турного единства своего народа, поэтому субъектом межрегиональных связей фактически является все население республики.
В-третьих, центры промышленного производства России, способные к конкурентообеспеченному партнерству со странами СНГ. Это такие регионы, как Астраханская, Волгоградская, Самарская, Свердловская, Челябинская области.
В-четвертых, в группу с наивысшим РАМС вошла Тюменская область. Основным фактором ее межрегиональной активности является большой природно-ресурсный потенциал и широкий рынок для сбыта плодоовощной продукции Казахстана и Узбекистана. Ее приграничное положение в этой связи не носит определяющего значения.
УДК 343.74:347.235 Е.Ю. Старк (Тула, ТулГУ)
ЗЕМЛЯ КАК ОБЪЕКТ ПРЕСТУПНОГО ПОСЯГАТЕЛЬСТВА
Рассматривается уголовно-правовая характеристика отдельных земельных преступлении, вопросы законодательного регулирования привлечения к уголовной ответственности за нарушение земельного законодательства, предусмотренные Уголовным кодексом РФ.
Увеличение числа экологических преступлений, повышенный интерес к их расследованию, катастрофическое ухудшение экологической обстановки в стране являются весьма актуальными проблемами в практике применения земельного и уголовного законодательства.
При совершении нарушения земельного законодательства, являющегося общественно опасным, к виновным применяется уголовная ответственность, которая наступает только за деяния или бездействие, установленные Уголовным кодексом РФ. Уголовный кодекс РФ включает в перечень преступлений некоторые нарушения земельного законодательства, именуемые экологическими преступлениями. К ним относятся: нарушение правил охраны окружающей среды при производстве работ (ст. 246 УК РФ); нарушение правил обращения экологически опасных веществ и отходов (ст. 247 УК РФ); нарушение правил безопасности при обращении с микробиологическими либо другими биологическими агентами или токсинами (ст. 248 УК РФ); нарушение ветеринарных правил и правил, установленных для борьбы с болезнями и вредителями растений (ст. 249 УК РФ), а также порча земли (ст. 254 УК РФ) и др.
Общим объектом экологических преступлений выступает общественная безопасность, которая понимается как состояние защищенности общественных интересов. Частью общественной безопасности является
безопасность экологическая, представляющая собой состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий1. Таким образом, экологическая безопасность — основной объект экологических преступлений.
В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от
5 ноября 1998 г. № 14 «О практике применения судами законодательства
06 ответственности за экологические правонарушения» в числе объектов экологических преступлений признается стабильность окружающей среды, природно-ресурсный потенциал, а также право каждого на благоприятную окружающую среду2.
По мнению Н.А. Лопашенко, деяние как элемент объективной стороны экологического преступления представляет собой несоблюдение требований экологического законодательства или совершение действий, пря-
3
мо запрещенных этим законодательством .
Нам представляется, что земельные преступления, являясь особым видом земельных правонарушений, характеризуются следующими признаками:
1. Общественная опасность земельного преступления выражается, прежде всего, в том, что оно посягает на наиболее значительные общественные ценности, какими являются жизнь, здоровье. Указанные преступления причиняют вред природным ресурсам, к которым относится земля, а также животному и растительному миру.
2. Субъектом земельного преступления могут быть только граждане и должностные лица.
3. Исчерпывающий перечень деяний, признаваемых земельными преступлениями, содержится только в одном федеральном законе — Уголовном кодексе РФ.
В свете исследуемой проблемы считаем необходимым, рассмотреть одну из экологических статей Уголовного кодекса РФ — ст. 254, предусматривающую ответственность за порчу земли. Законодателем определено, что порча земли представляет собой: отравление, загрязнение или иную порчу земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспорти-
1 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (постатейный) / отв. ред. д.ю.н. Л.Л. Кругликов. — М.: Волтере Клувер, 2005. — 1104 с.
См.: Постановление Пленума Верховного Суда РФ «О практике применения судами законодательства об ответственности за экологические правонарушения» от 5 ноября 1998 г. № 14. — Бюллетень Верховного Суда РФ. — 1999. — № 1.
