Литература
1. Военно-инженерная академия имени
B.В. Куйбышева в Великую Отечественную войну / под ред. Е.С. Колибернова. М., 1985. С. 36.
2. Военно-инженерная академия им. В.В. Куйбышева. М., 1969. С. 359 - 360.
3. Инженерные войска Советской Армии / под ред. С.Х. Аганова. М., 1985. С. 285
4. Иовлев A.M. Деятельность КПСС по подготовке военных кадров. М., 1976. С. 153.
5. Сухопутные войска России. М., 2001.
C. 417 - 418.
Development of military special training in military training institutions in the period of Great Patriotic War (1941 — 1945)
There are revealed the organizational peculiarities
of military special training of officers
in higher schools, described the measures
for improvement of methodical work of teachers
and commanding officers of teaching units
of students in the period of Great
Patriotic War (1941 - 1945).
Key words: organizations of military special training of officers, Great Patriotic War (1941 - 1945).
Е.Е. БЛИНОВА (Ульяновск)
РАЗВИТИЕ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX в.
Статья направлена на некоторое восполнение пробела в историко-педагогических исследованиях в области начального образования второй половиныXIXв., претерпевшего значительные изменения: был поставлен вопрос об острой необходимости введения всеобщего начального образования, и Россия встала на путь всеобщего просвещения.
Ключевые слова: образование, начальное, школа, реформа, положение, всеобщее.
Начальное образование является основой, определяющей последующие ступени обучения и воспитания человека. Поэтому внима-
ние современных педагогов все чаще обращается на разработку и практическое совершенствование его системы, методов и приемов обучения. Однако при этом все еще недооцениваются достижения педагогической мысли прошлого. Данная статья направлена на некоторое восполнение пробелов в историкопедагогических исследованиях в области начального образования.
Количество школ, предназначенных для народа, до 1861 г. было так незначительно, что низшие сословия оставались практически безграмотными. наиболее распространенными на селе были школы грамотности. обучение проводили грамотные дьячки местной церкви, отставные солдаты или бывшие дворовые. С 1860-х гг. обстановка в начальном образовании постепенно изменяется. Появляются новые типы школ, преобразуются существующие, устанавливается контроль над ними [3, с. 313]. Не остается в стороне и прогрессивная интеллигенция, начальное образование становится острой и насущной проблемой.
Хронологически начало собственно педагогическому движению положила статья
Н.И. Пирогова «Вопросы жизни», напечатанная в 1856 г. в журнале «Морской сборник». она вызвала бурную ответную реакцию, что выявило потребность в постановке и разработке целого ряда педагогических проблем. Также обнаружилась необходимость начать практическую работу по просвещению народных масс; самопроизвольно, т.е. без предварительного разрешения властей, были открыты приходские школы, появились частные гимназии, особой популярностью пользовались воскресные школы, представлявшие своеобразный, стихийно создавшийся тип начального образования. К 1862 г. по всей России насчитывалось уже 274 воскресных школ. В изданном в 1864 г. Положении о начальных народных школах воскресные школы отнесены к числу начальных, причем разъяснено, что их работа должна осуществляться на общих со всеми начальными школами основаниях [1, с. 119 - 121].
С 1860-х гг. начинаются кардинальные изменения в работе школы. Внимание переносится с внешней муштровки на развитие умственных и нравственных сил ребенка. Все силы педагогов направляются на упразднение прежних приемов работы с детьми и на выработку новых - более гуманных, психологически обоснованных. Такие стремления характерны и для передовой молодежи тех лет, стре-
© Блинова Е.Е., 2011
ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ И СРАВНИТЕЛЬНОПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРОБЛЕМ ОБРАЗОВАНИЯ
мившейся разработать методику воспитания и обучения так, чтобы ребенок мог без принуждения и развиваться, и приобретать знания и навыки хорошего поведения.
