Научная статья на тему 'Зеркальная индивидуализация'

Зеркальная индивидуализация Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
153
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
индивидуализация / зеркальная индивидуализация / ин-дивидуализирующие условия / опосредованная индивидуализация / делегирова-ние индивидуализирующих функций / личностная индивидуализация / индиви-дуальность / личность / individualization / individualisation / mirror / individualizing condi-tions mediated individualization / the delegation of functions individualizing / person-ality individualization / individuality / personality

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоуско Дмитрий Викторович

В статье обосновывается идея зеркальной индивидуализа-ции, в основе которой лежит приоритет опосредованных педагогических влия-ний и делегирование индивидуализирующих функций обучающемуся. Техни-чески зеркальная индивидуализация предполагает отказ от прямого учета инди-видуальных особенностей субъекта обучения и построение индивидуализиру-ющих условий, побуждающих его поступать в соответствии с индивидуальны-ми потенциями, раскрывать индивидуальность. Это обуславливает индивидуа-лизированный путь достижения педагогического результата. Потребность в разработке зеркальной индивидуализации продиктована, во–первых, необхо-димостью обеспечивать индивидуализацию на личностном уровне, охватывать всего человека как целостность в масштабе индивидуализированного, персони-фицированного формирования ключевых его качеств. Во–вторых, наличием требования простоты и практической доступности к процессу обеспечения ин-дивидуализации. Данное требование обусловлено одной из наиболее значимых проблем индивидуализации со времен появления коллективной формы обуче-ния в условиях классно-урочной системы – дефицитом возможностей для при-менения индивидуализации в реальном повседневном педагогическом процессе. Особое место при осуществлении зеркальной индивидуализации отводится де-легированию индивидуализирующих функций обучающемуся, заключающему-ся в самораскрытии им собственного индивидуального потенциала. Подобная практика, с одной стороны, благотворно скажется на уровне глубины обеспече-ния индивидуализации, позволит более тонко оперировать ее факторами, с дру-гой – будет способствовать снижению усилий на организацию педагогического процесса. Воплощение идеи делегирования индивидуализирующих функций позволяет возложить выполнение данных функций на субъекта, имеющего мак-симальные возможности наиболее полно реализовать их, – самого обучающего-ся. Методологической базой зеркальной индивидуализации являются основные положения гуманистической педагогики, представления об индивидуализации как основополагающем принципе педагогической практики, идеи подготовки обучающегося к эффективной деятельности в условиях неопределенности со-временного меняющегося мира, лежащие в основе компетентностного и си-стемно-деятельностного подходов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mirror customization

The article explains the idea of the mirror of individualization, which is based on the priority of indirect pedagogical influences and delegation of the functions of individualizing the learner. Technically the mirror individualization in-volves the rejection of a direct consideration of the individual characteristics of the subject learning and the building of individualizing conditions that encourage it to act in accordance with the individual potentials, to reveal the individuality. This provides an individualized way to achieve outcome. The need to develop a mirror of individu-alization is dictated, firstly, by the need to provide individualization on a personal level, to cover the whole person as integrity scale individualized, personalized the formation of key qualities. Secondly, the presence of the requirements of simplicity and practical availability to the process of ensuring individualization. This requirement stems from one of the most important problems of individualization since the emergence of collective forms of learning in the class-lesson system – lack of oppor-tunities to use in-dividually in real-life pedagogical process. The methodological base of the mirror of individualization are the main provisions of humanistic peda-gogy, and perceptions of in-dividuality as a fundamental principle of pedagogical practice, the idea of preparing the student to operate effectively in conditions of un-certainty today's changing world, underlie competence-based and system-activity ap-proaches.

