Научная статья на тему 'Земство и проблемы начального народного образования в России конца XIX - начала XX в.'

Земство и проблемы начального народного образования в России конца XIX - начала XX в. Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
369
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Федотова С. Ю.

В работе затрагивается проблема взаимодействия Министерства народного просвещения и земств, при выборе стратегий и механазмов развитии начального образования. Недостаточность финансирования начальных школ и законодательные ограничения земств серьезно тормозили развитие образования. В статье также описаны различные аспекты работы земств по организации внешкольного просвещения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ZEMSTVO AND THE PROBLEMS OF PRIMARY EDUCATION IN RUSSIA SINCE SECOND HALF OF 19th TO THE BEGINNING OF 20th CENTURY

The article is devoted to the question of zemstvo's influence on the progress of people's education in Russia. The author discovers the problems of interaction between the new organizations and the Ministry of People's Education.

Текст научной работы на тему «Земство и проблемы начального народного образования в России конца XIX - начала XX в.»

ЗЕМСТВО И ПРОБЛЕМЫ НАЧАЛЬНОГО НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ КОНЦА XIX - НАЧАЛА XX В.

СЮ. ФЕДОТОВА

Кафедра права и социально-культурной деятельности Московский институт коммунального хозяйства и строительства 543530, ДсОоаск, ул Норотн, 1а

В работе затрагивается проблема взаимодействия Мшшггерсгиа народного иросксщоиия и чемстн, при выборе стратегий и мехашпмон рашитии качаш.ного обрачонания. Недостаточность финансирования начальных школ и законодательные ограничения чемстн серьезно тормозили рачнитие обрачоваинн. В статье также описаны различные аспекты работы чемств но организации внешкольного просвещения.

Период становления и развитии школьного дела находится сегодня в центре внимания ученых-иеториков. В России н конце XIX начале XX и. происходило становление и развитие школьного образования, основными видами и формами школьной и внешкольной работы земства на рубеже XIX.....XX вв. являлись сле-

дующие: открытие школ, создание и финансирование народных библиотек и народных читален, школ для взрослых, музеев, развитие книжной торговли и других культурно-просветительных мероприятий.

Становление и развитое школьного образования в России тесно связано с деятельностью земских учреждений. Органы местного самоуправления проявляли пристальный интерес к образованию взрослого населения России. В свою очередь, со стороны правительства был принят ряд законоположений о школьном образовании, а также регламенты, определявшие мероприятия по внешкольной деятельности.

В середине XIX в. Россия, вступив в новую стадию экономического и культурного развития, нуждалась не просто в грамотных людях, а в образованных специалистах и знатоках своего дела. Развивавшиеся в стране рыночные отношения требовали изменений в отношениях к народному образованию в целом, и земство приходило на помощь населению в этом деле, устраивая библиотеки, народные читальни, воскресные и вечерние занятия со взрослыми и т.д. Начальная школа в 1880-е годы была основой народного образования. Не деятельность регламентировалась Положением о народных училищах, принятым в 1874 г.1 По этому Положению, начальные школы должны были утверждать в жизнь религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания2.

В систему преподавания в начальной школе входило изучение русского языка, арифметики, Закона Божьего. Предполагалось, что ученики должны усвоить эту программу за три года. Начальные народные училища находились в ведении Министерства народного просвещения, которое надзирало за их педагогической частью, забота же о «хозяйственной части» - обеспечение школьными принадлежностями, поиском помещений и выплата жалования учителям - ложилась на плечи земств.

Правительственная политика в области народного образования и участия земств в нем был направлен в основном на хозяйственную сторону вопроса, а о методике преподавания, содержательной стороне обучения и воспитания, а также общих задачах народных школ в целом правительство предпочитало заботиться само и держать эти вопросы под своим жёстким контролем.

Традиционной внешкольной работой считались народные библиотеки, народные чтения, воскресные школы, а новыми внешкольными учреждениями были народные дома, народные театры, народные институты. В период 1890-х гг. намечается нодъйм школьного образования, просветительная работа на этом этапе стала значительно шире и разнообразней. Тяга народных масс к грамотности и знаниям особенно ярко проявилась в период усиления освободительной борьбы в годы Первой русской революции 1905 - 1907 гг. В помощь земствам в деле просвещения народа подключались и различные общественные организации, и частная инициатива.

В начале XX в. Россия вступила в решающую стадию модернизации, постепенно выдвигаясь в число индустриально-развитых капиталистических стран. Проходившая в стране индустриализация обусловила небывалую потребность страны в образованных кадрах. Кроме того, от уровня грамотности населения, его нравственных понятий, мировоззрения во многом зависело то, как будут восприниматься обществом проводимые властью реформы. В 1907-1917 гг. культурно-просветительская работа земств выходит на качественно новый уровень - работа приобретает системность и организованность. Именно в этот период земства большинства губерний брали в свои руки заведование образованием.

