УДК: 37.02
ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗИРУЮЩИХ ФУНКЦИЙ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ В КОНТЕКСТЕ ЗЕРКАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ
Белоуско Дмитрий Викторович
Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания. Алтайский государственный университет. Барнаул, Россия. E-mail: [email protected]
THE DELEGATION OF THE FUNCTIONS OF INDIVIDUALIZING THE LEARNER IN THE CONTEXT OF THE MIRROR OF INDIVIDUALIZATION
Belousko Dmitry Viktorovich
The candidate of pedagogical Sciences, associate Professor of physical education. Altai state University. Barnaul, Russia. Email address: [email protected]
Следует цитировать / Citation:
Белоуско Д. В. Делегирование индивидуализирующих функций обучающемуся в контексте зеркальной индивидуализации // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. — 2019. — № 2 (13). — С. 25-31. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh.
Belousko D. V. 2019. The delegation of the functions of individualizing the learner in the context of the mirror of individualization. Health, Physical Culture and Sports, 1 (12), рр. 25-31 (in Russian). URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh
Поступило в редакцию / Submitted 26.02.2019
Принято к публикации / Accepted 11.03.2019
Аннотация. Показаны место и значение делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся при осуществлении зеркальной индивидуализации. Вызовы современности все настойчивее побуждают разрабатывать педагогические средства, имеющие возможность влиять на целостную личность. В данном ключе весьма актуален поиск практических воплощений «личностной» индивидуализации, в самом общем виде характеризующейся возможностью достижения определенной глубины педагогических влияний. Одним из вариантов конструирования подобной системы представляется зеркальная индивидуализация, предполагающая отказ от прямого учета индивидуальных особенностей обучающегося и построения индивидуализирующих условий, побуждающих субъекта обучения поступать в соответствии с индивидуальными потенциями, действовать индивидуальным образом, раскрывать индивидуальность. Это обусловливает индивидуализированный путь достижения педагогического результата. Важнейшим элементом зеркальной индивидуализации является механизм делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся. Его суть как раз и состоит в том, что при построении определенных условий обучающийся раскрывает свой индивиду-
альный потенциал. Это обеспечивает построение индивидуализации от самого обучающегося как индивида, личности и субъекта деятельности, позволяет гуманизировать учебный процесс. При развертывании зеркальной индивидуализации субъект обучения остается наедине с зеркальным отражением собственных индивидуальных особенностей в психолого-педагогическом поле формируемой деятельности. Тогда как задача преподавателя — создать для этого необходимые педагогические условия. Подобная практика, с одной стороны, благотворно скажется на уровне глубины обеспечения индивидуализации, позволит более тонко оперировать ее факторами, с другой — станет способствовать снижению усилий на организацию педагогического процесса. Воплощение идеи делегирования индивидуализирующих функций позволяет возложить выполнение данных функций на субъекта, имеющего максимальные возможности наиболее полно реализовать их, — самого обучающегося. Обозначенная логика осуществления индивидуализации предполагает косвенное влияние преподавателя на данный процесс, что требует введения неких дополнительных индивидуализирующих операторов. Таким образом, можно увидеть, что доминирование опосредованных индивидуализирующих влияний и делегирование индивидуализирующих функций обучающимся — две важнейшие организационные стороны зеркальной индивидуализации. Их значимость продиктована наличием инвариантных факторов жизнедеятельности человека, ключевыми закономерностями существования социума, основными требованиями гуманистической педагогики.
Ключевые слова: индивидуализация, делегирование индивидуализирующих функций обучающемуся, зеркальная индивидуализация, личность, индивидуализирующие условия, индивидуальность.
Annotation. The article shows the place and importance of delegation of individualizing functions to the student in the implementation of mirror individualization.
