ЧЕЛОВЕК И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ / HUMAN & NEEDS
УДК 17
DOI: 10.24411/2413-693^2019-10106
Земледельческий труд как добродетель
МАМЕДОВ Азер Агабала оглы
РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация; кандидат философских наук, доцент, [email protected]
ЕФРЕМОВА Дина Владимировна
РГАУ-МСХА имени К.А. Тимирязева, Москва, Российская Федерация; старший преподаватель
Аннотация. В статье анализируется роль и значение земледельческого труда в истории человеческой культуры. Осуществляется историко-философский обзор существующих подходов к земледельческому труду, впервые воспетому как неотъемлемая черта человеческого образа жизни в религиозно-философской концепции зороастризма. С содержательной точки зрения, как показал автор, внесенное зороастризмом особое понимание места и роли земледельческого труда в культуре человечества, сыграло важную роль в истории философии, обогатив ее новым содержательным смыслом, отражающим различные аспекты взаимоотношения человека и природы.
Ключевые слова: земледельческий труд, зороастризм, добродетель, сельское хозяйство, хлеб
Для цитирования: Мамедов А.А., Ефремова Д.В. Земледельческий труд как добродетель // Сервис Plus. 2019. Т.13. №1. С. 46-50. DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10106.
Статья поступила в редакцию: 13.01.2019.
Статья принята к публикации: 13.02.2019.
Agricultural work as virtue
Azer A. MAMEDOV
Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russian Federation; Cand. Sc. (Philosophy), Associate Prof., [email protected]
Dina V. EFREMOVA
Russian State Agrarian University - Moscow Timiryazev Agricultural Academy, Moscow, Russian Federation
Abstract. In the article, they analyze the role and value of agricultural work in the history of human culture. The authors make the historical and philosophical review of the existing approaches to the agricultural work, mentioned for the first time as the integral line of a human way of life in the religious and philosophical concept of Zoroastrianism. From the
2019 Vol. 13 Iss. 1 SERVICE pius
SCIENTIFIC JOURNAL www.philosoph.ru
Земледельческий труд как добродетель
substantial point of view as the author showed, the special understanding of the place and a role of agricultural work brought by Zoroastrianism in the culture of mankind, played an important role in the history of philosophy, having enriched it with the new substantial sense reflecting various aspects of relationship of the person and the nature.
Keywords: agricultural work, Zoroastrianism, virtue, agriculture, bread
For citation: Mamedov, A. A., & Efremova, D. V. (2019). Agricultural work as virtue. Service plus, 13(1), 46-50. (In Russ.). DOI: 10.24411/2413-693X-2019-10106.
Submitted: 2019/01/13.
Accepted: 2019/02/13.
Как известно, важной особенностью античного миросозерцания был космоцентризм, подчёркивающий, с одной стороны, центральное место Космоса в представлениях человека, а с другой - признание человека частью Космоса, их неразрывную связь. При этом сам Космос рассматривался как живой, совершенный, упорядоченный организм, подчинённый всеобщему закону мироздания, каковым в концепции, например, Гераклита, был Логос.
Перенося на природу наиболее существенные черты античного сознания, человек стремился к органическому единству с природой. Очеловечивание природы осуществлялось в той мере, в какой люди реально использовали природные силы и вещества в своей практической деятельности. Еще раньше, в эпоху господства мифологического сознания, человек не отделял себя от остального природного мира. Наделение природы характерными признаками человека и общества способствовало впоследствии формированию особого отношения человека к природе, в особенности земле как части природы.
Особое отношение к земле, земледельческому труду характеризует мировоззрение Гесиода, Вергилия и других древних поэтов. О «возделывании души» в метафорической форме писал Цицерон: «Как плодородное поле без возделывания не даст урожая, так и душа. А возделывание души - это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к приятию посева и вверяет ей -сеет, так сказать - только те семена, которые, вызрев, приносят обильнейший урожай» [8, с. 252].
Бережное отношение к земле, земледельческому труду зафиксировано в Авесте - священной книге древних талышей и других иранских народов -зороастризма.
