УДК 94(470)" 1941/1945
А. Е. Любецкий (Магнитогорск, Россия)
ВСЕСТОРОННЕЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СЕМЕЙ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОБРАЩЕНИЙ ГРАЖДАН)
Аннотация. В данной статье предпринята попытка анализа различной документированной информации, относящейся к периоду Второй мировой войны и содержащей жалобы, заявления, мнения членов семей военнослужащих о политике государства в области материального обеспечения. Такой подход к отбору источников позволяет взглянуть на политику государства, которая проводилась по отношению к семьям военнослужащих в годы Великой Отечественной войны, не с точки зрения официальных учреждений, чиновников, политических деятелей, а с точки зрения обыкновенного человека, попавшего в непростые жизненные условия по причине начавшейся войны. В процессе исследования писем, заявлений, газетных публикаций автор пришел к выводу, что большинству членов семей военнослужащих были не свойственны негативные и иждивенческие настроения, хотя многочисленные поводы для этого были. Если кто-то из граждан решался написать о нарушениях, просчетах и произволе местных властей и руководителей, то автора письма не преследовали за это. Более того, руководители на местах старались как можно быстрее устранить причины недовольства, так как за систематические нарушения прав членов семей военнослужащих следовало серьезное наказание, вплоть до уголовной ответственности. Исследование показало, что с каждым годом недовольных граждан становилось меньше, так как власти пытались бороться с нарушениями и произволом на местах, понимая, как влияет моральное состояние военнослужащих и их родных на боеспособность армии в целом.
Ключевые слова: семьи военных, Великая Отечественная война, материальное обеспечение, письма, военная цензура.
Вопрос рассмотрения обращений различных категорий граждан в годы Великой Отечественной войны и механизм работы с ними государственных органов является интересным и актуальным. В советское время исследователи обходили его стороной, и до последнего времени он практически не рассматривалась в качестве самостоятельной проблемы. Можно назвать несколько трудов, которые находятся в русле нашего исследования. Это работы Ю. П. Горелова [1], С. Ю. Кабашова [2], И. С. Мухаммадиева [3], К. Ю. Попова [4]. Работа государственных органов по жалобам и заявлениям эвакуированных граждан отражена в исследованиях М. Н. Потемкиной [5; 6], и в качестве второстепенного вопроса в статьях С. П. Шатилова, В. А. Морозова [9] и А. С. Смыкалина [7]. Исходя из сказанного, считаем, что наше исследование будет способствовать устранению пробелов в истории Великой Отечественной войны и формированию объективной оценки органов власти того периода.
Проводя политику всесторонней помощи семьям военнослужащих, государственные и партийные органы не могли реализовать ее стопроцентно. несмотря на то что власть придавала большое значение устранению недостатков в этой сфере, особенно после 1943 г. Работа с жалобами и заявлениями семей фронтовиков помогала выявлять и решать некоторые проблемы в области материальной и бытовой помощи данной категории граждан. С целью определить характер взаимоотношений этой категории населения с властью в годы войны и установить причины недовольства или благодарности со стороны членов семей военнослужащих, мы обратились к соответствующим историческим источникам - заявлениям, жалобам и предложениям граждан, которые были направлены в те годы в государственные органы управления.
Для того чтобы наиболее объективно оценить находившуюся в письмах, заявлениях, жалобах информацию, необходимо учитывать два момента: во-первых, особенности работы
чиновников с обращениями, поступавшими от членов семей военнослужащих; а во-вторых, специфику каналов поступления подобной информации.
Согласно действующим нормативным актам, инструкциям, чиновники отдела по государственному обеспечению должны были принимать обращения от членов семей военнослужащих каждый рабочий день. На каждое заявление, предложение или жалобу оформлялась учетная карточка, в которой кроме справочной информации о заявителе фиксировались принятые меры или результаты проверки.
Если дело было простым, то заведующий отделом или его заместитель выносили решение непосредственно в день обращения. При возникновении каких-либо затруднений, которые могли повлиять на исход дела, или при необходимости проверки чиновникам разрешалось принять законное решение и подготовить ответ на обращение в течение 3-5 дней. Заявитель информировался о решении с помощью уведомления.
