^ Духовность - основа культуры 25
ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ РЕСУРС ЗОРОАСТРИЗМА В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ
А. А. Мамедов
Российская государственная аграрная академия — МСХА им. К. А. Тимирязева
В статье анализируется гуманистическая функция зороастризма в современной культуре, межрелигиозном и межнациональном диалоге. Важное место в ней занимает характеристика воспетых зороастризмом основополагающих принципов человеческого общежития, таких как добро, любовь к труду, ненасилие и т.д.
Ключевые слова: зороастризм, Заратуштра, Авеста, Ахура Мазда, Бог, христианство, ислам, добро, зло, гуманизм, труд.
In the article is analyzed humanistic function of Zoroastrians in modern culture, interreligious and international dialogue. An important place in it occupies the characteristic of the basic principles of a human hostel sung by Zoroastrianism, such as good, love to work, a nonviolence etc., which so necessary in our critical for destiny of liberalism time.
Key words: Zoroastrianism, Zarathustra, Avesta, Ahura Mazda, God, Christianity, Islam, good, harm, humanism, work.
В современную эпоху, когда под огнем серьезной критики находятся идеи либерализма, как никогда раньше востребован гуманистический ресурс, выработанный человечеством в предшествующие исторические эпохи, но в ходе его духовного развития уступивший место подчас прагматическим, удивительным образом приспособившимся к изменяющимся условиям времени подходам, течениям, канонам или установлениям. Истории известны многие случаи, когда весьма ценные, плодотворные, но в силу разных причин не находившие должный отклик в обществе идеи сходили с ее арены, уступая место более живучим идеям. Речь идет о моральных ценностях первой в истории человечества религии откровения - зороастризма.
Может возникнуть вопрос - о каком же гуманистическом ресурсе религии в современном мире можно говорить, если сама она канула в Лету более тысяча лет назад?
Этот ресурс сохранился в поступках, словах и помыслах людей, предки которых в отдаленную эпоху являлись приверженцами За-ратуштры. Это - талыши, осетины, персы и другие народы. Их считали также и огнепоклонниками, хотя они, как и заметил Гегель, поклонялись не простому физическому огню, а огню как олицетворению добра (2, с. 15).
Каким бы жестоким и духовно оскудевшим ни был наш мир, в нем все же есть место добру, терпимости, человеколюбию и другим гуманистическим порывам, к которым впервые призвал нас Заратуштра.
Как известно, высшей добродетелью зороастризм признавал земледельческий труд. Обратите внимание: призыв к труду, а не к молитвам! В этом как раз состоит одно из фундаментальных отличий религии Заратуштры от других религий откровения - заботу человека о своей семье, ее пропитании и безбедном существовании она признает общезначимой и
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 25-29
26 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль
заслуживающей одобрения со стороны Ахура Мазды. Выполняя правила человеческого общежития, ведя правильный образ жизни, заботясь о своей семье, человек совершает дело, угодное Богу.
В последнее время в среде православных богословов идут дискуссии - Бог есть любовь или же он есть Справедливость? Сторонники первой точки зрения полагают, что все дохристианское человечество находится как бы в состоянии Ветхого Завета. Все люди, не знавшие Христа и, соответственно, не вошедшие в церковь, попадают в ад, где их встречает Христос, проповедует им и отправляет в рай. Адепты второй точки зрения утверждают, что просто так - только через добрые дела - спастись невозможно, и, в оправдание своей позиции, указывают на соответствующие места в Библии: Праведен Господь, любит правду (Пс. 10, 7); Он праведный Судья (2 Тим. 4, 8); и все дела Его правы (Дан. 3, 27); Он не берет подарков и не смотрит на лица (Втор. 10, 17); и воздает каждому по делам его (Мф. 16, 27; Рим. 2, 6). Как бы не утверждали сторонники «жесткой» линии, что, мол, наказывает себя сам человек со своими страстями, а вовсе не Бог, последнее слово, все же, остается только за Ним.
Безусловно, религия откровения немыслима без развернутой системы наказаний, иначе моральные суждения бессмысленны. И Ахура Мазда, как говорится в Авесте, награждает праведного и наказывает злого (Ясна 43; 5). Но «праведность», например, в православии состоит в том, чтобы человек вошел в церковь и крестился. Бог должен вмешаться в нашу жизнь (иначе мы говорили бы о деизме, а не теизме), и вмешивается, принимая наши молитвы к Нему, направляя нас на путь истинный. Но и сторона зла (в зороастризме это -Ангра Манью) тоже преследует нас на каждом шагу. Чтобы Бог нас наградил, надо Ему угодить. А чтобы Ему угодить, надо выполнять его Заповеди.