3 См.: Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации / отв. ред. д.ю.н. Л.Л. Кругликов. — М.: Волтере Клувер, 2005. — 1104 с.
ровке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде1.
Цель данной статьи — охрана земли как ценнейшего национального достояния, средства производства, необходимого для функционирования всех отраслей хозяйства путем предотвращения его порчи, т. е. ухудшения качественного состояния земель вследствие нарушения правил хозяйственной или иной деятельности, объектом которой является земля.
Итак, основным объектом преступного посягательства является экологическая безопасность общества, а факультативными объектами — здоровье человека, жизнеспособность и экологическое равновесие иных объектов охраны окружающей природной среды.
Предметом преступления выступает земля, которая представляет собой поверхность, охватывающую плодородный слой почвы.
В соответствии со ст. 1 ЗК РФ земля определяется как природный объект, охраняемый в качестве важнейшей составной части природы, природный ресурс, используемый в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременно как недвижимое имущество, объект права собственности и иных прав на землю2.
В рассматриваемом контексте категория земель квалифицирующего значения для данного состава не имеет.
Необходимо подчеркнуть, что объективная сторона состава преступления заключается в порче земли, определение которой дано законодателем.
Деяние по составу альтернативно представлено следующими формами: а) отравлением земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности; б) загрязнением земли этими продуктами; в) иной порчей земли указанными продуктами.
Анализируя состав рассматриваемого преступления, следует отметить, что обязательным признаком объективной стороны выступает способ его осуществления, который может быть выражен в отравлении, загрязнении, захламлении и (или) иной порче земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности.
В приложении 1 к Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утвержденной Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 25.05.1994 г. № 160, даны определения форм негативного воздействия на состояние земель3.
1 См.: Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 6Э-ФЗ // СЗ РФ. — 1996. — № 25. — ст. 2954.
2 См.: Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 1Э6-ФЗ // Собрание законодательства РФ. — 2001. — № 44. — ст. 4147.
См.: Инструкция по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России (приложение 1), утв. Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от
Под загрязнением земли принято понимать: ухудшение в результате антропогенной деятельности (включая аварии) качества земель, в том числе лишенных плодородного слоя почвы, характеризующиеся увеличением (появлением) химических веществ или уровня радиации по сравнению с их ранее существовавшими значениями (фоновыми или на начало сравниваемого периода).
Захламление земель определяется как размещение в неустановленных местах предметов хозяйственной деятельности, твердых производственных и бытовых отходов (металлолом, стеклобой, строительный мусор, древесные остатки и др.)
Порча (уничтожение) плодородного слоя почвы — частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами.
Иная порча земли представляет собой ее заражение, эрозию (водную, ветровую), т. е. потерю почвенного плодородия вследствие разрушения почвы и выноса из нее питательных веществ, затопление, заболевание пахотных земель, полное или частичное ее истощение.
Общее понятие порчи земли определяется экологическим законодательством как полное или частичное разрушение ее плодородного слоя, сопровождаемое ухудшением его физических или биологических свойств или снижением природно-хозяйственной ценности земель.
В качестве субъекта рассматриваемого преступления выступает лицо, обязанное соблюдать правила обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, химикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами, субъективная сторона преступления, предусмотренного ст. 254 УК РФ, характеризуется умышленной и неосторожной виной.
Законодатель также указывает на конкретные виды правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами, нарушение которых может повлечь уголовную ответственность при определенных условиях. Соответственно указанные правила обращения считаются нарушенными в случаях: превышения нормативов предельно допустимых концентраций вредных веществ в почве, применения, не разрешенных в России, пестицидов и агрохимикатов.
На основании вышесказанного, следует признать, что деяние уже выступает последствием, которое выражается в причинении вреда здоровью человека или окружающей среде.
Соответственно причинная связь должна устанавливаться между нарушением правил, указанных выше, и порчей земли, а также между порчей земли и причинением вреда здоровью человека или окружающей среде.
25.05.1994 г. № 160 // Бюллетень нормативных актов Министерств и ведомств РФ. — 1994. — № 9.
