КУРСЕ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ'

ЖАНР ПСАЛМА В КУРСЕ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
5
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
псалом / хоровая музыка / кантата / церковная традиция / жанровая модель / стиль / psalm / choral music / cantata / church tradition / genre model / style

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Сизова Ольга Алексеевна, Кислова Оксана Николаевна, Карнаухова Вероника Александровна

Авторы обращаются к проблемам обучения педагогов-музыкантов. В статье акцентируется внимание не том, что в ходе изучения таких объемных дисциплин, как «История зарубежной музыки» или «Историко-стилевые тенденции в зарубежном музыкальном искусстве» из поля внимания преподавателя и студентов выпадают важные жанровые модели, тексты, а также некоторые композиторские фигуры, например, творчество авторов так называемого «второго ряда». Это значительно обедняет представление о развитии музыки. Между тем, обозначенный круг дисциплин необходим будущему педагогу музыки как профессиональная основа, позволяющая сформировать музыкально-исторические знания и заложить фундамент музыкальной эрудиции. В качестве выхода из создавшегося положения авторы предлагают организацию самостоятельной работы студентов над изучением отдельных текстов, партитур и жанров. Особенно продуктивным может стать обращение к жанровым моделям, имеющим длительную историю, например, к жанру псалма, существующему в европейской традиции как духовная кантата. Эволюцию псалма и подобных ему духовных жанров можно проследить от древности до современности, привлекая редкий материал, не затронутый на лекционных занятиях. Размышляя об эволюции псалма, авторы обращаются к исследованиям, в которых указываются различные этапы развития жанра. В частности, в них говорится о движении псалма от литургической традиции к этапу эмансипации его и существованию как концертного жанра. Период эмансипации совпадает по времени с XIX веком и композиторским творчеством рубежа XIX-XX вв. Показательным примером в этом отношении является кантата немецкого композитора Макса Регера «Сотый псалом», созданная в 1908-1909 гг. Партитура Регера иллюстрирует идею «памяти жанра» и является образцом модели концертного типа псалма, с признаками жанрового микста. В ней синтезирован собственно хоровой жанр (кантаты) и жанр симфонии. По своим жанрово-стилевым признакам она перекликается с созданными в начале XX века сочинениями русских композиторов кантатой С.И. Танеева «По прочтении псалма» и поэмой кантатой «Колокола» С.В. Рахманинова. Обращение к этим сочинениям в курсе изучения «Истории музыки» и их сравнение представляется полезным с точки зрения понимания жанрово-стилевых процессов, происходящих как в русском, так и в зарубежном композиторском творчестве рубежа XIX-XX веков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The authors address the problems of teaching music teachers. The article draws attention not only to the fact that in the course of studying such voluminous disciplines as "History of foreign music" or "Historical and stylistic trends in foreign musical art", important genre models, texts, as well as some composer figures fall out of the field of attention of the teacher and students , for example, the work of the authors of the so-called "second row". This greatly impoverishes the idea of the development of music. Meanwhile, the indicated range of disciplines is necessary for the future music teacher as a professional basis that allows to form musical and historical knowledge and lay the foundation for musical erudition. As a way out of this situation, the authors propose the organization of independent work of students on the study of individual texts, scores and genres. It can be especially productive to turn to genre models that have a long history, for example, to the psalm genre, which exists in the European tradition as a spiritual cantata. The evolution of the psalm and similar spiritual genres can be traced from antiquity to the present, drawing on rare material not covered in lectures. Reflecting on the evolution of the psalm, the authors turn to studies that indicate the various stages in the development of the genre. In particular, they talk about the movement of the psalm from the liturgical tradition to the stage of its emancipation and existence as a concert genre. The period of emancipation coincides in time with the 19th century and the composer's work at the turn of the 19th-20th centuries. An illustrative example in this regard is the cantata "The 100th Psalm" by the German composer Max Reger, created in 1908-1909. Reger's score illustrates the idea of the "memory of the genre" and is an example of a psalm concert type model, with features of a genre mix. It synthesizes the choral genre proper (cantatas) and the symphony genre. In terms of its genre and style features, it echoes the works of Russian composers created at the beginning of the 20th century the cantata “After reading the psalm” by S.I. Taneyev and the poem-cantata “The Bells” by S.V. Rachmaninov. Referring to these compositions in the course of studying the "History of Music" and comparing them seems useful from the point of view of understanding the genre and style processes taking place both in Russian and foreign composer's work at the turn of the 19th-20th centuries.

