Научная статья на тему 'Жұқпалы аурулары қызметінің тарихы туралы'

Жұқпалы аурулары қызметінің тарихы туралы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Жұқпалы аурулары қызметінің тарихы туралы»

55 лет ^

эрекет етуге, езЫщ жумысын жоспарлауга жэне сараптауга, эр^ашан e3iH-e3i гылыми тургыдан iздене TYcin, шыгармашылыщ идеяларын шыцдауга умтылу ^ажет.

Студенттердщ университет ^абыргасында жYрiп гылымичзденютк жумыстарды сапалы орындауы, кейiнгi маман болып ^алыптасуда ез оцтайлы кемепн бередi. Бул ез кезегiнде кэаби тургыдан есуге, кэciби децгейЫ тура^ты жогарлатуга, жаца бiлiмдердi алуга, тэжiрибелiк жагынан дагдыларды дамытуга, элеуметтiк орта процестерЫщ гылыми- зерттеу

эдicтерiн игеруге TYрткi болады. Студенттердц зерттеу жумыстарыныц TYрлерiне: тэжiрибелiк жумыстардыц орындауы, реферат жазу, пэндк олимпиадалар, даяндама жазу, гылыми зерттеу элемент^ бар, тапсырмаларды орындау жэне т.б. жат^ызуга болады.

Сонымен, студенттердц жогары о^у орындарында жYрiп гылыми-зерттеу жумысымен шугылдануы жогары бокт маман дайындауда, жа^сы нэтижелi жетicтiктерге жетудегi инновациялыщ эдicтердi жэне технолоргияларды жетiк мецгерп, дамытуга ез оцтайлы эcерiн ^осары ceзciз деп пайымдаймыз.

УДК 611.1/.8:378

К.Е. ЖАРИЛКАСЫНОВ, Г.А. ЖУРАБЕКОВА, С.Б. РАХМАНОВ, Г.А. МУТИГУЛЛИНА

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ БАКАЛАВРИАТА

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

Анатомия человека является важным предметом, как в медицинских вузах, так и в вузах физической культуры, где в той или иной мере речь идет о строении тела человека любого возраста и любой профессии. Перед преподавателем анатомии человека в высшем учебном заведении поставлена трудная задача: необходимо не только сформировать у студентов глубокие и прочные знания предмета, являющегося фундаментом всех медицинских дисциплин и составляющего основу компетентности врача, но и научить их связывать анатомические знания с потребностями практики в каждом конкретном случае, что способствует развитию клинического мышления. Сегодня значительная часть наших студентов, не любит отвечать устно по препарату, им проще выполнить тест или «подготовить» реферат, используя готовые интернет источники. К нам приходит вчерашний школьник не с лучшей базовой подготовкой, но владеющий определёнными техническими навыками и знакомый с тестовой формой контроля.

В связи с глобальными изменениями в системе медицинского образования и тем самым изменениями

в структуре предмета, мы поставили перед собой цель изучить приемлемость программы «Анатомия человека» в нашем вузе.

Проведено анонимное тестирование среди студентов 1-3 курсов факультета «Общая медицина». Около 80% опрошенных студентов считаются предмет самым трудным в изучении, на изучение новой темы тратится более 8 часов в неделю. Проведение устного экзамена поддерживают 64 студента, письменно 109, при этом же сдавать самостоятельную работу студенты предпочитают в устной форме, чем написания рефератов. Абсолютно все студенты (100%) считают необходимым использование натуральных анатомических препаратов в процессе освоения предмета.

Таким образом, несмотря на изменения в системе преподавания анатомии, роль предмета среди медицинских дисциплин остается значимой. Студент уже первого курса осознает серьезность предмета, его значимость и, несмотря на большие преобразования, классические методы преподавания остаются главенствующими.

