Научная статья на тему 'Земельные отношения и развитие личных подсобных хозяйств населения в республике Дагестан'

Земельные отношения и развитие личных подсобных хозяйств населения в республике Дагестан Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
116
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Земельные отношения и развитие личных подсобных хозяйств населения в республике Дагестан»

Главная задача современного этапа состоит в системной разработке и освоении всех элементов правового и экономического механизма регулирования земельных отношений, включая все правомочия по распоряжению земельной собственностью, все варианты земельного оборота при государственном контроле за выполнением земельного законодательства.

Несмотря на ряд положительных итогов первого этапа земельной реформы, процессы этапа земельной реформы, процессы реформирования в целом протекали непоследовательно, бессистемно и очень медленно.

Главным упущением в ходе реформ стало то, что до сих пор не создана система земельного законодательства.

Вместе с тем, необходима более глубокая дифференциация по видам использования земель и их качеству, учитывающая соотношение спроса и предложения на худшие, средние, лучшие и элитные земельные участки, что может быть выявлено только в процессе рыночного оборота земель.

До сих пор не проведено разграничение земель, находящихся в Федеральной собственности, собственности субъектов Федерации и в муниципальной собственности, что приводит к муниципализации всех земель, снижает эффективность управления земельными ресурсами.

Земельная реформа достаточно длительный процесс особенно для такой страны, как Россия, который за два-три года невозможно полностью реализовать, что и подтверждается историческим опытом реформирования земельных отношений в России и в Республике Дагестан.

Список использованной литературы:

1. Положение о государственном земельном кадастре. Постановление СМ РД от 25.08.92 № 622.

2. Земельный вестник России № 1-2000.

3. Закон «О государственном земельном кадастре Российской Федерации» - принят Государственной Думой 24 ноября 1999 года; одобрен Советом Федерации 23 декабря 1999 года.

4. Постановление Правительства РФ от 3.08.96 г. № 932 «Об утверждении федеральной целевой программы «Создание автоматизированной системы ведения государственного земельного кадастра».

5. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель Республики Дагестан за 1998 год. Махачкала. Госкомзем РД 1999 год.

Шарипов Ш.И.

Земельные отношения и развитие личных подсобных хозяйств населения в Республике Дагестан

Анализ складывающихся в республике земельных отношений показывает, что за период радикальной экономической реформы произошли значительные изменения в формах ведения хозяйств, категориях землепользователей, площадях земель используемых сельскохозяйственными предприятиями и гражданами.

Более 299 тыс. граждан за период с начала реформы стали владельцами земельных участков для ведения личного подсобного хозяйства , коллективного садоводства и огородничества, индивидуального жилищного строительства, крестьянских (фермерских) хозяйств. Практически каждая семья в республике имеет земельные участки в пожизненно наследуемом ведении.

Количество и размеры индивидуальных землепользователей в республике ежегодно увеличивается и происходит резкое перемещение производства продукции сельского хозяйства из коллективных сельхозпредприятий преимущественно в ЛПХ населения (рис.1).

Рисунок 1.

Структура производства основных видов сельхозпродукции по категориям хозяйств РД, 1999 г., %

На 1.01.2000 г. в республике имеется 381, 2 тыс. ЛПХ населения, за которыми закреплено 91,7 тыс. га земель, в том числе 82,5 тыс. га сельхозугодий. В общей структуре

0 с/х предприятия □ ЛПХ □ КФХ

|

производства валовой продукции сельского хозяйства ЛПХ населения занимают 79,7 %, КФХ -4,8 % и сельхозпредприятия 15,5 %. Ежегодно отмечается увеличение доли ЛПХ в общей структуре. Однако следует подчеркнуть, что подобные структурные изменения происходят в основном за счет снижения показателей в коллективных предприятиях и роста количественных показателей личных подворий (число ЛПХ, площадь земель и т.д.), поскольку анализ динамики урожайности сельхозкультур показывает, что за 1991-99 годы происходило ее снижение как в коллективном секторе, так и в секторе ЛПХ практически одинаковыми темпами.