Предпринятая правительством в начале 1860-х гг. разработка новых положений о школах явилась ответом на ту широкую самодеятельность, которую проявила русская общественность в деле организации новых школ и пересмотра методов воспитательной и учебной работы. В 1862 г. был создан «Проект устройства общеобразовательных учебных заведений». Он стал попыткой Ученого комитета Министерства народного просвещения определить черты новой школы, которые в какой-то мере соответствовали бы намерениям правительства, с одной стороны, и требованиям педагогической общественности - с другой. Видное место отводилось начальному образованию, которое в связи с крестьянской реформой привлекало тогда большое внимание широких кругов общества. В проекте 1862 г. отмечается, что именно преемственность деятельности народных училищ, гимназий и прогимназий составляет особенность новой системы.
На основании проекта 1862 г., замечаний и предложений к нему было выработано «Положение о начальных училищах» 1864 г. Оно дает два совершенно различных документа - устав гимназий и прогимназий Министерства народного просвещения и Положение о начальных народных училищах. Ни о какой преемственности между этими звеньями единой системы речь уже не идет, обошли стороной и вопрос о всеобщем начальном обучении. Широкий учебный план начальных училищ был заметно сокращен. Согласно Положению 1864 г., в него вошли Закон Божий, русский язык, письмо, первые четыре действия арифметики и церковное пение (§ 42). Задачи народных училищ, согласно проекту 1862 г., были определены так: «Народные училища имеют целью нравственное и умственное образование народа в такой степени, чтобы каждый мог понимать свои права и исполнять свои обязанности разумно, как следует человеку» (§13); в Положении 1864 г. соответствующий раздел выражен так: «Начальные народные училища имеют целью утверждать в народе религиозные и нравственные понятия и распространять первоначальные полезные знания» (§ 1) [1, с. 129].
То новое, что осталось в Положении, свелось, по сути, к объединению всех народных училищ различных ведомств общим курсом и
общим способом управления в ведении уездных и губернских училищных советов, а также к обеспечению религиозного и правительственного контроля над работой школ. И все же это был шаг вперед. Положением о начальных народных училищах 1864 г. впервые признавалась государственная необходимость начальных народных школ, устанавливалась известная система их организации и руководства ими с привлечением к последнему, особенно в уездных училищных советах, земских и городских самоуправлений.
Несмотря на то, что прогрессивное движение 1860-х гг. не нашло должной поддержки у правительства, 1870-е гг. стали временем усиленного движения передовой интеллигенции «в народ». В земских учреждениях стали проявлять заботу не только о материальном и хозяйственном обеспечении школ, но и о постановке учебной и воспитательной работы в них. В конце 1860-х и начале 1870-х гг. в правительственные органы начали поступать ходатайства со стороны целого ряда земств о введении всеобщего и даже обязательного обучения. Министерство народного просвещения в 1874 г. представило два проекта: 1) «О введении обязательного обучения в Санкт-Петербурге» и 2) «О введении обязательного обучения по ходатайствам некоторых земских собраний». Министр народного просвещения А.С. Воронов предлагал вводить обязательное обучение постепенно, по ходатайству земских собраний, городских и сельских обществ. Однако вместо всеобщего обязательного начального обучения, являвшегося потребностью экономического и общественного развития россии, царское правительство, напуганное террористической деятельностью народников и начавшимся стачечным движением рабочих, в соответствии с общей линией реакции и контрреформ в 1870 - 1880-х гг. предприняло целый ряд мер, препятствовавших развитию просвещения народных масс. Чтобы пресечь самостоятельную деятельность земств в области народного образования, 26 мая 1869 г. в 33 губерниях была введена должность инспектора народных училищ. В его обязанности входил надзор за постановкой учебной и воспитательной работы в школах, за направлением преподавания. Таким образом, министерство положило начало правительственному руководству начальными школами и ограничению самодеятельности отдельных ведомств и учреждений [1, с. 169].
