Вестник ПСТГУ
Серия V: Вопросы истории и теории христианского искусства. 2022. Вып. 48. С. 114-125 БОТ: 10.15382Мш^202248Л14-125
Беляева Антонина Андреевна, аспирант,
Академия хорового искусства
им. В. С. Попова Россия, г. Москва
[email protected] https://orcid.org/
Религиозная тема
В КАНТАТНО-ОРАТОРИАЛЬНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Виктора Ульянича
А. А. Беляева
Аннотация: Виктор Ульянич — композитор, заслуженный деятель Российской Федерации, кандидат искусствоведения, профессор кафедры композиции Российской академии музыки им. Гнесиных1. Творчество Виктора Ульянича многогранно и разнообразно. Особое место в музыкальном наследии композитора занимают кантатно-ораториальные произведения. Статья посвящена религиозной теме в его хоровых сочинениях, выявлению их образно-тематического содержания, жанровых и стилистических особенностей. В качестве материала для анализа использована кантата «Надзвездный маяк» на стихи архимандрита Виталия (Сидоренко). Обзорно рассматриваются произведения для хора без сопровождения — «Два хора на стихи Ф. Тютчева», «Хоровой диптих» на стихи В. Лазарева и «Три духовных песнопения» на канонические тексты. Религиозная тема в творчестве Виктора Ульянича приобретает новое, индивидуальное звучание. Новаторский музыкальный язык композитора тесным образом связан с традициями хорового письма и вбирает в себя характерные черты духовных произведений русских композиторов Х1Х—ХХ веков.
Ключевые слова: В. Ульянич, современная хоровая музыка, кантата, оратория, духовные песнопения, хоровой цикл, схиархимандрит Виталий.
Магистральная идея творчества композитора связана с религиозной тематикой, которая находит свое воплощение в различных жанрах и формах. Художественное кредо Виктора Ульянича — «Красота должна быть одухотворенной — тогда она служит Богу»2. Музыка есть красота и гармония, Божественный свет, и главное призвание композитора своим творчеством донести до каждого человека
© Беляева А. А., 2022.
1 В. Ульянич занимается активной концертно-просветительской и музыкально-общественной деятельностью, является художественным руководителем ежегодных московских музыкальных фестивалей «Арфовое искусство России» и «Светозвоны». Также принимает активное участие в качестве члена жюри различных всероссийских и международных музыкальных конкурсов.
2 См.: Кайнова И. А. Композитор Виктор Ульянич: Христианское мировоззрение и творческий стиль // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 4. С. 123—131.
этот свет. В творческом багаже Виктора Ульянича множество произведений, связанных с духовной темой, познанием себя в мире и пути человеческом в поисках высшего начала. Композитор неоднократно отмечал, что голос человека — это природный инструмент, данный свыше, чтобы прославлять имя Господне. И поэтому не случаен интерес автора к вокально-хоровому жанру, всевозможным его разновидностям, включая крупные и малые формы — оратории, кантаты и хоровые миниатюры. Виктор Ульянич в своих произведениях обращается к поэтическому творчеству русских классиков — А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Ф. И. Тютчева, А. С. Хомякова, Я. П. Полонского, использует фольклорные и церковнославянские богослужебные тексты. В своих сочинениях композитор затрагивает вечные темы, в основном он обращается к религиозным и лирико-философским стихам о познании себя, о созидании космоса и природы, о божественном предназначении. Например, № 6 «Дар напрасный» из оратории «Пророк» на стихи А. С. Пушкина и митрополита Московского Филарета представляет собой философскую элегию христианского представления о двуединой природе человеческой. Этот диалог — борьба двух начал — человеческого пессимизма и проповеднического оптимизма, где ответ митрополита Филарета на стихи А. С. Пушкина, полные вопросительных интонаций и сомнений, выступает как голос совести и надежды.
Дар напрасный, дар случайный, Жизнь, зачем ты мне дана? Иль зачем судьбою тайной Ты на казнь осуждена?
А. С. Пушкин (26 мая, 1828)
Не напрасно, не случайно Жизнь от Бога мне дана. Не без воли его тайной И на казнь осуждена.
Митрополит Филарет (1830)
К крупным жанрам и формам Виктор Ульянич обращается в начале своей творческой деятельности. В 1980 г. он создает одноактную оперу по одноименной сказке М. Горького «Девушка и Смерть». В этом раннем произведении можно обнаружить темы, которые станут основными в творчестве композитора. Прежде всего Liebe/Tod — тема любви и смерти, одна из самых животрепещущих, вечных тем в искусстве.