Зороастрийское религиозное сознание немыслимо без базовой ценности религии Заратуштры -
любви к труду. Труд как главная добродетель требует крепких физических усилий, необходимым условием которых является хорошее питание. Вот почему питанию религия Заратуштры уделяла первостепенное внимание, ибо народ, который плохо питается, не будет иметь ни хороших сильных работников, ни здоровых, крепких детей. С другой стороны, плохое питание исключает как успешную физическую работу, так и высокую умственную деятельность, что в конечном итоге может привести к деградации нравственности: «Тот, кто не ест, не имеет сил совершать дела благочестия и не имеет сил совершать супружеские обязанности, не имеет сил производить детей. Всякое материальное существо живет едою; без еды оно умирает» [5, с. 1142]. В это религии, очевидно, не приветствовалось воздержание от пищи, поскольку оно ослабляло тело. Соответственно, при наличии пищи в изобилии, священное слово воспринималось лучше, и человек был полон желания трудиться и совершает добрые деяния.
Стоит также отметить, что первостепенное отношение к земледельческому труду находило свое отражение в заботе о сельском хозяйстве. Предписывалось любить землю, как любят девушку, оплодотворять ее семенами, делать ее матерью, приносящей богатый урожай. Труженик испытывал счастье лишь тогда, когда наслаждался результатами своего труда, заключавшейся как в бережном отношении к земле, так и в неустанной работе по увеличению ее плодородия. Когда Заратуштра вопрошает Ахура-Мазду о самых важных законах, то Ахура-Мазда называет в числе прочих тщательный уход за землей, выращивание хороших и крепких семян: «О творец телесного мира, праведный! Кто... радует эту землю величайшей радостью?» - И сказал Ахура-Мазда: «Если кто поистине в наибольшей мере засевая, возделывает, о Спитама Заратуштра, хлеба,
травы, плодоносящие растения, если кто обводняет безводное место, если кто поистине создает место с избытком воды» [2, III, 24].
Выполнение этого закона очень важно, прежде всего, потому, что оно доставляет страдания и тяжелые муки дэвам-демонам, столь презираемым в Авесте. Действительно, сеять - это значит уничтожать зло на земле [4, с.28]. Тот, кто бросает семена в землю, сокрушает демонов: «Когда хлеб взращивается, тогда дэвов бросает в пот; когда провеянное зерно приготовляется, тогда дэвы обессиливают; когда мука приготовляется, тогда дэвы вопят; когда мучная пища готовится, тогда дэвы пускают ветры от ужаса. Всегда да будет иметься в доме эта мучная пища, для того, чтобы поражать дэвов, - в пасти у них станет очень горячо из-за нее, и их увидят обращающихся в бегство. Когда хлеб будет идти в изобилии, следует упоминать священное слово» [2, III, 32].
Следует обратить внимание на то, что зороастрийское отношение к крестьянину как к специфически богоугодному и благочестивому человеку - явление, не характерное для других религий откровения. В этой связи стоит отметить, что для позднего иудейского мировоззрения понятия «сельский житель» и «безбожник» были тождественны, равно как и раннее христианство рассматривало крестьянина как христианина более низкого ранга, проявляя по отношению к нему известное пренебрежение [1, с.140-141].
Интересно, что взаимоотношение труженика-земледельца и земли Авеста уподобляла любви. Подобно тому, как любящая новобрачная отдается своему мужу, так и земля отдается тому, кто ее возделывает. Новобрачная принесет мужу ребенка, земля приносит обильный урожай тому, кто на ней работает: «Кто обрабатывает эту землю, о Спитама Заратуштра, левой рукой и правой, правой рукой и левой, тот несет ей выгоду; это представляется точно подобно тому, как муж возлюбленный, возлежа на широком ложе, приносит возлюбленной жене сына или другую выгоду» [2, III,25]. Несчастна та земля, которая долго пребывает невозделанной и незасеянной, подобно зрелой девушке, остающейся незамужней и бездетной. Как последняя страстно мечтает о хорошем муже, так земля жаждет пахаря: «Ведь неудовлетворена та земля, которая должна быть вспахана пахарем, желающая для этого хорошего от поселянина, так же как молодая женщина, хорошо сложенная, которая долго ходит бездетной, желающая для этого хорошего от мужа» [2, III, 24].