Если распоряжение заведующего отделом, вынесенное по жалобе, не выполнялось по каким-либо уважительным причинам, то документ направлялся на рассмотрение в исполнительный комитет партии, который должен был помочь семье фронтовика. Во всех совхозах, учреждениях, предприятиях нашей страны с заявлениями от семей красноармейцев должны были поступать аналогично. Однако в реалиях военного времени обнаруживались ситуации, когда учетные карточки не заводились, нарушались сроки рассмотрения обращений, документы пересылались из инстанции в инстанцию по несколько раз, что затягивало решение вопроса. Чиновника, нарушившего порядок работы, могли оштрафовать, уволить с должности, произвести взыскания по партийной линии, а в исключительных случаях привлечь к исправительно-трудовым работам. В качестве самой суровой меры наказания применялось лишение свободы. Тюремное заключение грозило за подлог документов, хищение денежных средств, получение взятки, срыв снабжения граждан.
Партийные руководители периодически проводили мониторинг и, ориентируясь на различные источники, выявляли нарушения или просчеты в вопросах обеспечения семей фронтовиков. Проанализировав архивные материалы, мы пришли к выводу, что за годы войны сформировалось пять категорий источников, отбираемых по каналам поступления информации о материально-бытовом обеспечении семей военнослужащих:
1) письма-обращения партийным чиновникам на местах, присланные с фронта по почте сами военнослужащие или принесенные в отделы членами их семей;
2) публикации в газетах и журналах, изобличающие нерадивых чиновников, вскрывающие факты нарушений порядка работы с обращениями. Редакции могли самостоятельно или по просьбе семьи военнослужащего переправлять информацию в различные инстанции для принятия мер по исправлению положения;
3) сведения о нарушениях законодательства в отношении семей военнослужащих, которые извлекались пунктами военной цензуры из переписки между военнослужащими и их родственниками;
4) письма граждан в Москву руководителям партии и правительства;
5) информация, полученная во время проведения плановых и внеплановых обходов, месячников и декадников помощи членам семей военнослужащих.
Особенно частым вопросом, вызывавшим недовольство членов семей военнослужащих, был вопрос назначения и выплаты пособий и пенсий. Так, по сведениям органов социального обеспечения Удмуртии, на первое полугодие 1942 г. им было получено 202 жалобы от семей военнослужащих, из них: 96 по вопросу назначения пенсии, 97 по вопросу назначения пособий1. Аналогичная картина по характеру заявлений и жалоб наблюдалась в Народном комис-
тт 2
сариате социального обеспечения (НКСО) Удмуртии и во втором полугодии 1942 г.
1 Центральный государственный архив Удмуртской республики Ф. Р-1109. Оп. 1. Д. 61. Л. 95.
2 Там же. Д. 69. Л. 2.
Другим часто встречающимся поводом для недовольства чиновниками в 1941-1943 гг. было бездушно-бюрократическое отношение руководителей разного ранга к семьям фронтовиков. Это проявлялось в грубости начальников, фактах их произвола, намеренной волоките при рассмотрении вопроса, ненадлежащем исполнении своих обязанностей при оказании помощи обездоленным гражданам. Например, в с. Кваркено Чкаловской (Оренбургской) области председатель райисполкома Фадеев на одном из собраний заявил: «Вот эти эвакуированные сидят на вашей шее и получают тысячи ваших денег» . Слова чиновника не остались незамеченными. Члены эвакуированных семей военнослужащих пожаловались в соответствующую инстанцию. В феврале 1943 г. после выхода секретного постановления ЦК ВКП (б) «О мерах улучшения работы советских органов и государственных партийных организаций по оказанию помощи семьям военнослужащих» работа перешла на качественно новый этап, а действия чиновников стали более четкими и последовательными.
Статистические отчеты по обращениям составлялись повсеместно, в них отражалось определенное количество регистрированных жалоб и заявлений, однако это вовсе не означало, что именно такое число семей фронтовиков нуждалось в материально-бытовой помощи со стороны государства. Были и такие родственники военнослужащих, которые не хотели писать заявлений и жалоб, потому что им некогда было обивать пороги инстанций; другим не позволяли жаловаться характер, чувство патриотизма; третьи не верили в то, что власти отреагируют на просьбы.
