Научная статья на тему 'Земельные отношения и основные направления их совершенствования в России'

Земельные отношения и основные направления их совершенствования в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1600
170
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / СОБСТВЕННОСТЬ НА ЗЕМЛЮ / ЗЕМЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭФФЕКТИВНЫЙ ХОЗЯЙСТВЕННЫЙ МЕХАНИЗМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Астахова Н. Н.

В статье рассматриваются земельные отношения и связанная с ними проблема собственности на землю. Анализируется роль государства в регулировании земельных отношений, и предлагаются основные направ ления их совершенствования с целью создания эффективного хозяй ственного механизма развития земельной политики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

LAND OWNERSHIP AND THE WARN SPHERES OF THEIR PERFECTION IN RUSSIA

The article is devoted to land property and the problem of land ownership. It analyses the role of the gov ernment in regulating the relationship with land owners and presents the warn spheres of their perfection to cre ate effective technique of land property development.

Текст научной работы на тему «Земельные отношения и основные направления их совершенствования в России»

Н.Н. Астахова, ассистент кафедры теории и истории экономики Орловского государственного университета.

ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИХ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ В РОССИИ

В статье рассматриваются земельные отношения и связанная с ними проблема собственности на землю. Анализируется роль государства в регулировании земельных отношений, и предлагаются основные направления их совершенствования с целью создания эффективного хозяйственного механизма развития земельной политики.

Ключевые слова: земельные отношения, собственность на землю, земельная политика, эффективный хозяйственный механизм.

В рамках реформы, осуществляющейся в современной экономике России, вопрос о земельных отношениях занимает особое место. Это обусловлено не только историческими традициями формирования и развития земельного права в России, но и особой значимостью земли как специфического средства производства в сельском хозяйстве. При этом конечной целью земельных преобразований в аграрном секторе должно стать улучшение использования земель, а также обеспечение роста сельскохозяйственного производства за счет создания множественности организационно-правовых форм сельскохозяйственных предприятий.

В соответствии с Конституцией в Российской Федерации законодательно закреплены несколько форм собственности, а именно: частная, государственная и муниципальная формы собственности на землю, а также права пожизненного наследования земли и ее аренды. Появление и развитие данных форм и прав земельной собственности в сельском хозяйстве потребовало новых теоретических подходов к осмыслению принципа платности землепользования и выработке соответствующих практических рекомендаций по его реализации через конкретные формы.

Проблемы, возникающие в ходе земельной реформы, связаны и с объективными трудностями переходного периода, и с просчетами в проведении реформы. Это объясняется отсутствием необходимых макроэкономических предпосылок для проведения земельной реформы, а также не-

достаточной разработанностью системного подхода в исследовании земельных отношений. Очевидно, что развитие земельной реформы на современном этапе требует выработки принципиально новых подходов к проблеме аграрных земельных отношений.

Земельные отношения - это совокупность отношений, которые возникают между субъектами земельного права по поводу владения, пользования и распоряжения землей как ограниченного природного ресурса. Земельные отношения - достаточно сложная, многоаспектная проблема. Она содержит большой круг вопросов: формы собственности и хозяйствования, рынок земли, цена земли, рента, налог на землю, управление земельными ресурсами, разграничение федеральных и муниципальных земель, а также средств, поступающих от оборота земли, в том числе от аренды. Земельные отношения являются базисом производственных отношений, активно влияют на развитие производительных сил, а также ускоряют или замедляют процесс производства.

Центральным вопросом земельных отношений является проблема собственности на землю, являющейся основным фактором политического и социального развития села.

В ходе аграрной реформы в 1992 - 1993 гг. земля передана в собственность сельским труженикам, фермерам и владельцам крестьянских подворий. Конституция и Гражданский кодекс Российской Федерации предусматривают частную собственность на землю. Большая часть зем-

ли находится в частной (в том числе долевой) собственности. Но в связи с этим возникает круг нерешенных вопросов: какова же роль государства в регулировании новых земельных отношений, как оно должно контролировать сделки с земельными участками, переданными бесплатно крестьянам, каковы должны быть права на владение землей, кому должна принадлежать земельная рента, должна ли земля сосредоточиваться у крупных землевладельцев или ею будет владеть основная масса работающего крестьянства. Без решения таких вопросов невозможно создать эффективно функционирующий хозяйственный механизм развития и регулирования новых земельных отношений.