В третьей главе Видевдата на вопрос Заратуштры о том, где на этой земле наиболее приятно человеку, Ахура-Мазда в числе прочих указывает на земледелие.
Занятие земледелием признавалось главнейшим долгом мужчины как главы семьи: он обязывался орошать и возделывать землю, сажать плодовые деревья, обводнять безводные места, заботиться о чистоте водных источников и т.д. Земледельческий труд, с точки зрения Авесты, есть высшая добродетель. Авеста требует исключительно бережного отношения к земле: ее нужно любить, оберегать, как это делает благочестивый человек с девушкой: оплодотворяет ее, делает ее матерью. Как жена одаряет мужа ребенком, так и земля приносит богатый урожай тому, кто ее возделывает [6, с. 174].
Земледельческая мораль, согласно нормам Видевдата, женщину уподобляет Земле: земля плодоносит, дает плод, и так же женщина вынашивает и рожает ребенка. По мнению М. Элиаде, любой религиозный опыт, связанный с плодородием и рождением, имеет одну и ту же космическую структуру. В индоевропейской культурной традиции культивирование съедобных растений осуществлялось женщиной, что было связано с особым статусом женщины. В древней талышской традиции, и позже, как это предписывает Авеста, женщина занимала высокое положение в обществе. Нет сомнений в том, что в домашних, хозяйственных вопросах главное слово оставалось за ней. Такая доминирующая в обществе роль женщины имеет космическую модель: образ Матери-Земли. В этом образе - сама тайна деторождения, тайна Жизни [6, с.175].
Тайна Жизни - в движении, в постоянном обновлении, изменении, созидании: если земля долго остается необработанной, невспаханной, она так же не удовлетворена, как не удовлетворена хорошо сложенная женщина, долго ходящая бездетной.
Указанные религиозные ценности, привнесённые в мир с изобретением земледелия и придающие женщине материнскую сакральность, связывали воедино тайну рождения, смерти и обновления. Отсюда - единство онтологии и аксиологии: поскольку жизнь человека и мир в вокруг него осмысливаются в терминах растительной жизни, постольку космический цикл осознается как бесконечное повторение одного и того же ритма: рождение, смерть, возрождение [6, с.175].
Таким образом, религия зороастризма внесла в крестьянский труд рационалистические элементы,
SERVICE plus
SCIENTIFIC JOURNAL
Земледельческий труд как добродетель
превратив его в осознанный выбор человека труда. Для него земля, природа есть важнейшая ценность, творящая природные формы растений и животных. Сам труженик является всего лишь сотворцом в этом универсальном природном процессе.
Зороастрийское понимание места и роли земледельческого труда в культуре человечества сыграло важную роль в истории философии, обогатив ее новым содержательным смыслом, отражающим различные аспекты взаимоотношения человека и природы.
В Новое время в значительной степени доминировал механистический материализм, предопределявший поведение человека в рамках неизменных законов природы, которым, он, не имея никакой свободы выбора, был подчинен. Кроме того, утилитарный подход, вызванный стремлением человека к господству над природой в духе методологии Ф. Бэкона, со временем привел к серьезным экологическим проблемам.
Тема сельскохозяйственного труда, взаимоотношения земли и человека, а в широком смысле слова природы и человека затронута и в русской культуре. В работах М. Пришвина, С.Н. Булгакова, М, И. Туган-Ба-рановского, Н.И. Вавилова, А.В. Чаянова, Н.Д. Кондратьева, Т.С. Мальцева и др. охвачены важнейшие направления философской и научной мысли Х1Х-ХХ вв., касающиеся сельского хозяйства. «Земля как развернутая книга. Земля - для меня это Родина, это черноземная равнина. А потом и всякая земля. Но без Родины нет земли», - писал М. Пришвин [7].
