филологические науки -литературоведение
Тан Цзин ЖАНР И СТИЛЬ ...
УДК 82-1/-9
ЖАНР И СТИЛЬ В РАССКАЗАХ И РОМАНЕ «МЕЛКИЙ БЕС» Ф. СОЛОГУБА
© 2018
Тан Цзин, аспирант
Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова (119991, Россия, Москва, Ленинские горы, 1, e-mail: [email protected])
Аннотация. В данной статье рассмотрены стилевые и жанровые особенности прозы писателя-модерниста Федора Сологуба. В качестве объекта исследования выбрана малая проза и роман «Мелкий бес», который является самом важном произведением Сологуба. В этом романе писатель проявил себя как оригинальный прозаик и мастер стиля. Место и время действия в его прозе всегда далеки от реалистических: это внутренний мир героев, а не внешние обстоятельства, то и сами герои не столько действуют, сколько мыслят и переживают. Внутренняя жизнь героев напряженна и активна; именно напряженность внутренней жизни ведет к тому, что они меняются. Предложения в художественном тексте коротки, и структура особая. В его произведениях часты мифологические символы, из античности и Евангелия. И символы более «обыденные» получают многогранное содержание в контексте его прозы. Жанровое своеобразие произведений Сологуба определяется тем, что он видел предметы и явления жизни не разрозненными, а находящимися в неразрушимой связи. Важной чертой стиля Сологуба становится антитеза, причем не только в образной системе, но и в построении предложений. Рассказы и романы писателя свидетельствуют об эволюции его художественного метода от сложно устроенной символистской прозы к созданию сатирического романа-истории болезни и к написанию фантастических «сказочек».
Ключевые слова: Сологуб, символизм, модернизм, сатира, жанр рассказа, недотыкомка, ницшеанство, стиль, особенности жанра, античность, обыденные, эволюция художественного метода, малая проза, символистская проза, стиль «сказочка».
GENRE AND STYLE IN THE STORIES AND NOVEL "PETTY DEMON" F. SOLOGUB
© 2018
Tang Jing, graduate student Moscow State University named after M.V. Lomonosov (119991, Russia, Moscow, street Leninskie Gory, 1, e-mail: [email protected])
Abstract. In this article, the style and genre features of prose writer Fyodor Sologub are considered. As the object of study, small prose and the novel "The little demon", which is the most important work of Sologub, was chosen. In this novel, the writer showed himself as an original prose writer and master of style. The place and time of action in his prose are always far from realistic: this is the inner world of heroes, and not external circumstances, then the heroes themselves do not act as much as they think and experience. The inner life of the heroes is intense and active; it is the tension of inner life that leads to the fact that they change. The sentences in the art text are short, and the structure is special. In his works are often mythological symbols, from antiquity and the Gospel. And symbols more "ordinary" receive multifaceted content in the context of his prose. The genre peculiarity of Sologub's works is determined by the fact that he saw objects and phenomena of life not isolated but in an indestructible connection. An important feature of the style of Sologub becomes the antithesis, not only in the figurative system, but also in the construction of proposals. The stories and novels of the writer testify to the evolution of his artistic method from the complexly arranged symbolist prose to the creation of a satirical novel-the history of the disease and to the writing of fantastic "fairy tales".
Keywords: Sologub, symbolism, modernism, satire, the genre of the story, nedotykomka, Nietzscheanism, style, features of the genre, antiquity, everyday, the evolution of the artistic method, small prose, symbolist prose, the style of "fairy tale".
Введение
Федор Сологуб - одна из важных фигур Серебряного века русской литературы. Он писал и стихи, и драмы, но стал наиболее известен как автор прозаических произведений. Наиболее знаменитый роман Сологуба -«Мелкий бес». В этом романе Сологуб проявил себя как оригинальный прозаик и мастер стиля.
Формирование целей данной статьи стало освещение жанра и стиля Федора Сологуба на материале его рассказов и романа «Мелкий бес». Рассказы и романы писателя свидетельствуют об эволюции его художественного метода от сложно устроенной символистской прозы к созданию сатирического романа-истории болезни и к написанию фантастических «сказочек».
Важно отметить, что Сологуб был одним из первых прозаиков-декадентов, который в своем творчестве распространял идеи немецкого философа Ницше: относительность добра и зла, главенство свободы и физической естественности. Также в творчестве Сологуба очевидно влияние идей Шопенгауэра, внимание к клинической картине психопатологии [1].
