УДК 94(47).084.8
Д. А. Вычеров
Жалобы военнослужащих и их семей как отражение социальной политики советской власти в годы Великой Отечественной войны (на материалах Тюменской области)
Великая Отечественная война обусловила усиление зависимости граждан от социальной политики советской власти, сконцентрировавшей в своих руках большую часть материальных ресурсов и определявшей их получателей. Среди категорий граждан особую заботу ^ власть проявляла по отношению к военнослужащим и их семьям, по-
ложение которых регламентировалось рядом нормативно-правовых ^Г актов, принятых в военное время. К таковым относился, например,
^ Указ Президиума Верховного Совета СССР «О порядке назначения
§ и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего на-
чальствующего состава в военное время» от 26 июня 1941 г., в котором был определен размер ежемесячного пособия. Размер пособия зависел | от количества нетрудоспособных в семье, которыми считались дети
^ младше 16 лет, учащиеся младше 18 лет и взрослые старше 55-60 лет.
о1 Другим ключевым фактором являлось место проживания. Так, для жи-
^ телей городов размер выплаты варьировался от 100 до 200 руб., в сель
«
а
ской местности эта сумма была в два раза меньше1. 19 июля 1942 г. вы-о шел Указ Президиума Верховного Совета СССР «Об изменении ст.ст.
1 и 2 указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих
\о а*
рядового и младшего начальствующего состава в военное время»», в котором максимальный размер пособия для горожан увеличивался до 250 руб. и до 125 — для проживающих в сельской местности2.
Помимо этого, военнослужащие и их семьи обладали налоговыми льготами и обеспечивались продуктами, одеждой, обувью, жилплощадью в приоритетном порядке. Дети рядового и младшего начальствующего состава, призванного в армию и флот, освобождались от отплаты за обучение в 8-10 классах средних школ, техникумах и вузах согласно Постановлению СНК СССР «Об освобождении от оплаты за обучение детей рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии и Военно-Морского Флота» от 2 июля 1941 г.3 Все предоставляемые льготы должны были сохраняться за семьями военнослужащих, погибших или пропавших без вести4.
Принятие 22 января 1943 г. Постановления ЦК ВКП(б)»0 мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих» привело к созданию при Совнаркомах союзных республик Управлений по государственному обеспечению и бытовому обслуживанию семей военнослужащих5. Указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании при совнаркомах автономных республик, исполкомах краевых, областных, окружных, городских и районных Советов депутатов трудящихся отделов по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих» от 27 января 1943 г. завершил выстраивание иерархии на местах6. В обязанности этих инстанций входило разрешение вопросов по поводу выплаты пособий, пенсий и трудоустройства, а также рассмотрение обращений, поступивших от семей фронтовиков, и принятие соответствующих мер.
Кроме того, местные органы власти, руководители предприятий, комсомольские и профсоюзные организации проводили мероприятия, например воскресники, недели помощи, месячники, в ходе которых осуществлялся обход семей военнослужащих с целью выявления и удовлетворения их нужд. Так, согласно Постановлению Омского обкома ВКП(б), принятому 13 февраля °2 1943 г., на всей территории области с 15 по 22 февраля должна была пройти О-неделя помощи семьям военнослужащих7. По итогам проведения этой акции ^ на Лесобирже «Винзили» в Тюменском районе было проверено 103 семьи, 48 'g из них была оказана различная помощь8, в Ялуторовском районе было достав- g лено подшефным 1000 м3 дров, 200 возов сена, отремонтировано 50 квартир, выдано детям 28 полушубков9. -с
Подобные меры должны были способствовать душевному спокойствию солдат и повышению их боеспособности, а также обеспечению единства фронта ^ и тыла10. Отсутствие «заботы» государства негативно сказывалось на психоло- J3 гическом состоянии бойцов. Так, военнослужащий Перевозчиков, неоднократ- § но обращавшийся в Тюменский горсовет и военкомат по поводу оказания помощи своей семье, писал жене следующее: «Ты знаешь, как мне трудно и тяжело я
становится, когда вспомню про твою жизнь, мои бедные детишки, которым я не могу помочь, обречены на болезни, лишения и голод. Где же справедливость, я сам не рад своей жизни. Скорее бы убило, чтоб не видеть и не слышать Ваши муки»11.