Таким образом, получается, что человеческое измерение любви гораздо шире божественного, во всяком случае, как она препод-
носится некоторыми современными богословами. Стоит вспомнить этическое учение Канта, согласно которому любовь к человеческому существу непоколебима, даже если в один прекрасный день выяснится, что все человечество недостойно любви. Неужели Бог неспособен на безвозмездную любовь, на которую способен человек? Однозначного ответа нет ни в христианстве, ни в исламе, поскольку считается, что эту самую любовь нужно заслуживать крещением, покаянием, хождением в церковь (христианство), молитвой, постом, закятом и т.д. (ислам). Другими словами, человек должен выдержать определенное ему Богом испытание, прежде чем вернуться в рай, которого лишился из-за опрометчивого поступка Адама. Пророки, в отличие от первоче-ловека (Адама, Йимы), это испытание выдержали с честью. И Заратуштра после общения с Ахура Маздой снизошел в ад, где подвергся искушению со стороны Ангра Манью, предлагавшему ему все сокровища мира за отречение от религии. Этим испытанием Ахура Мазда внушил Заратуштре мысль о том, что жизнь есть борьба и добро может отвоевать себе место лишь в тяжелой, бескомпромиссной борьбе со злом. Но, в отличие от христианства и ислама, здесь мотив иной: вместо «вертикала власти» мы видим «партнерство» во имя торжества добра. В отличие от христианства, определяющего божественную персону изречением типа «Бог есть любовь», древние иранцы начинали свою веру с того, что «Любовь есть Бог», то есть сначала приходит мысль, а затем соответствующий ей образ (3, с. 137). К примеру, Митра, будучи олицетворением верности договору, позже стал почитаться как бог войны, сражающийся на стороне праведных (авест. Ашаван) и безжалостно наказывающий нарушителей соглашения. Ему же поклонялись как великому судье, беспристрастно оценивавшему поступки людей, и как солнечному божеству, такому же величественному, как и само Солнце, которое он сопровождал высоко в небе. После того, как иранские вожди и воины стали использовать боевые колесницы, они вообразили Митру на колесницах.
Духовность - основа культуры 27
Вопрос: могло ли человечество развиваться по-другому, если бы в мире не было религиозных ценностей? Возможны ли в безбожном мире гуманизм, человеколюбие, толерантность и другие нравственные ориентиры? Неужели на все эти категории имеет монопольное право только религия? Очень часто западную культуру необоснованно отождествляют с христианской культурой, забывая о том, что она во многом сложилась как раз в борьбе с христианством. Здесь важную роль сыграла натуралистическая идеология Нового времени с ее ориентацией на пантеизм и деизм. В современной философии выработаны рецепты человеческого общежития без участия религии. В безбожном мире Ж.П.Сартра сохраняются те же моральные нормы, принципы гуманизма, что и в мире с участием Бога. И «критический рационалист» К. Поппер не верил в «конечные моральные вопросы».
Христиане в свое время удивились, познакомившись с нравственным учением Сенеки. Они полагали, что возвышенные чувства возможны только в христианстве. Между тем такие нравственные чувства характеризовали еще авестийское общество, жившее по законам Ахура Мазды. Христианам и в голову не могла прийти мысль о том, что фундаментальные основания их религии (и не только их) могли быть заимствованы как раз из религии зороастризма, впервые познакомившей человека с идеями ада и рая, первочеловека, посмертного воздаяния, всемирного потопа и т.д. Предки талышей и других иранских народов впервые дошли до осознания того, что «абсолютная истина должна иметь форму всеобщности» (Гегель). И, чтобы довести ее до конечного «потребителя», нужен посредник в лице пророка. И Заратуштра впервые явил миру идею пророчества.
Таким образом, мы видим, что в дохристианском мире гуманизм, человеколюбие не только возможны, но и могут служить основным жизненным ориентиром для человека. Бог (хотя и не один) присутствовал и в мире Сенеки. Но Бог (боги) настолько себя дискре-дитировал(ли) в эпоху эллинизма, что фило-
софы были вынуждены взять на себя ответственность по формированию морального облика гражданина.
