УДК.94.470
Е. Н. Семенова
образование органов государственного обеспечения и бытового устройства семей военнослужащих в годы великой отечественной войны (на материалах западной сибири)
Освещается процесс выделения органов государственного обеспечения и бытового устройства семей военнослужащих из органов социального обеспечения. Его причинами стали: широта стоящих перед Наркоматом социального обеспечения задач, небольшой штат сотрудников, а главное - отсутствие разветвленной, подотчетной ему сети органов, отвечающих за государственное обеспечение семей военнослужащих на местах, что влияло на эффективное оказание государственной помощи этой категории граждан.
На примере работы областных и краевых органов государственного обеспечения Западной Сибири показывается порядок и структура их организации, задачи, стоявшие перед ними, рассматривается значение изменений структуры органов для осуществления эффективной деятельности по оказанию помощи семьям военнослужащих.
Ключевые слова: Великая Отечественная война, Западная Сибирь, семьи военнослужащих, органы государственного обеспечения.
Великая Отечественная война стала тяжелейшим испытанием для государственной власти и общества в целом, потребовавшим быстро и эффективно перестроить государственные и общественно-политические институты в соответствии с условиями военного времени. В связи с войной значительная часть населения стала членами семей военнослужащих. Государственная политика по отношению к этим семьям приобрела особую значимость, так как это напрямую влияло на боевой дух армии и обороноспособность страны, определяло условия жизни значительной части общества. Без изучения этих проблем невозможно представить полноценную деятельность тыла в годы Великой Отечественной войны.
Политика государства по отношению к семьям военнослужащих играет важную роль и сегодня. При проведении различных социальных реформ необходимо использовать бесценный исторический опыт. Это позволит избежать ошибок в государственной политике и наладить максимально эффективную систему социального обеспечения в условиях ограниченных ресурсов.
Проблема обеспечения семей военнослужащих в годы Великой Отечественной войны на общероссийском и региональном уровнях остается одной из слабоизученных. Она привлекала внимание исследователей [1-4]. Однако в названных работах нашли некоторое освещение только вопросы выплаты пособий и оказание общественной помощи этой категории населения. Крупных монографических работ по этой теме нет. Единственным исследованием на региональном уровне является диссертация А. Е. Любецкого [5]. Целый ряд вопросов по этой проблеме остается дискуссионным. Одним из них является образование органов государственного обеспечения и бытового устройства семей во-
еннослужащих, порядок и структура их организации и их задачи.
Данная статья является попыткой внести ясность в этот вопрос.
Основными источниками для изучения проблемы стали постановления ЦК ВКП (б), Совнаркома СССР, справки об их выполнении, докладные записки, справки о работе отделов и их отчеты. Содержательными и информативными являются материалы военных отделов. Эти документы, хранящиеся в партийных и государственных архивах Западной Сибири - Центре документации новейшей истории Томской области (ЦДНИ ТО), Государственном архиве Томской области (ГАТО), Государственном архиве Новосибирской области (ГАНО), Историческом архиве Омской области (ИСАОО), Государственном архиве Кемеровской области (ГАКО), Государственном архиве Алтайского края (ГААК), позволили разрешить спорные вопросы о причинах образования, структуре органов государственного обеспечения и бытового устройства и их задачах.
С началом Великой Отечественной войны численность семей военнослужащих постоянно росла. Так, к 1 декабрю 1943 г. по Новосибирской области числилось 280 550 семей военнослужащих, по Омской - на 1 октября 1943 г. - 304 774 семьи, по Алтайскому краю на 1 января 1944 г. - 340 080 семей [6, с. 58]. Эта категория населения нуждалась в постоянном внимании и заботе со стороны государства.
Для обслуживания семей военнослужащих были созданы соответствующие управление и отделы. Вопрос о структуре созданного управления неоднозначен. Различные ее варианты предложены в справочнике «Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР
(1917-1967)» [7, с. 443], в диссертационном исследовании А. Е. Любецкого [5, с. 230], а также в обнаруженном автором статьи Приложении № 1 к постановлению Совнаркома СССР № 143 от 10 февраля 1943 г «О штатах и должностных окладах для работников управления и отделов по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих», утвержденному заместителем председателя СНК СССР В. М. Молотовым и управляющим делами СНК СССР Я. Е. Чадаевым [8, л. 39-40].