Это письмо представляет собой пример того, что положения нормативно-правовых актов не всегда выполнялись в полной мере или в установленный срок. На это влияли объективные и субъективные причины. К первым следует отнести отсутствие ресурсов, перегруженность бюрократической системы как на высшем, так и на местном уровне. Вторые включали в себя халатность и нарушения со стороны должностных лиц исполнительных органов власти.
Одной из форм обращения советских граждан в государственные органы являлись жалобы, которые, как правило, представляли собой реакцию на «нарушения прав и охраняемых законом интересов граждан»12. Центральные органы власти положительно относились к подобным действиям, поскольку это позволяло получать важную информацию, а также оказывать влияние на общественные настроения13. Однако можно предположить, что позиция местных органов власти была негативной, поскольку они были обязаны реагировать на поступившие обращения, а также принимать необходимые меры.
В фондах Государственного архива Тюменской области и Государственного архива социально-политической истории Тюменской области сохранилось множество жалоб, в которых военнослужащие или члены их семей просили власть «позаботиться» о них. По содержанию эти документы можно разделить на несколько основных групп.
К первой группе относятся документы, в которых фронтовики и их родственники указывали на плохое материальное положение. В большинстве случаев авторы жаловались на нехватку продуктов. Так, в своем обращении майор Креславский писал, что его семья, эвакуированная в деревню Мыс, находилась 2 «на голодном пайке, и в связи с дороговизной [была] не в состоянии ничего по-купать»14. Распространенной являлась проблема обеспеченности одеждой и об-^ увью. Например, ответственный редактор газеты «Красное знамя» Мамонтов и просил заместителя председателя Тюменского горисполкома Зырянова оказать ^ содействие его детям, поскольку они, «обутые в «зимнее рваньё»», не имели обу-^ ви на весенний период15. Нередко это становилось причиной невыхода на рабо-'! ту или пропуска учебных занятий, как, например, в случае с женой фронтовика у Миронова, чей ребенок не мог посещать школу из-за отсутствия детских сапог16, а Зачастую люди жаловались на плохие жилищные условия. Согласно реше-
Он
£ нию Тюменского горсовета, принятому 16 октября 1941 г., норма жилой пло-
® щади на человека равнялась 4 м2, а в одной комнате, разделенной перегородкой
| или ширмой, могли проживать 2 семьи. Хозяева, не желавшие освобождать ^ квартиры добровольно или «впускать к себе жильцов на уплотнение без уважи-\ЕГ тельных на то причин», подлежали выселению, а «злостно сопротивлявшихся»
£ могли быть привлечены к уголовной ответственности17. Однако в реальности С
эти положения не всегда выполнялись. Так, в «Акте обследования материальных и жилищных условий семьи гражданки Митрушковой» [Митрушовой] указывалось, что в проходной комнате площадью 15 м2 проживало 2 семьи в составе 10 человек, включая детей. Из-за сквозняка проживающие регулярно болели, а Митрушова не могла спать в комнате, так как занимаемое пространство не позволяло поставить кровать или «постелиться на полу»18.
Многие граждане упоминали о нехватке топлива или об отсутствии возможности его транспортировки. Об этом говорится, например, в письме военнослужащего Быкова, обратившегося к секретарю Тюменского обкома ВКП(б) Ф. М. Чубарову с просьбой оказать содействие в обеспечении его семьи дровами19. Некоторые граждане ссылались на «непосильный налог», взимание которого ставило их на грань выживания: «Прошу освободить от <...> налога <...>. Я оплатила 100 руб. и больше денег у меня нет»20,— писала одна жительница Ленинграда, эвакуированная в село Червишево. При этом покупать продукты ей приходилось по городским ценам.
