Научная статья на тему 'Земские школы Тобольской губернии (1917-1919 гг. )'

Земские школы Тобольской губернии (1917-1919 гг. ) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
286
159
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
ЗЕМСКАЯ ШКОЛА / ОБРАЗОВАНИЕ / ЗЕМСТВО / THE ZEMSTVO SCHOOL / EDUCATION / THE ZEMSTVO ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Угрюмова Мария Викторовна

В статье рассматривается история земской школы Тобольской губернии в 1917-1919 гг. в рамках функционирования земского самоуправления. Определена роль и значение вновь созданной широкой сети земских школ в условиях гражданской войны, экономической и политической нестабильности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Zemstvo school of the province of Tobolsk (1917-1919)

The article considers the history of Zemstvo school Tobolsk province in 1917-1919, in the framework of the functioning of the local self-government. Define the role and value of a newly-created a wide network of rural schools in the conditions of civil war, economic and political instability.

Текст научной работы на тему «Земские школы Тобольской губернии (1917-1919 гг. )»

УДК 159.947.5

ЦЕННОСТИ И МОТИВЫ ЛИЧНОСТИ КАК ФАКТОРЫ ВЫБОРА ПРОФЕССИИ ВЫПУСКНИКАМИ ШКОЛ

О. Г. Грачева

Саратовский государственный технический университет E-mail: ksangr@rambler.ru

В статье рассматриваются ценности и мотивы как факторы профессионального самоопределения старшеклассников, их место в структуре социализации личности, представлены результаты исследования ценностей и мотивов выбора профессии выпускниками школ.

Ключевые слова: ценности, мотивы, профессия, профессиональное самоопределение.

Values and Motives of the Individual Factors as the Choice of Profession School Graduates

0. G. Gracheva

The article deals with the values and motives of the individual factors as professional self-seniors, their place in the socialization and the results of research of values and motives of the profession school graduates.

Key words: values, motives, profession, professional self-determination.

Профессиональная ориентация школьников является одной из важных сфер деятельности психолога в системе образования. В последние годы наблюдается снижение интереса к этой сфере либо поверхностный, «количественный» подход к решению задач профессиональной ориентации. Между тем ключевой задачей системы образования является подготовка школьника к профессиональному развитию, росту, начиная с формирования способности усматривать проблемы, ставить цели самоопределения и заканчивая проектированием своего профессионального и личностного будущего. Многообразие профессий, усложнение деятельности и подготовки к ней, а также реальные возможности выбора, показания и противопоказания в специализациях требуют от субъекта владения навыками целеобразования, определения последовательности действий на пути к достижению целей, а также способности реализовывать планы.

Выбор профессии довольно сложный и порой долгий мотивационный процесс, ведь от него во многом зависит удовлетворенность своей жизнью. Выбирая профессию, выбирают судьбу. Сознательный выбор профессии происходит с ориентацией человека на имеющиеся у него социальные ценности. Современные социальноэкономические условия, научно-технический прогресс, развитие производства, рынка предъявляют высокие требования к профессиональной деятельности и к личности. В настоящее время, по оцен-

кам специалистов, насчитывается более 40 тыс. профессий, и человеку, действительно, сложно ориентироваться в этой совокупности и принять правильное решение. Сложилась целостная система профессиональной ориентации, охватывающая не только образование, но и специальные государственные службы, призванные помочь человеку определить для себя сферу профессиональной деятельности и подготовиться к ней. Профессия (от лат. profession - официально указанное занятие, специальность, от profiieor - объявляю своим делом) - род трудовой деятельности, занятий, требующих определенной подготовки и являющихся источником существования.

Выбор профессии является самым важным, неотложным и трудным делом для выпускников школ. Психологически устремленный в будущее, юноша внутренне уже тяготится школой: школьная жизнь кажется ему временной, ненастоящей, преддверием другой, более богатой и подлинной, которая одновременно манит и пугает его. Он хорошо понимает, что содержание этой будущей жизни, прежде всего, зависит от того, сумеет ли он правильно выбрать профессию. Каким бы легкомысленным и беспечным ни выглядел юноша, выбор профессии - его главная и постоянная забота.

В пору юности все отчетливее определяется индивидуальный облик каждого молодого человека, все яснее выступают те его индивидуальные особенности, которые в своей совокупности определяют склад личности.

