ЭКОНОМИКА СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА И АПК
УДК 338.43:349.41
Трафимов А. Г., Никонов А. Г.
Земельный контроль в системе регулирования земельных отношений в аграрном секторе
В статье рассмотрена необходимость усиления земельного контроля за эффективностью использования сельскохозяйственных угодий на современном этапе реализации политики импортозамещения на продовольственном рынке. Сделан исторический экскурс и анализ развития нормативно-правовой базы охраны земель сельскохозяйственного назначения. С применением статистических данных Росстата и материалов Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г. показано ее недостаточное влияние на увеличение доли используемых земель для целей сельскохозяйственного производства в регионах Северо-Западного федерального округа и Российской Федерации в целом. Отражено содержание современных требований к собственникам земли и узаконенных санкций вплоть до изъятия земельных участков в случае нарушения действующего земельного законодательства. Изложены результаты исследования возможностей современной институциональной базы внести радикальные изменения в порядок землепользования в аграрном секторе.
Ключевые слова: аграрный сектор, земельный контроль, эффективность использования сельскохозяйственных угодий, земельное законодательство.
ГРНТИ: Экономика / Экономические науки: 06.71.07 Экономика агропромышленного комплекса в целом.
ВАК: 08.00.05
Trafimov A. G., Nikonov A. G.
Land control in the system of land relations regulation in the agricultural sector
The need to strengthen land control over the efficiency of agricultural land use at the present stage of implementation of the policy of import substitution in the food market is considered. A historical review and analysis of the development of the legal framework for the protection of agricultural land. With the use of statistical data of Russian State Committee and the materials of the all-Russian agricultural census of 2016,
© Трафимов А. Г., Никонов А. Г., 2018 © Trafimov A. G., Nikonov A. G., 2018
its insufficient impact on the growth of the land used for agricultural production in the regions of the North-West Federal district and the Russian Federation as a whole is shown. Reflects the substance of the current requirements for land owners and the institutional sanctions up to the withdrawal of land-lying areas in case of the current land legislation breach. The results of the study of the possibilities of modern institutional framework to make radical changes in the land use order in the agricultural sector.
Key words: agricultural sector, land control, efficiency of agricultural land use, land legislation.
JEL classifications: Q18, Q19
Введение. Поставленная на государственном уровне задача обеспечения импортозамещения на продовольственном рынке является многоплановой и охватывает широкий спектр проблем, требующих неотложного решения в ближайшее время. Однако очевидно, что в системе приоритетных организационно-экономических мер выделяется задача максимального использования земельного потенциала сельской местности, включая применение такого рычага, как земельный контроль. Актуальность данной задачи нарастает с годами и связана с теми конкретными структурными сдвигами в собственности на сельскохозяйственные угодья, которые имеют долговременный характер с 1992-1993 гг., а также с происходящими процессами по концентрации землепользования последних лет.
Реализация Государственной программы развития сельского хозяйства на 2013-2020 гг. [9], постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 996 «Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы» [6] и другие документы федерального и регионального уровней направлены на достижение стабильного роста производства сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем расширение производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей сдерживается из-за сохраняющейся неупорядоченности земельных
отношений [16; 16; 21], важнейшим элементом которых выступает земельный контроль. Поэтому актуальным является анализ задач и возможностей с помощью методов земельного контроля способствовать улучшению доступа к земельным угодьям эффективных землепользователей и применению санкций, вплоть до изъятия земли, у недобросовестных ее собственников. Отмеченное и являлось целью исследования, которое проводилось с использованием анализа научной литературы, нормативно-правовой базы, данных Росстата об использовании сельскохозяйственных угодий на примере РФ в целом, регионов Северо-Западного федерального округа (СЗФО), а также деятельности управлений Россельхознадзора.