Учитывая существующие разночтения, следует отметить, что в справочнике «Высшие органы...» структура управления освещается крайне бегло и состоит из управления делами, отделов организационно-инспекторского, трудового и бытового устройства, обеспечения пособиями и пенсиями, статистического и отдела кадров. Структура, предложенная А. Е. Любецким, имеет ссылку на все те же «Высшие органы.», но она не совпадает с приводимыми в этом труде данными, что делает ее источник неясным (он дополнительно приводит такие структуры, как секретариат, отдел центральной бухгалтерии, правовой отдел, а статистический отдел и отдел кадров в его схеме отсутствуют). Стоит также отметить, что А. Е. Любецкий обращает внимание на организацию ряда отделов в 1944-1945 гг., но таких данных в справочнике «Высшие органы.», на которые дается ссылка, нет. В то же время, согласно указанному выше Приложению № 1 к Постановлению № 143 от 10 февраля 1943 г., все отмеченные А. Е. Лю-бецким отделы, как созданные в 1944-1945 гг., уже существовали в 1943 г.
На основе изучененных документов и литературы автор данной статьи реконструирует процесс создания органов государственного обеспечения и бытового устройства семей военнослужащих следующим образом.
В первые годы войны вопросами государственного обеспечения семей военнослужащих занимались Народный комиссариат социального обеспечения (НКСО) РСФСР и подчиненные ему органы областного (краевого) социального обеспечения. Они находились под контролем военного отдела областного комитета ВКП (б). Эта же система воспроизводилась и на нижестоящих уровнях городских и районных властей, осуществлявших непосредственную работу с населением.
До начала войны для решения вопросов, связанных с семьями военнослужащих, какого-либо специального отдела в этих органах не было, так как основное внимание отводилось обслуживанию инвалидов. По этой причине в 1941 г. вопросами семей военнослужащих занимались уже имеющиеся отделы НКСО, работавшие с другими категори-
ями населения. Однако, поскольку вопросы обслуживания семей военнослужащих стали иметь первостепенную важность, уже 6 марта 1942 г. Постановлением СНК РСФСР № 102 была утверждена измененная структура НКСО, более отвечающая реалиям военного времени. В этой структуре появились новые органы, а именно: главная инспекция по социальному обеспечению и Управление государственного обеспечения, которое состояло из трех отделов: отдела обеспечения инвалидов войны и семей военнослужащих, отдела обеспечения инвалидов труда, отдела касс общественной взаимопомощи колхозов [9, с. 254]. Для семей военнослужащих в этом управлении был создан, хоть и совместно с инвалидами войны, специальный отдел. Его создание было необходимо для налаживания работы с семьями военнослужащих, чтобы справиться с постоянно возрастающей нагрузкой на органы социального обеспечения.
Но, несмотря на нововведение, работа с семьями фронтовиков на местах продолжала осуществляться органами социального обеспечения в общем порядке, так как новый отдел, занимавшийся инвалидами войны и семьями военнослужащих, был создан лишь в аппарате союзного Наркомата и не имел отделений на местах.
Таким образом, нечеткость поставленных перед отделом задач, небольшой его аппарат, а главное -отсутствие разветвленной, подотчетной ему сети органов, отвечающих за государственное обеспечение семей военнослужащих на местах, - все это предопределило недостаточно эффективное оказание государственной помощи этой категории граждан.
Подобное положение было недопустимым. Работа НКСО и его органов на местах была подвергнута тщательному анализу. Был сделан вывод о том, «что Наркомат социального обеспечения РСФСР не справился со своими обязанностями по обеспечению семей военнослужащих» [10, л. 66 об.]. В результате нарком социального обеспечения РСФСР т. Гришакова и ряд руководителей краевых и областных отделов социального обеспечения лишились своих постов. В их числе был снят и отдан под суд заведующий областным отделом социального обеспечения Омской области П. Я. Яковлев. В связи с необходимостью кардинального изменения и улучшения работы с семьями военнослужащих 22 января 1943 г. было принято постановление ЦК ВКП (б) № П39/186 «О мерах улучшения работы советских органов и местных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих» [10, л. 66 об, 67]. При Совнаркомах союзных республик были созданы Управления по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих.