К общей картине следует добавить и тот факт, что практически во всех областях и республиках РСФСР были отмечены случаи, когда изложенные в источниках негативные факты не подтверждались. Мы установили следующие причины, по которым появлялись ложные сообщения или сообщения, не отражающие реалии:
1. Снижение уровня жизни семей. Например, в Оренбургской (Чкаловской) области на заседании Орского городского совета депутатов было отмечено, что некоторые семьи без оснований или острой необходимости потребовали помощи, а получив отказ, написали жалобу, обвиняя руководителя в нерадивости4.
2. Сведение счетов в результате неприязненных отношений. Отмечались факты клеветы как со стороны членов семей военнослужащих, так и со стороны различных руководителей, прикрывавшихся семьями фронтовиков и писавшими жалобы от их имени. Так, в Башкирии в июне 1943 г. бывший секретарь сельского совета для сведения личных счетов с действующим председателем сообщил о фактах якобы плохого обеспечения семей фронтовиков, подписавшись их именами5.
3. Стремление добиться краткосрочного отпуска для военнослужащего. Например, в архивных документах Свердловской области были зафиксированы случаи, когда женщины писали мужьям в госпиталь или на фронт о тяжелом материальном положении. Однако в результате проверки, часто оказывалось, что эти семьи жили лучше других, а письма писались только для того, чтобы муж приехал на побывку6.
Как мы уже упоминали, еще одним пунктом сбора информации об отношении семей военнослужащих к работе чиновников становились редакции газет и журналов. Поступающие туда письма были разноплановыми: в одних сообщениях писалось о невнимательном отношении со стороны руководителей организаций; в других - звучали призывы помогать
у
семьям фронтовиков. Нередко семьи искренне благодарили за оказанную помощь . Например, 12 мая 1944 г. в газете «Звезда» вдова военнослужащего поблагодарила тимуровцев
3 Там же. Оп. 6. Д.590. Л. 215.
4 Государственный архив Оренбургской области Ф. 014. Оп. 2. Д. 769. Л. 10
5 Центральный государственный архив общественных организаций республики Башкортостан (далее ЦГАООРБ) Ф.122. Оп. 23. Д. 61. Л. 25.
6 Центр документации общественных организаций свердловской области Ф. 4. Оп. 37. Д. 228. Л. 13.
7 Центр документации новейшей истории Удмуртской республики Ф. 16. Оп. 1. Д .3491. Л. 137.
8 „ г. Молотова (ныне - г. Пермь) за оказанную помощь . В Верхне-Мулинском районе жены
фронтовиков обратились со страниц той же газеты с просьбой организовать по их примеру
бригады по уборке урожая9.
Для сохранения общественного спокойствия на страницах печати не разрешалось размещать много жалоб семей военнослужащих, поэтому большая их часть не публиковалась, но обязательно передавалась редакциями периодических изданий в компетентные органы. Эти письма сохранились в архивах нашей страны.
Не менее важным источником информации о работе чиновников на местах были письма фронтовикам от членов их семей. Такие послания попадали в специальный пункт, где проходили проверку. Цензор по результатам обработки корреспонденции составлял информационно-аналитические отчеты, которые затем направлялись в различные учреждения, в том числе в областные и городские комитеты ВКП(б). Благодаря этим отчетам мы сегодня можем проследить отношение людей к тем или иным событиям, к политике, к власти. Например, майор Стадухин в своей секретной записке на имя секретаря Магнитогорского городского комитета партии Фокина, сообщал о том, что им было зафиксировано большое количество писем от семей военнослужащих, где члены семей описывали тяжелые факты своей жизни10. Майор писал, что самое большое количество жалоб наблюдается в письмах из сельской местности. Семьи преимущественно ссылались на отсутствие хлеба, корма для скота, на отсутствие помощи со стороны руководителей колхозов, совхозов и т. д.11 Приведем несколько выдержек в качестве типичных примеров подобных посланий на фронт (орфография, пунктуация и стиль сохранены): «Жизнь очень дорогая, а помощи, кроме 100рублей не получаю. Обещают выписать дров, но это только видно обещание. Везде проходят комиссии и делают обследование, но я со слезами просила секретаря Кировского Райисполкома принять у меня заявление, чтобы выслали и ко мне комиссию на обследование, но мне
ответили, что нет времени. Вероятно все директивы о помоще семьям военнослужащих
^ 12 остаются на бумаге» (отправитель: Финкель) ; «Задушили нас налогами, а там разное
самообложение, облигации да лотерейные билеты - уплатили 2000 рублей <..> В общем,
Вася, запилили в дым, никакой жизни нет» (с. Нижне-Богородское. Е. Пешкова. Из письма к
мужу) [9, с. 167].
