УДК: 330.111.4:332 АЛЛАХВЕРДИЕВ АЛИКБЕР ИБРАГИМОВИЧ
д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет
им. М.М. Джамбулатова», e-mail: [email protected]
КАМИЛОВ МАГОМАГАЗИ КАМИЛОВИЧ
д.э.н., профессор ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный аграрный университет
им. М.М. Джамбулатова», e-mail: [email protected]
ХАНБАБАЕВ ТЕМИРЛАН ГАЙДАРБЕКОВИЧ
к.э.н., доцент ФГБНУ «Дагестанский научно-исследовательскии институт сельского
хозяйства имени Ф.Г.Кисриева», e-mail: [email protected]
ДОГЕЕВ ГАСАН ДОГЕЕВИЧ
к.э.н., доцент ФГБНУ «Дагестанский научно-исследовательскии институт сельского
хозяйства имени Ф.Г.Кисриева», e-mail: [email protected]
ЭФФЕКТИВНОСТЬ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ЗЕМЕЛЬ И ЗЕМЕЛЬНЫЕ ОТНОШЕНИЯ В РЕГИОНЕ
Аннотация. Цель работы. В статье рассматривается особенности современного состояния преобразований в землепользовании региона. Метод или методология проведения работы. Исследование построено на обобщении теоретических разработок и действующей зарубежной и отечественной практики по методам и механизмам эффективного сельскохозяйственного землепользования. Результаты. Выявлены организационные, экономические, правовые и иные предпосылки формирования земельных отношений на сельскохозяйственные земли, тенденции и закономерности в сфере регулирования земельных отношений. Обоснована необходимость повышения эффективности системы управления сельскохозяйственного землепользования путём создания благоприятных условий для обеспечения их воспроизводства, организации централизованного планирования их использования и землеустройства. Область применения результатов. Предложенные рекомендации могут быть использованы для решения стратегических задач анализа и планирования землепользования в сельском хозяйстве региона, повышения экономической эффективности использования сельскохозяйственных угодий, совершенствования механизма регулирования оборота земель, составления целевых региональных программ и оценки их эффективности. Выводы. Эффективное использование земельных ресурсов Республики Дагестан возможно лишь при выполнении ряда условий. Для чего необходимо обосновать более справедливый дифференцированный норматив платы за землю, провести мероприятия по развитию земельного рынка региона и добиться повышения удельного веса арендных платежей в общей сумме земельных платежей. Совершенствования требует и определение базы налогообложения. Также необходим более тщательный контроль за использованием земель и совершенствование государственного управления земельным фондом, что будет способствовать повышению эффективности регионального землепользования.
Ключевые слова: земельные отношения, пашня, кадастровая стоимость, эффективность.
ALLAKHVERDIEV ALIKBER IBRAGIMOVICH
Doctor of Economic Sciences, Professor of FSBEI of HE "Dagestan State Agrarian University named
after M.M. Jambulatov", e-mail: [email protected]
KAMILOV MAGOMAGAZIKAMILOVICH
Doctor of Economic Sciences, Professor of FSBEI of HE "Dagestan State Agrarian University named after M.M. Jambulatov", e-mail: [email protected]
KHANBABAEV TEMIRLAN GAJDARBEKOVICH
"Dagestan Scientific and Research Institute of Agriculture named after F.G.Kisriev",
e-mail: [email protected]
DOGEEV GASAN DOGEEVICH
Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of FSBSI "Dagestan Scientific and Research Institute of Agriculture named after F.G.Kisriev", e-mail: [email protected]
EFFICIENCY OF AGRICULTURAL USE OF LAND AND LAND RELATIONS IN THE REGION
Abstract. The goal of the paper. The manuscript discusses the typical features of the modern state of transformations in the land utilization of the region. The method or methodology of performing work. The study has been built on the summarization of theoretical developments and the functioning foreign and domestic practice on methods and mechanisms of effective agricultural land utilization. The results. The organizational, economic, legislative and other prerequisites of forming land relationships for agricultural lands, tendencies and consistent patterns in the sphere of regulation of land relations. The need to increase the effectiveness of the system of management of agricultural land utilization through creating favorable conditions to ensure their reproduction, organization of centralized planning of their use and land utilization has been substantiated. The area of application of the results. The suggested recommendations may be used to solve strategic tasks of analysis and planning of land utilization in the agriculture of the region, improving the economic effectiveness of using agricultural land, improving the mechanism of regulation of land turnover, completing targeted regional programs and evaluation of their effectiveness. Conclusions. The effective use of land resources in the Republic of Dagestan is possible only a set of conditions is followed. That is why it is necessary to substantiate a more fairly differentiated established standard of payment for land, hold measures on the development of land market of the region and achieve improving the specific weight of rent payments in the total amount of land payments. Determining the basis for taxation requires improvement. It is also necessary to have a thorough control on using the land and of improvement of state management of the land fund which will contribute to improving the effectiveness of regional land utilization. Keywords: land relations, ploughland, cadastral value, effectiveness.
