Хаблиева Л. Ч. Материально-бытовая помощь семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны (на материалах Северной Осетии) / Л. Ч. Хаблиева, У Ш. Тедеева // Научный диалог. — 2017. — № 8. — С. 317—324. — DOI: 10.24224/2227-1295-2017-8-317324.
Khabliyeva, L. Ch., Tedeyeva, U. Sh. (2017). Material and Social Assistance to Military Families in Years of Great Patriotic War (on Materials of North Ossetia). Nauchnyy dialog, 8: 317-324. DOI: 10.24224/2227-1295-2017-8-317-324. (In Russ.).
I5E НАУЧНАЯ (SO БИБЛИОТЕКА
^бИШШУ.ЙЦ
Журнал включен в Перечень ВАК
УДК 94(470.65)"1941/1945"
DOI: 10.24224/2227-1295-2017-8-317-324
и I к I С н' s
PERKXMCALS DIRECIORV.-
Материально-бытовая помощь семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны (на материалах Северной Осетии)
© Хаблиева Лариса Черменовна (2017), orcid.org/0000-0001-9845-7137, кандидат педагогических наук, доцент кафедры новейшей Отечественной истории, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Се-веро-Осетинский государственный университет имени Коста Леванович Хетагурова» (Владикавказ, Россия), [email protected].
© Тедеева Ульяна Шотаевна (2017), кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных, социальных и экономических наук, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Северо-Осетинская государственная медицинская академия» Министерства здравоохранения Российской Федерации (Владикавказ, Россия), [email protected].
Рассматривается работа органов государственной власти по оказанию помощи семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны. Уделяется внимание финансовому обеспечению данной категории граждан. Рассмотрен вопрос снабжения продовольствием и предметами первой необходимости. Поднимается вопрос о структуре органов государственного обеспечения по оказанию помощи военнослужащим. Особое внимание уделяется сведениям об оказании материально-бытовой помощи. Актуальность исследования обусловлена тем, что исторический опыт построения системы по оказанию помощи семьям военнослужащих показывает, что без активной социальной поддержки армия не в состоянии решать поставленные задачи. Новизна исследования видится в том, что впервые на основе архивных материалов показаны успехи и недостатки социальной работы, проводимой органами власти Северо-Осетинской АССР, а также попытки преодоления трудностей. В опре-
деленной мере восполнены лакуны в изучении таких тем, как материально-бытовое снабжение членов семей военнослужащих, их трудоустройство, социальные взаимосвязи и, в частности, всенародная помощь этой категории населения на региональном уровне. Впервые вводятся в научный оборот материалы Центрального государственного архива Республики Северная Осетия-Алания по представленной теме. Автор приходит к выводу, что в годы Великой Отечественной войны семьи военнослужащих не остались без внимания государства, общества, предприятий и организаций. Их деятельность носила всесторонний и взаимодополняющий характер.
Ключевые слова: семьи военнослужащих; социальная политика; Великая Отечественная война; материально-бытовая помощь; материальная поддержка; трудоустройство; Северо-Осетинская АССР; отдел гособеспечения.
1. Введение
Великая Отечественная война с первых дней повлекла кардинальные изменения во всех сферах жизнедеятельности страны. Государство принимает ряд мер, направленных на социальную поддержку и защиту семей военнослужащих как одной из самых многочисленных и незащищенных социальных категорий. Одной из мер стало издание Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 года «О порядке назначения и выплаты пособий семьям военнослужащих рядового и младшего начальствующего состава в военное время». Формами государственного социального обеспечения семей военнослужащих стали выплата пенсий и пособий, назначавшихся по месту жительства. На размер пособия влияли как количество иждивенцев в семье, так и место проживания (в городе или в селе).
На протяжении всей войны государство принимало различные меры, направленные на улучшение государственной поддержки семей военнослужащих. Среди них стоит отметить открытие специальных отделов, которые занимались исключительно рассмотрением вопросов бытового устройства и государственного обеспечения данной категории граждан. После принятия соответствующих постановлений ЦК ВКП(б) от 22.01.1943 года и СНК СССР от 10.02.1943 года такие отделы создаются при гор- и райисполкомах советов депутатов Северо-Осетинской АССР. Эти отделы занимались назначением пенсий и пособий семьям военнослужащих, материально-бытовым устройством и назначением льгот в соответствии с действующим законодательством.
2. Финансовое обеспечение семей военнослужащих в Северной Осетии в 1941—1945 годах
Денежное пособие от государства к 15 марта 1943 года в СевероОсетинской АССР полагалось выплатить 5571 семьям военнослужащих,
124 семьям погибших на фронте и 664 инвалидам Отечественной войны. Эта работа сталкивалась с определенными трудностями. Случались перебои и задержки в выплате пособий. Часто пособия возвращались обратно в собес. Это связано с работой почты, через которую выплачивались пособия. Только в январе-феврале 1943 года имели место 116 случаев возврата пособий в Ленинском районе г. Орджоникидзе. В управление связи были возвращены денежные средства, несмотря на то что получатели находились в городе.
