ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
УДК 349.4
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СВЕТЕ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 21 ИЮЛЯ 2014 ГОДА № 234-ФЗ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Н. Л. Лисина
LEGAL REGULATION OF LAND RELATIONS IN THE LIGHT OF THE FEDERAL LAW OF JULY 21, 2014 № 234-FZ «ON AMENDMENTS TO CERTAIN LEGISLATIVE ACTS OF THE RUSSIAN FEDERATION»
N. L. Lisina
В статье проведен сравнительно-правовой анализ действующих положений Земельного кодекса Российской Федерации и предполагаемых изменений ряда его положений с 1 января 2015 года в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21 июля 2014 года № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Цель исследования заключается в правовой оценке изменений земельного законодательства с точки зрения теории земельного права и правоприменительной практики по основным направлениям: правовая охрана земель, государственный мониторинг земель, государственный земельный надзор, земельный контроль, реализация прав и обязанностей по использованию земельных участков. В статье сделаны выводы о важном значении произошедших изменений в земельном законодательстве как для правообладателей земельных участков, так и для органов власти, осуществляющих контрольно-надзорные функции; создании четких правовых основ государственного земельного надзора и контроля, что позволит значительно повысить их эффективность; и одновременно о необходимости дальнейшего развития положений о муниципальном и общественном земельном контроле; некоторых недостатках отдельных положений закона, касающихся охраны земель, в том числе в части употребления терминов «истощение», «порча» и «уничтожение земель». В целом указаны как плюсы, так и минусы изменений земельного законодательства.
The paper presents a comparative legal analysis of the relevant provisions of the Land code of the Russian Federation and of the proposed changes in some of its provisions from 1 January 2015 in connection with the entry into force of the Federal law of July 21, 2014 No. 234-FZ "On amending certain legislative acts of the Russian Federation". The purpose of the study lies in the legal assessment of changes in land legislation from the point of view of the theory of land rights and practices in key areas: legal protection of lands, state forests, state land supervision, land control, realization of rights and responsibilities for the use of land. The paper provides some conclusions about the importance of the changes in the land laws, for the landowners, and government bodies engaged in control functions; the establishment of a clear legal framework of state land supervision and control that will significantly improve their efficiency and, at the same time, the need for further development of the provisions on municipal and public land control; some of the shortcomings of certain provisions of law relating to the protection of lands, including the use of the terms “exhaustion”, “damage” and “the destruction of the land”. In general, the paper lists both pros and cons of the changes in land legislation.
Ключевые слова: развитие земельного законодательства, охрана земель, мониторинг земель, государственный земельный надзор, земельный контроль, права и обязанности лиц, использующих земельные участки.
Keywords: development of land legislation, land protection, land monitoring, supervision of state land, land control, rights and duties of individuals using land.
С 1 января 2015 г. вступает в силу Федеральный закон от 21.07.2014 № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [6]. Данный Закон вносит изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (далее -ЗК РФ) [1] в части правового регулирования мероприятий по охране земель, осуществления государственного мониторинга земель, государственного земельного надзора и земельного контроля. Большинство изменений, вступающих в силу с 01.01.2015, носит публично-правовой характер, поскольку касается содержания функций управления в сфере использования и охраны земель, деятельности уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, а также органов местного самоуправления. Ряд предполагаемых изменений имеет прямое отношение к реализации прав и обязанностей собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных
участков по использованию ими земельных участков, а также граждан и их объединений по осуществлению контроля за деятельностью органов государственной власти и местного самоуправления по принятию решений, затрагивающих земельные права граждан и юридических лиц.
Важные (ключевые) изменения в земельное законодательство, вступающие в силу с 1 января 2015 г., можно разделить на следующие группы.
1. Изменения, касающиеся правовой охраны земель в Российской Федерации.