Текст научной работы на тему «ЖАНР ПСАЛМА В КУРСЕ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ»

- Какие есть критерии у правильной цели занятия?

- Моей целью на занятии сегодня было...

- Я понял, что достиг цели, потому что..

-Цель помогала мне....

3 Открытые вопросы с развернутым ответом:

- Какие факторы влияют на мотивацию вашей деятельности?

- Какие Ваши действия или деятельность станут более успешными (результативными), если для них поставить цель?

После разработки описанного телеграм-бота была проведена его экспертная оценка. Она свидетельствует о том, что

разработанный телеграм-бот соответствует требованиям логичности, понятности, наглядности, удобства использования. Помимо этого эксперты подтвердили, что использование разработанных вопросов будет способствовать развитию рефлексивных умений студентов.

Выводы. Разработанный телеграм-бот может быть использован в ходе тьюторского сопровождения развития рефлексивных умений студентов. На наш взгляд, логичным продолжением данной работы будет совершенствование бота за счёт создания алгоритмов анализа ответов на вопросы на основе методов машинного обучения и перехода работы телеграм-бот в режим диалога со студентами, что позволит повысить самостоятельность студентов при осуществлении ими рефлексии собственной образовательной деятельности.

Представленный в статье опыт может быть интересен тьюторам и преподавателям системы высшего образования, а также специалистам, занимающимся профессиональной подготовкой и повышением квалификации педагогических кадров.

Литература:

1. Еникеев, Г.А. Системная педагогика. Кн. 2: Теория педагогических систем: учебное пособие / Г.А. Еникеев. -Красноярск: изд-во «Кларетианум», 2003. -244 с.

2. Карпов, A.B. Психология рефлексивных механизмов деятельности: монография / A.B. Карпов; Российская академия наук [РАН]. Институт психологии. - Москва: Институт психологии РАН, 2004. - 422 с.

3. Савченко, Е.В. Диагностика рефлексивных умений на метакогнитивном уровне рефлексивной компетентности / Е.В. Савченко // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. - 2015. - №3. - С. 97-108

4. Тельтевская, Н.В Сущность и структура рефлексивных умений / Н.В. Тельтевская, A.B. Шорина // Педагогика и психология образования. - 2018. - №2. - С. 38-47

5. Hacker, D.J. Metacognition: Definitions and empirical foundations / D.J. Hacker, J. Dunlosky, A.C. Graesser 11 Metacognition in Educational Theory and Practice. - 1998. -Ch. l.-P. 123-134

6. Hartman, H.J. Metacognition in Learning and Instruction: Theory, Research, and Practice / H.J. Hartman. - 2001. - 287 p.

Педагогика

УДК 372.878

кандидат педагогических наук, старший преподаватель Сизова Ольга Алексеевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, преподаватель Кислова Оксана Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)

