Научная статья на тему 'Студенттердің ғылыми зерттеу жұмысымен шұғылдануы - маман даярлаудағы маңызды фактор'

Студенттердің ғылыми зерттеу жұмысымен шұғылдануы - маман даярлаудағы маңызды фактор Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Студенттердің ғылыми зерттеу жұмысымен шұғылдануы - маман даярлаудағы маңызды фактор»

55 жыл ^

от фундаментальных движений до сложно-координированных навыков.

Такая форма обучения приводит к повышению закрепления теоретических знаний полученных на практических занятиях и лучшему освоению практических навыков, также позволяет лучше выявить знания и объективно оценить практические приемы. Индивидуальный подход к каждому студенту позволяет более эффективно совершенствовать учебный процесс по сравнению со старыми методами обучения.

Отработка практических навыков у студентов 6 -7 курсов проводится в учебно-клиническом центре под

руководством преподавателей кафедры. Для этого разработаны методические рекомендации по всем темам неотложной хирургии предусмотренной программой, где указаны цели, методы обучения, распределение времени, порядок проведения с описанием алгоритма выполнения клинического навыка.

Таким образом, практические занятия проводимые в условиях УКЦ позволяют приобрести студентам реальный врачебный опыт приближенной к естественным клиническим условиям.

УДК 378:61

Б.С. ЖАНАЛИНА, А.А. ТАГАНИЯЗОВА, К.И. АЖЕНОВА, Н.Ж. ЖОЛДАСОВА

РОЛЬ ЛЕКЦИИ В ПОВЫШЕНИИ КОМПЕТЕНЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

Высшая медицинская школа Республики Казахстан вступила в период глобальной модернизации. Основная причина, которая делает, преобразования необходимыми носит, объективный характер: в последние годы произошли качественные изменения медицинского образовательного пространства. Медицинские вузы работают в смежном поле с одной стороны подчиняется государственной политике в области образования, с другой - испытывают на себе модернизацию системы здравоохранения РК. Основные требования общества к медицинскому образованию - это обеспечение единства образования, научных исследований и клинической практики. В рамках новой, инновационной парадигмы основным потребителем образовательных услуг является студент, интерн, а продуктом, подвергаемым качественным изменениям в ходе оказания услуги, являются знания специалиста. Одним из нововведений в образовании может быть компетентностно - ориентированное обучение. Основываясь на модели элитного специалиста XXI века, необходимо повысить профессиональную компетентность самого преподавателя. Одним из факторов возможности повышения профессиональной компетентности преподавателя, мы считаем чтение лекций. Чтение лекции позволяет молодому специалисту достигнуть профессиональной педагогической зрелости, так как создание лекции требует огромного

труда и ответственности. Лекция является исходной направляющей магистралью, закладывающая основы знаний и отношения к знаниям. Прежде, чем читать лекцию следует четко представить ее дидактические цели. Главные из них: обучающая (определить современное состояние основ данной науки): развивающая (заставить слушателей целенаправленно думать, сопоставлять, анализировать, рассуждать); воспитательная (развитие у студентов самоанализа свои действий, сотрудничество с педагогом); организационная (обращает внимание студентов на порядков изучения предмета, организует дальнейшее самостоятельное изучение разделов литературы, справочников и пр.). Успешности лекции способствует «обратная связь» с аудиторией. Лекция - не только способ передачи информации, но и способ психологического влияния на студентов. Лектор должен заботиться не только о том, что сказать, но и как сказать. Опыт показывает, что требования к лекции и лектору дают возможность молодому педагогу повысить уровень профессиональной педагогической компетентности, которая включает в себя: коммуникативную, информационную и интеллектуально-педагогическую.

Таким образом, чтение лекций предоставляет возможность молодым педагогам ускорить повышение уровня профессиональной педагогической компетентности.