Результаты исследования. Как показал опыт развития аграрного сектора экономики в условиях рынка, государство должно активно проявлять свои регулирующие функции на рынке земли и в земельных отношениях в целом. Об этом свидетельствует и практика развитых зарубежных стран. В нашей стране в ходе трансформации структуры собственности на землю последовательно изменялся сам процесс ее регулирования со стороны государства, а также его функции. Следовательно, на современном этапе государственное регулирование степени эффективности использования сельскохозяйственных угодий должно быть адаптированным к сложившейся структуре собственности на землю и ситуации с наличием значительных площадей выбывших из хозяйственного оборота ценных сельскохозяйственных угодий.
Как еще много лет тому назад отмечал академик РАН И.Н. Бузда-лов, государственное регулирование является неотъемлемой частью государственной аграрной политики, которую «следует рассматривать как систему конституционно и законодательно принципиальных установок государства в обеспечении необходимых, стимулирующих эф-
фективное хозяйствование экономических и социальных условий жизнедеятельности крестьянства» [10, с. 12].
Задача охраны и эффективного использования земли отражена в ст. 9 Конституции Российской Федерации, определяющей, что «земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории» [1]. Как известно, согласно ст. 7 Земельного кодекса [2], в Российской Федерации собственникам, землевладельцам, арендаторам и землепользователям, независимо от их организационно-правовых форм, предоставляется право самостоятельно хозяйствовать на земле, но при этом их деятельность не должна наносить ущерба окружающей среде и нарушать права и законные интересы третьих лиц. Таким образом, названные субъекты земельных отношений при использовании земли должны выполнять обязанности, установленные требованиями законодательства. Отсюда и законодательно установленное наличие таких видов земельного контроля, как государственный, муниципальный и общественный.
Обзор действующего законодательства Российской Федерации позволяет отметить развитие и уточнение требований по охране земельных ресурсов со стороны государства и углубление самого содержания земельного контроля. Так, например, 23 декабря 1993 г. было принято постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от № 1362 «Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации» [5], когда главная роль отводилась Комитету Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству и его органам на местах.
Федеральный закон «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», принятый Государственной думой 3 июля 1998 г. [3], устанавливал обязанность собственников, владельцев, пользователей земельных участков осуществлять производство сельскохозяйственной продукции способами, обеспечивающими воспроизводство плодородия земель сельскохозяйственного назначения, а также исключающими или ограничивающими неблагоприятное воздействие такой деятельности на окружающую среду. Также они должны были соблюдать нормативы и правила проведения агротехнических, агрохимических, мелиоративных, фитосанитарных и противоэрозионных мероприятий; представлять в соответствующие органы исполнительной власти сведения об использовании агрохимикатов и пестицидов; информировать соответствующие органы исполнительной власти о фактах деградации земель сельскохозяйственного назначения и загрязнения почв на земельных участках, находящихся в их владении или пользовании.
Принятое 19 ноября 2002 г. постановление Правительства РФ № 833 «О государственном земельном контроле» [7] раскрывало порядок осуществления государственного земельного контроля и систему контролирующих органов власти. Положение устанавливало порядок осуществления государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства, требований по охране и использованию земель, в том числе за воспроизводством плодородия земель сельскохозяйственного назначения организациями независимо от организационно-правовой формы, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. Государственный земельный контроль на сельскохозяйственных землях, кроме Федеральной службы
земельного кадастра РФ, возлагался и на Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
15 ноября 2006 г. было принято Постановление Правительства Российской Федерации № 689 «О государственном земельном надзоре», что отменяло действие Постановления Правительства Российской Федерации от 19 ноября 2002 г. № 833 «О государственном земельном контроле». Также устанавливались:
1) цель государственного земельного контроля - обеспечение соблюдения организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами и гражданами земельного законодательства требований охраны и использования земель;
2) орган, осуществляющий земельный контроль на землях сельскохозяйственного назначения и земельных участках сельскохозяйственного использования в составе земель поселений, в лице Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) и ее территориальных органов [8]. Следует отметить, что задачи Россельхознадзора были достаточно конкретизированы, а именно для контроля выполнения:
а) положений Федерального закона «О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения», мероприятий по сохранению и воспроизводству плодородия земель сельскохозяйственного назначения, включая мелиорированные земли;
б) требований по предотвращению самовольного снятия, перемещения и уничтожения плодородного слоя почвы, а также порчи земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами, агрохими-
катами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами и отходами производства и потребления;
в) иных требований земельного законодательства по вопросам использования и охраны земель в пределах установленной сферы деятельности [там же].
