ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3
ЗЕМЕЛЬНЫЙ КОМПЛЕКС КАК ФОРМА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ В АГРОЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДСИСТЕМЕ РЕГИОНА НА ПРИМЕРЕ КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКИ
ПАПШУОВ А.А.
аспирант, Карачаево-Черкесская государственная технологическая академия, e-mail: [email protected]
С развитием и усложнением социально-экономической системы общества все более актуальными становятся вопросы, связанные с формированием и развитием эффективной региональной агроэкологической подсистемы. Антропогенное воздействие на природную среду сильнее всего проявляется в использовании земли. Формирующиеся в стране рыночные отношения оказывают весьма противоречивое влияние на трансформацию отношений собственности на все ресурсы в агроэкологической подсистеме региона. Поэтому сохраняются общие для всех регионов проблемы, связанные с поисками научно-обоснованных проектов создания эффективной агроэкологической подсистемы региона на основе рационального землепользования в условиях становления многообразия форм собственности на землю как на ключевой экономический ресурс.
Ключевые слова: земля как ресурс производства; региональные особенности эффективной реализации собственности на землю; отношения собственности на землю как институциональный фактор развития региональных экономических подсистем; агроэкологи-ческая подсистема региона.
With the development and complexity of socio-economic system of society becoming increasingly relevant issues related to the formation and development of effective regional agro-ecological subsystem. Anthropogenic impact on the environment is most pronounced in land use. Emerging market relations in the country have a very contradictory impact on the transformation of property relations over all resources in the agro-ecological subsystem of the region. Therefore remain common to all regions of the problems associated with the search for science-based projects for the creation of effective agri-environment sub region based on sustainable land use in the making a variety of forms of land ownership as a key economic resource.
Keywords: land as a resource for production; regional features of the effective implementation of land ownership; relationship to land ownership as an institutional factor in the development of regional economic subsystems; agro-ecological subregion.
Коды классификатора JEL: Q15, Q24.
Использование факторов производства в разных отраслях экономики отличается многовариантностью их сочетания. Приоритетность, масштабы и механизм использования каждого фактора производства определяются многими обстоятельствами, и, прежде всего, спецификой отрасли и теми задачами, которые перед ней стоят. Одним из важнейших природных богатств в Российской Федерации являются земельные ресурсы. Роль земли в обеспечении жизнедеятельности населения подчеркнута в Конституции Российской Федерации. В ней определено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории.
Поэтому исключительно важное значение имеет рациональное использование уже вовлеченных в хозяйственный оборот земельных ресурсов, т.е. земель, используемых для производства продуктов питания. Все факторы производства в условиях рыночных отношений для всех сфер экономики равнозначны, за исключением сельского хозяйства, где земля выступает в качестве и средства, и предмета труда, а также — главного звена агроэкологической подсистемы региона. На протяжении многих лет
© А.А. Папшуов, 2011
землепользование в России было безвозмездным, что способствовало нерациональному использованию земель как на макро-, так и на мезоуровне.
Переход к рыночным отношениям связан с формированием экономического механизма, призванного рационализировать процессы землепользования. Рыночные отношения требуют принципиально новых подходов к развитию и регулированию регионального земельного комплекса. Особая черта регионального земельного комплекса заключается в том, что в его фокусе находится уникальный объект, на который направлены интересы всех участников, поскольку земля представляет собой универсальный фактор общественного жизнеобеспечения, в процессы землепользования вовлечены в прямой и опосредованной форме все члены общества.
На современном этапе рыночных реформ важнейшей социально-экономической задачей при выборе стратегии и тактики дальнейшего развития отношений земельной собственности является поиск путей, способных обеспечить повышение эффективности использования земельных ресурсов. Успешное решение этой задачи зависит от надежности научного обоснования целого ряда проблем, в числе которых наибольшую актуальность имеет совершенствование землепользования, формирование системообразующих элементов регионального земельного комплекса и его инфраструктуры.
Исходя из этого, может быть предложена трактовка сущности регионального земельного комплекса как иерархической, пространственно организованной рыночной системы, базирующейся на взаимодействии спроса и предложения прав собственности на землю как на экономический ресурс, формирующихся в структуре региональной агроэкологической подсистемы, включающей различные типы земельных отношений и процессов землепользования. Развитие и совершенствование процессов землепользования приобретает все большую важность ввиду того, что они являются генераторами устойчивого сбалансированного развития территории.
Земельный комплекс, характеризующийся процессами земельных отношений, регуляторами которых являются право собственности (владение, пользование, распоряжение), возможность передачи этого права (аренда, продажа, залог и т.д.), конкуренция, денежная оценка и свободно складывающиеся цены на землю, а также законодательно установленная совокупность условий, привилегий и ограничений в использовании данных регуляторов, занимает важное место в агроэкологической подсистеме региона.