Среди произведений для хора a cappella, появившихся одновременно с ораторией, выделяются «Два хора на стихи Ф. И. Тютчева — "Слезы людские" и "Вечер"» (1983); «Хоровой диптих» на стихи отечественных поэтов — «Тихие часы» на стихи В. Лазарева и «Ода разуму» на стихи В. Швеца, перевод с украинского Вл. Карпенко (1984). Изначально миниатюры были созданы для мужского хора, впоследствии сделано переложение для смешанного хора. В первом номере диптиха — «Тихие часы» — композитор создает картину созерцания при
помощи остинатности фактуры, мерцания восьмых в партии тенора и консо-нансных, разреженных звучаний. Второй номер — «Ода разуму» — контрастен «Тихим часам»: он полон энергии и устремленного движения, которое передается фугированным изложением темы.
1. Тихие часы
Выбор текстов продолжает основную идею творчества композитора—одухотворенной красоты и личных размышлений композитора о вечных вопросах бытия. В «Хоровом диптихе» части противопоставляются друг другу и олицетворяют разное восприятие сотворенной вселенной: «Тихие часы» — созерцание красоты, а «Ода разуму» — динамичная устремленность к познанию «тайны тайн»3.
3 См.: Кайнова И. А. Указ. соч. С.
Сочинения рубежа XX—XXI вв. отличаются масштабностью циклических композиций. К 200-летию со дня рождения великого русского поэта А. С. Пушкина в 1997—1998 гг. Виктор Ульянич пишет ораторию «Пророк» на стихи А. С. Пушкина и Первосвятителя Московского Филарета. Это масштабное произведение в 12 частях с прологом и эпилогом для солистов, хора и большого симфонического оркестра. За данное произведение композитор получил награду — Золотую Пушкинскую медаль за творческие достижения в музыке.
Параллельно с ораторией Виктор Ульянич работает над созданием хорового цикла «Пушкинский триптих» для баритона и хора a cappella (1997—1998). Это сочинение является переложением для названного состава трех частей оратории «Пророк». Триптих включает хоровые миниатюры: «Пора, мой друг, пора», «Я вас любил», «Друзья мои, прекрасен наш союз».
В 2000-е годы в творчестве В. С. Ульянича появляются сочинения на канонические церковнославянские тексты: «Три духовных песнопения» — «Свя-тый Боже», «Богородице Дево, радуйся», «Достойно есть» (2002). В песнопении «Святый Боже» троекратное повторение богослужебного текста с каждым новым проведением стремится к кульминационной точке. Отметим, что композитор в нотной записи этого песнопения объединяет отдельные фразы в единое мелодическое построение без разделения его на такты и не выставляя размер, тем самым уподобляя нотную запись тексто-мелодической строке церковного напева.
1.0вятый Боже
Свя-тый Бо - же, Свя-тый Креп - кий, Свя-тый Без-смерт - ный по - ми - луй нас!
ff' ö
Свя-тый Бо - же. Свя-тый Креп - кий, Свя-тый Без-смерт - ный по - ми - луй нас!
Два последующих песнопения, входящие в триптих, обращены к Пресвятой Богородице. «Богородице Дево, радуйся» — молитвенно-возвышенное обращение к милостивой Богоматери. Композитор постепенно наращивает звучность, уплотняет хоровую аккордовую фактуру, чтобы добиться смыслового и музыкального акцента на словах «яко Спаса родила еси».
2. Богородице Дево — радуйся
Гимн «Достойно есть» является одним из важнейших песнопений Божественной Литургии, которое исполняется в конце Евхаристического канона. В произведении Виктора Ульянича передано трепетное и благоговейное обращение к Богоматери. В соответствии со структурой богослужебного текста этот номер состоит из двух разделов, начинающихся словами: «Достойно есть» и «Честнейшую херувим». Второй раздел выделяется сменой хорового изложения с аккордового на имитационный. Новая тема проходит сперва у басов и альтов, затем подхватывается партиями теноров и сопрано, образуя, тем самым, хоровой диалог.
В 2003 г. Виктор Ульянич получил награду Всероссийского конкурса духовной хоровой музыки в честь 700-летия преставления святого благоверного князя Даниила Московского.