ЖАНР ПСАЛМА В КУРСЕ ИСТОРИИ ЗАРУБЕЖНОЙ МУЗЫКИ БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ

Аннотация. Авторы обращаются к проблемам обучения педагогов-музыкантов. В статье акцентируется внимание не том, что в ходе изучения таких объемных дисциплин, как «История зарубежной музыки» или «Историко-стилевые тенденции в зарубежном музыкальном искусстве» из поля внимания преподавателя и студентов выпадают важные жанровые модели, тексты, а также некоторые композиторские фигуры, например, творчество авторов так называемого «второго ряда». Это значительно обедняет представление о развитии музыки. Между тем, обозначенный круг дисциплин необходим будущему педагогу музыки как профессиональная основа, позволяющая сформировать музыкально-исторические знания и заложить фундамент музыкальной эрудиции. В качестве выхода из создавшегося положения авторы предлагают организацию самостоятельной работы студентов над изучением отдельных текстов, партитур и жанров. Особенно продуктивным может стать обращение к жанровым моделям, имеющим длительную историю, например, к жанру псалма, существующему в европейской традиции как духовная кантата. Эволюцию псалма и подобных ему духовных жанров можно проследить от древности до современности, привлекая редкий материал, не затронутый на лекционных занятиях. Размышляя об эволюции псалма, авторы обращаются к исследованиям, в которых указываются различные этапы развития жанра. В частности, в них говорится о движении псалма от литургической традиции к этапу эмансипации его и существованию как концертного жанра. Период эмансипации совпадает по времени с XIX веком и композиторским творчеством рубежа XIX-XX вв. Показательным примером в этом отношении является кантата немецкого композитора Макса Регера «Сотый псалом», созданная в 1908-1909 гг. Партитура Регера иллюстрирует идею «памяти жанра» и является образцом модели концертного типа псалма, с признаками жанрового микста. В ней синтезирован собственно хоровой жанр (кантаты) и жанр симфонии. По своим жанрово-стилевым признакам она перекликается с созданными в начале XX века сочинениями русских композиторов - кантатой С.И Танеева «По прочтении псалма» и поэмой - кантатой «Колокола» С.В. Рахманинова. Обращение к этим сочинениям в курсе изучения «Истории музыки» и их сравнение представляется полезным с точки зрения понимания жанрово-стилевых процессов, происходящих как в русском, так и в зарубежном композиторском творчестве рубежа XIX-XX веков.

Ключевые слова: псалом, хоровая музыка, кантата, церковная традиция, жанровая модель, стиль.

Annotation. The authors address the problems of teaching music teachers. The article draws attention not only to the fact that in the course of studying such voluminous disciplines as "History of foreign music" or "Historical and stylistic trends in foreign musical art", important genre models, texts, as well as some composer figures fall out of the field of attention of the teacher and students , for example, the work of the authors of the so-called "second row". This greatly impoverishes the idea of the development of music. Meanwhile, the indicated range of disciplines is necessary for the future music teacher as a professional basis that allows to form musical and historical knowledge and lay the foundation for musical erudition. As a way out of this situation, the authors propose the

organization of independent work of students on the study of individual texts, scores and genres. It can be especially productive to turn to genre models that have a long history, for example, to the psalm genre, which exists in the European tradition as a spiritual cantata. The evolution of the psalm and similar spiritual genres can be traced from antiquity to the present, drawing on rare material not covered in lectures. Reflecting on the evolution of the psalm, the authors turn to studies that indicate the various stages in the development of the genre. In particular, they talk about the movement of the psalm from the liturgical tradition to the stage of its emancipation and existence as a concert genre. The period of emancipation coincides in time with the 19th century and the composer's work at the turn of the 19th-20th centuries. An illustrative example in this regard is the cantata "The 100th Psalm" by the German composer Max Reger, created in 1908-1909. Reger's score illustrates the idea of the "memory of the genre" and is an example of a psalm concert type model, with features of a genre mix. It synthesizes the choral genre proper (cantatas) and the symphony genre. In terms of its genre and style features, it echoes the works of Russian composers created at the beginning of the 20th century - the cantata "After reading the psalm" by S.I. Taneyev and the poem-cantata "The Bells" by S.V. Rachmaninov. Referring to these compositions in the course of studying the "History of Music" and comparing them seems useful from the point of view of understanding the genre and style processes taking place both in Russian and foreign composer's work at the turn of the 19th-20th centuries.

Key words: psalm, choral music, cantata, church tradition, genre model, style.