Текст научной работы на тему «Зеркальная индивидуализация»

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Belousko D. V. 2017. Mirror customization. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 36-43 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

УДК: 37.02

Зеркальная индивидуализация

Белоуско Дмитрий Викторович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет, пр-т Ленина, 61, Барнаул, 656049, Россия. E-mail: beloyskod@rambler.ru

Аннотация. В статье обосновывается идея зеркальной индивидуализации, в основе которой лежит приоритет опосредованных педагогических влияний и делегирование индивидуализирующих функций обучающемуся. Технически зеркальная индивидуализация предполагает отказ от прямого учета индивидуальных особенностей субъекта обучения и построение индивидуализирующих условий, побуждающих его поступать в соответствии с индивидуальными потенциями, раскрывать индивидуальность. Это обуславливает индивидуализированный путь достижения педагогического результата. Потребность в разработке зеркальной индивидуализации продиктована, во-первых, необходимостью обеспечивать индивидуализацию на личностном уровне, охватывать всего человека как целостность в масштабе индивидуализированного, персонифицированного формирования ключевых его качеств. Во-вторых, наличием требования простоты и практической доступности к процессу обеспечения индивидуализации. Данное требование обусловлено одной из наиболее значимых проблем индивидуализации со времен появления коллективной формы обучения в условиях классно-урочной системы - дефицитом возможностей для применения индивидуализации в реальном повседневном педагогическом процессе.

Следует цитировать / Citation:

Белоуско Д. В. Зеркальная индивидуализация // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2017. - №4(7). - С. 36-43. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

Belousko D. V. 2017. Mirror customization. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 36-43 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

Поступило в редакцию / Submitted 19.09.2017 Принято к публикации / Accepted 16.11.2017

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Belousko D. V. 2017. Mirror customization. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 36-43 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

Особое место при осуществлении зеркальной индивидуализации отводится делегированию индивидуализирующих функций обучающемуся, заключающемуся в самораскрытии им собственного индивидуального потенциала. Подобная практика, с одной стороны, благотворно скажется на уровне глубины обеспечения индивидуализации, позволит более тонко оперировать ее факторами, с другой - будет способствовать снижению усилий на организацию педагогического процесса. Воплощение идеи делегирования индивидуализирующих функций позволяет возложить выполнение данных функций на субъекта, имеющего максимальные возможности наиболее полно реализовать их, - самого обучающегося. Методологической базой зеркальной индивидуализации являются основные положения гуманистической педагогики, представления об индивидуализации как основополагающем принципе педагогической практики, идеи подготовки обучающегося к эффективной деятельности в условиях неопределенности современного меняющегося мира, лежащие в основе компетентностного и си-стемно-деятельностного подходов.

Ключевые слова: индивидуализация, зеркальная индивидуализация, индивидуализирующие условия, опосредованная индивидуализация, делегирование индивидуализирующих функций, личностная индивидуализация, индивидуальность, личность.

Mirror customization

Belousko Dmitry Viktorovich, the candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of physical education. Altai state University. PR-t Lenina, 61, Barnaul, 656049, Russia. Email address: beloyskod@rambler.ru

Abstract. The article explains the idea of the mirror of individualization, which is based on the priority of indirect pedagogical influences and delegation of the functions of individualizing the learner. Technically the mirror individualization involves the rejection of a direct consideration of the individual characteristics of the subject learning and the building of individualizing conditions that encourage it to act in accordance with the individual potentials, to reveal the individuality. This provides an individualized way to achieve outcome. The need to develop a mirror of individu-alization is dictated, firstly, by the need to provide individualization on a personal level, to cover the whole person as integrity scale individualized, personalized the formation of key qualities. Secondly, the presence of the requirements of simplicity and practical availability to the process of ensuring individualization. This require-

37

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Belousko D. V. 2017. Mirror customization. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 36-43 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

ment stems from one of the most important problems of individualization since the emergence of collective forms of learning in the class-lesson system - lack of opportunities to use in-dividually in real-life pedagogical process. The methodological base of the mirror of individualization are the main provisions of humanistic pedagogy, and perceptions of in-dividuality as a fundamental principle of pedagogical practice, the idea of preparing the student to operate effectively in conditions of uncertainty today's changing world, underlie competence-based and system-activity approaches.

Key words: individualization, individualisation, mirror, individualizing conditions mediated individualization, the delegation of functions individualizing, personality individualization, individuality, personality.

