Разрабатывая программу по опытно-экспериментальной работе и подготовке педагогов к занятиям о гражданском воспитании учащихся в обстановках воспитательного пространства малого города (г. Карачаевск), я придерживалась методологии проектирования педагогических (образовательных) систем А.М. Князева и А.С. Гаязов определивших педагогическую систему как «единство системы целей образования и всех факторов педагогического процесса, способствующих достижению этих целей».
На муниципальном уровне-воспитательного пространства г. Карачаевска была спроектирована программа: «Концепция становления и развития системы гражданского воспитания учащихся средствами национальных традиций».
Опытно-экспериментальная работа проводилась мною в период 2005-2011гг. в институте дополнительного образования Карачаево-Черкесского государственного университета, обладающего значительным научным потенциалом.
С целью изучения деятельности института дополнительного образования университета как регулятора инновационной практики на основе методик С.Г. Вершловского проведено исследование «Ваше мнение об эффективности курсов повышения квалификации в профессиональной деятельности».
Выявлено положительное влияние разработанных курсов на включенность педагогов в опытно-экспериментальную и исследовательскую деятельность и развитие их профессионального мастерства, заключающегося в авторском решении актуальных проблем эксперимента, активном поиске оптимальных способов деятельности путем освоения и разработки новых методик и технологий воспитательной работы в исследуемом направлении, рефлексивном использовании научных данных при разработке авторских программ, проектов, статей. Проанализировав взаимосвязь повышения квалификации в институте дополнительного образования университета с педагогической практикой обучающихся.
Полученный результат свидетельствует о том, что подготовка педагогов в курсовой и после курсовой период положительно влияет на степень использования полученных знаний, оказывает воздействие на изменение стиля жизни, мировоззрения и мировосприятия.
Литература:
1. Болотин, Т.В. Гражданское воспитание как актуальная проблема современной школы / Т.В. Болотин // Мир образования - образование в мире. - М., 2001. - №2. - С. 28-34
2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 2020. - С. 352.
3. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые слова, термины, актуальная лексика / С.М. Вишнякова. - М.: ИНЦСПО, 1999. - С. 538.
4. Гаязов, А.С. Гражданское воспитание в новых условиях развития российской государственности / А.С. Гаязов // Понятийный аппарат педагогики и образования. Сборник научных трудов. - Екатеринбург, 2001. - С. 359-370
5. Князев, А.М. Гражданственность как объект воспитания / А.М. Князев // Стратегия воспитания в образовательной системе России. - М., 2005. - С. 345-353
6. Тоторкулова, К.А. Опытно-экспериментальная работа как условие повышения качества подготовки педагогов к компетентному гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций / К.А. Тоторкулова // Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. - 2011. - №1 (16). - С. 21-31
7. Тоторкулова, К.А. Подготовка педагогов к гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в системе повышения квалификации / К.А. Тоторкулова // диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова. - Владикавказ, 2012. -С. 39-45
8. Тоторкулова, К.А. Подготовка педагогов к гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в системе повышения квалификации - автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / К.А. Тоторкулова. - Владикавказ. Северо-Осетинский государственный университет им. К.Л. Хетагурова, 2012. -С. 22-25
9. Тоторкулова, К.А. Подготовка педагогов к гражданско-патриотическому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в системе повышения квалификации / К.А. Тоторкулова. - Владикавказ, 2011. - С. 41-48
10. Тоторкулова, К.А. Проектирование модели подготовки педагогов к деятельности по гражданскому воспитанию учащихся средствами национальных традиций в пространстве малого города / К.А. Тоторкулова // Молодой ученый. -№5(28). - Чита: 2011, Том 2. - С. 161-165
11. Тоторкулова, К.А. Некоторые вопросы повышения готовности педагогов к воспитанию у учащихся гражданственности / К.А. Тоторкулова // Научные проблемы гуманитарных исследований. Выпуск 10. - Пятигорск: Институт региональных проблем российской государственности на Северном Кавказе, 2010. - С. 151-156
Педагогика
УДК 372.8
преподаватель Угренинова Мария Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); кандидат искусствоведения, доцент Карнаухова Вероника Александровна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант, музыкальный руководитель Бычкова Татьяна Николаевна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); МБДОУ Детский сад № 9 (г. Саров)
ДУХОВНАЯ КАНТАТА С.П. СТРАЗОВА «ИЗ КАНОНА ПОКАЯННОГО» КАК ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ
ПЕДАГОГОВ-МУЗЫКАНТОВ