The challenges of modernity are increasingly encouraging to develop pedagogical tools that have the ability to influence the whole personality. In this vein, the search for practical embodiments of "personal" individualization in the General form characterized by the possibility of achieving a certain depth of pedagogical influences is very relevant. One of the options for the construction of such a system is the mirror individualization, which involves the rejection of direct consideration of the individual characteristics of the student and the construction of individualizing conditions that encourage the subject of training to act in accordance with individual potentials, to act individually, to reveal individuality. This provides an individualized way to achieve pedagogical results. The most important element of mirror individualization is the mechanism of delegation of individualizing functions to the student. Its essence lies in the fact that in the construction of certain conditions the student reveals his individual potential. This ensures the construction of individualization from the learner as an individual, personality and subject of activity, allows to humanize the learning process. It turns out that the deployment of mirror individualization of the subject of training is left alone with a mirror reflection of their own individual characteristics in the psychological and pedagogical field of activity. While the task of the teacher to create the necessary pedagogical conditions. This practice, on the one hand, will have a beneficial effect on the level of depth of individualization, will allow to operate more subtly its factors, on the other — will help to reduce efforts to organize the pedagogical process. The embodiment of the idea of delegation of individualizing functions allows you to assign the performance of these functions to the subject with the maximum capacity to fully implement them — the student himself. The indicated logic of individualization implies the indirect influence of the teacher on this process, which requires the introduction of some additional individualizing operators. Thus you can see that the dominance of indirect effects and individualizing the delegation individualizing features students two major organizational side mirror of individualization. Their
importance is dictated by the presence of invariant factors of human life, the key laws of the existence of society, the basic requirements of humanistic pedagogy.
Keywords: individualisation, delegation individuality-lactation functions obuchalsya, mirror customization, personality, individualizing conditions, personality.
В современном быстро меняющемся мире с завидной регулярностью обнаруживается необходимость в пересмотре представлений о казалось бы привычных и понятных элементах действительности. Особую остроту данная тенденция проявляет в педагогике — области, для которой здоровый консерватизм выступает залогом стабильности, успешности и истинной гуманности.
Известно, что термин «индивидуализация» даже в рамках строго очерченного круга педагогических проблем имеет множество значений. В самом общем виде его можно трактовать как действие (значение глагола «индивидуализировать» — «делать особым для различных лиц, предметов или обособить по характерным индивидуальным признакам» [1, с. 665]).
Значимость индивидуализации как мощного универсального методического инструмента, важнейшего дидактического принципа, основной целевой составляющей воспитательного процесса была глубоко осознана по мере развития педагогической мысли начиная со времен Античности. В непростых условиях современности, характеризующихся как необходимостью повысить внимание к индивидуальному бытию человека, так и потребностью сдерживать и направлять экспрессивный индивидуализм свободной личности в обществе, имманентно стремящемся к стабильности, проблема педагогической индивидуализации ставится наиболее остро.
В рамках данного посыла приобретает актуальность поиск средств осуществления глубокой, или личностной индивидуализации. В первом приближении данная индивидуализация характеризуется необходимостью достижения определенной глубины педагогических влияний, а также подразумевает целостность субъекта индивидуализации как интегральной индивидуальности, уникальной лично-
сти; требует учета как внутренних факторов непосредственной педагогической ситуации индивидуализации, так и внешних условий ее обеспечения; предполагает особую точность индивидуализирующих действий; прочную связь с деятельностью как источником личностного развития обучающегося; доминирование высших структур психики человека в процессе индивидуализации, выстраивание ее по принципу сверху вниз, от целого к части; учет или целенаправленное использование факторов, вносимых социальным окружением человека [2].
Одним из вариантов конструирования подобной системы представляется зеркальная индивидуализация, предполагающая напрямую не учитывать индивидуальные особенности обучающегося и построение индивидуализирующих условий, побуждающих субъекта обучения поступать в соответствии с индивидуальными потенциями, действовать индивидуальным образом, раскрывать индивидуальность. Это обусловливает индивидуализированный путь достижения результата, что и составляет суть обобщенного механизма индивидуализации [3].