УДК 61 (091): 614. 4

Г.Д. ЖУМАГАЛ И ЕВА, Ж.С. УМАРОВА, С.К. ШАЛЕКЕНОВА

Ж¥КПАЛЫ АУРУЛАРЫ КЫЗМЕЛНЩ ТАРИХЫ ТУР АЛЫ

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетпк медицина университет^ А^тебе

01. 04. 1956 жылдан бастап Актебе ^алальщ жу^палы аурулар ауруханасын ашылуы туралы буйрыщ ^абылданган. Сол жылы ^аланыц еск белИнде Некрасов кешес бойында алгаш рет 4 бeлiмшеден туратын 150 керуетпк аурухана ашылган. Аурухананыц алгаш^ы бас дэрiгерi болып жогары санатты дэр^ер Суздальцева Анна Семеновна бектлген. Бул дэргер кеп жылгы ецбепнщ нэтижеанде белгл уйымдастырушы ретнде танылды. Осы жылдары ауруханада алгаш^ы ^ызмет еткен дэргерлер Шатилова К.П., Самодурова В.В., Жантуарова Г.А., Мурзагалиева Т.М., Долинская Т.К., Гладкова В.А., Малькова Л.А., Фахрутдинов Р.М., Александров В.С., Малышева Т.В. жу^палы аурулармен ^ресу саласына айтулы Yлеc ^ос^ан. 1989 жылдан бастап белек 160 керуеттлк ^алалыщ балалар жу^палы аурулар ауруханасы ашылды. Бул аурухана еск ^ала шетшдеп бешмделген 3 непзп бeлiмшеден жэне 6 керуетпк

Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.

реанимация бeлiмшесiнен туратын 3-^абатты гимаратта орын алды. 1997 жылы аталган балалар жу^палы стационары жабылып, келесi екi жылды^та облыстыщ клиникалы^ ауруханасы ^урамындагы 40 керуеттiк балалар вирусты гепатит, ауа-тамшылы инфекциялар бeлiмшелерi жэне №2 ^алалыщ балалар ауруханасындагы 40 керуеттiк iшек инфекциялар бeлiмшесi клиникалы^ база ретiнде бекiтiлдi. Облыс 6юмУц 1999 жылгы 19 а^пандагы 31 буйрыгыныц 6 тармагына сэйкес Актобе ^аласында Облыстыщ клиникалы^ инфекцияльщ ауруханасы мемлекеттiк мекемесi ашылып, осы кун облыс ауруларына кемек керсетуде. Аталган жылдан бастап бас дэр^ер ^ызметн Сапаров Т.Т. ат^аруда, ол ауруханага жетекшiлiк еткен жылдар шнде аурухана гимаратыныц негiзгi корпусы кYPделi жендеу, ^айта ^урудан eттi. 6ртYрлi жылдары халыда ецбек с^рген дэр^ер инфекционистер - Изимбергенова Т.Т,

55 жыл

Кабылова 6.А., Аберемко Н.Э., Шалекенова С.К., Уралбаева Б.П., Айбусинова Г.Н., Алманиязова С.Ж., Миршавка И.В., Жыл^ыбаев Т.А., Кузайдарова А.А. инфекциялы^ ^ызмет ^алыптасуына ез Yлестерiн ^осты. Клиника базасында жу^палы аурулар жэне балалар жу^палы аурулар кафедрасы ересек жэне балалар инфектологиясынан тэжiрибелiк денсаулыщ са^тау саласына эдiстемелiк орталыгы болып ^ызмет

етуде. 6ртYрлi жылдары елеулi кызме™ен кезге тYскен кафедра ^ызметкерлер! - дэргер-инфекционисттер проф. ДYЙсенов К.Д., Тыныбеков А.С., доценттер Пан В.Д., Тихонова А.С., Бегимбетова Ш.Ш., Туребаева Д.Е., Жумагалиева Г.Д., Курмангазин М.С., Мусабеков А.А., Когамбекова М.Ж., ассистенттер Тенизбаева Р.К., Ляшкова В.И., Мусабекова И.Н., Умарова Ж.С.