Аннотация. Авторы обращаются к проблеме исследования современной духовной музыки педагогами-музыкантами. Указывается на возможность применения хоровых партитур в учебных курсах будущих учителей музыки. Обращается внимание на ценность изучения духовной музыки, формирующей мировоззрение будущего учителя. В статье затрагивается тема творчества нижегородского композитора С.П. Стразова. Авторы создают штрихи к портрету композитора. Основное содержание исследования составляет анализ структурного построения Великого покаянного канона и его применение в духовной кантате композитора. Уделяется внимание анализу текстовой составляющей. Обосновывается мысль о важности
смыслового наполнения молитвенного текста и его воплощения в авторской концертной музыке, не исполняемой в богослужении. Авторы приходят к выводу о необходимости разграничения церковной и концертной музыки при работе с хором. В статье обосновывается принадлежность духовной кантаты Стразова к области нетрадиционных жанров русской духовной музыки. Авторы предпринимают попытку анализа музыкального стиля кантаты. Его особенность - это сочетание элементов знаменного стиля с западноевропейской полифонией. Авторы выделяют ключевые моменты в музыкальном и поэтическом тексте, акцентируя расстановку смысловых акцентов в сочинении при помощи музыкальных средств. Обращается внимание на драматургические функции составляющих текст кантаты строф. В заключении делается вывод о том, что для более полной картины и более широких возможностей использования современной духовной музыки в учебном процессе педагогов-музыкантов, требуется более глубокое исследование.
Ключевые слова: хоровая музыка, покаянный канон, духовная кантата, богослужебная музыка, композиция, стиль.
Annotation. The authors address the problem of studying contemporary sacred music by musician teachers. The possibility of using choral scores in the training courses of future music teachers is indicated. Attention is drawn to the value of studying sacred music, which forms the worldview of the future teacher. The article touches upon the theme of creativity of the Nizhny Novgorod composer S. P. Strazov. The authors create touches to the portrait of the composer. The main content of the study is the analysis of the structural construction of the Great Penitential Canon and its application in the composer's spiritual cantata. Attention is paid to the analysis of the text component. The idea of the importance of the semantic content of the prayer text and its embodiment in the author's concert music, which is not performed in worship, is substantiated. The authors come to the conclusion that it is necessary to distinguish between church and concert music when working with the choir. The article substantiates the belonging of Strazov's sacred cantata to the area of non-traditional genres of Russian sacred music. The authors attempt to analyze the musical style of the cantata. Its peculiarity is a combination of elements of the Znamenny style with Western European polyphony. The authors highlight the key points in the musical and poetic text, emphasizing the arrangement of semantic accents in the composition with the help of musical means. Attention is drawn to the dramatic functions of the stanzas that make up the text of the cantata. In conclusion, it is concluded that for a more complete picture and wider opportunities for using modern sacred music in the educational process of music teachers, a deeper study is required.
Key words: choral music, penitential canon, sacred cantata, liturgical music, composition, style.
Введение. Интерес сегодняшних педагогов-музыкантов к современной духовной музыке, произведениям, написанным на богослужебные тексты, отнюдь не случаен. Многие из тех, кто учится и преподает на направлении «Педагогическое образование», профиль «Музыка» профессионально связаны с современной церковной средой, сотрудничают с регентами, руководителями клиросов православных храмов, проводят культурно-просветительские, музыкальные акции и творческие проекты в стенах православных гимназий, школ, духовных училищ. Внимание к современному духовному творчеству формирует профессиональное мировоззрение будущего учителя. Как отмечает С.В. Фролова, оно формируется «на протяжении всего жизненного цикла профессии «учитель» [6], однако, начальные этапы особенно важны.
Кроме того, изучение русской духовной музыки, отечественной хоровой традиции предполагается в учебных курсах педагогов-музыкантов, преподавании таких дисциплин, как «История русской музыки», «Хоровое дирижирование», «Хоровой класс и практическая работа с хором», «Дирижерско-хоровое мастерство»: знание партитур современных композиторов, апеллирующих к русской церковной традиции, актуально и обусловлено потребностями учебного процесса педагогов-музыкантов. Оно необходимо в исследовательской деятельности педагогов, что является приоритетной задачей сегодняшнего высшего образования: на важность нового - исследовательского - уровня в работе с будущими учителями указывают ученые [4].