Мораль зороастризма резюмируется в известной триаде: добрая мысль, доброе слово и доброе дело (1, с. 14). О живительной силе этой поистине гуманистической установки зороастризма свидетельствует тот факт, что она выступала основным психологическим и нравственным ориентиром наставлений на протяжении всей последующей истории, включая такой весьма сложный и даже трагический для судьбы учения Заратуштры период, как арабское владычество в Иране. Достаточно упомянуть известное средневековое наставительное произведение «Кабус-намэ», в котором главными составляющими добродетели «джаванмарда» (талыш. «мужественный молодой человек») называются разум, правдивость и человечность (4, с. 245). Разум соответствует доброй мысли (чистоте помыслов), правдивость - доброму слову, а человечность - доброму делу (совершая добрые деяния «джаванмард» проявляет свою человечность). Интересно, что в этом весьма поучительном памятнике средневековой иранской культуры отчетливо проявляет себя зороаст-рийская идея единства человека и космоса, с одной стороны, и холистическое видение мира - с другой: «Господь всевышний создал людей как целое их разъединенных частей, назовешь ли ты их макрокосмом или микрокосмом, все равно. Ведь в теле человека есть часть природных сил, и небосводов, и звезд, и материи, и элементов, и формы, и души, и разума. Все это - раздельные миры, различающиеся по степеням, не вступающие в соединение, а люди составлены из этих миров и являют их целое» (4, с. 245).
Большое значение в зороастризме имеет число 7. Шесть Бессмертных Святых (Амэша Спента) вместе с Ахура Маздой образуют семерку единосущных, покровительствующих 7 благим творениям - человеку, скоту, огню, земле, небу, воде и растениям. Также стоит напомнить о том, что обучение ребенка зороа-стрийским канонам начинается с 7-летнего
28 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль
возраста, так как считается, что именно с этого возраста ребенка может отличить добро от зла. Кроме того, сам Заратуштра, как гласит позднеавестийская традиция, обладал необыкновенной мудростью уже в 7-летнем возрасте. И Земля делится в Авесте на 7 частей (крашваров). Заратуштра предписывал ежегодно отмечать 7 праздников в честь Ахура Мазды и шести Бессмертных Святых. Большая часть этих праздников носила сезонный характер и была связана со сбором урожая. Особо значимым и дорогим для последователя Заратуштры являлся Новруз, который, несмотря на все перипетии судьбы зороастризма в Иране, связанные с арабским завоеванием и последующими жестокими гонениями, все же сохранился до нашего времени, внеся в него из глубин веков добрые помыслы, слова и дела.
Новруз представляет собой убедительное доказательство живучести зороастрийских традиций в современном мире, и отмечается ежегодно 21 марта - в день весеннего равноденствия в Азербайджане, Иране и странах Центральной Азии. Слово «Новруз» в переводе с талышского языка означает «Новый день». Это и есть настоящий Новый Год, когда природа улыбается человеку, везде все расцветает и благоухает, настраивая человека на оптимистический лад (5, с. 15). Возможно, этот праздник отмечался предками талышей и других иранских народов с незапамятных времен, однако позднеавестийская традиция связывает его с днем рождения Заратуштры.
Отметив «ориентированность Новруза на утверждение жизни в гармонии с природой, осознание неразделимой связи между созидательным трудом и природными циклами обновления и заботливое и уважительное отношение к природным источникам жизни», 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН от 18 февраля 2010 года признала Новруз достоянием всей человеческой культуры и объявила 21 марта Международным днем Новруза. В указанном документе особо подчеркнута роль Новруза как «воплощения единства культурного наследия и многовековых традиций, укрепление связей между народами на
основе взаимного уважения и идеалов мира и добрососедства».
В наше весьма неспокойное, полное острыми социальными, межнациональными конфликтами время значение Новруза многократно возрастает. Новруз призывает к примирению, добрососедству, дружбе и согласию.
Как уже было отмечено, высшей ценностью зороастризм признавал земледельческий труд. Сеять - значит уничтожать зло на земле (5, с. 12). Как запах печеного хлеба способен очистить землю от демонов, так и Новруз призван вывести ненависть из людских сердец, делать их отношения более дружелюбными и доверительными.
Зороастризм впервые явил миру идею о том, что монотеистический Бог не должен иметь изображений, и, соответственно, он не может быть объектом представления, а должен носить абстрактный характер. Поэтому в качестве понятия Бог (Ахура Мазда) может быть объектом философских рассуждений. Это заимствование мы видим в других религиях откровения, в которых абстрактный характер Бога закреплен в многочисленных метафизических, теологических и пр. концепциях.
