Научная статья на тему 'Формирование многоукладной экономики в сельском хозяйстве Дагестана'

Формирование многоукладной экономики в сельском хозяйстве Дагестана Текст научной статьи по специальности «Сельское хозяйство, лесное хозяйство, рыбное хозяйство»

CC BY
170
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Формирование многоукладной экономики в сельском хозяйстве Дагестана»

ВЕСТНИК ИНСТИТУТА ИАЭ. 2007. № 1. С. 64 - 71.

М.М. Амирханова

ФОРМИРОВАНИЕ МНОГОУКЛАДНОЙ ЭКОНОМИКИ В СЕЛЬСКОМ ХОЗЯЙСТВЕ ДАГЕСТАНА

Переход агропромышленного комплекса (АПК) страны и ее регионов к рыночным отношениям, утверждение в сельской местности многоукладной экономики на базе различных форм собственности стали объективной реальностью.

В Российской Федерации с ноября 1990 г. по март 1999 г. были приняты и изданы 42 закона, 34 указа президента и 152 постановлений правительства, которые устанавливали новые принципы деятельности сельскохозяйственных предприятий и управления отраслью. Эти многочисленные правовые акты были направлены на создание новых условий функционирования АПК и основ управления им в соответствии с требованиями законов рыночной экономики.

Последовательное внедрение в аграрное производство сути, заложенной в этих законодательных и нормативных актах, привело к глубокому кризису в этой отрасли. Так, за период с 1991 г. по 2000 г. по сравнению с 1990 г. объемы капитальных вложений в агропромышленный комплекс страны (в сопоставимой оценке) уменьшились в 20 раз. Парк основных видов сельскохозяйственных машин сократился на 40-50%. Посевные площади с/х культур сократились на 32,3 млн. га, или почти на треть. В 6 раз уменьшилось применение органических и в 7 - минеральных удобрений, в результате чего снизилось плодородие почвы и создались условия устойчивого падения урожайности в будущем (Захаров Ю., 2002. С. 89-94).

Поголовье крупного рогатого скота и свиней в стране за эти годы (1991-2000 гг.) уменьшилось на 51 %, овец и коз - на 75, птицы - на 48. Производство зерна сократилось в 1,8 раза, сахарной свеклы - в 2,2, молока - в 1,7, мяса - в 2,2, яиц -1,4, шерсти - в 5,6 раза. Общий объем валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств снизился на 37 % (Захаров Ю., 2002. С. 91).

В результате рыночных преобразований подавляющее большинство сельскохозяйственных предприятий оказалось убыточным, без оборотных средств, с огромной задолженностью по кредитам, поставщикам энергетических и других материально-технических ресурсов.

Неплатежеспособность сельскохозяйственных товаропроизводителей (в том числе и фермерских хозяйств) крайне негативно сказалась на деятельности предприятий сельскохозяйственного машиностроения и других отраслей промышленности, связанных с сельским хозяйством.

В этот период была осуществлена, хотя во многом формально, реорганизация колхозов и совхозов. Из 22172 колхозов и совхозов России (87 % общего количества), прошедших перерегистрацию на 1 марта 1993 г., каждый третий, или 34 %, сохранил свой прежний статус, 47 % колхозов и совхозов были преобразованы в товарищества с ограниченной ответственностью, 8,6 % - в сельскохозяйственные кооперативы, 3,6 % - в ассоциации крестьянских хозяйств, 1,7 % - в подсобные хозяйства предприятий и других организаций, 313 совхозов -

в колхозы (Никонов А.М., 1993. С. 14).

А.И.Османов правомерно отметил, что негативные явления в сельском хозяйстве 90-х гг. были обусловлены теми общественно-политическими событиями, которые происходили в России, - главным образом экономическим кризисом, охватившим все отрасли народного хозяйства. В Дагестане же к этому добавились транспортная блокада из-за военных событий в Чечне, вторжение в приграничные районы бандформирований в 1999 г., а также необходимость размещения большого количества беженцев из Чеченской республики. Все это значительно ухудшило экономическое состояние республики (Османов А.И., 2006. С. 561).

Формирование многоукладной экономики в агропромышленном комплексе Дагестана происходило в этих сложных условиях. Наиболее устойчивыми сельскохозяйственными организациями в условиях перестройки оказались колхозы и совхозы. Они продолжали функционировать, несмотря на резко ухудшившееся экономическое положение республики и несколько негативное отношение к этим формам социалистической экономики «реформаторов» 90-х гг. Экономический кризис выдержали не только крупные и рентабельные коллективные хозяйства, работающие на рынок на равнине и в предгорьях, но и небольшие убыточные колхозы горных районов, которые в «застойные» годы (70- первую половину 80-х гг.) едва сводили концы с концами за счет государственных дотаций. Уже в 1992-1993 гг. все выплаты им прекратились.