Федеральный закон от 21.07.2014 № 234-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», которым вносятся изменения в ст. 12, 13 и 42 ЗК РФ. В частности, ст. 12 ЗК РФ, определяющая цели охраны земель, излагается в новой следующей редакции, согласно которой целями охраны земель являются:
Н. Л. Лисина 265
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
- предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы;
- обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель.
В результате изменений ст. 12 ЗК РФ почвы, наряду с землей, названы объектом охраны, конкретизированы виды негативного воздействия на них, исключено дублирование формулировок и терминов.
Почвы как объект правовой охраны называет Федеральный закон от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» [9], согласно ст. 4 которого объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство. Поэтому в этой части нормы ЗК РФ были приведены в соответствие с требованиями указанного федерального Закона и отвечают представлениям о земле, прежде всего, как природном объекте и природном ресурсе. В соответствии со ст. 1 ЗК РФ правовое регулирование земельных отношений строится на основе принципа учета значения земли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулирование отношений по использованию и охране земли осуществляется исходя из представлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшей составной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средства производства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществления хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации, и одновременно как о недвижимом имуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю.
Далее, в статьях 12 и 13 ЗК РФ слова «негативное (вредное) воздействие» заменены словами «негативное воздействие». Это вполне соответствует терминологии законодательства об охране окружающей среды. В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об охране окружающей среды» негативное воздействие на окружающую среду представляет собой воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Негативное воздействие априори вредное, только последствия (степень причиненного вреда, размер ущерба) такого воздействия могут быть различны.
Перечень видов негативного воздействия на почвы и землю дополнен такими видами, как истощение, порча, уничтожение. Перечень видов негативного воздействия продолжает оставаться открытым.
Истощение почв - изменение структуры и свойств почв, характеризующееся уменьшением содержания питательных веществ, приводящим к снижению их плодородия [3].
Порча и уничтожение плодородного слоя почвы - частичное или полное его разрушение в результате умышленных или неосторожных действий, а также вследствие непринятия мер по предотвращению негативных последствий, вызванных антропогенными и природными факторами; характеризуется утратой плодородного слоя почвы или ухудшением его физических и биологических свойств, а также снижением природно-хозяйственной ценности земель. Такое определение давалось в Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России, утв. приказом Минприроды РФ от 25.05.1994 № 160 [4], однако данный документ утратил силу. В настоящее время порча земли и почв представляет обобщающее понятие, используемое в уголовном, земельном и экологическом законодательстве. Согласно ст. 254 УК РФ [1] под порчей земли понимается отравление, загрязнение или иная порча земли вредными продуктами хозяйственной или иной деятельности вследствие нарушения правил обращения с удобрениями, стимуляторами роста растений, ядохимикатами и иными опасными химическими или биологическими веществами при их хранении, использовании и транспортировке, повлекшие причинение вреда здоровью человека или окружающей среде. Статья 8.6. КоАП РФ [2] говорит о порче земель как о самостоятельном действии в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами и иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления. В связи с этим правильность употребления термина «порча земель и почв» как самостоятельного вида негативного воздействия, наряду с иными, вызывает сомнение. Кроме того, термин «уничтожение» не может быть применим к земле как природному объекту, как объекту правоотношений в юридическом смысле, как поверхности. Этот термин целесообразно применять только к почвам как составной части земли, определяющейю ценность земельного участка и позволяющей их использовать для нужд сельского хозяйства, лесного хозяйства и иных целей.
Соответственно, изменения ст. 12 и ст. 13 ЗК РФ повлекли некоторые уточнения в части содержания обязанностей лиц, использующих земельные участки. Так, абз. 8 ст. 42 ЗК РФ с 01.01.2015 предусматривает обязанность собственников земельных участков, землевладельцев, землепользователей и арендаторов земельных участков не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие.
2. Изменения, касающиеся осуществления государственного мониторинга земель.