Круг педагогических явлений, требующих индивидуализации чрезвычайно широк [1, 2, 3, 4]. Однако далеко не все стороны учебно-воспитательного процесса остаются в равной степени обеспеченны адекватными и эффективными ее средствами [5, с. 3-5]. Особенно остро это проявляется при решении педагогических задач повышенной сложности, требующих комплексного подхода, глубокой работы с личностью. В этой связи актуализируется необходимость разработки соразмерных по масштабу систем индивидуализации и, в частности, личностной индивидуализации. Основными особенностями такой индивидуализации являются необходимость достижения определенной глубины педагогических влияний; целостность субъекта индивидуализации как интегральной индивидуальности, уникальной личности; учет как внутренних факторов непосредственной педагогической ситуации индивидуализации, так и внешних условий ее обеспечения; особая точность индивидуализирующих действий; прочная связь с деятельностью как источником личностного развития обучающегося; доминирование высших структур психики человека в процессе индивидуализации; выстраивание ее по принципу сверху вниз, от целого к части; учет или целенаправленное использование факторов, вносимых социальным окружением человека [6].

Построение систем индивидуализации личностного уровня требует поиска как новых, нетрадиционных подходов к рассмотрению индивидуализации, так и новых технологических решений. Одним из вариантов конструирования подобной системы является зеркальная индивидуализация, в основе которой лежит приоритет опосредованных педагогических влияний, делегирование индивидуализирующих функций обучающемуся. Технически зеркальная индивидуализация предполагает отказ от прямого учета индивидуальных особенностей и построение индивидуализирующих условий, побуждающих субъекта

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Belousko D. V. 2017. Mirror customization. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 36-43 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

обучения поступать в соответствии с индивидуальными потенциями, раскрывать индивидуальность. Это обуславливает индивидуализированный путь достижения педагогического результата, что и составляет суть индивидуализации, в какой бы форме она ни осуществлялась.

Правомерно предположить, что система индивидуализации личностного уровня и соответственно зеркальная индивидуализация должны обладать следующими чертами:

1. Охватывать всего человека как целостность в масштабе индивидуализированного, персонифицированного формирования ключевых его качеств, важнейших сторон жизнедеятельности.

2. Отличаться относительной операционной простотой и практической доступностью, несмотря на заявленную масштабность задач. Данное требование обусловлено одной из наиболее значимых проблем индивидуализации со времен появления коллективной формы обучения в условиях классно-урочной системы - дефицитом возможностей для применения индивидуализации в реальном повседневном педагогическом процессе [7, с. 13-17].

Центральное место в концепции зеркальной индивидуализации занимает идея делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся. Индивидуализация, используемая при решении сложных педагогических задач, впрочем, как и любое педагогическое действие в свете гуманистической парадигмы, должна идти от самого субъекта обучения, от целостной системы его индивидуальных особенностей, а не от представлений преподавателя о них, зачастую неполных, а иногда и вовсе ошибочных. Как известно, проявления сложившейся традиции осуществления индивидуализации не всегда удовлетворяют этому требованию, что актуализирует поиск и разработку адекватного педагогического инструментария. В качестве одного из способов преодоления данного противоречия можно использовать механизм делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся. Для этого необходимо сделать так, чтобы он сам раскрывал свой индивидуальный потенциал и действовал в как можно более полном соответствии с ним. Подобная практика, с одной стороны, благотворно скажется на уровне глубины обеспечения индивидуализации, позволит более тонко оперировать ее факторами, с другой - будет способствовать снижению усилий на организацию педагогического процесса. Воплощение идеи делегирования индивидуализирующих функций позволяет возложить выполнение данных функций на субъекта, имеющего максимальные возможности наиболее полно реализовать их, - самого обучающегося [8].

Получается, что при развертывании зеркальной индивидуализации субъект обучения остается наедине с зеркальным отражением собственных индиви-

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Belousko D. V. 2017. Mirror customization. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 36-43 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

дуальных особенностей в психолого-педагогическом поле формируемой деятельности. Тогда как задача педагога - создать для этого необходимые условия.

Логика зеркальной индивидуализации предполагает косвенное влияние преподавателя на процесс индивидуализации, что требует введения неких дополнительных индивидуализирующих операторов. Это обращает нас к идее опосредованного осуществления индивидуализации.

Опосредованный - данный через посредство чего-либо другого, при помощи передаточного звена. Непосредственное и опосредованное являются важными философскими категориями и в значительной степени определяют наше представление о мире.