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. № 1 «Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре» [4] устанавливались требования об обязательном использовании земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности.
Государственный земельный контроль осуществляется в форме проверок, проводимых в соответствии с планами, утверждаемыми в установленном порядке, на основании предписания (распоряжения) руководителя органа, осуществляющего государственный земельный контроль, с соблюдением прав и законных интересов организаций и граждан. По закону плановые проверки в отношении каждого земельного участка проводятся не чаще одного раза в два года. Внеплановые проверки проводятся в следующих случаях: для проверки исполнения предписаний об устранении ранее выявленных нарушений земельного законодательства; в случае обнаружения государственными инспекторами по использованию и охране земель достаточных данных, указывающих на наличие земельных правонарушений.
Россельхознадзор выполняет свои функции совместно с территориальными органами Росреестра и Федеральной службы по надзору в сфере природопользования. При этом Росреестр контролирует выпол-
нение следующих требований законодательства в отношении всех земель: о недопущении самовольного занятия земельного участка и использования его лицом, не имеющим прав на него; об использовании земельных участков по целевому назначению и (или) разрешенным использованием; связанных с обязанностью по приведению земель в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, а также по выполнению в установленный срок выданных предписаний и устранения нарушений в области земельных отношений [23].
Проведенный краткий экскурс в историю формирования земельного контроля позволяет сделать вывод о постепенной конкретизации его требований и формировании ответственных органов управления, а также ужесточении ответственности за неиспользование земли. При этом главной задачей государственного контроля за использованием и охраной земель всегда выступало обеспечение соблюдения всеми гражданскими, должностными и юридическими лицами требований земельного законодательства страны и субъектов Федерации.
Поэтому можно поставить вопрос: почему же, несмотря на существующую нормативно-правовую базу, как уже отмечалось [19], по сравнению с 1990 г., за годы реформы 90-х гг. площадь сельскохозяйственных угодий, используемых предприятиями, организациями и гражданами, занимающимися сельскохозяйственным производством, сократилась в РФ на 21 млн га, СЗФО - более, чем на 1,5 млн га? Ведь согласно данным Всероссийской сельскохозяйственной переписи 2016 г., на 1 июля 2016 г. в целом по РФ во всех категориях хозяйств не использовалось 13 % площади сельскохозяйственных угодий, в СЗФО - почти 32 %, а например, в Псковской области - более 40 [12]. Агроэкономическое состояние земельных ресурсов на больших площадях оказалось неудовлетворительным, так как снизился запас
гумуса в почве. Значительные площади сельскохозяйственных угодий эродированы и эрозионно опасны, оказались заболочены и переувлажнены или же захламлены промышленными отходами и бытовым мусором.
Анализ показал, что есть ряд причин, среди которых, во-первых, следует назвать частые реорганизации в системе органов власти. В результате государственный контроль в отношении сельскохозяйственных угодий осуществлялся Комитетом Российской Федерации по земельным ресурсам и землеустройству (с сентября 1998 г. - Государственный земельный комитет РФ (Госкомзем), с мая 2001 г. - Федеральной службой земельного кадастра (Росземкадастр), с августа 2004 г. - Федеральным агентством кадастра объектов недвижимости (Роснедвижимость) и его органами на местах, затем другими специально уполномоченными государственными органами в пределах их компетенции (Росреестр, Россельхознадзор).
Отмеченное снижало эффективность осуществляемых государственных мер. Тем не менее, как показали в свое время данные Гос-комзема, проверки и привлечение нарушителей к административной ответственности проводились, хотя это осуществлялось в незначительных размерах и при большой дифференциации по регионам (таблица).