Федеральный закон от 21.07.2014 № 234-ФЗ излагает ст. 67 ЗК РФ в новой редакции, закрепляет более широкое определение понятия государственного мониторинга земель и его задач. Так, согласно
п. 1 ст. 67 (в редакции данного Закона) государственный мониторинг земель является частью государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) и представляет собой систему наблюдений, оценки и про-
266 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1
гнозирования, направленных на получение достоверной информации о состоянии земель, об их количественных и качественных характеристиках, их использовании и о состоянии плодородия почв. Таким образом, система мероприятий, образующих содержание мониторинга земель, включает не только наблюдение, но и оценку, и прогнозирование, направленное на достижение определенного результата. Соответственно, конкретизированы задачи государственного мониторинга земель, ими являются: своевременное выявление изменений состояния земель, оценка и прогнозирование этих изменений, выработка предложений о предотвращении негативного воздействия на земли, об устранении последствий такого воздействия; обеспечение органов государственной власти информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, включая реализацию полномочий по государственному земельному надзору (в том числе для проведения административного обследования объектов земельных отношений); обеспечение органов местного самоуправления информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель в целях реализации полномочий данных органов в области земельных отношений, в том числе по муниципальному земельному контролю; обеспечение юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
Объектами государственного мониторинга земель названы, как и ранее, все земли в Российской Федерации.
Указанным законом введена классификация государственного мониторинга земель в зависимости от целей наблюдения. Так, государственный мониторинг земель подразделяется на два вида:
1) мониторинг использования земель (наблюдение за использованием земель и земельных участков в соответствии с их целевым назначением);
2) мониторинг состояния земель (наблюдение за изменением количественных и качественных характеристик земель, в том числе с учетом данных результатов наблюдений за состоянием почв, их загрязнением, захламлением, деградацией, нарушением земель, оценка и прогнозирование изменений состояния земель).
Особое значение придается государственному мониторингу за землями сельскохозяйственного назначения. Согласно п. 3 ст. 67 ЗК РФ (в измененной редакции) осуществление государственного мониторинга земель в отношении земель сельскохозяйственного назначения и земель иных категорий, используемых или предоставленных для нужд сельского хозяйства, регулируется Федеральным законом от 16 июля 1998 года № 101-ФЗ «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения».
Согласно редакции п. 4 ст. 67 ЗК РФ, вступающей в силу с 01.01.2015, результаты государственного мониторинга земель систематизируются и хранятся в государственном фонде данных государственного экологического мониторинга (государственного
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ |
мониторинга окружающей среды). Это положение соответствует нормам ст. 63, 63.1 и 63.2 Федерального закона «Об охране окружающей среды» о том, что государственный мониторинг земель является составной частью государственного экологического мониторинга и сведения об объектах мониторинга аккумулируются в единой информационной системе (фонде данных).
3. Изменения, касающиеся осуществления государственного земельного надзора. Это, пожалуй, одно из важных направлений изменений, произошедших в земельном законодательстве. С 01.01.2015 статья 71 ЗК РФ действует в новой редакции. Законодатель предпринял попытку привести в соответствие нормы земельного законодательства в части осуществления государственного земельного надзора с требованиями Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [7], а также урегулировать порядок осуществления государственного земельного надзора, правовой статус должностных лиц, уполномоченных на осуществление государственного земельного надзора, на уровне федерального закона, придав большую значимость федеральному земельному надзору.
Согласно п. 1 ст. 71 ЗК РФ измененной редакции под государственным земельным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами, требований законодательства Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность, посредством организации и проведения проверок указанных органов, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и граждан, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства, проведению анализа и прогнозированию состояния исполнения требований земельного законодательства при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами своей деятельности.