Вторая группа состоит из жалоб по поводу неправомерных действий или бездействия местных властей, отдельных руководителей предприятий и организаций. Большинство было адресовано секретарям райкомов и обкомов партии. Например, в письме секретарю Тюменского райкома А. Шишкину от командования части № 896, поступившем в начале января 1942 г., говорилось, что жена фронтовика Житченко, проживавшая в Анохинском сельсовете, жаловалась на незаконно взимаемый налог с мяса и молока за 1939-1941 гг., появившийся после мобилизации мужа в Красную Армию, хотя семьям военнослужащих предоставлялись льготы21. В других авторы указывали на то, что «председатель Совета <...> самостоятельно снял с хлебного довольствия»22, неоднократно предпринимались попытки незаконно выселить с занимаемой жилплощади членов семьи военнослужащего23, не осуществлялась выплата денег за выработанные трудодни24, производилось сокращение количества выданных продуктов и промтоваров25. Были зафиксированы неправомерные действия и по отношению к детям фронтовиков, как в случае с сыном старшего °2 лейтенанта А. П. Аверкина. По словам военнослужащего, его ребенка отправи- С-ли по путевке в пионерлагерь, располагавшийся в другом городе. Однако «в ^ пионерлагерь его не приняли и отправили домой». Обратный путь, который он преодолел пешком, занял у него 3-4 дня, в результате чего он заболел26. |
Некоторые граждане обращались в областные, районные и городские исполкомы. Так, военнослужащий Дзюман написал жалобу в Тюменский гориспол- -с ком, в котором сообщал об отсутствии помощи со стороны директора авторе- % монтной мастерской Козлова в транспортировке дров для жены фронтовика27. ^ В ряде случаев адресатами являлись представители высшего руководства стра- ^ ны. Так, П. Н. Родионова, эвакуированная из Ленинграда, отправила письмо § на имя А. А. Жданова, в котором говорилось о бездействии местных властей ^ в оказании материальной помощи28. я
К этой же группе следует отнести жалобы эвакуированных о предвзятом или негативном отношении к ним со стороны руководства и сотрудников местных инстанций: «Всех в первую очередь привлекают на работу, как будто мы, Ленинградцы, являемся центральной фигурой колхоза»29, «жизнью эвакуированных в селе Червишево никто не интересуется»30. Неоднократно упоминалось и о предвзятом отношении рядового населения. Например, в своем письме военнослужащий И. С. Демченко сообщал секретарю Омского обкома ВКП(б) о том, что его семья проживала в доме, хозяин которого обижал, мучал их, а также позволял себе незаконные вещи31.
В большинстве случаев власти реагировали на поданные жалобы граждан, о чем они информировали военнослужащих и вышестоящие инстанции. Так, по поводу жалобы П. Н. Родионовой заведующий военным сектором Тюменского обкома ВКП(б) сообщал заведующему техническим сектором ЦК ВКП(б) о том, что этой семье была оказана необходимая помощь в виде 10 кг муки, 3 кг крупы, 500 г сахара, 500 г масла и 2 пар валенок32.
Однако обращение к государственным структурам посредством жалобы далеко не всегда приводило к ответной реакции. Постановлением Президиума ЦИК СССР «О положении дел с разбором жалоб трудящихся» от 14 декабря 1935 г. были регламентированы сроки рассмотрения жалоб, поступивших от военнослужащих. Так, для республиканских, краевых и областных органов срок не должен был превышать 15 дней с момента подачи жалобы, а для районных и городских органов — 7 дней33. Такие временные рамки рассмотрения жалоб действовали и в годы войны. В целом «система государственного контроля и организация работы с жалобами в центре и на местах», которая сложилась к 1941 г., продолжала функционировать без существенных изменений в годы Великой Отечественной войны34.