Введение. Учебный процесс по направлению подготовки «Педагогическое образование», профиль «Музыка» предполагает изучение не только специальных дисциплин - таких, например, как корпус психолого-педагогических предметов («Общая и социальная психология», «Музыкальная психология» и проч.), но и комплекс дисциплин, относящихся к музыкально-исторической подготовке. Это - «История зарубежной музыки», «Историко-стилевые тенденции в зарубежном музыкальном искусстве», «История отечественной музыки» и др. Обозначенный круг дисциплин необходим будущему педагогу музыки как профессиональная основа, позволяющая сформировать музыкально-исторические знания, заложить фундамент музыкальной эрудиции, без которой не возможно представить в будущем процесс «воспитания музыкой».

Стоит, однако, признать, что динамика и плотность обучения сегодня столь велики, что многие важные явления при изучении музыкально-исторических дисциплин ускользают от внимания и преподавателя, и студентов. Так, в контексте изучения «Истории зарубежной музыки» педагог прочерчивает магистральные линии развития музыкального искусства, рассматривая творчество крупных композиторов в контексте доминирующих в ту или иную эпоху стилей и художественных направлений. «За скобками» остается наследие мастеров так называемого «второго ряда», что значительно обедняет представление о музыкальном ландшафте той или иной эпохи и страны. Изучение дисциплины «Историко-стилевые тенденции в зарубежном музыкальном искусстве» предполагает более детальный и дифференцированный подход, однако, на практике, и здесь не обходится без существенных упущений. Так, из сферы внимания выпадают отдельные жанровые модели, тексты. В этой связи в качестве выхода из создавшегося положения можно предложить организацию самостоятельной работы студентов над изучением отдельных текстов, партитур и жанров. Особенно продуктивным, на наш взгляд, может стать обращение к жанровым моделям, имеющим длительную историю. Их эволюцию можно проследить от древности до современности, привлекая при этом материал, достаточно редкий, не затронутый на лекционных занятиях.

Основываясь на этом материале, студент может создать свою презентацию, padlet, доклад, реферат - словом, формы представления могут быть различны. Попробуем рассмотреть этот процесс на примере жанра псалма, изучаемого в курсе «История зарубежной музыки». В качестве материала используются исследовательские работы, посвященные эволюции данного жанра и его преломление в кантате немецкого композитора рубежа XIX-XX вв. Макса Регера (1873-1916).

Целью статьи является анализ духовной кантаты Макса Регера «100 Псалом» с точки зрения применения данной партитуры в учебном процессе педагогов-музыкантов, в курсе изучения дисциплины «История зарубежной музыки».

Изложение основного материала статьи. Жанр псалма имеет длительную историческую традицию, на что указывает О.О. Живаева: «В первые века христианства в церковной среде происходило плодотворное усвоение ветхозаветного наследия. Церковь в полной мере рассматривает себя преемницей религиозного опыта Ветхого Завета, а поэтические тексты Псалтири ...легли в основу литургической практики христианской церкви» [1, С. 21]. Тот же автор, обращая внимание на оценку музыкального оформления псалмов, данную в святоотеческих трудах, отмечает: «Свт. Афанасий определяет пение псалмов для «пользы душевной», признавая за музыкальным началом силу его этического воздействия, а также способность врачевать душу, приводя ее от тревожного, беспорядочного и скорбного в состояние гармонии и равновесия...» [1, С. 23]. А.А. Козлова указывает на то, что содержание и жанры псалмов весьма разнообразны: «...ветхозаветные псалмы не были явлением единообразным в жанровом отношении. С.С. Аверинцев выделял такие жанровые разновидности псалмов, как восхваление, мольбу, жалобу, проклятие, исторический обзор, эпиталаму» [3, С. 8].