Искусство возделывания хлеба Т.С. Мальцев уподоблял шахматной игре, в которой белые фигуры
всегда у природы, а черные - у труженика. «Излюбленный «ход» природы, - писал Т.С. Мальцев, - это засуха, который она часто применяет, чередуя в разных вариантах и комбинациях. Уклониться от удара стихии, смягчить их действия, и что особенно важно, обращать в свою пользу разными тактическими приемами и маневрами помогают современному земледельцу наука, опыт, техническая оснащенность. Выигрывают в такой нелегкой схватке, как правило, наиболее искусные и думающие земледельцы, преданные хлебу всей своей жизнью, имеющие знания и опыт» [3, с.15].
Как отметили выше, в суровых условиях России сельскохозяйственный труд имеет свои особенности, поэтому само земледелие осуществляется с учетом различных погодных факторов, на которые обратил внимание выдающийся советский ученый Н.И. Вавилов. «Создание сортов, устойчивых к различным невзгодам, выведение засухоустойчивых, зимостойких, урожайных, высококачественных сортов представляет большие трудности и вместе с тем национальную потребность», - писал ученый [8].
Таким образом, для эффективного сельскохозяйственного производства очень важное значение имеет гармоничное взаимодействия труженика и земли. Бережное отношение к земле, постоянный учет естественных факторов не только формирует особое мировосприятие у человека труда, но и вдохновляет поэтов, писателей, философов создавать воспитывающие из поколения в поколение нравственные, духовные качества произведения, посвященные земле и земледельческому труду.
Литература
1. Вебер М. Избранное. Образ общества. - М.: Юрист, 1994.
2. Видевдат//Авеста в русских переводах (1861-1996). - СПб: 1998.
3. Мальцев Т.С. Землепашец, агрономия и судьбы земли//Раздумья о земле. - М.: Агропромиздат, 1985.
4. Мамедов А.А. Гуманистический ресурс зороастризма в современном мире//Вестник Московского государ-
ственного университета культуры и искусств, 2011, №1. С. 25-29.
5. Мамедов А.А., Оришев А.Б., Шиповская Л.П. Зороастризм: формирование религиозного сознания/фундаментальные исследования, 2014, №9-5. С. 1140-1143.
6. Мамедов А.А. Формирование картины мира талышского этноса как предмет философского анализа: дис-сертация...доктора философских наук: 09.00.13. - М.: 2018.
7. Пришвин М. Охранять природу - значит охранять Родину//Советская Россия, 1988, 16 мая.
8. Проблемы организации сортового семеноводства: Труды научно-технического совета. Вып.1. - М.: 1929.
9. Цицерон. Избранные сочинения. - М.: Художественная литература, 1975.
10. Элиаде М. Священное и мирское. - М.: МГУ, 2013.
References:
1. Veber M., Selected. Image of society. Moscow: Urist, 1994. (In Russ.).
2. Vendidad. Avestan in Russian translations (1861-1996). St. Petersburg: 1998. (In Russ.).
3. Maltsev T.S., Farmer, agronomy and the fate of the earth. Thoughts on earth. Moscow: Agropropizdat, 1985. (In
Russ.).
4. Mamedov A.A., Humanistic resource of Zoroastrianism in the modern world. Vestnik Moskovskogo gosudar-stvennogo universiteta kultury i iskusstv, no. 1, 2011, pp. 25-29. (In Russ.).
5. Mamedov A.A., Orishev A.B., Shipovskaya L.P., Zoroastrianism: formation of religious consciousness. Funda-mentalnye issledovaniya, no. 9-5, 2014, pp. 1140-1143. (In Russ.).
6. Mamedov A.A., Formation of the worldview of the Talysh ethnos as a subject of philosophical analysis: Doctor of Philosophy's thesis. Moscow: 2018. (In Russ.).
7. Prishvin M., Protect nature means to protect the Homeland. Sovetskaya Rossiya, 1988, May 16. (In Russ.)
8. Problems of organization of varietal seed: Proceedings of the scientific and technical Council. Issue 1. Moscow:
1929. (In Russ.).
9. Cicero. Selected works. Moscow: Hudozhestvennaya literatura, 1975. (In Russ.).
10. Eliade M., Sacred and secular. Moscow: MSU, 2013. (In Russ.).
2019 Vol. 13 Iss. 1
SCIENTIFIC JOURNAL
www.philosoph.ru