На практике ситуация существенным образом отличалась. В отчете заведу-2 ющего отделом по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих при Тюменском облисполкоме Г. П. Горина от 26 декабря ^ 1944 г., отправленного начальнику Управления по государственному обеспече-« нию и бытовому устройству семей военнослужащих, указывалось, что в период ^ с сентября по декабрь 1944 г. поступило 299 жалоб, из которых частично было ^ удовлетворено 168, а 131 осталась нерассмотренной35. Некоторые из жалоб а оставались неисполненными на протяжении долгого периода времени и фигу-у рировали в справках «О нерассмотренных жалобах и заявлениях по военному в отделу обкома ВКП(б)». Так, на поступившее в начале ноября 1944 г. письмо
Он
£ фронтовика М. Калимуллина соответствующие органы отреагировали в пер® вых числах декабря, о чем свидетельствует справка, подготовленная инструк-| тором Военного отдела горкома ВКП(б) Андрияновым после посещения семьи ^ красноармейца36. На просьбу одного из эвакуированных об оказании содей-\ЕГ ствия в возвращении в Белоруссию, поступившую 10 октября 1944 г., не было £ дано никакого ответа и в начале января 1945 г.37 Такая задержка, на наш взгляд, С
могла объясняться нежеланием местных органов власти терять рабочую силу из-за ее дефицита в сельской местности.
Определенное влияние на сроки исполнения жалобы могло оказать возвращение фронтовика. Например, в вышеупомянутом отчете Г. П. Горина сообщалось, что военнослужащий А. Г. Шишкин, демобилизованный по состоянию здоровья, вернулся домой, где «застал отца и братишек с сестренками больными туберкулезом в холодной и сырой квартире, разутых и раздетых»38. Лишь после обращения А. Г. Шишкина его семье была оказана необходимая помощь. В других случаях действия военнослужащего не влияли коренным образом на скорейшее разрешение проблемы. Подобное произошло с семьей красноармейца Плеханова, жена которого в своем письме от 1 декабря 1944 г. просила улучшить жилищные условия. После личного вмешательства фронтовика Тюменский горисполком 20 февраля 1945 г. принял соответствующее решение, но оно не было исполнено39.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны социальная политика советской власти была ориентирована на поддержку определенных категорий населения, к которым также относились военнослужащие и их семьи. Это нашло отражение в принятых нормативно-правовых актах, предоставивших фронтовикам и их ближайшим родственникам права на налоговые льготы, обеспечение необходимыми продуктами, промышленными товарами в приоритетном порядке и др. Но из-за объективных и субъективных причин, среди которых были отсутствие ресурсов, перегруженность бюрократической системы, халатность и нарушения со стороны должностных лиц, правовые акты не всегда исполнялись.
Военнослужащие и члены их семей активно обращались за помощью в государственные и партийные органы, если их права нарушались или материально-бытовые условия ставили на грань выживания. По содержанию эти материалы можно подразделить на две основные группы. Первая представлена жалобами, в которых говорилось о плохих материально-бытовых условиях. Жалобы на незаконные действия местных властей относятся к второй группе. Анализ °2 этих материалов показал, что фронтовики и их семьи сталкивались с теми же О-проблемами, что и другие категории населения. ^
Использование жалоб как способа выстраивания диалога между властью 'g и гражданами могло быть обусловлено уровнем доверия населения к власти, g Но мы склонны полагать, что это являлось вынужденной мерой, направленной на обеспечение необходимых материально-бытовых условий жизни. Как пра- -с вило, власть реагировала на жалобы граждан страны, однако в ряде случаев они % оставались без внимания в течение продолжительного периода или не были ^ рассмотрены вообще. J3
s:
--!-ч
1 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О порядке назначения -ц и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www. .3 consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=ESU; n=16853#0775310101422805. ¿o
2 Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 июля 1941 г. «Об изменении ст. ст. 1 и 2 указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=ESU; n=30864#02232398621783933.