УДК 616: 004.032.6

А.К. ЖУМАЛИНА, М.Б. ЖАРЛЫКАСИНОВА, Н.Г. ИРГАЛИЕВА, Б.Ж. ЖИЛКИБАЕВА

ОПТИМИЗАЦИЯ УСВОЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

Основной целью учебного процесса является подготовка специалиста с требуемым программой уровнем знаний, умений и навыков. Для достижения цели преподавания необходимо постоянное усовершенствование образовательных технологий. Выделяют три типа усвоения информации: визуальный, аудиаль-ный и кинестетический. Как правило, у студента один из способов усвоения информации доминирует. Студенты с преобладающей визуальной памятью лучше усваивают зрительную информацию: во время чтения, просмотра графиков. К этому типу относятся около 65%. Доминирование слуховой памяти встречается примерно в 30%, такие студенты лучше усваивают информацию, когда слышат и обсуждают её. Кинестетический тип встречается в 5% случаев, усвоение информации происходит с помощью касаний и движения. Дифференцированный подход и обеспечение учебного процесса комплексом материалов, содержащим информацию для студентов всех трех типов восприятия, является важным направлением методической работы. Представление материалов в виде мультимедиа имеет ряд преимуществ. Мультимедиа представляет объекты и процессы не только в виде текстовой информации, но также с помощью фото, видео, графи-

ков. Такое представление позволяет студентам с любым типом усвоения информации качественно усвоить учебный материал. Презентация позволяет объединить различные виды учебного материала в одном модуле и привлекательна новизной информации. Имеется возможность обсуждения, как на занятии, так и индивидуально при самостоятельной подготовке, как обучающее пособие. Преподаватель выступает как консультант-руководитель процесса самостоятельной подготовки, оказывает помощь и поддержку. Во время занятия создаётся обстановка реального общения, студенты стремятся проявлять активность, с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. Наличие мультимедийного обеспечения компенсирует те случаи, когда в клинике в случае редкой патологии нет тематических пациентов, для клинического примера, благодаря возможности видеомоделирования. Наличие материала для любого типа памяти оптимизирует учебный процесс и требует дальнейшего проведения работы на создание новых учебных материалов.

УДК 371:001.895

А.К. ЖУМАШЕВА, М.К. ИЗТЛЕУОВ, А.Б. БАХАЕВА, Г.К. АЛПЫСБАЕВА

МОДУЛЬД1К ОКЫТУДЫН НЕГ1ЗДЕР1

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетпк медицина университету Актебе

Акпараттык ресурстар - заманауи акпараттык когамды ендрстщ дамуыныц непзп хуралы. Осыган байланысты акпараттар кецютпнде дурыс багытты тацдауга мYмкiндiк жасай алатын окытудыц жаца технологиялары пайда болып отыр.

Жаца акпараттык технологияны калыптастыруда непзшен ею модуль колданылады:

1. «Окытудагы акпараттык технологиялар»;

2. «Бом берудщ акпараттык кузырлыгы»

Акпараттык технология бом алу Yдерiсiнде эрбiр

тулганыц шыгармашылыгын дамытуга мол мYмкiншiлiктер тугызады. Дэрiгер мамандарды акпараттык коммуникациялардыц технологиясы негiзiнде дайындауда мынадай кагидаларды басшылыкка аламыз:

- Креативттк -жаца акпараттык технологияларды игеру бомдерЫ уйымдастыру курсыныц багытын даралык-шыгармашылык негiзде багдарламалау;

- Вариативтiлiк - эрбiр бiлiм беру кызметкерлершщ жасаган материалдарына сэйкес бiлiктiлiгiн кетеру жYЙесiн калыптастыру;

- Болашакка негiздеу - куттетш нэтижелердi аныктайтын кезецдк багдарламалардыц багытын орныктыру;

- Iзгiлiктiк - окыту YДерiсiнiц тэрбиелiк (патриотизм, мораль мен парасаттылык нормалары, ултаралык келiсiм мен толеранттылык, зацга мойынусынушылык) мэшн кYшейту.

Бiлiм берудi акпараттандырудагы басты максат -елiмiзде бiртутас бомдк акпараттык ортаны куру, ягни, жаца технологияларды пайдалана отырып элемдiк бом беру кецiстiгiмен сабактастыру болып табылады. Жумысымызда бiлiм берудiц акпараттык технологияларын толыктай колданудыц

алгышарттарын кецiнен карастырамыз.

Батыс Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.