В связи с переносом акцентов на построение индивидуализирующих условий при осуществлении индивидуализации на первый план выходят опосредованные индивидуализирующие влияния и делегирование индивидуализирующих функций обучающимся [3].
Индивидуализация, используемая при решении сложных педагогических задач, личностная индивидуализация, впрочем, как и любое педагогическое действие, осуществляемое в свете гуманистической парадигмы, должны идти от самого субъекта обучения, от целостной системы его индивидуальных особенностей, а не от представлений преподавателя о них, зачастую неполных, а иногда и вовсе ошибочных [4].
Как справедливо отмечает Л. А. Лепихова, субъектная психическая активность как внутренний творец индивидуальности формирует неповторимую картину внутреннего мира, связанную с особенностями всех компонентов самосознания и структуры Я, и такую же субъективную картину мировосприятия и отражения мира. Поэтому влияние природной, социальной и воспитывающей среды, как правило, весьма избирательно воспринимается индивидуальностью: какая-то информация совпадает с психологическими установками, целями, мотивами индивида, стимулируя проявление и развитие индивидуальности в определенном направлении. Иная внешняя информация или влияние не соответствуют внутренней ориентации индивида и потому оставляют его безразличным, вызывают отторжение, не внося каких-либо существенных изменений в суть процесса [5]. Естественно, что бытие каждого отдельного человека как уникальная целостность не имеет аналогов в мире и поэтому несет в себе особенности абсолютного. Это бытие абсолютно в том смысле, что в некотором отношении тождественно только само себе и нетождественно ничему другому. Его абсолютность тождественна его уникальности в том смысле, что бытие человека достигает такого состояния, которое относительно завершено, конечно [6].
Поэтому одним из ведущих свойств индивидуальности является ее способность сохраняться и саморазвиваться вопреки внешним влияниям, и в этом проявляется автономность ее внутреннего «замкнутого контура». Именно спонтанный характер проявления субъектной активности придает индивидуальности способность к своему сущностному, свободному и творческому самовыявлению на основе природных потенций [5].
По представлениям ученых постперестроечной эпохи, в советской доктрине воспитания недооценивался именно аспект, представляющий человека в качестве индивидуума. Можно сказать, что недоучет этой стороны человеческого существования был одной из причин того, что центральный принцип советской педагогики — формирование коллективного сознания и поведения — на деле вырождался
в оправдание формирования конформистского сознания и поведения. Поэтому задача заключается в том, чтобы восстановить понятие всесторонне и гармонично развитой личности как свободно развитой индивидуальности. Без этого необходимого дополнения само это понятие деформируется, а личность превращается в стандартизованного носителя социальных норм, стереотипов, эталонов и моделей поведения [7]. Логика процесса саморазвития индивидуальности особая. Главная проблема состоит в том, чтобы, социализируясь, усваивать нормативное поведение общества и в то же время не утрачивать своего своеобразия, подчеркивает Л. А. Лепихова [5].
В рамках рассматриваемой проблемы не менее важно то, что индивидуальность предстает не только как ансамбль уникальных признаков человека, но и как система взаимосвязи этих признаков, встроенная во взаимодействие с миром. Следовательно, каждая учебная или воспитательная задача имеет не одно, а множество решений [7].
Подобно тому, как в образовательном процессе у учащихся формируется личностный опыт (опыт быть личностью, по В. В. Серикову), субъектный опыт (опыт быть субъектом деятельности, по И. С. Якиманской), у учащегося формируется опыт проявления своей индивидуальности (опыт быть индивидуальностью). Под опытом проявления индивидуальности учащегося понимается умение своеобразным, оригинальным способом проявлять свои уникальные свойства и качества в созидании самого себя, своего жизненного пути, окружающей действительности. Компонентами опыта проявления индивидуальности учащегося являются следующие виды опыта: ментальный, коммуникативный, духовно-нравственный, саморазвития, критического мышления. Обогащение опыта проявления индивидуальности обучающегося обусловливает развитие его индивидуальности [8].