В своих письмах люди не стремились писать о политике, а в абсолютном большинстве
сообщали о бытовых проблемах. Поскольку такая информация могла вызвать негативную реакцию фронтовиков, она незамедлительно изымалась в пунктах военной цензуры (ВЦ). Однако вся информация о недостатках в работе по обеспечению семей военнослужащих и эвакуированных, а также о преступных действиях или злоупотреблениях со стороны отдельных работников, доводилась до секретарей городских и районных комитетов партии. НКВД совместно с партийными работниками должны были проверять указанные факты и принимать необходимые меры по устранению недостатков. Так, в БАССР, по сообщениям из пункта ВЦ НКГБ, в период с 20 января по 20 февраля 1945 г. было зафиксировано 330 писем от членов семей фронтовиков, в которых жители Башкирии жаловались на различные тяжелые ситуации13. Авторы посланий проявляли недовольство тем, что им не привозят топливо, недостаточно выделяют продуктов питания, жаловались на бюрократическое отношение
14
руководителей сельсоветов и райвоенкоматов .
8 «Звезда» 12 мая 1944 № 92
9 Государственный архив новейшей истории общественно-политических движений Пермской области (далее ГАНИОПДПО) Ф.105. Оп.10. Д. 645. Л49.
10 Объединенный государственный архив Челябинской области Ф.234. Оп.16. Д. 70. Л.14
11 Там же.
12 Там же. Оп.17. Д.2. Л.14.
13 ЦГАООРБ Ф.122. Оп.24. Д.45 Л.246.
14 Там же.
А. С. Смыкалин в одной из своих публикаций отметил, что в апреле 1943 г. в цензури-рованных письмах, которые шли из Свердловской области в действующую Красную Армию, выявлялись следующие проблемы (табл.) [7, а 100].
Таблица
Проблематика писем фронтовикам от членов их семей (Свердловская обл., апрель 1943 г)
Сообщения Количество
2-я половина марта 1943 г. 1-я половина апреля 1943 г.
О дороговизне и продзатруднениях 39593 33354
Жалобы на удержание из з/п 1722 918
Жалобы на налоги 742 1293
О плохих квартирных условиях 1662 1198
О недостатке топлива 1742 1121
Об эпидемических заболеваниях 649 675
Жалобы эвакуированных 1137 754
Жалобы семей военнослужащих 1228 943
Упаднические и панические 1040 927
Национальная рознь и вражда 28 41
Дезертирство 86 150
О недостатках на фабриках и заводах 102 108
О недостатках в сельском хозяйстве 3562 3387
Общее количество прочитанной корреспонденции 942130 870043
Процент отрицательных сообщений к количеству прочитанной корреспонденции % 5,6 5,15
Из таблицы мы видим, что процент писем семей военнослужащих, где описываются негативные явления весьма низок.
Свое недовольство имеющимся положением дел в стране граждане все же выражали в письмах, но при этом на конвертах указывали выдуманные фамилии. Например, в документах Магнитогорского пункта ВЦ были обнаружены следующие моменты: «Получаю по 7 разряду 25 рублей. Очень много удерживают военные займы, военные налоги»15. Автор письма подписался Панаева Р., но при проверке выяснилось, что такая женщина не проживала в городе. Нами было выявлено не менее десятка подобных случаев, когда реальных авторов корреспонденции не удалось найти.