Создание на республиканском уровне специального органа для работы с семьями военнослужащих свидетельствовало о большом значении, которое придавало руководство страны этому направлению работы. На руководящие должности в эти управления назначались заместители председателей СНК РСФСР, союзных, автономных республик; зав. отделами государственного обеспечения и бытового устройства семей военнослужащих на местах - заместители заведующих исполкомов всех уровней. Начальником созданного Управления по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих при СНК РСФСР был назначен Г. В. Перов. На союзном уровне наблюдение за работой и оказание необходимой помощи республиканским управлениям было поручено заместителю председателя Совнаркома СССР т. Косыгину [10, л. 67].
Сравнивая документы, автор пришел к выводу, что основой при определении структуры Управления по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих следует считать данные Приложения № 1 к Постановлению № 143. В соответствии с этим документом Управление состояло из управления делами, организационно-инспекторского отдела, отдела трудового и бытового устройства, отдела обеспечения пособиями и пенсиями, центральной бухгалтерии, секретариата, правового отдела, статистического отдела, отдела кадров и секретного отдела [8, л. 4043].
Это Управление просуществовало до конца войны. Оно было ликвидировано 22 августа 1946 г. Его функции были переданы Министерству социального обеспечения РСФСР [7, с. 143].
Во исполнение Постановления № 189 от 22 января 1943 г. уже 27 января этого же года был принят соответствующий указ Президиума Верховного Совета РСФСР «Об образовании при совнаркомах автономных республик, исполкомах краевых, областных, окружных, городских и районных Советов депутатов трудящихся отделов по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих» [11, с. 325]. На местах рассмотрение и принятие решений по выполнению Постановления ЦК ВКП (б) от 22 января 1943 г. началось сразу же. Так, Томским горисполкомом было принято решение о создании отделов 15 февраля 1943 г. [11, с. 174175], в Алтайском крае - 14 февраля [12, л. 170]. Возглавляли эти отделы соответствующие заместители председателей исполкомов Советов депутатов трудящихся [10]. В задачи Управления и отделов входило:
«а) обеспечение пособиями и пенсиями семей военнослужащих рядового и младшего начальст-
вующего состава Красной Армии и Военно-Морского Флота, в соответствии с законодательством;
б) трудовое устройство и проведение мероприятий по удовлетворению материально-бытовых нужд семей военнослужащих рядового и начальствующего состава;
в) обеспечение семей военнослужащих установленными для них законом льгот;
г) рассмотрение заявлений и жалоб, поступающих от семей военнослужащих, и принятие по ним необходимых мер» [10, л. 67, 68].
За органами собеса сохранялась работа по социальному обеспечению, протезированию и трудоустройству инвалидов Отечественной войны. Уже в 1943 г. в Западной Сибири действовало около 220 отделов по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих всех уровней. Из них в Кемеровской области было создано 40 отделов [13, л. 86-87], в Новосибирской -59 [14, л. 119], Омской - 44 [15, л. 1], в Алтайском крае - 77 [16, л. 16]. Таким образом, уже в первый год существования отделов была создана достаточно разветвленная система отделов государственного обеспечения и бытового устройства семей военнослужащих, соответствующая территориальному делению.
Общей характерной чертой для отделов по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих в Западной Сибири на протяжении всей Великой Отечественной войны стала нехватка кадров. Основные трудности в решении кадрового вопроса были связаны с призывом работников в армию, низким уровнем грамотности населения, отсутствием четкой кадровой политики (на первоначальном этапе), недостаточным стимулированием работников и др. Чтобы справиться в этих условиях с поставленными задачами, отделы в своей работе опирались на широкий актив - оборонные комитеты, женсоветы, внештатных инспекторов, комсомольцев и несоюзную молодежь. По неполным данным, отделы гособеспечения только в Новосибирской области в 1944 г. имели 4 775 человек актива. Он оказывал большую помощь штатным инспекторам при проведении учета семей военнослужащих, уточнении материально-бытового состояния, их нуждаемости [14, л. 12, 78; 17, л. 341-342; 18, л. 34].
Актив широко использовался органами гособеспечения и бытового устройства для решения проблемы ограниченности ресурсов, поскольку государственных средств было недостаточно. Так, женсоветы, комсомольцы и пионеры занимались организацией общественной помощи семьям фронтовиков. Они регулярно проводили различные месячники, декадники, недели и воскресники, по окончании которых создавались денежные, ве-
щевые и продовольственные фонды помощи семьям военнослужащих [19].