Уже в 90-х гг. XIX в. - начале XX в. установились такие его формы, как школьная и внешкольная: школы для взрослого населения, учреждения для удовлетворения потребности в ч тении (библиотеки, общественные издательства, книжная торговля); учреждения для распространения среди населения научных и специальных знаний (курсы, лекции, чтения); общественные развлечения (театр, увеселения) и спорт; музеи и картинные галереи, народные дома.

Воскресные школы действовали на основании Положения о начальных народных училищах от 25 мая 1874 г. Они были ориентированы на программу начальных народных училищ. Преподавали закон Божий, чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, арифметику, церковное пение. Воскресные и вечерние курсы для взрослых в своей работе опирались на Положения о городских училищах 1872 г. В учебный план курсов входили: закон Божий, чтение, письмо, русский язык, рисование, отечественная история, география и естествознание. Дополнительные классы для взрослых действовали по Правилам от 13 июня 1884 г. о церковно-приходских школах и работали по программам одноклассных и двухклассных церковно-приходских школ.

Дореформенные школы объединяли общие отрицательные черты: недостаточное их количество и низкое качество обучения. Знания не носили практической направленности и зачастую были оторваны от нужд крестьянского населения. Фактически на рубеже 60-70-х гг. XIX в. назрела необходимость изменения всей предыдущей системы образования и обучения, по существу, стоял вопрос о создании новой системы, базирующейся на иных принципах. Согласно «Положению о земских учреждениях» 1864 г. народное образование не входило в список обязательных земских повинностей. Предусматривалось лишь «добровольное участие в доставлении средств к устройству необходимых для распространения первоначального образования учебных заведении и к наблюдению за ними на указанных правительством основаниях» .

Размеры обязательных повинностей не позволяли земствам в достаточной мере финансировать второстепенные нужды, коими являлись школьное образование и внешкольная работ. Но время диктовало свои условия, и постепенно народное образование выдвинулось на одно из ведущих мест по количеству затрачиваемых на него органами местного самоуправления сил и средств. Их работа в .пой сфере спита активизироваться в 90-с гг. XIX в. и испытала небывалый подъем в период думской монархии; главное внимание при этом уделялось введению всеобщего начального обучения. В целом по России стремление земств к кошролю за школами, которые содержались на их средства, было достаточно сильным, что привело в 1893 г. к появлению разъяснения Правительствующего Сенат В нем отмечалось, что «участие земств и городов ие может быть ограничено исключительно хозяйственными распоряжениями, а может беспрепятственно проявляться до пределов, за которыми начинается иеюпочш'елышя сфера власти правительственных органов»'1.

Контроль за народным образованием сосредоточивался в руках Министерства народного просвещения. Дирекции народных училищ была передана учебная часті», во всех остальных отношениях школы подчинялись училищным совеїам, но главе которых сюяли предводители дворянс'пш. Губернские земства неоднократно обращались с ходатайствами о введении всеобщего обучения в Министерство просвещения. С' конца XIX в. земства начали разрабатывать планы школьных мероприятий и разрабатывать вопросы о создании школьной сети5. В 1890-х гг. активно действовал Ученый комитет при МНІІ, который обсуждал педагогические вопросы, программы и учебные пособия. Издания, ие одобренные комитетом, не могли быть использованы в работе и преподавании в народных училищах. К середине 1890-х гг органами уездного земства, участвовавшими в заведовании делом народного образования были:

- земскос собрание (губернское и уездное) со своими подготовительными комиссиями;

- управа;

- постоянные комиссии по народному образованию;

- члены управы, заведующие школьным делом;

- члены училищного совета от земства;

- специальные комиссии для заведования отдельными отраслями народного образования6.

В 1907 г. земствам стали выдаваться г осударственные пособия, которые приняли более планомерный характер после выхода закона от 3 мая 1908 г. о повышении ассигнований на начальное образование. До этого затраты па начальную школу несли в основном земства и сельские общества, Министерство народного просвещения выделяло незначительные суммы, которые колебались в пределах 0,3-0,6 % от общего госбюджета7. В последующие годы государственное субсидирование начальной школы существенно выросло.

Хотя размеры государственных пособий были внушительными, выдавались они неравномерно; при этом, в первую очередь, государство субсидировало те земства, которые и сами несли соответствующие расходы. Государственное субсидирование позволило существенно увеличить земские расходы на просвещение.