Выделяются понятия, обозначающие две группы процессов самодеятельности человека. Первая группа процессов связана с ориентацией на идеалы и образцы, задаваемые извне, лично принятые человеком. Активность
человека в этом случае направлена на изменение себя для достижения цели. При этом он не в полной мере учитывает свои возможности и способности. Эта тенденция, свойственная отечественной психолого-педагогической науке, развивалась в теориях таких ученых, как П. Я. Арет, А. Г. Ковалев, Л. И. Рувинский и др. К этой группе процессов относятся самовоспитание, самосовершенствование, самоформирование. Вторая группа процессов (западная психологическая традиция, основанная на трудах Р. Бернса, А. Маслоу, К. Роджерса и др.) связана, во-первых, с изучением себя, своих способностей, во-вторых, с актуализацией, развитием собственного потенциала. Сюда можно отнести процессы саморазвития, самореализации, самоактуализации [9].
Как известно, сложившаяся практика осуществления индивидуализации не всегда удовлетворяет требованию построения ее «от самого обучающегося» [7; 10], что актуализирует поиск и разработку адекватного педагогического инструментария.
В качестве одного из способов преодоления данного противоречия можно использовать механизм делегирования индивидуализирующих функций самому обучающемуся. Для этого необходимо сделать так, чтобы он сам раскрывал свой индивидуальный потенциал и действовал в как можно более полном соответствии с ним. Подобная практика, с одной стороны, благотворно скажется на уровне глубины обеспечения индивидуализации, позволит более тонко оперировать ее факторами, с другой — будет способствовать снижению усилий на организацию педагогического процесса. Воплощение идеи делегирования ин-
дивидуализирующих функций позволяет возложить выполнение данных функций на субъекта, имеющего максимальные возможности наиболее полно реализовать их, — самого обучающегося. Получается, что при развертывании зеркальной индивидуализации субъект обучения остается наедине с зеркальным отражением собственных индивидуальных особенностей в психолого-педагогическом поле формируемой деятельности. Тогда как задача преподавателя — создать для этого необходимые педагогические условия [4].
Подобная логика осуществления индивидуализации предполагает косвенное влияние преподавателя на данный процесс, что требует введения неких дополнительных индивидуализирующих операторов. В подобном ракурсе педагог прямо не влияет на предмет индивидуализации, он трансформирует индивидуализирующие факторы, под действием которых и происходят необходимые изменения [11].
Из сказанного можно увидеть, что доминирование опосредованных индивидуализирующих влияний и делегирование индивидуализирующих функций обучающимся — две важнейшие организационные стороны зеркальной индивидуализации. Их значимость продиктована наличием инвариантных факторов жизнедеятельности человека, ключевыми закономерностями существования социума, основными требованиями гуманистической педагогики. В свете изложенного особую важность приобретает исследование механизма построения обучающимся индивидуализирующих условий, что позволяет достаточно четко наметить вектор дальнейшего педагогического поиска.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Словарь русского языка: в 4 т. / под ред. А. П. Евгеньевой. М., 1985. Т. 1. 696 с.
2. Белоуско Д. В. Некоторые аспекты разработки личностной индивидуализации // Развитие науки и образования в современном мире : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 31 марта 2015 г. М., 2015. С. 144-145.
3. Белоуско Д. В. Зеркальная индивидуализация // Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 2017. № 4 (7). С. 36-43. URL: http://journal.asu.ru/index.php/zosh/issue/ view/213 (дата обращения: 15.01.2018).
4. Белоуско Д. В. Индивидуализация посредством делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся (гуманистический аспект) II Здоровье человека, теория и методика физической культуры и спорта. 201б. № 2. С. S4-SS. URL: http:lljournal.asu.rulindex.phplzoshlissuel viewI9SIshowToc (дата обращения: 01.10.201У).
5. Лепихова Л. А. Индивидуальность. Пути развития индивидуальности. URL: http:llwww. psyhodic.ruIarc.php?page=32S9 (дата обращения: 1S.01.2019).