Таким образом, несмотря на большое значение, придаваемое организации государственного обеспечения семей военнослужащих, специальная структура, ответственная за ее проведение была создана далеко не сразу. В первые годы войны этой работой занимался Наркомат социального обеспечения, который в силу большой загруженности, нехватки кадров, значительного расширения задач и функций, стоящих перед ним, отсутствия опыта работы в условиях войны не мог наладить работу в соответствии с поставленными войной задачами, четко выделить направление государственной помощи семьям военнослужащих, организовать ответственные за ее проведение органы.
В связи с этим в начале 1943 г. было создано специальное Управление по государственному обеспечению и бытовому устройству семей военнослужащих, обладавшее развитой структурой на местах, что стало переломным моментом в эффективности осуществления данной сферы социальной политики. Несмотря на трудности, которые были в работе Управления (неполная укомплектованность штатов, низкая квалификация персонала и т. д.) государство не выпустило из рук социальную сферу и совместно с общественностью создало достаточно эффективную систему государственных органов по обеспечению семей военнослужащих и наладило их работу. Так, в Кемеровской области за первый год существования отделов было выплачено пособий семьям военнослужащих на сумму 290 млн рублей [20, л. 127], в Новосибирской области за три месяца 1943 г. - 42 млн руб. [21, л. 15]. По Омской области только за июль 1943-1945 гг. было выдано пособий и пенсий -33 455 443 руб., а за ноябрь в эти же годы -26 684 694 рублей [22, л. 24-24 об., 48-48 об., 99-99 об., 106-106 об., 129-129 об., 145-145 об.]. В Алтайском крае за все годы войны выплачено пенсий и пособий 666 млн 366 тыс. рублей [23, с. 173].
Кроме пособий отделы предоставляли семья военнослужащих льготы по налогам, квартирной плате и коммунальным услугам, дети рядового и младшего начальствующего состава Красной Армии и Военно-Морского Флота освобождались от платы за обучение в 8-9-х классах средней школы, техникумах и вузах. Все иски к призванным
в РККА и членам их семей по жилищным делам, а также исполнение судебных решений приостанавливалось до конца войны [24, с. 32-41].
Серьезные сдвиги произошли в решении проблемы трудоустройства членов семей военнослужащих. К 1 декабря 1943 г. по Новосибирской области (без г. Новосибирска) было трудоустроено 62 228 семей военнослужащих. В 34 районах Алтайского края на 1 августа 1943 г. работало 15 441 семья военнослужащих, в Омской области к 1 январю 1944 г. - 28 032 члена семей офицерского состава [6, с. 61].
Был наведен порядок и в работе с жалобами: установлены дни и часы приема граждан лично заведующими отделами и их заместителями; введена обязательная регистрация всех поступающих жалоб в специальном журнале (в устной форме жалобы не принимались); были разработаны инструкции о порядке рассмотрения жалоб; устанавливался 3-дневный срок рассмотрения простых жалоб (не требующих проверки), а по более сложным проводились проверки с выездом на места, и решения принимались уже там и т. д. [25, л. 145-146; 26, л. 201]. За нечуткое отношение к семьям военнослужащих, нарушение их прав должностные лица привлекались к уголовной ответственности. Только в Кемеровской области были отданы под суд 15 работников отделов. Жалобы от семей военнослужащих поступали на протяжении всей войны, но работа с ними с 1943 г. значительно улучшилась. По Кемеровской области за 8 месяцев 1944 г. поступило 4 021 жалоба, из них 3 527 было удовлетворено, 374 направлено для разрешения в другие инстанции, 124 жалобы были признаны необоснованными [27, л. 71-71 об., 72-72 об.]. К 30 декабря 1943 г. в Новосибирский областной отдел поступило 1 418 жалоб и заявлений, из них 1 176 были удовлетворены [14, л. 133].
Как видим, в тяжелые годы Великой Отечественной войны был накоплен значительный опыт по созданию и организации деятельности важнейшей государственной структуры, проводившей достаточно эффективную работу по материально-бытовому обеспечению семей военнослужащих. Использование эффективных социально-хозяйственных моделей военного времени является актуальным для отдельных регионов страны даже на современном этапе.
Список источников и литературы
1. Зинич М. С. Помощь семьям фронтовиков и инвалидам Великой Отечественной войны в 1941-1945 годах // Проблемы внешней и внутренней политики СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годов). М., 1988. С. 167-183.
2. Васильев Ю. А. КП - организатор патриотического движения трудящихся Сибири по оказанию материальной помощи фронту 19411945 годов. Тюмень, 1963. 132 с.