ЛПХ населения, занимая примерно 2,5 % от общей площади сельхозугодий, производят в настоящее время 79,7 % валовой сельскохозяйственной продукции. Между тем, фермерские хозяйства, занимая 1,39 % сельхозугодий, дают только 4,8 % валовой продукции сельского хозяйства.

Главная причина столь огромной непропорциональности лежит вовсе не в более высокой эффективности ЛПХ как формы хозяйствования по сравнению с КФХ. Дело в широком взаимодействии личных подворий с общественным сельскохозяйственным производством, в использовании в больших объемах его разнообразных ресурсов.

Связи ЛПХ с коллективными хозяйствами остаются во многом неурегулированными. Существует как легальное, так и нелегальное перераспределение продукции и ресурсов коллективных хозяйств в пользу ЛПХ. Причем во многих, особенно формально реорганизованных хозяйствах, где отношения собственности остаются непрозрачными и имущество не распределено среди ответственных собственников, нелегальное перераспределение ресурсов преобладает, что подрывает экономический потенциал коллективных предприятий.

Таблица 1.

_________________Динамика земель, закрепленных за сельскими администрациями и сельхозпредприятиями, организациями и гражданами, 1991-99 гг., тыс. га

Сельские, поселковые и городские администрации Сельскохозяйственные предприятия, организации и граждане

На 1.01.91. На 1.01.99 1999 в % к 1991 На 1.01.91. На 1.01.99 1999 в % к 1991

Общая площадь 33,7 946,3 28,1 раз 4340,9 3540,1 81,6

В т.ч. сельхозугодья 12,3 792,5 64,4 раз 3290,4 2663,1 80,9

Из них пашня 1,7 85,6 50,4 раз 500,3 422,0 84,3

Как видно из таблицы 1 за годы реформ произошло существенное увеличение площади земель, переданных в ведение органов местного самоуправления. Большую часть из этих земель составляют пастбища, на которых выпасается скот владельцев ЛПХ населения и других индивидуальных сельхозтоваропроизводителей. С учетом этих земель и земель, закрепленных за иными индивидуальными землепользователями (табл.1), площадь земель, приходящихся на одного индивидуального землепользователя составляет 1,82 га, что значительно выше размера ЛПХ населения -0,24 га.

В связи с этим будет правильным указывать всю эту площадь индивидуальных землепользователей при отражении их доли в общем объеме производства валовой продукции сельского хозяйства республики, которая с учетом КФХ за 1999 год составила около 85 %. В противном случае искажается реальная картина соотношения различных укладов в аграрной структуре Дагестана.

Таблица 2.

_______________________________________________________Показатели развития ЛПХ населения РД по зонам, 1999 год

Даге- стан В том числе по зонам

Равнина Предгорье Горы

1 .Земли всего, соток / 1 хозяйство 24,1 17,0 26,1 30,7

в т.ч.

с/х угодий 21,8 14,7 23,8 28,5

2.Поголовье скота, голов

в т.ч.

2.1.Овцы и козы 3,46 2,12 2,3 5,51

2.2.КРС 1,27 0,9 1,1 1,8

Как видно из таблицы 2, с переходом от равнинной части республики к горной увеличиваются показатели деятельности ЛПХ населения. Размер сельскохозяйственных угодий, закрепленных за ЛПХ в горной части почти в 2 раза выше аналогичного показателя на равнине. По числу поголовья скота ЛПХ горной зоны также превышают ЛПХ равнинной зоны, почти в два раза. Подобные различия объясняются тем, что в равнинной части республики население имеет альтернативные формы трудоустройства в городах, в то время как в горной части республики население существенно ограничено в выборе направлений трудоустройства. Это и вынуждает население горной части в целях увеличения доходов своих семей расширять размеры ЛПХ населения, поскольку в коллективных сельхозпредприятиях трудоустроено по данным за 1999 год всего около 10 % трудоспособного населения, при менее 7 % в равнинной части Дагестана.