25 мая 1874 г. было утверждено новое Положение о начальных народных училищах. Для заведования школьным делом в губернии была установлена должность директора народных училищ, в помощь которому назначалось несколько инспекторов. В начале 1880-х гг. в правительстве был создан проект изменения самого типа начальной школы, замены светского образования старинным типом церковной школы. 13 июня 1884 г. были утверждены особые «Правила о церковно-приходских школах». В результате постоянного роста ассигнований Синода количество церковных школ быстро увеличивалось и в 1893 г. сравнялось с общим количеством школ земских и министерских. Таким образом, с 1884 г. наряду с министерскими и земскими школами стал развиваться и особый тип начальной церковноприходской школы, где преподавались Закон Божий, церковное пение, чтение церковной и гражданской печати и письмо, начальные арифметические сведения; в двухклассных школах также был предмет «Сведения из истории церкви и отечества». Жизнь церковно-приходских школ подчинялась церковным канонам. Дети посещали церковные службы, пели и читали на клиросе и выполняли положенные по церковному уставу обряды.
Немногие министерские, так называемые «образцовые» [3, с. 314] училища были двух видов: одноклассные (срок обучения - три года) и двухклассные (срок обучения - пять лет). Во втором классе преподавались естествознание, география и история. Как необязательные предметы вводились гимнастика, ремесла и мастерство, а также рукоделие для девочек. Однако министерские школы не пользовались доверием народа. Бюрократические, казенные порядки этих школ, их отчужденность от родителей вызывали неприязненное отношение к себе в массах крестьянского населения.
Наибольшую популярность среди крестьян снискали земские школы, поскольку они в основном опирались на их потребности и интересы. Здесь был выше образовательный уровень учителей, земские школы были лучше снабжены учебными пособиями. Организуя новые школы, земство ставило задачу в первую очередь оказать поддержку уже существующим негласным деревенским школам, пробудить инициативу масс там, где она еще не проявилась. Таким образом, крестьяне привы-
кали смотреть на школу как на собственное детище. Земства ратовали за введение всеобщего начального образования, они видели в «просвещении залог счастья родины» [1, с. 197]. 1890-е гг. стали временем особенно напряженной деятельности земств в этом отношении. Например, в Весьегонском земстве Тверской губернии в середине 1890-х гг. были волости, в которых общедоступность школ для мальчиков уже была достигнута.
В 1890-х гг. широких масштабов достигла и деятельность различных добровольных обществ, комиссий, комитетов, занимавшихся вопросами народного образовании, среди которых заметно выделялись Московский и Петербургский комитеты грамотности. Во второй половине XIX в. начальное образование претерпело значительные изменения. Благодаря активной деятельности блестящих педагогов, новаторов и активистов начальная школа получила повсеместное распространение, были разработаны программы и методики преподавания, но самое важное - был поставлен вопрос об острой необходимости всеобщего начального образования и, несмотря на все перипетии, Россия встала на путь всеобщего просвещения.
литература
1. Константинов Н.А., Струминский В.Я. Очерки по истории начального образования. М. : Гос. учеб.-пед. изд-во Мин-ва просвещения РСФСР, 1953.
2. Корнетов Г.Б. Всемирная история педагогики : учеб. пособие. М. : Изд-во Рос. открытого унта, 1994.
3. Латышина Д.И. История педагогики: Воспитание и образование в России (X - начало XX века) : учеб. пособие для вузов. М., 1998.
4. Ососков А.В. Начальное образование в дореволюционной России (1861 - 1917). М. : Просвещение, 1982.
Development of primary education in the second half of the XIX century
The article is directed at making up a deficiency of historical and pedagogical research in the sphere ofprimary education in the second half of the XIX century. It has undergone great changes, there has been put a question about the urgent necessity of general primary education implementation, and Russia has chosen a direction of general enlightenment.
Key words: education, primary education, school, reform, state, general.