3. Иваничкин В. Н. Работа партийных и профсоюзных организаций Томска по оказанию помощи семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны // Сб. работ аспирантов кафедры истории КПСС (ТГУ). Томск, 1972. Вып. 9. С. 161-165.
4. Снегирева Л. И. Деятельность органов власти Западной Сибири по оказанию помощи эвакуированным и семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны (1941-1945) // Актуальные проблемы истории Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и современность: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 61-й годовщине Победы СССР в Великой Отечественной войне (1112 мая 2006). Томск, 2007. С. 106-121.
5. Любецкий А. Е. Государственная политика по отношению к семьям военнослужащих на Урале в годы Великой Отечественной войны: дис. ... канд. ист. наук. Магнитогорск, 2006. 247 с.
6. Семенова Е. Н. Трудоустройство членов семей военнослужащих в Западной Сибири в годы Великой Отечественной войны (19411945 гг.) // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (TSPU Bulletin). Вып. 9 (99). 2010. С. 58-63.
7. Высшие органы государственной власти и органы центрального управления РСФСР (1917-1967): справочник (по материалам государственных архивов). М., 1971. 624 с.
8. ГАТО. Ф. Р-829. Оп. 2. Д. 4.
9. Мануйлова Ю. Н. Социальная реабилитация инвалидов войны на Южном Урале, 1941-1945 годы: дис. ... канд. ист. наук. Челябинск, 2002. 269 с.
10. ГААК. Ф. П-1. Оп. 18. Д. 642.
11. Во имя Победы: эвакуация гражданского населения в Западную Сибирь в годы Великой Отечественной войны в документах и материалах: в 3 т. Т. II: На сибирской земле / отв. ред. Л. И. Снегирева. Томск, 2005. 377 с.
12. ГААК. Ф. П-1.Оп. 36. Д. 20.
13. ГАКО. Ф. П-75. Оп. 1. Д. 38.
14. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 7. Д. 689.
15. ИАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 238.
16. ГААК. Ф. П-1. Оп. 18. Д. 870.
17. ГАНО. Ф. П-4. Оп. 7. Д. 641.
18. ЦДНИ ТО. Ф. 607. Оп. 1. Д. 111.
19. Семенова Е. Н. Организация месячников и недель помощи - одно из важнейших направлений улучшения материально-бытового положения семей военнослужащих в годы Великой Отечественной войны (на материалах Западной Сибири) // Актуальные проблемы истории Великой Отечественной войны (1941-1945 гг.) и современность: материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 62-й годовщине Победы СССР в Великой Отечественной войне (14-15 мая 2007 г.). Томск, 2008. С. 196-202.
20. ГАКО. Ф. П-75. Оп. 1. Д. 37.
21. ГАНО. Ф. Р-1020. Оп. 2. Д. 220.
22. ИСАОО. Ф. Р-1128. Оп. 1. Д. 231.
23. Митюшкин В. Развитие социалистической промышленности на Алтае. Барнаул, 1955. 256 с.
24. Марьяхин Г., Бурмистров Д., Маева З. Пособие, пенсия и налоговые льготы военнослужащим, членам их семей и инвалидам Отечественной войны / под ред. Ф. Урюпина. М., 1944. 46 с.
25. ГАТО. Ф. Р-829. Оп. 3. Д. 7.
26. ГАНО. Ф. 1030. Оп. 1. Д. 28.
27. ГАКО. Ф. П-75. Оп. 1. Д. 203.
Семенова Е. Н., соискатель.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061. E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 11.03.2014.
E. N. Semenova
formation of the organs of the state support and everyday guaranteeing of the families of servicemen during the great patriotic war (on basis of the west siberian materials)
The article highlights the process of separation of the bodies of social security and domestic organization of military families from social welfare bodies. A wide range of tasks which the People's Commissariat of social welfare faces, small staff, and, which is the most important, the lack of far-reaching beholden network of the bodies responsible for social security of military families at the local level determined the lack of effective government aid to this category of citizens and became the reason for introduction of the bodies of social security and domestic organization of military families.
BecmHUK Trm (TSPUBulletin). 2015. 2 (155)
Through the example of functioning of the regional and territorial social security bodies in Western Siberia the order and structure of their organization and the tasks which they face are demonstrated, as well as the importance of changes in the structure of the bodies for effective assistance to the military families is studied.
Key words: the Great Patriotic War, West Siberia, the families of servicemen, organs of the state guaranteeing.