Следует заметить, что в большинстве своем содержание прежней редакции п. 1 ст. 71 ЗК РФ сохранено за некоторыми изъятиями. Во-первых, из содержания исключен такой субъект, в отношении которого государственный надзор осуществляется, как «уполномоченный представитель» органа государственной власти, местного самоуправления, юридических лиц, их руководители, индивидуальные предприниматели, граждане, что вполне оправданно. Во-
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1 267
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
вторых, после измененной редакции государственный земельный надзор направлен на предупреждение, выявление и пресечение нарушений указанными субъектами «требований законодательства Российской Федерации» (в прежней редакции - «требований, установленных земельным законодательством»). Такая «новая» формулировка представляется слишком широкой и не отражает специфики государственного земельного надзора. Возможно, что указанное положение следует рассматривать в совокупности с п. 3 ст. 71 ЗК РФ (в измененной редакции), согласно которой предметом проверок при осуществлении государственного земельного надзора является соблюдение в отношении объектов земельных отношений органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами требований земельного законодательства, за нарушение которых законодательством Российской Федерации предусмотрена ответственность.
Государственный земельный надзор и после 01.01.2015 продолжает осуществляться уполномоченными федеральными органами исполнительной власти. В связи с этим государственный земельный надзор сохраняет «статус» федерального.
В отличие от прежней редакции ст. 71 ЗК РФ,
п. 4 ст. 71 ЗК РФ в измененной редакции содержит важное положение о том, что при осуществлении государственного земельного надзора Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» применяется с учетом особенностей, установленных ЗК РФ. Таким образом, при осуществлении государственного земельного надзора нормы указанного Федерального закона являются общими, а иные специальные требования устанавливаются ЗК РФ. В связи с этим в указанный Федеральный закон были внесены изменения, из которых следует, что особенности организации и проведения проверок могут устанавливаться другими федеральными законами, в том числе при осуществлении государственного земельного надзора и муниципального земельного контроля (п. 31 ч. 4 ст. 1).
Кроме того, Земельный кодекс РФ допускает применение указанного Федерального закона при осуществлении государственного земельного надзора не только в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, но и в отношении граждан, органов государственной власти и местного самоуправления. Таким образом, законодатель урегулировал условия и порядок проведения проверок в отношении граждан, органов государственной власти и местного самоуправления, чего не было ранее.
Следует отметить, что на уровне кодифицированного федерального закона (Земельного кодекса РФ) закрепляются полномочия (права) должностных лиц, осуществляющих государственный земельный надзор, правовые основы проведения проверок соблюдения требований земельного законодательства. Особенности организации и проведения проверок соблюдения требований земельного законодательст-
ва установлены «новыми» статьями 71.1 и 71.2 ЗК РФ.
Положительно можно оценить введенные в п. 6 ст. 71.1 ЗК РФ дополнительные основания проведения внеплановых проверок соблюдения требований земельного законодательства, отсутствие которых в связи с вступлением в силу Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» отрицательно сказалось на эффективности государственного земельного надзора в период 2009 - 2014 гг. С 1 января 2015 г. основаниями для проведения внеплановых проверок, помимо предусмотренных ч. 2 ст. 10 указанного федерального Закона, являются также: выявление по итогам проведения административного обследования объекта земельных отношений признаков нарушений требований законодательства Российской Федерации, за которые законодательством Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность; поступление в орган государственного земельного надзора обращений и заявлений юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления о нарушениях имущественных прав Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, юридических лиц, граждан. Однако требование о необходимости согласования внеплановых проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с органами прокуратуры сохраняется. Важно, что не требуется согласование с органами прокуратуры проведения внеплановых проверок в отношении граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления (п. 8 ст. 71.1 ЗК РФ). Данная норма закона позволит усилить роль государственного земельного надзора и значительно повысить его эффективность.