К религиозной теме принадлежат и такие хоровые сочинения композитора, как «Две молитвы. Из дневника Св. Вел. Кн. Ольги Романовой» для хора на стихи С. С. Бехтеева (2008), «Ангел-Хранитель» на стихи схиархимандрита Виталия (Сидоренко) для солиста, хора, флейты, арфы и ударных (2005), которое послу-
3. Достойно есть
р Чест-ней - шу-ю рё Хе-ру-ви м =й и Слав-ней 4 М ■ шу - в з ср ав-н е - ни-я
Чест - ней - шу-ю Хе-ру-вим и Сла ё в - ней ш у - без ср ц ав-н е - ни-я
Г4 * ^ Г Р Р Чест-ней - шу-ю Хе-ру-ви — м н и Сл —< =4 ав - не И 1-й к ■ ш 4 у - ю б ь- з ср ав-не - ни-я
г 1Г в ш я _1 1= —
Чест - ней - шу-ю Хе-ру-вим и Слав - ней - шу - ю без срав-не - ни - я
жило прообразом создания духовной кантаты «Надзвездный маяк». Это произведение рассмотрим чуть подробнее.
Духовная кантата — жанровое определение, данное самим композитором. «Надзвездный маяк» написан для солистов, смешанного хора, ансамбля арф, флейты и ударных на тексты из машинописных писем духовным чадам схиар-химандрита Виталия (Сидоренко) в 8 частях. Работа над произведением длилась на протяжении трех лет — с 2005 по 2008 г. В 2012 г. на Московском Пасхальном концерте прозвучал ее вариант с использованием электронных звуков, которые были использованы вместо ансамбля арф4.
Кантата имеет посвящение «блаженной памяти схиархимандрита Гавриила (Стародуба)», который был духовным сыном отца Виталия и продолжателем его дел.
Будете любить — ни тоски, ни уныния не будет.
Смиряйтесь, терпите, любите.
Любовь будет — и стены разойдутся!5
Важнейшими элементами образно-тематической концепции духовной кантаты являются тема прославления Христа — Рождество Христово (№ 3), путь Христа-Учителя, который несет народу свое вероучение (№ 4), Воскресение Христа (№ 5), а также образ Пресвятой Богородицы (№ 2) и великой Божией милости и благости (финальные номера). Важное значение приобретают извечные философско-мировоззренческие понятия — время (№ 1), свет, радость, благодать (№ 6, № 7). Завершается кантата нежными колокольными переливами, которые в контексте замысла всего произведения символизируют мир и покой (№ 8).
4 Об этом исполнении написано в статье Т. Н. Красниковой: «Надзвездный маяк» — духовная кантата В. Ульянича для хора, солистов, камерного оркестра и электронных звуков // Ученые записки РАМ им. Гнесиных. 2014. № 2. С. 3—8.
5 О жизни схиархимандрита Виталия. М.: Новоспасский монастырь, 2004. С.
щ
Свет лая среда 18 апреля 2012 Начали в 19 часов
.ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОЛА МОСКВЫ
РУССКОЕ АРФОВОЕ ОБЩЕСТВО ПЕТРОВСКАЯ АКАЛЕМИЯ НАУК И ИСКУССТВ РОССИЙСКАЯ АКАЛЕМИЯ МУЗЫКИ ни. Гмсташх Московски0 .мулякольньш фестиваль
«С&ЕЛГОЗФСХНЫ»
Московский театрально-концертный центр Павла Слободкина Проезд: м. Смоленская, ул. Арбат, д. 48
Светлая среда 18 апреля 2012 Начало в 19 часов
ПАСХАЛЬНЫЙ КОНЦЕРТ
композитор
Виктор УЛЬЯНИЧ
Ъ1
■« « * 1 [»'»»»
- ' ч
'г
(к 30-летию творческой деятельности) Камерно-оркестровая и хоровая музыка «НЕБЕСНЫЕ ЗВУКИ ДЕТСТВА» «КОЛОКОЛА ДУШИ» «НАДЗВЕЗДНЫЙ МАЯК »
ГОСУДАРСТВЕННАЯ КАПЕЛЛА МОСКВЫ имени ВАДИМА СУДАКОВА
Художественный руководитель н главный дирижер, наслуженный артист РФ
Анатолий СУДАКОВ
Главный хормейстер Наталья СТЕПАНОВА
Московский камерный оркестр «ВРЕМЕНА ГОДА»
Художественный руководитель н главный дирижер, наслуженный артист РФ
Владислав БУЛАХОВ
Заслуженный деятель искусств РФ. профессор Наталия ШАМЕЕВА (арфа) Заслуженный артист РСФСР Юрий ВИШНЯКОВ (бас) Лауреат международного конкурса Надежда ГУЛИЦКАЯ (сопрано)
Андрей БАШКОВ (тенор)
Зас.\уженная артистка РФ Илона НОКЕЛАЙНЕН (арфа) Лауреат международных конкурсов Александр ЛЕВИН (гобой, английский рожок) Лауреат международных конкурсов Светлана МИТРЯЙКИНА (флейты: малая, большая, алыовая, басовая) Лауреат международных конкурсов Антон МОЙСЕЕНКО (кларнет)
Ансамбль ударных инструментов » составе: А.Никитин, А.Суворов, И.Мелихов, К.Лукьяненко
Сосредоточив основное внимание на теме величия Божественной Любви и Милосердия, композитор тем самым отказался от тем страдания и боли, которые связаны с Евангельским повествованием о крестном пути и распятии Христа. «Надзвездный маяк» Виктора Ульянича воспевает жизнь и свет, который, по замыслу автора, должен проникнуть в душу каждого слушателя и исполнителя.