Старшеклассники существенно отличаются друг от друга не только темпераментом и характеру, но и способностями, потребностями, стремлениями и интересами, разной степенью самосознания. Индивидуальные особенности проявляются и в выборе жизненного пути. Юность - это возраст, когда складывается мировоззрение, формируются ценностные ориентации, установки1. По сути, это период, когда осуществляется переход от детства к началу взрослой жизни, соответствующей степени ответственности, самостоятельности, способности к активному участию в жизни общества и в своей личной жизни, к конструктивному решению различных проблем, профессионального становления. Условием целенаправленного самообразования и самовоспитания в этот период становится усиление интереса к своей личности. Для старшеклассников главным становится личностное самоопределение, а выбор дальнейшего

© Грачева О. Г., 2012

жизненного пути является аффективным центром жизненной ситуации, около которого сосредоточиваются их деятельность и интересы. Как субъект учебной деятельности старшеклассник характеризуется качественно иным содержанием этой деятельности, по сравнению с учеником средних классов: наряду с внутренними познавательными мотивами усвоения знаний по предметам, которые имеют для него личностную смысловую ценность, появляются широкие социальные и личностные внешние мотивы, среди них мотивы достижения занимают значительное место.

В структуре социализации подростков ценности выступают тем промежуточным звеном, которое регулирует соответствие между поведением, действиями, интересами, потребностями, обусловленными социальными отношениями. Исходя из этого, социально-психологическим феноменом старшего школьного возраста можно считать выбор личностных ценностей и индивидуальной линии поведения. Ценностные ориентации

- сложный социально-психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности, являющейся составной частью системы отношений, определяющий общий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентаций имеет многоуровневую структуру, вершина которой

- ценности, связанные с идеалами и жизненными

2

целями личности .

Процесс формирования ценностных ориентаций старшеклассников обусловлен многими социально-психологическими факторами: материальными условиями жизни, индивидуально-психологическими особенностями старшеклассника, его наклонностями, способностями, коммуникативными умениями, качеством учебно-воспитательного воздействия школы, семьи и других институтов социализации. Противоречивость ценностных ориентаций, их конкуренция в ситуации жизненного выбора - исходный момент рассогласования того, чего человек хочет добиться в будущем, и того, что он будет для этого предпринимать. Важнейшей предпосылкой успешной самореализации человека в будущем является согласованная, непротиворечивая система ценностных ориентаций, которая лежит в основе формирования содержания и хронологически согласованости жизненных целей и планов3. Ценности - один из главных факторов, определяющих поведение человека, его активность, направленность значимых для него действий. В ценностях воедино соединяются личное и общественное, выстраиваются предпочтения. Личное предпочтительнее, если не ввергает в противоречие, конфликт с социальной средой4.

Ценности играют особую роль в обществе, в регуляции активности человека и социальных групп. Они непосредственно участвуют в формировании внутреннего облика человека, в его

становлении в широком понимании этого слова. В ценностях субъекта выражается его отношение к окружающему миру, к другим людям, к самому себе. Они находятся в основе мотивационной сферы индивида, детерминирующий уровень и направление его активности. Общество предлагает множество ценностей, но путь к ним индивидуален: это поиск смысла жизни, своего места в ней5. Ценности объединяются в систему, которая изменяется с возрастом и обстоятельствами жизни. Функции ценностей разнообразны, при этом они являются ориентиром в жизни человека, необходимы для поддержания социального порядка и выступают как механизм социального контроля.

Различные профессии могут в разной степени способствовать реализации тех или иных ценностных ориентаций личности: современная молодежь большое значение придает условиям жизни, благосостоянию и комфорту и в будущем многие надеются, что выбранная профессия позволит создать эти благоприятные условия. Высока роль в этом выборе и ряда моральных, социальных и эстетических мотивов.

В структуре личности мотивация занимает особое место и является основным понятием, которое используется для описания движущих сил поведения и деятельности человека. В содержании мотива можно выделить как специфическое, индивидуально-неповторимое, определяемое конкретной ситуацией, так и устойчивое, которое характеризует не столько сами потребности, сколько личность, которая эту потребность испытывает. Б. М. Теплов указывал на то, что потребности являются исходными, но не единственными и не основными мотивами человеческой деятельности. На основе потребностей в процессе общественной жизни создаются интересы человека, которые выступают как мотивы его деятельности. Потребности и интересы являются условиями для дальнейшего формирования ценностных ориентаций. «Планируя свое будущее, намечая конкретные события, - планы и цели, человек исходит, прежде всего, из определенной иерархии ценностей, представленной в его сознании. Ориентируясь в широком спектре социальных ценностей, индивид выбирает те из них, которые наиболее тесно увязаны с его доминирующими потребностями. Предметы этих потребностей, будучи осознанными личностью, становятся ее ведущими жизненными ценностями»6.