Н.В. Лозовская пишет: «Жанр псалма можно без преувеличения назвать духовным опытом человека, выраженным в форме музыкально-поэтической молитвы» [4, С. 7]. Исследователь выделяет четыре периода в развитии псалма как музыкального жанра: «...период «немой псалмовой музыки», период музыкального псалмового аскетизма, период псалмовой риторики и период псалмовой музыкальной "эмансипации"» [4, С. 7]. Стоит обратить особое внимание на два последних периода в курсе История зарубежной музыки, поскольку «период псалмовой музыкальной риторики» )прибл. С 1600 г. до 1850) - это время, когда музыка «заговорила новым языком», эпоха барокко, совпадающая с творчеством таких мастеров хоровой музыки, как Г. Шютц, И.С. Бах, Г.Ф. Гендель, В. Бёрд, Г. Пёрселл и др. Это то время, когда псалом обретает свой жанровый облик, превращаясь в кантату, мотет, антем, период формирования наиболее востребованных в европейской музыке вокально-хоровых жанров.

Что до периода «псалмовой эмансипации», демонстрирующего «независимость музыкального языка современных псалмов от какой-либо церкви» [4, С. 9], то он в большей мере касается музыкального творчества последующего времени, XIX и XX веков. К этому периоду складывается две основных жанровых модели псалмов: модель литургического типа и концертного. В одной из своих работ Лозовская пишет: «При рассмотрении псалмовых произведений XX века концертного типа, в вопросах стиля немаловажную роль будет играть литургическая "память жанра"» [5, С. 116]. К константным признакам этого жанра исследователь относит: опору на музыкальный канонический базис (григорианский хорал, знаменное пение, протестантский хорал), пение без сопровождения или под аккомпанемент органа, преобладание слова над музыкой, использование апробированных жанровых моделей.

Добавим, что эволюция музыкального псалма, предполагающая сближение светского и духовного начал, подкрепляется и фактами развития его поэтических переложений. Исследователь пишет: «Перелагая Псалтырь, многие поэты пытались создать новую жанровую модель путем синтеза различных жанров лирики» [2, С. 76].

Отметим, что особую популярность в европейской музыке псалом обрел на рубеже XIX-XX вв. Это было время, во многом переломное, эпоха, когда человек, оказавшись в условиях новой реальности, потрясений, войн и социальных

взрывов, искал в древней поэзии мудрости и духовной опоры. Среди композиторов, обратившихся в этот период к жанру псалма, можно вспомнить имена А. Шёнберга, А. Онеггера, М. Регера и др.

Творчество немецкого композитора Макса Регера (1873-1916) пришлось именно на этот сложный в художественном отношении период, когда в искусстве наблюдалось «вавилонское столпотворение» разных стилей, наметившиеся новые тенденции - неоклассицизм, импрессионизм, экспрессионизм, авангард сочетались в искусстве со стремлением актуализировать прошлое. Регер принадлежал к мастерам, которые в консерватизме мышления усматривали нечто новое. Его причисляли к композиторам-бахианцам, отмечая в качестве доминирующего свойства его натуры пиетет перед Бахом и мастерами барокко.

Аргументом в пользу регеровского бахианства стала апелляция к приемам полифонии, обращение к барочным жанрам - таким, например, как хоральные органные обработки и хоральные кантаты. Регеровское бахианство стало объектом исследований российских и зарубежных музыковедов, обративших внимание на присутствие в ткани некоторых опусов баховской монограммы. Ею, в частности, отмечена органная Фантазия и фуга на тему BACH (op. 46). Жизнь и судьба Регера тесным образом связана с музыкальной атмосферой Лейпцига, города Баха, деятельностью Баховского общества и его представителей, в числе которых был друг композитора, органист и кантор Thomaskirche Карл Штраубе. Не в последнюю очередь приверженность немецкого мастера к романтическому бахианству отражают и его собственные высказывания, например, о том, что Бах воспринимается им как начало и конец всякой музыки.