Ярко выраженные особенности складывающихся аграрных отношений в республике от общей российской практики, являются дополнительным фактором, подтверждающим необходимость учета региональных факторов при разработке и реализации аграрной политики внутри самой республики.

Кроме того, большая доля земель в республике используется как отгонные пастбища. Общая площадь таких земель составляет 1241,0 тыс. гектаров и находится в пользовании 636 хозяйств.

Большинство хозяйств, особенно в горной и предгорной территориях, имеют земельные участки ( в постоянном, долгосрочном и краткосрочном пользовании), изолированные от основного массива, часто удаленные от него на значительные расстояния (до 500 км).

Такое положение создает определенные сложности хозяйствования, вызывает дополнительные расходы, приводящие к удорожанию производимой продукции, к недостаткам в использовании сельскохозяйственных земель, что неблагоприятно сказывается на их состоянии.

При этом следует отметить, что землепользование на подобных землях регулируется специальным республиканским законом «О статусе земель отгонного животноводства», который устанавливает отдельные ограничения для землепользователей. В частности на этих землях запрещено выделять земельные доли, а также создание фермерских хозяйств требует соблюдения сложной процедуры согласований.

После выхода Указа президента РФ от 7 марта 1996 г. №337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» в Дагестане осуществляется работа по выделению земельных долей, и складывающиеся направления распоряжения земельными долями имеют специфические особенности (табл.2).

Таблица 3.

________________________________________________________Варианты распоряжения земельными долями, % на 1.01.2000 г.

Россия Дагестан

Млн. % Тыс. %

Определено земельных долей, всего в т.ч. работникам сельхозпредприятий 11,8 4,95 41,9 169,5 74,74 44,1

Из них получили свидетельства 10,8 92,1 72,1 42,5

В т.ч. распорядились 8,159 50,4

Передали земельную долю в аренду 5,016 46,3 5,3 7,4

Внесено в уставные капиталы 0.503 4,7 2,2 3

Выделено участков для КФХ и ЛПХ 0,848 7,9 42,5 59

Передано в пользование 1,792 16,6 0,4 0,6

Не распорядились 2,641 24,5 21,7 30

Из таблицы видно, что в России за работниками сельхозпредприятий закреплено менее 45 % земельных долей. Более половины земельных долей оказались в руках лиц, не являющихся работниками сельхозпредприятий.

Как показали наши исследования, наиболее распространенным вариантом распоряжения земельными долями в Дагестане является использование земельных долей для расширения землепользования личных подсобных хозяйств населения. На эти цели использованы 59 % земельных долей. Это подтверждает существенное отличие складывающихся земельных отношений в Дагестане, поскольку в целом по России на эти же цели использованы только 7,9 % земельных долей. Наиболее распространенной формой в России, как видно из таблицы, является передача земельных долей в аренду-46,3 % при 7,4 % - в Дагестане.

Такие различия в выборе вариантов использования земли в целом по стране и в Дагестане, на наш взгляд, объясняются тем, что в республике, являющейся трудоизбыточным регионом, пока еще не исчерпан потенциал для расширения личных подворий и в условиях продолжающегося ухудшения финансово-экономического положения сельхозпредприятий, последние не в состоянии не только брать в аренду земельные доли, но и обеспечивать эффективное использование закрепленных за ними сельхозугодий. По этой причине и в силу существенного ослабления технического потенциала сельхозпредприятий по итогам 1999 года в республике не использовалось более 100 тыс. га. пашни или около 20 % от всей пашни в Дагестане.

Кроме того, наличие потенциала для расширения землепользования ЛПХ в Дагестане подтверждается данными социологического опроса владельцев ЛПХ населения, проведенного нами в 2000 году (таб.4).

Таблица 4.

Распределение ответов на вопрос: «Ваши намерения относительно ведения

ЛПХ?» (в % к числу ответов)

Варианты ответов %

Сохранить в прежнем размере ЛПХ 32,7

Расширить ЛПХ 36,7

Сократить ЛПХ 11,3

Завести ЛПХ 1

Отказаться от ведения ЛПХ 7,3

Не знаю 2

Более 36 % от общего числа опрошенных (всего опрошено) 150 чел., заявили о своем желании расширить личное подворье и только 11, 3 % выразили желание сократить размеры ЛПХ населения.

