Элементы зороастризма у сарматских племен.
ББК 63.3(2)2-9
Р.Д. Нагимов
Элементы зороастризма у сарматских племен (по материалам сарматских захоронений эпохи раннего железа)
R.D. Nagimov
Elements of Zoroastrism Used by Sarmatian Tribes (on Materials of Sarmatian Burial Places Belong to an Epoch of Early Iron)
Археологический материал эпохи раннего железа (VII в. до н.э. - III в. н.э.) свидетельствует об элементах зороастризма в культуре сарматских кочевников Южного Урала. Сарматский погребальный обряд захоронений включал в себя многие особенности, идентичные зороастрийским погребальным обрядам. Письменные источники о племенах Южного Урала также косвенно подтверждают схожесть древней религии сарматских племен с зороастризмом Древнего Ирана.
Ключевые слова: этнология, сарматы, савроматы, Южный Урал, зороастризм, археология.
The archaeological material of Early Iron epoch (VII century BC - III century AD) is evidence of elements of zoroastrism in culture of the Sarmatian nomads settled in Southern Ural. The Sarmatian funeral ceremony of burial places included many features identical to zoroastrism ceremonies. Written sources describing tribes of Southern Ural also indirectly confirm similarity of the Sarmatian tribes ancient religion with the ancient Iran zoroastrism.
Key words: ethnology, Sarmatians, Sawromats, Southern Ural, zoroastrism, archeology.
В эпоху раннего железа степи Южного Урала согласно письменным и археологическим источникам населяли савромато-сарматские племена. К западу от савроматов и сармат проживали скифы, а в Приара-лье - саки и массагеты. В Авесте скифы, массагеты и саки выступают под разными именами, из которых наиболее употребительно тура [1, с. 250], тогда как савроматы и сарматы в авестийской традиции известны под именем сайрима [2, с. 13]. Многие исследователи полагали, что зороастризм существовал среди всех сакских племен [3, с. 151], другие же утверждали, что мировоззрение саков и савроматов лишь содержало элементы зороастризма [4, с. 250-253]. В любом случае еще в Гатах, т.е. в самой древнейшей части Авесты, связанной с самим Заратуштрой, туры (турский род Фриана) упоминаются как приверженцы религиозного учения Заратуштры [1, с. 237-292]. Если принимать во внимание это свидетельство, то приходится признать, что уже со времени жизни Заратуштры у пророка имелись последователи среди туров-саков. Основываясь на этом, а также на общих персонажах зороастрийского и скифо-сакского эпоса, В.И. Абаев, в частности, считал, что «зороастризм зародился в непосредственном контакте со скифской стихией и при известном участии этой стихии» [5, с. 39]. Это
же утверждение, вероятно, справедливо и в отношении савроматов и сармат Южного Урала, так как их культурные связи и взаимодействие с соседствующим южнее зороастрийским Хорезмом могли привести к тому, что религия Авесты оказала определенное (хотя едва ли сильное) воздействие на савромато-сарматские верования, которые, по-видимому, и без того были ранее близкородственны дозороастрийским верованиям народов Средней Азии [3, с. 155]. Так, в частности, элементы зороастрийского мировоззрения у кочевников Южного Урала эпохи раннего железа прослеживаются по погребальному обряду. Это в первую очередь такие особенности, как захоронения только костей умерших и разжигание огромных кострищ возле захоронений [6, с. 92], что было связано с поверьем древних людей о нежелательности осквернения умершими телами обожествляемых ими земли и воды и сопровождении душ умерших очистительным огнем. Для этого умершие тела оставлялись на открытом воздухе до тех пор, пока не останутся только кости, после чего их нужно было захоронить. По-видимому, выполнением ритуальных услуг занималось определенное сословие, что имело и профилактические цели во избежание заражения трупными болезнями при участии в обряде погребения основного населения общины.
ИСТОРИЯ
К особенностям погребального обряда, имеющего аналогии с зороастрийской традицией, следует отнести также и посыпания дна могилы мелом или реальгаром [7, с. 179], а также обряд освящения горящими ветками кустарника захоронения умершего. Так, при раскопке кургана 2 Мечетсайского могильника были обнаружены остатки хвороста и обуглившихся угольков с золой [6, с. 80]. Этот обряд обнаруживает себя в зороастризме, где освящение могил производилось горящими ветками эфедры, из которой древние иранцы изготовляли священный напиток хаому [8, с. 8]. Как было отмечено выше, часть исследователей считают эти особенности дозороастрийскими верованиями [9, с. 137] и связывают их с культом обожествления сил природы: огня, воды, земли и верховного владыки Ахуры Мазды, независимо от позднего зороастрий-ского на них влияния.