Региональная агроэкологическая подсистема может быть представлена как полиструктурная система, состоящая из экономической, финансовой, демографической, территориальной, природноресурсной, организационно-управленческой, информационной социальной, национальной, архитектурнопланировочной и других структур, включенных в пространство региона. С точки зрения рационально организованной региональной агроэкологической подсистемы сочетание факторов производства также неодинаково для разных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности.
Уровень эффективности реализации собственности на землю с учетом принципов рационального развития региональной агроэкологической системы в новых институциональных структурах в некоторых регионах пока еще остается недостаточно высоким, о чем свидетельствует практика различных форм хозяйствования. В экономической литературе так же пока не нашли должного освещения многие вопросы оптимизации использования земельных ресурсов в разных формах хозяйствования, в т.ч. с учетом специфики регионов высокорискованного земледелия, что обуславливает необходимость особого подхода к обеспечению природоохранных мер, бережному отношению к каждому участку земли.
Карачаево-Черкесская Республика традиционно считается аграрным регионом. Аграрный характер экономики Карачаево-Черкесской Республики обусловлен, прежде всего, наличием природных условий для осуществления сельскохозяйственного производства. Территория Карачаево-Черкесии имеет ряд существенных особенностей, которые оказывают значительное влияние на состояние сельскохозяйственного производства. Протяженность республики с севера на юг, размещение на северных предгорьях Главного Кавказского хребта, резкие контрасты рельефа от равнинных участков на севере до высоких гор на юге, наличие долин, подступающих к Главному Кавказскому хребту — все это обуславливает многообразие природно-климатических условий: климата, почвы, рельефа местности, растительности, что непосредственно оказывает влияние на характер, методы, способы ведения сельскохозяйственного производства и характер природоохранных проблем и мероприятий.
На сравнительно небольшой территории с весьма своеобразным рельефом наблюдаются значительные перепады высот, резкие колебания средней месячной температуры воздуха между северной равниной и перевалами Главного Кавказского хребта, разность в количестве осадков за год. Кроме того, вследствие большого разнообразия природных условий, в республике отмечается значительная пестрота почвенного покрова от черноземов на севере до горно-луговых и бурых почв на юге. Почвенные зоны в республике представлены узкими полосами с проявлением вертикальной зональности.
Сельское хозяйство Карачаево-Черкесской Республики по уровню развития на 95% дотируется из федерального бюджета. В немалой степени это обусловлено тем, что Карачаево-Черкесская республика значительно отличается от других регионов Северного Кавказа по структуре земельной площади. Так, для сельскохозяйственных целей пригодно меньше половины территории — 786,9 тыс. га. В структуре сельскохозяйственных угодий преобладают сенокосы (21%) и пастбища (51%) — 497,8 тыс. га или 72%. Пашня
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3
108
А.А. ПАПШУОВ
занимает только 155 тыс. га или 26,6% сельскохозяйственных угодий. При этом 96,7% пашни расположено на высотах от 500 до 2000 м над уровнем моря, то есть выше тех высот, где природные условия создают ограничения для развития сельскохозяйственного производства и делают его рискованным. Рельеф местности обуславливает возможность проявления различных негативных процессов на сельскохозяйственных угодьях в виде водной и ветровой эрозии.
Главным фактором проявления негативных процессов на землях, ухудшения их экологического состояния является низкий уровень хозяйственного использования земель. Это связано, прежде всего, с отсутствием полноценного финансирования мероприятий по защите почв и их рациональному использованию, агрохимическому обеспечению, химической мелиорации, внесения удобрений на уровне научнообоснованной потребности и т.д. Недостаточно финансируются объемы работ по защите земель от водной и ветровой эрозии, ни в одной из почвенных зон республики не создана законченная система защитных лесонасаждений. Не в полной мере инвестиционно обеспечены объемы работ по посадке защитных овраго-балочных полос, что приводит к развитию эрозии и активизации оползневых процессов.
Наибольшее количество земель (74,8%) используют сельскохозяйственные предприятия, крестьянско-фермерские хозяйства и хозяйства населения. Рыночные преобразования привели к радикальным изменениям в отношениях собственности на факторы производства. Социально-экономическая эффективность новых сельскохозяйственных институциональных структур во многом зависит от того, насколько оказались адаптированными к условиям рыночной экономики отношения собственности на землю, и решили ли они извечный вопрос эффективности использования земельных ресурсов в региональной системе природопользования.
В настоящее время в результате незавершенных преобразований в аграрной сфере региона сложилась противоречивая, достаточно сложная переходная структура земельной собственности: собственниками земель являются коллективы бывших колхозов-совхозов, пользователями (часто бесплатными) выступают сельскохозяйственные предприятия. Дальнейшее развитие земельных отношений в русле реформы предполагает закрепление юридических прав собственников и пользователей, свободный оборот земельных паев, приводящий к аккумулированию земельной собственности в руках эффективных собственников, однако эти процессы еще не завершены.