Нововведением является административное обследование объектов земельных отношений (земель, земельных участков, частей земельных участков) (ст. 71.2 ЗК РФ). Основными чертами административного обследования объектов земельных отношений являются:
- административное обследование указанных объектов проводится определенными субъектами -должностными лицами, уполномоченными на осуществление государственного земельного надзора;
- административное обследование является частью мероприятий по систематическому наблюдению за исполнением требований земельного законодательства субъектами земельных правоотношений и заключается в исследовании состояния и способов использования объектов земельных отношений;
- методами административного обследования являются: использование и исследование информации (из государственных и муниципальных информационных систем, открытых и общедоступных информационных ресурсов, архивных фондов); сведений и данных государственного мониторинга земель, в т. ч. информации, полученной дистанционными методами (дистанционное зондирование), в том чис-
268 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1
ле аэрокосмическая съемка, аэрофотосъемка); документов, подготовленных в результате проведения землеустройства; результатов почвенного, агрохимического, фитосанитарного, эколого-токсикологического обследований и другие.
Порядок административного обследования и форма акта административного обследования объектов земельных отношений должны быть утверждены Правительством РФ.
4. Изменения, касающиеся осуществления земельного контроля.
После 1 января 2015 г. продолжают существовать такие виды земельного контроля, как муниципальный и общественный, однако содержание деятельности, осуществляемой в рамках указанных видов земельного контроля, существенно меняется. Такой вид земельного контроля, как производственный, утрачивает свое правовое значение (ст. 73 ЗК РФ утрачивает силу).
Если прежняя редакция ст. 72 ЗК РФ в части осуществления муниципального земельного контроля носила бланкетный характер, то измененная редакция статьи закрепляет важные его характерные особенности. В частности, органы местного самоуправления осуществляют муниципальный земельный контроль по территориальному признаку, т. е. в отношении «закрепленной» за ними территории. Например, органы местного самоуправления городского округа осуществляют муниципальный земельный контроль в отношении расположенных в границах городского округа объектов земельных отношений.
Также установлено, что в случае выявления в рамках осуществления муниципального земельного контроля нарушения требования земельного законодательства должностные лица органов местного самоуправления составляют акт проверки, который направляют в орган государственного земельного надзора для принятия процессуальных мер. Важно, что порядок взаимодействия органов местного самоуправления и органа государственного земельного надзора должен устанавливаться Правительством РФ. Ранее этот вопрос не был урегулирован на уровне нормативного правового акта.
В любом случае в целях реализации норм федерального законодательства о муниципальном земельном контроле в субъекте РФ и в соответствующих муниципальных образованиях должны активно приниматься нормативные правовые акты, регламентирующие порядок организации и осуществления муниципального земельного контроля, статус муниципальных служб, подразделений и их должностных лиц по осуществлению муниципального земельного контроля.
Земельный кодекс РФ дополнен ст. 72.1, устанавливающей правовые основы осуществления общественного земельного контроля. Однако в данной статье дано только определение общественного земельного контроля, ни форм, ни условий, ни порядка его осуществления не предусмотрено. Полагаем, что формулировка п. 2 ст. 72.1 ЗК РФ о том, что общественный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федера-
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ |
ции, позволяет нам обратиться к иным нормам. Так, Федеральный закон от 21.07.2014 № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» [8] устанавливает правовые основы организации и осуществления общественного контроля за деятельностью органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных организаций, иных органов и организаций, осуществляющих отдельные публичные полномочия. Указанный Закон не исключает из сферы своего правового регулирования отношения по использованию и охране земель, поэтому должен найти активное применение при осуществлении общественного земельного контроля.
Как уже отмечалось, с 1 января 2015 г. упраздняется производственный земельный контроль. На первый взгляд, позиция законодателя в этом случае может быть поддержана. Статья 73 ЗК РФ, предусматривающая общий порядок осуществления производственного земельного контроля, не имела на практике должной реализации, а сам контроль, осуществляемый собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке, безусловно, не выполнял возложенных на него (контроль) задач. С другой стороны, в экологическом законодательстве (ст. 67 Федерального закона «Об охране окружающей среды») сохранен производственный экологический контроль, имеющий своей целью обеспечение выполнения в процессе хозяйственной и иной деятельности мероприятий не только по охране окружающей среды, но и по рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов. Таким образом, субъекты хозяйственной и иной деятельности, оказывающие негативное воздействие на окружающую среду, уже в рамках производственного экологического контроля обязаны проводить контрольные мероприятия, в большей части направленные на предупреждение негативного воздействия не только на окружающую среду, но и отдельные ее компоненты (землю, атмосферный воздух, воды и др.).