В то же время мы считаем, что в целом по стране практически исчерпаны резервы трудовых ресурсов для расширения землепользования личных подворий, что и подтверждается вариантами распоряжения земельными долями (табл.3)., где на расширение ЛПХ населения направлено всего 7,9 % земельных долей.

Правовой вакуум в области федерального законодательства привел к кризисному состоянию в земельных отношениях это обусловливает стихийное развитие земельных отношений, что не отвечает интересам аграрной реформы и состоянию экономики республики в целом.

Во многом это явилось следствием недооценки важности и масштаба земельных преобразований, чрезмерной политизации земельного вопроса, а также отсутствием четких и обоснованных концепций, программ и планов реализации земельной политики.

Неоднозначность общих подходов к преобразованию земельных отношений как во времени, так и применительно к конкретным экономическим, социальным, психологическим, демографическим и иным условиям предопределяет необходимость взвешенного гибкого подхода к реформированию земельных отношений по регионам страны и особенно при включении земли в рыночный оборот. В Дагестане с учетом вышеперечисленных особенностей введение частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения в настоящий момент нецелесообразно и нет объективной необходимости в этом.

В то же время, что касается земель владельцев садовых, огородных, дачных участков и т.д. , то этот их оборот, как мы знаем, на практике существует, и проблема здесь стоит в упорядочении системы его государственного регулирования, включая регулирование размеров частного землевладения, введение других определенных ограничений частного землевладения.

Учитывая роль и место личных подворий в аграрной структуре Дагестана, назрела необходимость создания соответствующей законодательной базы, регулирующей все стороны функционирования ЛПХ. Законодательная база должна быть направлена на закрепление позитивных явлений в развитии личных подворий населения, на возобновление интеграционных связей с коллективными сельхозтоваропроизводителями, на правовую защищенность ЛПХ населения.

Одновременно необходимо обеспечить, чтобы направления аграрной политики предусматривали вовлечение ЛПХ населения в сферу внимания и заботы соответствующих органов управления. По нашему мнению, актуальны следующие направления работы с ЛПХ: 1)создание системы закупок производимой в ЛПХ продукции; 2) обеспечение личных подворий молодняком скота и птицы, кормами на основе установленного порядка их выделения; 3) передавать незанятые животноводческие помещения сельхозпредприятий в аренду населению для организации производства сельскохозяйственной продукции; 4) включение личных подворий в систему государственного племенного, ветеринарного и зоотехнического обслуживания ; 5) обучение сельского населения новым методам хозяйствования, оказания им соответствующих консультационных услуг, распространения высокоурожайных сельскохозяйственных культур, и т.д.; 6)развитие эффективных форм рыночной интеграции ЛПХ путем создания снабженческо-сбытовых кооперативов, налаживания взаимовыгодных связей ЛПХ с перерабатывающими и торгово-закупочными организациями, системой Дагпотребсоюза и т.д.; 3)совершенствование механизма взаимодействия ЛПХ с коллективными сельскохозяйственными предприятиями, что возможно при реальной реорганизации последних; 4)развитие сельской кредитной кооперации и обеспечение доступа владельцев ЛПХ к фондам льготного кредитования, лизинговым фондам и пр.

Реализация этих и других мер позволит увеличить производство сельхозпродукции в личных подсобных хозяйствах и тем самым повысить их роль в продовольственном обеспечении населения республики.

Муртилов Н.А.

Методологические аспекты взимания земельного налога

Категории земельного налога и земельной ренты тесно взаимосвязаны и взаимоообусловлены. Первоначальными являются именно рентные отношения, поскольку они определяют функции земельного налога, на основе которых, в свою очередь, устанавливаются величины налоговых ставок и принимаются другие конкретные решения по реализации прав собственника на землю.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.