Научная статья на тему 'Индивидуализация посредством делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся (гуманистический аспект)'

Индивидуализация посредством делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся (гуманистический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ДЕЛЕГИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛИЗИРУЮЩИХ ФУНКЦИЙ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ / ГУМАНИЗАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ / АКТИВНОСТЬ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Белоуско Дмитрий Викторович

В статье в русле методологии гуманистической педагогики обосновывается идея делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся при осуществлении индивидуализации, заключающаяся в самораскрытии субъектом педагогического процесса собственных индивидуальных потенций в результате построения особых индивидуализирующих условий. Описываются особенности влияния механизма делегирования индивидуали-зизирующих функций на продуктивную активность обучающегося. Раскрывается сущность трансформации отношения к индивидуальным особенностям при осуществлении индивидуализации заявленным образом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Индивидуализация посредством делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся (гуманистический аспект)»

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

УДК: 37.02.796

Белоуско Дмитрий Викторович, к.п.н., доцент кафедры физического воспитания, Алтайский государственный университет, г. Барнаул, Россия.

E-mail: [email protected]

ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ ПОСРЕДСТВОМ ДЕЛЕГИРОВАНИЯ ИНДИВИДУАЛИЗИРУЮЩИХ ФУНКЦИЙ ОБУЧАЮЩЕМУСЯ (ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

Аннотация. В статье в русле методологии гуманистической педагогики обосновывается идея делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся при осуществлении индивидуализации, заключающаяся в самораскрытии субъектом педагогического процесса собственных индивидуальных потенций в результате построения особых индивидуализирующих условий. Описываются особенности влияния механизма делегирования индивидуали-зизирующих функций на продуктивную активность обучающегося. Раскрывается сущность трансформации отношения к индивидуальным особенностям при осуществлении индивидуализации заявленным образом. Ключевые слова: индивидуализация, делегирование индивидуализирующих функций обучающемуся, гуманизация, индивидуальные особенности, активность обучающегося.

Гуманистическая парадигма прошла долгий путь развития и совершенствования и к сегодняшнему дню является определяющей в педагогической деятельности. Однако крайне важно, чтобы гуманистические идеи были непременно отражены в конкретных способах организации практической деятельности, а не оставались некими красивыми абстракциями, весьма далекими от реального педагогического процесса. Данный посыл послужил отправной точкой предпринятой попытки обосновать идею делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся при осуществлении индивидуализации.

Гуманизм рассматривается как исторически меняющаяся в соответствии с развитием общества система воззрений, признающая ценность каждого отдельного человека и направленная на признание ее обществом [1, с. 63-71.]. Положения гуманистической педагогики рассматривают обучающегося как активного, свободного субъекта учебного процесса, предполагают направленность на всемерное развитие личности, ее самоактуализацию, мак-

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

симальную самореализацию, преобладание отношений, основанных на диа-логизме, возможности выбора, непременном учете индивидуальных интересов.

Индивидуализация в самом общем виде объясняется как действие по глаголу индивидуализировать (делать особым для различных лиц, предметов или обособить по характерным индивидуальным признакам) [2]. В смысловом поле педагогической действительности она прочно занимает место фундаментального гуманистического принципа. Взаимосвязь индивидуального подхода и гуманистической педагогики носит аксиоматический, сущностный характер, так как в основе гуманного отношения к личности лежит признание ее индивидуальности [3, с. 60-65]. По словам И.Л. Черняковой, идея уникальности человека звучит еще в знаменитых эвристических беседах Сократа и его учеников. В более поздние времена она получает свое развитие в широкой образовательной практике, прежде всего в гуманистически ориентированных концепциях воспитания. Все их объединяет стремление поставить во главу угла воспитательного процесса обучающегося с его индивидуальными особенностями, интересами и запросами, обеспечить ему право самостоятельного выбора предмета или явления окружающей действительности для изучения, оказывать всяческую поддержку и помощь в качестве педагогического сопровождения индивидуального развития личности [4, с. 18-23] .

Итак, мы видим сложную картину глубокого взаимодействия между явлениями гуманистической педагогики и проявлениями феномена индивидуализации. Стержнем комплекса упомянутых отношений выступает то, что, с одной стороны, внимание к индивидуальному бытию субъекта учебного процесса выступает основой гуманистической педагогики, а с другой - индивидуализация является важной составляющей арсенала средств достижения ее целей.

В свете указанных особенностей реализации гуманистической парадигмы индивидуализация должна идти от самого субъекта обучения от целостной системы его индивидуальных особенностей, а не от представлений преподавателя о них, зачастую неполных, а иногда и вовсе ошибочных. Это важно как при решении глобальных педагогических задач, так и при обеспечении комплексного подхода в выборе стратегии и тактики оперативных практических действий. Как известно, проявления сложившейся традиции осуществления индивидуализации не всегда удовлетворяют этому требованию, что актуализирует поиск и разработку адекватного педагогического инструментария.

В качестве одного из способов преодоления вскрывшегося противоречия можно использовать механизм делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся. Для этого необходимо сделать так, чтобы он сам

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

раскрывал свой индивидуальный потенциал и действовал в как можно более полном соответствии с ним. Подобная практика, с одной стороны, благотворно скажется на уровне глубины обеспечения индивидуализации, позволит более тонко оперировать ее факторами, с другой - будет способствовать снижению усилий на организацию педагогического процесса. Воплощение идеи делегирования индивидуализирующих функций позволяет возложить выполнение данных функций на субъекта, имеющего максимальные возможности наиболее полно реализовать их, - самого обучающегося.

