Научная статья на тему 'Земельный строй РФ — совокупность земельных отношений'

Земельный строй РФ — совокупность земельных отношений Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
2430
151
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЕМЛЯ / ЗЕМЕЛЬНЫЙ СТРОЙ / ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА / ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / ЗЕМЛЕВЛАДЕНИЯ / ЗЕМЛЕПОЛЬЗОВАНИЯ / LAND / LAND STRUCTURE / LAND REFORM / LAND RELATIONS / LAND TENURE / LAND USE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Махотлова Маратина

В статье рассматриваются земельные отношения сложная многоаспектная проблема, включающая большой круг вопросов, требующих безотлагательных решений: формы собственности и хозяйствования, рынок и цена земли, землеустройство и земельный строй, государственное регулирование и управление земельными ресурсами. Характеризуется современный земельный строй России совокупность земельных отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article examines land relations is a complex multidimensional problem, which includes a large range of issues that require immediate solutions: forms of ownership and management, the market and the price of land, land management and land structure, government regulation and land management. Characterized by a modern land system of Russia a set of land relations.

Текст научной работы на тему «Земельный строй РФ — совокупность земельных отношений»

Московский экономический журнал №1 2016 Земельный строй РФ - совокупность земельных отношений

Ь Л московский

ШЩ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 332.3.

Махотлова М. Ш., кандидат биологических наук, Кабардино-Балкарский государственный аграрный университет имени В.М. Кокова, г.Нальчик Makhotlova M.SH., сandidate of biological Sciences, Kabardino-Balkarian state agrarian Universitynamed after V.M. Kokov, Nalchik

THE LAND SYSTEM OF THE RUSSIAN FEDERATION - THE COMPLEX OF

LAND RELATIONS

Аннотация. В статье рассматриваются земельные отношения - сложная многоаспектная проблема, включающая большой круг вопросов, требующих безотлагательных решений: формы собственности и хозяйствования, рынок и цена земли, землеустройство и земельный строй, государственное регулирование и управление земельными ресурсами.

Характеризуется современныйземельный строй России - совокупностьземельных отноше ний.

Abstract. The article examines land relations is a complex multidimensional problem, which includes a large range of issues that require immediate solutions: forms of ownership and management, the market and the price of land, land management and land structure, government regulation and land management. Characterized by a modern land system of Russia - a set of land relations.

Ключевые слова: земля, земельный строй, земельная реформа, земельные отношения,землевладения, землепользования.

Keywords: land, land structure, land reform, land relations, land tenure, land use. Введение

Земельный строй - это правовое регулирование земельных отношений. Актуальность рассмотрения земельного строя в том, что вопросы распределения, управления землей являются вопросами государственной важности. На протяжении истории развития земельных отношений в России земельный строй также претерпевал определенные изменения, связаны они были, в первую очередь, со сменой власти, политического режима.

Земля - неоценимое и незаменимое богатство общества. Она является основным природным ресурсом, материальным условием жизни и деятельности людей, базой для размещения и развития всех отраслей народного хозяйства, главным средством производства в сельском хозяйстве и основным источником получения продовольствия [6]. Земля в пределах внешних границ страны составляет территориальную основу суверенитета государства. В соответствии с Конституцией России она является основой жизни и деятельности народов, проживающих на данной территории.

Земельные отношения и современный земельный строй России

Земельные отношения представляют собой специфическую форму производственных отношений в области владения и пользования землей. Их важнейшими элементами являются: виды и формы собственности на землю, система хозяйствования на земле, а также механизмы управления земельными ресурсами и методы регулирования земельных отношений. Земельные отношения органически связаны с политической и социально-экономической системой государства, зависят от исторических, культурных, психологических и других условий, в которых они формируются. В результате исторического развития складывается определенная иерархия субъектов земельных отношений, к которым относятся все их участники, наделенные земельными правами и несущие обязанности, предусмотренные земельным законодательством. В силу специфических особенностей земли как природного ресурса, средства производства и объекта социально-экономических связей субъектом земельных отношений (в широком смысле) является все население, проживающее на данной территории. Это соответствует нормам Конституции РФ и характеризует всеобщую заинтересованность в установлении рациональных и социально ориентированных земельных отношений. В более узком смысле к субъектам земельных правоотношений относятся физические лица, их отдельные сообщества, организации, владельцы и собственники земельных участков, землепользователи и арендаторы, то есть круг физических и юридических лиц, реализующих свои права и обязанности в области пользования землей. Государство объединяет, представляет и защищает их интересы, а поэтому также является непременным участником (субъектом) земельных отношений.

Объект земельных отношений - это юридически однородный и пространственно ограниченный на местности земельный массив, по поводу которого возникают земельные отношения [1]. В качестве объекта земельных отношений может выступать административно однородная территория, то есть весь земельный фонд как единое целое, а также часть земельного фонда как объект государственной, муниципальной или иных форм собственности. Объектом может выступать также отдельный земельный участок, конкретное землевладение или землепользование. Следует подчеркнуть: земельные отношения могут осуществляться не только в рамках действующего законодательства, но и вне этих рамок. То есть они могут носить как законный, так и незаконный характер. Урегулированные законами, они становятся земельными правоотношениями, то есть

юридической формой закрепления экономических отношений в области использования земли.