УДК 616.43-053.5

Т.А.ЖАРКЕНОВ, А.М. БАСПАКОВА, З.А. ИМАНГАЗИНА, Ж.Б. МУЗАТОВА,

СТУДЕНТТЕРДЩ ГЫЛЫМИ ЗЕРТТЕУ Ж¥МЫСЫМЕН Ш¥ГЫЛДАНУЫ -МАМАН ДАЯРЛАУДАГЫ МАНЫЗДЫ ФАКТОР

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетпк медицина университет^ А|тебе

Бом беру жэне ецбек нарыгындагы бэсекелестктщ, гылыми-техникальщ жэне

гуманитарльщ прогрестщ эсерЫен элеуметтк-экономикалы| реформалау жагдайында, Yздiксiз жацару жэне бом беру жYЙесiнiц дамуы бэсекеге |аб1летп маман даярлауда, жацаша идеяларды ойлап тауып жэне дамытып, шыгармашылыщ ойлау жэне |ыр|ынды дамып жат|ан |огамда бе^мделп, 20

мамандардыц жа|сы ецбек етуi дэлел. Университеттщ студент дайындаудагы мацызды талаптарыныц бiрi студенттердщ гылыми-зерттеу жумысымен шугылдануы. Казiргi замангы |огам стандарты емес шешiм |абылдай алатын, инновациялы| процестерде белсендi |ызмет ат|аратын, зерттеу мЫдеттерш оцтайлы шеше бтетЫ мамандарга зэру. Жогары о|у орнын бгпрген жас маман кэаби жагдайларда жYЙелi

Батыс Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.

55 лет ^

эрекет етуге, езЫщ жумысын жоспарлауга жэне сараптауга, эр^ашан e3iH-e3i гылыми тургыдан iздене TYcin, шыгармашылыщ идеяларын шыцдауга умтылу ^ажет.

Студенттердщ университет ^абыргасында жYрiп гылымичзденютк жумыстарды сапалы орындауы, кейiнгi маман болып ^алыптасуда ез оцтайлы кемепн бередi. Бул ез кезегiнде кэаби тургыдан есуге, кэciби децгейЫ тура^ты жогарлатуга, жаца бiлiмдердi алуга, тэжiрибелiк жагынан дагдыларды дамытуга, элеуметтiк орта процестерЫщ гылыми- зерттеу

эдicтерiн игеруге TYрткi болады. Студенттердц зерттеу жумыстарыныц TYрлерiне: тэжiрибелiк жумыстардыц орындауы, реферат жазу, пэндк олимпиадалар, даяндама жазу, гылыми зерттеу элемент^ бар, тапсырмаларды орындау жэне т.б. жат^ызуга болады.

Сонымен, студенттердц жогары о^у орындарында жYрiп гылыми-зерттеу жумысымен шугылдануы жогары бокт маман дайындауда, жа^сы нэтижелi жетicтiктерге жетудегi инновациялыщ эдicтердi жэне технолоргияларды жетiк мецгерп, дамытуга ез оцтайлы эcерiн ^осары ceзciз деп пайымдаймыз.

УДК 611.1/.8:378

К.Е. ЖАРИЛКАСЫНОВ, Г.А. ЖУРАБЕКОВА, С.Б. РАХМАНОВ, Г.А. МУТИГУЛЛИНА

АНАТОМИЯ ЧЕЛОВЕКА В СИСТЕМЕ БАКАЛАВРИАТА

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

Анатомия человека является важным предметом, как в медицинских вузах, так и в вузах физической культуры, где в той или иной мере речь идет о строении тела человека любого возраста и любой профессии. Перед преподавателем анатомии человека в высшем учебном заведении поставлена трудная задача: необходимо не только сформировать у студентов глубокие и прочные знания предмета, являющегося фундаментом всех медицинских дисциплин и составляющего основу компетентности врача, но и научить их связывать анатомические знания с потребностями практики в каждом конкретном случае, что способствует развитию клинического мышления. Сегодня значительная часть наших студентов, не любит отвечать устно по препарату, им проще выполнить тест или «подготовить» реферат, используя готовые интернет источники. К нам приходит вчерашний школьник не с лучшей базовой подготовкой, но владеющий определёнными техническими навыками и знакомый с тестовой формой контроля.