По мере осуществления своих планов земства сталкивались с различными сложностями. Во-первых, выяснилось, что многие земские планы и расчеты были составлены наспех, требовали корректировки и, следовательно, дополнительных затрат. Не всегда удавалось земствам во всей полноте и со всей последовательностью осуществлять условие, на основании которого выдавалось государственное иосо-

бие, - освобождение сельских обществ от «хозяйских расходов на школы». Что касается строительства школ, то в этом случае привлечение средств сельских обществ было более значительным, что предусматривалось правительством.

Церковно-приходские школы находились в обособленном положении. Пособия из казны выдавались под планы церковного ведомства и земские планы. Земские школы, в обустройстве которых принимала участие сама общественность, были лучше оборудованными, и земским собраниям нередко приходилось рассматривать ходатайства от крестьян и от епархиальных учительских советов о субсидировании и церковно-приходских школ.

Бщё одной формой внешкольного образования, получившей распространение в 60 80-е гг. XIX м., стала земская библиотечная деятельность. Начало её относится к 1860-1870-м гг., когда слали возникать платные земские публичные библиотеки, предназначенные для обслуживания различных слоев населения, а также библиотеки земских служащих. Начали появляться первые попытки устройства бесплатных народных библиотек, школьных библиотек, пользование которыми было бы дос-тунно для всего местного населения. И если в вопросе о необходимости устройства народных библиотек разногласий между властями и земскими активистами не возникало, то вопросы комплектования библиотек были весьма спорными. Чаще всего земцами отмечалось, что крестьяне читают книги «занятные», а «книг полезных они не читают», что в библиотеке должны быть книги полезные в практическом значении, из которых крестьянин мог бы почерпнуть сведения, «применимые к его материальному быту, хозяйству и промыслам» .

Несмотря на сложности, земские планы в области школьного и внешкольного обучения постепенно претворялись в жизнь. Некоторые земства подняли вопрос о четырехгодичном курсе начальной школы; более других в его введении преуспели земства Центральных губерний России. С начала XX в. земства поставили вопрос о создании высших начальных училищ с шестилетним сроком обучения.

В ходе осуществления масштабной школьной реформы неизбежно вставал вопрос о правах земств и пределах их компетенции в области школьного дела. Положение о земских учреждениях 1890 г. предоставляло земству «попечение о развитии средств народного образования и установленное законом участие в заведовании содержавшимися на счет земства школами и другими учебными заведениями» (ст. 2, п. 10). Соответствующий пункт той же статьи Положения 1864 г. был изложен иначе: земству предоставлялось «участие преимущественно в хозяйственном отношении, в пределах, законом определенных, в попечении о народном образовании». Такая трактовка прав земств могла давать повод к сомнениям о степени и формах их участия в деле народного образования, хотя «преимущественно» еще не значило «исключительно» . Земское Положение 1890 г., убрав из соответствующей статьи выражение «преимущественно в хозяйственном отношении», фактически расширило пределы участия земства в попечении о народном образовании. Не могло изменить ситуацию и Положение о начальных училищах, принятое 25 мая 1874 г. с целью установления над ними жесткого контроля правительственных и сословных учреждений. И хотя это Положение действовало до 1917 г., в период реформы народного образования правительство отменило большинство из содержавшихся в нем ограничений.

К 1917 г. земству не удалось осуществить программу всеобщего обучения. Принципиально программа всеобщего образования в стране не смогла быть реализована по следующим причинам: во-первых, недостаточность финансирования, во-вторых, вплоть до февраля 1917 г. земству мешали законодательные ограничения, в

то время как многие земские деятели отмечали необходимость полной передачи

И)

всех дел, связанных с народным образованием, в руки земств .

И все же принципы, разработанные для начальной народной школы земствами, были взяты за основу государством при составлении и осуществлении проектов всеобщего обучения в стране.

Подведём итог. Земские учреждения проделали большую работу и обозначении основных форм школьного и внешкольного образования. Однако в условиях российской действительности осуществление мероприятий по образовании) было сопряжено со многими трудностями. Препятствием по пу ти развития школьного образования и внешкольного просвещения были различные ограничительные законоположения со стороны государства. Под влиянием и давлением общественного мнения правительство большое внимание в просветительной сфере уделяло школьному образованию. Министерство народного просвещения вносит в Государственную Думу законопроект о введении в России всеобщего обучения. 11роблема введения в стране всеобщего начального обучения предусматривала общедоступность, бесплатность и обязательность обучения. «Быть может, нигде не приходится детям вести такую непосильную борьбу за право учиться с косною семейною средой, как и некоторых семьях России... И вот для таких-то детей и необходима поддержка в форме закона об обязательном обучении... Интересы личности и самого государства настоятельно требуют всеобщего образования, которое сводится к общедоступности, бесплатности и обязательности обучения»11.