История богослужебной музыки неразрывно связана с историей искусства. Являясь прикладным видом творчества, который регулируется каноном - сводом определенных правил, зафиксированных в Типиконе и других служебных книгах, богослужебная музыка многие сотни лет считалась применимой лишь в церкви, на клиросе. Особенно ярко такая тенденция проявлялась в русской духовной традиции.
С середины XVIII века, в связи с активным развитием и насаждением партесного пения, духовная музыка разделяется на два автономных русла - церковную (богослужебную) и концертную музыку. Методы создания и подход к исполнительской манере в них - принципиально отличаются. Если первую можно соотнести с понятием «канон», то вторая ориентируется на стиль. Церковная музыка имеет под собой богослужебную основу, ориентируется на течение хода богослужебного действия, на место того или иного произведения в канве служебного предназначения. Концертная же музыка, имея под собой основу в виде канонического духовного текста, в частности, псалма, имеет иную художественную, индивидуально-стилевую систему. В смысловом отношении эти два русла опираются на единую текстовую составляющую, однако реализуют ее совершенно по-разному с точки зрения музыкально-стилевых особенностей.
Перечень богослужебных текстов огромен. Помимо отдельных видов служб, ориентирующихся на суточный круг, таких как Вечерня, Утреня, Всенощное бдение, Часы, Литургия, Повечерие, Полунощница, существует и седмичный богослужебный круг, и годовой богослужебный круг, который, в свою очередь, подразделяется на подвижный и неподвижный богослужебный круг. В данной статье нас интересует подвижный богослужебный годовой круг, так как он строится с опорой на Пасхалию - включает в себя богослужения Великого поста (Четыредесятницы), собственно Пасхи и последующих после нее недель (Пятидесятницы). На первой неделе Великого поста совершаются службы по особому чину, который никогда более не повторяется в течение последующего года. Вечером в первые четыре для Великого поста (с понедельника по четверг) на великом повечерии совершается чтение Великого покаянного канона преподобного Андрея Критского. Именно этот текст положен в основу духовной кантаты «Из канона покаянного», созданной нижегородским композитором Станиславом Петровичем Стразовым (1941-2012).
Обращение нижегородских студентов и преподавателей к сочинению земляка, ценно уже тем, что позволяет расширить границы музыкальной эрудиции, обогатив знание современной духовной музыки традициями малой родины и позволяя изучить современные духовные жанры в контексте музыкального краеведения.
В связи со всем, изложенным выше, можно определить цель статьи: анализ духовной кантаты С.П. Стразова «Из канона покаянного», изучение трактовки поэтического текста, а также избранного композитором для его воплощения комплекса музыкально-выразительных средств, с целью применения этой музыки в учебной практике педагогов-музыкантов.
Изложение основного материала статьи. О композиторе С.П. Стразове можно сказать, что он - автор многочисленных произведений в разных жанрах. Помимо композиторской деятельности С.П. Стразова привлекало музыковедение, он является автором научных и методических трудов, учебников. Как педагог он преподавал в Нижегородской консерватории такие дисциплины, как гармония, полифония, полифонический анализ, инструментовка, чтение симфонических партитур, вел специальный класс у музыковедов. В 1984-1988 годах С.П. Стразов исполнял обязанности заведующего кафедрой композиции и инструментовки. Долгие годы С.П. Стразов возглавлял Учебный отдел Нижегородской консерватории. На его плечах держалась нелегкая административно-учебная работа. Вехи биографии
композитора свидетельствуют о его безграничной любви к музыке и постоянном стремлении к расширению границ ее познания: окончив Ивановское музыкальное училище, он поступает в Горьковскую консерваторию в класс А.А. Нестерова, позднее обучается как пианист (класс О.С. Виноградовой), затем оканчивает ассистентуру-стажировку. Занимается также и дирижированием в классе М.А. Саморуковой.