Авеста, как Библия и Коран, не богата подробностями о рае, зато ад описывает как «жилище дурного помысла, где грешник переживает долгий век страданий, мрака, дурной пищи и скорбных стонов» (Ясна 31; 20).
Авеста хоть и «пронизана с ног до головы иранским духом», но стала частью культуры многих неиранских народов, например тюркских народов, вошедших в орбиту влияния иранской культуры и воспринявших ее. Но здесь хотелось бы обратить внимание на необходимость объективного исследования, освещения учения Заратуштры. В этом плане, увы, имеются серьезные недостатки. Следует вспомнить слова Н. Ханыкова о том, что сведения, прочно вошедшие в науку, похожи на островки в океане неопределенных и спорных знаний (7, с. 120). Это высказывание русского этнографа в терминологии Т. Куна означает, что новое, неожиданное знание, как правило,
Духовность - основа культуры 29
начинает свой путь в океане аномалий. В естественных науках эти аномалии устраняются куда быстрее, нежели в сфере гуманитарного знания, что отчасти объясняется тем, что в первом случае ученый отвечает на вызов времени (когда, например, под сомнение поставлено то или иное парадигмальное знание), во втором же случае действия ученого в значительной степени определяются чисто субъективными факторами. Это может быть личное решение исследователя (например, историка или филолога), социальный заказ и т.д.
В качестве примера вопиющей безграмотности можно привести статью азербайджанского автора Э. А. Агасиевой «Зороастризм и его роль в азербайджанской культуре». Начнем с того, что автор переводит слово «Азербайджан» как состоящее из «Азер» (огонь), «бай» (уважаемый) и «джан» (душа). Кажется, автор не имеет никакого представления об истории этнонима «Азербайджан», закономерно развивавшегося от Atarpatakan (Atropat + ka(o)n, то есть «земля», «дома», «край», Атропата - пер. с талышского языка, через средневековые арабизированные формы Adarbaygan, Adarbayjan, Azarbadgan и пр. до современного «Азербайджана» (6, с. 114). Э. А. Агасиева делает совершенно нелепое утверждение о том, что будто бы пророк Заратушт-ра, маг Гаутама и Будда - одно и то же лицо (!). Сказанное, а также ряд других серьезных
недостатков статьи («токка» вместо «кусти», «муги» вместо «маги», Зардушт - «зар»+ «дош» (по-тюркски «душа», то есть «душа огня», и т.д.) свидетельствуют о плачевном состоянии историко-философских исследований в Азербайджанской республике, переживающих серьезный кризис после кончины ряда выдающихся иранистов, в первую очередь, академика И. Алиева.
Вопросы, касающиеся родины зороастризма, языка Авесты, значения имени Зара-туштры и т.д. подробно освещены автором этих строк в кандидатской диссертации «Религиозно-философские идеи Авесты», а также в других исследованиях по истории и культуре Ирана и Азербайджана. Стоит напомнить, что согласно позднеавестийской и современной парсийской традиции, учение Заратуштры не было принято на его родине -Северо-Западном Иране, и ему пришлось покинуть ее (уж действительно нет пророка в своем отечестве!) и направиться на восток к царю Виштаспы, который стал первым последователем пророка.
Несомненно одно: где бы ни жил и ни творил Заратуштра, где бы ни сложились различные части Авесты, лучшим свидетельством живучести этого замечательного памятника человеческой культуры являются верования, обычаи и традиции народов, их культура, в которых звучат волшебные слова Заратуштры.
Примечания
1. Авеста. Избранные гимны. - М.: КРАМДС, 1993.
2. Гегель Г.В.Ф. Философия религии: в 2 т. / Г.В.Ф. Гегель. - М.: Мысль, 1977. - Т. 1.
3. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии / Г.В.Ф. Гегель. - СПб.: Наука, 1993.
4. Кабус-намэ. - М.: Издательство восточной литературы, 1958.
5. Мамедов, А. А. Религиозно-философские идеи Авесты: автореф. дис. ... канд. филос. наук / А.А. Мамедов. - М.: МГУ, 1996.
6. Мамедов, А. А. Талыши как носители древнего языка Азербайджана / А.А. Мамедов // Вопросы филологических наук. - 2006. - № 6. - С. 113-127.
7. Ханыков, Н. Записки по этнографии Персии / Н. Ханыков. - М.: Наука, 1977.
8. The Sacred books of the East. The Zend-Avesta. - L., 1880. - Vol IV. The Vendidad.