3 Постановление CHK СССР от 2 июля 1941 г. «Об освобождении от оплаты за обучение детей рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии и Военно-Морского Флота» [Электронный ресурс] // Проект «Исторические Материалы». URL: http:// istmat.info/node/24344.
4 Постановление CHK СССР от 4 июня 1943 г. «О льготах для семей военнослужащих, погибших или без вести пропавших на фронтах Великой Отечественной войны» [Электронный ресурс] // Консультант Плюс. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc&base=ESU&n=34781#0712881625339729.
5 Цит. по: Семенова Е. Н. Образование органов государственного обеспечения и бытового устройства семей военнослужащих в годы Великой Отечественной войны (на материалах Западной Сибири) // Вестник ТГПУ. 2015. № 2 (155). С. 32.
6 Во имя Победы: эвакуация гражданского населения в Западную Сибирь в годы Великой Отечественной войны в документах и материалах: В 3 т. Т. 2: На сибирской земле / Отв. ред. Л. И. Снегирева. Томск, 2005. С. 325.
7 Государственный архив Тюменской области (далее — ГАТО). Ф. 9. On. 1. Д. 307. Л. 13.
8 Государственный архив социально-политической истории Тюменской области (далее — ГАСПИТО). Ф. П-9. On. 1. Д. 307. Л. 1.
9 Тюменцы — фронту: Сб. док. 2-е изд., доп. Тюмень: Тюменский дом печати, 2005. С. 162.
10 Цит. по: ШалакА. В. Условия жизни населения Восточной Сибири (1940-1950 гг.): Дис. ... д-ра. ист. наук. Иркутск, 2000. С. 76.
11 ГАСПИТО. Ф. П-124. On. 1. Д. 103. Л. И об.
12 Ремнев В. И. Предложения, заявления и жалобы граждан (Беседы о советском законодательстве). М.: Юридическая литература, 1972. С. 7.
13 Письма во власть. 1928-1939: Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры и советским вождям / Сост.: А. Я. Лившин, И. Б. Орлов, О. В. Хлевнюк. М.: РОССПЭН, 2002. С. 6.
14 ГАСПИТО. Ф. П-124. On. 1. Д. 105. Л. 37. _ 15 ГАТО. Ф. 770. On. 1. Д. 43. Л. 28-28 об.
2 16 ГАСПИТО. Ф. П-9. On. 1. Д. 307. Л. 112. ^ 17 Тюменцы — фронту. С. 83. ^ 18 ГАТО. Ф. 770. On. 1. Д. 43. Л. 55-55 об.
19 ГАСПИТО. Ф. П-124. On. 1. Д. 101. Л. И. и 20 ГАСПИТО. Ф. П-9. On. 1. Д. 307. Л. 30. я 21 Там же. Л. 2.
22 Там же. Л. 10. * 23 ГАСПИТО. Ф. П-124. On. 1. Д. 105. Л. 23. g 24 ГАСПИТО. Ф. П-9. On. 1. Д. 307. Л. 78.
25 ГАСПИТО. Ф. П-124. On. 1. Д. 105. Л. 42. g 26 Там же. Д. 101. Л. 5. ^ 27 ГАТО. Ф. 5. On. 1. Д. 427. Л. 24. 5 28 ГАСПИТО. Ф. П-124. On. 1. Д. 110. Л. 36. Ü 29 ГАСПИТО. Ф. П-9. On. 1. Д. 307. Л. 79. § 30 Там же. Л. 118.
й 31 ГАСПИТО.Ф. П-124. On. 1. Д. 101. Л. 40. >: 32 Там же. Д. 110. Л. 37.
Оч 33 Постановление Президиума ЦИК СССР от 14 декабря 1935 г. «О положении дел с раз-g бором жалоб трудящихся» [Электронный ресурс] // Проект «Исторические Материа-С лы». URL: http://istmat.info/node/45848.