Создавая творческий портрет композитора, И. Стольников отмечает: «Среди музыкальных жанров хоровая музыка в творчестве С.П. Стразова занимает особое место. ... Все сочинения С.П. Стразова отличаются особой сердечностью и тонким проникновенным лиризмом за счет особого отношения к выразительным возможностям того или иного инструмента, хора, певческого голоса. В центре его творчества всегда собирательный образ лирического героя.» [5, С. 3-4]. Стольников также отмечает особую роль русской поэзии, русских текстов в хоровом творчестве С. П. Стразова. В этой связи обратимся к тексту, составляющему канву духовной кантаты «Из покаянного канона».
Структурно Покаянный канон прп. Андрея Критского представляет собой 250 песен (тропарей), каждый из которых заканчивается припевом «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Также сами тропари разбиваются на 9 песней, каждая из которых открывается ирмосом. Данная структура формирования Покаянного канона не являлась таковой изначально, она приобретала современный вид в течение некоторого времени. Исследователь Постной Триоди, профессор И.А. Карабинов, называет Великий канон «покаянной автобиографией преподобного Андрея Критского» [1, С. 104-105]. Он считает, что Великий канон был составлен в последние годы жизни Критского пастыря, и это произведение было его покаянным трудом перед смертью. Так же И.А. Карабинов отмечает, что усмотрел определенную структуру в каждой песни преподобного. Он утверждает, что преподобный Андрей в первой части каждой из песней беседует со своей душой, а во второй — обращается с воплем к Богу о помиловании.
В церковной традиции в Покаянном каноне поются ирмосы, припевы и ряд других песнопении, особенно отмеченных в Триоди постной. То есть хор традиционно исполняет начало каждой песни, а затем чередуется пение припева клиросом и чтение тропарей священником. Таким образом, сами тропари не поются, а читаются. Чаще всего регентами берутся для исполнения сочинения Великого канона авторства Д.С. Бортнянского, П.И. Турчанинова, И.Н. Гончарова, архиепископа Ионафана, а также напева Киево-Печерской лавры. Данные произведения музыкально соответствуют текстовой составляющей, дополняют покаянный образ молящихся с их просьбами Богу о грешной душе. Для данных произведений характерно поступенное движение мелодии, без больших скачков, ровность ритма, соизмеримая с ходом молитвы, диапазон каждой хоровой партии, за исключением баса, не превышает сексту.
Мы рассмотрели, как Покаянный канон реализуется в богослужебной традиции, однако необходимо знать, что композиторы обращались к нему и как к концертному жанру - одним из наиболее значимых произведений необходимо указать «Покаянный канон» «сакрального минималиста» Арво Пярта (род. 1935). В этом же ряду, концертных жанров, следует рассматривать и произведение С.П. Стразова «Из канона покаянного».
Автор сам дает определение жанра своего опуса, обозначая его не как духовный или хоровой концерт, а как Духовную кантату. В классическом понимании кантата - вокально-инструментальное произведение, однако С. Стразов использует лишь смешанный хор a capella. Это можно объяснить традиционным пением хора без инструментального сопровождения в православной церкви. Особо следует отметить выбор текста, используемого композитором. Ранее уже указывалось, что в Покаянном каноне 250 тропарей, разделенных на 9 песней. Стразов берет для своей кантаты лишь одну песню - пятую, причем использует ее без ирмоса, который традиционно поется на клиросе, а не читается священнослужителем. Не используется в сочинении и припев «Помилуй мя, Боже, помилуй мя», который поется перед каждым тропарем, а также запевы «Слава» и «И ныне». Таким образом, можно сделать вывод о том, что композитор работает исключительно с авторским текстом самого преподобного Андрея Критского, не присоединяя те части канона, которые были добавлены позднее другими авторами.
Жанр духовной кантаты, избранный композитором, по-видимому, может быть отнесен к нетрадиционным жанрам русской духовной музыки. Исследователь А.Б. Ковалев по поводу них пишет: «Специфика нетрадиционных жанров определяется сочетанием отдельных элементов сакральности со свойствами внебогослужебных жанров - кантаты, оратории, концерта, симфонии, освященных литургической идеей, светом христианского вероучения» [2, С. 159]. В другой работе А.Б. Ковалева указан критерий, определяющий принадлежность авторских произведений к данному жанровому типу, связанный с обстановкой исполнения (по теории А.Н. Сохора): «К внебогослужебному исполнению непременно относятся жанры смешанного типа и нетрадиционные жанры, так как целый ряд факторов (особенности композиции, состав исполнителей, характер текста) выводит их за пределы храмового богослужения» [3, С. 57].
