Д.В. Белоуско, канд. пед. наук, доцент, кафедра физического воспитания, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия, [email protected]
ОПОСРЕДОВАННАЯ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье на основе анализа факторов непосредственного и опосредованного воздействия в педагогической деятельности и способов его осуществления выдвигается идея опосредованной индивидуализации, базирующейся на приоритете косвенных педагогических влияний на личность обучающегося. В ходе систематизации явлений индивидуализации установлено, что в практике обучения и воспитания как целенаправленно, так и стихийно используются различные ее способы, арсенал которых весьма широк. Он включает в себя как прямые действия, более привычные и традиционные, так и косвенные, менее очевидные, но от этого не менее эффективные. Однако косвенные приемы индивидуализации применяются, как правило, без какой-либо системы, спонтанно и неорганизованно, что актуализирует задачу разработки целенаправленной индивидуализации в данном случае. Опосредованная индивидуализация идентична традиционной с точки зрения организации педагогического процесса (ведущая роль педагога, целенаправленность педагогических действий, четкая структура, методическое оформление и др.), отличается от нее наличием принципиально иного, опосредованного, индивидуализирующего звена. Это позволяет рассматривать данный вид индивидуализации как результат своеобразного синтеза обозначенных линий ее осмысления. В итоге прогнозируются повышение эффективности индивидуализации, снижение организационных затрат педагога на ее реализацию, расширение возможностей для осуществления глубоких личностных преобразований.
Ключевые слова: индивидуализация, индивидуализация в педагогике, опосредованная индивидуализация, непосредственное и опосредованное, прямое и косвенное, уровни индивидуализации, виды индивидуализации, индивидуализирующее звено.
В настоящее время в рамках трансформации образовательной парадигмы имеет место повышенное внимание к диалектике индивидуального и коллективного как в разрезе проблемы сущности и существования человека, так и в контексте его рассмотрения в качестве субъекта целостного педагогического процесса.
Зародившись во времена античности в лоне первоначального философского осмысления действительности, проблема индивидуализации личности достаточно интенсивно экстраполируется на все области человеческой деятельности1. Особое значение данное явление приобретает в педагогике, активно развиваясь и находя свое от-
ражение в творчестве ее основоположников И.Ф. Гербарта, Д. Дидро, Ф.А. Дистервега, Я. А. Коменского, Д. Локка, И. Г. Песталоц-ци, Ж. Ж. Руссо, К. Д. Ушинского и др2. К настоящему времени в трудах Т. А. Боровских, Т.В. Бурлаковой, Н.А. Завалко, А.А. Кирсанова, В.П. Русанова, И.Э. Унт, И.Л. Чер-няковой и других исследователей учение об индивидуализации обретает характер глу -бокого методологического знания. Являясь масштабным педагогическим явлением, индивидуализация в полной мере должна отвечать на вызовы современной действительно-сти3. Это приводит к необходимости поиска новых способов ее осуществления и, в том числе, наталкивает на мысль представить
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
В педагогической практике прямые действия считаются недостаточно гуманными - граничащими с насилием над личностью. Истоки подобного отношения -в отказе от педагогики телесных наказаний. Кроме того, оно поддерживается все возрастающей тенденцией к увеличению личной свободы и независимости обучающегося.
сложившуюся практику развития индивиду- процесс требует неизмеримо больше опос-ализации в контексте таких категорий, как редованных педагогических действий, тогда «непосредственное» и «опосредованное». как репертуар прямых действий здесь более Диалектика непосредственного и опос- ограничен. Это особенно хорошо отражено
в работах такого признанного специалиста в области воспитательного взаимодействия, как А. С. Макаренко.
Индивидуализация в самом общем виде объясняется как действие по глаголу «индивидуализировать» (делать особым для различных лиц, предметов или обособить по характерным индивидуальным при-знакам)4. В отличие от ряда других педагогических инструментов индивидуализация обладает выраженной универсальностью применительно к самым разноплановым аспектам жизнедеятельности человека. Это позволяет использовать дополнительные педагогические средства, рассматривая в качестве таковых все, что есть в педагогической деятельности, способное в определенных обстоятельствах оказывать значимое влияние на индивидуализируемое формирование каких-либо качеств человека. Вышесказанное подводит нас к идее косвенного, или опосредованного, способа осуществления индивидуализации.