Государство выделяло бюджетные деньги для выплаты пособий. В 1943 году Совет народных Комиссаров Северо-Осетинской АССР получил для этих целей 200 тыс. рублей, которые были распределены между районами республики. Самую большую часть средств (52 000 руб.) направили в г. Орджоникидзе. Остальные средства распределили следующим образом (табл. 1) [ЦГА РСО-А, фр. 56, оп. 2, д. 49, л. 284]:
Таблица 1
Распределение бюджетных денег на выплату пособий по районам СОАССР
№ п/п Район Сумма
1 Отдел государственного обеспечения Северо-Осетинской АССР 20000 руб.
2 Орджоникидзевский район 16000 руб.
3 Алагирский район 16000 руб.
4 Ардонский район 16000 руб.
5 Дигорский район 8000 руб.
6 Дарг-Кохский район 14000 руб.
7 Правобережный район 7000 руб.
8 Садонский район 6000 руб.
9 Гизельдонский район 6000 руб.
10 Кировский район 9000 руб.
11 Махческий район 6000 руб.
12 Прочие мероприятия 19000 руб.
На устранение недостатков в работе по оказанию социальной поддержки семьям военнослужащих было направлено Постановление Совета Народных комиссаров СОАССР от 12 февраля 1943 «О мерах улучшения работы советских органов по оказанию помощи семьям военнослужащих» [ЦГА РСО-А, фр. 629, оп. 2, д. 64, л. 85]. В этом же постановлении указывается на задержку в выплате пособий на 5 месяцев в Ирафском, Право-
бережном, Дарг-Кохском и Ардонском районах СОАССР. Причина — военные действия на территории этих районов. В Орджоникидзевском районе причина заключалась в том, что не сохранились списки получателей пособий в связи с уничтожением дел. В г. Орджоникидзе выплата пособий по аттестатам семьям офицерского состава задерживалась на 6—7 месяцев. Из 250 заявлений, которые поступили в райисполком Промышленного района г. Орджоникидзе по материально-бытовому обеспечению семей военнослужащих, положительное решение было получено только по 25 заявлениям [ЦГА РСО-А, фр. 629, оп. 2, д. 64, л. 88].
На оккупированных территориях Кировского, Дигорского, Ардонского и Алагирского районов республики к октябрю 1942 года в Дарг-Кохском и Гизельдонском районах здания райсобесов были разрушены в результате бомбежки вражеской авиации. Одной из причин задержки в выплате пособий стал большой поток эвакуированных из других регионов страны, которых необходимо было зарегистрировать. Перерегистрация в г. Орджоникидзе началась 11 ноября 1942 года. К концу года выплата пособий была восстановлена [ЦГА РСО-А, фр. 629, оп. 2, д. 63, л. 110]. Эта работа в Правобережном районе республики началась с 1 декабря 1942 года. Здесь пособия выплачивались через отделения почтовой связи. В Гизельдонском, Орджоникидзеском и Даг-Кохском районах перерегистрация началась после освобождения этих районов от фашистской оккупации. Перерегистрация здесь задерживалась. Необходимо было первоначально восстановить архив и документы, которые хранились в собесах и были уничтожены во время оккупации.
Всего за 1942 год в Северной Осетии пособия семьям военнослужащих были выплачены на общую сумму 21 318 руб. Исходя из этой суммы, можно подсчитать, что на одну семью приходилось 80—85 рублей в месяц. Из 143 жалоб, поступивших в СНК Северо-Осетинской АСССР по вопросу назначения пособий, было отклонено 8 заявлений. 12 заявлений на назначение пособий было пересмотрено после того, как заявители предоставили соответствующие документы [ЦГА РСО-А, фр. 629, оп. 2, д. 63, л. 110. (об.)].
3. Решение бытовых проблем семей военнослужащих
Одной из острых проблем в годы Великой Отечественной войны стала жилищная проблема. 5 августа 1941 года принимается Постановление СНК СССР № 1931 «О сохранении жилплощади за военнослужащими и о порядке оплаты жилой площади семьям военнослужащих в военное время». За военнослужащими сохранялась жилая площадь на время войны.
Если на ней никто не проживал, то квартплата за такую жилплощадь не взималась.