В связи с глобальными изменениями в системе медицинского образования и тем самым изменениями

в структуре предмета, мы поставили перед собой цель изучить приемлемость программы «Анатомия человека» в нашем вузе.

Проведено анонимное тестирование среди студентов 1-3 курсов факультета «Общая медицина». Около 80% опрошенных студентов считаются предмет самым трудным в изучении, на изучение новой темы тратится более 8 часов в неделю. Проведение устного экзамена поддерживают 64 студента, письменно 109, при этом же сдавать самостоятельную работу студенты предпочитают в устной форме, чем написания рефератов. Абсолютно все студенты (100%) считают необходимым использование натуральных анатомических препаратов в процессе освоения предмета.

Таким образом, несмотря на изменения в системе преподавания анатомии, роль предмета среди медицинских дисциплин остается значимой. Студент уже первого курса осознает серьезность предмета, его значимость и, несмотря на большие преобразования, классические методы преподавания остаются главенствующими.

УДК 61 (091): 614. 4

Г.Д. ЖУМАГАЛ И ЕВА, Ж.С. УМАРОВА, С.К. ШАЛЕКЕНОВА

Ж¥КПАЛЫ АУРУЛАРЫ КЫЗМЕЛНЩ ТАРИХЫ ТУР АЛЫ

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетпк медицина университет^ А^тебе

01. 04. 1956 жылдан бастап Актебе ^алальщ жу^палы аурулар ауруханасын ашылуы туралы буйрыщ ^абылданган. Сол жылы ^аланыц еск белИнде Некрасов кешес бойында алгаш рет 4 бeлiмшеден туратын 150 керуетпк аурухана ашылган. Аурухананыц алгаш^ы бас дэрiгерi болып жогары санатты дэр^ер Суздальцева Анна Семеновна бектлген. Бул дэргер кеп жылгы ецбепнщ нэтижеанде белгл уйымдастырушы ретнде танылды. Осы жылдары ауруханада алгаш^ы ^ызмет еткен дэргерлер Шатилова К.П., Самодурова В.В., Жантуарова Г.А., Мурзагалиева Т.М., Долинская Т.К., Гладкова В.А., Малькова Л.А., Фахрутдинов Р.М., Александров В.С., Малышева Т.В. жу^палы аурулармен ^ресу саласына айтулы Yлеc ^ос^ан. 1989 жылдан бастап белек 160 керуеттлк ^алалыщ балалар жу^палы аурулар ауруханасы ашылды. Бул аурухана еск ^ала шетшдеп бешмделген 3 непзп бeлiмшеден жэне 6 керуетпк

Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.

реанимация бeлiмшесiнен туратын 3-^абатты гимаратта орын алды. 1997 жылы аталган балалар жу^палы стационары жабылып, келесi екi жылды^та облыстыщ клиникалы^ ауруханасы ^урамындагы 40 керуеттiк балалар вирусты гепатит, ауа-тамшылы инфекциялар бeлiмшелерi жэне №2 ^алалыщ балалар ауруханасындагы 40 керуеттiк iшек инфекциялар бeлiмшесi клиникалы^ база ретiнде бекiтiлдi. Облыс 6юмУц 1999 жылгы 19 а^пандагы 31 буйрыгыныц 6 тармагына сэйкес Актобе ^аласында Облыстыщ клиникалы^ инфекцияльщ ауруханасы мемлекеттiк мекемесi ашылып, осы кун облыс ауруларына кемек керсетуде. Аталган жылдан бастап бас дэр^ер ^ызметн Сапаров Т.Т. ат^аруда, ол ауруханага жетекшiлiк еткен жылдар шнде аурухана гимаратыныц негiзгi корпусы кYPделi жендеу, ^айта ^урудан eттi. 6ртYрлi жылдары халыда ецбек с^рген дэр^ер инфекционистер - Изимбергенова Т.Т,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.