Практика использования данного механизма ненова, однако его разработка и применение происходили стихийно и явно не связывались с проблемой индивидуализации. Для более точного определения места косвенного способа осуществления индивидуализации в целостной
редованного достаточно явно отражается в сфере педагогики, вовлекающей в специфические отношения множество различных социальных групп, профессиональных и возрастных категорий. Само воспитание во всех принятых его значениях предстает как феномен, опосредованный культурой общества при всем разнообразии прямых, непосредственных связей. Опосредуются различные стороны педагогической практики: отношения между учеником и средством обучения, между членами кол -лектива, между различными психическими процессами и т.д., но наиболее важным в контексте настоящей статьи является соотношение непосредственного и опосредованного в педагогическом взаимодействии педагога и обучающегося. В данном вопросе просматривается кажущаяся на первый взгляд парадоксальной взаимосвязь: чем тоньше, глубже необходимо взаимодействовать с обучающимся, тем больше массовая доля кос -венных влияний по отношению к прямым. Исторически сложилась некая тенденция, ясно дающая почувствовать, что в педагогической практике прямые действия считаются недостаточно гуманными - граничащими с насилием над личностью. Истоки подобного отношения - в отказе от педагогики телесных на-
Если под определенным углом взглянуть на педагогическую деятельность, то становится видно, что вопросы индивидуализации решаются всегда, сопровождая любое педагогическое действие,
так как всегда педагогический диалог ведется с конкретным осо-
казаний. Кроме того, оно бым индивидуумом, индивидуаль- ее картине рассмотрим поддерживается все воз- ностью, личн°сгью. проявления последней
растающей тенденцией максимально широко.
к увеличению личной свободы и независи- За многие годы движения педагоги-
мости обучающегося. Если сравнивать обу- ческой мысли образовалось, теоретически чение и воспитание в указанном контексте, и методически оформилось множество раз-то становится очевидно, что воспитательный личных способов обеспечения индивидуа-
лизации. Основное направление разработки данной проблемы задается рамками решения четко очерченных, хорошо видимых задач дифференциации подачи учебного материала в зависимости от индивидуальных особенностей обучающихся. Такой тип индивидуализации в данном теоретическом построении можно обозначить как операционную индивидуализацию.
Если под определенным углом взглянуть на педагогическую деятельность, то становится видно, что вопросы индивидуализации решаются всегда, сопровождая любое педагогическое действие, так как всегда педагогический диалог ведется с конкретным особым индивидуумом, индивидуальностью, личностью. Регулярное неосознанное решение преподавателем педагогических задач, требующих персонализации, можно назвать стихийной индивидуализацией. Операционную и стихийную индивидуализацию можно отнести к первому уровню в выстраиваемой классификации.
Второй уровень занимает классическая глубокая индивидуализация - как важнейший педагогический принцип: приоритет учета значимых индивидуальных особенностей обучающихся в различных формах при использовании тех или иных методов. Такая индивидуализация осуществляется препода-
вателем осознанно, целенаправленно - как организационно-методическая часть учебного процесса. От операционной индивидуализации она отличается направленностью на учет большего числа индивидуальных особенностей, стремлением охватить обучающегося в некоей целостности, индивидуальности.
В педагогической практике всегда остро проявляла себя необходимость не только учитывать отдельные индивидуальные особенности учащихся, но и производить учет всего системного комплекса этих особенностей, выстраивать педагогический процесс, сохранив его антропологической единицей индивидуальность, позволять раскрываться в полной мере индивидуальным самобытным задаткам человека, не допуская при этом педагогически опасного манипулирования личностью. Здесь требовалась оценка человека в целом как результата совокупного воздействия всех условий его развития и существования - от биологических до соци-альных5. Все педагогические концепции гуманистического плана, придерживаясь обозначенной позиции, можно рассматривать как проявление индивидуализации. В такой трактовке эффективность осуществления индивидуализации во многом обуславливает эффективность всего педагогического
ДИСКУССИЯ 4
журнал научных публикаций Щ
процесса. Осознанное отношение к обучающемуся как субъекту педагогического процесса, индивидуальности личности, стремление видеть эту индивидуальность, работать с ней можно обозначить как гуманистическую индивидуализацию. Она образует третий уровень настоящей классификации и представляет собой генеральное направление совершенствования индивидуализации -некий эталон.