В отличие от потребностей ценности не есть догма, заданность, они меняются во времени и в пространстве, в течение жизни человека, дифференцируются по национальному признаку, меняются при переходе общества из одной социально-экономической формации к другой. Система ценностных ориентаций не является чем-то абсолютно упорядоченным и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих,

16

Научный отдел

мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций7.

Мотивы формируются в процессе индивидуального развития как относительные отношения человека к окружающей среде. Люди различаются по индивидуальным проявлениям (характеру, силе) тех или иных мотивов. У разных людей возможны различные соподчиненные группы (иерархии) мотивов. Мотив остается действенным, т. е. участвует в мотивации поведения до тех пор, пока либо не достигнута цель, либо изменившиеся условия не сделают другой мотив более насущным для данного человека. Выявление же уровня доминирования мотивов дает возможность уточнить конкретную специфику предметного содержания потребностей.

Известно, что при выборе той или иной профессии человек руководствуется целым рядом мотивов, т. е. причин, лежащих в основе личностного решения. Некоторые из них являются основными (решающими), остальные имеют второстепенное значение. Выбор определяющих направлений жизненного пути, основных линий самореализации личности - это, прежде всего, выбор главных жизненных ценностей, среди которых ценности труда, профессиональной деятельности могут занимать различное место: доминировать или быть несущественным объектом ориентации. В соответствии с этим будут формироваться и жизненные цели, планы, и притязания старшеклассников, определяющих свой профессиональный путь.

Задачей исследования, проведенного среди выпускников школ, являлось изучение иерархии мотивов и ценностей личности, влияющих на профессиональное самоопределение старшеклассников. Было выявлено, что решающим при выборе профессии являются материальные и престижные мотивы (42%). Это говорит о том, что молодые люди стремятся к получению профессии, которая обеспечивала бы им стабильное будущее и при этом была оценена окружающими, значимыми для них людьми. Это подтверждает мнение, что на выбор профессии влияют мнения друзей, знакомых, родных. Наименьшее значение в этом выборе имеют мотивы, связанные с содержанием труда (18%). Здесь проявляются противоречия, связанные с предметным содержанием потребностей. С одной стороны, старшеклассники хотят хорошо зарабатывать, с другой стороны, они не очень хотят прикладывать большие умственные или физические усилия, что позднее может привести к жизненному и личностному кризису.

Незначительными для выбора профессии являются познавательные, утилитарные и моральные мотивы (24%, 22%, 19% соответственно). Выбор этих мотивов обусловлен тем, что 90% выпускников стремятся поступать в высшие учебные заведения и понимают, что для этого требуются большое умственное напряжение и физическая работа.

Группа социальных и эстетических мотивов (12%, 8% соответственно) имеют для выпускников второстепенное значение. Связано это со

снижением патриотизма в обществе в целом, политической инфантильностью молодежи в этом возрасте: перед старшеклассниками стоит иная цель; будущая профессия предотавляется весьма расплывчато, при этом многие из них выбирают, куда пойти учиться, а не конкретную специальность.

По методике М. Рокича была построена иерархия ценностей выпускников школ: в ней на первом месте находится здоровье (72%). Это связано, с нашей точки зрения, с понижением уровня физического и психического здоровья в обществе в целом. Любовь занимает значительное место (56%) в структуре ценностей. Это можно объяснить тем, что 16-17 лет - возраст первой любви. Счастливая семейная жизнь - это одна из главных ценностей (48%), к которой в будущем стремятся молодые люди: возможно, это объясняется тендерными особенностями респондентов (девушек больше, чем юношей).

Материальное обеспечение, интересная работа, наличие друзей (56%, 52%, 47% соответственно) имеют большую значимость вообще и для индивида в частности. Связано это с тем, что для юношеского возраста помимо традиционных ценностей социума особое значение имеет ориентация на личностное общение, поэтому в становлении ценностной ориентации важную роль играет общение со сверстниками.

Среди терминальных ценностей сложилась следующая иерархия: образованность (широта знаний, высокая культура) набрала самый высокий показатель (46%). Неслучайно эта ценность имеет большое значение: школьники находятся в ситуации выбора своего профессионального пути, дальнейшего поступления в вуз. Довольно высоко ценится честность (правдивость, искренность) - 36% респондентов отметили ее. Связано это с тем, что большинство юношей и девушек в возрасте 16-17 лет смотрят на многие события с известной долей максимализма, свойственного этому возрасту. Жизнерадостность (чувство юмора) как свойство личности также ценится среди молодежи (32% опрошенных обозначили это качество). Люди, обладающие чувством юмора, всегда находятся в центре внимания.