Несмотря на выявление огромного количества случаев загрязнения, захламления и порчи земель, при проверках применяются только штрафные санкции, при этом, как видно из данных таблицы, до 40 % нарушений не устраняется. Хуже всего обстоит дело с уничтожением последствий захламления земель, с возвратом самовольно захваченных и временно используемых участков. До 30 °% и более предупрежденных нарушений не устраняются.
Таблица
Сведения о контроле за использованием и охраной земель в СЗФО
(2000 г.)
Прове- Выявлено Привлечено нарушителей к административной ответственности Устранено нарушений
% к наличию нарушений
Регионы дено проверок нарушений количество сумма штрафов (тыс. р.) взыскано штрафов, % количество
СевероЗападный ФО, 17368 12138 2119 4375,7 59,7 8610 70,9
всего
Республика Карелия 1818 1593 216 485,3 60,8 1162 72,9
Республика Коми 683 464 140 574,2 78,9 460 99,1
Архангельская область 1607 724 175 225,3 80,6 488 67,4
Вологодская область 67 67 25 119,2 68,8 26 38,8
Калининградская область 2857 2124 284 371,8 53,3 1220 57,4
Ленинградская область 2250 1465 185 184,3 72,1 1231 84,0
Мурманская область 637 651 51 130,2 33,8 394 60,5
Новгородская область 1530 1124 252 156 61,5 909 80,9
Псковская область 2280 1640 168 217 71,6 1082 66,0
Во-вторых, отсутствие сложившейся системы земельного контроля по уровням управления (федеральный, региональный, муниципальный) не позволило, несмотря на положения ст. 284 Гражданского кодекса, ввести в действие такие меры, как изъятие земельного участка при его неиспользовании по целевому назначению в течение трех лет. Случаи принудительного изъятия участка за нарушение законодательства об использовании земель сельскохозяйственного назначения установлены также Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а именно:
- если использование земли повлекло за собой существенное снижение плодородия этих земель или значительное ухудшение экологической обстановки (критерии существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения и критерии значительного ухудшения экологической обстановки устанавливаются в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22.07.2011 г. № 612);
- при неиспользовании земли для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в течение трех и более пяти лет подряд, со дня возникновения права собственности на земельный участок.
В целом на эффективность земельного контроля также влияли причины, связанные с проведением массового перераспределения сельскохозяйственных угодий по собственникам: сначала разделение земельного фонда колхозов и совхозов между их работниками через механизм земельных долей, затем аккумулирование этих долей в руках структур, зачастую не связанных с сельским хозяйством. Поэтому длительность и сложность процедуры оформления земельных долей в земельные участки и их постановки на кадастровый учет также не позволяли своевременно идентифицировать собственника конкретного массива земли и предъявить ему санкции со стороны контролирующих органов. В таких условиях выполнение контрольных функций государственных и муниципальных служб по охране земель являлось достаточно сложным, несмотря на то что количество проверок и площадей земель, где эти нарушения выявлены, постоянно увеличивалось по годам.
Учитывая масштабность неиспользуемых сельскохозяйственных угодий, на уровне Президента страны была поставлена задача наве-
сти порядок в земельных отношениях. Поэтому в июле 2016 г. были внесены изменения в отдельные законодательные акты по совершенствованию порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства. Согласно принятым изменениям земельный участок принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента, когда установлен факт его неиспользования по целевому назначению, он не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной, связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. В случае, если не было устранено правонарушение, то орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение двух месяцев со дня поступления необходимых материалов должен обращаться в суд с требованием об изъятии земельного участка и о его продаже с публичных торгов по рыночной цене или кадастровой стоимости. Если же по земельному участку уже было решение суда о его изъятии из-за неиспользования и он приобретен по результатам публичных торгов, но не используется по целевому назначению в течение одного года с момента возникновения права собственности, то предусмотрено наложение административного штрафа на граждан и индивидуальных предпринимателей в размере от 0,1 до 0,3 % кадастровой стоимости земельного участка (но не менее 2000 р.), а на юридических лиц - от 1 до 6 % кадастровой стоимости (но не менее 100 тыс. р.). Следовательно, можно сделать вывод, что со стороны законодательной базы есть направленность на стимулирование эффективного использования земель.