Композиционное решение кантаты типично для произведения, которое можно отнести к нетрадиционным жанрам русской духовной музыки (термин А. Б. Ковалева), учитывая взаимодействие элементов богослужебно-певческой традиции и новых тенденций, связанных с расширением жанрового пространства духовной музыки, благодаря использованию не только хорового, но и инструментального исполнительского состава, а также форм и композиционных приемов светской музыки. От богослужебно-певческой традиции идет использование чистой диатоники, частое применение модальных ладов, простых гармонических оборотов.
№ 8. Вечная благость
н*
№ 1. В начале эры
Для мелодики характерно плавное, преимущественно поступенное движение, в котором прослушиваются аллюзии на подлинные церковные напевы, и даже используется цитата напева пасхального тропаря «Христос Воскресе из мертвых».
№ 5. Всемирная радость
Н9
139 О"_ £ • & й к » X ма»с 1 ^ ос ре -& е 9- п &
° в »IX, смер-1 ю • «ерть а— "Г ав. су-щ им ро - б а 9 ОТ и-ро 0 9 -8- х ) нос * ^ К Ш- ре - е
Присущим церковно-певческой традиции является и употребление композитором строчной формы, которая здесь чаще встречается в индивидуализированном, авторском варианте — как строчная с признаками фугированной или трехчастной формы.
№ 3. Христос рождается — прославьте!
Для фактуры кантаты характерно полифоническое изложение, которое занимает важное место в организации и развитии музыкального материала, что свойственно творчеству композитора в целом. Это использование имитаций в инструментальных и хоровых партиях; стреттное проведение тем; фугированное изложение музыкального материала; развитие тем с помощью инверсий, рако-ходов и других полифонических приемов.
Большое значение в этом произведении приобретает музыкальная изобразительность. «Светозвоны» (термин В. С. Ульянича) и переливы возникают благодаря сочетанию ансамбля арф и металлических ударных инструментов (колокольчиков, виброфонов, колоколов). Образ морской стихии в № 7 «Высоко над землей» рождается с помощью фигураций в партиях арф: в № 3, 5, 8 обращает на себя внимание подражание колокольному звону.
№ 7. Высоко над землей
Соединение всех этих приемов в инструментально-хоровом пространстве духовной кантаты создает впечатление возвышенной, небесной музыкальной шкатулки.
В духовной кантате «Надзвездный маяк» композитор придает большое значение символике чисел, а именно «три» и «восемь». Цифра «три» — важнейший, сакральный знак в христианской религии — образ Святой Троицы. Виктор Ульянич в своем произведении использует троекратное повторение отдельных строк словесного текста, которое можно встретить также и в православном богослужении (троекратное возглашение хором «Господи помилуй», «Аллилуйя» и др.). Приведем пример из кантаты: в пятом номере «Всемирная радость» композитор использует праздничный пасхальный тропарь «Христос Воскресе из мертвых...». Эта часть является кульминационной точкой всей кантаты, тропарь проходит трижды и при каждом последующем проведении хоровая фактура уплотняется, приобретая мощное, гимническое звучание. Композиционный принцип кантаты связан с преобладанием трехчастных форм или стремлением к трехчастности. Цифра «восемь» олицетворяет символ бесконечности, возрождения Воскресения. Она нашла свое отражение в вось-мичастной композиции, которая являет собой символический образ «Надзвездного маяка».