Необходимо также отметить, что квалифицированный состав (ч. 2 ст. 254 УК РФ) предусматривает ответственность за порчу земли, совершенную в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации.
В соответствии с критериями оценки экологической обстановки территории для выявления зон чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, утвержденными Приказом Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 30.11.1992 г.1 определяются зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации,
Зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения окружающей природной среды, повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, разрушение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.
В качестве зон чрезвычайной экологической ситуации фигурируют участки, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей природной среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, генетических фондов растений и животных.
Экологическая проблема в нашей стране, как и в большинстве стран мира в настоящее время рассматривается в качестве одной из важнейших экономических и социальных проблем.
Анализ материалов судебной практики за последние пять лет свидетельствует о том, что по ст. 254 УК РФ, предусматривающей ответственность за порчу земель, к уголовной ответственности не привлечен ни один человек. Правонарушитель, допустивший негативное воздействие на землю, наказывается в административном порядке незначительной суммой штрафа по сравнению с размером ущерба, причиненного главному природному ресурсу, которым является земля.
Следует отметить, что, кроме указанных экологических преступлений, в настоящее время «процветает» такой вид преступления, как вывоз плодородного слоя почвы, не признаваемое преступлением из-за отсутствия соответствующего состава в Уголовном кодексе РФ.
Однако привлечение к ответственности за данный вид преступления необоснованно возложено на нормы Кодекса РФ об административных правонарушениях, в соответствии с которым «самовольное снятие или перемещение плодородного слоя почвы, уничтожение плодородного слоя почвы, а равно порча земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления,
1 См.: Приказ Министерства охраны окружающей среды и природных ресурсов РФ от 30.11.1992 г. № 112 (опубликован не был).
влекут наложение административного штрафа» в размерах, определенных ст. 8.6 КоАПРФ1.
Таким образом, законодателем не принят тот факт, что основным объектом указанного правонарушения является также экологическая безопасность природной среды.
Проведенный нами анализ норм Уголовного кодекса РФ, Земельного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях позволили выявить ряд законодательных проблем.
По нашему мнению, отсутствие единой регламентации земельных правонарушений и земельных преступлений не только в определенной мере порождает указанные преступления, но и создает значительные препятствия для осуществления правоприменительной деятельности, эффективной деятельности правоохранительных органов по выявлению, раскрытию и расследованию экологических преступлений.
По некоторым данным различных источников СМИ установлено, что из хозяйственного оборота в результате неправомерных действий неустановленных лиц вывезено 68 млн га земли. Ущерб, нанесенный природе, оценивается в миллионы рублей, а штрафы по действующему законодательству составляют тысячи или десятки тысяч рублей.
Не обошла эта проблема и Тульскую область несмотря на то, что она не относится к «черноземным» регионам: Веневский район Тульской области, славящийся плодородными почвами, превратился в настоящее время в некий «карьер», «выработку» по добыче чернозема. Как нельзя точно сложившуюся ситуацию характеризует статья «Чернозем крадут самосвалами!», опубликованная в газете «Тульское обозрение» 27 августа 2004 г.
На наш взгляд, имеющийся дисбаланс между отсутствием виновных, привлеченных к уголовной ответственности и количеством загрязненной и испорченной земли, свидетельствует о проблемах правового регулирования земельных преступлений.
Следует признать, что наиболее действенный способ решить проблему и запретить вывоз земли — это изменить российское уголовное законодательство .
Подводя итог обозначенных проблем законодательного регулирования земельных преступлений, мы считаем, что для их решения необходимо:
- ввести жесткие меры уголовной ответственности за вывоз плодородного слоя почвы;
- привести в соответствие нормы уголовного, административного, земельного законодательства, исключив их конкуренцию;
- закрепить в нормах Земельного кодекса РФ строгий и действенный порядок определения ущерба, нанесенного земельным правонарушением;
- обобщить и систематизировать судебную практику в области рассмотрения дел, связанных с земельными правонарушениями.
1 См.: Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ // СЗ РФ от 07.01.2002 г. № 1 (ч. 1), ст. 1.