Введение. Важнейшей задачей земельной реформы на современном этапе является закрепление и развитие реформируемых земельных отношений. Без совершенствования земельных отношений и их государственного регулирования другие преобразования экономики не дают ожидаемых результатов. На заседании Президиума Государственного совета президент страны В.В. Путин отметил, что вопросы совершенствования использования земельных ресурсов — это мощный фактор экономического и социального развития и одновременно одна из самых сложных и исторически острых проблем вообще, а в нашей стране — в особенности [13].
Земля является основным средством производства в сельском хозяйстве, важнейшей частью его материально-технической базы и в то же время величайшим и ничем не заменимым национальным богатством [9].
Земельные отношения, претерпевшие изменения в период реформ, ещё не стали окончательно устойчивыми и эффективными. Процессы преобразования продолжаются. Следует подчеркнуть, что начавшиеся в условиях рыночной экономики преобразования не способствовали эффективному развитию земельных отношений, а всего лишь позволили на законной основе иметь землю в частной собственности.
Сторонники частной собственности убеждают нас в том, что только она способна динамично повышать эффективность землепользования, только она способна обеспечить сохранение и повышение плодородия, только частная собственность на землю обеспечит продовольственный достаток и независимость [11.8].
Методы исследования. Процесс формирования земельных отношений должен происходить в условиях соблюдения определённых принципов, защищающих интересы как общества
в целом, так и непосредственных землепользователей. К таким принципам, на наш взгляд, можно отнести:
- Проявление самостоятельности и добровольности при их формировании.
- Создание форм собственности, соответствующих уровню экономического развития.
- Внедрение приемлемых форм хозяйствования и обеспечение им реального равноправия.
- Простоту и доступность отношений.
Принципы земельных отношений, особенности формирования. Каждый из указанных выше принципов имеет свои особенности. Например, принцип проявления самостоятельности по отношению к сельскохозяйственным организациям означает, что сами товаропроизводители должны заявить о своём вступлении в земельные отношения на добровольной основе. Коллектив вправе решить, какие формы земельных отношений внедрять, а какие нет. Затем выбирают формы хозяйствования и обеспечивают выполнение взятых обязательств. Предоставленные землевладельцам и землепользователем права должны сочетаться с развитой системой ответственности за использование земельных участков [5.14].
Формы использования земли сельскохозяйственными предприятиями. В сельскохозяйственном производстве Республики Дагестан преимущественное признание получили коллективные формы использования земли. Земли сельскохозяйственного назначения находятся в государственной и муниципальной собственности. Удовлетворены желания и индивидуальных землепользователей. Площади земель, используемые в индивидуальном ведении сельскохозяйственной деятельности, увеличились. В ходе реформ товаропроизводители определили формы землепользования. Большинство из них выбрали коллективную форму использования земли, но немало и заинтересованных в индивидуальном ведении деятельности. К началу 2016 г. имелось 17,6 тыс. крестьянских фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей. В последнее время наблюдается объединение индивидуальных сельских товаропроизводителей в кооперативы и другие совместные формы ведения производства. Это свидетельствует о продолжении процесса формирования земельных отношений.