В конце XIX начале XX в. в общих чертах сложилось и внешкольное образование, которое прошло путь от маленьких библиотек, случайно устраиваемых народных чтений и небольших народных школ до народных институтов, больших публичных библиотек и народных домов. В начале XX в. в деятельности земств в области внешкольного образования появляются новые формы - музеи, народные театры, народные университеты, народные дома, что способс твовало росту образованности населения в самых отдалённых уездных земствах.

Первая мировая война и последовавшие за ней революции внесли свои коррективы в работу земств. Но опыт, накопленный земствами в области школьного образования, был цепным.

Местные органы самоуправления, опираясь на педагогическую интеллигенцию, создавали основные формы школьного образования. Их главными особенностями были бесплатность, общедоступность, популярность среди широких народных масс и практическая направленность содержания.

Таким образом, земства обладали достаточно действенными рычагами в области школьного дела: в их компетенции оставались права и обязанности по изысканию средств на открытие новых и развитие уже существующих училищ, по назначению пособий училищам и учителям. Кроме того, земства влияли на учебную жизнь школы, в частности, через право утверждения в должности учителей. В уездных и губернских училищных советах большинство составляли выборные от земств. Земства отстаивали свое право выбирать для школ учебники и учебные пособия (из числа допущенных Министерством народного просвещения). В деле народного образования перед земским самоуправлением было поставлено несколько задач, которые оно пыталось решить на протяжении всего времени своего существования: осуществление доступности начального обучения и создание для этого сети школ низшей ступени; обеспечение их помещениями и учебными пособиями; создание учебных программ и подготовка учительских кадров, способных на должном профессиональном уровне вести дело образования и просвещения народа. Не оставались земства в стороне и от

выработки программ обучения. Примерные министерские программы для начальных училищ требовали обязательного преподавания закона Божьего, русского языка, арифметики и чистописания. Прогрессивные учителя земских школ считали необходимым давать ученикам сведения по истории, географии и естественным наукам, причем систематическими курсами. К началу 10-х гг. XX в. сложилась система материальной и моральной поддержки учителя, причём материальное вознаграждение и престиж 'пой работы год от года росли, поскольку «народ нуждается в помощи учителя в разъяснении его жизненных вопросов», поэтому учитель должен быть «общественным дея телем, и, входя во все интересы внутренней жизни населения, должен быть полечен ему (народу) и в развитии»1'.

ПРИМЕЧАНИЯ

111<Л / Собр. 2-е. СИГ)., 1874. Отд. I.--Ка 53574. » ХЫХ.

* Гам же. С'. «и>.

11к'сечовскии />./>. История земства за 40 лет. СПб., 1909. - Т. 1. - С. 449.

4 Рождественский (’,//. Исторический обзор деятельности Министерства народного просвещения. СПб., 1902. 'Г. 2. С. 656.

' 'Омское дело. - • 1910. Ка 1. С, 23; Положение народного образования во Владимирской (убериин по исследованию 1910 т. - Владимир, 1911.- Вып. 3. --С. 65, 67.

" См.: Чехов //. Организация заведования народным образованием // Народное образование в земствах. М., 1914. С, 23.

7 Начальное народное образование // Народная энциклопедия. - М., 1910. - Т. 10. - С. 128-129.

8 / Съе:н) учителей Московского уезда. - М., 1881. - С. 25-26.

9 Права земств в области школьного дела // Земское дело. - 1914. - № 23. - С. 1410.

10 Веселовский Н.Б, Всеобщее обучение и земство // Юбилейный земский сборник / Под ред. Б.Б. Веселовского и З.Г. Френкеля. -- СПб., 1914. -- С. 391.

11 Народная 'энциклопедия. - М., 1910.-Т. 10.-С. 150.

12 Съезд учителей и учительниц Московского уезда в августе 1901 г. - М., 1901. - С. 165.

ZEMSTVO AND THE PROBLEMS OF PRIMARY EDUCATION IN RUSSIA SINCE SECOND HALF OF 19™ TO THE BEGINNING OF 20™ CENTURY

S.U. FEDOTOVA

Department of Low and Social and Cultural Activities Moscow institute of Municipal Economy and Construction la Borovaja, Dedovsk, Moscow Reg., 543530 Russia

The article is devoted to the question of zemstvo’s influence on the progress of people’s education in Russia. The author discovers the problems of interaction between the new organizations and the Ministry of People’s Education.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.