Зачастую семьи обращались напрямую к высшим руководителям страны. Они надеялись, что это позволит добиться большего эффекта, нежели многократные хождения по местным инстанциям. Например, красноармеец В. Н. Николаев отправил письмо народному комиссару социального обеспечения Р. С. Землячке. Приведем фрагмент послания: «Я получаю от матери трагические, угнетающе действующие письма. А какой это боец Красной Армии, у которого на сердце не тяжелый камень, а целая скала< ... > Надеюсь помощь окажете <..> поможете вернуть боевой дух и моральное спокойствие» [8, а 256]. Другой боец благодарил за помощь: «Спасибо за заботу. Я здесь теперь спокоен, мой сын Володя сыт, обут, одет. Это придает мне еще больше сил для разгрома немецкой банды»16.
В целом, к 13 марта 1944 г. в отдел писем наркомата РСФСР пришло 8079 жалоб и заявлений, из них 1827 от военнослужащих, 716 от организаций и 5536 от семей военнослужа-
15 Там же. Оп.19. Д.1. Л. 63.
16 Государственный архив Российской Федерации (далее ГАРФ) Ф. А413. Оп.1. Д.250. Л.42.
17 „
щих . В большинстве своем письма недовольных членов семей касались вопросов назначе-
18
ния пенсий (2158 шт.), обеспечения продуктами питания (1542 шт.), жильем (1193 шт.) .
О мнении семей мобилизованных по поводу эффективности проводимых чиновниками мероприятий можно судить по результатам проверок. Так, при проверках в сентябре и ноябре 1943 г. Управлением по государственному обеспечению при наркомате РСФСР в Курганской области были выявлены существенные нарушения: семьи военнослужащих столкнулись с серьезными лишениями, а в некоторых случаях подтвердились жалобы на невыносимые условия жизни19.
В ходе инспекций можно было обнаружить и противоположные примеры. Так, в результате проверки в Молотовской (Пермской) области в Очерском районе выяснилось, что жену военнослужащего приняли в школу на должность технички, что противоречило законодательству и этическим нормам. Однако женщина подтвердила достаточность своего материального обеспечения, объяснив свое решение так: «Мне лишь бы работать, а деньги у меня есть »20. Подобные патриотические настроения не были редкостью среди членов семей военнослужащих. Тому способствовала помощь со стороны государства: только за
14 месяцев войны 5 млн. семей в нашей стране получили от органов социального обеспече-
21
ния различную помощь, около 200 000 человек было трудоустроено .
Таким образом, несмотря на жесткие условия военного времени, у членов семей военнослужащих и других граждан нашей страны была возможность высказывать свое мнение, жаловаться на несправедливое отношение чиновников. Это можно было осуществить в ходе личного приема должностного лица, посредством официального обращения в органы власти и управления, можно было отправить письмо в редакцию газеты, на фронт или сообщить о нарушениях ответственным лицам при проведении плановых проверок на местах.
Значительна часть жителей страны, имея разные поводы для недовольства, публично не выражали негативных и потребительских настроений, и делали они это далеко не из-за того, что боялись наказания. Большинство семей военнослужащих старались не падать духом, понимая, что в условиях войны всем приходится непросто, и особенно тем, кто на фронте.
ЛИТЕРАТУРА
1. Горелов Ю. П. Жалобы раненых и дисциплинарные проступки персонала госпиталей Кузбасса в годы Великой Отечественной войны // Вставай, страна огромная! : Материалы Всерос. науч.-практ. конф., посвящ. 60-летию начала Великой Отечеств. войны и битвы под Москвой, 20 дек. 2001 г. / [Редкол.: З.П. Галаганов и др.]. Кемерово : Кузбассвузиздат, 2001. С. 58-60.
2. Кабашов С. Ю. Организация работы с обращениями граждан в истории России : учеб. пособие. М. : Флинта : Наука, 2010. 312 с.
3. Мухаммадиев И. С. Рассмотрение жалоб и заявлений военнослужащих и их семей, инвалидов войны в период Великой Отечественной войны в Таджикистане // Ученые записки Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова. Гуманитарные науки., № 3, 2011, С. 202-215.