По последним имеющимся данным Росреестра, в 2016 г. в целом по СЗФО было выявлено 12,7 тыс. нарушений земельного законода-
тельства, что находится на уровне показателей 2000 г., к административной ответственности привлечено в 2,1 тыс. случаев или меньше, чем в 3 раза. Вместе с тем сумма наложенных штрафов составила 100,3 млн р., или в 22,9 раза больше уровня 2000 года, из которых было взыскано 54,3 млн р. Всего было устранено 4,7 тыс. нарушений на площади 6,3 тыс. га. Аналогичное повышение результативности деятельности контролирующих органов произошло и в целом по РФ. В 2017 г. количество проведенных проверок Росреестра по направлению государственного земельного надзора увеличилось в 1,1 раза, административных обследований - в 11,3 раза, в 2,1 раза больше рассмотрено материалов муниципального земельного контроля, нарушений земельного законодательства на 16 % больше, наложено штрафов на общую сумму более 2 млрд р. [23]
По данным Россельхознадзора за 2016 год, в сфере государственного земельного надзора его территориальными подразделениями в целом по РФ было проверено 6,4 тыс. юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, всего проведено 6,8 тыс. контрольно-надзорных мероприятий. Было выдано 3544 предписания об устранении выявленных нарушений земельного законодательства, а также внесены представления об устранении причин и условий их совершения, среди которых 1166 исполнено [24].
Таким образом, можно сделать вывод, что современная организация земельного контроля предполагает контроль в двух аспектах: за сельскохозяйственными угодьями как природным ресурсом и природным объектом, а также контроль за земельными участками как объектом гражданских прав.
Специалистами Россельхознадзора осуществляется широкий спектр обязанностей в области земельного надзора в виде проведения проверок планового и внепланового характера, мониторинга соблюде-
ния норм правовых актов, а также проверок степени устранения обнаруженных нарушений земельного законодательства. Однако в целях экономии средств на организацию деятельности в некоторых регионах СЗФО нет отдельных управлений этой службы, а есть общие: так, Псковская область объединена с Тверской, Новгородская - с Вологодской областью, Ленинградская - с Санкт-Петербургом.
На основании вышеизложенного можно сделать ряд заключений.
Во-первых, достаточность сформированной нормативно-правовой базе системы земельного контроля за использованием сельскохозяйственных угодий.
Во-вторых, недостаточность финансового и кадрового обеспечения названных контролирующих служб, что не соответствует масштабам предстоящих работ по наведению порядка с использованием сельскохозяйственных угодий, уровень заработной платы не адекватен условиям и интенсивности труда специалистов Россельхознадзора.
В-третьих, длительность процедуры осуществления земельного контроля: сначала принимаются меры предупредительного характера, т. е. выдача предписания без составления административного протокола и надзор за его исполнением в случае, если земельный участок не использовался менее одного года. Если более года - меры административной ответственности, аналогично и при причинении вреда почве.
В-четвертых, принятый порядок «надзорных каникул» в отношении проверок малого бизнеса также затрудняет оперативное реагирование, что обусловило снижение в 2016 г. количества проведенных проверок. Хотя положительным является введение нормы о возможности проведения проверки в отсутствии собственника земли, если его о проверке надлежащим образом известили, а также возможности повторной проверки.
В организации земельного контроля существует и такая проблема, что из-за длительности процедуры установления собственника конкретного неиспользуемого массива земли органы Россельхознадзора зачастую активизируют свою деятельность по проверкам в отношении успешно функционирующих сельскохозяйственных организаций, о чем свидетельствует опыт ЗАО «Племзавод», «Ручьи» Ленинградской области и действующих фермерских хозяйств.
Отметим также, что при ужесточении требований к собственникам земли речь идет о земельных участках, но не о значительных массивах земельных долей, которые до сих пор не выделены в натуре на местности. Следовательно, до конца проблема заброшенных земель не будет оперативно решена.