Таким образом, в реальной педагогической практике как целенаправленно, так и стихийно, неорганизованно используются различные способы осуществления индивидуализации, арсенал которых весьма широк. Он включает в себя как прямые действия, более привычные и традиционные (дифференциация по степени освоения учебного материала, полу, возрасту, темпу учебной деятельности и др.), так и косвенные, менее очевидные, но от этого не менее действенные, например, использование влияния специально подобранного социального окружения, культивирование творческой позиции, создание атмосферы личной свободы и самостоятельности.
Однако косвенные приемы индивидуализации используются, как правило, без какой-либо системы, спонтанно и неорганизованно, что обуславливает задачу разработки целенаправленной косвенной или опосредованной индивидуализации. Именно такая индивидуализация занимает место на втором уровне описанной выше классификации наряду с классической индивидуализацией и имеет большой потенциал развития в смысловом поле третьего уровня.
Целенаправленная опосредованная индивидуализация идентична традиционной с точки зрения организации пе-
В педагогической практике всегда остро проявляла себя необходимость не только учитывать отдельные индивидуальные особенности учащихся, но и производить учет всего системного комплекса этих особенностей, выстраивать педагогический процесс, сохранив его антропологической единицей индивидуальность, позволять раскрываться в полной мере индивидуальным самобытным задаткам человека.
принципиально иным опосредованным индивидуализирующим звеном. Это позволяет рассматривать данный вид индивидуализации как результат своеобразного синтеза обозначенных линий ее осмысления.
В качестве примеров актуальности указанной консолидации можно отметить следующее.
Во-первых, в некоторых областях педагогики, например, связанных с разработкой чисто воспитательных воздействий, рассмотренные выше виды индивидуализации, взятые отдельно друг от друга, не могут полностью раскрыть свой потенциал, что требует качественно иной формы индивидуализации.
Во-вторых, исследуемые виды индивидуализации имеют различные исторические и технологические основания и различные функциональные назначения. Каждый из них действует в своей плоскости, будь это решение сиюминутных задач внутри-классной дифференциации или проблема целенаправленного формирования личности. В этой связи нередко возникает необходимость сблизить проекции всех видов индивидуализации в фокусе целостного формирования человека6.
В-третьих, ни один из ранее рассмотренных видов индивидуализации низших уровней по приведенной классификации (операционная, стихийная, классическая) не обеспечивает максимальной ее полноты и глубины. Традиционная индивидуализация в силу своей узкой направленности обладает высокой точностью педагогических влияний и технологичностью и проигрывает другим видам индивидуализации по таким характеристикам, как комплексность и полнота, тогда как стихийной индивидуализации не хватает целенаправленности
дагогического процесса (ведущая роль пре- и конкретики.
подавателя, целенаправленность педагогиче- В-четвертых, все указанные виды ин-
ских действий, четкая структура, методиче- дивидуализации, как это ни парадоксально,
ское оформление и др.), но отличается от нее при использовании их в чистом виде явля-
ются ресурсозатратными. При детальном рассмотрении они обнаруживают некоторую конгруэнтность, позволяющую снизить затраченные на обеспечение индивидуализации усилия при соединении в единое организационное ядро.
Изложенное выше дает основания утверждать, что индивидуализация предстает как нечто большее, чем просто педагогический прием или даже важный педагогический принцип, она оказывается встроена в саму суть любой педагогической деятельности. Рассматривая весь репертуар проявлений индивидуализации в целостности как единую систему, дополняя традиционную точку зрения взглядом с позиции стратегии непрямых действий, представляется возможным вычленить качественно новый вид индивидуализации - опосредованную индивидуализацию. В качестве ее механизмов можно назвать использование специально подобранного социального окружения, делегирование индивидуализирующих функций обучающемуся, целенаправленное создание для него ситуации успеха и др. ^
Литература
1. Бурлакова Т.В. Индивидуализация профессиональной подготовки студентов в педагогическом вузе: автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Ярославль, 2009. С. 8-15.
2. Завалко Н.А. Теория и практика индивидуализации процесса обучения в многоступенчатой системе «детский сад - школа - вуз»: дис. ... д-ра пед. наук. Барнаул, 2000. С. 13-14.