Одним из жанров, которому Регер отдал дань в творчестве, стала кантата. Среди написанных немецким мастером кантат выделяется «100-ый Псалом». Созданная в 1908-1909 гг. в Лейпциге, эта партитура, как и хоральные кантаты, отразила причастность Регера к традиции бахианства. В создании ее литературной канвы композитор отталкивался от Масоретской Библии, ставшей в свое время основой для перевода Лютера. Этот факт послужил поводом для распространенного мнения о Регере как о композиторе, возродившем в музыке традиции протестантизма (хотя известно, что он воспитывался в семье, исповедующей католическую веру). Однако, обращение автора к форме псалма как одной из древнейших форм сакральной лирики не было, как уже отмечалось, новым. Оно было подготовлено творчеством романтиков. Разумеется, псалмы, как и вообще хоровые жанры, не были так показательны для наследия композиторов XIX века, как, например, вокальные или инструментальные миниатюры, однако не стоит их игнорировать, поскольку обращение к ним продиктовано духовными поисками романтиков, причем как ранних, так и поздних. Так, в творчестве Ф. Мендельсона мы находим 115-й, 42-й и 95-й Псалмы, к тексту 13-го Псалма обращался И. Брамс. Создатели этих произведений, при всей свободе возможного подхода, должны были опираться на строфическое строение поэтического первоисточника, как сделал это и Регер.

Текст «100 Псалма» пронизан жизнеутверждающей идеей, прославлением Бога. Эти мотивы составляют художественную концепцию партитуры Регера. Объективное начало воплощено здесь при помощи исполнительского состава: четырехголосного смешанного хора, большого симфонического оркестра и органа. При отсутствии сольных номеров музыка звучит подчас мощно и экспрессивно, как в начале первой части, стилистически напоминающей праздничные кантатно-ораториальные сочинения Баха.

Результатом подобного выбора и интерпретации псалмового текста становится развернутое произведение концертного типа, строение которого воспроизводит классическую четырехчастную модель симфонии, с присущими каждой части функциями. В партитуре Регера отчетливо проявились признаки жанра псалма в период его эмансипации. Первая часть Maestoso (Animato) звучит в подвижном темпе и по характеру достаточно активна, ее музыкальная ткань развивается благодаря принципу контраста, вызывающего аналогии с двухтемностью сонатного allegro. Вторая часть, по традиции, медленная, Andante sostenuto. Ее стилевой облик (сдержанно-скорбной сарабанды) вызывает в памяти медленные части романтических симфоний. Характер этой части определяется ключевым словом текста Псалма - Erkennet! («Познайте!»). В соответствие с ним функцию этой части можно определить как торможение действия, философское раздумье.

В полном соответствии с канонами классической симфонии, Регер воспроизводит семантическую оппозицию между действенно-импульсивной первой и философско-созерцательной второй частями. Третья часть играет роль перехода к финалу: об этом свидетельствует ее жанровая двойственность, поскольку, начавшись как грациозный менуэт, она постепенно обретает черты торжественно-размеренного хорала, звучащего как прелюдия к заключительной части - двойной фуге. Полифонический финал вновь подчеркивает приверженность Регера классическим традициям. В качестве эталонов, на которые мог ориентироваться автор, могут быть названы моцартовский «Юпитер», бетховенская Девятая симфония, равно как Четвертая симфония Брамса или Пятая Малера. Монументальный симфонический жанр, генетически связанный с мессой (в архитектуре его аналогом мог бы, наверное, считаться собор), как нельзя более подошел для воплощения идеи Псалма. Партитура Регера иллюстрирует идею «памяти жанра» и является образцом модели концертного типа псалма, с признаками жанрового микста, в котором синтезирован собственно хоровой жанр (кантаты) и жанр симфонии.