Стиль Сологуба-прозаика
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. Можно отметить своеобразие места и времени действия произведений Сологуба. Место и время действия в его прозе далеки от реалистических. Место действия - это душа его героев: «И вот показалось ему, что звезды тихонько зазвенели, и земля под ним медленно, осторожно стала наклоняться, и забор сада потихоньку пополз вниз у его ног, а скамья под ним плавно задвигалась, поды-
мая его голову и опуская ноги» (рассказ «К звездам»). Поскольку место действия - это внутренний мир героев, а не внешние обстоятельства, то и сами герои не столько действуют, сколько мыслят и переживают. Внутренняя жизнь героев напряженна и активна; именно напряженность внутренней жизни ведет к тому, что они меняются.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Поскольку Сологуб стремился к прославлению античных идеалов эстетики и природы, искал истину в «старых» образах, то в его произведениях часты мифологические символы, из античности и Евангелия. И символы более «обыденные» получают многогранное содержание в контексте его прозы. Так, в рассказах пыль, облака, тени становятся как указаниями на особенности пейзажа, так и метафизическими знаками, и ассоциативными указателями на загробный мир. Символы чувственных ощущений (жар и холод, шум и тишина, темное и светлое) также обретают множество символических значений. Так, холод - это символ злости и свободы, веселья и покоя и пр. Исследователь индивидуального стиля Сологуба И.В. Быдина выделяет такие важнейшие концепты его языка, как душа, творчество, мечта, дорога (путь), грусть (печаль), жизнь, смерть и другие [2].
Такими знаками становятся и имена собственные. Каждое имя в прозе Сологуба - знак: он может иметь сюжетное значение, намекать на развитие героя, раскрывать его характер. Для создания многозначных имен-символов Сологуб привлекает самые разные источники ассоциаций: мифологические и книжные, библейские и фольклорные.
Tang Jing philological sciences -
GENRE AND STYLE ... literary criticism
Важной чертой стиля Сологуба становится антитеза, причем не только в образной системе, но и в построении словосочетаний. Антитезы наполняют его предложения. Возьмем начальные фразы некоторых рассказов. «К звездам»: «Сережа чувствовал себя обиженным. Это, как всегда, заставляло его как-то некрасиво сжиматься в своем костюме небольшого мальчика, коротеньком и узком, которого Сережа не любил и не умел носить: в нем Сережа был неловок и мешкотен в движениях» (антитеза большого Сережи и узкого костюма). «Земле земное»: «Сашу Кораблева, ученика городского училища, перевели в следующий класс без экзамена, и даже с похвальным листом. Это его, конечно, обрадовало. И все остальное в его жизни было в это время хорошо. Не было никакой причины грустить» (очевидно, что грусть здесь - скрытая антитеза радостного существования мальчика).
Жанровое своеобразие прозы Сологуба
Л. Клейман пишет о первом романе писателя «Тяжелые сны»: «Жанр и композиция романа Сологуба в значительной степени определяются использованием ряда символических средств, захватывающих все «уровни» романа» [3]. Впоследствии в прозе Сологуба можно найти немало примет символизма.
Это и повторение символических лейтмотивов, и сюжет о символической смерти и воскрешении героя, и отказ от характеров в пользу символических образов персонажей. И, поскольку образы символические, это делает «возможной (для Сологуба) символическую подмену одного героя другим, позволяет делать смерть одного героя символическим выражением гибели какого-то свойства в другом человеке» [3].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Книги рассказов Сологуба («Книга разлук», «Книга очарований», «Книга стремлений») представляют собой в совокупности единое пространство символов и тем. Как отмечает В.А. Мескин, «все отдельные издания сологубовских рассказов складываются в некое подобие гипертекста, в котором один цикл как бы подсвечивает другой, способствует более глубокому пониманию другого» [4].
Жанровое своеобразие произведений Сологуба определяется тем, что он видел предметы и явления жизни не разрозненными, а находящимися в неразрушимой связи. Символ выступает как знак этой связи; и зачастую именно символ является центральным элементом, вокруг которого строится рассказ.
Например, в рассказе «Обруч» игрушка-обруч связан с колесом, которое крутит старик на фабрике. Оба этих вращающихся предмета - символы жизни. Движение жизни «по кругу» может быть передано любым из этих предметов, но в кручении обруча это радостное и веселое движение, а в прокручивании колеса - тяжелое и трудное.
А в рассказе «Червяк» случайное происшествие (девочка разбивает чашку) становится объектом сопоставления со всем мироустройством. Чашка становится символической причиной гибели девочки. Образ становится символом, словом-символом, наполняется новыми смыслами.
Смысловая композиция произведений Сологуба во многом определяется противопоставлением символов.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Так, для его прозы важно противопоставление верха (небесного, райского начала) и низа (земного, отрицательного). При этом предметы внешнего мира в прозе Сологуба обретают символическое значение: «чердак» - не столько конкретное место, сколько символическое обозначение высоты. Такой же уровень символизации приобретают такие указания на место, как «лестница», «овраг», «подвал». Интересно отметить, что в мире Сологуба точкой, отно-162
сительно которой измеряются верх и низ, оказывается сам человек. Так, бросившись на землю и падая «вниз», герой рассказа «Утешения» Митя попадает «наверх» -на небо, как движется душа праведника после смерти.
Также важное противопоставление в прозе Сологуба - открытое пространство (природные явления) и закрытое (человеческие пространства, жилье, город). Открытое пространство - это идеальное место; закрытое же - место страдания и ограничения человека. И столкновение с ограничением (стена, штора и пр.) становится знаком принуждения и неволи. Связанное с предыдущим немаловажное противопоставление - положительное природное начало (вода, лес, русалки) и отрицательное искусственное (город, камень мостовых и домов).