Исполнительность (дисциплинированность), ответственность (чувство долга, умение держать свое слово), широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки) находятся ниже в иерархии (22%, 17%, 11% соответственно). Это связано с тем, что понимание значения этих ценностей приходит с возрастом.

Проанализировав результаты исследований терминальных и инструментальных ценностей старшеклассников, мы пришли к выводу, что ценности выстраиваются в определенную иерархию. Планируя свое будущее, намечая конкретные цели, человек исходит, прежде всего, из этой иерархии, представленной в его сознании.

Психология социального развития

17

Ориентируясь в широком спектре социальных, общечеловеческих ценностей, старшеклассники выбирают те из них, которые наиболее связаны с их доминирующими потребностями. Потребность в самоопределении является центральным компонентом социальной ситуации развития старшеклассников. Юношеский возраст - период интенсивного формирования системы ценностных ориентаций, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением необходимых для формирования ценностных ориентаций предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного количества морального опыта, определенным социальным положением. Процесс формирования ценностных ориентаций стимулируется значительным расширением общения, столкновением с многообразием форм поведения, взглядов, идеалов. Появление убеждений в юношеском возрасте свидетельствует о становлении иерархии ценностей. Здоровье, любовь, счастливая семейная жизнь - общечеловеческие ценности доминируют в сознании старшеклассников. Они убеждены, что материальное обеспечение, интересная работа, наличие друзей, активная деятельная жизнь, т. е. ценности социальной успешности

- это цели к которым надо стремиться. Они оказывают влияние на профессиональный выбор, при этом старшеклассники придерживаются мнения, что образованность, честность, воспитанность, жизнерадостность, исполнительность помогут добиться желаемой цели - поступления в вуз.

Для грамотного проведения профориентационной работы необходимо учитывать, что воздействовать на потребности ученика бывает сложно, еще сложнее их изменить. При существенном изменении потребностей можно говорить о переоценке ценностей. Личностное и профессиональное самоопределение каждого нового поколения

молодежи происходит на основе той иерархии ценностей, которая существует в обществе. В старшем подростковом и юношеском возрасте еще не существует неизменной системы ценностей, но и нельзя сказать, что подросток живет в «ценностном хаосе». Задача школы - помочь учащимся расставить акценты в ценностных ориентациях, определить приоритеты и тем самым помочь им в профессиональном самоопределении.

Поскольку мотивы и цели более подвижны, чем ценности, профориентационная работа в школе должна быть направлена на развитие интересов, корректировку ценностей, мотивов и формирование целей. Приоритетным в профориентационной работе должно быть изучение личности школьника. Необходимо вовремя выявлять, какими ценностными ориентациями руководствуется старшеклассник, каковы его мотивы выбора профессии, способности, профессиональные интересы.

Примечания

1 См.: Шибутани Т. Социальная психология. М. ; Ростов н/Д. 1999. 539 с.

2 Кирилова Н. А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников // Вопр. психологии. 2000. № 4. С. 29.

3 См.:ГоловахаЕ. И. Жизненная перспектива и профессиональное самоопределение молодежи. Киев, 1988. С. 15.

4 См.: ГромковаМ. Т. Психология и педагогика профессиональной деятельности. М., 2003. С. 163.

5 См.: Прохоров А. О. Саморегуляция психических состояний : феноменология, механизмы, закономерности. М., 2005. С. 172.

Психология / под ред. А. А. Крылова. М., 2005. С. 155. См.: Психология личности в трудах отечественных психологов / под ред. Л. В. Куликова. СПб., 2002. С. 258-259.

УДК 159.9

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ КАК УСЛОВИЕ РАЗВИТИЯ АДАПТАЦИОННОЙ ГОТОВНОСТИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ

Л. Е. Тарасова

Саратовский государственный университет E-mail: let01mail.ru

В статье обсуждаются вопросы психологической безопасности Psychological safety of the Educational Environment

образовательной среды как фактора развития адаптационной готовности личности старшеклассника. Обозначен ряд проблем, связанных с адаптационной готовностью старшеклассника, и возможные пути их решения.

Ключевые слова: психологическая безопасность, образовательная среда, личность старшеклассника, адаптационные способности.

as a Condition of Development of Adaptable Readiness of senior Pupils

L. E. Tarasova

In article questions of psychological safety of the educational environment as factor of development of adaptable readiness of

© Тарасова Л. Е, 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.