Тем не менее органы местной власти по мере возможности пытались решить жилищные и материально-бытовые проблемы семей военнослужащих. В январе-октябре 1944 года в г. Владикавказе был положительно решен вопрос о предоставлении и ремонте жилых помещений для 22 семей. Гортоп обеспечил дровами 715 семей. Питание в столовых получили 4121 детей военнослужащих. Было выделено 93 путевки в детские лагеря. 660 семей получили 254 га земли для занятия огородничеством. 965 особо нуждавшихся семьи получили единовременные выплаты на сумму 22 000 руб. Госпособия и пенсии выплачены в размере 919 000 тыс. руб. [ЦГА РСО-А, фр. 56, оп. 2, д. 51, л. 95].
Первоочередное право членов семей военнослужащих при трудоустройстве было определено в инструктивном письме Народного Комиссариата Соцобеспечения «О порядке трудоустройства членов семей лиц, мобилизованных в Красную Армию» от 1 августа 1941 года и в соответствующем распоряжении СНК РСФСР от 28 декабря 1941 года [Кузьменко, 1944, с. 76].
Вопросами трудоустройства данной категории граждан занимался собес и соответствующие отделы. В 1942 году органами соцобеспечения были трудоустроены 160 инвалидов Отечественной войны и 819 членов семей военнослужащих. В январе-марте 1943 года 77 чел. и 80 чел. соответственно [ГАНИ РСО-А, ф. 1, оп. 1, д. 182, л. 12].
Органы соцобеспечения вели разноплановую работу по удовлетворению нужд семей военнослужащих. Через общественный актив, образованный при отделе гособеспечения Промышленного района г. Орджоникидзе в 1943 году, помощь промышленными товарами получили 1590 семей. В детские сады были устроены на диетпитание 136 человек. Материальную помощь получили 78 семей на общую сумму 9900 руб. 331 семья получила земельные участки под огороды [ЦГА РСО-А, фр. 56, оп. 2, д. 47, л. 173].
Имелись случаи неудовлетворительного отношения по решению проблем семей военнослужащих. В результате бюрократического отношения председатель райисполкома тов. Кертанов отказался предоставить жилплощадь незаконно выселенным ранее из дома по Павловскому переулку гр. Ромащенко, Якимова и Голубцова. Одновременно была предоставлена квартира на незаконных основаниях по ул. Красноармейская, 14 гр. Кур-киеву. Этот гражданин уже имел жилплощадь у своего тестя. Отделом гособеспечения было трудоустроено только 5 человек [ЦГА РСО-А, фр. 56, оп. 2, д. 47, л. 173.].
Для строительства оборонительных сооружений решением Орджо-никидзевского (Владикавказского) комитета обороны была объявлена мобилизация мужчин в возрасте от 16 до 55 лет и женщин в возрасте от 18 до 50 лет [Хубулова и др., 2012, с. 163]. Уклоняющиеся от трудповин-ности привлекались к ответственности согласно законам военного времени. На строительство привлекались и члены семей военнослужащих. За мобилизованными на строительные работы сохранялся средний заработок по их основному месту работы. Колхозникам начисляли 0,5 трудодня за каждый день работы на строительстве оборонительных сооружений. Рабочим выделили по 1000 пар нательного белья и обуви, носки и чулки 3000 пар, телогрейки и теплые шаровары — 500 пар, готовую одежду на 50 000 руб. [Хубулова и др., 2012, с. 167].
В годы Великой Отечественной войны остро стоял вопрос обеспечения топливом. В г. Владикавказе снабжением дровами занимались Гор-топ, хозорганы и отдельные предприятия. С конца 1942 года и по март 1943 года инвалиды войны и семьи военнослужащих получили через гор-топ 891 куб/м дров. В Промышленном районе при плане отпуска дров данной группе населения в 2000 куб/м было отпущено только 719 куб/м (36 %) [ГАНИ РСО-А, ф. 1, оп. 1, д. 182, л. 10]. Среди предприятий города стоит выделить пищекомбинат, который отпустил по 1—2 куб/м для 25 семей, артели коопинсоюза (в особенности артель «1 мая»), которые обеспечили 35 семей [ГАНИ РСО-А, ф. 1, оп. 1, д.182, л. 11].
Индивидуальное огородничество в условиях военного времени стало одной из мер поддержки семей военнослужащих. Земля выделялась через органы соцобеспечения, различные предприятия и организации. Так в 1941 году собес выделил 42,7 га земли, в 1942 году — 56 га, в 1943 году — 82 га [ГАНИ РСО-А, ф. 1, оп. 1, д. 182, л. 12]. Таким образом, огородами обеспечили 3680 семей. Государство обеспечивало бесплатную вспашку, выделяло семена и рассаду.