Коллективные формы хозяйствования в виде ГУПов, МУПов, СПК, ассоциации и акционерные общества — 980. Индивидуальными формами землепользования считаются личные подсобные хозяйства жителей сельской местности, крестьянские бахчеводческие, огороднические и садоводческие хозяйства — 463,3 тыс. Свою деятельность они организуют на основе права землепользования, и эффективность их работы во многом зависит, наряду с другими факторами, и от форм земельных отношений. Соответствие последних уровню экономического развития означает использование в сложившихся материальных, технических и финансовых условиях таких способов земельных отношений, которые обеспечивают наибольшую отдачу. В начальный период обобществления производства в 1920-е гг. создавались организационные формы хозяйствования в виде общин, коммун, товариществ по совместной обработке земли, колхозов, артелей, а затем и государственных совхозов, постепенно реорганизовываясь. Дальнейшее экономическое развитие требовало существования не только самих производственных предприятий, но и совместных объединений и организаций по откорму и нагулу скота, производству кормов, переработке плодов и ягод, овощей и фруктов, молока и другой продукции. Они помогали товаропроизводителям в реализации продукции, выполнении сложных и трудоёмких работ.
Виды земельной собственности. Земельная собственность, в отличие от других её видов, является многофункциональной. Этим и определяется важность и столь высокая значимость данной социальной проблемы.
С 1992 г. сложились условия формирования частной собственности на землю. Однако ни государственная, ни частная форма собственности не обеспечили роста эффективности использования земли. Следовательно, можно сделать вывод, что формы собственности сами по себе не обеспечивают высокой производительности труда на земле. Необходимы такие формы собственности на землю, которые бы обеспечивали получение большей отдачи от использования земли и не приводили бы к ухудшению структуры почвы.
Земельная собственность не должна оказывать отрицательного влияния на экономические отношения, складывающиеся в обществе. Она должна стать сопутствующим фактором рационального использования земли, а это возможно только тогда, когда проблема собственности
земли будет решаться в интересах товаропроизводителей и общества в целом. Необходимость этого подсказывает сам процесс развития земельных отношений в стране. По высказыванию академиков Комова Н. и Милосердова В., «западные государства берут на себя всё больше контрольных функций, ужесточая требования за использованием и распоряжением земель». А мы почему-то отошли от осуществления контроля и предъявления требований [6.7].
Земельные отношения должны быть тесно увязаны с интересами общества. Частная собственность на землю и получение в собственность продукции, полученной в результате труда, вызывает разные экономические отношения.
Выработка объективного отношения к вопросу о собственности на землю является сложным и болезненным процессом. В Республике Дагестан действуют три формы права на землю: землевладение, землепользование и аренда. В этом случае в качестве предмета сделки выступают не земельные участки, находящиеся в пользовании у организации, а право хозяйствования на земле, право потребления и распределения результатов труда. В данном случае товаропроизводитель стремится получить заработок не за счёт купли-продажи земельных участков, а путём приложения труда и капитала, направляемого на лучшее использование угодий с целью производства большого количества качественной продукции для общества.
Способность общества использовать сложившиеся в нём условия в целях обеспечения высокой продуктивности земли при владении и использовании ею определяет суть эффективности земельных отношений. На этапе становления и дальнейшего углубления рыночной экономики разработка системы улучшения земельных отношений приобретает особую актуальность и требует комплексного подхода к её решению. Создание такой системы без экономических рычагов, регулирующих земельные отношения, невозможно.
Исключительное положение, которое земельные ресурсы занимают в обеспечении населения продовольствием и агропромышленного производства сырьём, требует к себе пристального внимания со стороны общества как национальный приоритет в стратегии современных экономических преобразований.
На современном этапе развития отечественной экономики формируется принципиально новая система хозяйствования, базирующаяся на многообразии форм собственности, диалектической взаимосвязи методов рыночного и государственного регулирования. Все это обусловливает необходимость совершенствования общей концепции земельной реформы в Дагестане.
Научное осмысление и дальнейшая проработка концепции регулирования земельных отношений, обоснование комплекса мер по смягчению негативных последствий структурных трансформаций являются необходимым условием обеспечения экономической, социально-политической и экологической безопасности Дагестана.
Вместе с тем научными исследованиями не охвачены принципиальные положения концепции земельной реформы и, прежде всего, вопросы стабилизации пользования, распоряжения и владения землёй, достижения бесконфликтного развития основных форм собственности. Недостаточно нашёл отражение и механизм рыночного оборота сельскохозяйственных земель как приоритетного направления земельной реформы. В экономико-правовом отношении оборот земельных долей, способствующий их аккумулированию в руках эффективных собственников, до сих пор на практике не отработан. Слабо отражены вопросы формирования экономического механизма регулирования земельных отношений на рентной основе и восстановления управляемости земельными ресурсами.