На Кавказе каждый населенный пункт имеет свою историю земельного вопроса, и это нельзя не учитывать. В некоторых случаях земля распределена между жителями села поровну, в случаях, если нет никаких претензий на нее у третьих лиц. В других случаях есть земля под отгонными пастбищами. Есть две причины, из-за которых процесс оформления земельных наделов затянулся. Во-первых, недостаточное знание селянами действующего законодательства и сроков, установленных им, и, во-вторых, высока цена за оформление паев, в частности, за их межевание. Приватизация земли, принадлежащей бывшим совхозам и колхозам республики, в ряде районов прошла с нарушениями закона, что подтверждено результатами проверок надзорных органов. Пайщики, имеющие право на коллективную долевую собственность, в силу тех или иных причин не получили своих земельных наделов. Земля не была размежевана, ушла либо в аренду, либо в актив государственных унитарных предприятий, либо попросту используется без наличия документов на право собственности или аренды.
В ряде регионов Северного Кавказа существует мораторий на продажу земель сельхозназначения в собственность — так сложилось институционально. В целом правовых, институциональных и политических условий для земельной реформы пока еще не создано. Арендные отношения, особенно очень распространенная краткосрочная аренда, не располагают к каким-либо серьезным инвестициям. В различных районах Карачаево-Черкесии эти преобразования идут по-разному. В районах, где хозяйства расположены ближе к рынкам сбыта — вблизи городов и крупных населенных пунктов — сельскохозяйственное производство выгодно и прибыльно. В этих районах меньше остается неиспользуемой земли, быстрее заключаются арендные договоры, выше уровень арендной платы, формируется рынок арендных договоров. В этих регионах велика роль земельных комитетов, поскольку от их работы зависит нормальное функционирование и развитие арендных отношений.
Иная ситуация наблюдается в регионах, где эффективность сельского хозяйства ниже или удалены стимулирующие спрос на сельскохозяйственную продукцию рынки сбыта. Есть фонд неиспользуемой земли, предложение земли превышает спрос на нее, медленнее идет процесс оформления арендных соглашений, ниже уровень арендной платы. В таких районах функции коллективных сельскохозяйственных предприятий все в большей мере становятся не столько экономическими, сколько социальными, поскольку государство не в состоянии взять на себя заботу о сельских жителях, среди которых много людей престарелого возраста, отработавших всю жизнь в сельском хозяйстве. В этих районах следует иметь особый подход к развитию сельскохозяйственных предприятий.
Для решения этих проблем фермерским хозяйствам и малым сельскохозяйственным предприятиям приходится кооперироваться, что позволяет увеличивать материальные, технические и финансовые средства, оказывать взаимное содействие и консультационные услуги друг другу, повышать объемы производства в тех или иных направлениях АПК, обмениваться опытом на безвозмездной основе и представлять общие интересы в органах государственной и муниципальной власти.
Как представляется, в настоящее время могут быть разработаны и систематизированы следующие принципы эффективности управления процессами землепользования в региональной агроэкологической подсистеме:
1. Развитие и регулирование регионального земельного комплекса и процессов землепользования должно производиться с учетом сложившихся тенденций и современных реалий и иметь четкие ориентиры, цели, принципы.
2. Целями регулирования земельных отношений должны быть обеспечение рационального использования и охраны земель в регионе, создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле и успешного осуществления экономических реформ, обеспечение экологической безопасности, защиты прав на землю физических и юридических лиц.
3. Землепользование должно осуществляться на возмездной основе с учетом количественных и качественных характеристик земельных участков, а территория региональной агроэкологиче-ской подсистемы полностью должна быть зонирована с учетом достижения максимального положительного эффекта.
4. Необходимо проводить политику оптимальности, сбалансированности землепользования, при которой будут максимально учтены интересы большинства экономических агентов в направлении достижения положительного социального эффекта, т.е. превышения выгоды общества в целом над потерями индивидуумов.
5. Следует добиваться минимизации возможных конфликтов между участниками земельных отношений. В этих целях решение возникающих противоречий, столкновения интересов землепользователей должно иметь четкий, действенный механизм, закрепленный законодательно.
6. Процедуры распределения прав собственности на земельные участки должны быть прозрачны, в том числе — максимально снижена возможность повышения трансакционных издержек для землепользователей, что предполагает эффективный мониторинг исполнения земельного законодательства и соблюдение целевого использования земельных участков.
Реализация перечисленных принципов позволит, как представляется, не только достигнуть цели земельной реформы, но и создать предпосылки для сохранения земельно-ресурсного потенциала государства, в том числе на мезоуровне.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кузнецов А.С. Влияние экологической парадигмы на развитие земельных отношений в России // Экономические науки, 2008. № 4 (41).
2. Центр политической конъюнктуры // Интернет ресурс: http://www.ancentr.ru.
3. Регионы России. Деловой климат. Инвестиционный капитал // Интернет ресурс: http://www.russianecono-my.ru/Interviews/DetailsView.aspx?ID=436.
ТЕRRА ECONOMICUS ^ 2011 ^ Том 9 № 1 Часть 3