Тем не менее, несмотря на стоящие очередные задачи по совершенствованию земельного контроля, как представляется, предпринимаемые законодательные меры будут иметь большое значение для развития аграрного производства и упорядочения рыночного оборота земли [11; 18]. В условиях усиления концентрации сельскохозяйственных угодий в собственности агрохолдингов это позволит прежде всего улучшить доступ к земле со стороны малого бизнеса [13; 14], как важнейшего фактора возрождения территорий [17; 20], в том числе и особенно сельских.
На современном этапе глобальных вызовов и рисков активная роль земельного контроля в системе земельных отношений будет способствовать смягчению нарастающих противоречий в социально-экономических системах [22], которыми являются аграрное производство и сельские местности.
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]. - URL: https://www.zakonrf.info/konstitucia/9/
2. Земельный кодекс Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 25.12.2018) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/
3. О государственном регулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения: федер. закон, принят Государственной Думой 3 июля 1998 года, одобрен Советом Федерации 9 июля 1998 года [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base
4. Об утверждении Положения о государственном земельном надзоре: постановление Правительства Российской Федерации от 2 января 2015 г. № 1 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173212/
5. Об утверждении Положения о порядке осуществления государственного контроля за использованием и охраной земель в Российской Федерации: постановление Совета Министров - Правительства Российской Федерации от № 1362 [Электронный ресурс]. - URL: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-23121993-n-1362/
6. Об утверждении Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы: постановление Правительства РФ от 25 августа 2017 г. № 996 [Электронный ресурс]. - URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71655402/
7. О государственном земельном контроле: постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. № 833. [Электронный ресурс]. - URL: http://base.garant.ru/12128841/#ixzz5TvAGakXa
8. О государственном земельном контроле: постановление Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. № 689. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.gosthelp.ru/text/Postanovlenie689Ogosudars.html
9. О государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013 -2020 годы: постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. N 717 [Электронный ресурс]. - URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70210644/paragraph/1:0
10. Буздалов И.Н. Стратегия аграрной политики в переходный период: концепция и основные направления // Социально-экономические проблемы аграрной политики и развитие агропродовольственных рынков. - М.: Энциклопедия российских деревень, 2002.
11. Быкадоров В.П., Градинарова М.А., Звягинцев Л.Е. и др. Экономика и управление аграрным производством: учебное пособие для студентов высших учебных заведений по специальности 080502 - «Экономика и управление на предприятиях АПК». 2-е изд., переработанное и дополненное. - Ростов н/Д.: Мини Тайп, 2008. - 714 с.
12. Всероссийская сельскохозяйственная перепись 2016 года. Предварительные итоги: В85 Статистический бюллетень/Федеральная служба государственной статистики. М: ИИЦ «Статистика России», 2016. - 70 с. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/vsxp2016/VSHP-2016.pdf
13. Космачева Н.М. Развитие малого бизнеса на федеральном и региональном уровне: монография. - СПб.: ЛГУ им. А. С. Пушкина, 2007. - 99 с.
14. Космачева Н.М. Государственное регулирование и механизм финансовой поддержки субъектов малого предпринимательства в России // Регион: экономика и финансы: международная научно-практическая конференция, посвященная
10-летию Академии социального управления 20 мая 2014 г. / под общ. ред. А.З. Дадашева, Ф.М. Урумовой, 2014. - С. 151-158.
15. Костяев А. И., Никонова Г.Н., Трафимов А. Г. Земельный потенциал сельских территорий: перспективы развития // Экономика сельского хозяйства России. -2015. - № 11. - С. 24-30.
16. Костяев А.И., Никонова Г.Н., Трафимов А.Г., Джабраилова Б.С. Трансформация структуры собственности на землю и воспроизводственный процесс в аграрном секторе // Экономика сельского хозяйства России. - 2014. - № 12. -С. 13-20.
17. Костяев А.И., Никонов А.Г., Никонова Г.Н., Траньков В.М., Шепелева Е.А. Концепция устойчивого развития сельских территорий Ленинградской области. Проект. - СПб.: СЗНИЭСХ. - 2010. - 50 с.