Структура землепользования. Почвенно-картографический учёт показывает, что из общей площади территории РД (15,03 млн га) — 5,2% земель подвержены водной и ветровой эрозии, 38% засолены в различной степени. И только 8% почвенного покрова представлено сравнительно качественными земельными угодьями. Говоря о сельскохозяйственной освоенности земельного фонда, следует отметить, что сравнительно небольшая часть ресурсов принимает участие в активном хозяйственном обороте.
В Дагестане много земель с низкой продуктивностью. По данным Госкомзема, сельхозугодья занимают на 01.01.2016 г. 3206 тыс. га: из них доля пашни — 14,6%, многолетние насаждения — 1,5%, сенокосы — 3,2%, залежь — 0,09% и пастбища — 51,5%.
Пашня в структуре сельхозугодий составляет 15,7% и постепенно сокращается. Если в
1960 г. на душу населения в РД приходилось 0,53 га, в 1990 г. — 0,26 га, а в 2015 г. — 0,16 га.
В то же время в среднем по Российской Федерации на душу населения приходится пашни около 0,9 га, в Ставропольском крае — 1,5 га, Краснодарском — 0,8 га.
В Австралии на 100 человек приходится 153 гектара пашни, Италии —16 га, Бельгии —7 га, Японии — 3 га, ФРГ — 12 га, Англии — 11 га. Но, тем не менее, эти страны обеспечили себя продовольствием и заняты экспортом своей сельскохозяйственной продукции. Республика Дагестан, имея орошаемые земли в несколько раз больше, не может обеспечить себя продовольствием. Основная причина этого — недостаточный, малопроизводительный труд на земле, который определяется формой собственности на землю. Показатели табл. свидетельствуют, что если сенокосами и пастбищами население республики обеспечено на 68% по норме, то по такому важнейшему фактору, как пашня, обеспечено только на 32%.
Таблица
Сельскохозяйственные угодья, приходящиеся на одного жителя Республики Дагестан в 2015 г.
Площадь (тыс. га) На 1 жителя (га)
Территория полагается по норме имеется фактически
Вся территория 5027,0 - 1,63
Территория проживания Из них: 3600,0 1,8 1,20
— пашня — сенокосы и пастбища 467,1 2647,5 0,5 1,2 0,16 0,82
При этом наблюдается тенденция к сокращению площади пашни при увеличении численности населения. На 2015 г. население РД составляло 2985 тыс. человек, ежегодный прирост населения в республике в среднем 16-18 тыс. человек.
В Дагестане 75% пашни размещено в острозасушливых условиях, 16% — в условиях не обеспеченной осадками богары и лишь 9% — нормально обеспеченная богара. В результате неправильной и чрезмерной эксплуатации пастбищ увеличились сбитые кормовые угодья, на значительной части территории наблюдаются процессы дефляции и вывода их из сельскохозяйственного оборота.
Плодородие пахотной земли в 2-3 раза ниже по сравнению с другими республиками Северного Кавказа, средневзвешенный бонитет орошаемой пашни равен 55 баллам. В серьёзном улучшении нуждаются естественные кормовые угодья. При этом следует учесть такие негативные процессы, происходящие на территории республики, как опустынивание земель Тер-ско-Кумского массива, вторичное засоление орошаемых земель равнинной зоны, ветровую и водную эрозию горных территорий.
Основными направлениями увеличения производства сельскохозяйственной продукции при приоритетном развитии мелиорации земель являются:
- улучшение мелиоративного состояния и повышения продуктивности орошаемых земель;
- внедрение водосберегающих технологий орошения;
- внедрение высокоэффективной технологии системы капельного орошения.
Большим резервом дополнительного освоения предгорий на перспективу является эффективное использование водных ресурсов малых рек, которые при условии строительства водохранилищ позволяют дополнительно орошать до 10 тыс. га. При использовании Чиркейского и Ирганайского водохранилищ открываются перспективы вовлечения в сельскохозяйственный оборот десятков тысяч гектаров земель Буйнакского, Кумторкалинского, Кизилюртовского, Казбековского районов.
Богарное земледелие в Дагестане в основном ведётся на склоновых землях, подверженных водной эрозии. По данным ФГБНУ ДагНИИСХ имени Ф.Г. Кисриева, 60% территории республики рельеф имеет уклоны, превышающие 2%, а склоны крутизной 25% — составляют
37%. Что касается потенциально предрасположенных к эрозии земель, то они достигают 80% общей земельной площади республики. Суммарная площадь эродированных земель достигает 2 млн га, в т. ч. 185 тыс. га пашни. В значительной степени наличие огромной площади эродированных почв объясняется развитой пастбищной эрозией, которая связана с неурегулированной пастьбой скота.