Организационная сторона делегирования индивидуализирующих функций состоит в построении особых индивидуализирующих условий, которые порождают факторы, побуждающие субъекта обучения поступать в соответствии с индивидуальными потенциями, действовать индивидуальным образом, раскрывать индивидуальность, а также реализовать индивидуальный стиль деятельности. Это обуславливает индивидуализированный путь достижения педагогического результата, что и составляет суть индивидуализации, в какой бы форме она ни осуществлялась.

Указанная выше постановка вопроса превращает обучающегося из пассивного потребителя индивидуализации в ее творца, открывает новые возможности использования и развития продуктивной активности обучающегося.

Как известно, активность выступает одной из важнейших философских категорий. Активность и пассивность - основные состояния всех без исключения живых объектов. Однако наиболее полно активность человека как надбиологического существа раскрывается в общественных отношениях, выступает основой человекотворчества. Педагогика, являясь зеркалом упомянутых отношений, уделяет огромное значение развитию, формированию, коррекции различных форм активности участников педагогического процесса. Эта проблема с завидной постоянностью находит свое место в сфере интересов исследователей. Ей уделяли пристальное внимание такие педагоги, как, Я. А. Коменский, Ж. Ж. Руссо, А. Дистервег, К. Д. Ушинский, П. Ф. Капте-рев, Ю. К. Бабанский, В. А. Давыденко и др. Принцип сознательности и активности с середины прошлого века становится одним из основных педагогических принципов.

Стремление к большему развитию активности обучающихся можно охарактеризовать как общую тенденцию педагогической эволюции, что представляется совсем не случайным, так как в широком смысле активность - это непременное условие «построения» человека. В обозначенное направление осмысления педагогической активности в широком смысле попадает развитие самостоятельности, инициативности, самоответственности, творчества. Понятие активность обучающегося в узком смысле также достаточно

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

широко представлено в педагогической практике. Ее развитие постулируется как одна из основных задач педагогического процесса.

Логично предположить, что и процесс обеспечения индивидуализации определенным образом связан с активностью обучающегося. Чем выше и разностороннее активность, тем выше эффективность индивидуализации. В связи с вышесказанным идея использовать активность обучающегося в процессах индивидуализации, делегировать ему индивидуализирующие функции представляется продуктивной. В подобной системе активность является внутренней, идущей от самого субъекта, его персональных особенностей, и имеет творческий самоутверждающий и саморазвивающий характер в отличие от активности внешней, механической и безличностной.

Воплощение идеи делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся предполагает трансформацию отношения к индивидуальным особенностям в процессе индивидуализации от простого учета к целенаправленному использованию и развитию.

Как известно, индивидуальные отличия лежат в основе диалектического единства мира, выступают одним из значимых факторов его развития, причем особенно ярко это свойство проявляется в человеческом обществе.

Общая направленность при использовании приемов индивидуализации в интересах достижения цели педагогической ситуации, как правило, имеет характер преодоления индивидуальных отличий совокупности объектов, подвергаемых индивидуализации, выравнивания их путем подбора индивидуализирующих средств, что само по себе уже достаточно эффективно. Однако на основании вышеизложенного просматривается принципиально иной подход, заключающийся не в преодолении индивидуальных различий, а целенаправленном их использовании и развитии, и это открывает новые педагогические горизонты.

Вовлечение обучающегося в процесс индивидуализации посредством делегирования ему индивидуализирующих функций обеспечивает активный статус индивидуальных особенностей, способствует развертыванию индивидуализации в динамике. Целенаправленное использование и развитие индивидуальных особенностей в процессе индивидуализации способствует как повышению эффективности собственно индивидуализации, так и более продуктивному решению общепедагогических проблем.

Реализация идеи делегирования индивидуализирующих функций в свете концептуальных положений гуманистической педагогики предполагает определенную многомерность методологического обеспечения. Данный посыл проявляет себя на трех основных уровнях.

Раздел. Педагогические и социально-философские проблемы физкультурной деятельности

1. На стратегическом уровне - уровне глобальных целей педагогического процесса, общей гуманистической направленности всей педагогической деятельности.

2. На уровне тактики выбора адекватных приемов и механизмов индивидуализации. Здесь во главу угла ставится субъектность направленность на самоактуализацию, самореализацию.

3. На уровне фона, общей атмосферы образовательной деятельности, которая должна иметь творческий характер и отличаться наличием определенной свободы выбора, равноправия.

Таким образом позиция гуманистической педагогики очередной раз доказывает свое глубокое методологическое значение. При взгляде с этой точки зрения использование идеи делегирования индивидуализирующих функций обучающемуся показывает определенные преимущества, связанные с увеличением продуктивной активности обучающихся, положительной трансформацией представлений о роли индивидуальных отличий в процессе индивидуализации, достижением более глубокого ее уровня, улучшением организационной стороны процесса. Это позволяет говорить о продуктивности рассмотренной идеи и доказывает ее право на существование.

Библиографический список

1. Попов Е.В. Основные направления современной гуманистической педагогики [Текст] / Е.В. Попов // Вестник Оренбургского государственного университета. - 1999. - №3.

2. Словарь русского языка: в 4 т. [Текст] / Под ред. А.П. Евгеньевой. -М.: Русский язык, 1985. Т. 1. 698 с.

3. Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст] / И.Э. Унт. М.: Педагогика, 1990. 192 с.

4. Чернякова И.Л. Индивидуализация обучения как инновационная идея современной педагогики: историко-культурный контекст [Текст] / И.Л. Чернякова // Вестник нижегородского университета имени Н.И. Лобачевского. 2009. №4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.