Выводы. Несмотря на сложность слухового восприятия регеровской музыки, присущую ей вязкость и гармоническую экспрессивность, партитура «100-го Псалма» является благодатным материалом для изучения студентами в курсе «История зарубежной музыки». На ее примере можно показать в концентрированном виде сразу несколько важных свойств: эволюцию музыкального жанра псалма, свободу в трактовке духовного текста, зарождение характерного для музыки XX века неоклассицизма (необарокко, необахианства), свободу в воплощении сонатно-симфонического цикла и его сближение с кантатно-ораториальными жанрами. Еще одним поводом рассмотрения регеровского сочинения в указанном курсе можно назвать важность рецепции творчества немецкого мастера русскими музыкантами рубежа XIX-XX веков. Острый интерес к творчеству Регера испытал молодой С. Прокофьев, ему посвятили ряд работ критик В. Каратыгин, пианист и просветитель А. Зилоти и многие другие представители мира искусства, чье творчество сформировало русскую музыкальную культуру рубежа XIX-XX столетий [7]. Помимо этого, традиция псалма в русском композиторском творчестве указанного периода была также востребована, один из показательных примеров - кантата С.И. Танеева «По прочтении псалма» (1915). По своему философскому наполнению эта партитура близка вокально-симфонической поэме-кантате «Колокола» C.B. Рахманинова (1913), в облике которой, как и в «100 Псалме» М. Регера, угадываются черты симфонического цикла. Напомним, что оба сочинения - и Танеева, и Рахманинова, созданы в эпоху русского религиозного Ренессанса, когда лучшие умы России сталкивались в спорах по вопросам христианской истины и морали, движимые идеей «творческого горения о добре» [8]. Исследование в этом контексте регеровского Псалма может стать связующим звеном в изучении «Истории музыки», в постижении процессов, происходящих не только в зарубежном, но и русском композиторском творчестве. Подобный подход способствует целостности восприятия законов развития музыкального искусства, понимания диалога культур, влияния духа эпохи.

Последнее, что стоит отметить - то, что, являясь образцами философской кантаты, эти сочинения способствуют процессу усвоения будущими учителями музыки духовно-нравственных ценностей, что, как указывают исследователи [6], является приоритетным направлением современной педагогики.

Литература:

1. Живаева, О.О. Псалмодия в святоотеческом богословском наследии как идеальная модель церковно-певческого искусства / О.О. Живаева // Вестник ОГУ. - 2008. - № 10. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pdalmodiya-v-svyatootecheskom-bogoslovskom-nasledii-kak=idealnaya-model-tserkovno-pevcheskogo-iskusstva (дата обращения: 15.06.2023)

2. Калугина, Е.Б. Духовная ода и переложение псалмов в современном литературоведении / Е.Б. Калугина // Наука о человеке: гуманитарные исследования. - 2015. - № 2 (20). - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/duchovnaya-oda-i-perelozhenie-psalmov-v-sovremennom-literaturovedenii (дата обращения: 14.06.2023)

3. Козлова, A.A. Жанр стихотворного переложения псалмов в русской поэзии первой половины XIX века: авторефератдис. ... канд. фил. наук: 10.01.01/Козлова Анна Анатольевна.-Москва,2005,-28 с.

4. Лозовская, Н.В. Жанр псалма сквозь призму истории и в творчестве композиторов XX века / Н.В. Лозовская // Искусство и образования. - 2011. - № 4 (72). - URL: http://www.art-in-school.ru/art/iskusstvo_i_obrazovanie_2011_04_-_01_Lozovskaya.pdf (дата обращения: 16.06.2023)

5. Лозовская, Н. В. Стилистические особенности псалмовых сочинений XX века / Н.В. Лозовская // Грамота. - 2012. -№ 10 (24). -С. 115-118

6. Малинин, В.А. Формирование духовно-нравственных качеств личности обучающихся в условиях современного образования / В.А. Малинин, Ф.В. Повшедная, A.B. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10, № 1.-С.2.

7. Раку, М.Г. Музыка Макса Регера в России: к вопросу о парадоксах исторической рецепции / М.Г. Раку // Музыкальная академия. - 2019. - № 4 (768). - URL: https://mus.academy/articles/muzyka-maksa-regera-v-rossii-k-voprosu-o-paradoksakh-istoricheskoy-retseptsii (дата обращения: 16.06.2023)

8. Филарет (Гусев), Е.П. Спор между H.A. Бердяевым и И.А. Ильиным о непротивлении злу силой / Е.П. Филарет (Гусев) // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11,№ 1. -С. 13. -DOI: 10.26795/2307-1281-2023-11-1-13