6. Герт В. А. Индивидуальность и индивидуализация человека II Педагогическое образование в России. 2014. № 4. С. 209-213.
У. Гинецинский В. И. Индивидуальность как предмет педагогической антропологии II Педагогика. 1999. № 3. С. 4б-49.
S. Жураковская В. М. Концепция развития индивидуальности обучающегося в условиях интеграции общего и дополнительного образования детей с позиции реализации ФГОС ООО II Отечественная и зарубежная педагогика. 201б. № б. С. SS-61.
9. Холодкова О. В. Теоретические проблемы исследования стремления к самосовершенствованию II Педагогический университетский вестник Алтая. 2001. № 4. URL: https:llwww.altspu.rul JournalIvestnikIARHIWIN4_2001In4_2001.html (дата обращения: 1б.01.2019).
10. Чернякова И. Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст II Вестник Нижегородского университета имени Н. И. Лобачевского. 2009. № 4. С. 1S-23.
11. Белоуско Д. В. Опосредованная индивидуализация в педагогической деятельности II Дискуссия. 201б. № 10 (У3). С. 110-11S.
REFERENCES
1. Slovar' russkogo yazyka : v 4 t. I Pod red. A. P. Evgen'evoi. M., 19SS. б9б s. (in Russian).
2. Belousko D. V.. Nekotorye aspekty razrabotki lichnostnoi individualizatsii Razvitie nauki i obrazovaniya v sovremennom mire: Sbornik nauchnykh trudov po materialam Mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii 31 marta 201S g. M., 201S. S. 144-4S (in Russian).
3. Belousko D. V. Zerkal'naya individualizatsiya. Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta. 201У. № 4 (У). S. 3б-43 (in Russian). URL: http:lljournal.asu.rulindex.phplzoshlissuel viewI213 Accessed: 1S.01.1S).
4. Belousko D. V. 201б. Individualizatsiya posredstvom delegirovaniya individualiziruyushchikh funktsii obuchayushchemusya (gumanisticheskii aspekt). Zdorov'e cheloveka, teoriya i metodika fizicheskoi kul'tury i sporta. № 2. S. S4-SS (in Russian). URL: http:lljournal.asu.rulindex.phplzoshlissuel viewI9SIshowToc Accessed: 01.10.201У).
5. Lepikhova L. A. Individual'nost'. Puti razvitiya individual'nosti (in Russian). http:llwww.psyhodic. ruIarc.php?page=32S9 Accessed: 1S.01.2019).
6. Gert V. A. Individual'nost' i individualizatsiya cheloveka. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2014. № 4. S. 209-213 (in Russian).
У. Ginetsinskii V. I. Individual'nost' kak predmet pedagogicheskoi an-tropologii, Pedagogika. 1999. № 3. S. 4б-49 (in Russian).
S. Zhurakovskaya V. M. Kontseptsiya razvitiya individual'nosti obuchayushchegosya v usloviyakh integratsii obshchego i dopolnitel'nogo obrazovaniya detei s pozitsii realizatsii FGOS OOO. Otechestvennaya i zarubezhnaya pedagogika. 201б. № б. S. SS-61 (in Russian).
9. Kholodkova O. V. 2001. Teoreticheskie problemy issledovaniya stremleniya k samosovershenstvovaniyu. Pedagogicheskii universitetskii vestnik Altaya,4. (in Russian). URL: https:ll www.altspu.ruIJournalIvestnik7ARHIWIN4_2001In4_2001.html Accessed: 1б.01.2019).
10. Chernyakova I. L. Individualizatsiya obucheniya kak innovatsionnaya ideya sovremennoi pedagogiki: istoriko-kul'turnyi kontekst. Vestnik nizhegorodskogo universiteta imeni N. I. Lobachevskogo. 2009. № 4. S. 18-23 (in Russian).
11. Belousko D. V. 2016. Oposredovannaya individualizatsiya v pedagogicheskoi deyatel'nosti. Diskussiya. 10 (73). рр. 110-115 (in Russian).