Земельные отношения в Российской Федерации в первую очередь должны опираться на Земельный кодекс, который призван не только отражать проводимую государством земельную политику, но и исходить из теоретических положений о роли земли в общественном производстве, организации рационального землевладения и землепользования, концепции научно обоснованного землеустройства.

Российские реформаторы, перенимая западные сценарии земельных отношений, не заметили тех тенденций в земельном законодательстве, которые происходят в тех странах в последнее время. Там земля представляет интерес не как объект собственности, а как объект хозяйствования. Западные ученые считают, что принцип ограничения государством прав частного собственника в пользу общества, арендатора, любого того, кто ее обрабатывает, разумен и снимает социальное напряжение. Значит, правильнее говорить о формировании "хозяев" земли, понимая под ними эффективно хозяйствующих субъектов, а не субъектов института частной собственности.

Совершенствуя земельные отношения, нельзя упускать вопросы земельной собственности, земельного рынка, пути решения их на региональном (областном) уровне. Здесь нужна регулирующая роль государства.

Проводимая сегодня земельная политика должна быть подчинена решению задачи не смены форм собственности, а формирования комплекса факторов, которые обеспечивают рост сельскохозяйственного производства и повышение его эффективности.

Стабилизация земельных отношений предполагает опору на достаточно прочный фундамент землеустройства как систему мероприятий по организации землепользования.

Для повышения роли землеустройства в объективизации земельных отношений необходимо межхозяйственную организацию использования земли сочетать с ее внутрихозяйственным устройством, ориентировать земельный кадастр и мониторинг земель на производственное применение при проведении землеустроительных работ, а также усилить агроэкологическую обосно-

ванность содержания землепользования, особенно в сельскохозяйственных предприятиях. Устойчивые земельные отношения должны строиться на основе сопряженного землеустройства как административных районов,так и сельских администраций и хозяйственных формирований.

Одним из главных достижений земельной реформы как основы для дальнейшего развития аграрной экономики является формирование развитого земельного рынка.

Переходить на новые типы хозяйствования и землепользования необходимо, но только при тщательном экономическом обосновании, поэтапно, без нанесения ущерба экономике сельскохозяйственного предприятия. Основными условиями такого перехода должны стать сохранение плодородия почв, объемов и эффективности производства и постепенное развитие экономики хозяйства.

Появление новых земельных собственников требует необходимого юридического оформления прав землевладения с выдачей документа, удостоверяющего эти права. Чтобы экономически реализовать право собственности на землю, должны работать соответствующие правовой и экономический механизмы, стимулироваться рациональное землепользование. А это требует регистрации землевладельцев и землепользователей, оценки их земель, оперативного учета изменения размеров хозяйств в случаях продажи земель, передачи их по наследству, залога, сдачи в аренду и т. д.

В целях охраны природы, воспроизводства почвенного плодородия, выполнения действующего законодательства государство при предоставлении земель должно устанавливать режим и условия их использования, следить за выполнением, что предполагает отражение ограничений в использовании земли в документах на право землевладения и землепользования.

Выход возможен на базе разработки научных подходов к земельным преобразованиям, основанных на комплексном решении сложных проблем социально-экономического развития села с учетом особенностей каждого региона страны. Наиболее важными при этом следует считать:

- совершенствование Земельного кодекса;

- предоставление равных экономических и юридических прав для сельхозтоваропроизводителей всех форм хозяйствования независимо от форм собственности;

- стимулирование научно-технического прогресса;

- введение экономически обоснованного единого земельного налога, который предусматривает снижение налогового бремени до 30% от дохода сельскохозяйственных организаций и фермерских хозяйств;

- ограничение круга физических лиц на право приобретения земельных участков;

- мораторий на операции с земельными долями;

- развитие арендных отношений.

В целом государственная политика в области земельных отношений должна быть ориентирова-

на не на куплю-продажу земли и спекуляцию ею, а именно на рациональное использование земли, обеспечение повышения плодородия почвы, рост урожайности сельскохозяйственных культур, а также охрану окружающей среды.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Милосердов В. Земля - фундамент Российской державы. Сборник избранных статей, посвященный 75-летнему юбилею. Екатеринбург: Изд-во УрГСХА, 2005. 171 с.

2. Ю.Ф. Аношина. Земельная собственность трансформационной экономике. М.: Компания Спутника, 2007. 162 с.

Astahova N.N.

LAND OWNERSHIP AND THE WARN SPHERES OF THEIR PERFECTION IN RUSSIA

The article is devoted to land property and the problem of land ownership. It analyses the role of the government in regulating the relationship with land owners and presents the warn spheres of their perfection to create effective technique of land property development.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.