References
1. Zinich M. S. Pomoshch' sem'yam frontovikov i invalidam Velikoy Otechestvennoy voyny v 1941-1945 godakh [The aid to families of front-line soldiers and veterans of the Great Patriotic War 1941-1945]. Problemy vneshney i vnutrenney politiki SSSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (19411945 gg.). [Problems of foreign and domestic policy USSR during the Great Patriotic War 1941-1945]. Moscow, 1988. Pp. 167-183 (in Russian).
2. Vasil'ev Yu. A. KP - organizator patrioticheskogo dvizheniya trudyashchikhsya Sibiri po okazaniyu material'noy pomoshchi frontu 1941-1945. [Communist Party is the chief of patriotic movement of Siberian working-people for rendering financial aid to front 1941-1945]. Tyumen, 1963. 132 p. (in Russian).
3. Ivanichkin V. N. Rabota partiynykh i profsoyuznykh organizatsiy Tomska po okazaniyu pomoshchi sem'yam voennosluzhashchikh v gody Velikoy Otechestvennoy voyny [The activity of the Tomsk Party and trade union organizations in rendering aid to the families of servicemen during the Great Patriotic War]. Sbornikrabot aspirantovkafedry istoriiKPSS (TGU) [The Collection of scientific papers of the post-graduate students at the department of history CPSU (TSU)]. Tomsk, 1972. No. 9. Pp. 161-165 (in Russian).
4. Snegireva L. I. Deyatel'nosf organov vlasti Zapadnoy Sibiri po okazaniyu pomoshchi evakuirovannym i sem'yam voennosluzhashchikh v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945) [The activity of the West Siberian authority in rendering aid to the families of servicemen and evacuated people during the Great Patriotic War (1941-1945)]. Aktual'nye problemy istorii Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945 gg.) i sovremennost': materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 61-y godovshchine Pobedy SSSR v Velikoy Otechestvennoy voyne (11-12 maya 2006) [Pressing problems of the Great Patriotic War history (1941-1945) and the present: materials of All-Russian theoretical and practical conference dedicated to the victory the USSR in the Great Patriotic War (11-12 May 2006)]. Tomsk, 2007. Pp. 106-121 (in Russian).
5. Lyubetskiy A. E. Gosudarstvennaya politika po otnosheniyu k sem'yam voennosluzhashchikh na Urale v gody Velikoy Otechestvennoy voyny. Dis. kand. ist. nauk [State policy to families of servicemen members in the Urals during the Great Patriotic War. Dis. cand. of historical sci.]. Magnitogorsk, 2006. 247 p. (in Russian).
6. Semenova E. N. Trudoustroystvo chlenov semey voennosluzhashchikh v Zapadnoy Sibiri v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945 gg.) [Employment of the servicemen family members in West Siberia during the Great Patriotic war (1941-1945)]. Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta-TSPUBulletin, 2010, no. 9 (99), pp. 58-63 (in Russian).
7 . Vysshie organy gosudarstvennoy vlasti i organy tsentral'nogo upravleniya RSFSR (1917-1967): spravochnik (po materialam gosudarstvennykh
arkhivov) [Supreme bodies of state powers and organs of the Central Department of the Russian Soviet Federative Socialist Republic (19171967): reference-book on basis of the state archives]. Moscow, 1971. 624 p. (in Russian).
8 . GATO, Fondy Gosudarstvennogo arkhiva Tomskoy oblasti [State archives, Funds of the State archive of Tomsk region]. F. R-829, op. 2, d. 4
(in Russian).
9. Manuylova Yu. N. Sotsial'naya reabilitatsiya invalidov voyny na Yuzhnom Urale, 1941-1945 gody. Dis. kand. ist. nauk [The social rehabilitation of
the disabled veterans in the South Urals, 1941-1945. Dis. cand. of historical sci.]. Chelyabinsk, 2002. 269 p. (in Russian). 10 . GAAK, Fondy Gosudarstvennogo arkhiva Altayskogo kraya [State archives, Funds of the State archive of Altai kray]. F. P-1, op. 18, d. 642 (in Russian).
11. Vo imya Pobedy: evakuatsiya grazhdanskogo naseleniya v Zapadnuyu Sibir' v gody Velikoy Otechestvennoy voyny v dokumentakh i materialakh. Vtrekh tomakh. T. 2: Na sibirskoyzemle [In the name of the Victory: the evacuation of the civilian population to Western Siberia during the Great Patriotic War in documents and materials, vol. 2 "Na Sibirskoy zemle".]. Tomsk, 2005. 377 p. (in Russian).