За годы рыночных преобразований резко ухудшилось материально-техническое обеспечение хозяйств республики. Начиная с 1991 г., количество тракторов у них уменьшилось на 54,3 %, сеялок - на 47,3 %, зерновых комбайнов - на 41,4 %, кормоуборочных комбайнов - на 75,1 % (Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 1999. С. 74). Несмотря на явные признаки кризиса, подавляющее большинство сельскохозяйственных коллективных хозяйств продолжали функционировать.

Вместе с тем появились и новые формы хозяйствования: арендные коллективы, акционерные общества, кооперативы, коллективные предприятия, крестьянские (фермерские) хозяйства и т.д. Создание их в АПК Дагестана происходило на базе реорганизованных колхозов и совхозов. Таким образом было образовано 27 акционерных обществ, 8 сельскохозяйственных кооперативов, 32 новых совхоза, 1 народное хозяйство. В это же время 28 сельхозпредприятий было передано в муниципальную собственность и около 70 предприятий -различным ведомствам и организациям (концернам «Имамат», «Ириб», «Дербент», правлению Кизлярских пастбищ и др.).

С начала 90-х гг. в стране начинают зарождаться фермерские хозяйства, на которые инициаторы аграрных преобразований возлагали большие надежды. Предполагалось, что они станут основными производителями сельскохозяйственной продукции. Были обещаны материально-финансовая поддержка, налоговые и иные льготы. Все это сыграло свою роль. В течение 1993 г. в Дагестане было организовано 6741 крестьянское (фермерское) хозяйство, в 1994 г. создалось еще 2562; всего на начало 1995 г. в Дагестане насчитывалось 9303 таких хозяйств (Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 1999. С. 7). Большинство из них было сосредоточено на равнине: в Хасавюртовском, Кизлярском и Буйнакском районах. Средний земельный надел каждого составлял всего 2,6 га, что в 16,2 раза ниже среднероссийского уровня. К

концу 90-х гг. число фермерских хозяйств выросло до 16590. За ними было закреплено около 40 тыс. га земель. Фермерам принадлежит 6 % скота в республике (Бобровников В.О., 2002. С. 92).

Как известно, Дагестан - одна из самых сложных по географическому ландшафту и климатическим условиям республик в Российской Федерации. На сравнительно небольшой территории (50,3 тыс. кв. км) имеются как равнинная, так и высокогорная части, в которых природно-климатические условия существенно отличаются. Разнообразие природно-климатических условий предопределило специализацию производства и выделение трех сельскохозяйственных зон: равнинной, предгорной и горной. Почти 2/3 сельскохозяйственных угодий республики расположены в равнинной зоне. Причем, если садоводство развито во всех сельскохозяйственных районах, то производство винограда, плодоовощных и зерновых культур сосредоточено в равнинной и предгорной зонах, а животноводство наибольшее развитие получило в равнинной и горной зонах.

На современном этапе развития производительных сил имеются значительные различия в степени механизации производства перечисленных видов сельскохозяйственной продукции. Поэтому между этими сельскохозяйственными зонами орудия труда распределены неравномерно. Основная их масса находится в равнинной и предгорной зонах. Кроме того, производство той или иной сельскохозяйственной продукции требует соответствующей техники, технологии, кооперации труда и т.д. В силу сказанного, в этих сельскохозяйственных зонах приватизация, на наш взгляд, не должна осуществляться по единой схеме. Здесь применимы различные формы реорганизации хозяйств. Например, для виноградарских хозяйств наиболее приемлемой формой реорганизации, на наш взгляд, является их акционирование, тогда как для хозяйств, специализирующихся на производстве животноводческой продукции, - создание различных самостоятельных производственных коллективов.

Преобразования в сельском хозяйстве республики идут весьма медленно и болезненно. Но как показывает исторический опыт, искусственное ускорение подобных процессов может иметь весьма негативные последствия. По нашему мнению, для выявления наиболее приемлемых и эффективных форм хозяйствования в условиях конкретного региона необходимо определенное время. Более всего это относится к Дагестану как в силу сложившихся социально-экономических и национальных факторов, так и остро стоящей проблемы малоземелья (сегодня на одного жителя республики приходится 1,6 га сельхозугодий).

Учитывая, что в сельской местности республики проживает 60 % населения, имеющего тенденции к значительному росту численности, можно предположить, что проблема малоземелья будет приобретать все большую остроту.