18. Никифорова Е.О., Джабраилова Б. С., Никонов А. Г. Факторы развития земельного рынка в сельской местности // Российский электронный научный журнал. -2015. - № 4 (18). - С. 83-94.
19. Никонов А. Г. Региональные условия функционирования сельскохозяйственных товаропроизводителей на современном этапе // Экономика нового мира. -№ 4. - 2017. - С. 15-25.
20. Никонов А. Г., Павлов В. И., Черницкий А. К. К вопросу использования зарубежного опыта развития сельского хозяйства и сельских территорий в условиях усиления процессов глобализации // Никоновские чтения. - 2011. - № 16. - С. 220221.
21. Трафимов А. Проблемы технологической модернизации сельскохозяйственных организаций // АПК: экономика, управление. - № 2. - 2017. - С. 27-35.
22. Черкасская Г. В. Виды и особенности социально-трудовых и социально-экономических отношений в современном мире // Проблемы и пути социально-экономического развития: город, регион, страна, мир IV международная научно-практическая конференция: сборник статей / под общ. ред. В.Н. Скворцова. - 2014. - С. 55-63.
23. Официальный сайт. Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр) [Электронный ресурс]. - URL: https://rosreestr.ru/site/
24. Официальный сайт. Федеральная служба по ветеринарному и фитоса-нитарному надзору [Электронный ресурс]. - URL: http://www.fsvps.ru/
References
1. Konstituciya Rossijskoj Federacii. URL: https://www.zakonrf.info/ konstitucia
2. Zemel'nyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 25.10.2001 N 136-FZ (red. ot 25.12.2018) (s izm. i dop., vstup. v silu s 01.01.2019). URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_33773/
3. O gosudarstvennom regulirovanii obespecheniya plodorodiya zemel' sel'skohozyajstvennogo naznacheniya: fed. zakon, prinyat Gosudarstvennoj Dumoj 3 iyulya 1998 goda, odobren Sovetom Federacii 9 iyulya 1998 goda. URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/ online.cgi?req=doc&base
4. Ob utverzhdenii Polozheniya o gosudarstvennom zemel'nom nadzore: po-stanovlenie Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot 2 yanvarya 2015 g. № 1. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_173212/
5. Ob utverzhdenii Polozheniya o poryadke osushchestvleniya gosudarstvennogo kontrolya za ispol'zovaniem i ohranoj zemel' v Rossijskoj
Federacii: postanovlenie Soveta Ministrov - Pravitel'stva Rossijskoj Federacii ot № 1362. URL: http://legalacts.ru/doc/postanovlenie-pravitelstva-rf-ot-23121993-n-1362
6. Ob utverzhdenii Federal'noj nauchno-tekhnicheskoj programmy razvitiya sel'skogo hozyajstva na 2017-2025 gody: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 25 avgusta 2017 g. № 996. URL: http://www.garant.ru/products/ipo/prime/ doc/71655402/
7. O gosudarstvennom zemel'nom kontrole: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 19 noyabrya 2002 g. № 833. URL: http://base.garant.ru/12128841/# ixzz5TvAGakXa
8. O gosudarstvennom zemel'nom kontrole: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 15 noyabrya 2006 g. № 689. URL: http://www.gosthelp.ru/text/Postanovlenie 689Ogosudars.html
9. O gosudarstvennoj programme razvitiya sel'skogo hozyajstva i reguliro-vaniya rynkov sel'skohozyajstvennoj produkcii, syr'ya i prodovol'stviya na 2013 -2020 gody: postanovlenie Pravitel'stva RF ot 14 iyulya 2012 g. N 717. URL: http://ivo.garant.ru/#/document/70210644/paragraph/1:0
10. Buzdalov I.N. Strategiya agrarnoj politiki v perekhodnyj period: kon-cepciya i osnovnye napravleniya // Social'no-ekonomicheskie problemy agrarnoj politiki i razvitie agroprodovol'stvennyh rynkov. Moscow: Enciklopediya rossijskih dereven', 2002.