Примечательна структура текста, который использует Стразов. В пятой песне покаянного канона 4 тропаря, последний из них - Богородичный, и он отличается структурно и по смыслу от предыдущих трех. В последних прп. Андрей Критский перечисляет грехи, которым подвержена душа человека: ложь, клевету, немощь, разбой, блуд, леность, «языком злая глаголяй», а в конце каждого из тропарей задает один и тот же вопрос: «душе моя грешная, сего ли восхотела еси?». В последнем тропаре, Богородичном, дается ответ на этот вопрос: «Мати Божия, помози мне недостойному, душе бо моя грешная того восхоте». Анализируя партитуру духовной кантаты, приходим к заключению, что структурно все части выверены и приблизительно равны по объему, то есть композитор не выделяет отдельно какой-либо из четырех тропарей. Однако присутствует четкое разделение по темпу, которое подчинено именно тексту и разбивке его на четыре тропаря. Первые три - с вопросами к собственной душе - выстроены по принципу увеличения темпа. И если между первым и вторым тропарем темповая разница невелика (одна восьмая равна 112 и 120 соответственно), то к третьему тропарю темп увеличивается до 184, предварительно ускорившись от 120 до 138. К 4 тропарю темп резко меняется, замедляясь до значения, где четверть равна 52 (а восьмая 104), то есть заключение становится наиболее медленной частью. Это созвучно со смыслом молитвы, которая поется в данный момент. Перечисляя греховные помыслы, и задавая вопросы к собственной душе, эмоции человеческие очень подвижны, мятущиеся мысли ярко переданы все увеличивающимся темпом. Когда же человек приходит к какому-либо выводу, принятию решения, он успокаивается, наступает умиротворение, что и транслирует композитор в финальной части. Более спокойному исполнению способствует и метроритмическая опора не на восьмые и шестнадцатые длительности, как в первых трех частях, и не на четверти, как в начале четвертой части, а на половинные ноты, которые композитор являет нам в заключении, на последней странице музыки. Кантата становится более распевной, протяжной, умиротворяющей.
Стилистика кантаты объединяет традиции исконного русского хорового пения, с элементами знаменности, и европейскую полифонию, подобную баховской, с присущими ей имитациями и стреттами, барочной символикой. В результате возникает уникальный стилевой сплав, точно соответствующий духу канонического текста. Так, элементы знаменного пения, наличие иссона («ля» у басов и теноров, «ми» у сопрано и альтов) присутствует в первой строфе «Вспомяни, окаянный человече». Это сочетание соответствует и законам имитационной полифонии (партию теноров и басов подхватывают сопрано и альты, что вызывает аналогию с проведением темы-ответа в доминантовой тональности). Музыкальным отражением идеи покаяния становится здесь неуклонное расширение диапазона мелодии, словно горькое
осознание греховности охватывает человека. В музыкальной ткани выделяются остро звучащие секунды - символы вопля, плача, стенания. О знаменности в первой строфе свидетельствуют и звучащие в ней параллельные кварты и квинты, отсутствие деления на такты, авторское стремление к метроритмической свободе, свойственной русским песнопениям, что подчеркивается при помощи полиритмии (сочетанием триолей с дуолями).
В то же время в музыкальной ткани уже первой строфы можно наблюдать сочетание линеарности с ясной гармонией (при свободе ладотональной организации). Так, для подчеркивания важных в смысловом отношении поэтических моментов и ключевых слов используются яркие гармонические средства. Пример можно увидеть в первой строфе, где слово «душе» подчеркивается экспрессивной звучностью доминантового нонаккорда d-moll.
Имитационное развитие наблюдается и во второй строфе «Блудника и разбойника кающася», начинающейся одноголосно, с соло альтов, развивающейся в бемольной, сгущено-мрачной ладотональной сфере. В конце второй строфы зарождается важная интонация, на которой будет основано музыкально развитие третьей строфы «Дивная и скорая помощнице». Интонационная структура начального мотива третьей строфы вызывает аллюзию с темой фуги g-moll из I тома ХТК И. С. Баха, баховской интонацией креста, что совпадает с драматургической функцией этой строфы: она подводит к заключению, катарсису, представляя последнюю ступень напряжения духа. Последняя, четвертая строфа, где движение, как уже отмечалось, притормаживается, играет роль коды. Риторическим признаком становится наличие ослепительно-светлого Ре мажора в последних тактах.