Исходя из вышесказанного, можно сказать, что частная собственность на сельскохозяйственные угодья для Республики Дагестан - не панацея от всех проблем, а лишь один из возможных вариантов реформирования агропромышленного комплекса.

Аграрная реформа, как уже было отмечено, позволила создать основы многоукладной экономики в сельском хозяйстве республики. К концу 2000 г. в республике имелось 887 сельхозпредприятий (к концу 1999 г. их было 848).

Кроме 470 колхозов, 236 совхозов и одного межхозяйственного предприятия (МХП) в республике числилось 38 акционерных обществ, 81 сельскохозяйственный кооператив, 61 сельхозпредприятие (Дагестан - 2001, ч. 2. С. 82).

Вместе с тем проводимые преобразования сопровождались снижением объемов производства продукции сельского хозяйства. Так, за период 1991-2000 гг. объем валовой продукции сельского хозяйства в республике снизился на 33 % при падении производства в целом по стране более чем на 40 % и в регионах Южного Федерального округа - на 40-45 % (Дагестан - 2000. Ч. 1. С. 72). За годы рыночных реформ произошли серьезные изменения в составе производителей сельскохозяйственной продукции республики. Так, в течение 1997 г. повысилась роль индивидуальных хозяйств в производстве этой продукции. Доля личных подсобных хозяйств в валовой продукции сельского хозяйства составила 70 %. При этом они имели более высокую урожайность сельхозкультур и продуктивность животных, чем на сельхозпредприятиях. Данный факт можно объяснить не только снижением производства в общественном секторе, но также и тем, что материально-технические ресурсы распадающихся или существующих номинально колхозов и совхозов нередко бесплатно использовались в личных хозяйствах населения.

Изменения в составе сельхозпроизводителей иллюстрируются в таблице 1.

Таблица 1

Удельный вес продукции сельского хозяйства в %_

Годы Сельхозпредприятия Хозяйства населения Фермеры

1990 59 41 -

1992 45 55 0,2

1994 30 68 2,1

1995 27 70 4

1996 27 70 4

1997 29 68 3

1998 20 75 5

1999 16 79 5

2001 12 84 4

Составлено по: Статистический бюллетень, 1997. С. 22.

Как видно из таблицы 1, за 9 лет удельный вес сельхозпредприятий в производстве валовой продукции сельского хозяйства снизился более чем в 4 раза, а доля хозяйств населения выросла в 2 раза и фермерских хозяйств в 20 раз.

В целях дальнейшей структурной перестройки отрасли и реформирования сельхозпредприятий, создания условий для развития экономики правительством РД была принята республиканская целевая программа развития крестьянских (фермерских) хозяйств и кооперативов на 1997-2000 гг. Финансирование предусмотренных в ней мероприятий планировалось осуществить за счет одноименной федеральной программы, однако из-за недостаточности выделяемых средств из федерального бюджета многие ее положения выполнялись неудовлетворительно. Несоблюдение основных принципов реорганизации и приватизации сельхозпредприятий привело к формальному изменению названий организационно-правовых форм собственности и искусственному дроблению крупных хозяйств.

Важным направлением выхода из кризиса и последующего наращивания производства сельхозпродукции в Дагестане является развитие кооперации. В результате реорганизации колхозов и совхозов государственный сектор землепользования сократился, на его базе был образован частный сектор. Таким образом, наряду с обособлением части крестьян наметилась тенденция их объединения в различные формы кооперативов и товариществ.

К началу реформ в 1986 г. сложилась ситуация, когда формально существовала возможность выхода из колхоза, но на деле этого механизма не было. В колхозах не было делимого фонда, состоявшего из паев или земельных долей каждого члена данного хозяйства. При выходе из кооператива работнику необходимо было выделить его пай вместе с причитающейся ему долей, заработанной в процессе деятельности данного кооператива. Но так как все имущество колхоза состояло из неделимого фонда, то работник ничего не мог получить при выходе из этого коллективного хозяйства. Все эти вопросы в настоящее время оговорены в Законе РФ «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г., принятие которого потребовала сама жизнь. Разработан также новый Устав сельскохозяйственного производственного кооператива (колхоза и сельскохозяйственной артели), в котором подробно отражены все вышеуказанные процедуры.