Педагогика

УДК 371

доктор педагогических наук, профессор кафедры управления Симакова Татьяна Петровна

ГБОУ ВО МО «АСОУ» (г. Мытищи);

профессор кафедры теории и методики образовательной деятельности

НОЧУ ВО «Московский финансово-промышленный университет «Синергия» (г. Москва)

УПРАВЛЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТОЙ В ШКОЛЕ С ПОЗИЦИИ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПОДХОДА

Аннотация. В статье рассматривается актуальная проблема современного образования - управление воспитательной работой в образовательном учреждении. Цель исследования состоит в сравнительном анализе особенностей разных уровней управления воспитательной работой в школе и обозначении роли стратегического подхода в данной деятельности. В статье предлагаются некоторые результаты эмпирического исследования позиций руководителей образовательный организаций по вопросу управления воспитательной работой в школе. В результате автор приходит к заключению, что в настоящее время данный подход недостаточно разработан в теории и редко используется в практической деятельности. В то же время, сегодня он является актуальным в условиях повышения значимости системного подхода к развитию воспитания во всех социальных институтах, в первую очередь, в образовательных учреждениях.

Ключевые слова: воспитание в школе; управление; уровни управления; стратегический подход.

Annotation. The article deals with the actual problem of modern education - the management of educational work in an educational institution. The purpose of the study is to make a comparative analysis of the features of different levels of management of educational work at school and to designate the role of the strategic approach in this activity. The article offers some results of an empirical study of the positions of leaders of educational organizations on the issue of managing educational work at school. As a result, the author comes to the conclusion that at present this approach is not sufficiently developed in theory and is rarely used in practice. At the same time, today it is relevant in the context of increasing importance of a systematic approach to the development of education in all social institutions, primarily in educational institutions.

Key words: education at school; control; management levels; strategic approach.

Введение. Воспитательная деятельность образовательного учреждения в настоящее время стала особенно значимой - и в соответствии с возросшим государственным заказом (ФЭ-273 «Об образовании в РФ», Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, и с точки зрения социальных запросов, да и индивидуальные потребности семей в этом направлении тоже меняются. Воспитание сегодня - не просто одно из направлений образовательной деятельности, а важнейшая стратегическая задача всех социальных институтов, отраженное в рабочей программе воспитания, которая стала единой и обязательной частью основной образовательной программы на всех уровнях образования. Сегодня это. Чем оборачивается недостаточное внимание к данной деятельности в семье и школе мы уже достаточно убедились.

Как и любой деятельностью, тем более, столь значимой и приоритетной в государственном, социальном и школьном масштабе нужно грамотно управлять. Как известно, существуют разные подходы к управлению, мы в данной работе сделаем акцент на стратегическом подходе, который, по словам известного ученого в области управления в образовании A.M. Моисеева, является фактором системного развития образовательной организации [5, С. 4]. Если говорить о воспитании, как о важнейшей составляющей образования, то сейчас уже очевидно для всех исследователей и практиков образования, что только системная его организация даёт результат.

Изложение основного материала статьи. О стратегическом подходе к управлению в образовании написано уже достаточно много, начиная с конца прошлого века, но пока он недостаточно технологично представлен для сферы образования. Большое внимание данному подходу уделял. Он считал стратегическое правление В контексте данной статьи можно говорить о нём как факторе системного развития и процесса воспитания в школе. Если обратиться к зарубежным источникам, то, с точки зрения управления воспитательной работой можно обратить внимание на определение, данное Дж. Хиггенсом: «стратегическое управление - это процесс управления с целью осуществления миссии организации посредством управления взаимодействием организации с её окружением» [1, С. 3]. Это еще один важный маркер стратегического управления воспитательной работой для нашего анализа. Обращая внимание на миссии образовательных организаций, с точки зрения стратегического подхода, мы должны вычленить в них и воспитательный аспект. Если его нет, значит, воспитательная стратегия в этой организации не представлена или не осмыслена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.