Диалектика непосредственного и опосредованного достаточно явно отражается в сфере педагогики [9], вовлекающей в специфические отношения множество различных социальных групп, профессиональных и возрастных категорий. Само воспитание во всех принятых его значениях предстает как феномен, опосредованный культурой общества при всем разнообразии прямых, непосредственных связей. Опосредуются различные стороны педагогической практики: отношения между учеником и средствами обучения, между членами коллектива, между различными психическими процессами и т.д., но наиболее важным в контексте настоящего исследования является соотношение непосредственного и опосредованного в педагогическом взаимодействии педагога и обучающегося. В данном вопросе просматривается кажущаяся на первый взгляд парадоксальной взаимосвязь: чем тоньше, глубже необходимо взаимодействовать с обучающимся, тем больше массовая доля косвенных влияний по отношению к прямым [10].

При опосредованной индивидуализации педагог прямо не влияет на предмет индивидуализации. Он оказывает влияние на индивидуализирующие факторы, под действием которых и происходят необходимые изменения.

Идея опосредованности в контексте зеркальной индивидуализации предполагает отказ от прямого учета индивидуальных особенностей обучающегося и построение индивидуализирующих условий, служащих персонифицированной трансформации формируемых свойств.

Методологической основой зеркальной индивидуализации является:

1. Концептуальные положения гуманистической педагогики (направленность на всемерное развитие личности обучающегося, самоактуализацию, самореализацию, преобладание отношений, основанных на диалогизме, свободе, возможности выбора, учете индивидуальных интересов (В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, А. Маслоу, О.С. Газман, К. Роджерс, И.С. Якиманская, Е.В. Попов и др.).

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Belousko D. V. 2017. Mirror customization. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 36-43 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

2. Представления об индивидуализации как основополагающем принципе педагогической деятельности (А.А. Кирсанов, Е.С. Рабунский, Н.А. Завалко, Е.А. Климов, В.С. Мерлин, В.П. Русанов, Б.А. Вяткин, А.Н. Свиридов, И.Э. Унт, Т.В. Бурлакова и др.).

3. Идеи подготовки обучающегося к эффективной деятельности в условиях неопределенности современного меняющегося мира, лежащие в основе ком-петентностного и системно-деятельностного подходов (Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн, И.А. Зимняя, Д. Равен, Н.В. Кузьмина, О.Е. Лебедев, М.И. Лукьянова, А.К. Маркова, Г.С. Трофимова, Н. Хомский, А.В. Хуторской, М.А. Чошанов, В.А. Якунин, Б.Ф. Ломов и др.).

Цель зеркальной индивидуализации формулируется как обеспечение индивидуализированного формирования необходимых личностных качеств обучающихся при активном содействии овладению осваиваемой деятельностью и повышении эффективности учебного процесса.

Таким образом, требования современной педагогики побуждают искать новые пути повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, что не может не отразиться на таком важном педагогическом явлении, как индивидуализация. Разработка идеи зеркальной индивидуализации, основанной на приоритете опосредованных педагогических влияний, делегировании индивидуализирующих функций обучающемуся, при построении индивидуализирующих условий как основной операционально-технологической составляющей, представляется своевременным и перспективным. В качестве следующего шага разработки данной идеи просматривается построение целостной системы зеркальной индивидуализации, углубление ее методологической базы, изучение путей создания индивидуализирующих условий.

Библиографический список

1. Герт В.А. Индивидуальность и индивидуализация человека / В.А. Герт // Педагогическое образование в России. - 2014. - №4. - С. 209-213.

2. Зимовина О.А. Индивидуализация образования в условиях компетент-ностного подхода в информационно-образовательном пространстве вуза / О.А. Зимовина // Психолого-педагогический журнал Гаудеамус. - 2014. - №1(23). -С. 22-27.

3. Юрловская И.А. Индивидуализация обучения как одна из тенденций современного образования / И.А. Юрловская // Вектор науки ТГУ. Серия: педагогика, психология. - 2013. - №3. - С. 292-294.

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Belousko D. V. 2017. Mirror customization. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 36-43 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

4. Чернякова И.Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст / И.Л. Чернякова // Вестник нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. - 2009. - № 4. - С. 18-23.

5. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Т.В. Бурлакова. - Ярославль, 2009. - 43 с.

6. Белоуско Д.В. Некоторые аспекты разработки личностной индивидуализации / Д.В. Белоуско // Развитие науки и образования в современном мире: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г. - М.: Ар-Консалт, 2015. - С. 144-145.

7. Завалко Н.А. Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский сад - школа - вуз»: автореф. дис. ... докт. пед. наук / Н.А. Завалко. - Барнаул, 2000. - 38 с.

8. Белоуско Д.В. Индивидуализация посредством делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся (гуманистический аспект) // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. - 2016. - №2. - С. 54-58. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/view/98/showToc (дата обращения: 1.10.2017)

9. Годник, С.М. Педагогическая деятельность: парадоксы теории и практики /С.М. Годник // Вестник ВГУ. - 2001. - №1, С.27-38. URL: http://www.vestnik.vsu.ru (дата обращения: 1.10.2017)

10. Белоуско Д.В. Опосредованная индивидуализация в педагогической деятельности // Дискуссия. - 2016. - №10(73). - С. 110-115.

REFERENCES

1. Gert V.A. 2014. Individual'nost' i individualizatsiya cheloveka . Pedagog-icheskoe obrazovanie v Rossii, 4, рр. 209-213. (in Russian).

2. Zimovina O.A. 2014. Individualizatsiya obrazovaniya v usloviyakh kompe-tentnostnogo podkhoda v informatsionno-obrazovatel'nom prostranstve vuza. Psikhologo-pedagogicheskii zhurnal Gaudeamus, 1(23), рр. 22-27. (in Russian).

3. Yurlovskaya I.A. 2013. Individualizatsiya obucheniya kak odna iz tendentsii sovremennogo obrazovaniya . Vektor nauki TGU. Seriya: pedagogika, psikhologiya, 3, рр. 292-294. (in Russian).

4. Chernyakova I.L. 2009. Individualizatsiya obucheniya kak innovatsionnaya ideya sovremennoi pedagogiki: istoriko-kul'turnyi kontekst. Vestnik nizhego-rodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo, 4, рр. 18-23. (in Russian).

Раздел. Педагогические и социально-философские вопросы духовной и физической культуры

Belousko D. V. 2017. Mirror customization. Health, Physical Culture and Sports, 4 (7), рр. 36-43 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh

5. Burlakova T.V. 2009. Individualizatsiya professional'noi podgotovki studen-tov v pedagogicheskom vuze: avtoref. dis. ... dokt. ped. Nauk. T.V. Burlakova. Yaroslavl', 43 р. (in Russian).

6. Belousko D.V. 2015. Nekotorye aspekty razrabotki lichnostnoi individuali-zatsii. Razvitie nauki i obrazovaniya v sovremennom mire: Sbornik nauchnykh tru-dov po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 31 marta 2015 g. Moscow: Ar-Konsalt, рр. 144-145 (in Russian).

7. Zavalko N.A. 2000. Teoriya i praktika individualizatsii protsessa obucheniya v mnogostupenchatoi sisteme «detskii sad - shkola - vuz»: avtoref. dis. ... dokt. ped. Nauk, N.A. Zavalko. Barnaul, 38 р. (in Russian).

8. Belousko D.V. 2016. Individualizatsiya posredstvom delegirovaniya indi-vidualiziruyushchikh funktsii obuchayushchemusya (gumanisticheskii aspekt). Zdo-rov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta, 2. рр. 54-58. (in Rus-sian).URL: http: //j ournal .asu.ru/index.php/zo sh/issue/view/98/showToc (Accessed: 1.10.2017)

9. Godnik, S.M. 2001.Pedagogicheskaya deyatel'nost': paradoksy teorii i prak-tiki. Vestnik VGU, 1, рр. 27-38 (in Russian).URL: http://www.vestnik.vsu.ru (Accessed: 1.10.2017)

10. Belousko D.V. 2016. Oposredovannaya individualizatsiya v pedagog-icheskoi deyatel'nosti. Diskussiya, 10(73). рр. 110-115 (in Russian).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.