Научная статья на тему 'Модульдік оқытудың негіздері'

Модульдік оқытудың негіздері Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
91
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Модульдік оқытудың негіздері»

55 жыл

Кабылова 6.А., Аберемко Н.Э., Шалекенова С.К., Уралбаева Б.П., Айбусинова Г.Н., Алманиязова С.Ж., Миршавка И.В., Жыл^ыбаев Т.А., Кузайдарова А.А. инфекциялы^ ^ызмет ^алыптасуына ез Yлестерiн ^осты. Клиника базасында жу^палы аурулар жэне балалар жу^палы аурулар кафедрасы ересек жэне балалар инфектологиясынан тэжiрибелiк денсаулыщ са^тау саласына эдiстемелiк орталыгы болып ^ызмет

етуде. 6ртYрлi жылдары елеулi кызме™ен кезге тYскен кафедра ^ызметкерлер! - дэргер-инфекционисттер проф. ДYЙсенов К.Д., Тыныбеков А.С., доценттер Пан В.Д., Тихонова А.С., Бегимбетова Ш.Ш., Туребаева Д.Е., Жумагалиева Г.Д., Курмангазин М.С., Мусабеков А.А., Когамбекова М.Ж., ассистенттер Тенизбаева Р.К., Ляшкова В.И., Мусабекова И.Н., Умарова Ж.С.

УДК 616: 004.032.6

А.К. ЖУМАЛИНА, М.Б. ЖАРЛЫКАСИНОВА, Н.Г. ИРГАЛИЕВА, Б.Ж. ЖИЛКИБАЕВА

ОПТИМИЗАЦИЯ УСВОЕНИЯ КЛИНИЧЕСКОЙ ДИСЦИПЛИНЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ ПРЕЗЕНТАЦИЙ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

Основной целью учебного процесса является подготовка специалиста с требуемым программой уровнем знаний, умений и навыков. Для достижения цели преподавания необходимо постоянное усовершенствование образовательных технологий. Выделяют три типа усвоения информации: визуальный, аудиаль-ный и кинестетический. Как правило, у студента один из способов усвоения информации доминирует. Студенты с преобладающей визуальной памятью лучше усваивают зрительную информацию: во время чтения, просмотра графиков. К этому типу относятся около 65%. Доминирование слуховой памяти встречается примерно в 30%, такие студенты лучше усваивают информацию, когда слышат и обсуждают её. Кинестетический тип встречается в 5% случаев, усвоение информации происходит с помощью касаний и движения. Дифференцированный подход и обеспечение учебного процесса комплексом материалов, содержащим информацию для студентов всех трех типов восприятия, является важным направлением методической работы. Представление материалов в виде мультимедиа имеет ряд преимуществ. Мультимедиа представляет объекты и процессы не только в виде текстовой информации, но также с помощью фото, видео, графи-

ков. Такое представление позволяет студентам с любым типом усвоения информации качественно усвоить учебный материал. Презентация позволяет объединить различные виды учебного материала в одном модуле и привлекательна новизной информации. Имеется возможность обсуждения, как на занятии, так и индивидуально при самостоятельной подготовке, как обучающее пособие. Преподаватель выступает как консультант-руководитель процесса самостоятельной подготовки, оказывает помощь и поддержку. Во время занятия создаётся обстановка реального общения, студенты стремятся проявлять активность, с желанием выполняют задания, проявляют интерес к изучаемому материалу. Появляется заинтересованность в получении более высокого результата, готовность и желание выполнять дополнительные задания. Наличие мультимедийного обеспечения компенсирует те случаи, когда в клинике в случае редкой патологии нет тематических пациентов, для клинического примера, благодаря возможности видеомоделирования. Наличие материала для любого типа памяти оптимизирует учебный процесс и требует дальнейшего проведения работы на создание новых учебных материалов.

УДК 371:001.895

А.К. ЖУМАШЕВА, М.К. ИЗТЛЕУОВ, А.Б. БАХАЕВА, Г.К. АЛПЫСБАЕВА

МОДУЛЬД1К ОКЫТУДЫН НЕГ1ЗДЕР1

Марат Оспанов атындагы Батыс Казахстан мемлекетпк медицина университету Актебе

Акпараттык ресурстар - заманауи акпараттык когамды ендрстщ дамуыныц непзп хуралы. Осыган байланысты акпараттар кецютпнде дурыс багытты тацдауга мYмкiндiк жасай алатын окытудыц жаца технологиялары пайда болып отыр.

Жаца акпараттык технологияны калыптастыруда непзшен ею модуль колданылады:

1. «Окытудагы акпараттык технологиялар»;

2. «Бом берудщ акпараттык кузырлыгы»

Акпараттык технология бом алу Yдерiсiнде эрбiр

тулганыц шыгармашылыгын дамытуга мол мYмкiншiлiктер тугызады. Дэрiгер мамандарды акпараттык коммуникациялардыц технологиясы негiзiнде дайындауда мынадай кагидаларды басшылыкка аламыз:

- Креативттк -жаца акпараттык технологияларды игеру бомдерЫ уйымдастыру курсыныц багытын даралык-шыгармашылык негiзде багдарламалау;

- Вариативтiлiк - эрбiр бiлiм беру кызметкерлершщ жасаган материалдарына сэйкес бiлiктiлiгiн кетеру жYЙесiн калыптастыру;

- Болашакка негiздеу - куттетш нэтижелердi аныктайтын кезецдк багдарламалардыц багытын орныктыру;

- Iзгiлiктiк - окыту YДерiсiнiц тэрбиелiк (патриотизм, мораль мен парасаттылык нормалары, ултаралык келiсiм мен толеранттылык, зацга мойынусынушылык) мэшн кYшейту.