На основе изучения фактической структуры посевных площадей по зонам республики предложены направления по их изменению для более эффективного использования производственных возможностей в соответствии с природно-климатическими условиями.
На основании сложившейся зональной специализации намечена тенденция по увеличению производства продукции тех видов, которые производятся без капиталоёмких вложений, с учётом природных условий. Производство кормовых культур наиболее эффективно в горной зоне; зерна, картофеля и овощей — в предгорной зоне; зерна, плодов и овощей — на равнине.
Для аграрных преобразований необходимо формирование земельных отношений принципиально нового качества с учётом развивающихся частно-акционерных форм собственности и хозяйствования, которые основывались бы на требованиях современной экономики.
Анализ земельных отношений. Составной частью аграрных отношений являются земельные отношения. По мнению И.Н. Буздалова, Э.Н. Крылатых, А.В. Петрикова и В.Я. Узуна и других учёных, земельные отношения — основная конструкция трансформации системы аграрных отношений, а частная земельная собственность и её конкретная форма — основное условие развития социально-экономических отношений в государстве [25.126].
Такие известные учёные-экономисты, как В.С. Шаманаев и Н.В. Комов считают земельные отношения по владению, пользованию и распоряжению землёй как основное средство производства или пространственная основа размещения разных объектов производства [32,66].
Ф.К. Шакиров трактует земельные отношения как систему административных, правовых и организационных мер, направленных на обеспечение владения, рационального использования и охраны земель [32].
A.А. Варламов и Б.М. Рабинович дают определение земельным отношениям как отношениям органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц и граждан по поводу владения, пользования и распоряжения землёй и по поводу государственного управления земельными ресурсами [31.132]
И. Буздалов, Э. Крылатых, О. Николайчук считают, что вопрос о том, кто получает ренту, как она распределяется, как построить это распределение, обеспечивая высокие стимулы повышения экономического плодородия земли, — это действительно один из актуальных методологических и прикладных вопросов всей системы земельных отношений [25.114].
B.В. Милосердов считает, что притягательная сила собственности на землю — в ренте, в монопольно незаработанном доходе, «поскольку те, кто обладают земельной рентой, имеют исключительную власть» [104].
В проведении дальнейших рыночных преобразований в этих условиях важно учитывать системную взаимозависимость экономики в целом и сельского хозяйства, а также отраслей АПК.
В этой многозвенной цепи, особенно применительно к аграрной экономике, исключительное значение приобретает гарантированная собственность (включая частную) — создание новой системы земельных отношений, полностью адекватных рыночной экономике.
Но частная акционерная и кооперативная собственность на землю предполагает наличие права её купли-продажи, аренды, залога. Это право существует почти во всех странах развитой рыночной экономики. Речь идёт об альтернативности хозяйствования на земле, о вариантах формирования земельного фонда, прежде всего, фермерских (крестьянских) хозяйств. Немалую часть земли они могут и арендовать, но не следует лишать их права купить желаемый участок земли. Однако на одном или даже десяти гектарах земли эффективное товарное хозяйство создать очень трудно. Даже для развития поливного овощеводства, садоводства, птицеводства или свиноводства на покупных кормах требуются большие стартовые капитальные вложения и собственный оборотный капитал.
Результаты. Возникла необходимость проведения земельной реформы и регулирования земельного рынка дифференцированно по регионам, земельного рынка. Не следует исключать
реального расширения прав субъектов Федерации, их законодательных и исполнительных органов в формировании и регулировании земельного рынка, исходя из местных условий, поскольку установление сверху единообразия в аграрных преобразованиях никогда не давало желаемого результата. А.В. Чаянов писал: «Вопросы землепользования — это вопрос местный» [16].
Преодоление механического уравнительного подхода к формированию рынка земли и замена его дифференцированным по субъектам Федерации экономическим регулированием в рамках общих принципов земельного реформирования могут стать заметным шагом на пути становления нового качества земельных отношений.