4. Выводы
Таким образом, государственные денежные выплаты (как единовременные, так и регулярные) играли огромную роль в системе выживания огромного количества советских граждан в суровых условиях Великой Отечественной войны. Размер пенсий, пособий и других выплат в основном зависел от того, к какой категории принадлежала семья военнослужащего. Одной из острых проблем, которую приходилось решать органам власти, являлась проблема снабжения продуктами питания и предметами повседневного спроса.
В целом такие направления партийно-государственной политики, как трудоустройство, организация подсобных хозяйств, успешно решались на протяжении всей войны; такие же, как выплата пособий и пенсий, улучшение материально-бытового обеспечения, решение жилищной проблемы — только в последние ее годы.
Таким образом, в годы Великой Отечественной войны государство принимает ряд мер, направленных на обеспечение материально-бытовых нужд наиболее многочисленной и незащищенной в социальном плане группы населения — семей военнослужащих.
Источники и принятые сокращения
1. ГАНИ РСО-А — Государственный архив новейшей истории республики Северная Осетия — Алания. Ф. 1. Оп. 1. Д. 182. Л. 10; Оп. 1. Д. 182. Л. 11; Оп. 1. Д. 182.Л. 12.
2. ЦГА РСО-А — Центральный государственный архив Республики Северная Осетия — Алания. ФР. 56. Оп. 2. Д. 47. Л. 173; Оп. 2. Д. 49. Л. 284; Оп. 2. Д. 51. Л. 95; ФР. 629. Оп. 2. Д. 63. Л. 110; Оп. 2. Д. 63. Л. 110; Оп. 2. Д. 63. Л. 110. (об.); Оп. 2. Д. 64. Л. 85; Оп. 2. Д. 64. Л. 88.
Литература
1. Кузьменко Д. Г. Сборник документов и материалов по вопросам труда в период Великой Отечественной войны (22 июня 1941 г. — 5 января 1944 г.) / Д. Г. Кузьменко. — Москва, 1944. — 379 с.
2. Хубулова С. А. Орджоникидзевский (Владикавказский) комитет обороны : монография / С. А. Хубулова, Л. Ч. Хаблиева, А. Е. Батыров. — Владикавказ : Литера, 2012. — 315 с.
Material and Social Assistance to Military Families in Years of Great Patriotic War (on Materials of North Ossetia)
© Khabliyeva Larisa Chermenovna (2017), orcid.org/0000-0001-9845-7137, PhD in Education, associate professor, Department of Recent Russian History, North Ossetian State University named after Kosta Levanovich Khetagurov (Vladikavkaz, Russia), [email protected]. © Tedeyeva Ulyana Shotayevna (2017), PhD in History, associate professor, Department of Humanities and Social-Economic Sciences, North Ossetian State Medical Academy of the Ministry of Health of the Russian Federation (Vladikavkaz, Russia), [email protected].
The work of the state authorities to assist military families in the years of the Great Patriotic war is considered. The article focuses on financial provision for this category
of citizens. The problem of food supply and necessities is examined. The question is raised about the structure of government providing aid to servicemen. Special attention is paid to information on the provision of material assistance. The research urgency is caused by the fact that the historical experience of building the system to assist military families shows that the army is not able to solve the tasks without active social support. Novelty of research consists in the fact that the successes and shortcomings of the social work carried out by the authorities of the North Ossetian ASSR, and attempts to overcome the difficulties for the first time are shown on the basis of archival materials. To a certain extent the gaps are filled in the study of topics such as logistical supply of members of military families, their employment, social interactions and, in particular, nation-wide assistance to this category of population at the regional level. For the first time the materials of Central state archive of the Republic of North Ossetia-Alania on the topic are introduced into scientific circulation. The author comes to the conclusion that in the years of the Great Patriotic war, military families are not left without attention of the state, society, enterprises and organizations. Their activities are comprehensive and complementary.
Key words: military families; social policy; Great Patriotic war; logistical assistance; financial support; employment; North Ossetian Autonomous Soviet Socialist Republic; division of state provision.
Material resources
GANI RSO-A — Gosudarstvennyy arkhiv noveyshey istorii respubliki Severnaya Os-etiya — Alaniya. F. 1. (In Russ.).
TsGA RSO-A — Tsentralnyy gosudarstvennyy arkhiv Respubliki Severnaya Osetiya — Alaniya. FR. 56; FR. 629. (In Russ.).
References
Khubulova, S. A., Khablieva, L. Ch., Batyrov, A. E. 2012. Ordzhonikidzevskiy (Vladika-vkazskiy) komitet oborony. Vladikavkaz: Litera. (In Russ.).
Kuzmenko, D. G. 1944. Sbornik dokumentov i materialov po voprosam truda v period Velikoy Otechestvennoy voyny (22 iyunya 1941 g. — 5 yanvarya 1944 g.). Moskva. (In Russ.).