Бiлiм берудi акпараттандырудагы басты максат -елiмiзде бiртутас бомдк акпараттык ортаны куру, ягни, жаца технологияларды пайдалана отырып элемдiк бом беру кецiстiгiмен сабактастыру болып табылады. Жумысымызда бiлiм берудiц акпараттык технологияларын толыктай колданудыц

алгышарттарын кецiнен карастырамыз.

Батыс Цазацстан медицина журналы 3 (35) 2012 ж.

УДК 004:61

А. К. ЖУМАШЕВА, М.К. ИЗТЛЕУОВ

МЕДИЦИНА САЛАСЫНДАГЫ ДЕРЕКТЕР КОРЫН К¥РУДЫН МАНЫЗЫ

Марат Оспанов атындагы Батыс Казакстан мемлекеттiк медицина университетi, Актебе

Информатика пэнi окытушыларынык алдында турган келесi бiр Yлкен мiндет - Отандык медицина саласындагы деректер корын куру. K|азiргi такда медицина саласындагы мемлекеттк ™дщ колдану аясын кецейтудщ езектiлiгi бэрiмiзге аян. Галамтордан езне кажетт акпараттарды iздестiрген кез-келгенiмiз ана тiлiмiздегi мэлiметтердiк аз екендiгiн анык бiлемiз. Осы олкылыктардык орнын толтыру эркайсымыздык азаматтык борышымыз.

Мемлекеттiк ттдеп мэлiметтер корын куру -Отандык медицинанык еркендеуiне коскан зор Yлесiмiз болмак. Ек алдымен галамтор жYЙесiндегi барлык акпараттарды казак тiлiне аударып, мол деректер корын жинактау кажет. Сондыктан да мемлекеттiк тiлдегi мол акпараттарды жYЙелi тYPде жинактап, деректер корын куруды барлык окытушылар мен жогары оку орнынык барлык студенттерЫ катыстыра отырып жYзеге асыруымыз керек. Тек орыс тiлiнен аударып кана коймай, шет тiлдерi мамандарын катарымызга тарта отырып, езге де ттдерден де

аударып, элемдiк стандарттарга сай дерек корын куру кезек ^тпрмейтш макызды iс. Бул эр тYрлi оку орындарынык шыгармашылыкпен бiрлесе жумыс iстеп, ортак мYДде тургысынан эрекет етуше жэрдемiн тигiзедi. Ал, бул Yлкен максатта бэрiнiк басын бiрiктiруде информатика пэнi окытушыларынык дэнекерлiк релi зор болуга тиiстi. Алайда, дерек корын куруда жалган акпараттарды, кейбiр мэлiметтердi жан-жакты зерттемей енпзуге жол берiлмеуi кэсiби мамандар тарапынан катак кадагалануы керек. Эрине, катысушылардык кептiгi бул мэселенi тYпкiлiктi шешуге толык себепшi бола алмайды. Нактылы гылыми тургыда зерделенген деректер корын куру сш гылыми зерттеу институттары гана жYзеге асырады. Бiздiк максатымыз келешекте сондай институттарда жумыс ютеуге кабiлеттi мамандарды дайындауга ыкпал ету, студенттердщ iскерлiк дагдыларын калыптастыру. Бул салага бiздiк табиги гылыми пэндер кафедрасынык окытушылары да ез Yлестерiн косуда.

УДК 371.01 - 057.875

М.К. ИЗТЛЕУОВ, А. И. БЕККУЖИНА

АКТИВИЗАЦИЯ МЫСЛИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ

В ПРОЦЕССЕ ЧТЕНИЯ ЛЕКЦИИ

Западно-Казахстанский государственный медицинский университет имени Марата Оспанова, Актобе

Медицинская и биологическая физика призвана сформулировать у будущих специалистов физический подход к методам диагностики, лечения и лабораторного исследования на основе материалистического миропонимания. Медицинская и биологическая физика - дисциплина трудная для усвоения. Поэтому, мы пришли к выводу, что методика занятий по медбиофи-зике должна обеспечивать максимальную доступность изложения для студентов и вместе с тем высокую эффективность учебного процесса при активном протекании всех элементов процесса познания. Особенно необходимо это на лекциях, где закладываются основы восприятия курса студентами. Лекционная форма преподавания учебного материала должна способствовать развитию у студентов умение анализировать сообщаемые им сведения, быстро выделять в них главное, следить за строгостью и логичностью хода мыслей лектора, обоснованностью его выводов и т.д.

На отдельных лекциях на кафедре используются элементы проблемного обучения. как известно, проблемное обучение находится в прямой зависимости от профессиональной соориентированности студентов.

Для того чтобы привлечь внимание студентов к излагаемому материалу и вовлечь аудиторию в активную мыслительную работу, необходимо готовить студентов к слушанию лекции заранее и постепенно. С этой целью к некоторым лекциям кроме плана лекции, в соответствии с темой и содержанием лекции, студентам задается план, составленный в форме прямых вопросов. В ходе объявления темы эти вопросы зачитываются студентам и они записывают их в тетради не подряд, а пропуская после каждого вопроса несколько строк для записи ответа, который они должны почерпнуть из услышанного. Например, при чтении лекции по теме: «Структурная организация и свойства биологических мембран» мы предлагаем примерный план, составленный из следующих вопросов: Из чего состоят биологические мембраны? Функции биологических мембран? Виды биологических мембран? Толщина биологических мембран? Методы исследования проницаемости мембран и т.п.

Такие вопросы стимулируют студентов к восприятию нового материала. На наш взгляд, это один из методов активизации обучения способствующих привлечению внимания студентов к изучаемой теме.

Медицинский журнал Западного Казахстана 3 (35) 2012 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.