Он включает, кроме организационной структуры управления земельными ресурсами в центре и на местах, мониторинг и нормативно-правовое регулирование хозяйственных (в т. ч. рыночных) операций с землёй, охрану земельных ресурсов, экономическое стимулирование рационального землепользования. Последнее нуждается в приоритетном совершенствовании. Выход, на наш взгляд, видится во введении ограничительных мер, замене купли-продажи строгой целевой арендой земли с правом арендатора на её залог под долгосрочную ссуду. Аренда, к тому же, может стать надёжным источником устойчивого дохода земельных собственников (арендодателей). Надо резко ограничить и отвод земельных участков под частную застройку и дачные участки в пригородных зонах крупных городов. Нужны различные варианты становления и развития земельного рынка с учётом региональных условий в рамках общих принципов и под контролем центральных и местных государственных органов.
Выводы. Земля фактически вовлечена в экономический оборот, в стране сформировался и функционирует земельный рынок. Единственным ограничением земельного оборота является особый режим владения, использования и распоряжения землями целевого назначения, к которым в первую очередь относятся сельскохозяйственные угодья.
В области земельных отношений предстоит экономически реализовать право владения землёй. Для этого надо ликвидировать имеющиеся противоречия между собственниками земельных долей и коллективными предприятиями, обеспечить формирование рыночного оборота земли, с постепенным вовлечением в оборот всех земель.
На данном этапе развития в Республике Дагестан необходимо ограничить перераспределение земли и её вовлечение в рыночный оборот, в противном случае земля будет изыматься из сельскохозяйственного пользования, что приведёт к тяжёлым социальным и экономическим последствиям.
Развитие рыночных отношений в республике сдерживается отсутствием надлежащей правовой базы, из-за чего слабо развиты спрос и предложение сельскохозяйственных земель.
Для повышения эффективности использования земли в этих условиях можно предложить государственную поддержку мелких производителей, целевую продажу земли под сельскохозяйственное производство в ограниченных пределах по доступным ценам и под контролем государства, сдачу земельного фонда местных администраций в аренду личным подсобным хозяйствам.
Литература
1. Буздалов, И. Н., Крылатых, Э. Н., Никонов, А. А. и др. Аграрные отношения : теория, историческая практика, перспективы развития : монография. — М. : РАН, 1993. С.11.
2. Буздалов, И. Н. Правовые отношения между арендаторами и собственниками земли / И. Буздалов // АПК: экономика, управление. 1998. № 6. С. 36-43.
3. Варламов, А. Развитие земельных отношений в России /А. Варламов, С. Гальченко //Аграрная реформа. Экономика и право. 2002. №3. С. 17-22.
4. Варламов, А. А. Государственное регулирование земельных отношений / А.А. Варламов, Н.В. Комов, В.С. Шаманаев, В.Н. Хлыстун. — М. : Колос, 2000. С. 264.
5. Волович, Н. В. Земельная политика в промышленно развитых странах / Н. Волович // Экономист. 2002. № 9. С. 81-87.
6. Волков, С. Н. Особенности планирования и организации рационального использования земель в зарубежных странах/ С.Н. Волков, Н.И. Иванов // Землеустройство и земельный кадастр : сб. науч. тр. / Гос. ун-т по землеустройству. — М., 2004. С.117-127.
7. Иванов, П. М. Землевладение : от рабства к свободе (политэкономические аспекты). — Изд-во КБНЦ РАН, 2006. С. 28.
8. Комов, Н. В. Российская модель землепользования и землеустройства. —М. : Ин-т оценки природных ресурсов, 2001. С. 623.
9. Малыш, М. Н. Аграрная экономика / М.Н. Малыш, П.В. Смекалов, А.Г. Трофимов. — СПб., 2012. С. 688.
10. Милосердое, В. В. Экономические интересы и отношения. — Екатеринбург : Изд-во Урал. ГСХА, 2006. С. 92.
11. Носов, С. И. Землеустройство сельскохозяйственных предприятий на агроэкологической основе / С.И. Носов. — М, 2000. С. 20.
12. Раевский, С. В. Инвестиционная активность в регионе / С.В. Раевский. — М. : Экономика, 2006. С. 159.
13. Право и инвестиции. 2012. № 3-4. С. 27-28.
14. Плотников, В. Земля России — национальное богатство / В. Плотников // Экономика сельского хозяйства России. 2002. № 2. С. 5.
15. Статистический сборник Министерства сельского хозяйства и продовольствия. — Махачкала, 2016.