4. Попова К. Ю. Письма и жалобы эвакуированного населения в партийные органы Чкаловской (Оренбургской) области в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. как источник изучения тыловой повседневности // Человек и общество в условиях войн и революций: материалы II Всероссийской научной конференции. Самара : Самар. гос. тех. ун-т, 2015. Вып. 2. С. 130-134.
5. Потемкина М. Н. Эвакуированные как особая категория населения в условиях Великой Отечественной войны /Урал в модернизационной динамике России XX века: профессорский сб. науч. ст.
17 ГАРФ Ф. А-415. Оп.1 Д.36. Л 44.
18 Там же.
19 Российский государственный архив социально-политической истории Ф.17. Оп.122. Д.71. Л.103.
20 ГАНИОПДПО Ф.105. Оп.7 Д.150 Л.23об.
21 ГАРФ Ф. А-413. Оп.1 Д. 245. Л. 59
К 60-летию со дня рождения д.и.н., проф. А. В. Сперанского / гл. ред. В. В. Алексеев. Екатеринбург : Сократ, 2015. С. 342-361.
6. Потемкина М. Н. «Выковыренные»: личностное восприятие эвакуации в годы Великой Отечественной войны : монография. Магнитогорск : Магнитогорский государственный технический ун-т им. Г. И. Носова, 2016. 151 с.
7. Смыкалин А. С. Деятельность военной цензуры НКГБ СССР в 1941-1945 годах / Урал в 1941-1945 годах: экономика и культура военного времени : материалы регионального научного семинара, Челябинск, 10 апр. 2005 г. / отв. ред. А. А. Пасс. Челябинск : Челяб. гос. ун-т, 2005. 287 с.
8. Советская повседневность и массовое сознание. 1939-1945 / сост. А. Я, Лившин, И. Б. Орлов. М. : РОССПЭН [Политическая энциклопедия], 2003. 472 с.
9. Хисамутдинова Р. Р. Сельское хозяйство Урала в годы Великой отечественной войны. Малоизвестные страницы. Оренбург, Изд-во Оренбург. гос. пед. ун-та, 2002. 300 с.
10. Шатилов С. П., Морозов В. А. Деятельность правоохранительных органов Алтайского края по оказанию помощи военнослужащим и их семьям в годы Великой Отечественной войны // Вестник Дальневосточного юридического института МВД России. 2018, № 1, С. 19-25.
A. E. Lyubetsky (Magnitogorsk, Russia)
MILITARY FAMILIES COMPLAINTS AND PLEAS ABOUT PUBLIC AUTHORITIES WORK TO PROVIDE THEIR ALL-ROUND SUPPORT DURING THE GREAT PATRIOTIC WAR
Abstract: The article attempts at analyzing different sources of information of the Second World War that contained complaints, pleas and opinions of military families members. Such an analysis allows to look at the state policy related to military families during the Great Patriotic War from the point of view of a common man but not from that of official institutions, officials and politicians. While examining the letters, pleas of military families members and newspaper articles about the events performed, the author comes to conclusion that negative and leading-strings mentality were not typical of the majority of Russian citizens though they had a lot of reasons for it. It can be also noted that from 1941 to 1945 the number of families who openly expressed their dissatisfaction with the issues of state material security was not significant. Every year the number of such people was constantly decreasing because the authorities were trying to cope with violation and outrage in the regions because they realized that the morale of military personnel had a huge impact on the military efficiency.
Keywords: military families, the Great Patriotic War, material security, letters, military censorship.
REFERENCES
1. Gorelov Yu. P. Zhaloby ranenykh i distsiplinarnye prostupki personala gospitalei Kuzbassa v gody Velikoi Otechestvennoi voiny // Vstavai, strana ogromnaya! : мaterialy Vseros. nauch.-prakt. konf., posvyashch. 60-letiyu nachala Velikoi Otechestv. voiny i bitvy pod Moskvoi, 20 dek. 2001 g., [redkol.: Z. P. Galaganov i dr.], Kemerovo : Kuzbassvuzizdat, 2001, pp. 58-60.