Итак, кантатно-ораториальное творчество Виктора Ульянича является примером тесной взаимосвязи православной певческой традиции с новаторским инструментально-хоровым письмом современного композитора, где все средства музыкальной композиции (мелодика, фактура, ладотональ-ность, инструментально-тембровые сочетания и прочее) подчинены идее духовного подвижничества, божественной любви, стремления человека к свету и чистоте.
Список литературы
О жизни схиархимандрита Виталия. М.: Новоспасский монастырь, 2004.
Кайнова И. А. Композитор Виктор Ульянич: Христианское мировоззрение и творческий стиль // Проблемы музыкальной науки. 2015. № 4. С. 123—131.
Красникова Т. Н. «Надзвездный маяк» — духовная кантата В. Ульянича для хора, солистов, камерного оркестра и электронных звуков // Ученые записки РАМ им. Гнеси-ных. 2014. № 2. С. 3-8.
Лутовинова О. А. Художественные образы хоровых сочинений В. Ульянича: дипломный реферат. Кафедра хорового дирижирования Российской академии музыки им. Гнеси-ных. М., 2010.
Ромащук И. М. Виктор Ульянич. Хоровая музыка. «Приношение великому русскому хормейстеру Виктору Сергеевичу Попову»: буклет к компакт-диску. М., 2016.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo
gumanitarnogo universiteta.
Seriia V: Voprosy istorii i teorii
khristianskogo iskusstva.
2022. Vol. 48. P. 114-125
DOI: 10.15382/sturV202248.114-125
Antonina Belyaeva, Graduate Student, Victor Popov Academy of Choral Arts Moscow, Russia [email protected] https://orcid.org/
Religious theme in the Cantata-Oratorio Works of Viktor Ulyanich
A. Belyaeva
Abstract: Viktor Ulyanich is a composer, Honoured Worker of Arts of the Russian Federation, Candidate of Sciences in Art Criticism, Professor of the Department of Composition of Russian Gnesins' Academy of Music. His artistic work is multifaceted and varied. A special place in his legacy belongs to cantata-oratorio works. This article is devoted to the religious theme in Viktor Ulyanich's choral works, it reveals their figurative and thematic content, genre and stylistic features. The material for the analysis is provided by the cantata 'Superstellar ligthouse' with lyrics by Archimandrite Vitaly (Sidorenko). The article also outlines the works for the choir a capella, i.e. 'Two choirs to the lyrics by F. Tyutchev', 'Choral diptych' to the lyrics by V. Lazarev and 'Three spiritual chants' to the canonical texts. The religious theme in the work of Viktor Ulyanich acquires a new, individual sound. The composer's innovative musical language is closely connected to the traditions of choral writing and incorp orates the characteristic features of spiritual works of Russian composers of the 19th and 20th centuries.
Keywords: V. Ulyanich, contemporary choral music, cantata, oratorio, spiritual chants, choral cycle, Schema-Archimandrite Vitaly.
References
Kainova I. (2015) Kompozitor Viktor Ul'yanich: Khristianskoe mirovozzrenie i tvorcheskii stil' [Composer Viktor Ulyanich: Christian worldview and creative style]. Problemy muzykal'noi nauki, 2015, no. 4, pp. 123—131 (in Russian).
Krasnikova T. (2014) "Nadzvezdnyi maiak" — dukhovnaya kantata V. Ul'yanicha dlia khora, solistov, kamernogo orkestra i elektronnykh zvukov [Superstellar Ligthouse, the spiritual cantata by V. Ulyanich for choir, soloists, chamber orchestra and electronic sounds]. Uchenye zapiski RAMim. Gnesinykh, 2014, no. 2, pp. 3—8 (in Russian).
O zhizni skhiarhiamandrita Vitaliia (2004) [On the life of Schema Archimandrite Vitaly]. Moscow (in Russian).
Romashchuk I. (2016) Viktor Ul'yanich. Khorovaia muzyka. "Prinoshenie velikomu russkomu khormeisteru Viktoru Sereevichu Popovu" [Viktor Ulyanich. Choral music. "Tribute to the great Russian choirmaster Viktor Sereevich Popov"]. CD booklet. Moscow (in Russian).
Статья поступила в редакцию 27.09.22
The article was submitted 27.09.22