16. Чаянов, А. В. Избранные произведения. — М. : Московский рабочий, 1989. С. 21.
17. Шагайда, Н. И. Формирование землепользования сельскохозяйственных организаций / Н. Шагайда // Аграрная реформа. Экономика и право. 2003. № 1. С. 1-4.
18. Шакиров, Ф. К. Организация сельскохозяйственного производства ; под ред. Шакирова Ф.К. — М. : Колос, 2000. С. 504.
19. Шаманаев, В. С. Эффективность использования земли в условиях индустриализации сельского хозяйства. — М. : Колос, 1979. С. 59.
20. Anderson A. Anderson G (eds.) Gateway to the global economics.-Moscow: Phases.-2001
21. Dowries, J., Goodman, J. E., Dictionary of Finance and Investment times. — New-York : Barrons,1991. P. 396.
22. Cluster specialization patterns and innovation styles. —Den Haag, 1998. P. 5.
23. Storper, M. The Reginal Word : Territorial Development in a Global Economy. — New York : Guil-ford,1997. P. 45.
References:
1. Buzdalov, I. N., Winged, E. N., Nikonov, A. A. etc. Agrarian relations : theory, historical practice, prospects. — M. : Russian Academy of Sciences.,1993. P.11.
2. Buzdalov, I. N. The legal relationship between tenants and land owners/ I. Buzdalov // AIC : Economics, management.1998. No. 6. Р. 36-43.
3. Varlamov, A. Development of land relations in Russia /A. Varlamov S. Galchenko // Agrarian reform. Economy and law. 2002. No. 3. Р. 17-22.
4. Varlamov, A. A. State regulation of land relations / A. A. Varlamov N. V., Komov, V. S. Shamanaev, V. N. Hlystun. — M. : Kolos, 2000. P. 264.
5. Volovich, N. V. Land policy in industrialized countries / N. Volovich // The Economist. 2002. No. 9. P. 8187.
6. Volkov, S. N. Features and the rational use of land in foreign countries/ S. N. Volkov, N. A. Ivanov // the land management and land cadaster : SB. nauch. Tr. / GOV't. the University of land. — M., 2004. P. 117-127.
7. Ivanov, P. M. Tenure : from slavery to freedom (political and economic aspects). — Publisher KBSC Russian Academy of Sciences, 2006. P. 28.
8. Komov, N. V. The Russian model of land use and land management. — M. : Institute of evaluation of natural resources, 2001. P. 623.
9. Baby, M. N. Agricultural Economics /M. N. Baby, P. V. Smekalov, A. G. Trofimov. — SPb., 2012. P. 688.
10. Mercy, V. V. Economic interests and relations. — Yekaterinburg : Publishing house Ural. State agricultural Academy, 2006. P. 92.
11. Noses, S. I. Land management of agricultural enterprises on the basis of agro-ecological / S. I. Nosov. — M., 2000. P. 20.
12. Rajevsky, S. V. In the region Investment activity / S. V. Raevsky. — M. : Economics, 2006. P. 159.
13. Law and investments. 2012. No. 3-4. P. 27-28.
14. Carpenters, V. The land is national wealth / V. Plotnikov // Economics of agriculture of Russia. 2002. No. 2. P. 5.
15. Statistical compendium of the Ministry of agriculture and food. — Makhachkala, 2016.
16. Chayanov, A. V. The Selected Works. — M. : Moscow worker, 1989. P. 21.
17. Shagaida, N. I. The formation of land use of agricultural organizations / N. Shagaida // Agrarian reform. Law and Economics. 2003. No. 1. P. 1-4.
18. Shakirov? F. K. Organization of agricultural production ; ed. by F. K. Shakirov. — M. : Kolos, 2000. P. 504.
19. Shamanaev, V. S. The efficiency of land use in conditions of industrialization of agriculture. — M. : Kolos, 1979. P. 59.
20. Anderson, A., Anderson, G. (eds.) Gateway to the global economy. — M. : Stages, 2001.
21. Dowry J., Goodman, G. E. Dictionary of Finance and time investment. — New York : Barrons, 1991. P. 396.
22. The model of specialization of the cluster and innovative styles. — Den Haag, 1998. P. 5.
23. Storper, M. On Reginal Word: Territorial development in a global economy. — New York : Guilford, 1997. P. 45.