2. Kabashov S. Yu. Organizatsiya raboty s obrashcheniyami grazhdan v istorii Rossii : ucheb. posobie. Moscow, Flinta, Nauka, 2010, 312 p.
3. Mukhammadiev I. C. Rassmotrenie zhalob i zayavlenii voennosluzhashchikh i ikh semei, invalidov voiny v period Velikoi Otechestvennoi voiny v Tadzhikistane, Uchenye zapiski Khudzhandskogo gosudar-stvennogo universiteta im. akademika B. Gafurova. Gumanitarnye nauki, no. 3, 2011, pp. 202-215.
4. Popova K. Yu. Pis'ma i zhaloby evakuirovannogo naseleniya v partiinye organy Chkalovskoi (Orenburgskoi) oblasti v gody Velikoi Otechestvennoi voiny 1941-1945 gg. kak istochnik izucheniya ty-lovoi povsednevnosti // Chelovek i obshchestvo v usloviyakh voin i revolyutsii: materialy II Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii. Samara : Samar. gos. tekh. un-t, 2015. vol. 2. pp. 130 134.
5. Potemkina M. N. Evakuirovannye kak osobaya kategoriya naseleniya v usloviyakh Veli-koi Otech-estvennoi voiny /Ural v modernizatsionnoi dinamike Rossii XX veka: professorskii sb. nauch. st. K 60-letiyu so dnya rozhdeniya d.i.n., prof. A. V. Speranskogo / gl. red. V. V. Alekseev. Ekaterinburg : Sokrat, 2015. pp. 342 361.
6. Potemkina M. N. «Vykovyrennye»: lichnostnoe vospriyatie evakuatsii v gody Veli-koi Otech-estvennoi voiny : monografiya. Magnitogorsk : Magnitogorskii gosudarstvennyi tekhnicheskii un-t im. G. I. Nosova, 2016, 151 p.
7. Smykalin A. S. Deyatel'nost' voennoi tsenzury NKGB SSSR v 1941 1945 godakh / Ural v 1941-1945 godakh: ekonomika i kul'tura voennogo vremeni : materialy regional'nogo nauchnogo seminara, Chelyabinsk, 10 apr. 2005 g. / otv. red. A. A. Pass. Chelyabinsk, 2005. 287 p.
8. Sovetskaya povsednevnost' i massovoe soznanie. 1939-1945 / sost. A. Ya. Livshin, I. B. Orlov. Moscow : ROSSPEN [Politicheskaya entsiklopediya], 2003, 472 p.
9. Khisamutdinova R. R. Sel'skoe khozyaistvo Urala v gody Velikoi otechestvennoi voi-ny. Maloizvestnye stranitsy. Orenburg, Izd-vo Orenburg. gos. ped. un-ta, 2002, 300 p.
10. Shatilov S. P., Morozov V. A. Deyatel'nost' pravookhranitel'nykh organov Altai-skogo kraya po okazaniyu pomoshchi voennosluzhashchim i ikh sem'yam v gody Velikoi Otechestven-noi voiny, Vestnik Dal'nevostochnogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2018, no. 1, pp. 19-25.
Любецкий А. Е. Всестороннее обеспечение семей военнослужащих в годы Великой Отечественной войны (по материалам обращений граждан) // Гуманитарно-педагогические исследования. 2018. Т. 2. № 2. С. 42-49
Lyubetsky A. E. Military Families Complaints and Pleas about Public Authorities Work to Provide their Allround Support during the Great Patriotic War, Gumanitarno-pedagogicheskie issledovaniya [Humanitarian and pedagogical Research], 2018, vol. 2, no 2, pp. 42-49.
Сведения об авторе
Любеций Артем Евгеньевич - канд. исторических наук, доцент кафедра всеобщей истории Института гуманитарного образования Магнитогорского государственного технического университет им. Г.И. Носова; Магнитогорск, Россия; [email protected]
Author:
Artem E. Lyubetsky - Ph.D. in History, associate professor at the Department of World History, Institute for the Humanities, Nosov Magnitogorsk State Technical University, Magnitogorsk, Russia; [email protected]