12 . GAAK, Fondy Gosudarstvennogo arkhiva Altayskogo kraya [State archives, Funds of the State archive of Altai kray]. F. P-1, op. 36, d. 20
(in Russian).
13 . GAKO, Fondy Gosudarstvennogo arkhiva Kemerovskoy oblasti [State archives, Funds of the State archive of Kemerovo region]. F. P-75, op. 1,
d. 38 (in Russian).
14 . GANO, Fondy Gosudarstvennogo arkhiva Novosibirskoy oblasti [State archives, Funds of the State archive of Novosibirsk region]. F. P-4, op. 7,
d. 689 (in Russian).
15 . IAOO, Fondy Istoricheskogo arkhiva Omskoy oblasti [State archives, Funds of the Historical Archive of Omsk region]. F. R-1128, op. 1, d. 238
(in Russian).
16 . GAAK, Fondy Gosudarstvennogo arkhiva Altayskogo kraya [State archives, Funds of the State archive of Altai kray]. F. P-1, op. 18, d. 870
(in Russian).
17 . GANO, Fondy Gosudarstvennyogo arkhiva Novosibirskoy oblasti [State archives, Funds of the State archive of Novosibirsk region]. F. P-4, op. 7,
d. 641 (in Russian).
18 . TsDNI TO, Fondy Tsentra dokumentatsii noveyshey istorii Tomskoy oblasti [The Documents centre of modern history of Tomsk region]. F. 607,
op. 1, d. 111 (in Russian).
19. Semenova E. N. Organizatsiya mesyachnikov i nedel' pomoshchi - odno iz vazhneyshikh napravleniy uluchsheniya material'no- bytovogo polozheniya semey voennosluzhashchikh v gody Velikoy Otechestvennoy voyny (na materialakh Zapadnoy Sibiri) [The organization of aid as one of the most important direction for improving the families of servicemen circumstance during the Great Patriotic War (on the basis of the West Siberian materials)]. Aktual'nye problemy istorii Velikoy Otechestvennoy voyny (1941-1945 gg.) i sovremennost': materialy Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii, posvyashchennoy 62-y godovshchine Pobedy SSSR v Velikoy Otechestvennoy voyne (14-15 maya 2007 g.) [The actually problems of history of the Great Patriotic War (1941-1945) and the present: materials of All-Russian theoretical and practical conference dedicated to the victory the USSR in the Great Patriotic War (14-15 May 2007)]. Tomsk, 2008. pp. 196-202 (in Russian). 20 . GAKO, Fondy Gosudarstvennogo arkhiva Kemerovskoy oblasti [State archives, Funds of the State archive of Kemerovo region]. F. P-75, op. 1, d. 37 (in Russian).
21. GAKO, Fondy Gosudarstvennogo arkhiva Novosibirskoy oblasti [State archives, Funds of the State archive of Novosibirsk region]. F. R-1020, op. 2, d. 220 (in Russian).
22 . IsAOO, Fondy Istoricheskogo arkhiva Omskoy oblasti [The Historical archive of Omsk region]. F. R-1128, op. 1, d. 231 (in Russian).
23. Mityushkin V. Razvitie sotsialisticheskoy promyshlennosti na Altae [The development of socialist industry in Altai]. Barnaul, 1955. 256 p. (in Russian).
24. Mar'yakhin G., Burmistrov D., Maeva Z. Posobie, pensiyainalogovyel'goty voennosluzhashchim, chlenam ikhsemeyiinvalidam Otechestvennoy voyny [Allowance, pension and tax allowances of servicemen, members of families and disabled persons of the Patriotic war]. Moscow, 1944. 46 p. (in Russian).
25 . GATO, Fondy Gosudarstvennogo arkhiva Tomskoy oblasti [State archives, Funds of the State archive of Tomsk region]. F. R-829, op. 3, d. 7
(in Russian).
26 . GANO, Fondy Gosudarstvennogo arkhiva Novosibirskoy oblasti [State archives, Funds of the State archive of Novosibirsk region]. F. 1030, op.
1, d. 28 (in Russian).
27 . GAKO, Fondy Gosudarstvennogo arkhiva Kemerovskoy oblasti [State archives, Funds of the State archive of Kemerovo region]. F. P-75, op. 1,
d. 203 (in Russian).
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061. E-mail: [email protected]