34 Кабашов С. Ю. Российская бюрократия и развитие порядка обращения граждан в органы власти в истории России: Монография. Уфа: БАГСУ, 2009. С. 210.
35 ГАСПИТО. Ф. П-124. Оп. 1. Д. 103. Л. 10 об.
36 Там же. Д. 105. Л. 6.
37 Там же. Д. 108. Л. 156-157.
38 Там же. Д. 103. Л. И об.
39 Там же.
References
Vo imya Pobedy: evakuatsiya grazhdanskogo naseleniya v Zapadnuyu Sibir' v gody Velikoy Otechestvennoy voyny v dokumentakh i materialakh: V3t. T. 2. Na sibirskoy zemle. Otv. red. L. I. Snegireva. [In the name of Victory: the evacuation of civilians to Western Siberia during the Great Patriotic War in documents and materials: In 3 vols. Vol. 2. In Russ.]. Tomsk, 2005.
KABASHOV S. Yu. Rossiyskaya byurokratiya i razvitie poryadka obrashcheniya grazhdan v organy vlasti v istorii Rossii: Monografiya. [The Russian bureaucracy and the development of the procedure for applying citizens to the authorities in Russian history. In Russ.]. Ufa: BAGSU, 2009.
REMNEV V. I. Predlozheniya, zayavleniya i zhaloby grazhdan (Besedy о sovetskom zakonodatel'stve). [Proposals, applications and complaints of citizens (Talks about Soviet legislation). In Russ.]. Moscow: Yuridiches-kaya literatura, 1972.
Pisma vo vlast'. 1928-1939: Zayavleniya, zhaloby, donosy, pis'ma v gosudarstvennye struktury i sovetskim vozhdyam/Sost. A. Ya. Livshin, I. B. Orlov, О. V. Hlevnyuk. [Letters to power. 1928-1939: Statements, complaints, denunciations, letters to state structures and Soviet leaders. In Russ.]. Moscow: ROSSPEN, 2002.
SEMENOVA E. N. Obrazovanie organov gosudarstvennogo obespecheniya i bytovogo ustroystva semey voennosluzhashchih v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (na materialah Zapadnoy Sibiri). [Formation of the organs of the state support and everyday guaranteeing of the families of servicemen during the Great Patriotic War (on basis of the West Siberian materials). In Russ.] //Vestnik TGPU. 2015. N2 (155). P. 192-198.
Tyumency — frontu: Sb. dok. 2-е izd., dop. [Tyuments to the front. In Russ.]. Tyumen: Tyumenskiy dom pechati, 2005.
SHALAK A. V. Usloviya zhizni naseleniya Vostochnoy Sibiri 1940-1950 gg. Dis.... d-ra. ist. nauk. [The living conditions of the population of Eastern Siberia (1940-1950)]. Irkutsk, 2000. oo
о
<N
Список литературы
Во имя Победы: эвакуация гражданского населения в Западную Сибирь в годы Великой Отече- Z; ственной войны в документах и материалах: В 3 т. Т. 2: На сибирской земле / Отв. ред. Л. И. Снегирева.
Томск, 2005. |
Кабашов С. Ю. Российская бюрократия и развитие порядка обращения граждан в органы власти ^о в истории России: Монография. Уфа: БАГСУ, 2009.
Ремнев В. И. Предложения, заявления и жалобы граждан (Беседы о советском законодательстве), -д
М.: Юридическая литература, 1972. 3
Письма во власть. 1928-1939: Заявления, жалобы, доносы, письма в государственные структуры рн
и советским вождям / Сост.: А. Я. Лившин, И. Б. Орлов, О. В. Хлевнюк. М.: РОССПЭН, 2002. ы>
Семенова Е. Н. Образование органов государственного обеспечения и бытового устройства семей 3
военнослужащих в годы Великой Отечественной войны (на материалах Западной Сибири) // Вестник »
ТГПУ.2015. №2(155). С. 192-198. 3
Тюменцы — фронту: Сб. док. 2-е изд., доп. Тюмень: Тюменский дом печати, 2005.