В эволюции Сологуба как автора рассказов заметно движение от психологических символических рассказов («Свет и тени», «Червяк», «Белая мама») к более фантастичным «сказочкам» («Иван Иванович воскрес», «Путь в Дамаск», «Земной рай»).
Жанровое своеобразие «Мелкого беса» связано с отказом Сологуба от того сложного, многомерного иносказания, которым отмечены его «Тяжелые сны». В «Мелком бесе», как отмечает Л. Клейман, писатель стремится не к глубине характеристик, а к остро сатирическому изображению; от символа он скорее отказывается, обращаясь к аллегории [3].
В жанровой природе «Мелкого беса» очевидны традиции сатирических произведений русской классики: романов Гоголя и Щедрина, рассказов Чехова. Само название возводят к строке Лермонтова, и роман Сологуба продолжает демонологическую традицию русской литературы; мир романа связан с миром демонов: Передонов боится ладана, Варвара - ведьма, Володин - оборотень и пр. [5]. Однако, как точно отмечал Александр Блок, «бывает, что всякий человек становится Передоновым» [6]. Вместе с тем очевидно и влияние клинических описаний паранойи: Передонов ведет себя «точно по учебнику», постоянно боясь «заразиться» от окружающих и боясь Недотыкомки как символического воплощения неведомого зла.
«Мелкий бес» Сологуба представил русскому читателю новый тип романа. Как отмечает А.И. Ванюков, «Структурно-композиционная «вязь» «Мелкого беса», оригинальная форма / формула «связи» глав - романного целого - еще ярче раскрывает своеобразие соло-губовского романа как символистского, «неомифологического» (роман-миф, роман - «сказка для взрослых»), полифонического и социально-психологического, дее-писательного (нравы «нашего города»), идеологического романа - нового русского романа ХХ в.» [7].
Заключение
Федор Сологуб стал наиболее известен как автор прозаических произведений. Рассказы Сологба сравнительно мало исследованы. Наиболее знаменитый роман Сологуба - «Мелкий бес». В этом романе Сологуб проявил себя как оригинальный прозаик и мастер стиля. Место и время действия в его прозе далеки от реалистических. Место действия - это душа его героев. В его произведениях часты мифологические символы, из античности и Евангелия. И символы более «обыденные» получают многогранное содержание в контексте его прозы. Символы чувственных ощущений (жар и холод, шум и тишина, темное и светлое) также обретают множество символических значений. Так, холод - это символ злости и свободы, веселья и покоя и пр. Каждое имя в прозе Сологуба - знак: он может иметь сюжетное значение, намекать на развитие героя, раскрывать его характер. Важной чертой стиля Сологуба становится антитеза, причем не только в образной системе, но и в построении словосочетаний. Для его прозы важно противопоставление верха (небесного, райского начала) и низа (земного, отрицательного), открытого и закрытого пространства, природного и цивилизованного. В прозе Сологуба можно найти немало примет символизма. Это и повторение Baltic Humanitarian Journal. 2018. Т. 7. № 2(23)
филологические науки -литературоведение
Тан Цзин ЖАНР И СТИЛЬ ...
символических лейтмотивов, и сюжет о символической смерти и воскрешении героя, и отказ от характеров в пользу символических образов персонажей. Жанровое своеобразие произведений Сологуба определяется тем, что он видел предметы и явления жизни не разрозненными, а находящимися в неразрушимой связи. Символ выступает как знак этой связи; и зачастую именно символ является центральным элементом, вокруг которого строится рассказ. В жанровой природе «Мелкого беса» очевидны традиции сатирических произведений русской классики: романов Гоголя и Щедрина, рассказов Чехова. «Мелкий бес» Сологуба представил русскому читателю новый тип романа, где сложное символистское иносказание сочеталось с традициями классической русской литературы. Рассказы и романы писателя свидетельствуют об эволюции его художественного метода от сложно устроенной символистской прозы к созданию сатирического романа-истории болезни и к написанию фантастических «сказочек».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Сконечная О. Русский параноидальный роман: Федор Сологуб, Андрей Белый, Владимир Набоков. М.: НЛО, 2015. 256 с.
2. Быдина И.В. Идиостиль Федора Сологуба в когнитивно-коммуникативном аспекте // Вестник ТГПУ. Серия: гуманитарные науки (филология). 2007. Выпуск 2 (65). С. 69-73.
3. Клейман Л. Ранняя проза Федора Сологуба. СПб.: Эрмитаж, 1983. 192 с.
4. Мескин В.А. Ф. Сологуб: искания в жанре рассказа // Вестник РУДН, серия Литературоведение. Журналистика. 2010. № 2. С. 42-51.
5. Павлова М. Писатель-инспектор: Федор Сологуб и Ф.К. Тетерников. М.: НЛО, 2007. 512 с.
6. Слободнюк С.Л. Александр Блок и творимое бытие Федора Сологуба // Пушкинские чтения. 2012. С. 209-216.
7. Ванюков А.И. «Мелкий бес» Ф. Сологуба: авторская мысль и композиция романа // Вестник ТГУ. 2012. № 7 (111). С. 50-56.
Статья поступила в редакцию 01.05.2018
Статья принята к публикации 26.06.2018