Земельный строй РФ - это совокупность земельных отношений, сложившихся в обществе на основе существующих в нем форм собственности на землю, и соответствующие им формы владения, пользования и распоряжения землей [3].

Современный земельный строй России характеризуется следующим особенностями:

1. земля является достоянием народов, проживающих на данной территории;

2. граждане имеют право на получение земельного участка;

3. многообразие и равенство всех форм собственности на землю;

4. равноправное развитие всех форм хозяйствования на земле; приоритетное использование земли для нужд сельского хозяйства;

5. функции распоряжения землёй осуществляют местные административные органы (предоставление и изъятие земли);

6. землевладение и землепользование является платным в форме земельного налога и арендной платы;

7. права собственников, владельцев, пользователей и арендаторов земли защищаются и гарантируются законом;

8. земля должна использоваться эффективно и охраняться от неблагоприятных воздействий;

9. землевладельцы и землепользователи имеют право собственности на посевы сельскохозяйственных культур, закладку многолетних насаждений и постройки.

Государственный земельный строй (как часть политической системы) регулирует виды и формы собственности на землю, систему управления земельными ресурсами, систему землепользования и землеустройства, права и обязанности субъектов земельных отношений, систему платы за пользование землей и другие важнейшие вопросы земельной политики. Важнейшим аспектом земельных отношений является юридическое обеспечение прав на землю, включая собственность, владение, пользование, распоряжение ею [2]. При этом определяют не только рациональные соотношения территорий различных форм собственности, но и их разграничение. Так, указом Президента РФ «О федеральных природных ресурсах» определены объекты федеральной собственности, собственности субъектов Федерации, муниципальной и частной собственности на землю. К объектам федеральной собственности отнесены земельные участки, предоставленные для обеспечения нужд обороны и безопасности страны, охраны государственных границ, осуществления других функций, отнесенных к ведению органов государственной власти; земельные участки, занятые объектами, находящимися в федеральной собственности, а также участки особо охраняемых природных территорий федерального значения. К объектам государственной собственности субъектов Федерации отнесены земли, находящиеся в пределах их административно-территориальных границ, за исключением земель, составляющих федеральную, муниципальную, частную или иную форму

собственности на землю. Объектами муниципальной собственности являются земли, находящиеся в границах административных районов и населенных пунктов, кроме земель, находящихся в государственной, частной и коллективной собственности. Земли государственной и муниципальной собственности, как правило, предоставляются юридическим и частным лицам (в качестве объектов хозяйствования) в бессрочное (постоянное) или временное пользование, а также в аренду. Земли частной собственности могут находиться в индивидуальной, коллективной, коллективно-долевой и других формах.

На этой основе формируются землевладения и землепользования, состоящие из юридически обособленных земельных участков. Земельный участок - это часть поверхности земли, имеющая фиксированные границы, площадь, местоположение, правовой статус (целевое назначение, разрешенное использование и форму законного владения) и другие характеристики, отражаемые в документах и материалах государственного земельного кадастра (включая государственную регистрацию прав на землю) [4]. Одним из узловых вопросов индивидуального землепользования является правовая основа владения и пользования земельными участками.

Собственность на землю гарантирует землевладельцу не только пожизненное использование участка, но и право распоряжаться им по своему усмотрению, вплоть до продажи, дарения, передачи по наследству, использовать ее в качестве залога и получать компенсацию стоимости в случае принудительного изъятия земельного участка для государственных и общественных надобностей. Режим бессрочного (постоянного) или временного пользования землей устанавливается, в основном, для промышленных, транспортных и других несельскохозяйственных целей. Вместе с тем эта форма получила широкое распространение в сельском хозяйстве на землях, которые нецелесообразно передавать в частную собственность. Например, при организации выпаса скота в сельской местности, сенокошения, предоставления земель под огороды и т. п. Преимущество этой формы в том, что она позволяет эффективно использовать земельные ресурсы, предназначенные для важных государственных целей, но не востребованные в настоящее время. Аренда земли - это форма ее хозяйственного использования, при которой собственник земли (государство или частник) за определенное вознаграждение (плату) передает земельный участок на установленный срок другому юридическому лицу [5]. Наиболее широкое распространение аренда получает в сельском хозяйстве в силу того, что приватизировавшие землю работники бывших совхозов и колхозов не в состоянии эффективно ее использовать в индивидуальном крестьянском хозяйстве. Кроме того, аренда - наиболее распространенный способ землепользования в городах и других крупных поселениях.

Земельные отношения включают и экономические отношения, возникающие между их субъектами в процессе пользования землей. Прежде всего это проявляется при формировании землепользования сельскохозяйственных предприятий. Понятие

землепользования имеет различные значения. Как естественная структура землепользование - это земельный участок или массив, предоставленный юридическому или частному лицу для определенных целей, имеющий фиксированное местоположение, четкие границы и определенную площадь. В правовом отношении землепользование определяется как установленные государством виды, формы и порядок пользования землей. Экономическое содержание понятия землепользования включает характеристики функционирования земли в определенных производственных процессах.