Следует отметить, что при резком спаде производства продукции в сельхозпредприятиях доля личных приусадебных хозяйств населения (ЛПХ) в общем объеме сельхозпродукции достигла в 2001 г. 84 %. Иными словами, 5,6 % сельхозпродукции республики производится в ЛПХ населения. При этом по ряду видов продукции ЛПХ являются основными производителями. Так, в 2001 г. в них произведено 93 % овощей (в 1990 г. - 54 %), 96 % картофеля (80 %), 87 % плодов (56 %), 87 % мяса и 83 % молока (в 1990 г. соответственно 37 % и 49 %), 77 % шерсти (62 %) (Ибрагимов М.М., 1999). Необходимо отметить, что в целом и по Российской Федерации доля ЛПХ в валовой продукции сельского хозяйства увеличилась с 26,3 % в 1990 г. до 58 % в 2000 г. (Дагестан - 2001. Ч. 1. 2002. С. 101). Успешному развитию ЛПХ способствовали такие факторы, как бесплатное использование ими ресурсов сельхозпредприятий и земель общественного сектора, освобождение их от налогообложения, кооперативные связи с сельхозпредприятиями и т.д.

В условиях кризисного положения сельского хозяйства ЛПХ играют важную роль. Во-первых, они позволяют обеспечить население продовольствием. Во-вторых, обеспечивают занятость населения, сдерживающую миграцию в города, избавляя, тем самым, государство от огромных затрат по борьбе с безработицей. В-третьих, позволяют сохранить сельский образ жизни и поддерживать особую сельскую культуру и социальную атмосферу.

Однако при всей значимости ЛПХ в производстве сельхозпродукции сегодня, на наш взгляд, с точки зрения перспектив развития сельского хозяйства их роль ограниченна. Это связано с мелкоконтурностью земельных наделов, преимущественным использованием ручного труда, ограниченностью применения передовых технологий возделывания сельхозкультур и высокопроизводительной техники.

Мировой и отечественный опыт показывает, что преимущества имеют крупнотоварные хозяйства. Не является в этом плане исключением и Дагестан. Как отмечает К.М. Балиянц, «... совхоз «Манаскентский» Карабудахкентского

района получил в 1996 г. более 1 млрд. руб. дохода. Сохраненная и дополнительно приобретенная техника позволила провести весь комплекс агромероприятий. Все отрасли хозяйства были доходными, оплата труда производилась не только в денежной форме, но и в натуральном виде: сахаром, зерном, лесом, сеном и т.д.» (Балиянц К.М., 1998. С. 15).

Обращает на себя внимание тот факт, что на 1 января 2001 г. в республике были определены 169,5 тыс. земельных долей на площади 491,6 тыс. га, а свидетельства на пользование землей на площади 152,8 тыс. га получили лишь 74,1 тыс. граждан (43,7 %). Иначе говоря, в Дагестане крестьяне не торопятся с юридическим оформлением своих земельных долей, а значит и с выходом из коллективных хозяйств.

В то же время в республике наблюдается бум создания крестьянских (фермерских) хозяйств К(Ф)Х. Только за 1999-2001 гг. их число увеличилось в 1,7 раза, и на 1 января 2002 г. было зарегистрировано 32860 крестьянских (фермерских) хозяйств (Дагестан - 2000. Ч. 1. 2001. С. 97).

Однако К(Ф)Х Дагестана являются мелкими даже по сравнению со среднероссийскими. Если средний размер земли, приходящейся на одно К(Ф)Х по России составил 55 га, то в Дагестане - 2,9 га. Это служит фактором, ограничивающим рост эффективности производства в этих хозяйствах.

Эффективность функционирования ЛПХ граждан в значительной мере зависит от взаимоотношений с общественным сельскохозяйственным производством. Само ЛПХ не обладает достаточными материальными и земельными ресурсами, необходимыми для успешного функционирования. Взаимодействие с общественным хозяйством осуществляется на всех стадиях производства, переработки и реализации продукции. Одним из важнейших направлений интеграции является материально-техническое снабжение и производственное обслуживание. Личный сектор при решении этих вопросов почти полностью зависит от общественного производства. Хозяйства граждан нуждаются в традиционно представляемых сельскохозяйственными предприятиями видах поддержки и помощи: продажа молодняка скота и птицы, кормов, топлива, выделение сенокосов и пастбищ, то есть предоставление необходимых ресурсов.

В зарубежных странах применительно к хозяйствам населения развита вся инфраструктура (агросервис, инженерная, социальная сфера), а в нашей стране она ориентирована на крупное производство. Так, при наличии высокомощных технических средств практически не выпускается малогабаритная техника, которую может позволить себе владелец личного хозяйства. Поэтому ЛПХ населения тесным образом связаны с крупными сельскохозяйственными предприятиями по линии использования техники, оборудования, их ремонту и эксплуатации.