3. Чернякова И.Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст // Вестник Нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2009. № 4. С. 18-23.
4. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А.П. Ев-геньевой. М.: Русский язык, 1985. Т. 1. С. 665.
5. Белоуско Д.В. Индивидуализация приобщения студентов к оздоровительной деятельности на занятиях по физической культуре: дис. ... канд. пед. наук. Барнаул, 2008. С. 59.
6. Белоуско Д.В. Реализация принципа индивидуализации в процессе приобщения студентов к оздоровительной деятельности на занятиях по физическому воспитанию // Вестник развития науки и образования. 2007. № 1. С. 212-216.
INDIRECT INDIVIDUALIZATION IN PEDAGOGICAL ACTIVITY
D.V. Belousko, Candidate of Pedagogy, Docent, The department of physical education,
Altai State University, Barnaul, Russia, [email protected]
On the base of factors' analysis of direct and indirect influence in pedagogical activity and methods of its execution the article provides an idea about indirect individualization, which is based on priority of indirect pedagogical influences on student's personality. During systematization of individualization' phenomena, it was defined that in practice of education and upbringing as purposefully and spontaneously different methods are used, and the choice is rather wide. It includes direct actions, more usual and traditional, and indirect ones, as less obvious but not less efficient. But indirect methods of individualization are usually used without any system, spontaneously and in disorder; it actualizes an objective of development of purposeful individualization in indicated way. Indirect individualization is identical to traditional one from the viewpoint of pedagogical process organization (leading role of pedagogue, purposefulness of pedagogical actions, exact structure, methodical decoration and others) and distinguishes from it with a presence of different and indirect individualization part. It allows considering this type of individualization as a result of peculiar synthesis of defined lines of its understanding. As a result it forecasts growth of individualization's efficiency, decrease of a pedagogue's organizational expenditures for its realization, broadening ofpossibilities for realization of deep personal reorganizations.
Key words: individualization, individualization in pedagogy mediated individualization, direct and indirect, direct and indirect, levels of individualization, individualize, individualized link.
References
1. Burlakova T.V. Individualizatsiia professional'noi podgotovki studentov v pedagogicheskom vuze: av-toref. dis. ... d-raped. nauk [Individualization of professional training of students in pedagogical University. Abstract of doctor of pedagogy sci. diss.]. Iaro-slavl, 2009. 44 p.
2. Zavalko N.A. Teoriia i praktika individualizatsii protsessa obucheniia v mnogostupenchatoi sisteme «detskii sad - shkola - vuz»: dis. ... d-ra ped. nauk [Theory and practice of individualization of the learning process in a multi-stage system "kindergarten -school - University". Doctor of pedagogy sci. diss.]. Barnaul, 2000. 339 p.
3. Cherniakova I.L. Individualizatsiia obucheniia kak innovatsionnaia ideia sovremennoi pedagogiki: istor-iko-kul'turnyi kontekst [Individualization of learning as the innovative idea of modern pedagogy: historical and cultural context]. Vestnik Nizhegorodskogo universiteta imeni N.I. Lobachevskogo - Bulletin of Nizhny Novgorod University named after N. And. Lobachevsky, 2009, no. 4, pp. 18-23.
4. Slovar' russkogo iazyka: v 4 t. / pod red. A.P. Evgen'evoi [Dictionary of Russian language: in 4 volumes. Ed. by A.P. Evgenieva]. Moscow, Russkii iazyk publ., 1985. Vol. 1. 696 p.
5. Belousko D.V. Individualizatsiia priobshcheniia studentov k ozdorovitel'noi deiatel'nosti na zaniati-iakh po fizicheskoi kul'ture: dis. ... kand. ped. nauk [Individualization of introducing students to Wellness activities in the classroom of physical culture. Candidate of pedagogy sci. diss.]. Barnaul, 2008. 170 p.
6. Belousko D.V. Realizatsiia printsipa indi-vidualizatsii v protsesse priobshcheniia studen-tov k ozdorovitel'noi deiatel'nosti na zaniatiiakh po fizicheskomu vospitaniiu [The implementation of the principle of individualization in the process of introducing students to Wellness activities in the classroom for physical education]. Vestnik razvitiia nauki i obrazovaniia - Bulletin of development of science and education, 2007, no. 1, pp.212-216.