5. Изменения, касающиеся содержания прав и обязанностей лиц, использующих земельные участки.
Так, с 1 января 2015 г. в связи с вступлением в силу Федерального закона от 21.07.2014 № 234-ФЗ абз. 2 ст. 42 ЗК РФ будет действовать в измененной редакции, согласно которой собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны их использовать в соответствии с целевым назначением. Формулировка относительно использования земельного участка согласно принадлежности земельного участка к категории земель и разрешенного использования исключена. Думается, что, во-первых, целевое назначение определяется принадлежностью земельного участка к категории земель (поэтому во избежание дублирования это словосочетание было исключено), а во-вторых, абз. 7 ст. 42 ЗК РФ уже содержит обязанность лиц, использующих земельные участки, соблюдать требования градостроительных регламен-
Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1 269
ЮРИСПРУДЕНЦИЯ
тов, которые и устанавливает виды разрешенного использования.
Таким образом, несмотря на указанные недостатки по отдельным направлениям, изменения, внесенные в земельное законодательство Федеральным законом от 24 июля 2014 г. № 234-ФЗ, в целом можно оценить положительно. Важным направлением произошедших изменений является совершенствование правовых норм в части осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере земельных правоотношений. Последнее позволит значительно повысить эффективность государственного земель-
ного надзора, создать условия для налаживания на четкой правовой основе взаимодействия по обеспечению соблюдения требований земельного законодательства между федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и общественностью. Однако следует отметить необходимость дальнейшего правового регулирования отношений по осуществлению муниципального земельного контроля («на местах», в муниципальных образованиях) и общественного земельного контроля.
Литература
1. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 № 136-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2001. № 44. Ст. 4147; 2014. № 30 (Ч. I). Ст. 4218.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 2002. № 1 (Ч. 1). Ст. 1; 2014. № 30 (Ч. I). Ст. 4211.
3. Модельный закон об охране почв. Принят 31.10.2007 постановлением 29-16 на 29-ом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ (в г. Санкт-Петербурге) // СПС «Консультант Плюс».
4. Приказ Минприроды РФ от 25.05.1994 № 160 «Об утверждении Инструкции по организации и осуществлению государственного контроля за использованием и охраной земель органами Минприроды России». Зарегистрировано в Минюсте РФ 16.06.1994 № 602 // СПС «Консультант Плюс».
5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; 2014. № 30 (Ч. I). Ст. 4259.
6. Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 21.07.2014 № 234-ФЗ // СЗ РФ. № 30 (Ч. I). Ст. 4235.
7. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 23.06.2014) // СЗ РФ. 2008. № 52 (Ч. 1). Ст. 6249; 2014. № 26 (Ч. I). Ст. 3366.
8. Федеральный закон «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» от 21.07.2014 № 212-ФЗ // СЗ РФ. № 30 (Ч. I). Ст. 4213.
9. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» от 10.01.2002 № 7-ФЗ (ред. от 12.03.2014) // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 133; 2014. № 11. Ст. 1092.
Информация об авторе:
Лисина Наталья Леонидовна - кандидат юридических наук, доцент кафедры трудового, экологического права и гражданского процесса КемГУ, [email protected]
Natalia L. Lisina - Candidate of Law, Assistant Professor at the Department of Labor and Environmental Law and Civil Process, Kemerovo State University.
Статья поступила в редколлегию 03.09.2014 г.
270 Вестник Кемеровского государственного университета 2014 № 4 (60) Т. 1