Устранить все, что мешает раскрытию потенциала крупного производства, создав разумную систему мелкотоварного производства, добиться оптимальной кооперации и интеграции двух секторов экономики сельского хозяйства - главная задача как на ближайшую, так и на отдаленную перспективу. Между общественным крупным и личным мелким хозяйствами существует исторически сложившаяся интеграция труда. В хозяйствах населения производится значительная доля продукции тех отраслей, которые наиболее трудоемки и мало механизированы. Там, где достигнут высокий уровень механизации

(кормопроизводство, зерновое хозяйство, птицеводство), чаще всего эффективно крупное производство.

Определенный опыт интеграции ЛПХ с сельскохозяйственным предприятием разработан и успешно осуществляется на Шамхал-Янгиюртовской птицефабрике Кумторкалинского района. В этом хозяйстве работает все трудоспособное население. За 1996 г. реализовано 7257 тыс. шт. яиц на сумму более 3 млн. руб. По желанию работников вместо заработной платы выдаются по себестоимости яйца и мясо птицы, что обычно на 10-20 % ниже рыночной цены. Таким образом, работники совхоза помогают выжить в тяжелые времена своему хозяйству (Мустафаева Х.Д., 1997. С. 10).

Широкое развитие интеграционные связи общественного производства с ЛПХ и КФХ, получили и в животноводстве. Их выгодность обеспечивается тем, что гражданам, заключившим с колхозами, совхозами, КФХ и другими сельскохозяйственными предприятиями договоры на выращивание скота, предоставляются дополнительные земельные участки для возделывания кормовых культур, с которых не исчисляется сельскохозяйственный налог.

Так, в совхозе «Алмакский» Казбековского района накоплен опыт интеграции общественного производства и личного подсобного хозяйства при выращивании и откорме крупного рогатого скота, который осуществляется с учетом местных условий (Исаев З.Н., Магдиев Г.М., 1983).

В целях эффективного саморазвития в условиях рынка целесообразно объединение усилий ЛПХ путем создания кооперативов. Наиболее эффективен путь, когда они объединяются в производственные кооперативы. Они могут быть созданы объединением ЛПХ и фермерских хозяйств или внутрихозяйственных кооперативов сельско-хозяйственных предприятий.

Нынешняя реформа АПК кардинально отличается от тех преобразований сельского хозяйства, которые предпринимались в предшествующие годы. Они были направлены на то, чтобы сделать сельское хозяйство более эффективным, используя технический прогресс, не изменяя коренным образом сложившуюся систему аграрных отношений, форм собственности. Главное отличие современной аграрной реформы состоит в ее ориентированности на глубокие изменения в содержании аграрных отношений, в их переводе на рыночные основы. В процессе проведения аграрной реформы создаются многообразные формы собственности, различные организационно-правовые виды сельскохозяйственных предприятий, значительно расширяется хозяйственная самостоятельность сельских товаропроизводителей. Однако реформирование сельскохозяйственных предприятий и предприятий других отраслей АПК еще нельзя считать законченным.

БИБЛИОГРАФИЯ

Бобровников В.О., 2002. Современное дагестанское село // Народы Дагестана М.

Балиянц К.М., 1998. Развитие организационных форм хозяйствования в региональном АПК (на примере Республики Дагестан): Автореф. дис. кандидата экономических наук. Махачкала.

Дагестан - 2000. Ч. 1. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 2001. Махачкала.

Дагестан - 2001. Ч. 1. Социально-экономическое положение Республики

Дагестан. 2002. Махачкала.

Дагестан - 2001. Ч. 2. Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 2002. Махачкала.

Захаров Ю.М., 2002. Состояние и возможности развития агропромышленного комплекса // Экономист. № 2.

Ибрагимов М.М., 1999. Земля - главный природный ресурс (Ценим ли мы ее ?) // Дагестанская правда. 6 августа.

Исаев З.Н., Магдиев Г.М., 1983. Сочетание личного с общественным // Дагестанская правда. 17 марта.

Мустафаева Х.Д., 1997. Развитие личных подсобных хозяйств в условиях рыночной экономики (на примере Республики Дагестан) // Автореф. дис. кандидата экономических наук. Махачкала.

Никонов А.М., 1993. Социально-экономические проблемы аграрной реформы в Российской Федерации // АПК: экономика, управление. № 10.

Османов А.И., 2006. Историко-географическая характеристика, административное устройство, развитие промышленности и сельского хозяйства Дагестана. Махачкала.

Социально-экономическое положение Республики Дагестан. 1994. Стат. сборник. 1995. Махачкала.

Статистический бюллетень. 1997. № 12. Махачкала.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.