Выводы. В данной статье мы попытались проанализировать трактование Покаянного канона прп. Андрея Критского в творчестве нижегородского композитора С. П. Стразова, с целью использования этой музыки в учебном процессе педагогов-музыкантов. Опора на текстовую и смысловую составляющую представлялась нам наиболее важной в понимании сочинения. Однако, для более глубокого рассмотрения гармонического плана, мелодики, голосоведения и хорового анализа партитуры, изучения ее в контексте хорового творчества композитора, требуется более масштабное специальное исследование.
Литература:
7. Карабинов, И.А. Постная Триодь: Исторический обзор ее плана, состава, редакций и славянских переводов / И.А. Карабинов. - СПб.: типография В.Д. Смирнова, 1910. - 310 с.
8. Ковалев, А.Б. Нетрадиционные жанры русской духовной музыки в композиторском творчестве на рубеже XX-XXI вв. / А.Б. Ковалев // Вестник ПСТГУ. Серия 5: Вопросы истории и теории христианского искусства. - 2017. - № 28. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/netraditsionnye-zhanry-russkoy-duhovnoy-muzyki-v-kompozitoskom-tvorchestve-na-rubezhe-xx-xxi-vv (дата обращения 18.04.2023).
9. Ковалев, А.Б. Типология жанров русской духовной музыки второй половины XIX - начала XXI века / А.Б. Ковалев // Музыкальная академия. - 2015. -№ 4. - С. 54-59
10. Малинин, В.А. Наставничество как действенная форма становления и развития личности молодого учителя /
B.А. Малинин, В.Ф. Повшедная, О.В. Лебедева, А.В. Пугачев // Вестник Мининского университета. - 2023. - Т. 11. - № 1. -
C. 5.
11. Стольников, И.М. Творческий портрет / И.М. Стольников // Стразов, Станислав Петрович. Русские напевы: произведения для смешанного хора a capella / Станислав Стразов; сост. Иван Стольников. - СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2022. - 172 с.
12. Фролова, С.В. Социокультурные факторы формирования профессионального мировоззрения современного учителя: вызовы нового мира образования / С.В. Фролова // Вестник Мининского университета. - 2022. - Т. 10. -№ 2. - С. 3.
Педагогика
УДК 377
преподаватель Уракова Екатерина Андреевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); студент Платонова Анастасия Алексеевна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород); магистрант Ураков Андрей Анатольевич
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (г. Нижний Новгород)
ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ НА БАЗЕ
ТЕХНОПАРКОВ СОВРЕМЕННОГО ТИПА
Аннотация. В статье определена ведущая технология обучения - проектная. Ее главная цель заключается в создании таких условий обучения, при которых обучающиеся смогут эффективно и качественно получать профессиональное образование, развить свои творческие и умственные способности и реализовать себя, путем создания проектов на базе технопарков современного типа. Также, в статье обосновывается сущность и значимость технопарков в рамках профессионального образования, названы основные возможности технопарка современного типа для студентов. Технологии проектного обучения имеют определенную классификацию. Проекты-исследования основываются на постановке цели, определения ожидаемых результатов и решении центральной проблемы, путем исследования темы, как правило, имея четкую организацию проекта. Информационные проекты являются неотъемлемой содержательной частью проектов-исследования.
Ключевые слова: интенсификация, проектная технология обучения, профессиональное образование, инновационный проект, современные технологии, технопарк.
Annotation. The article defines the leading technology of training - project. Its main goal is to create such learning conditions in which students will be able to effectively and efficiently receive professional education, develop their creative and mental abilities and realize themselves by creating projects based on modern technology parks. Also, the article substantiates the essence and significance of technoparks in the framework of vocational education, the main opportunities of a modern technopark for students are named. Project-based learning technologies have a certain classification. Research projects are based on setting a goal, defining expected results and solving a central problem by researching a topic, usually with a clear project organization. Information projects are an integral part of research projects.