В истории проведения земельных реформ в России и других странах особое место занимает землеустройство как основной механизм обоснованного осуществления крупных земельных преобразований [7]. Важнейшей формой регулирования земельных отношений является система управления земельными ресурсами. В нее входят политические, социально-экономические, правовые и административные меры государства, направленные на организацию использования и охрану земель, а также охрану прав субъектов земельных отношений и налаживания механизма их реализации. Эти задачи значительно усложняются с осуществлением земельной реформы из-за появления массы новых собственников, владельцев и пользователей земли, а также в связи с новыми задачами перераспределения земельных ресурсов.

Перед Россией стоит сложная задача завершения реформирования земельных отношений и создания российской национальной системы землепользования, которая позволила бы соединить свободу владения землей, ее эффективное использование и социальную справедливость при распределении земли.

Механизмами решения поставленной проблемы должны являться:

• антимонопольное регулирование - как единый для всех хозяйствующих субъектов механизм;

• приватизация (продажа);

• повышение роли муниципалитетов;

• детализация и кодификация земельного законодательства.

Таким образом, понятие землепользования шире понятия земельного участка:

• во-первых, землепользование может состоять из одного или нескольких земельных участков;

• во-вторых, земельные участки, входящие в землепользование, могут иметь различный правовой статус;

• в-третьих, характер и интенсивность использования земель в пределах землепользования может быть различной.

То есть землепользование - это прежде всего экономическая категория и характеризует землю как объект хозяйствования.

Заключение

Проблема совершенствования регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только

среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Для России важно не столько признание целесообразности земельного рынка, сколько выбор подходящих путей и методов его формирования. Россия располагает огромными земельными ресурсами, но это национальное богатство страны используется крайне неэффективно. Начатая в 1991 году земельная реформа не доведена до конца, не создана система земельного законодательства. Земельный ранок и его инфраструктура находятся в стадии становления. Существующие механизмы распоряжения, владения, пользования землей, ограничивают доступ к земельным ресурсам и не позволяют осуществлять перераспределение земли и передачу ее эффективным хозяйствующим субъектам. Отсутствует система гарантий прав на земельные участки, что приводит к снижению интереса инвесторов. Размеры и механизм начисления земельных платежей несовершенны, а их доля в бюджетах всех уровней мала. Десятки миллионов гектаров земли выведены из хозяйственного использования, идет деградация и снижение плодородия почв, при этом финансирование мероприятий в сфере землепользования осуществляется по остаточному принципу, вследствие чего система землеустройства близка к ликвидации. Земельные отношения крайне политизированы.

Выходом из такого сложного положения является определение основных направлений государственной земельной политики и разработка системы стратегических и тактических мероприятий по развитию реформы в Российской Федерации.

Литература

1. Боголюбов С.А. Земельное право в вопросах и ответах // Учебное пособие / М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - С.413.

2. Волков С.Н., Широкорад И.И. История землеустройства в России // Научная монография. ГУЗ. М. 2011. -С.215.

3. Грудцына Л.Ю. Развитие права собственности на землю в российском законодательстве//Законодательство и экономика. 2007, № 11. - С.58-63.

4. Жариков Ю.Г., Улюкаев Х.В., Чуркин В.Э., Земельное право: Учебник. - М., 2008. - С.149.

5. Ерофеев Б.В. Земельное право // Учебник для вузов. М.: Издательство «Юрайт», 2015. -С.123.

6. Махотлова М.Ш., Кумехов А.А. Проблема управления земельными ресурсами в РФ. В сборнике: Научные открытия в эпоху глобализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2016. - С. 9 - 13.

7. Махотлова М.Ш., Кумехова Б.А. Систематизация территориального землеустройства В сборнике: Научные открытия в эпоху глобализации. Сборник статей Международной научно-практической конференции. Уфа, 2016. - С. 5 - 9.

Literature

1. Bogolyubov S. A. Land law questions and answers // tutorial / M.: TK Valby, Publishing house Prospect, 2007. -S. 413.

2. Volkov S. N., I. I. Shirokorad History of land management in Russia // Scientific monograph. Goose. M. 2011. -S. 215.

3. Grudtsyna L. Yu., Development rights of land ownership in the Russian legislation // The Legislation and economy. 2007, No. 11. -S. 58-63.

4. Zharikov, Y. G., Ulyukayev H. V., Churkin, V. E., Land law: Textbook. - M., 2008. -S.149.

5. Erofeev, B. V. Land law // The Textbook for high schools. Moscow: Urait Publishing House, 2015. -S.123.

6. Makhotlova M.SH., Somehow A.A. The Problem of land administration in the Russian Federation. // In the book: Scientific discovery in the era of globalization. Collection of articles of International scientific-practical conference. Ufa, 2016. -S.9-13.

7. Makhotlova M.SH., Kumakhova B.A. Systematization of territorial land management // In the book: Scientific discovery in the era of globalization. Collection of articles of International scientific-practical conference. Ufa, 2016. -S.5-9.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.