Особенности религии савроматов и сармат отражены также и в письменных источниках, среди них встречаются и некоторые свидетельства, описывающие идентичные с зороастрийским мировоззрением обряды кочевников. Так, Геродот и Страбон, сообщая о верованиях массагетов, отмечали, что из всех богов они почитают только солнце, которому приносят в жертву лошадей, посвящая самому быстрому из богов в жертву быстрейшее животное. Почти в тех же выражениях говорится об этом в Авесте (Видевдат XXI, 20; Яшт VI, 1-4): «Солнце с быстрыми конями» [10, с. 130-131]. Согласно исследованию Г. Виденгрена у древнеиранских племен конь очень часто выступает в качестве жертвоприношения солнечному божеству. Также существовала тесная связь между представлениями о коне, солнце и Ахура Мазде [11, с. 127-130]. Подтверждение этому мы находим в и савромато-
сарматских курганах с ритуальными захоронениями коня или костей лошади, имевших место и в более ранний период - в эпоху бронзы у андроновских племен [12, с. 75].
Другим письменным свидетельством имеющихся параллелей религии савроматов и сармат с зороастрий-ским мировоззрением следует считать сообщение Нимфодора Сиракузского (III в. до н.э.) о том, что «савроматы (сарматы) почитали огонь» [6, с. 155]. Это подтверждается археологическими данными в Южном Приуралье, где особенно ярко культ огня представлен в Аландской группе курганов. Здесь встречается большинство разнообразных форм кострищ, известных в настоящее время по всей территории расселения савроматов и сармат в Приуралье [12, с. 74].
В заключение следует отметить вероятность влияния не только зороастрийского мировоззрения на религию кочевников, но и об обратной тенденции - пережитке в зороастризме либо о последующем влиянии на него языческих или кочевых культов. Так, об имеющейся архаичной религии кочевников в ранней зороастрийской традиции может свидетельствовать Ясна Семиглав в Авесте, где наряду с Ахура Маздой почитаются еще шесть богов [8, с. 27]. Это напрямую перекликается с сообщениями Геродота о почитании скифами семи богов [13, с. 25] и позднего анонимного автора Перипла Понта Эвксинского (V в. н.э.) о том, что аланы (потомки савромато-сармат) называют Феодосию в Крыму Ардавдой, что значит «Семибожий» [14, с. 446]. Наименование города «Семибожий», согласно В.И. Абаеву, говорит о культе семи богов, занимающем центральное место в религии алан, что, по его мнению, было прочной религиозной традицией скифо-сарматских племен [14, с. 450].
Библиографический список
1. Nyberg H.S. Die Religionen des Alten Iran//ih MVAG. -Leipzig, 1938.
2. Смирнов К.Ф. Сарматы и утверждение их политического господства в Скифии. - М., 1984.
3. Литвинский Б. А. Древние кочевники «Крыши мира». -М., 1972.
4. Смирнов К.Ф. Савроматы. Ранняя история и культура сарматов. - М., 1964.
5. Абаев В .И. Скифский быт и реформа Зороастра // Arch. Orient. - Praha, 1956. - №1. - sv.XXIV. - №1.
6. Смирнов К.Ф. Сарматы на Илеке. - М., 1975.
7. Мошкова М.Г Среднесарматская культура // Степи европейской части СССР в скифо-сарматское время / НИИ археология СССР. - М., 1989.
8. Рак И.В. Мифы Древнего и раннесредневекового Ирана (зороастризм). - СПб. ; М., 1998.
9. Bailey H.W. Saka Ssandramata // Festschrift fur Wilheim Eilers. - Wiesbaden, 1967.
10. Rapoport V.A. Some Aspects of the Evolution of Zoro-astrian... // XXV Международный конгресс востоковедов. -М., 1963. - Т. III.
11. Wiedengren G. Die Religionen Iran. - Stuttgart, 1965 (Die Religionen der Menschheit, Bd 14).
12. Мошкова М.Г. Савроматские памятники северовосточного Оренбуржья // Памятники Южного Приуралья и Западной Сибири сарматского времени. - М., 1972.
13. Бессонова С.С. Религиозные представления скифов. -Киев, 1983.
14. Абаев В.И. Культ семи богов у скифов // Древний мир. - М., 1962.