11. Bykadorov V.P., Gradinarova M.A., Zvyagincev L.E. i dr. Ekonomika i upravlenie agrarnym proizvodstvom: uchebnoe posobie dlya studentov vysshih uchebnyh zavedenij po special'nosti 080502 - «Ekonomika i upravlenie na predpriyatiyah APK». 2-e izd., pererabotannoe i dopolnennoe. Rostov-na-Donu: Mini Tajp Publ., 2008. 714 p.
12. Vserossijskaya sel'skohozyajstvennaya perepis' 2016 goda. Predvari-tel'nye itogi: V85 Statisticheskij byulleten'/Federal'naya sluzhba gosudar-stvennoj statistiki. M: IIC «Statistika Rossii», 2016 70 p. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/business/sx/vsxp2016/VSHP-2016.pdf
13. Kosmacheva N.M. Razvitie malogo biznesa na federal'nom i regional'nom urovne: monografiya. St.Petersburg: LGU im. A. S. Pushkina Publ., 2007. 99 p.
14. Kosmacheva N.M. Gosudarstvennoe regulirovanie i mekhanizm finanso-voj podderzhki sub"ektov malogo predprinimatel'stva v Rossii. Region: ekonomika i finansy: mezhdunarodnaya nauchno-prakticheskaya konferenciya, Akademia social'nogo upravleniya 20 maya 2014 g., 2014. PP. 151-158.
15. Kostyaev A.I., Nikonova G.N., Trafimov A.G. Zemel'nyj potencial sel'-skih territorij: perspektivy razvitiya. Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii. 2015. № 11. PP. 24-30.
16. Kostyaev A.I., Nikonova G.N., Trafimov A.G., Dzhabrailova B.S. Transformaciya struktury sobstvennosti na zemlyu i vosproizvodstvennyj pro-cess v agrarnom sektore. Ekonomika sel'skogo hozyajstva Rossii. 2014. № 12. PP. 13-20.
17. Kostyaev A.I., Nikonov A.G., Nikonova G.N., Tran'kov V.M., Shepeleva E.A. Koncepciya ustojchivogo razvitiya sel'skih territorij Leningradskoj oblasti. Proekt. St.Petersburg: SZNIESH Publ., 2010. 50 p.
18. Nikiforova E.O., Dzhabrailova B.S., Nikonov A.G. Faktory razvitiya
zemel'nogo rynka v sel'skoj mestnosti. РоБзузку е!ек1гоппу] паиеИпу] гИита!. 2015. № 4 (18). РР. 83-94.
19. Nikonov А.С. Regional'nye usloviya funkcionirovaniya sel'skohozyaj-stvennyh tovaroproizvoditelej na sovremennom etape. Ekonomika novogo miгa. № 4. 2017. РР. 15-25.
20. Nikonov А.С., Pav!ov V.!., СИегтску А.К. K voprosu ispol'zovaniya za-rubezhnogo opyta razvitiya sel'skogo hozyajstva i sel'skih territorij v usloviyah usileniya processov globalizacii. Nikonovskie сМетуа. 2011. № 16. РР. 220221.
21. Tгafimov А. Problemy tekhnologicheskoj modernizacii sel'skohozyaj-stvennyh organizacij. АРК: ekonomika, ир^1ете. № 2. 2017. РР. 27-35.
22. Cherkasskaya О^. Vidy I osobennosti sociaГno-tmdovyh I social'no-ekonomicheskih otnoshenij v sovremennom mire. Pгob!emy i ри^ зocia!'пo-ekoпomicheзkogo гazvitiya: goгod, гедюп, зtгaпa, miг IV mezhduпaгodпaya nauchno-prakticheskaya koпfeгeпciya: зboгпik зtatej. 2014. РР. 55-63.
23. Oficial'nyj sajt. Federal'naya sluzhba gosudarstvennoj registracii, kadastra kartografii (Rosreestr). ЫРЬ: https://rosreestr.ru/site/
24. Oficial'nyj sajt. Federal'naya sluzhba po veterinamomu fitosanitamomu nadzoru. УРЬ: http://www.fsvp3.ru/