Шалак А. В. Условия жизни населения Восточной Сибири (1940-1950 гг.): Дис. ... д-ра ист. наук, я
Иркутск, 2000. ^
Д. А. Вычеров. Жалобы военнослужащих и их семей как отражение социальной политики советской власти в годы Великой Отечественной войны (на материалах Тюменской области)
В статье затрагивается тема проведения социальной политики советским государством по отношению к военнослужащим и их семьям в годы Великой Отечественной войны. Территориальные рамки исследования ограничивались районами Омской области, которые в последующем вошли в состав Тюменской области, образованной 14 августа 1944 г. В качестве источниковой базы выступили жалобы, хранящиеся в фондах государственных архивов г. Тюмени. Их авторами были военнослужащие и их семьи, которые проживали на данной территории или прибыли в результате эвакуации. В частности, существенное внимание было уделено обращениям, написанным гражданами, прибывшими из Ленинграда и Ленинградской области. Автором статьи осуществлена типологизация вышеуказанных материалов по характеру содержания. В ряде случаев для описания «ответной реакции» была привлечена делопроизводственная документация райкомов, горкомов, обкомов ВКП(б) и Управления по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих. В совокупности эти материалы позволяют соотнести решения центральных органов власти и их исполнение на местах. Положения действующих нормативно-правовых актов не всегда реализовывались исполнительными органами власти, о чем говорилось в жалобах граждан. В большинстве случаев написание жалоб было обусловлено тяжелыми материально-бытовыми условиями жизни населения. Вместе с тем активное обращение граждан к государственным и партийным органам могло свидетельствовать об авторитете власти, которая выступала в образе «благодетеля и защитника».
Ключевые слова: Великая Отечественная война, социальная политика, материально-бытовые условия, жалобы, фронтовики, семьи военнослужащих, эвакуированные, Западная Сибирь, Омская область, Тюменская область.
D. A. Vycherov. Complaints of military men and their families as a reflection of the Soviet social policy during the Great Patriotic War (based on materials of the Tyumen region)
The article talks about Soviet social policy towards military men and their families during the Great Patriotic War. The territorial scope of the study was limited to the districts of the Omsk region, which became part of the Tyumen region in August 14, 1944. Complaints, which were filed in the state archives of Tyumen served as a source of information. Their authors were military men and their families who lived in this territory or arrived as a result of evacuation. In particular, considerable attention was paid to appeals written by citizens who came from Leningrad and the Leningrad region. The author of the article carried out typology of the above mentioned materials on the nature of the content. In a number of cases, record keeping documentation ^ of district committees (raikom), city committees (gorkom), regional committees (obkom) of the C.P.S.U.(b.) and the Department of the state support and everyday guaranteeing of the families of military men during the Great Patriotic War were used to describe the «response?. Together, these materials allow to correlate the ro decisions of central authorities and their implementation on the ground. The author comes to the conclusion ^ that the provisions of the current regulatory and legal acts have not always been implemented by the executive и authorities as discussed in the complaints of citizens. In most cases, complaints were due to the difficult living g^ conditions of the population. At the same time, the active appeal of citizens to state and party bodies testify the ^ trust in the authorities, which acted in the image of «benefactor and defender».
^ Key words, the Great Patriotic War, social policy, living conditions, veterans, complaints, military men S families, evacuees, Western Siberia, Omsk region, Tyumen region, о
OJ
g Вычеров, Дмитрий Александрович — Аспирант, Санкт-Петербургский государственный университет.
н Vycherov, Dmitry Aleksandrovich — the Graduate student, St Petersburg State University.
S E-mail: [email protected] =S
S «
о
[-4
H <L»
С